Перейти к содержанию

Успение Богородицы - небольшой вопрос


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Что в таком случае изображается на иконах вознесния Богородицы? Явно ведь не бездушное тело.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вознесение Богородицы изображено на гербе Минска:

 

gerb-minsk.jpg

 

Если это всего лишь восхождение души Пресвятой Девы на небо, то какой смысл называть это вознесением и изображать его на иконах как уникальное событие?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На иконах много чего изображается без реальной точности. Душа Марии, например, не выглядит как младенец, но так на многих иконах изображается. Я в принципе не считаю икону "богословием в красках".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На иконах много чего изображается без реальной точности. Душа Марии, например, не выглядит как младенец, но так на многих иконах изображается.

Потому что византийские иконы написаны на языке символов.

 

Я в принципе не считаю икону "богословием в красках".

Конечно, если принимать во внимание и все западные иконы, и все новые, написанные в так называемом академическом стиле. Но почему бы таковыми не считать традиционные восточные образы?

Ведь Традиция, как способ передачи Откровения, это не только тексты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И "традиционные" восточные образы не являются богословием в красках.

 

Невозможно изобразить воскресение кого бы то ни было, потому что невозможно изобразить ни душу, ни соединение души с телом. Можно нафантазировать и что-то символическое изобразить, но это фантазии иконописцев, а не богословие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откровение можно передать без слов молча. Но Откровение остаётся по большей части неизобразимым. В этом плане слово превосходит образ. Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://krotov.info/library/04_g/or/bunova_0.htm

 

Блог автора — https://mmekourdukova.livejournal.com/ — доказательство того, что икона (будь она хоть трижды рублёвской или дионисиевской) — не богословие в красках.

 

Изменено пользователем ioann22
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще и такое мнение:

 

Но по какому тексту совершаются Похвалы у нас? Вчитываясь в текст, понимаешь, что Похвалы говорят о ТЕЛЕСНОМ ВОСКРЕСЕНИИ Богоматери. Не взятии на Небо, а именно о Воскресении: "...видите пояс и уразумейте: Дева воскресе от гроба" (Благословенны, гл 5). Но подождите, разве воскресение Богородицы - не католический догмат 1950 года? Он логическое следствие католического догмата о Непорочном Зачатии... Причём здесь мы, православные? Причём здесь греки?

На самом деле ответ прост: чин Похвал в современном нам виде пришёл из Западной Украины 17-18 века. Так же как чин Пассии. А там все виднейшие иерархи - были выходцами из латинских богословских учебных заведений. Византийская система образования была похоронена турками, а русская ещё не оперилась. Вот и вынуждены были православные отроцы принимать латинство, учиться, а потом снова возвращаться в Православие - уже учёными мужами. Поневоле латинские мнения прилеплялись к их учёности, словно рачки к днищу корабля. А Пётр 1 ничтоже сумняшеся перенёс их из Малороссии уже в Великороссию простым перемещением "грамотных" - по его мнению - архиереев на российские кафедры. Сии учёнейшие мужи действительно много сделали для Российской Церкви. Но с ними приезжали и другие - менее подкованные в богословии однокашники или просто - земляки. И "рачки" быстро стали размножаться. Сколько у нас в результате в Минее чинов написанных малоросскими мнихами? - Не сосчитать... И не всегда уровень их выдерживает критику. Но почему именно сейчас чин появился у нас в явно латинизированном виде - тот ещё вопрос. Не советские ли монахи-ротовцы, так симпатизаровшие Риму, постарались?

Не пора ли думать о ревизии Миней, чистке их от католических догматов, протестанских веяний и просто - от безграмотности? Помню, читал старообрядческий канон мученику Уару и диву давался: каким понятным языком он написан! А возьмёшь вариант Минеи... Господи, помоги нам!

https://o-alexandr75.livejournal.com/80946.html

 

Надо бы посмотреть греческую минею и проверить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не смог найти службы погребения Богородицы на греческом. Неужели этот чин в известном нам виде существует только на церковнославянском языке, что, кажется, следует из слов процитированного выше господина Зотова?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

luxfon.com_14862.jpg?x11521

 

Поздравляю, братья и сестры!

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Апостольской Конституции Munificentissimus Deus Папы Пия XII (AAS 42 [1950], 760-762. 767-769)

 

Тело Твоё святое и преславное

 

Святые Отцы и великие учители в проповедях и наставлениях, читанных людям на Взятие на небо Богородицы, говорили о празднике сем как об истине, ведомой верным христианам, и ими принимаемой; изъясняли сие подробно, а равно, при помощи веских богословских доказательств, представляли существо и значение её. Торжество сие, - утверждали они всего прежде, - не только напоминает, что тело благословенной Марии Девы соблюдено было от всяческого тления, но и служит воспоминанием Её победы над смертью, и Её небесного прославления, подобного прославлению Единородного Сына, Иисуса Христа.

