Jump to content

Синодальный путь: всё начинается с поместных Церквей


Neta
 Share

Recommended Posts

Не все так просто, чтобы отмахнуться или осмеять. Приедет наш епископ из Рима, узнаем подробности. 

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Helena сказал:

Это называется - а поговорить...

Общение - это важно. Недавно один человек, который перешел из баптизма в католичество, сокрушался, что общения, такого, как в его бывшей общине, у католиков нет. Нет близости дружеской, братской, все сами по себе. И он во многом прав. 20 лет назад меня это тоже сильно удивляло. Так вот Синод также и о том, чтобы поговорить между собою, познакомиться ближе, распространить практику братского общения.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Германия: нунций подтвердил запрет на создание синодального совета

Германия: нунций подтвердил запрет на создание синодального совета

Апостольский нунций в Германии, выступая перед немецкими епископами, собравшимися на очередном пленуме в Дрездене, подчеркнул невозможность создания так называемого «синодального совета», передает Vatican News.

Архиепископ Никола Этерович был уполномочен заявить «ex officio», что даже епархиальный епископ не может учреждать «синодальный совет» на уровне епархии или прихода.

Представитель Святейшего Отца обратил внимание на то, что синодальность не означает «создание новых институтов, так как это грозит дальнейшим разрастанием бюрократии». Вместо этого в синодальном духе необходимо восстановить существующие епархиальные органы, такие как Совет священников, Коллегия консультантов, Пастырский совет и Совет по экономическим вопросам. Соборность — это «скорее вопрос духа и стиля, чем структуры», — подчеркнул архиепископ.

В качестве образца «синодальности» монс. Этерович сослался на действующий Синод епископов, который является хорошим примером такой структуры в Католической Церкви. Синодальные собрания, организуемые Генеральным секретариатом, являются регулярными событиями в жизни Церкви, кульминацией которых являются Общие собрания; обычно они длятся три недели и проходят под председательством Святейшего Отца. При каждом из Синодов создается Синодальный совет, срок полномочий которого истекает через три года, во время очередного Общего собрания. Он выполняет консультативную функцию и служит для продолжения работы Генеральной Ассамблеи и подготовки к следующей.

Архиепископ Этерович подтвердил неизменную актуальность Апостольского послания Ordinatio sacerdotalis от 1994 года, в котором Папа Иоанн Павел II отверг прием женщин в священство. Тот факт, что они не совершают таинств, не следует считать недостатком. При этом иерарх добавил, что Папа Франциск хочет, чтобы в руководящих органах Церкви было больше женщин.

СКГ

Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...

Папа ответил на Dubia кардиналов

Папа Франциск ответил на Dubia, с которыми к нему обратились в июле кардиналы Брандмюллер, Берк, Сандоваль Иньигес, Сара и Дзен Дзе-Киун.

Иерархи изложили пять вопросов, требующих разъяснения Святейшего Отца: об истолковании Божественного Откровения, о благословении однополых союзов, о синодальности как определяющем измерении Церкви, о священническом рукоположении женщин и о раскаянии как необходимом условии для получения отпущения грехов в Таинстве Исповеди.

Свой ответ собратьям Папа Франциск предваряет замечанием: «Хотя мне не всегда кажется благоразумным отвечать на вопросы, обращенные ко мне напрямую, и было бы невозможно ответить всем, в данном случае я посчитал уместным сделать это в связи с приближающимся Синодом».

Итак, первый вопрос кардиналов касается истолкования Божественного Откровения: «Следует ли в Церкви реинтерпретировать Божественное Откровение в соответствии с культурными переменами нашей эпохи и согласно новым антропологическим воззрениям, продвигаемым этими переменами, или же Божественное Откровение обязывает всегда, оно незыблемо и ему нельзя противоречить, согласно указанию Второго Ватиканского собора о том, что Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры?». Верно ли, что Учительство не выше Слова Божьего, но лишь наставляет в том, что было передано?

«Ответ, - пишет Папа Франциск, - зависит от значения, каким мы наделяем слово “реинтерпретация”. Если его понимать как “лучшую интерпретацию”, то это верное выражение. В этом смысле Второй Ватиканский собор утверждал, что необходимо через труд экзегетов, - и, добавлю, богословов, - чтобы “вызревало суждение Церкви” (Dei Verbum 12)». Далее Папа добавляет, что «Церковь должна иметь смирение и признавать, что она никогда не сможет исчерпать свое непостижимое богатство, и она нуждается в том, чтобы расти в его понимании».

Культурные перемены и новые исторические вызовы «не изменяют Откровения, но могут побуждать нас лучше выразить некоторые аспекты его преизобильного богатства». Это неизбежно приводит к «лучшему изложению некоторых прежних утверждений Учительства, и именно это происходило на протяжении истории». С другой стороны, поясняет Папа, «верно, что Учительство не выше Слова Божьего, но верно и то, что тексты Писаний и свидетельства Предания нуждаются в толковании, которое бы позволило отличить их незыблемую сущность от культурных обусловленностей. Это очевидно, например, в библейских текстах… и в некоторых высказываниях учительства, которые выражают терпимость к рабству. <…> То же относится к некоторым рассуждениям Нового Завета о женщинах (1 Кор 11,3-10; 1 Тим 2,11-14) и к другим текстам Писаний и свидетельствам Предания, которые сегодня нельзя воспроизводить в том же виде».

На второй вопрос – по поводу соответствия распространяющейся практики благословения однополых пар Откровению и учительству – Папа отвечает:

«У Церкви совершенно ясная концепция брака: это единственный, стабильный и нерасторжимый союз между мужчиной и женщиной, естественным образом открытый к деторождению. Только этот союз можно назвать браком. Другие формы союза реализуют его лишь “частично и по аналогии” (Amoris laetitia 292)… поэтому не могут быть названы в узком смысле браком». Само это слово не должно применяться к тому, что не является в полном смысле браком.

Поэтому, продолжает Св. Отец, «Церковь избегает каких-либо обрядов или сакраменталий, которые могут войти в противоречие с этой убежденностью и навести на мысль, что браком признается то, что им не является».

Папа добавляет, что в отношениях с людьми следует проявлять пастырское милосердие, которое заключается в «вежливости, терпении, понимании, мягкости и ободрении». «Пастырское благоразумие должно надлежащим образом распознавать формы благословения, о которых просят одно или несколько лиц, дабы они не выражали ошибочную концепцию брака». Существуют ситуации, нравственно неприемлемые с объективной точки зрения, однако пастырское милосердие побуждает нас не относиться к людям просто как к грешникам, учитывая, что могут быть факторы, которые влияют на субъективную вменяемость вины (ср. Reconciliatio et Paenitentia 17).

Папа добавляет: «Решения, которые в некоторых обстоятельствах могут считаться пастырским благоразумием, не должны обязательно становиться нормой. Иными словами, нецелесообразно, чтобы какая-либо епархия, епископская конференция или иная церковная структура устанавливала на постоянной и официальной основе процедуры и обряды по каждому поводу».

