Jump to content

Власть мужа над женой и родителей над детьми


 Share

Recommended Posts

Уважаемые форумчане! У меня вопрос, который касается отношений в семье.

 

Фома Аквинский пишет, что у родителей есть естественная власть над детьми (до определенного возраста) и у мужа есть власть над женой.

 

Мой вопрос заключается в том, отличается ли характер власти мужа над женой от характера власти родителей над детьми? Так, Писание говорит, что родители могут применять телесные наказания по отношению к детям. Может ли муж теоретически применять подобные санкции по отношению к жене? Или же богословски это неприемлемо при любых обстоятельствах?

 

P.S. Разумеется, мой вопрос носит сугубо теоретический характер, а не призыв к действию)))

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Думаю, отличается, потому что они состоят в разных отношениях. Исходя из написанного в 1 Кор. 11. Иерархическая власть в семье указывает на семью, как на прообраз Церкви. В бытовом плане ап. Павел добавляет к супружеским обязанностям еще взаимную зависимость мужа и жены, их равную позицию перед Богом.

 

В Еф. 5 Павел раскрывает смысл главенства мужа: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

 

В отношении последней фразы в цитате. Не зря же вы, Тигран, заиграли скобочками, видимо намекая на абьюз. ;)

"Относительно страха жены перед мужем, его природу можно лучше понять по аналогии со страхом Божьим, который не имеет ничего общего с негативным эмоциональным состоянием, когда человек боится кого-то, потому что ждет от него плохого — наказания, побоев, иного проявления насилия. Страх Божий — это действие благодати Божьей в душе человека, дарующее ему ощущение Божественного присутствия и боязни оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Я боюсь Бога не потому, что Он страшный и непременно меня накажет, если я сделаю что-то нехорошее. Я боюсь оскорбить Его любовь ко мне, боюсь оказаться недостойным этой любви, не суметь ответить на нее своей любовью".

 

В Еф. 6:1-4 говорится об отношениях между родителями и детьми: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем".

Link to comment
Share on other sites

Думаю, отличается, потому что они состоят в разных отношениях. Исходя из написанного в 1 Кор. 11. Иерархическая власть в семье указывает на семью, как на прообраз Церкви. В бытовом плане ап. Павел добавляет к супружеским обязанностям еще взаимную зависимость мужа и жены, их равную позицию перед Богом.

 

В Еф. 5 Павел раскрывает смысл главенства мужа: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

 

В отношении последней фразы в цитате. Не зря же вы, Тигран, заиграли скобочками, видимо намекая на абьюз. ;)

"Относительно страха жены перед мужем, его природу можно лучше понять по аналогии со страхом Божьим, который не имеет ничего общего с негативным эмоциональным состоянием, когда человек боится кого-то, потому что ждет от него плохого — наказания, побоев, иного проявления насилия. Страх Божий — это действие благодати Божьей в душе человека, дарующее ему ощущение Божественного присутствия и боязни оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Я боюсь Бога не потому, что Он страшный и непременно меня накажет, если я сделаю что-то нехорошее. Я боюсь оскорбить Его любовь ко мне, боюсь оказаться недостойным этой любви, не суметь ответить на нее своей любовью".

 

В Еф. 6:1-4 говорится об отношениях между родителями и детьми: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем".

Страх Божий - это одно. Никто не говорит, что жена должна бояться мужа в негативном смысле. Или муж не должен любить жену. Сейчас речь идет о том, есть ли право у мужа наказать жену или нет.

 

Если Христос - это муж, а Церковь - жена, то Бог может наказать Церковь: наслать мор, болезни, войну. Вспомним того же Иова. В конце концов сказано, что Бог наказывает тех, кого любит. Получается и муж вправе наказать жену с благой целью.

 

Или я что-то упускаю и данная логика неверна?

Link to comment
Share on other sites

Если муж и жена равны перед Богом, то как они могут наказывать друг друга? Ведь бывает, не только муж наказывает жену, но и наоборот. Кстати, что вы имеете в виду под наказанием? И разве Христос наказывает Свою Церковь?
Link to comment
Share on other sites

Если муж и жена равны перед Богом, то как они могут наказывать друг друга? Ведь бывает, не только муж наказывает жену, но и наоборот. Кстати, что вы имеете в виду под наказанием? И разве Христос наказывает Свою Церковь?