 

Посему святой Иоанн Дамаскин, знаменитейший вестник истины сей, сравнивая телесное вознесение живоносной Матери Божией с иными дарами Её, пламенно утверждает: "Надлежало, дабы Та, Которою пришёл в мир Спаситель, сохранила нерушимое девство, - и по смерти равно не изведала тления плоти. Надлежало, дабы носившая во чреве Своём Творца - Младенца, принята была в обители небесные. Надлежало, дабы Матерь, зревшая Сына Своего пригвожденным ко Кресту, Та, Чье сердце пронзил меч страданий, приуготованный Ей в час рождения Спасителя, узрела Его царствующим с Отцом в небе. Надлежало, дабы Матерь Божия обладала всем, что имеет Сын Её, дабы Её, Матерь и Рабу Божию, почитала всякая тварь".

 

Святой же Герман Цареградский полагал, что сохранение от тлена тела Девы Богородицы Марии и Её вознесение на небеса соответствует не только Её Богоматеринству, но и особой святости Её девственного тела: "Се, - по слову Писания, "в сиянии красоты" Ты являешься. Свята вся девственная плоть Твоя, вся чиста она, вся служит обиталищем Богу; посему не обратится она во прах, но, по человечеству, перенесена будет в нетление жизни вечной. Сие, однако, есть то же живое тело, совершенно прославленное, нетленное, одарённое жизнью вечной". Другой древний церковный писатель утверждает: "Как преславная Матерь Христа, Спасителя и Бога нашего, жизни и бессмертия Подателя, Она Им же животворится и с Ним вовеки разделяет нетление плоти. Это Он призвал Её из гроба и приял к Себе, так, как Ему лишь ведомо".

 

Все эти доводы и речения святых Отцов зиждутся на Священном Писании, как конечном основании. Оно же поставляет пред очами нашими Матерь Божию, совершеннейшим образом единящуюся с сыном Божиим и неизменно разделяющим с Ним удел Его.

 

Впрочем, всего прежде надлежит помнить о том, что со второго века Отцы представляют Деву Марию новою Евой; хотя и подчинённой новому Адаму, но с Ним соединённой теснейшим образом в Его борьбе с вечным неприятелем. Брань сия, по заповеданию Протоевангелия, должна завершиться окончательным сокрушением греха и зла, в посланиях святого Павла неизменно связанных между собою. Посему, подобно тому, как Воскресение Христово составило сущность и конечное торжество победы сей, - равно и причастие Девы Сыновней брани, должно завершиться прославлением девственной плоти, по речению апостола: "Когда же тленное облечётся в нетление, тогда сбудется слово, написанное: "поглощена смерть победою". И посему великая Матерь Бога, Иисуса Христа, "единым замыслом" Провидения предивно явилась беспорочною в зачатии, беспорочною Девой в Своём Богоматеринстве, совершенною спутницей Божественного Спасителя, одерживающего полную победу над грехом и его плодами, обрела, как величественнейший венец даров, Ей посланных, дар изъятия телесного тления, и, подобно Сыну, по победе над смертью, телом и душою вознесена была во славу небесную, дабы там воссиять Царицею, сидящей одесную Сына Своего, "нетленного Царя веков".

 

https://www.catholic.net.ru/breviary/

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

cq5dam.thumbnail.cropped.750.422.jpeg

 

Литургические чтения: 15 АВГУСТА. Успение Пресвятой Девы Марии

 

«Песнь Марии, Magnificat, - это песнь надежды, песнь Народа Божия на пути через историю. Это песнь множества святых, имена которых известны, и еще большего множества безвестных нам и известных лишь Богу: это матери, отцы, катехизаторы, миссионеры, священники, монахини, молодежь, даже дети, бабушки и дедушки. Все они, сталкиваясь с жизненными трудностями, хранили в сердце надежду малых и смиренных. ‘Величит душа моя Господа’, - говорит Мария. Сегодня Ей вторит Церковь по всему миру» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 15.08.2013).