Третий dubium кардиналов относится к синодальности. Поскольку Синод епископов не представляет Коллегию епископов, но является лишь консультативным органом, насколько синодальность может быть критерием постоянного управления Церковью, не нарушая структуры, определенной ее Создателем, в силу которой верховная и полная власть в Церкви осуществляется как Папой, так и Коллегией епископов вместе с Римским понтификом?

«Самими этими вопросами, - поясняет Папа, - вы проявляете потребность в участии, в том, чтобы свободно выражать свое мнение и сотрудничать, и просите об определенной форме синодальности в осуществлении моего служения».

Церковь – это «тайна миссионерского общения», отмечает далее Святейший Отец. Это общение не абстрактно, но подразумевает реальное участие – не только иерархии, но всего народа Божьего в разных формах и на разных уровнях. С другой стороны, не следует насаждать некую синодальную методологию, которая нравится определенной группе, и превращать ее в обязательный путь для всех: это лишь заморозило бы синодальный путь и было бы пренебрежением спецификой поместных Церквей.

Четвертый dubium касается рукоположения женщин в священный сан. Кардиналы спрашивают, является ли невозможность рукоположения женщин «окончательным» учением Церкви, исключающим свободные дискуссии пастырей и теологов на эту тему.

Папа Франциск отмечает, что святой Иоанн Павел II, говоря об окончательном суждении в отношении женского священства, никоим образом не наделял мужчин более высокой властью. Хотя только священник предстоятельствует на Евхаристии, это ни в коей мере не ведет к какому-либо превосходству его над другими. Пока верные не осознают этого в достаточной мере, им «будет сложно принять, что священниками могут быть только мужчины, и мы не сможем признать права женщин или необходимость их участия, разными способами, в управлении Церковью».

«С другой стороны, если быть точными, нужно признать, что до сих пор еще не была исчерпывающим образом развита ясная и авторитетная доктрина о точной природе “окончательного суждения”. Речь не идет о догматическом определении, тем не менее оно должно быть принято всеми. Никто не может публично его оспаривать, однако это может быть предметом исследований, как в случае действительности рукоположений в Англиканском сообществе».

Наконец, пятый вопрос кардиналов касается Таинства Покаяния: является ли по-прежнему актуальным учение Тридентского собора, согласно которому для действительной исповеди необходимо сокрушение кающегося посредством отвержения содеянного греха с намерением больше не грешить, иначе священник должен отложить отпущение до того момента, когда будет соблюдено это условие?

«Покаяние необходимо для действительного отпущения грехов в Таинстве и подразумевает намерение не грешить, - отвечает Папа. – Но здесь не может быть математики, и я вновь хочу напомнить, что исповедальня – это не таможня». Папа поясняет, что есть много способов выражения раскаяния: «Часто у людей с сильно израненной самооценкой заявление о собственной вине – тяжкая пытка, но уже то, что они приступают к исповеди, –символическое выражение покаяния и поиска Божьей помощи».

«Я считаю, - пишет Папа, - что мы не должны требовать от верных слишком четких и уверенных намерений исправиться, поскольку в конце концов они могут быть абстрактными или самовлюбленными, но даже предсказуемость нового падения “не нарушает подлинности намерения”», - цитирует Папа святого Иоанна Павла II.  

Ольга Сакун - Град Ватикан

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Цитата

«У Церкви совершенно ясная концепция брака: это единственный, стабильный и нерасторжимый союз между мужчиной и женщиной, естественным образом открытый к деторождению. Только этот союз можно назвать браком. Другие формы союза реализуют его лишь “частично и по аналогии” (Amoris laetitia 292)… поэтому не могут быть названы в узком смысле браком»

Другие формы союза, лишь "частично и по аналогии" - то есть имеется в виду недобрак, который может стать браком в принципе?

Если это полигамический союз, у мужа три жены, он может двух отпустить, а с одной остаться и сочетаться. Это - "частично и по аналогии".

Если это гетеросексуальное прелюбодеяние, мужчина и женщина живут гражданским браком, то это - "частично и по аналогии". Они могут приступить к таинству, их недобрак станет браком. Если его заключению ничего не мешает.

Но вот если однополые пытаются карго-культ свой провернуть... Я даже не знаю. У них в их форме  "союза" нет ничего "частичного и по аналогии". Такой "союз" противоестественен принципиально. Любое благословение или хотя бы одобрение, снисхождение к такому "союзу" - уже кощунственно.

Dixi

Edited by Марион
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Трудно продираться сквозь официальную терминологию. Правило на правило, закон на закон. 

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Марион сказал:

Такой "союз" противоестественен принципиально. Любое благословение или хотя бы одобрение, снисхождение к такому "союзу" - уже кощунственно.

"Поэтому, продолжает Св. Отец, «Церковь избегает каких-либо обрядов или сакраменталий, которые могут войти в противоречие с этой убежденностью и навести на мысль, что браком признается то, что им не является»."

Тут, вроде, всё в порядке. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Синодальный метод и забота об особых прихожанах – в центре внимания пастырской встречи Архиепархии

Во вторник, 24 октября, прошла пастырская встреча Архиепархии в онлайн-формате. Архиепископ Павел Пецци подключился из Рима, чтобы рассказать участникам о Генеральной Ассамблее Синода епископов, в которой он принимает участие. Второй темой встречи стала пастырская забота о людях с ограниченными возможностями. С соответствующим докладом выступила Текоцкая Ирина Николаевна, логопед, эрготерапевт, специалист по АДК ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас».

В начале встречи, которая собрала почти 60 подключений из всех деканатов Архиепархии, владыка Павел отметил несколько пунктов, имевших для него особое значение в текущей работе Синода.

Первый – это формат. Новизна этой Ассамблеи состоит в том, что в ней участвуют не только епископы, но также священники, монашествующие и миряне. Как отметил епископ, это придало собранию более широкий горизонт, дало возможность встретиться с большим количеством людей и обогатиться опытом друг друга.

Второй пункт – возможность узнать о жизни не только Церкви, но и людей изо всех уголков мира, сопоставить их опыт с опытом нашей поместной Церкви. Например, владыка Павел упомянул важную для него беседу с епископом Улан-Батора, и что ситуация Католической Церкви в Монголии довольно близка к нашим российским реалиям.

Третий пункт – это метод работы Синода, который можно кратко охарактеризовать как «общение в Святом Духе». Как заметил епископ, участвуя в подобном собрании, можно иметь либо дух общения и открытости, либо уверенность, что мы все уже знаем и не можем вынести ничего нового из этого общения. Чтобы способствовать укоренению участников в первой позиции, организаторы Синода предусмотрели целый ряд мер, отразившихся в ежедневном расписании и регламенте работы. Так, например, расписание обязательно включает время для личного размышления, для личной и для совместной молитвы членов Синода. Особую роль в выступлениях участников играет не их мнение по обсуждаемому вопросу, а то, как они переживают его в своём опыте, как вера, принадлежность каждого ко Христу, сталкивается с этим вопросом. Епископ отметил, что такой подход совсем не автоматический: «Сначала хотелось больше реагировать на выступления, но потом я начал больше слушать других и замечать не то, с чем я не согласен, а то, что утверждает или отрицает мой опыт в отношении определенного вопроса». Как плод этого пути «тебе всё меньше хочется спорить и дискутировать, а хочется все больше входить в опыт общения со Христом, который позволяет разрешить обсуждаемый вопрос».

