dif Опубликовано 14 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2012 И кстати, математики, ну поясните мне уже <...> Ну так я, как человек доцентствовавший на кафедре высшей математики в одном универе города N, уже высказывался по поводу 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vadim Опубликовано 16 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2012 Igitur может тоже переводится как "следовательно"; у Фомы встречается даже чаще чем "силлогистичное" ergo.Нет, в латинском тексте "Суммы теологии" "ergo" встречается 13730 раз, а "igitur" — 1710 раз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vadim Опубликовано 18 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2012 Я даже боюсь предсказать, чем все это закончится. Наверняка так: шахматы и математическая логика пусты, просты и бездушны, ergo таковым является и Аквинат, близкий ко всему этому, ergo католичество - то же самое... А вот святоотеческое предание - совсем другое дело, в нем квасный дух и благодать, сплошная поэзия и никакой математики...Не совсем так: например, свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что в духовных учебных заведениях логику следует преподавать "с удивительной полнотой"! Это в статье "О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви": 8) Составить устав для духовных учебных заведений <...> Составить для этих учебных заведений собственно свои учебники <...> Особое внимание обратить на философию, из которой должно преподавать с удивительной полнотой логику, впрочем, уклоняясь от утонченностей, отвлеченностей и схоластицизма, вредно действующих на природную способность — на ум.Мне кажется, что основной ошибкой римо-католиков является не столько те или иные конкретные ошибочные рассуждения, сколько переоценка возможностей разума и науки. А уже из этой переоценки следует доверчивость к ошибочным логическим построениям. Изучение же логики как раз придает человеку гораздо более трезвый взгляд. Если нету времени, то можно, наверно, ее не изучать, но как в этом случае можно доверять сочинениям схоластиков, широко применяющих логику? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 18 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2012 Мне кажется, что основной ошибкой римо-католиков является не столько те или иные конкретные ошибочные рассуждения, сколько переоценка возможностей разума и науки. А уже из этой переоценки следует доверчивость к ошибочным логическим построениям. Изучение же логики как раз придает человеку гораздо более трезвый взгляд. Вот уж загнули так загнули. У католиков переоценка разума и как следствие логические ошибки. А изучение логики наплевав при этом на разум и науку это будет как раз ок. Логично. Ничего не скажешь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vadim Опубликовано 18 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2012 ...И вот что далее пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) о математике, в той же статье — что обучение философии невозможно без знания математики:В духовных высших училищах необходимо преподавание положительных наук. Весьма справедливо признавал Платон невозможным обучение философии без знания математики. <...> Природа возвещает Бога по свидетельству Священного Писания 1 : и науки, объясняющие законы природы, тем сильнее возвещают Бога. Все великие ученые, математики и естествоиспытатели, как-то: Невтон, Лейбниц, Неккер не только были деистами, но и признавали христианство. Безбожниками были почти все софисты, не знавшие положительных наук и предававшиеся необузданному умствованию и мечтательности. 1 Пс. 103; Рим. 1. 19, 20. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vadim Опубликовано 18 декабря, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2012 Вот уж загнули так загнули. У католиков переоценка разума и как следствие логические ошибки. А изучение логики наплевав при этом на разум и науку это будет как раз ок. Логично. Ничего не скажешь.Как пример — теория эволюции, которую Вы, насколько помню, защищали. Можете ли Вы предоставить какое-нибудь ее доказательство? Нет. А значит, Ваша вера в эту теорию по сути является верой в человеческий разум, переоценкой его возможностей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 19 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2012 Он обещал еще что-то написать. Но судя по той скорости с какой он это делает, вряд ли он к Пасхе успеет.... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 19 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2012 Невмирущая тема. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 19 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2012 Как пример — теория эволюции, которую Вы, насколько помню, защищали. Можете ли Вы предоставить какое-нибудь ее доказательство? Нет. А значит, Ваша вера в эту теорию по сути является верой в человеческий разум, переоценкой его возможностей.Про эволюцию и ее совместимость с верой - вполне православный взгляд.https://www.netda.ru/belka/text_mil/evolution_r_ext.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 19 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2012 Не понимаю вообще как признание теории эволюции связано с "переоценкой возможностей разума". В чем вообще состоит эта "переоценка"?Совет Вадиму. За решением этого вопроса - не к Брянчанинову. Если желаете обсуждать тему границы применимости человеческого разума, лучше перечитайте "Критику чистого разума" Канта. Я не хочу сказать, что у этого автора мы найдем окончательный ответ на заданный вопрос, но по крайней мере встанем на начальный путь отыскания ответа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 27 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2012 Брянчанинов о роли разума и наук в мире человека: Человек, лишившись падением своим Божественного Света – Святаго Духа, должен был довольствоваться своим собственным, скудным светом – разумом. Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога: он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными призраками благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1Кор.3:17–18). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт.3:5). Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Ученость есть мерзость и безумие пред Богом, она – беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея (Ин.9:41). «Мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может. Мудрование... плотское – смерть» (Рим.8:6–7). Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости (1Кор.3:18). Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру Христианскую (1Кор.1:26); напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе (1Кор.1:23). Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры Христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть святую веру. Величайшее злодеяние – убийство Богочеловека – совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин.11:49–50). В наше время ученость возвращает язычников, принявших Христианство, к язычеству и, отвергая Христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое (Мф.13:52, Лк.5:39). Источник: https://azbyka.ru/ote..._o_cheloveke=16 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти