Jump to content

Фильм Звягинцева "Елена"


Milla
 Share

Recommended Posts

Вообще-то это его в драке едва не забивают ногами, а не он :)

Нет, это уже моя альтернативная концовка. :)

Link to comment
Share on other sites

когда он высказался с намеком в поддержке и сказал, что смотреть идиотские ток-шоу это еще не показатель быдловости, как нас о том уверяют рецензенты фильма которых в начале темы любезно привела Мила, да, кстати, и как считает и сам Звягинцев

А что тут удивительного? Я знаю очень интеллектуальных людей, на досуге читающих в интернете такое, по сравнению с которым Малахов - это Бердяев и Соловьев в одном лице. :)

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

А мне как раз фильм понравился именно тем что не навязывает определенного прочтения.

 

Я например уверена, что не изменив ни кадра и ни слова в эпизодах с Сергеем и его семьей, можно добавить ко всему этому такой контекст, причем совершенно естественный, в котором эта семья будет выглядеть абсолютно в ином свете так что даже Мила преисполнится к ним симпатии.

 

Если внимательно читать интервью, в частности те моменты, где Звягинцев говорит о прообразах Сергея, то становится совершенно очевидно, что никакого иного прочтения этого персонажа, кроме отрицательного, не предполагалось режиссером, да и по факту не может быть. Это заведомо отрицательный персонаж. Конечно, как всякий человек он имеет ценность перед Богом, но как персонаж произведения - он негативен. Равно как и сама "Елена" задумывалась Звягинцевым как Елена Ужасная.

Что для меня ценно в фильме и особенно в такой его концовке - фильм живет своей жизнью. Полагаю, именно такой и была задумка.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А знаете, что самое парадоксальное? Многие из тех, кто в соседних темах осуждал Путина, путинский режим и пропутинскую "ЕдРо" и призывал на борьбу российский народ на борьбу с антинародным путинским режимом, в этой теме вдруг клеймят семью Елены, плоть от плоти этого самого российского народа, как быдло и гопоту с желанием поставить их на место и всячески идеализируют Владимира, который прекрасно устроился в путинской России и который, судя по всему толи средней руки бизнесмен, то ли чиновник, т.е. классический представитель пропутинской "Партии Жуликов и Воров" - ЕдРо...
Link to comment
Share on other sites

У Вас опять какие-то фантазии на ночь глядя. Смотрите, как бы Вам комиссар ночью не приснился :)
Link to comment
Share on other sites

Ну, я-то могу с чистой совестью заявить, что в моей семье не было ни одного члена КПСС. А вот могут ли подобное заявить либерально-"илитарные" борцы с быдлом?
Link to comment
Share on other sites

Если внимательно читать интервью, ....

Я скажу больше, для этого и данное интервью читать не надо было, достаточно знать другие работы Звягинцева и читать другие его интервью. :)

Но видите ли, мнение автора о своем произведении, для меня имеет не многим большее значение, чем мнение любого зрителя. Это я десятки раз говорила на форуме. Если это конечно талантливый художник, а не просто человек оформляющий свою идеологию в псевдохудожественную форму.

Link to comment
Share on other sites

 

Мила, можно Вас спросить, а Вы долго думали над этим фильмом? Изложенное Вами здесь - это плод глубоких и долгих раздумий?

Ну вообще да,фильм заставляет задуматься и оставляет в душе какой никакой осадок как впринципе и все хорошие фильмы.Не скажу что сидела и прям размышляла подперев щеку кулаком,но пол-дня фильм в голове гоняла.Может даже больше чем пол-дня

Link to comment
Share on other sites

А это уже совершенные домыслы, не имеющие никакого основания. Нет ни малейшего намека в фильме, что это так.

Да, может оно и так, как Вы пишете.

А может, Владимир родился и вырос в Париже, в среде русской эмиграции. Приехал на родину предков в начале диких 90-х, страшно рисковал, вкладывал деньги, строил бизнес.

А может, он родился и вырос в Москве, но унаследовал деньги от последнего родственника, умершего где-то в Швейцарии и оставившего золото в сейфике где-нибудь в Цюрихе?

А может, он поехал по делам в Европу, купил сдуру лотерейный билет и выиграл миллионы?

Почему это не может быть так? Чем эти предположения хуже Ваших?

 

Фраза "ваши библейские сказки" выдает в нем убежденного атеиста, коим потомок белоэмигранта не может быть хотя бы из-за того, что откровенный атеизм для белоэмигрантов ассоциируется с большевизмом (а ассимилированные, у коих такие ассоциации не возникнут, не будут возвращаться в Россию)

Фраза "гедонистка - это эгоистка по-вашему", так же как и вышеуказанная фраза "ваши библейские сказки", выдают в нем человека, противоставляющего себя низам. Т.е. человеком из низов, вдруг выигравшим в лотерею или получившим наследство, он тоже не был. На интеллигента он тоже не похож, учитывая, что он смотрел спортивные каналы, а не "Культуру". и предпочитал ходить в фитнес-центры, а не театры. Что остается? Партноменклатура.