 

Успение Пресвятой Богородицы является одним из самых дорогих для христиан праздников. Сегодняшнее богослужение с радостью провозглашает, что в конце Своего земного пути Пресвятая Дева была принята в Божью славу телом и душой. Мария прошла через смерть, но Её тело не подверглось тлению: смиренная простота Её существования вошла также вместе с Её телом в славу Сына Иисуса. Таким образом, Мария пребывает рядом с Господом в славе, участвуя в Его Воскресении. Всё то, что Мария пережила Своим телом и благодаря Своему телу, все Её отношения, каждый час Её будней, Её труд, молитвы, радости и страдания – всё это вошло в вечность, приняло участие в вечной славе Иисуса. Созерцая Марию, принятую на небо, в нас укрепляется уверенность в том, что целью нашего земного паломничества является небо. Наша цель – быть как Мария в славе, быть с Воскресшим Иисусом, созерцать Божий лик, принимать участие как Мария и вместе с Марией в жизни Триединого Бога. Давайте присоединимся к призыву св. Бернарда: «Смотри на звезду, призывай Марию!».

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 11,19a;12,1.3-6a.10ab

 

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его.

 

Толкование

 

От самой древности великие христианские писатели и богословы подчеркивали связь, которая существует между Марией и Церковью. Жена, имевшая в чреве, увенчанная двенадцатью звездами, – это прежде всего образ Церкви, мистического тела Христова, которое продолжает рождать детей через таинство святого Крещения. Новое рождение и новое достоинство уготовано для всех, кто погружается в воды, проистекающие из крещального источника; но в этом главном событии жизни каждого христианина незаменимую роль играет Пресвятая Дева. Именно Она сопровождает нас в нашем взрослении духом, пока мы не станем способными следовать за Иисусом Христом как за единственным смыслом нашей жизни. С материнской любовью Она сопровождает нас с первых шагов до окончательной встречи с Господом.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 15,20-26

 

Братья: Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть.

 

Толкование

 

Одним из самых глубоких и древних страхов, живущих в нас, является страх смерти. Смерть для нас – это страшная незнакомка, с которой все мы, раньше или позже, должны свести счеты. Хотя мы делаем все, чтобы отодвинуть ее вселяющее ужас присутствие в нашей повседневной жизни, она здесь и всячески напоминает нам, что однажды мы должны будем встретиться с нею. Поэтому священный текст помогает нам придать смысл также смерти: последнее слово вовсе не за ней. Об этом свидетельствует нам Сама Пресвятая Дева Мария. После Своего земного паломничества Она была вознесена к славе небес: поэтому при взгляде на Неё наш страх смерти исцеляется любовью и надеждой. Однажды и мы будем царствовать вместе с Ней на Небесах.

 

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,39-56

 

Встав Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев и возвратилась в дом Свой.

 

Толкование

 

Гимн Magnificat, воспетый Марией, состоит из вечных слов, превосходящих время. Все роды будут называть Её блаженной за то, что Она была смиренной и открытой к воле Бога. Вот он, секрет бессмертия: существует неоспоримая связь между смирением и вечностью. Чем больше мы живем в смирении и сокрытости, тем больше радуется Бог, готовя нам место на небесах рядом с Собой. Среди этих родов, о которых говорит Богородица, есть и мы, сегодня присоединяющиеся к огромному хору небес и земли, чтобы воспеть хвалу этой смиренной Деве. Её заслуга в том, что Она уверовала в величие Бога и целиком уповала на то, что Он может творить самые настоящие чудеса в сердцах людей, которые полностью доверяются Господу и признают Его величие в своей жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не смог найти службы погребения Богородицы на греческом. Неужели этот чин в известном нам виде существует только на церковнославянском языке, что, кажется, следует из слов процитированного выше господина Зотова?

На греческом форуме, насколько я понял, пишут о том, что есть куча версий этого чина https://analogion.co...ν?????.6627/

Может, в какой-то из них и такой текст, с воскресением Богородицы. В том, который опубликован во втором сообщении темы на том форуме, вроде, этих слов нет. По крайней мере там слово "Дева" стоит в начале, а у нас в конце.

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но по какому тексту совершаются Похвалы у нас? Вчитываясь в текст, понимаешь, что Похвалы говорят о ТЕЛЕСНОМ ВОСКРЕСЕНИИ Богоматери. Не взятии на Небо, а именно о Воскресении: "...видите пояс и уразумейте: Дева воскресе от гроба" (Благословенны, гл 5). Но подождите, разве воскресение Богородицы - не католический догмат 1950 года? Он логическое следствие католического догмата о Непорочном Зачатии... Причём здесь мы, православные? Причём здесь греки?

На самом деле ответ прост: чин Похвал в современном нам виде пришёл из Западной Украины 17-18 века.

https://o-alexandr75.....com/80946.html

 

Надо бы посмотреть греческую минею и проверить.