Архиепископ сказал, что, чтобы практиковать такой метод общения в Церкви, недостаточно услышать о нём, нужно пройти через него самому. Поэтому он предложил провести следующую пастырскую встречу по такой методике.

После этого выступления епископ ответил на вопросы участников встречи. В частности, его спросили, как синодальный опыт применим к органам и инструментам управления в Церкви. Владыка Павел ответил, что, глядя на взаимоотношения между епископом и управляющими органами, епископом и народом Божьим, конференцией епископов и приходами и так далее, необходимо размышлять об авторитете любого уровня не как о внешнем принципе, а как о том, что существует изнутри общения. Он процитировал слова одного из участников Синода: «Авторитет – плод общения». В свете такого взгляда перед нами встаёт целый ряд вопросов. Как изменить управляющие органы, чтобы расширить участие в них всех верующих? Как развивать пастырские встречи в этом направлении? Как возобновить работу всеепархиальной конференции? Как сделать эти органы регулярными, чтобы синодальные ассамблеи на всех уровнях стали постоянными? Какова должна быть работа между сессиями этих встреч? Всё это ещё предстоит осмыслить. И конечно, этот путь нельзя проделать спонтанно. Владыка Павел подчеркнул острую необходимость формации на всех уровнях. Как отметила Оксана Пименова, которая вместе с Архиепископом Павлом представляет Россию на текущей Генеральной Ассамблее, синодальный метод предполагает сопровождение специально обученных лиц, имеющих навыки построения командной работы, разрешения конфликтов и др. Обучение этим навыкам может быть в той или иной мере включено в программу подготовки священников в семинарии, а также в монашескую формацию.

Вторая половина встречи была посвящена пастырской заботе о людях с ограниченными возможностями. Логопед, дефектолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) Ирина Николаевна Текоцкая выступила с докладом, который начала с краткой статистики, отражающей положение лиц с ограниченными возможностями в современном российском обществе и Католической Церкви. Как отметила Ирина Николаевна, если мы не видим этих людей в наших приходах, это не значит, что их нет. Это значит, что они изолированы. Тогда как храм может быть единственным значимым местом, помимо дома, который будет посещать такой человек, возможности общения которого и так сильно ограничены. К особенным прихожанам относятся не только люди с выраженной инвалидностью, но и те, кто имеет те или иные особенности, врожденные или приобретенные, в частности, нуждающиеся или использующие альтернативную и дополнительную коммуникацию.

Ирина Николаевна подчеркнула драматичное положение семей, многие из которых перестают ходить в храм, если у них появляется особенный ребенок. Они испытывают чувство вины и стыд за то, что их ребенок может мешать окружающим. Не говоря уже о том, что они не видят возможности подготовки к таинствам для своего особенного ребенка. Чтобы такое положение дел не становилось нормой для наших приходов, а наши храмы стали доступнее для каждого человека, Ирина Николаевна выделила 4 важных шага, которые мы можем предпринять уже сегодня.

Во-первых, это подготовка катехизаторов и священников и/или привлечение специалистов в области работы с людьми с инвалидностью. Во-вторых, изучение потребностей этих людей. В-третьих, обеспечение доступности храма и богослужения для людей с разными особенностями развития: двигательными, ментальными, сенсорными. В-четвертых, «воспитание» прихожан в духе инклюзивности, чтобы они понимали, что другой – это не страшно, а знакомство с людьми с выраженной инвалидностью может быть не очень простым, но важным шагом.

По итогам этого доклада и последовавших за ним обсуждений участников пастырской встречи родилась идея организовать вебинар для катехизаторов, посвященный адаптации занятий по подготовке к таинствам для особых прихожан. Также прозвучал запрос на более широкое распространение материалов по данной теме, чтобы настоятель и члены каждого прихода знали, куда обратиться за информацией, в случае, если в их общине уже есть или появился новый член с выраженной инвалидностью или особенностями развития.

Архиепархия Божией Матери в Москве

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

L_M2N5SHv-k.jpg?size=807x454&quality=96&

Синод: Послание Народу Божьему. "Церковь должна слушать каждого".

Полный текст документа синодальной ассамблеи, адресованный Вселенской Церкви.

***

Дорогие сёстры, дорогие братья,

завершая работу первой сессии XVI очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов, мы хотим вместе со всеми вами возблагодарить Бога за прекрасный и богатый опыт, который мы только что пережили. Мы прожили это благословенное время в глубоком единстве со всеми вами. Нас поддерживали ваши молитвы, мы несли с собой ваши ожидания, вопросы и опасения. Прошло уже два года с тех пор, как по просьбе Папы Франциска начался длительный процесс слушания и размышления, открытый для всего Народа Божьего, не исключая никого, чтобы «идти вместе» под водительством Святого Духа, следуя за Иисусом Христом в качестве учеников-миссионеров.

Сессия, собравшая нас в Риме 30 сентября, стала важным шагом в этом процессе. Во многих отношениях это был беспрецедентный опыт. Впервые по приглашению Папы Франциска мужчины и женщины, в силу своего Крещения, были приглашены сесть за один стол, чтобы принять участие не только в дискуссиях, но и в голосовании на этой ассамблее Синода епископов. Вместе, в силу взаимодополняемости наших призваний, харизмы и служения, мы напряжённо вслушивались в Слово Божье и опыт других. Используя метод беседы в Святом Духе, мы смиренно делились богатством и бедностью наших общин на всех континентах, пытаясь понять, что именно Святой Дух хочет сегодня сказать Церкви. Таким образом мы убедились в важности развития взаимного обмена между латинской традицией и традициями христианского Востока. Участие братских делегатов из других Церквей и церковных сообществ глубоко обогатило наши дискуссии.

Наша встреча проходила в условиях кризисного мира, раны и скандальное неравенство которого болезненно отзывались в наших сердцах и придавали нашим трудам особую серьёзность, тем более что некоторые из нас приехали из стран, где бушует война. Мы молились о жертвах губительного насилия, не забывая обо всех тех, кого нищета и коррупция бросили на опасный путь миграции. Мы заявили о своей солидарности и сотрудничестве с теми, кто в каждом уголке земли занимаются ремеслом справедливости и мира.

