Jump to content

Сериал «Игра в кальмара»


Neta
 Share

Recommended Posts

245920635_4398416970256234_4892111267960363882_n.png?_nc_cat=106&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeGlM7Vts4PGUtWBinbj0i6oWjmMlNnMNpJaOYyU2cw2koCWcUACpSp03Ph7RsZh8o4CVDhYLrocnWOKDj-ygJQa&_nc_ohc=OmR1QoKidKEAX_UCJKo&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=c043d22f652e7a072ecfd2cd0835f95e&oe=61956D46

 

Буквально за несколько недель сериал «Игра в кальмара» набрал популярность во всем мире. Сеть полна рекламы и противоречивых отзывов: от восторга до негатива.

 

Если вы уже посмотрели или только собираетесь – узнайте о том, как Папа Римский относится к подобному и какие рекомендации стоит учесть христианам (особенно родителям) 1f3ac.png

 

***

 

По данным стримингового видеосервиса Netflix, южнокорейская драма-антиутопия «Игра в кальмара» официально собрала более 111 миллионов поклонников и самым просматриваемым сериалом в 90 странах мира всего за месяц. Это делает его и самым популярным сериалом компании за всю историю. В центре сюжета сериала – сотни людей, по разным причинам, нуждающихся в деньгах, которые принимают странное приглашение участвовать в игре. Их доставляют на секретный остров и то, что происходит дальше – это жестокая игра на выживание, в основе которых сценарии детских игр, к которых проигравшие обречены на смерть от рук организаторов или самих участников, обманывающих, предающих и убивающих друг-друга ради денежного приза в десятки миллиардов вон (около 38,5 млн долларов США).

 

1f4cd.png Вполне естественно, что создатели и контролирующие ведомства установили для сериала высокое возрастное ограничение - он не предназначен для лиц младше 18 лет. Из-за обилия жестокости и кровавых сцен, просмотр также не рекомендуется особо впечатлительным людям. Тем не менее, это лишь рекомендации, в реальности доступ к нему невозможно ограничить и он пользуется популярностью и среди детей среднего школьного возраста и младше.

 

Большинство аналитиков и производителей товаров для развлечений считают, что персонажи из «Игры в кальмара» станут самыми популярными костюмами на Хэллоуин и других костюмированных мероприятиях в 2021 году. Более того, уже появились фанатские сообщества, которые относятся к идеям, как к инструкции для организации подобных игр на местах.

 

СМИ уже пестрят сообщениями о призывах образовательных организаций и НКО, занимающихся проблемой буллинга (травли), чтобы взрослые по возможности держали своих детей подальше от этого «шоу», поскольку дети начинают разыгрывать игры из фильма в школе и во дворах. Информация о случаях, когда дети, подражая героям, имитируют игры и избивают тех, кто проигрывают, приходит из различных стран (включая Россию).

 

1f4cd.png Хотя в «Игре в кальмара» присутствуют позитивные темы классовой борьбы, дружбы и самопожертвования, это далеко не всегда может быть распознано детьми или другими лицами со слабой психикой. Вместо этого в центре внимания будет насилие, поданное как игра с высокими ставками, что может иметь опасные последствия.

 

2705.png Негативное влияние насилия в СМИ

 

Святой Иоанн Павел II предупреждал об опасности чрезмерного насилия в СМИ в послании на Всемирный день социальных коммуникаций (1995 г.): «Как и все средства социальной коммуникации, кино, обладая силой и великой заслугой в содействии культурному и человеческому развитию личности, может подавлять свободу - особенно самых слабых - когда оно искажает истину и когда оно представляет собой зеркало негативных типов поведения, используя сцены насилия и секса, оскорбляющие человеческое достоинство и склонные возбуждать бурные эмоции чтобы стимулировать внимание зрителя». Далее он сказал, что такое изображение насилия «не может представляться как свободное творческое выражение».

 

1f4cd.png Папский совет по социальным коммуникациям в 1989 году опубликовал документ, в котором также рассматривался этот вопрос, подробно описывая духовные последствия насилия для детей: «Частое столкновение с насилием в СМИ может сбивать с толку детей, которые могут быть не в состоянии легко отличить фантазии от реальности. Это может привести к тому, что впечатлительные люди, особенно в юном возрасте, будут считать подобное нормальным и приемлемым поведением, подходящим для подражания».

 

В документе также отмечается, что неконтролируемое распространение такого рода материалов чревато дальнейшей деградацией общества, так как это оказывает негативное влияние на способы взаимодействия людей друг с другом: «Хотя никто не может считать себя невосприимчивым к развращающему воздействию ... насилия или защищенным от травм со стороны тех, кто действует под их влиянием, молодые и незрелые люди особенно уязвимы и с наибольшей вероятностью могут стать жертвами виктимизации. Демонстрация садистского насилия ... разрушает человеческие отношения, эксплуатирует людей, особенно женщин и детей, подрывает брак и семейную жизнь, поощряет антисоциальное поведение и ослабляет моральные устои самого общества».