Не смог найти службы погребения Богородицы на греческом. Неужели этот чин в известном нам виде существует только на церковнославянском языке, что, кажется, следует из слов процитированного выше господина Зотова?

Я таки полазил в той теме, и в одной из греческих версий действительно обнаружил данную версию https://analogion.co...627/post-44974. Я даже аккуратно погуглил почти все слова из неё - и они совпали с русским переводом. Сюда скопировать не могу: форум не поддерживает греческие буквы. Но там прям "Дева воскресе от гроба" - так и написано.

О. Владимир, теперь вопрос к Вам: где Вы взяли данные заявления Зотова? По Вашей ссылке я их не вижу. Может, он сам потом нашёл эту версию, и исправил свой пост в ЖЖ?

В любом случае, его заявления о порче греческого текста конкретно в данном месте неверны.

Что касается воскресения Богоматери, то оно широко распространено и в православии - здесь Зотов тоже неправ. Советую почитать https://mpda.ru/wp-c...vskoj-mysli.pdf , пункт 3.3.3. Вопрос о воскресении и вознесении Богоматери. Это страница 177. "Данное мнение принимают и защищают такие русские святители, как святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Московский, святитель Иннокентий Херсонский, святитель Иоанн (Максимович)..." (стр. 178).

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сюда скопировать не могу: форум не поддерживает греческие буквы.

А, можно ведь вставить изображением:

sdf.jpg?extra=-o2H-rSTe-vxWXoea8YJQlb5lK77SyFOfKeOS18H1kvw2VnKqSGumGUVrCZi0HRgwe0f5NAE1pCSrXj0c_Zd9Y-BJ2n-XsOSl_47-x8tExzlOU04fiF7Qrngk-vXeDKvBSsE6FZA9RUsWjkXF78FUA

И наша версия, которая возмутила Зотова:

"Почто радость со слезами,* Богопроповедницы, растворяете?* Пришедъ Близнецъ, свыше вразумляемь,* приглашаше апостоломъ:* видите вы поясъ и уразумейте,* Дева воскресе отъ гроба".

https://osanna.russpo...ugust_m1502#002 (осторожно - сайт раскольников).

Кстати, по этой ссылке мы можем видеть, что текст правили - но в обратную сторону, а не так, как говорит Зотов:

"Мыслямъ греческаго составителя посл?дованія не могъ я рабски подчиниться, потому что изданіе не представляетъ церковнаго утвержденія. И потому изреченія о сошествіи во адъ я преложилъ такъ, чтобы въ нихъ не представлялось новаго догмата; но чтобы они могли быть здраво истолкованы по общепринятымъ понятіямъ. Наприм?ръ, вм?сто: во адъ сниде, я поставилъ: въ темная сниде. Что въ первомъ выраженіи сказано греческимъ словомъ: то же во второмъ сказано словомъ русскимъ. Но въ темная схожденіе можетъ значить положеніе въ могил?, и только. Составъ же стиха симъ не повреждается" («Письма митрополита Московскаго Филарета къ нам?стнику Свято-Троицкія Сергіевы Лавры архимандриту Антонію 1831-1867 гг.» Часть вторая: 1842-1849 гг. М., 1878. С. 272-275.)

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Никаких грехов у Пресвятой Девы не было. Но промыслом Божьим Она не должна была все время оставаться на земле, а стать нашей Небесной Заступницей. Когда Адам и Ева жили в Раю, то смерть не была властна над ними, но когда они пали и были изгнаны оттуда, то любой из их потомком обязан был умереть, так как их плоть приобрела свойство несовершенности, конечности, распада. И они обязаны были преживать трагическое разделение души с телом. Плоть Господа и Пречистой Девы не была подвержена смерти и тлению благодаря животворящему действию Святого Духа, но тем не менее, по исполнении Своей Миссии Христос оставил этот мир телесно. Так же и Святая Мария. Но в этом есть особый сокровенный смысл. Когда мы испытываем чувство разлуки с теми, кого мы любим, мы страстно желаем воссоединиться с ними. Невозможность ныне для нас видетьХриста и Богородицу нашими земными глаза заставляет нас со всей силой стремиться попасть туда, где Они пребывают-в райские обители.

Аминь. :rolleyes: :wub:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Ссылка уже не рабочая. А как называлась книга?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10530522_760446360661457_1618215072306241256_o-kopiya.jpg

 

Сон Матери: иконография Успения Пресвятой Девы Марии

 

 

В апостольской конституции «Munificentissimus Deus», обнародованной Пием XII 1 ноября 1950 года, среди источников, приведённых в поддержку догмата об Успении Пресвятой Богородицы, есть также священная иконография.