Ну так и дети равны с родителями перед Богом, тем не менее Писание призывает наказывать детей:

 

Притч.23:13 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

Притч.23:14 ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

 

Христос как Бог вместе с Отцом и Духом наказывает Свою Церковь (т.е. избранных):

 

Евр.12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Евр.12:7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

 

Наказание в моем понимании - временная санкция за определенный проступок, направленная в основном против плотского блага в пользу блага духовного. Ну, это если речь идет о временном наказании.

Edited by Tigran1245
Link to comment
Share on other sites

А Писание рекомендует наказывать своих жен?
Link to comment
Share on other sites

 

 

Христос как Бог вместе с Отцом и Духом наказывает Свою Церковь (т.е. избранных):

 

Евр.12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Евр.12:7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

 

Наказание в моем понимании - временная санкция за определенный проступок, направленная в основном против плотского блага в пользу блага духовного. Ну, это если речь идет о временном наказании.

 

 

Но и здесь Бог выступает в роли Отца, наказывающего своих детей. Христос же по отношению к Церкви - Жених. Вы можете себе представить жениха, наказывающего свою невесту? Именно поэтому отец может наказывать детей и об этом сказано неоднократно, но нигде, ни разу не написано, что муж имеет право наказывать жену. И нигде не написано, что отношения мужа и жены подобны отношениям отца и ребенка. Поэтому однозначно муж не имеет права наказывать жену. Нигде Бог ему этого права не дал. Более того, написано, что муж должен относиться к жене бережно, как к немощнейшему сосуду, т.е. как к хрупкой вазе. Жена не дочь и уж тем более не сын. Кстати, заметьте по отношению к дочери о розге нигде не говорится. Т.е. даже в семье розгой можно наказывать только мальчика.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

есть ли право у мужа наказать жену или нет.

 

Ответ в группе Станислава Девятовского, он там ссылается на: Лигуори, Аквината, Толедский Собор, моральное богословие Гобата - О том, что муж имеет власть физически наказывать.. | Неполиткорректное Католичество

Link to comment
Share on other sites

Особенно про женатых клириков занятно.
Link to comment
Share on other sites

Особенно про женатых клириков занятно.

 

Сейчас не актуально для латинской стороны, а во времена Толедского Собора, римско-католическим клирикам видимо позволялось быть женатыми.

Link to comment
Share on other sites

Так и Толедский собор не вселенский, а поместный.
Link to comment
Share on other sites

Так и Толедский собор не вселенский, а поместный.

 

От того что он был поместным, это не значит, что его установления надо было игнорировать. И это его заявление касалось женатых клириков, а когда они прекратились в римском католичестве, то и надобность в подобном заявлении отпала. А авторитет постановлений поместных Соборов может быть ещё какой, вспомните например тот-же антипелагианский Карфагенский Собор, который учит на счет крещения младенцев. На его это правило до сих пор ссылаются и католики, и православные.

Edited by Денис В.Н.
Link to comment
Share on other sites

Поместный собор потому так и назван, что призван решать региональные задачи поместных церквей, но вовсе не обязательны для всей Вселенской Церкви. А хуже всего, если их решения расходятся с постановлениями вселенских соборов. Ни в Св. Писании, ни в решениях ВС (насколько мне известно) нет ничего о наказании жен, побитии их розгами или камнями (вспомним эпизод с женой, взятой в прелюбодеянии), изгнании или каких-то более замысловатых репрессиях.
Link to comment
Share on other sites

Поместный собор потому так и назван, что призван решать региональные задачи поместных церквей, но вовсе не обязательны для всей Вселенской Церкви. А хуже всего, если их решения расходятся с постановлениями вселенских соборов. Ни в Св. Писании, ни в решениях ВС (насколько мне известно) нет ничего о наказании жен, побитии их розгами или камнями (вспомним эпизод с женой, взятой в прелюбодеянии), изгнании или каких-то более замысловатых репрессиях.

 

Но бывает что поместные Соборы имеют огромный последующий вероучительный авторитет для Церкви, как например Карфагенский Собор 418 года, провозгласивший учение о первородном грехе и его наследовании, о значении и необходимости благодати.