 

26a0.png Вместо выводов:

 

Церковь не может запрещать верующим, что им читать или смотреть. Каждый христианин решает это для себя самостоятельно. Сериал «Игра в кальмара» - это напоминание всем нам о том, что духовно вредно окружать себя жестокими образами. Мы можем думать, что у нас есть иммунитет, но чем больше мы наполняем нашу душу насилием, тем больше вероятность, что мы будем в разных ситуациях так или иначе проявлять его. И если взрослый еще хоть как-то может это контролировать, то детям и подросткам, подобные фильмы и игры точно не идут во благо. Учитывая всю ответственность родителей за их воспитание, стоит подумать, как мы можем, если не оградить их от просмотра (в нынешних условиях это практически невозможно), то хотя бы снизить влияние подобного контента. Это можно сделать, если спокойно обсуждать с детьми и внуками увиденное и помогать делать правильные выводы о морали (как стоит воспринимать то или иное).

 

270f.png Подготовлено: Катология

На основе материала: Aleteia

Link to comment
Share on other sites

1440x.jpg

 

"Игра в кальмара". Что нужно знать об этом сериале, чтобы поговорить с ребенком

 

Про что этот фильм?

 

Четыреста пятьдесят шесть человек заперты на острове, где проходит турнир на выживание. Их заставляют по очереди играть в детские игры, проигрыши в которых заканчиваются смертью. У турнира есть призовой фонд. Смерть каждого участника пополняет его на фиксированную сумму. Победитель всех игр получает 45,6 миллиарда вон (38,5 миллионов долларов США).

 

Остров хорошо оборудован для проживания большого числа игроков и проведения игр. Обслуживанием турнира занимается штат охранников и рабочих, которыми командует распорядитель.

 

Участники турнира — бедные, несчастные люди, ставшие жертвой трагических обстоятельств или равнодушия окружающих. Они добровольно участвуют в кровавых играх. В какой-то момент турнир даже ненадолго прерывается, так как большинство игроков решают его прекратить. Но потом они снова возвращаются на остров.

 

Обычная жизнь настолько тяжела, унизительна и невыносима для них, что люди готовы рискнуть ею ради фантастически крупной суммы денег, способной решить все их проблемы.

 

Нам подробно показывают истории нескольких участников турнира: как они жили до игр, как относятся к окружающему миру и другим людям, на что готовы пойти ради денег и как пытаются (или нет) сохранить в себе человечность в экстремальных условиях.

 

Он правда очень страшный?

 

Формально «Игру в кальмара» нельзя назвать фильмом ужасов. В нем почти нет очень натуралистичных сцен и шокирующих крупных планов. Фильм пугает в первую очередь своим повествованием, страшными поворотами сюжета и психологическим напряжением. В картине детально показан страх смерти персонажей, муки выбора, который они испытывают, решая, кто из участников игры, с которыми они успели подружиться, должен умереть следующим.

 

Параллельно с турниром группа коррумпированных охранников изымает у проигравших участников органы для перепродажи. Сцены, связанные с этой линией сюжета, способны вызвать отвращение и шок у неподготовленного зрителя.

 

Почему этот фильм такой популярный?

 

«Игра в кальмара» — малооригинальный фильм. Это яркий представитель отдельного жанра фильмов про игры на выживание, очень популярного в Азии. Все они строятся по одному принципу: люди участвуют в играх, выйти из которых живым может лишь победитель. Эмоциональный накал подобных картин достигается за счет демонстрации страданий и мук выбора героев.

 

Эти фильмы стараются спровоцировать зрителей на крайнюю эмпатию и жалость к участникам игр.

 

Очень часто действующими лицами таких фильмов становятся подростки или люди, которых любовь к родным заставляет рискнуть жизнью. В этом жанре снимаются полнометражные фильмы (например, «Королевская битва»), сериалы («Игра в кальмара» и «Алиса в Пограничье»), мультсериалы («Небесное вторжение»). Из аналогов в европейском кино можно назвать серию фильмов «Пила» и фантастическую эпопею «Голодные игры».

«Игра в кальмара» очень выгодно смотрится на фоне своих аналогов в азиатском кино. Долгое время подобные фильмы были малобюджетными, их действие строилось по абсолютно линейному сюжету и в них снимались малоизвестные актеры. В «Игре в кальмара» все наоборот: это очень стильный и достаточно дорогой фильм со сложными декорациями и огромной труппой, у него сложный сюжет со множеством неожиданных поворотов и параллельных ответвлений, в нем снимаются не просто звезды, а сильные драматические актеры, способные передать на экране сложные эмоции и глубокие внутренние переживания. Можно сказать, что «Игра в кальмара» стал локомотивом этого жанра, поднял его на новый уровень и в ближайшее время нас ждет появление множества новых фильмов похожей тематики.