 

Папа Римский Пий XII рассматривал всю совокупность святоотеческих, богословских, литургических и иконографических свидетельств, а также саму веру народа в качестве общего доказательства истинности откровения Святого Духа. В логике его методологического процесса священное искусство было признано в качестве locus theologicus на основе трудов отцов и учителей Церкви. В последствии такой подход был углублён Римскими Папами Павлом VI, Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI.

 

Как же искусство Церкви иллюстрирует тысячелетнюю веру христиан в Успение Богородицы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить о том, что конец жизни Марии, как и начало, принадлежит не Евангелию, а церковному преданию. Апокрифические тексты христианско-иудейского происхождения, относящиеся ко II веку и распространявшиеся в Церкви вплоть до V-VI веков, описывают окончательное земное «погружение в сон» Пресвятой Девы, Dormitio Virginis. Эти тексты начинают повествование об этом событии с видений и вещих посещений ангелов и самого Христа; некоторые из этих сцен также изображались художниками, но весьма редко. Когда апостолы возвратились из дальних стран, где они проповедовали, восстанавливается изначальное ядро Пятидесятницы, и Мария снова окружена ближайшими соратниками её Сына. В средневековом искусстве в этой сцене также часто изображается Христос, Который берёт на руки душу Своей матери, представленной в виде младенца, создавая таким образом отражение «Мадонны с младенцем», где взрослый сын прижимает к Себе Свою маленькую мать, а не наоборот.

 

2-2-1.jpg

 

Обычно Успение не изображалось без чёткого указания того, что будет дальше. Например, в конце Средневековья было принято изображать весь процесс «засыпания» и следующего за ним апофеоза. Здесь стоит упомянуть монументальный витраж Дуччо для собора Сиены, где изображены один над другим сюжеты Успения, Принятия на небо и Коронации.

 

Также нельзя не отметить огромный резной алтарь Фейта Штосса, — шедевр позднеготического стиля, созданный немецким скульптором в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Мариацком костёле) в Кракове. От главной сцены внизу — на которой мы видим Марию не на ложе, но стоящей на коленях и засыпающей среди апостолов, — взор поднимается к Христу, Который принимает Свою Матерь, а затем ещё выше, к Пресвятой Троице, Которая венчает Деву короной.

 

Эти два события — Успение и Коронация — завершают рассказ о жизни Марии, точнее, переносят Её в другое измерение. Они действительно представляют две фазы одного процесса возвышения матери: эквивалент воскресения Сына, а затем Его вознесения одесную Отца.

 

Voznesenie-devyi-Marii-Franchesko-Bottichini.jpg

 

Основополагающим событием является телесное принятие на небо Пресвятой Девы, которое, хотя и было определено в догматических терминах только в 1950 году, является частью общего чувства христиан с первых веков.

 

Апокрифическая история, сохранившаяся в нескольких средневековых версиях, но имеющая древнее происхождение, описывает, как «апостолы положили тело (Марии) в гробницу, с плачем и пением песен, полных любви и нежности. Затем внезапный небесный свет окружил их, и упали апостолы на землю, а святое тело было вознесено на небеса ангелами». В иконографии в средние века это событие изображалось в виде круга, символизирующего небо. Круг уже давно был распространён в римском искусстве в сценах, изображающих апофеоз героя; позже эта форма превратится в концентрические лучи или в яркое сияние, которое — когда Мария ещё в пути, связывает Её с царством света, в котором обитает Бог. Вспомним, например, об Успении Тициана в базилике Деи Фрари в Венеции.

 

Подобные иконографические формулы напоминают, что на протяжении долгих веков велись споры о том, была ли Мария принята на небо с телом или без него. Об этом писал Мартин Юджи в важном труде, опубликованном через два года после энциклики Папы Пачелли Deiparae Virginis (Мартин Юджи, Смерть и Успение Пресвятой Девы, доктринально-исторический этюд, Ватикан, 1944).

 

Andrea-Del-Castagno_Our_Lady_of_the_Assumption_with_Sts_Miniato_and_Julian.jpg

 

Среди авторитетных голосов, упомянутых Юджи в пользу телесного принятия было мнение Папы Александра III (1159-1181), который сформулировал одну из самых изящных формулировок в этом отношении, заявив, что Мария concepit sine pudore, peperit sine dolore et hinc migravit sine corruptione.

 

Этот Папа объяснил «необходимость» Успения и последующей коронации двумя необычайно тонкими аргументами: в Марии благодать Божия была plena, non semiplena; и Христос, источник всех божественных законов в качестве Слова, воздавая столько чести Марии, исполняет заповедь «Почитай отца и мать».