Link to comment
Share on other sites

Особенно про женатых клириков занятно.

 

Сейчас не актуально для латинской стороны, а во времена Толедского Собора, римско-католическим клирикам видимо позволялось быть женатыми.

Толедские соборы - их было несколько - в I тысячелетии были.

Женатые латинские священники наличествовали вплоть до клюнийских реформ, конкретно - до папы Григория VII, это XI век.

Link to comment
Share on other sites

«Муж имеет право бить жену. Так учат канонисты, следующие за Санчесом. Во-первых, поскольку муж глава жены, начальствующий над ней. Также голова начальствует над конечностями и подвергает их исправлению.

 

 

Интересно мне как часто у мужчин голова наказывает свои конечности. Нога споткнулась и мужчина головой бьет свою ногу? :D :D :D Или лишает эту ногу обуви? Или что? Мдааа... похоже не всем "канонистам" Бог давал мудрости. :) Ну или отнял память. Потому что в Писании сказано что значит муж глава

 

 

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

 

 

 

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

«Муж имеет право бить жену. Так учат канонисты, следующие за Санчесом. Во-первых, поскольку муж глава жены, начальствующий над ней. Также голова начальствует над конечностями и подвергает их исправлению.

 

 

Интересно мне как часто у мужчин голова наказывает свои конечности. Нога споткнулась и мужчина головой бьет свою ногу? :D :D :D Или лишает эту ногу обуви? Или что? Мдааа... похоже не всем "канонистам" Бог давал мудрости. :) Ну или отнял память. Потому что в Писании сказано что значит муж глава

 

 

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

 

 

 

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

 

Подвергать конечности исправлению, это заставлять их идти, слушаться, куда решит голова. Это модель патриархального уклада жизни, которая уже скорее всего в прошлом, плюс общество гуманизировалось, феминизировалось.

 

В приведенных вами цитатах, нет противоречия между любовью и исправлением, если наказание рассматривать не как кару, а как исправление. И иногда свое тело требует хирургического вмешательства, если оно заболевает. Если что, я сам огуманизировался, офеминизировался, рассматриваю права женщин в современном обществе, их право на работу, самостоятельность, неприкосновенность личной жизни. Считаю, что если оба работают, то оба обязаны разделять домашние обязанности. Поэтому уже не мыслю в категориях прошлых времен, то есть, я сам во многом отхожу от патриархального типа мышления. С другой стороны, природа женщины всё равно остается патриархально зависимой, потому что женщины ведомые в своей основе. Поэтому их приспособленчество, это их природа подстраиваться под ведущего.

Link to comment
Share on other sites

Интересно мне как часто у мужчин голова наказывает свои конечности. Нога споткнулась и мужчина головой бьет свою ногу? :D :D :D Или лишает эту ногу обуви? Или что? Мдааа... похоже не всем "канонистам" Бог давал мудрости. :) Ну или отнял память. Потому что в Писании сказано что значит муж глава

Ну вот буквально сегодня посмотрел фильм про греческого святого Нектария Эгинского. Он был директором школы. Когда его ученики провинились - он наказал самого себя вместо них.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Так есть народная пословица: бьет - значит любит.

Link to comment
Share on other sites

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Так есть народная пословица: бьет - значит любит.

 

Никогда в это не верила. :) Для меня мужчина поднимающий руку на женщину это слабое, совершенно не умное существо, не умеющее объяснить словами в чем человек не прав. Ведь бьют именно такие. Умный мужчина понимает, что кулаками любовь из женщины можно только выбить навсегда. Исправить? Нет. Только получить страх и ненависть. Разве хорошо жить рядом с тем кто тебя ненавидит? Самому то хорошо? Умному плохо. Умный, если видит, что слова не помогают, просто разведется и уйдет. А не разводится тот, кто понимает, что никому он больше не нужен. Да и ей по большому счету не нужен. Вот и вымещает свою обиду на свою никчемность кулаками. Умный, сильный, адекватный мужчина знает, что всегда найдет себе нужную женщину. И не будет пытаться перевоспитать кулаками негодную. Да он на такой и не женится, если умный опять же. Впрочем женщин это тоже касается. Пытаются перевоспитать мужчину те, кому нормальный не достался , а ей же хочется , вот и пытается. Глупо, конечно. Как говорила одна умная бабушка - по горшочку и крышечка. Подобное притягивает подобное.