По приглашению Святейшего Отца мы предоставили важное пространство тишине, чтобы способствовать уважительному слушанию и стремлению к общению в Святом Духе между нами. На экуменическом бдении открытия Синода мы ощутили, как стремление к единству растёт в молчаливом созерцании распятого Христа. «Ведь Крест – это, по сути, единственный престол Того, Кто, отдав жизнь ради спасения мира, вверил Своих учеников Отцу, ‘да будут все едино’ (Ин 17,21). Твёрдо объединившись в надежде, которую дарует нам Его воскресение, мы вверяем Ему наш общий дом, в котором всё настойчивее раздается крик земли и бедных: ‘Laudate Deum!’» – напомнил Папа Франциск в самом начале наших работ.

День за днём мы чувствовали настоятельный призыв к пастырскому и миссионерскому обращению. Ведь призвание Церкви – провозглашать Евангелие, не сосредотачиваясь на себе, но ставя себя на службу безграничной любви, которой Бог возлюбил мир (см. Ин 3,16). Некоторые бездомные, живущие недалеко от площади Святого Петра, так ответили на вопрос, чего они ожидают от Церкви по случаю этого Синода: «Любви!». Эта любовь должна всегда оставаться пламенеющим сердцем Церкви, тринитарной и евхаристической любовью, о чём напомнил 15 октября – в середине нашей ассамблеи – Папа, вновь предложив послание святой Терезы Младенца Иисуса. Именно доверие даёт нам смелость и внутреннюю свободу, которую мы испытали, не стесняясь свободно и смиренно выражать наши совпадения и различия во мнениях, наши желания и вопросы.

Что же теперь? Мы надеемся, что те месяцы, которые отделяют нас от второй сессии в октябре 2024 года, позволят каждому принять конкретное участие в динамике миссионерского общения, обозначаемого словом «синод». Это не идеология, а опыт, укоренённый в апостольском Предании. Как напомнил Папа Римский в начале этого процесса: «Единство и миссия могут остаться несколько абстрактными понятиями, если мы не будем развивать церковную практику, выражающую конкретику синодальности <…> способствующую реальному участию всех» (9 октября 2021 г.). Вызовы многообразны, а вопросы многочисленны: сводный отчёт первой сессии прояснит достигнутые договорённости, обозначит открытые вопросы и укажет, как продолжить работу.

Чтобы добиться прогресса в распознании, Церкви абсолютно необходимо внимать всем, начиная с самых бедных. Это требует от неё пути обращения, который является также путём хвалы: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам!» (Лк 10,21). Речь идёт о том, чтобы выслушивать тех, кто в обществе не имеет права голоса или чувствует себя отверженным, даже в Церкви. Нужно внимать жертвам расизма во всех его формах, особенно в некоторых регионах, прислушиваясь к коренным народам, чья культура подвергается насмешкам. Прежде всего Церковь нашего времени обязана – в духе обращения – выслушивать жертв злоупотреблений со стороны членов Церкви и взять на себя конкретные и структурные обязательства, чтобы это никогда не повторилось.

Церковь также должна прислушиваться к мирянам, женщинам и мужчинам, призванным к святости в силу крещального призвания; к свидетельству катехизаторов, которые во многих ситуациях первыми возвещают Евангелие; к простоте и живости детей, к энтузиазму молодёжи, её вопросам и просьбам; к мечтам стариков, их мудрости и памяти. Церковь должна прислушиваться к семьям, к их заботе о воспитании, к их христианскому свидетельству перед современным миром. Она должна внимать голосам тех, кто хочет быть вовлечён в служение мирян или в организмы распознавания и принятия решений.

Для достижения прогресса в синодальном обсуждении для Церкви особенно необходимо ещё больше внимать словам и опыту рукоположённых служителей: пресвитеров, первых соработников епископов, чье таинственное служение необходимо для жизни всего тела; диаконов, которые своим служением выражают заботу всей Церкви о наиболее уязвимых. Она также должна принимать вызов пророческого голоса богопосвящённой жизни, бдительно следящей за призывами Святого Духа. Она должна быть внимательна и к тем, кто не разделяет её веры, но ищет истину и в ком присутствует и действует Святой Дух, Который «даёт всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны ведомым Богу образом» (Gaudium et spes 22,5).

«Мир, в котором мы живём и который мы призваны любить и служить ему даже с его противоречиями, требует от Церкви усиленного взаимодействия во всех сферах её миссии. От Церкви третьего тысячелетия Бог ожидает именно пути синодальности» (Папа Франциск, 17 октября 2015 г.). Мы не должны бояться откликнуться на этот призыв. Пресвятая Дева Мария, первая на этом пути, да сопровождает нас в нашем паломничестве. В радостях и печалях она показывает Своего Сына и призывает нас довериться. Он, Иисус, – наша единственная надежда!

Град Ватикан, 25 октября 2023 г

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Участники Синода епископов в Ватикане (октябрь 2023 г.)

Итоговый документ Синода: Церковь открыта для всех

29 октября в Ватикане был обнародован Сводный доклад по итогам октябрьской Генеральной ассамблеи Синода епископов на тему синодальности.

Результатом первой сессии стал сорокастраничный документ из трёх частей, наметивший путь для работы второй сессии в 2024 году. Среди затронутых вопросов – роль мирян, роль женщин, служение духовенства, бедность, миграция, злоупотребления в Церкви, экология, экуменизм, миссия Церкви в цифровом пространстве. На эти и другие вызовы Вселенская Церковь пыталась дать ответ в малых рабочих группах и в регулярных докладах.

Четырёхнедельная работа ассамблеи «проходила в то время, когда в мире бушуют старые и новые войны, с абсурдной драмой бесчисленных жертв».

«Плач бедных, вынужденных мигрантов, жертв насилия и разрушительных последствий изменения климата доносится до нас не только через СМИ, но и голосами многих людей, лично вовлечённых со своими семьями и народами в эти трагические события», – говорится в Предисловии.

Часть I. Внимать каждому, начиная с жертв насилия

Как и в «Послании Народу Божьему», синодальная ассамблея подтверждает свою «открытость к выслушиванию и сопровождению каждого, включая жертв злоупотреблений и травм в Церкви» (1e). На пути к примирению и возданию справедливости это «требует устранения структурных условий, которые сделали возможными злоупотребления, и конкретных жестов покаяния».

Первым шагом является синодальность, – этот термин, по признанию самих участников Синода, «неизвестен многим членам Народа Божьего и вызывает у некоторых недоумение и тревогу» (1f), особенно среди тех, кто опасается отхода от традиции, ослабления иерархической природы Церкви (1g), потери власти или, напротив, закостенелости и нехватки смелости для перемен. Однако термины синодальный и синодальность «указывают на способ бытия Церкви, выражая общение, миссию и участие». Речь идёт о внимании к различиям и продвижении активного участия всех, начиная с пресвитеров и епископов: «Синодальная Церковь не может обойтись без их голоса» (1n), – подчёркивается в документе. «Необходимо понять причины сопротивления синодальности со стороны некоторых из них».

Миссия

Синодальность идёт рука об руку с миссией, поэтому «христианские общины должны жить в братстве с членами других религий, убеждений и культур, избегая, с одной стороны, риска самореферентности и самосохранения, а с другой – потери идентичности» (2e). В этом новом «пастырском стиле» многим представляется важным, чтобы «литургический язык стал более доступным для верующих и в большей степени воплощал в себе многообразие культур» (3l).