 

Почему люди смотрят такие фильмы?

 

На этот вопрос может быть несколько ответов.

Во-первых, людям исторически нравятся игры, в которых есть угроза смерти или увечий участников. Кажется, это заложено в нашей природе. Память о смертельных боях гладиаторов на римских аренах живет в веках. Хоккейные турниры с драками в разы популярнее, чем без них. Многие зрители автогонок не скрывают, что смотрят их ради аварий, а вовсе не ради результатов. Кинематограф средствами драматургии доводит этот интерес до предела.

 

Во-вторых, такие фильмы дают ощущение, что открывают для зрителя завесу тайны в понимании человеческой природы. Они в деталях показывают, как меняется характер героев под гнетом обстоятельств, и одновременно с этим ставят вопрос о границах человечности в людях, что побуждает нас поступать гуманно и как долго мы сможем сдерживать в себе звериное начало под угрозой смерти? Тут можно вспомнить роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и так называемый «Стэнфордский тюремный эксперимент» (с его последующим скандальным разоблачением), которые стали всемирно известными и популярными по этой же причине.

 

В психологии и философии существует теория «пограничного состояния». Ее развивали Карл Ясперс, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Она утверждает, что перед угрозой смерти человек способен отвергнуть ненужные и опасные в этот момент сомнения, сдержанность и страх. Он может обрести полноту бытия и стать собой в полной мере, раскрыв весь свой потенциал. Фильмы вроде «Игры в кальмара» обязательно показывают в конце такую героическую трансформацию главных персонажей и воодушевляют этим своих зрителей.

 

Кроме того, у всех таких фильмов всегда есть социальный и религиозный подтекст. Заставляя зрителей сочувствовать своим героям, они ставят вопрос о глобальном несовершенстве мира, который вынуждает людей терпеть и переносить страшные страдания.

 

В фильме «Игра в кальмара» бедственное положение игроков напрямую противопоставляется благополучию развращенных миллиардеров, которые с усмешкой и азартом наблюдают за их муками.

 

Иногда это противопоставление строится по линии отцов и детей, иногда — тоталитарного правительства и граждан. В любом случае, в таких фильмах всегда есть какой-то заметный социальный конфликт, с которым зрители могли бы себя проассоциировать.

 

Что касается религиозного подтекста таких азиатских фильмов, он может быть неочевиден для европейских зрителей. Основу южнокорейских религиозных верований (как и большинства азиатских стран) составляет многобожие, которое объединяется в универсальную концепцию внутри дзен-буддизма. Согласно языческим верованиям, боги совершенны и ни в чем не нуждаются. Соответственно, самый естественный для них вид досуга — азартные игры. А единственное чем и кем они могут играть — это люди и их жизни. Такое отношение к богам можно встретить по всему миру. Вспомним хотя бы античные мифы: Геракл, Тесей, Ясон и аргонавты — все они участвуют в своеобразных играх на выживание, развлекая богов. Победитель в таких играх подтверждает тем самым свою близость к богам. И сам становится на фоне других людей практически полубогом.

 

Особенность азиатской культуры проявляется здесь в том, что человек не просто может победить в играх, приблизившись к сакральному миру. Ему доступно обрести дзен — высшее просветление, высшую мудрость и соединиться с основами всего бытия. В этом состоянии он превосходит земных богов. И, значит, может наказывать их и даже уничтожить. Что-то подобное мы видим в финале фильма «Игра в кальмара».

 

Что нужно знать про «Игру в кальмара», чтобы быть в тренде?

 

Фильм «Игра в кальмара» вошел в поп-культуру несколькими образами, которые сейчас активно транслируются в мемах и косплеятся (имитируются).

Это внешний вид персонажей: зеленые спортивные костюмы игроков, малиновые спортивные костюмы и маски охранников.

 

Атрибуты игр: в первую очередь — леденцы, которые были реквизитом одной из игр. Еще миллионам людей приглянулась гигантская девочка-робот, которая стоит у дерева и, поворачиваясь, убивает участников, движение которых замечает.

Символы: круг, треугольник, квадрат — логотип игры.

 

Если вы увидите на Хэллоуине людей в темных масках и розовых спортивных костюмах, знайте, что это отсылка к фильму «Игра в кальмара».

А если приготовите своим детям-старшеклассникам в школу леденцы, как из фильма, то вызовете восторг. Сегодня это хайп и ауф.