Link to comment
Share on other sites

 

Ну вот буквально сегодня посмотрел фильм про греческого святого Нектария Эгинского. Он был директором школы. Когда его ученики провинились - он наказал самого себя вместо них.

 

 

Вот это по христиански. Вот и мужьям так надо. :)

Link to comment
Share on other sites

 

Ну вот буквально сегодня посмотрел фильм про греческого святого Нектария Эгинского. Он был директором школы. Когда его ученики провинились - он наказал самого себя вместо них.

 

 

Вот это по христиански. Вот и мужьям так надо. :)

Ну так это не всегда уместно. Бывают ситуации, когда нужно дать отпор, а такое поведение может усугубить ситуацию.

Link to comment
Share on other sites

Ну вот буквально сегодня посмотрел фильм про греческого святого Нектария Эгинского. Он был директором школы. Когда его ученики провинились - он наказал самого себя вместо них.

 

 

Вот это по христиански. Вот и мужьям так надо. :)

Ну так это не всегда уместно. Бывают ситуации, когда нужно дать отпор, а такое поведение может усугубить ситуацию.

 

Кому дать отпор? Жене? Я вот тут подумала... а ведь мой муж поступал именно так по молодости. Когда он обижался на меня, он отказывался от еды и уходил спать на пол. Т.е. фактически он наказывал себя. И на меня это оказывало такое сильное воздействие, что я бежала просить прощения даже когда не считала себя виноватой. А Вы - отпор. Да если бы он хоть раз поднял на меня руку, я бы ушла в тот же час. Мужчине , как главе семьи, хорошо бы быть мудрым, а не просто силой давить. И уж тем более мужчине-христианину, у которого должен быть ум Христов.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Ну вот буквально сегодня посмотрел фильм про греческого святого Нектария Эгинского. Он был директором школы. Когда его ученики провинились - он наказал самого себя вместо них.

 

 

Вот это по христиански. Вот и мужьям так надо. :)

Ну так это не всегда уместно. Бывают ситуации, когда нужно дать отпор, а такое поведение может усугубить ситуацию.

 

Кому дать отпор? Жене? Я вот тут подумала... а ведь мой муж поступал именно так по молодости. Когда он обижался на меня, он отказывался от еды и уходил спать на пол. Т.е. фактически он наказывал себя. И на меня это оказывало такое сильное воздействие, что я бежала просить прощения даже когда не считала себя виноватой. А Вы - отпор. Да если бы он хоть раз поднял на меня руку, я бы ушла в тот же час. Мужчине , как главе семьи, хорошо бы быть мудрым, а не просто силой давить. И уж тем более мужчине-христианину, у которого должен быть ум Христов.

Ну так я и говорю. Все зависит от целесообразности в каждой ситуации.

 

Может, жена бесноватая. Может зарезать детей, себя. Тогда нужно дать отпор, привязать, запереть, вызвать священника-экзорциста.

 

Или человек полностью прогнил. На него жертвенное вразумление не действует, а только спровоцирует дополнительные издевательства. Тогда нужно привести в чувства.

Link to comment
Share on other sites

 

 

Ну так я и говорю. Все зависит от целесообразности в каждой ситуации.

 

Может, жена бесноватая. Может зарезать детей, себя. Тогда нужно дать отпор, привязать, запереть, вызвать священника-экзорциста.

 

Но эти действия нельзя назвать наказанием. Вызвать священника или отправить в больницу это не наказание, это избавление.

 

 

Или человек полностью прогнил. На него жертвенное вразумление не действует, а только спровоцирует дополнительные издевательства. Тогда нужно привести в чувства.

 

На таких людей физическое воздействие производит обратный эффект. Таких надо либо лечить либо оставлять. И, кстати, вопрос - а если гнилой человек, который только издевается это муж? Жена тоже имеет право привести его в чувство? Ну там скалкой, сковородкой, брата с папой позвать, что бы в чувство привели, участкового наконец? :)

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...