В центре внимания – неимущие

Много места в итоговом документе уделено бедным, которые просят Церковь о любви, понимаемой как уважение, принятие и признание» (4a). «Для Церкви выбор в пользу бедных и отверженных является богословской категорией» (4b), – отмечается в документе, причисляющем к бедным также мигрантов, коренные народы, жертв насилия, злоупотреблений (особенно женщин), жертв расизма и работорговли, людей с зависимостями, представителей меньшинств, брошенных стариков, эксплуатируемых работников (4c). «Самые уязвимые из уязвимых, которым требуется постоянная защита, – это нерождённые дети и их матери», – говорится в тексте ассамблеи, «внимающей крику новых неимущих, порождённых войнами и терроризмом, а также коррумпированностью политических и экономических систем».

Участие верующих в политике и заботе об общем благе

Церковь должна «публично осуждать несправедливость» отдельных людей, правительств и компаний, активно участвуя в политике, ассоциациях, профсоюзах, народных движениях (4g). С её стороны требуются консолидированные действия в области образования, здравоохранения и социальной помощи, без какой-либо дискриминации или исключения кого-либо (4k).

Мигранты

В центре внимания – мигранты и беженцы, многие из которых несут на себе раны от переселения, войны и насилия. Однако именно они «становятся источником обновления и обогащения для принимающих их общин и возможностью установить прямую связь с географически удалёнными Церквами» (5d). Перед лицом всё более враждебного отношения к ним Синод поощряет «практику открытого приёма и их сопровождения в созидании нового жизненного проекта и подлинного межкультурного общение между народами». Основополагающим в этом смысле является уважение к их литургическим традициям и религиозной практике, а также к языку. Например, такое слово, как «миссия» в условиях, когда «возвещение Евангелия было связано с колонизацией и даже геноцидом, несёт в себе болезненное историческое наследие» и препятствует общению (5е). Благовестие в подобных ситуациях требует признания допущенных ошибок и нового отношения к этим вопросам, подчёркивается в документе.

Борьба с расизмом и ксенофобией

Церковь призвана тщательно заботиться «о воспитании культуры диалога и встречи, а также противостоять расизму и ксенофобии, особенно в рамках программ подготовки пастырей» (5p). Необходимо «выявлять системы, которые создают или поддерживают расовую несправедливость в Церкви, и бороться с ними» (5q).

Восточные Церкви

Итоговый документ обращает внимание на Восточную Европу и недавние конфликты, вызвавшие приток многочисленных верующих с католического Востока на территории с латинским большинством. Во имя синодальности поместные Церкви латинского обряда должны помогать мигрировавшим восточным верующим сохранять свою идентичность, не подвергаясь процессам ассимиляции (6с).

На пути к христианскому единству

В отношении экуменизма говорится о «процессах покаяния и исцеления памяти» (7с), а затем цитируется выражение Папы Римского об «экуменизме крови», т.е. о христианах разных конфессий, «которые вместе отдают свои жизни за веру во Христа» (7d), и вновь выдвигается предложение об экуменической мартирологии (7о). В итоговом документе подчёркивается: сотрудничество между всеми христианами является ресурсом «для исцеления от культуры ненависти, разделения и войны, которая натравливает друг на друга разные группы, народы и нации». Не забыт и вопрос о так называемых смешанных браках – предпосылки для взаимной евангелизации (7f).

Часть II. Миряне и семьи

«Миряне и мирянки, богопосвящённые мужчины и женщины и рукоположённые священнослужители имеют равное достоинство» (8b): этот тезис неоднократно звучит в Сводном докладе. Также подчёркивается, что миряне «всё больше присутствуют и активно служат в христианских общинах» (8e). Миссии Церкви необходим вклад духовных просветителей и наставников, богословов, воспитателей, катехизаторов, защитников несовершеннолетних и администраторов (8e). Поэтому различные харизмы должны быть «выявлены, признаны и оценены по достоинству»: их нельзя принижать, привлекая лишь для восполнения нехватки священников или, что ещё хуже, игнорировать, пренебрегать их участием и «клерикализовать» (8f).

Женщины

Церковь обязана проявлять твёрдую решимость в сопровождении и понимании женщин во всех аспектах их жизни, включая пастырские и сакраментальные. Женщины, говорится в документе, «требуют справедливости в обществе, отмеченном сексуальным насилием и экономическим неравенством, а также тенденцией относиться к ним как к объектам» (9с). Сопровождение и решительное продвижение женщин идут рука об руку.

Клерикализм и мачизм

Многие женщины, присутствовавшие на Синоде, «выразили глубокую признательность за труды священников и епископов, но также говорили о Церкви, которая ранит» (9f). «Клерикализм, мачизм и злоупотребление властью продолжают уродовать лицо Церкви и наносить ущерб единству». Поэтому необходимо «глубокое духовное обращение и структурные изменения, а также диалог между мужчинами и женщинами без подчинения, исключения или конкуренции» (9h).

Женский диаконат

Мнения по поводу допуска женщин к диаконскому служению (9j) разделились: для одних это неприемлемый шаг, несовместимый с Преданием; для других – возрождение практики ранней Церкви; третьи видят в этом «адекватный и необходимый ответ на знамения времени для возрождения жизненной силы и энергии Церкви». Некоторые утверждают, что эта просьба «представляет собой опасное антропологическое недоразумение, приняв которое Церковь приравняет себя к духу времени». Участники Синода рекомендуют продолжить «богословское и пастырское исследование вопроса о доступе женщин к диаконату», используя результаты специально созданных Папой комиссий и уже проведённых богословских, исторических и экзегетических исследований: «Если возможно, результаты должны быть представлены на следующей сессии ассамблеи» (9n).

Дискриминация и злоупотребления

В докладе подчёркивается настоятельная необходимость «обеспечить участие женщин в процессах принятия решений и выполнения ответственных функций в пастырской деятельности и служении», адаптируя соответствующим образом каноническое право (9m). Необходимо также бороться со случаями дискриминации в сфере занятости и несправедливой оплаты труда, в том числе и в Церкви, где «богопосвящённые женщины часто считаются дешёвой рабочей силой» (9o). Следует расширить доступ женщин к богословскому образованию и программам подготовки (9p), а также способствовать использованию инклюзивного языка в литургических текстах и церковных документах (9q).

Богопосвящённая жизнь

Признавая богатство и разнообразие форм богопосвящённой жизни, документ предостерегает от «авторитарного стиля, не оставляющего места для братского диалога»: отсюда возникают случаи злоупотреблений различного рода, и эта проблема «требует решительного и адекватного вмешательства» (10d).