 

Илья Переседов

 

полностью статья на Правмире

Link to comment
Share on other sites

Фильм я не смотрела и вряд ли буду смотреть. Но шума он уже наделал много. И опять речь идет о душевном и духовном здоровье, особенно детей. Хотя там есть возрастное ограничение 18+. Да кто же когда придерживался ограничений в безграничном интернете. Значит, надо быть готовым к вопросам.
Link to comment
Share on other sites

Фильм я не смотрела и вряд ли буду смотреть. Но шума он уже наделал много. И опять речь идет о душевном и духовном здоровье, особенно детей. Хотя там есть возрастное ограничение 18+. Да кто же когда придерживался ограничений в безграничном интернете. Значит, надо быть готовым к вопросам.

Я посмотрела трейлер, после рекомендации на одном из женских форумов. Это просто ужас. А потом удивляемся почему у нас дети идут и расстреливают одноклассников. Реально может повлиять на психику ребенка. Это вообще нельзя никому показывать, даже взрослым. Хорошо, что христиане подняли голос против подобных фильмов.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Телевизор почти не смотрю, Интернет сугубо ограничиваю. Сериалы, во всяком случае современные и зарубежные, вообще стараюсь не смотреть.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Если честно, не понимаю равно как ужаса, так и восторга по поводу данного сериала. Несмотря на то, что полностью от начала до конца его смотреть не собираюсь, глянула кусочки с разными "играми" на youtube, а также первую серию и самое начало второй. Смотреть полностью не хочу не из-за сюжета, а принципиально: это производство "Netflix", который печально известен тем, что в Бразилии выпустил ужасный фильм, высмеивающий Христа, Марию и апостолов. Также, данная компания поддерживает абортное законодательство. У меня ещё есть такая фишка: иногда, конечно, смотрю фильмы бесплатно, но стараюсь себя от этого постепенно отучать и приучать себя платить за контент. "Нетфликсу" же принципиально не хочу платить.

 

Моё мнение: на экране крови минимум. Имхо, в большинстве боевиков её гораздо больше. Тут нет никаких летящих "кишок" и прочего ужаса (ну, или до них я просто не дошла), только звуки выстрелов и кровь. Из жуткого - в начале второй серии ещё еле живых людей кладут в гробы, а гробы пускают во что-то, сильно напоминающее крематорий. Но НА ЭКРАНЕ ЭТО НЕ СМАКУЕТСЯ. Минимум: показали, как факт - и дальше.

 

А вот что у меня вызвало целую бурю эмоций от жалости до смеси жути с отвращением - это гениальное, на мой взгляд, изображение ужаса зависимости от азартных игр. Пол-первой серии посвящено жизни главного героя. Все деньги проигрываются, сплошные долги, кредиторы, проигрываются деньги старушки-матери, не на что купить подарок ребёнку на ДР... Человек время от времени вспоминает о том, что он человек, но, в общем-то, превращается в животное. Впрочем, чья бы корова мычала - я сама чисто по собственной глупости уже пару лет живу с ощутимыми кредитами (нет, я не играю в азартные игры, если что)).

 

Из увиденного на youtube: в сериале время от времени присутствуют явные сексуальные намёки и звуки (впрочем, вроде, БЕЗ какой-либо демонстрации упоминаемых процессов на экране).

 

Вердикт: уникальность данного сериала в том, что он умудряется нагнать жути, практически не используя никакие спецэффекты и ничего не "смакуя". Я не увидела ни "летящих кишок", ни голых тел, ни чего-либо ещё, кроме крови как таковой. Моменты убийства и смертей показаны мельком, как бы невзначай. Видимо, этим и "зацепил" аудиторию. Здесь ужасна сама концепция, ужасно то, что это происходит. Ужасна психология зависимого человека. Ужасно, на что способен человек ради забавы или ради денег. А сами убийства - вторичны.

 

Впрочем, никакого "дикого восторга" от данного замысла я также не почувствовала. Симпатичный главный герой, и хорошо играет. Было любопытно глянуть на корейское кино, никогда раньше не смотрела, говорят, корейцы вообще в этом плане талантливы. Но не более.

 

Так всё, хорош грешить и лениться, пошла работать. Хватит того, что я сегодня не помолилась и не почитала Библию на ночь, хотя обещала Богу каждый день читать, потому что заснула за просмотром роликов из "Игры в кальмара". По-хорошему, конечно, по-христиански - надо вообще стараться и от таикх сериалов, и от подавляющего большинства светских развлечений держаться подальше.

