Перейти к содержанию

Католическая аскетика: соотношение усилий и благодати


ArGr
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые братья католики! Буду признателен, если вы поможете разобраться в понимании католической аскетики в контексте православной ("полупелагианской"). Хочется понять, как видит католическая мысль место и смысл человеческих усилий в отношении к благодати. Может ли человек подготовить себя, сделать достойным привлечения благодати?

 

Классическое понимание восточно-православной аскетики таково (по свят. Игнатию Брянчанинову): сначала человек трудится, прилагает усилия, далее - он понимает, что ничего не выходит, видит свою немощь, от этого рождается смирение, и уже видя это, Бог начинает какое-то благодатное действие в человеке. Как эта схема могла бы быть описан с католической точки зрения?

 

Буду признателен за ответы и ссылки на доступную католическую литературу.

Изменено пользователем ArGr
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я когда-то похожую тему здесь открывал: https://catholichurc...__fromsearch__1 Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я когда-то похожую тему здесь открывал: https://catholichurc...__fromsearch__1

 

Да, я ее несколько раз прочитал. Но так и не сформировал систематизированного представления о католической позиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! Возможно вам поможет этот материал: http://www.catholic.su/node/342
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классическое понимание восточно-православной аскетики таково (по свят. Игнатию Брянчанинову): сначала человек трудится, прилагает усилия, далее - он понимает, что ничего не выходит, видит свою немощь, от этого рождается смирение, и уже видя это, Бог начинает какое-то благодатное действие в человеке. Как эта схема могла бы быть описан с католической точки зрения?

 

 

Могу ошибаться, поелику не богослов, но католическую "схему" я вижу так: благодать - вера - дела. Все это вместе производит истинный плод веры. Конечно, и неверующий или инаковерующий может творить добрые дела не без помощи Божьей. Без Бога мы не можем ничего делать. Но осознание своей немощи и нищеты духа приходит только через веру. Которая без дел мертва.

 

Можно обратиться за пониманием к Катехизису Католической церкви

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочется понять, как видит католическая мысль место и смысл человеческих усилий в отношении к благодати. Может ли человек подготовить себя, сделать достойным привлечения благодати?

Ответ в Катехизисе, глава третья.

 

Согласно католическому Катехизису, благодать — «милость, безвозмездная помощь, которую Бог оказывает нам, чтобы мы ответили на Его зов — быть чадами Божиими, детьми усыновленными, причастниками Божественного естества, жизни вечной. Благодать Христова — безвозмездный дар, которым Бог дает нам Свою жизнь, вливаемую Святым Духом в нашу душу, чтобы исцелить её от греха и освятить: это освящающая, или обожествляющая, благодать, получаемая при Крещении. Она в нас — источник освящения»

 

Благодать мы получаем через участие в таинствах. Благодать Духа Святого обладает властью оправдать нас, то есть омыть нас от грехов и передать нам «правду Божию через веру в Иисуса Христа» (Рим 3,22) и через Крещение. Первое действие благодати Святого Духа - это обращение, совершающее оправдание согласно возвещению Иисуса в начале Евангелия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4,17). Под воздействием благодати человек обращается к Богу и отворачивается от греха, принимая, таким образом, прощение и справедливость свыше. Оправдание устанавливает сотрудничество между Божией благодатью и свободой человека. Со стороны человека оно выражается в согласии в вере со Словом Божиим, зовущим его к обращению, и в содействии в любви импульсу Святого Духа, предупреждающего и хранящего его:

 

Когда Бог касается сердца человеческого светом Духа Святого, человек не остается пассивным, получая это вдохновение, от которого, кстати, он может и отказаться; и, тем не менее, он не может без благодати Божией, одной своей свободной волей, приготовиться к суду правды перед Богом.

 

Подготовка человека к принятию благодати уже есть действие благодати. Она необходима для того, чтобы вызвать и поддержать наше содействие оправданию верой и освящению любовью. Бог завершает в нас то, что начал, «ибо Он начинает, самим действием Своим делая так, чтобы мы захотели; Он завершает, взаимодействуя с нашей же обращенной волей».

 

Освящающая благодать - это постоянный (габитуальный) дар, устойчивое и сверхъестественное расположение, совершенствующее саму душу, чтобы сделать ее способной жить с Богом и действовать через Его любовь. Мы отличаем постоянную (габитуальную) благодать, то есть постоянное расположение жить и действовать по зову Божию, от благодати воздействующей (актуальной), то есть Божиего вмешательства у истоков обращения или в процессе освящения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Классическое понимание восточно-православной аскетики таково (по свят. Игнатию Брянчанинову): сначала человек трудится, прилагает усилия, далее - он понимает, что ничего не выходит, видит свою немощь, от этого рождается смирение, и уже видя это, Бог начинает какое-то благодатное действие в человеке.

 

Такое уточнение, что у святителя Игнатия, речь идет уже о верующем человеке и подразумевается содействующая, а не призывающая благодать. То есть, это не полупелагианство у святителя Игнатия, нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...