Диаконы и их подготовка

Участники Синода благодарны диаконам, «призванным служить Народу Божьему, выражать духовную близость людям, принимать и выслушивать каждого» (11b). Опасность всегда заключается в клерикализме, деформации священства, которой необходимо противостоять «с самых ранних стадий подготовки» благодаря живому контакту с людьми и нуждающимися (11с). В этом же ключе выражается просьба о том, чтобы семинарии или другие пути подготовки кандидатов к служению были связаны с повседневной жизнью общин (11e), чтобы избежать «риска формализма и идеологий, которые ведут к авторитарному отношению и препятствуют подлинному росту призвания».

Безбрачие

В докладе затрагивается и тема безбрачия, по поводу которого на ассамблее высказывались разные мнения. «Все высоко отзываются о его пророческой ценности и свидетельстве соответствия Христу; некоторые задаются вопросом, должна ли его богословская значимость для пресвитерского служения обязательно превращаться в дисциплинарное обязательство в латинской Церкви, особенно там, где это затруднено церковным и культурным контекстом. Эта тема не нова и требует дальнейшего рассмотрения».

Роль епископов

Немало внимания уделяется и роли епископа, который призван продвигать общую ответственность, то есть вовлекать другие субъекты епархии и духовенство, чтобы уменьшить перегрузку административными и юридическими обязательствами, которые часто мешают его миссии (12е). В то же время отмечается, что епископ «не всегда находит человеческую поддержку и духовную опору и что болезненное переживание определённого одиночества – не редкость» (12е).

Случаи злоупотреблений

Что касается проблемы злоупотреблений, которая «ставит многих епископов перед необходимостью совмещать роль отца и судьи» (12i), предлагается рассмотреть «возможность поручения судебной задачи другому канонически установленному органу» (12i).

Часть III. Подготовка

Участники Синода предлагают синодальный подход к образованию, способный «углубить тему аффективного и сексуального воспитания, сопровождать молодых людей на пути к зрелости и поддерживать эмоциональное взросление тех, кто призван к безбрачию и целомудрию в богопосвящённой жизни» (14g). В документе звучит призыв к более глубокому диалогу с гуманитарными науками (14h) для разработки «вопросов, вызывающих споры даже в Церкви» (15b); речь идёт о темах «гендерной идентичности и сексуальной ориентации, конца жизни, сложных супружеских ситуаций, а также этических проблем, связанных с искусственным интеллектом»: они ставят перед Церковью новые вопросы (15g). «Важно уделить этому размышлению необходимое время и вложить в него максимум сил, не поддаваясь упрощённым суждениям, которые вредят людям и Телу Церкви». «Многие указания уже были предложены Учительством Церкви и ждут реализации в соответствующих пастырских инициативах».

Выслушивание

В докладе в очередной раз звучит призыв искренне выслушивать «людей, которые чувствуют себя маргиналами или исключёнными из Церкви по причине своего семейного положения, идентичности и сексуальности» и которые «просят, чтобы их выслушали, чтобы их сопровождали и защищали их достоинство». Эти люди хотят вернуться домой, в Церковь, «быть выслушанными и уважаемыми, не боясь осуждения», заявляет ассамблея: «Христиане не могут не уважать достоинство любого человека» (16h).

Полигамия

В свете опыта, которым поделились некоторые африканские члены Синода, SECAM (Симпозиум епископских конференций Африки и Мадагаскара) призван содействовать богословскому и пастырскому исследованию темы полигамии и сопровождать людей, которые приближаются к вере, состоя в полигамных союзах (16q).

Цифровая культура

Наконец, в итоговом документе говорится о цифровой среде. Участники Синода призывают «обращаться к современной культуре во всех пространствах, где люди ищут смысл и любовь, включая мобильные телефоны и планшеты» (17с). При этом важно помнить, что Интернет «может также причинять вред и травмы, например, через травлю, дезинформацию, сексуальную эксплуатацию и зависимость». Поэтому неотложным является вопрос о том, «как христианская община может поддержать семьи, обеспечивая не только безопасность интернет-пространства, но и его духовную пользу» (17f).

Сальваторе Чернуцио – Град Ватикан  

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

-

Папа обеспокоен ситуацией Церкви в Германии

Святейший Отец в очередной раз выразил обеспокоенность реформаторскими идеями Католической Церкви в Германии. В письме от 10 ноября он в очередной раз заявил, что создание так называемого национального Синодального комитета «не может сочетаться с сакраментальной структурой Католической Церкви».

Послание Папы Франциска стало ответом на письмо четырёх женщин, которые вышли из состава немецкого синодального пути, видя угрозу раскола Церкви в Германии. Епископ Рима пишет: «Я тоже разделяю озабоченность по поводу многих конкретных шагов, которые угрожают всё дальше отклонить значительную часть этой поместной Церкви от общего пути Вселенской Церкви».

По мнению Папы, к этим шагам, несомненно, относится создание Синодального комитета, который в свою очередь должен привести к учреждению Синодального совета. Святейший Престол однозначно запретил создание такой структуры в письме от 16 января этого года, одобренном Папой.

Епископ Рима предостерегает от поиска «спасения» в очередных комитетах и «постоянного обсуждения – с некоторым эгоцентризмом – одних и тех же тем». Цитируя своё Послание к Народу Божьему в Германии (от 29 июня 2019 г.), Святейший Отец напоминает о необходимости молитвы, покаяния и поклонения, а также призывает немецких верующих «открыться и выйти навстречу братьям и сёстрам, особенно тем, кто брошен на пороге наших церквей, на улицах, в тюрьмах и больницах, на площадях и в городах». «Я убеждён: именно там Господь укажет нам путь», подчёркивает Папа Франциск.

Виктор Владимиров – Град Ватикан

 
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Цитата

Епископ Рима предостерегает от поиска «спасения» в очередных комитетах и «постоянного обсуждения – с некоторым эгоцентризмом – одних и тех же тем».

А разве не сам Ватикан инициировал все эти "комитеты" и "постоянные обсуждения"?

Но похоже, инициатива вышла из под контроля римского священноначалия и зажила своей жизнью.

Link to comment
Share on other sites

Хотели же как лучше, а получилось, как всегда. Синодальная демократия.

Link to comment
Share on other sites

tpvuoESfm7s.jpg?size=1000x563&quality=95

«Синодальная Церковь на пути миссии»: сводный отчет XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов (4–29 Октября 2023)

На сайте Архиепархии в разделе "Документы" опубликован сводный отчет XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов (4–29 Октября 2023) под названием «Синодальная Церковь на пути миссии». Публикуем введение из этого документа и приглашаем ознакомиться с полным текстом, который можно скачать по ссылке в конце поста или прикрепленным файлом.

* * *

Дорогие сестры, дорогие братья!

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12:13). Именно такой опыт, полный радости и благодарности, мы получили на этой первой сессии Синодальной ассамблеи, проходившей с 4 по 29 октября 2023 года на тему «Ради синодальной Церкви. Общение, участие, миссия». Несмотря на разнообразие происхождения, языков и культур, благодаря общей благодати крещения мы смогли прожить эти дни вместе, единые сердцем и духом. Мы стремились звучать подобно хору: множество голосов, выражающих одну душу. Святой Дух даровал нам опыт гармонии, которую лишь Он один может породить; это дар и свидетельство в мире, который раздираем и разделен.