Edited by Sandra889
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

248248510_4565489260183850_4643865433637583221_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeGdi3vHKwn8RwFUBzw1ga_noO3h0A7-NBGg7eHQDv40Ea2vfXlZ18cBbUoQrbV4HciDUvBsNufj12ak7M8-K--5&_nc_ohc=RNjeyBMWw8EAX8xlcas&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=f73fbf64fb96fd75b503b2af8bfb059c&oe=619C613B

 

Пушкину «Игра в кальмара» бы понравилась. Чем этот сериал похож на «Идиота» и «Солярис»

 

 

О чем говорить с подростком, если он уже посмотрел нашумевший фильм

 

«”Игра в кальмара” — плохой фильм. Глупый, вторичный, неспособный ничего дать уму и сердцу развитого человека!» Такие реплики часто можно встретить на просторах Рунета, особенно в «интеллигентной» его части. Хочу с ними поспорить.

 

«Забытое старое»

 

В первую очередь замечу, что в XXI веке называть глупостью сверхпопулярные произведения массовой культуры так же нелепо, как, например, считать сказки — наивным детским чтивом. С этим утверждением в свое время активно спорил Толкин в статье «О волшебных сказках»:

«Я не рекомендую связывать волшебные сказки специально с детьми. Между ними существуют связи: естественная, потому что дети — часть человечества, а сказки — предмет нормального увлечения людей (хотя и не всех)».

 

Людям, которым такое утверждение не кажется правильным, можно посоветовать прочитать классическую работу филолога Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки», в которой автор на обширном материале показывает, как глубоко и крепко связаны между собой сказки, мифы и основы жизненного уклада людей по всему миру.

Я не эксперт в исследовании массовой культуры самой по себе. Но из близкой мне сферы могу посоветовать читателям в качестве примера книгу «Модное тело» Джоан Энтуисл, переведенную недавно на русский язык. В ней автор убедительно показывает, что мода и внешний вид человека — никогда не были чем-то простым, бессмысленным и самим собой разумеющимся.

 

 

Мода по Энтуисл — проявление и отражение социального порядка, существующего в мире в тот или иной момент времени.

Возьмусь утверждать, что таким же проявлением социального порядка является интерес многомиллионной аудитории к тому или иному произведению массовой культуры, например, к сериалу «Игра в кальмара».

 

Точно так же нелепо в XXI веке объявлять вторичным какое-нибудь произведение культуры. Все они сегодня так или иначе цитируют прошлые и интерпретируют их (иногда несознательно, но чаще всего вполне осознанно). Как сказал об этой ситуации писатель Умберто Эко: «Раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

 

Да, «Игра в кальмара» — фильм, созданный внутри определенного жанра и кинематографической традиции (об этом я достаточно подробно пишу в своей первой статье об этом сериале). Но чем это может его скомпрометировать? Любое художественное произведение, которое берется сегодня рассуждать о проблеме жизни и смерти, неизбежно будет соотноситься со всем, что было сказано по этой теме прежде. Не только по содержанию, но и по форме.

 

Наберусь наглости и напомню, что даже сюжет Священного Писания перекликается и во многих элементах выглядит заимствованным из более древних верований и текстов. Об этом можно подробно прочитать не только у секулярных религиоведов и ученых-библеистов, но и у христианских проповедников. Например, в книге «История религии» Александра Меня.

Интерпретация и творческое переосмысление — основа любого современного производства. В свое время на меня как предпринимателя сильное впечатление произвела книга Одеда Шенкара «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи», которая доказывает, что большинство крупных современных стратапов (если не все), являются по сути имитаторами, а вовсе не инноваторами.

Человек играющий

 

Будем считать, мне удалось доказать, что всемирная популярность сериала «Игра в кальмара» при всей его условной вторичности — неслучайное и важное событие. Теперь давайте посмотрим, так ли уж далек этот фильм от того, что принято считать высокой и большой культурой (в противовес «маленькой, народной и низкой»).

Если попытаться выразить одной фразой ценность «Игры в кальмара» для человечества, придется признать, что в настоящий момент — это главное художественное произведение на планете, которое описывает извечное противостояние жизни и смерти в образах игры. И дополняет его сопутствующими этому противостоянию моральными дилеммами и символическими аллегориями.

 

pieter_bruegel_the_elder_-_childrens_games_-_google_art_project-1-768x461.jpeg

 

Питер Брейгель Старший. «Детские игры»

 

Насколько такой образ игры в жизнь и смерть является новаторским или маргинальным? Совершенно точно он не является ни новаторским, ни маргинальным. Традиция рассматривать человеческую жизнь и всю человеческую культуры через феномен игры имеет легальный статус и вполне укоренена внутри гуманитарной науки.

В первую очередь, тут можно вспомнить классическую работу нидерландского философа ??Йохана Хёйзинги «Homo ludens» («Человек играющий»).

 

По Хёйзинге, вся человеческая цивилизация и культура вырастают из игры: «В мифе и культе зачинаются… великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, ученость, наука. И все они, таким образом, уходят корнями в ту же почву игровых действий».