 

Средневековое искусство символизировало особую избранность Марии прежде всего метафорой царственности, поскольку она подсказывала параллель между небесным и земным порядком.

 

Не случайно над главными вратами собора Реймса, — церкви, где по древней традиции венчались на царство короли Франции, — мы видим коронацию Марии, что как бы узаконивает сакральный характер, приписываемый монарху.

 

Но и вдали от дворов северной Европы, в свободных итальянских республиках, таких как Флоренция и Сиена, поэзия царственности также обуславливала богородичную иконопись.

 

216cddedcf4b7dfb3313d9fe6c3d942a.jpg

Первым произведением, выполненным для интерьера Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, была мозаика Коронации Девы работы Гаддо Гадди, и сто тридцать лет спустя, во время завершения строительства этого храма, сюжетом колоссального витража над алтарем также была Коронация Богородицы по рисунку Донателло.

 

Епископ Амедео Лозаннский, писатель XII века и ученик св. Бернарда Клервоского, подчеркивает царственность в принятии Марии на небеса. «Святая Дева Мария была принята на небеса, — пишет он, — но Её восхитительное имя сияло по всей земле даже независимо от этого уникального события, и Её бессмертная слава сияла повсюду ещё до того, как Она была вознесена на небеса (…) Она обитала в возвышенном дворце святости, Она наслаждалась величайшим изобилием божественных милостей и, ходатайствуя о верующем и жаждущем народе, Она просила ниспослать дождь милостей, — Она, Мария, Которая по богатству благодати превзошла все творения».

 

Быть царицей подразумевает также быть невестой, и библейские тексты, которые литургия ассоциирует с Марией, — псалмы, используемые для объяснения её отношений со Христом, — связывают царское достоинство с супружеским, как это предложено в Псалме 45. Тот же Амедей Лозаннский утверждает, что «Мария была невестой, богатой духовными драгоценностями, матерью единственного в своем роде Жениха, источником всякой сладости, наслаждением духовных садов и источником живых и живительных вод, которые спускаются из божественного Ливана. (…) В то время как Дева девственниц принималась на небеса (…), исполнилось пророчество псалмопевца, которое говорит Господу: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (см. Пс 44,10)».

 

santa-maria-trastevere-rome-basilica-our-lady-titular-minor-basilica-one-oldest-churches-apse-mosaic-48905753.jpg

 

С этим описанием перекликается мозаика апсиды римской базилики Санта-Мария-ин-Трастевере, изображающая Христа и Марию, сидящих рядом на одном престоле: их золотые одежды с драгоценными камнями касаются друг друга, на голове Матери Христа уже сияет корона.

 

Старинное искусство предвосхищает сегодняшнюю литургическую формулировку — текст префации 15 августа, в котором говорится о Марии, принятой на небесах как о «начале и образе Церкви», в Которой Бог раскрывает свершение тайны спасения и даёт в Ней Своему народу «знак утешения и твёрдой надежды».

 

 

Свящ. Тимоти Вердон

 

Источник: Vatican News

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка уже не рабочая. А как называлась книга?

 

И.Н.Горбунова-Ломакс. «Икона: правда и вымыслы».

 

Ещё интересны книги:

 

И.Н.Горбунова-Ломакс. «Опыт введения в христианское искусствознание».

К.Г.Шахбазян. «Символический реализм и язык иконы: Критический анализ книги Л.А.Успенского "Богословие иконы Православной Церкви".»

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Успение Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме

 

 

Нет худа без добра. Гробница Марии в долине Кедрон была известна и почиталась на протяжении веков. Эта традиционная усыпальница была покрыта штукатуркой и задрапирована в восточном стиле. Однако были сомнения в её подлинности. В 1972 году, после того как проливные дожди затопили долину Кедрон, о. Багатти, директор францисканской библейской школы Studium Biblicum, по приглашению Армянской и православных Церквей исследовал гробницу Богородицы.

 

Из-за воды, затопившей храм, штукатурка в гробнице Марии обрушилась и показался камень высотой примерно 160-180 см. Гробница имела все признаки аркосолиумных захоронений I века. Этот памятник был отделён от соседних гробниц высеченной вокруг холма скалой. На северной стороне памятника в ходе исследований были обнаружены следы захоронений, разрушенных византийскими зодчими. Эти фрагменты соответствуют форме гробниц первого века, найденных в долине Кедрон.