Наша Ассамблея проходила в то время, когда в мире неистовствуют старые и новые войны, влекущие за собой драматические последствия, которые отражаются на бесчисленных жертвах. Мы слышали вопль тех, кто беден, кто вынужден мигрировать, кто страдает от насилия и разрушительных последствий изменения климата. Мы слышали их крик не только через средства массовой информации, но и через голоса многих присутствующих, которые лично вовлечены в эти трагические события — через свои семьи или свой народ. На протяжении всего времени мы принимали этот плач в свои сердца и молитвы, задаваясь вопросом, как наши Церкви могут содействовать путям примирения, надежды, справедливости и мира.

Наша встреча проходила вокруг преемника Петра в Риме, который утвердил нас в вере и вдохновил на дерзновенную миссию. Благодатью было начать эти дни с экуменического бдения, во время которого лидеры и представители других Церквей и христианских общин молились вместе с Папой у гроба Петра. Единство постепенно возрастает в Святой Церкви Божией; мы видим это своими глазами и с радостью свидетельствуем об этом. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс 132(133):1).

По указанию Святого Отца на Ассамблее вокруг епископов собрались и другие члены Народа Божьего. Епископы, объединенные вместе и с Епископом Рима, явили Церковь как общность Церквей. Миряне, посвященные мужчины и женщины, диаконы и священники были вместе с епископами свидетелями процесса, который призван вовлечь всю Церковь и каждого ее члена. Их присутствие напомнило нам о том, что Ассамблея не изолированное мероприятие, а неотъемлемая часть и необходимый этап синодального процесса. Множество выступлений и плюрализм мнений, озвученных на Ассамблее, свидетельствуют о том, что Церковь учится принимать синодальный стиль и ищет наиболее подходящие пути для его реализации.

Прошло более двух лет с тех пор, как мы начали путь, который привел нас к этой сессии. После открытия синодального процесса 9 октября 2021 г. все Церкви, хотя и в разном темпе, вовлеклись в процесс слушания на епархиальном, национальном и континентальном уровнях, результаты которого были зафиксированы в соответствующих документах. Сессия открыла этап, на котором вся Церковь получает плоды этих консультаций, чтобы в молитве и диалоге распознавать пути, по которым Дух просит нас следовать. Этот этап продлится до октября 2024 года, когда вторая сессия Ассамблеи завершит свою работу и предложит ее результаты Святому Отцу.

Весь этот путь, укорененный в Предании Церкви, проходит в свете соборного учения. Второй Ватиканский собор, по своей сути был подобен семени, посеянному на поле мира и Церкви. Почвой для его прорастания и развития стали повседневная жизнь верующих, опыт Церквей всех народов и культур, многочисленные свидетельства святости и размышления богословов. Синод 2021–2024 гг. продолжает черпать энергию из этого семени и развивать его потенциал. Синодальный процесс — это, по сути, реализация того, чему учил Собор о Церкви как Тайне и Народе Божием, призванном к святости. Он ценит соответствующий их призванию вклад всех крещеных, который помогает нам лучше понять и следовать Евангелию. В этом смысле он представляет собой подлинный акт дальнейшего принятия Собора, продлевая его вдохновение и усиливая его пророческую силу в отношении современного мира.

После месяца работы Господь призывает нас вернуться в свои Церкви, чтобы передать всем вам плоды нашей работы и продолжить совместный путь. Здесь, в Риме, нас было немного, но цель пути Синода, созванного Святым Отцом, — вовлечь всех крещеных. Мы горячо желаем, чтобы это произошло, и хотим взять на себя обязательство сделать это возможным. В этом сводном отчете мы собрали основные элементы, которые проявились в диалоге, молитве и дискуссии в эти дни. Наши личные истории обогатят этот отчет звучанием живого опыта, который ни один документ не может передать полностью. Таким образом, мы засвидетельствуем богатство нашего опыта слушания, молчания и общения, а также молитвы. Мы также делимся тем, что нелегко слушать различные идеи, не поддаваясь искушению сразу же возразить на высказанное мнение, или предложить свой вклад как дар для других, а не как нечто абсолютное и определенное. Однако по милости Господа нам удалось добиться этого, несмотря на наши ограничения, и это стало для нас настоящим опытом синодальности. Практикуя, мы лучше ее понимаем и осознаем ее ценность.

Мы поняли, что совместное странствие крещеных людей в многообразии харизм, призваний и служений важно не только для наших общин, но и для всего мира. Евангельская солидарность подобна светильнику, который должен быть поставлен не под сосуд, а на подставку, чтобы освещать весь дом (ср. Мф. 5:15). Сегодня мир как никогда нуждается в этом свидетельстве. Как ученики Иисуса мы не можем уклоняться от ответственности являть и передавать любовь и нежность Бога израненному человечеству.

Работа сессии проходила в соответствии с «дорожной картой», изложенной в Instrumentum laboris, при помощи которой Ассамблея смогла осмыслить характерные признаки синодальной Церкви и заложенную в ней динамику общения, миссии и участия. Мы смогли обсудить содержание вопросов, определить темы, нуждающиеся в углубленном изучении, и выработать предварительный набор предложений. В свете достигнутого прогресса Сводный отчет не повторяет и не пересказывает все содержание Instrumentum laboris, а придает новый импульс тем вопросам и темам, которые мы посчитали приоритетными. Это не заключительный документ, а инструмент, служащий для продолжающегося распознавания.

Сводный отчет состоит из трех частей. В первой части очерчено «Лицо синодальной Церкви», изложены практика и понимание синодальности, а также ее богословское обоснование. Здесь она представлена, прежде всего, как духовный опыт, проистекающий из созерцания Троицы и раскрывающийся через формулу единства и разнообразия в Церкви. Вторая часть, озаглавленная «Все ученики, все миссионеры», посвящена всем, кто участвует в жизни и миссии Церкви, и их взаимоотношениям друг с другом. В этой части синодальность представлена главным образом как совместное странствие Народа Божьего и как плодотворный диалог между харизмами и служениями ради приближающегося Царства Божьего. Третья часть носит название «Плетение уз, создание сообществ». Здесь синодальность представлена в основном как совокупность процессов и как система органов, обеспечивающих обмен между Церквами и диалог с миром.

В каждой из трех частей в отдельных главах собраны согласия, вопросы для рассмотрения и предложения, возникшие в ходе диалога. Согласия определяют конкретные ориентиры для размышлений, подобно карте, которая помогает нам найти путь. Вопросы для рассмотрения обобщают те моменты, в отношении которых необходимо продолжать углублять наше пастырское, богословское и каноническое понимание. Они похожи на перекресток, где необходимо сделать паузу, чтобы лучше понять, в каком направлении двигаться дальше. Предложения указывают возможные пути для движения. Некоторые из них предлагаются, другие рекомендуются, третьих настоятельно и решительно требуются.