 

 

Именно способность к игре, по мнению Хёйзинги, — главное свойство человеческой природы, которое объединяет для нас опыт прошлых поколений и позволяет пережить с ними реальную связь.

 

«Игра в культуре предстанет тогда как некая данность, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель».

 

Если Хёйзинга прав, отсылки к игровому опыту и аллюзии на игру должны переполнять культурное наследие человечества на протяжении всей его истории. Не будем погружаться в пучину тысячелетий. Рассмотрим несколько текстов, имеющих важное значение именно для нас.

Link to comment
Share on other sites

«Игра» в Священном Писании

 

Начнем, конечно, со Священного Писания. Все библейские заветы Бога с людьми можно интерпретировать как игру, поражение в которой ведет к смерти. «Проживи в раю, не попробовав от Древа познания», «Построй ковчег к началу потопа», «Выживи рядом с египтянами, дожидаясь потомства и статуса патриарха»… Из таких заданий легко можно было бы собрать фильм, похожий на «Игру в кальмара».

 

Помимо формального сходства, священная история еще и наполнена жестоким трагизмом, которому позавидовали бы многие триллеры. Чего, например, стоит момент, когда Бог требует от Авраама собственноручно убить любимого и долгожданного сына, чтобы подтвердить чистоту свою веру. Драматизм этой истории столь силен, что вдохновил датского философа Сёрена Кьеркегора написать работу «Страх и трепет», в которой он выводит из смирения Авраама объяснение и обоснование созидательной абсурдности всего религиозного знания.

 

sub_40684.jpeg

 

Эдвард Хикс. «Ноев ковчег»

 

Аврааму, можно считать, повезло: его испытание оказалось не настоящим. А вот многострадальный Иов прошел через жуткие болезни, потерю семьи и смерть детей, когда стал заложником игрового спора между сатаной и Богом. Напоминаю, что игра эта состояла из нескольких раундов, в каждом из которых Иов страдал все сильнее и сильнее.

В защиту и оправдание Бога можно заметить, что Он и сам сыграл в такую же игру со смертью, решившись спасти человечество после его грехопадения-проигрыша. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

 

Хёйзинга отмечает, что настоящей игре всегда присуща свобода: игра, чтобы быть игрой, должна оставаться непредсказуемой и парадоксальной.

Отсылки к такой свободе мы можем встретить в проповедях Христа. Например, Его радость от получения Откровения слабыми людьми очень похожа на радость от неожиданных и полезных для команды, которой Он симпатизирует, итогов жеребьевки: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам».

Внутри христианской традиции Христос постоянно называется Победителем, но где можно победить, как не в игре? Когда апостол Павел радостно восклицает «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», в его словах чувствуется азарт болельщика победившей команды.

 

Финальный раунд

 

Но это все — аллегории. А священная история знает пример турнира, один в один совпадающего с финалом игры в кальмара. Речь идет, разумеется, о ритуальном бое на выбывание между Давидом и Голиафом. Давид побеждает более сильного противника и, как в «Игре в кальмара», ему и его сторонникам достается главный приз в войне. Он становится царем и учреждает новую династию.

Символично, что утверждение российской государственности с центром в Москве, которое случилось после победы на Куликовском поле, не обошлось без аналогичного сакрального турнира на выживание. Я имею в виду, разумеется, бой между Пересветом и Челубеем. Вдвойне символично, что священных бойцов на эту войну и турнир отправил никто иной, как Сергий Радонежский.

 

poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole-m.-avilova.jpg

 

Михаил Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

 

Существует предание, что поединок Пересвета с татарским богатырем Челубеем своей жестокостью и обязательной жертвенностью был очень похож на финал голливудского триллера. Якобы могучий Челубей использовал в бою очень длинное копье, которое просто не давало противникам к нему приблизиться. Пересвет, который разглядел эту особенность Челубея, не стал при нападении отбивать копье татарского богатыря. Наоборот, он позволил врагу себя пронзить, приблизился за счет этого к Челубею и убил его своим ударом. По правилам священных поединков, победителем в них считался тот из воинов, кто сумел вернуться живым к своим соплеменникам. Пересвет доехал до рядов армии Дмитрия Донского и уже там упал с коня замертво.

 

Самопожертвование ради небольшого, но важного перевеса в игре — постоянно встречающийся сюжет фильмов, подобных «Игре в кальмара».

Развитие темы трагизма, сопутствующего сакральным поединкам, мы встречаем в поэме Лермонтова «Песня о купце Калашникове». В ней купец Степан Калашников вызывает на ритуальный бой Кирибеевича — опричника царя Ивана Грозного, опозорившего его жену. Ударом в висок купец убивает обидчика. По древним законам он должен был бы получить награду. Но правосудие христианского царя выше древних ритуалов. Калашникова приговаривают к казни как убийцу, но его семье выделяется из казны пенсия, а братья получают возможность беспошлинно торговать на московских рынках. Вариант исхода турнира, когда деньги, полученные благодаря успеху игрока, после его смерти получают родственники, мы тоже видим в «Игре в кальмара».