 

Археолог всегда должен изучать современные литературные источники. На сегодняшний день такими источниками являются апокрифы, поскольку Священное Писание, основанное на керигме, не говорит о смерти Марии. К апокрифам – как и ко всем текстам античности – следует применять историко-критический метод. Греческий апокриф Успения Пресвятой Богородицы дополняется некоторыми текстами на сирийском языке. При описании гробницы Марии эти фрагменты говорят о погребальном комплексе из трёх пещер: третья пещера за двумя другими была двойной. В ней раньше никого не хоронили.

 

Раскопки, произведенные о. Багатти, подтвердили подлинность сирийского источника и трёх пещер. Слева от почитаемой гробницы археолог обнаружил помещение, которое было частью погребального комплекса и которое было вырезано, чтобы открыть третью пещеру, куда было внесено тело Матери Христа.

 

Тело Марии положили в самой дальней части на каменную скамью. И лишь позже, когда обращённые из язычников христиане завладели святилищем, гробница Марии была отделена от соседних захоронений и окружена церковью.

 

В июле 1973 года были сняты мраморные плиты, покрывавшие гробницу, и под ними была обнаружена каменная скамья, – она была испещрена мелкими сколами, оставленными охотниками за реликвиями.

 

Иудео-христианский апокриф, который хранится в библиотеке Ватикана, в греческом фонде N?1982, повествует о Завещании Марии. Это не единственный случай, когда апокриф вдохновил специалистов по литургии. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый 8 сентября, невозможно объяснить без обращения к Протоевангелию Иакова. Существует эфиопская версия апокрифа Успения, в которую вошли целые отрывки из еврейских мидрашей.

 

Согласно греческой версии апокрифа Успения, Марии было приказано отправиться на Елеонскую гору, где ангел вручил Ей пальмовую ветвь и объявил, что через три дня Она должна будет оставить Своё бренное тело. Мария просила Своего Сына предупредить Её перед смертью. И вот свершилось: ангел Господень, держа в руке пальмовую ветвь, явился к Марии и объявил о Её скорой кончине. В назначенный час, когда апостолы прибыли к Марии, Пётр возглавил молитву, используя символ светильника, поскольку светильник Марии наполнил вселенную светом Христа. Все участники зажгли трехрожковые масляные лампы, и Петр объяснил их символику. Тело, душа и дух должны оставаться освещёнными, дабы каждый человек мог войти в пиршественный зал. Слово, ставшее человеком, обитало во чреве Девы Марии до Его рождения с момента зачатия Святым Духом. В Её душе всегда обитал Господь, поэтому будет спасена не просто часть, частица человека, но всё человечество: дух, душа и тело.

 

Около третьего часа пришёл Сам Иисус со множеством ангелов, дабы принять душу Своей Матери. Перед приходом Господа в доме Марии распространилось сильное благоухание, которое усыпило всех присутствующих, кроме трёх дев. Мария вознесла Свою последнюю молитву. «Благословляю Тебя, Господи, Ты соделал мне обещанное. Ты не опечалил дух мой. Кто я, чтобы удостоиться такой славы?» Сказав это, Она завершила Свою земную жизнь, улыбаясь Господу.

 

Иисус подошел к Ней, поцеловал Свою мать, как Бог поцеловал Мириам (сестру Моисея, как об этом говорится в иудейском предании), и взял Её душу, которую вверил архангелу Михаилу. Душа, которую художники будут изображать в виде ребенка на руках Иисуса, была немедленно вознесена на небо, а тело перенесено в долину Кедрон, где оно оставалось в течение трех дней. Мария не имела более высоких привилегий, чем Её Сын. Через три дня ангелы пришли забрать тело Марии, которое было взято на небеса и соединилось с душой под древом жизни. Хотя в определении догмата, провозглашенном Пием XII в 1950 году, нет прямого упоминания о смерти Марии, апокрифы прямо говорят об этом.

 

Символы, взятые из греческих апокрифов (пальма, светильник, благовония, облако славы), иллюстрируют еврейский праздник Суккот, который в иудаизме возвещал о воскресении тел. Праздник длился семь дней, и эта деталь указана в апокрифах. За три дня до того, как Мария получила весть о Своей смерти, апостолы оставались беседовать и молиться с Ней. Наконец, на четвёртый день приходит Господь.

 

Мария – новая Ева, потому что Её тело было положено под древом жизни. Она благодарит Иисуса за то, что Её признали достойной поцелуя в чертогах невесты. Прообразом Церкви, новой Евы, является Мария. Женщина создана быть Матерью: дух, душа и тело, – всё в ней создано для принятия, передачи и сохранения жизни. Опыт Евы учит, что призвание женщины к материнству находится под угрозой греха, и всё же после грехопадения именно материнство было указано женщине как путь к искуплению.