Link to comment
Share on other sites

Фраза "ваши библейские сказки" выдает в нем убежденного атеиста, коим потомок белоэмигранта не может быть хотя бы из-за того, что откровенный атеизм для белоэмигрантов ассоциируется с большевизмом (а ассимилированные, у коих такие ассоциации не возникнут, не будут возвращаться в Россию)

Увы. :) То, что Вы пишете, это идеальная конструкция, далекая от реальности. Далеко не все русские эмигранты - строгие бородатые почвенники в толстовках, днюющие и ночующие в храме на рю Дарю.

Да, отец Владимира был ярым антикоммунистом, ну, а самому Владимиру, хоть и выросшему в русской среде, это все было до лампочки. Он и в студенческих беспорядках 68-го участвовал в Сорбонне, и Симону де Бовуар с Сартром под подушку клал. :P

Точно так же среди латышских эмигрантов (вернее, их потомков, родившихся в 60-70 годах), мне приходилось встречать таких леваков, что просто ужас.

 

На интеллигента он тоже не похож

Его манера говорить, его безукоризненный русский язык без мата, без "слышь-короче", без советских канцеляризмов выдает в нем истинного интеллигента из старых парижских русских. :P

 

учитывая, что он смотрел спортивные каналы, а не "Культуру". и предпочитал ходить в фитнес-центры, а не театры

Вы знаете, в период между 2006 и 2009 годом я регулярно (обычно раз в неделю) ходил в фитнесс-центр (и сейчас бы ходил, но переехал и хорошего фитнесс-центра поблизости пока не нашел). В театре в этот отрезок времени я не был вообще. В последние 15 лет в театре я был всего шесть раз.

Далее. По дороге на работу и домой в машине я слушаю не Брамса и Вивальди, а легкую попсу, идущую по радио, или шлягеры на африкаанс. Дома, по вечерам, если включаю телевизор, то одним глазом смотрю не что-то интеллектуальное, а Eurosport со столь умиротворяющим перестукиванием бильярдных шаров, или какие-нибудь спокойные клипы. Как я уже писал в теме про "пусси", в случае чего не брезгую и ток-шоу Малахова, свободно просматриваемое в сети (это, правда, зависит от темы).

Интересно, кто я и к какой прослойке принадлежу? :)

Link to comment
Share on other sites

Посмотрел. Оказалось всё не так, как я думал. Не, Владимир тип не очень приятный. А остальные... У Сергея напрочь отсутствует воля, даже зачатков нет. А так больше ничего плохого про него не скажешь, но этого хватит. Саша - подросток, попавший в плохую компанию, а родители ничего поделать не могут, из-за отсутствия упомянутой воли у отца и... ну, чего матери не хватает - не знаю, она показана мало, но и она на сына воздействовать не очень может. Но на гопника Саша пока ещё не тянет, даром что его все в рецензиях так обзывают. Отец и сын показались мне не столько людьми, сколько карикатурами - слишком они какие-то утрированные.

Владимира неожиданно жалко, причём не в связи с убийством. Живёт сам не знает зачем. Тут он мог бы Елене позавидовать, она знает, для чего ей жить.

Елена - тоже карикатура, хотя как у главного персонажа у неё больше человеческих черт. Она не злодейка и не убийца по природе. Просто ради денег она на убийство бы не пошла, но тут внука от армии отмазать надо. Карикатурность персонажей делает явной мысль режиссёра - я с этой мыслью не согласен.

 

Не понял, что страшного в квартире Сергея.

 

А в целом: "Не верю!" :)

 

ПС. Похоже, я стал новой стороной в споре.

Link to comment
Share on other sites

Интересно, кто я и к какой прослойке принадлежу? :)

К буржусзной прослойке.Так кажется это должно называться. Вы прсто человек.Интелегентный ,умный человек.

Link to comment
Share on other sites

Посмотрел. Оказалось всё не так, как я думал. Не, Владимир тип не очень приятный. А остальные... У Сергея напрочь отсутствует воля, даже зачатков нет. А так больше ничего плохого про него не скажешь, но этого хватит. Саша - подросток, попавший в плохую компанию, а родители ничего поделать не могут, из-за отсутствия упомянутой воли у отца и...

не,спорить уже сил и желания нет.Если вы не увидели очевидного,то вам уже ни кто не сможет на это открыть глаза.Саша не подросток попавший в плохую компанию,Саша малолетнее быдло с одной извилиной и тупым взглядом,которого уже ничегоне исправит.

Link to comment
Share on other sites

Посмотрел. Оказалось всё не так, как я думал. Не, Владимир тип не очень приятный. А остальные... У Сергея напрочь отсутствует воля, даже зачатков нет. А так больше ничего плохого про него не скажешь, но этого хватит. Саша - подросток, попавший в плохую компанию, а родители ничего поделать не могут, из-за отсутствия упомянутой воли у отца и...

не,спорить уже сил и желания нет.Если вы не увидели очевидного,то вам уже ни кто не сможет на это открыть глаза.Саша не подросток попавший в плохую компанию,Саша малолетнее быдло с одной извилиной и тупым взглядом,которого уже ничегоне исправит.