 

Достоевский — игрок

 

Но как быть с тем, что в «Игре в кальмара» люди не просто играют своими жизнями, а находятся при этом под страшным эмоциональным гнетом, который их ломает: буквально разрывает сердца и калечит души. Разве найдем мы что-то подобное в русской классике? Разумеется. Повесть Пушкина «Выстрел». В ней гусар Сильвио имеет право на священный поединок — дуэль. Но не торопится его реализовать, так как его противник легкомысленно относится к игре в жизнь и смерть. Сильвио покидает место дуэли и шесть лет тратит на упражнения в стрельбе, превращаясь в подобие неотвратимого ангела смерти. Он приходит в дом к своему обидчику, когда тот испытывает величайшую радость и счастье и предлагает продолжить прерванную дуэль. Но не убивает своего обидчика, а морально уничтожает, демонстративно выбирая, кого лишить жизни: его или муху, сидящую на стене. После чего, увидев унижение и страх в глазах оскорбившего его человека, уходит удовлетворенный.

 

151245526_1970e_silvio_uprazhnyaetsya_v_strelbe_illyustraciya_k_povesti_as_pushkina_vuystrel_bumaga_akvarel_tush_kist_belila.jpeg

 

Владимир Милашевский. «Сильвио упражняется в стрельбе»

 

Кальмар — очень мрачный, жестокий и страшный фильм. Неужели и такое есть в нашей литературе? Конечно! И ни у кого-нибудь, а у Николая Лескова — по мнению некоторых, главного отечественного православного писателя. В 1865 году Лесков публикует повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В ней запертые в доме любовники ради денег и прилагающейся к ним независимости медленно и неизбежно превращаются в серийных убийц. Сначала они убивают пожилого свекра главной героини, потом ее мужа. Центральная сцена повести — убийство лежащего в кровати больного ребенка, которое любовники совершают вместе, подменяя Эрос Танатосом.

 

Кто-то на это может заметить, что в сериале «Игра в кальмара» люди массово рискуют жизнью и идут на страшные унижения ради денег. А приведенные мною примеры достаточно камерные. Можем мы найти аналог такому групповому действию в русской литературе? Конечно, можем.

 

Игрок и тонкий ценитель азарта Федор Михайлович Достоевский натуральной «Игрой в кальмара» заканчивает первую часть своего романа «Идиот».

Я говорю про сцену, в которой Настасья Филипповна кидает в камин пачку денег — несколько десятков миллионов по нашим ценам — и делает это для того, чтобы унизить своего несостоявшегося жениха Иволгина. Главный эмоциональный накал этим событиям придают случайные очевидцы ее поступка. Они ведут себя точь в точь, как герои корейского сериала. Приведу отрывок из книги, чтобы читатели могли сами в этом убедиться:

«— Я зубами выхвачу за одну только тысячу! — предложил было Фердыщенко.

— Зубами-то и я бы сумел! — проскрежетал кулачный господин сзади всех в припадке решительного отчаяния. — Ч-черрт возьми! Горит, всё сгорит! — вскричал он, увидев пламя.

— Горит, горит! — кричали все в один голос, почти все тоже порываясь к камину.

— Ганя, не ломайся, в последний раз говорю!

— Полезай! — заревел Фердыщенко, бросаясь к Гане в решительном исступлении и дергая его за рукав, — полезай, фанфаронишка! Сгорит! О, пр-р-роклятый!

Ганя с силой оттолкнул Фердыщенка, повернулся и пошел к дверям; но, не сделав и двух шагов, зашатался и грохнулся об пол».

Так что проблемы и образы, которые встречаются в сериале «Игра в кальмара» вполне созвучны русской классике. Скажу больше, я уверен, что Пушкину «Игра в кальмара» очень бы понравилась. Да и Достоевскому, наверняка, тоже.

Link to comment
Share on other sites

Игра в НКВД

 

Но может быть в советское время у нас появилось поколение людей, для которых игра в жизнь и смерть кажется совершенно незнакомым сюжетом? И поэтому эти люди не могут сейчас с симпатией и пониманием воспринимать корейский сериал? Действительно, идеология и цензура делали невозможным появление похожей книги или фильма по мотивам советской действительности. Но они достаточно снисходительно относились к тому, чтобы советские граждане знакомились с такими сюжетами, заимствованными из-за рубежа.