 

Мария представлена как новая Мириам, сестра Моисея, и она олицетворяет радость от чудес, которые Бог совершает в истории. После освобождения на Красном море именно Мириам пела песню радости народа Израиля: все её молитвы – это хвала и благословение.

 

Затем, Мария предстаёт как ковчег завета. В Своей молитве Она благодарит Иисуса, который пожелал обитать в Ней, а Иисус называет Марию Своей обителью. Мария – это ковчег нового и окончательного завета. Первосвященник Ефония, приглашённый апостолом Петром, «принёс тексты из священных писаний и из книг Моисея, где написано, что Мария будет названа храмом Божиим и вратами небесными».

 

Исходя из Ветхого Завета, иудеохристианская Церковь могла утверждать – уже во втором веке, к которому относится греческий апокриф, – что Мария, подобно Еноху и Илии, не познала тления во гробе. Она – новая Мириам и новый ковчег завета. Линии, представленные Евой и Мириам, нашли своё воплощение в Марии. Женские персонажи Ветхого Завета напоминают о нравственной и духовной силе женщин. Церкви понадобилось двадцать веков, чтобы прийти к догматическому определению Успения Пресвятой Богородицы.

 

В иудео-христианских апокрифах содержатся сведения, подтверждённые иудейскими источниками. Поэтому апокрифы должны рассматриваться как исторические тексты, даже если они не являются каноническими.

 

Наконец, следует помнить, что христианство в Средиземноморском бассейне долгое время оставалось иудейским по своей структуре. Даже если оно перешло с иврита на греческий язык, менталитет не стал эллинизированным, и верующие продолжали мыслить иудейскими категориями. В этом контексте Успение Пресвятой Девы, Её принятие на небеса остаётся, по словам Папы Римского Павла VI, «венцом всех тайн».

 

 

О. Фредерик Маннс OFM

(доцент экзегетики Нового Завета на Францисканском библейском факультете в Иерусалиме)

 

Источник: Vatican News

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Игорь Северянин. "Ave Maria"

 

О Дева-Мать, возрадуйся блаженно!

Господь с Тобой, носившая Его,

Хранителя безсмертья моего!..

Да будешь Ты меж жён благословенна,

Благословен плод чрева Твоего!

 

1909 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

29283111015_3c6504ebe9_k-e1503583447344.jpg

 

28 августа (15 августа по Юлианскому календарю) католики византийского обряда и братья-православные отмечают Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

У части христиан праздник Успения был связан с Богоявлением, у несториан ? праздник «Пресвятой Марии» ? тотчас по Рождестве Христовом; в коптском календаре VII века 16 января (вскоре по отдании Богоявления) ? «Рождение Госпожи Марии», в календаре IX века 16 января — «смерть и воскресение Богородицы».

 

Церковнославянское же слово «успение» родственно слову «уснуть». Оно означает праведную, мирную кончину. Христиане веруют: окончание земной жизни праведника — не конец, а рождение к вечной жизни с Богом; поэтому Церковь редко назначает праздником день рождения святого, но почти всегда — день его смерти.

 

В честь великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы в храмах византийской традиции совершаются Всенощное бдение, Часы и Божественная Литургия. На всех этих богослужениях звучат песнопения, прославляющие Матерь Божию и Ее блаженное Успение.

 

Всенощное бдение служится накануне вечером и состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. В честь праздника на Вечерне читаются Паримии — особые отрывки их Ветхого Завета, содержащие пророчества о Пресвятой Богородице. После Великой Вечерни и перед Утреней совершается Лития — особое моление в притворе храма, на котором освящаются елей (масло), вино и хлеб. На Утрене звучит Полиелей — торжественное пение стихов из 134-го и 135-го псалмов при зажженных светильниках с величанием Богородице.

 

В некоторых храмах во время Полиелея из алтаря выносят украшенную цветами плащаницу — особое полотно с вышитым на ней изображением Пресвятой Богородицы на смертном ложе. Читаются отрывок из Евангелия, посвященный Пресвятой Богородице, а также два совмещенных канона Успения Пресвятой Богородицы.

 

20903202466_b3145982b9_-936x560.jpg

 

Во время чтения Канона верующие подходят приложиться к Плащанице Пресвятой Богородицы.

 

В сам день праздника имеет место последование Часов и совершается Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Вместо «Достойно есть» за Литургией поется Задостойник праздника Успения: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

 

СКГ

 

С праздником, братья и сестры!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...