Ой :D

Кто не умеет, тот не исправит. Вот если я что-то не умею, то правильно ли я буду говорить, что этого никто не умеет?

Link to comment
Share on other sites

ПС. Похоже, я стал новой стороной в споре.

Честно говоря, особой утрированности не вижу. Меня скорее наоборот, восхитила сдержанность режиссера, который несмотря на явное желание провести свою мысль все же нашел в себе силы сдержаться и не мазануть более сочными красками, вроде тех что использованы в фильмах типа "окно в Париж".(судя по рецензиям, я ожидала чего-то такого)

А во всем остальном Ваша оценка не вызывает у меня никакого несогласия.

Link to comment
Share on other sites

не,спорить уже сил и желания нет.
Ну так не спорьте.
Link to comment
Share on other sites

Кто не умеет, тот не исправит. Вот если я что-то не умею, то правильно ли я буду говорить, что этого никто не умеет?
Там нужен человек, который авторитетом был бы. А таких нету.
Link to comment
Share on other sites

Кто не умеет, тот не исправит. Вот если я что-то не умею, то правильно ли я буду говорить, что этого никто не умеет?
Там нужен человек, который авторитетом был бы. А таких нету.

Нету означает "нет и не будет во веки"? Или просто "нету", т.е. нету сейчас?

Link to comment
Share on other sites

У Сергея напрочь отсутствует воля, даже зачатков нет. А так больше ничего плохого про него не скажешь, но этого хватит.

Не хватит. Я встречала хороших людей у которых нет воли. А так же встречала людей у которых не хватало ни сил, ни деятельной любви, ни систематичности и настойчивости в воспитании детей у которых они, естественно, не являются авторитетом. Этого еще не достаточно для часто предъявляемых тут обвинений в "шариковости" и "быдловости".

 

Саша не подросток попавший в плохую компанию,Саша малолетнее быдло с одной извилиной и тупым взглядом,которого уже ничего не исправит.

Я говорила в другой теме, если снэпшот сделать, у меня племянник один в один Саша может выйти. Может это и безнадежно и ничего тут уже не исправишь, но кто его знает...
Link to comment
Share on other sites

  • 7 years later...

Фильм мне понравился. Посмотрел штуки три у Звягинцева – все они похожи, просматривается закономерность. Причем акцент в восприятии содержания надо делать не столько на социальную сторону – но на экзистенциальную.

Итак, в «Елене» две антагонистические противоположности.

Простой народ («варвары», «быдло», «гопота»)

Средний класс («цивилизованные», «небыдло»)

Стороны, закосневшие в своих противоположностях. Одна – до терпкости соленая, с внутренней волей и целями в жизни, но с окаменевшим сердцем и зачерствевшей душой. Другая – безнадежно пресная, безвольная, малокультурная, вечно полагающаяся-на-другого. Елена принадлежит и тому, и другому миру, и вот на стыке-то этих самых миров и показывается трагедия. В принципе соединение противоположностей могло бы разбавить, выровнять их крайности, но в данном случае дело окончилось катастрофически.

В центре сюжета – поступок главной героини, ее свободный выбор по сути конституирует всю ткань сюжета. Выбор, решение человека в нашем мире иногда много значат. В данном случае ее поступок – греховен, грех взламывает путь хоть и не совсем сносное, но все же какое бы оно ни было человеческое житие. Можно додуматься, что иной выбор (по заповедям) гипотетически привел бы к более светлому итогу для героев (хотя местами и непростому).

Преступление остается без наказания, по крайней мере в явной части сюжета. То что наказание будет и оно неотвратимо – можно не сомневаться, но это уже вынесено за рамки данной истории.

«Нашествие варваров» - один из вариантов названия данной картины. Хорошо, что Звягинцев не остановился на нем – слишком сильный крен был бы в сторону социальных смыслов и лозунгов, а вот этого как раз и не требуется. Обе стороны в данном противостоянии показывают себя не с лучшей стороны – как паразиты со стороны простонародья, так и несостоявшиеся сверхчеловеки со стороны среднего класса. «Классового» решения сюжет не предполагает

«Цивилизованные» варятся в своем закукленном кругу и черствеют и ожесточаются все более и более. «Варварам» не поможет даже переезд в хоромы – все их существо и привычки остались по сути прежними. Сменились акциденции, но не субстанция. Елена зря постаралась: приобрела на самом деле не так много, а вот потеряла через согрешение немало. Героям надо переступить через себя, нужен рывок, чуть ли не чудо, чтобы добиться чего-то большего и выйти за пределы своей ограниченности, чтобы переродиться – но даже намека на это не наблюдается. Пожалуй это самое страшное в фильме.

Хотя по большому счету по заповедям, благопристойно можно жить и там, и здесь, и в хижинах, и в дворцах. Имеет значение не то, кто ты по «классу», а что ты за человек, что ты выбрал и чем живешь. Анатомия греха и необходимость жить по заповедям – вот к чему подспудно подталкивает данный фильм.

По копанию в изнанке души Звягинцев, как мне кажется, пытается идти тропой Достоевского.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...