 

1596213409_3-p-desyat-negrityat-film-9.jpeg

 

Кадр из фильма Станислава Говорухина «10 негритят»

 

Например, в 1972 году советский режиссер Андрей Тарковский снимает фильм «Солярис» по мотивам романа польского фантаста Станислава Лема. Герои фильма заперты на космической станции, которая вращается вокруг планеты, покрытой разумным океаном. Океан играет с космонавтами в жестокую игру: материализует их бессознательные страхи и вытесненные воспоминания, доводя людей этим до самоубийства.

 

В 1974 на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Авария» — экранизация одноименной повести швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. По сюжету фильма случайный обыватель оказывается заперт в доме старого судьи, который проводит вечера со своими друзьями: бывшими прокурором, адвокатом и палачом. Они предлагают гостю сыграть в имитацию судебного процесса, где он будет обвиняемым. Суть игры — детальное исследование жизни подсудимого на предмет соответствия ее нормам уголовного права. Фильм показывает, насколько бессильным и жалким становится человек, оказавшийся один на один с системой. Эта история, разумеется, заканчивается гибелью главного героя.

 

Но это все очень умно и сложно. А как насчет оголтелой жестокости и страха? Пожалуйста, 1988 год, Станислав Говорухин — режиссер культового советского сериала «Место встречи изменить нельзя» — делает экранизацию романа Агаты Кристи «10 негритят». Про людей, запертых на острове, которых неизвестный убивает случайным образом, имитируя детскую считалочку (привет «Игре в кальмара»!).

 

В промежутках между смертями герои непрерывно исповедуются друг другу, пытаясь разгадать, как можно спасти себе жизнь.

В фильме Говорухина есть секс, суицид, разнообразные убийства, оживший мертвец и даже красная мантия палача, которая перекликается с цветом костюмов охранников из корейского сериала. Так же он пронизан атмосферой мрачной безысходности.

 

Закончить свой обзор я хочу упоминанием малоизвестного сегодня отечественного фильма, который кажется мне при этом очень важным. Это фильм «Сделано в СССР» 1990 года выпуска. По дате выхода эта картина должна считаться советской, но по своему содержанию и духу (что видно уже из названия) она относится к новому, российскому кино.

 

«Сделано в СССР» — гротескная драма, говорящая о теневой стороне советской истории. По сюжету фильма в школе пропадает дорогой видеомагнитофон. Найти его поручают учителю истории — бывшему сотруднику НКВД (его играет Джигарханян). Учитель закрывает школу изнутри и создает из нее подобие концлагеря, заставляя учеников доносить друг на друга, карать слабых и ходить строем. Постепенно розыски дополняются пытками, которые с одобрения следователя начинает применять натуральный палач в отставке (Леонид Куравлев). Фильм производит очень тягостное впечатление не только своими жестокими сценами, но и иезуитской патриотической риторикой, которой персонаж Джигарханяна сопровождает свои зверства. Картина заканчивается открытым финалом: родители спасают детей, но их психика оказывается травмированной пережитыми зверствами. «Сделано в СССР» почти идентичен по сюжету фильму «Королевская битва» — родоначальнику жанра, из которого в итоге появился сериал «Игра в кальмара».

 

2560x.jpeg

 

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

 

Так что бессмысленно пытаться интерпретировать популярность этого сериала таким образом, будто современная молодежь смотрит одно, в то время, как их родители смотрели или читали другое. У каждого поколения — своя игра в кальмара. И она будет воспроизводиться снова и снова, пока люди будут продолжать ощущать свои жизни игрой, в которую их втягивают высшие силы.

Стоит ли бояться этого? Или лучше задаться вопросом, как можно научиться играть в игру со смертью, которую мы все ведем? Мне кажется, второе. Поэтому, когда я читаю новости, что в России стали появляться имитации «Игры в кальмара», меня посещает надежда, что они помогут своим игрокам принять окружающий нас мир и найти в нем свое место.

 

screen-shot-2021-10-05-at-15.29.30.jpg

 

Илья ПЕРЕСЕДОВ

 

Правмир

Link to comment
Share on other sites

Немного юмора.

 

Блюстители новой этики уже отменяют «Игру в кальмара» из-за отсутствия диверсити и инклюзивности))

Там нет ни одного представителя ЛГБТК, а сам смысл фильма, по мнению леволиберального трибунала, в том, что азиаты убивают друг друга на потеху белым зрителям Нетфликс))

 

https://t.me/SonOfMonarchy/4450

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...
Пишут, что компания "Нетфликс" организует по мотивам сериала реалити-шоу "Игра в кальмара" с призовым фондом в 4,56 млн долларов. "Нетфликс" обещает, что, в отличие от сериала, все участники игры останутся живы.:)
Link to comment
Share on other sites

 

Церковь не может запрещать верующим, что им читать или смотреть.

 

Кстати может, в принципе.

Link to comment
Share on other sites

Это не мои слова. Хотя запрещать-то может, но это не значит, что запрет будут все соблюдать.
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...