В ближайшие месяцы конференции епископов, а также иерархические структуры Восточных Католических Церквей, являющиеся связующим звеном между поместными Церквами и Генеральным секретариатом Синода, будут играть важную роль в развитии наших размышлений. Отталкиваясь от уже достигнутого согласия, они должны сосредоточиться на вопросах и предложениях, которые считаются наиболее актуальными. Они призваны способствовать углублению пастырского и богословского анализа этих вопросов, а также указать их канонические последствия.

В наших сердцах живет надежда на то, что атмосфера взаимного слушания и искреннего диалога, которую мы испытали в дни совместной работы в Риме, будет распространяться в наших общинах и по всему миру, служа росту доброго семени Царства Божьего.

Скачать документ целиком: https://cathmos.ru/documents/sinodalnaya-czerkov-na-p..
 
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Конференция католических епископов России (ККЕР) обращается к верующим с призывом продолжить участие в синодальном процессе, чему посвящено совместное послание епископов к началу Адвента.

Дорогие братья и сёстры!
Начинается время Адвента, когда все мы призваны искать Христа, грядущего в мир: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (Пс 23,6). Именно таким был опыт, который пережили участники Синода епископов в Риме на его первой сессии в октябре уходящего года. Это опыт народа, ходящего в тени трудных и смутных дней, но всегда следующего за светом, который есть Сам Христос, впереди Своего народа в пути.
Через участие в Синодальном процессе мы все осознали, что нелегко слушать различные идеи, не поддаваясь искушению сразу же возразить на высказанное мнение, или предложить свой вклад как дар для других, а не как нечто абсолютное и определенное (ср. Сводный отчет «Синодальная Церковь в миссии» [СО], Введение). Благодаря этому мы заново пережили красоту и истину общения, и то, что нет ничего более важного и драгоценного, чем это общение во Христе и со Христом.

Мы призываем всех вас, дорогие братья и сёстры, продолжить этот путь, вкладывая в него наше призвание и наши таланты, в духе послушания и в радости Евангелия. Пусть сводный отчет Первой сессии Синода станет для нас «инструментом, служащим для продолжающегося распознавания» (СО, Введение).

Этот документ состоит из краткого введения, трех основных разделов, и призыва к продолжению синодального процесса. Первая часть, под названием «Лицо синодальной Церкви», представляет основные черты синодальности; вторая, «Все ученики, все миссионеры», говорит об отношениях и участии всех крещёных в жизни и миссии Церкви; третья, «Плетение уз, создание сообществ», описывает синодальность как совокупность  процессов и организмов, которые способствуют общению между верующими и Церквами и диалогу с миром.

В каждой части собраны моменты согласия, вопросы для рассмотрения, и предложения, которые возникли в процессе распознания на Синоде. Согласия представляют собой как бы сеть указателей, помогающих нам ориентироваться в пути. Вопросы для рассмотрения — это темы, обсуждение которых необходимо продолжить с пастырской, богословской и канонической точек зрения. Наконец, предложения указывают нам возможные, рекомендованные или настоятельно необходимые направления, которые нам предстоит исследовать, чтобы исполнить миссию общения Церкви в сегодняшних условиях.

В период от начала Адвента до Пятидесятницы наша Конференция епископов, в сотрудничестве со одной стороны с епархиями, приходами, общинами и монашескими конгрегациями, и с другой — с Генеральным секретариатом Синода, призвана играть важную роль в продолжении обсуждения и распознания, опираясь на Сводный отчет Первой сессии Синода и в свете нашего местного опыта и обстоятельств.
Каким образом это будет происходить? Прежде всего, мы призываем все группы, которые уже участвовали в обсуждении на подготовительном этапе, продолжить этот труд. Мы также рекомендуем провести региональные пастырские встречи для совместного распознания тем, содержащихся в Сводном отчете. Всё это не исключает рождения новых групп; напротив, мы желаем этого, — особенно в цифровом пространстве, — и призываем всех вас способствовать этому труду, усердно проявляя совместную ответственность. При обсуждении настоятельно рекомендуется использовать метод духовной беседы, описанный в Vademecum Синодального процесса (Приложение B, 8).

Учитывая структуру Сводного отчета, мы рекомендуем всем группам собраться по меньше мере три раза — для обсуждения введения и первой части, затем второй и третьей частей), и передать отчеты после обсуждения каждой части, но в любом случае не позже 19 мая 2024 года своему правящему Епископу. Все отчёты групп, собранные на этом этапе, будут представлены на сессии Конференции епископов в июне 2024 года. Таким образом представители России, которые будут участвовать во Второй сессии Синода в октябре следующего года, смогут принести туда плоды нашего синодального распознания.

Пусть Мария, Которую мы почитаем как Богородицу Непорочно Зачатую, сопровождает нас на этом пути.
Мария, Ты Матерь Христа,
Матерь Общения, которое дает нам Твой Сын,
как вечно новый и могущественный дар,
который есть вкус новой жизни.
Поэтому через Тебя
мы посвящаем Богу самих себя,
все радости, все страдания,
которые Твой Сын избирает для нас,
и саму нашу жизнь,
чтобы Ты стала Матерью Жизни
и чтобы Христос дал всем людям
тот же вкус новой жизни,
который Он дал нам.
Аминь.

Примите благословение на предстоящее адвентовское и рождественское время
во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.
† Павел, архиепископ Архиепархии Божией Матери в Москве
† Николай, вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве
† Иосиф, епископ Преображенской епархии в Новосибирске
† Клеменс, епископ епархии Святого Климента в Саратове
† Кирилл, епископ епархии Святого Иосифа в Иркутске
3 декабря 2023 года,
в первое воскресенье Адвента

Источник: "Сибирская католическая газета"

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

C2IbE1MYOw8.jpg?size=1000x752&quality=95

Участники пастырской встречи Центрального региона начали работать над сводным отчетом генеральной ассамблеи Синода епископов

В среду, 17 января, в Москве прошла первая в этом календарном году пастырская встреча духовенства, монашествующих и сотрудников-мирян Центрального региона Архиепархии с Архиепископом Павлом Пецци. Её участники начали работу над сводным отчетом XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов, прошедшей в Риме 4–29 октября 2023 года.

Материалы для работы подготовили члены епархиальной Синодальной группы на основе первой части данного документа под названием «Лицо синодальной Церкви». Они представляют собой резюме первых семи глав документа и вопросы для распознавания по разным темам, связанным с этой частью. Материалы были заранее разосланы участникам встречи для личной работы, а в рамках самой пастырской встречи у участников была возможность ещё раз обдумать тот опыт, которым они хотели бы поделиться в связи с этими вопросами, во время совместного поклонения Пресвятым Дарам.

После Святой Мессы, открывающей пастырскую встречу, перед выставлением Пресвятых Даров, отец Кирилл Горбунов, один из руководителей епархиальной Синодальной группы, сделал краткое духовное введение к предстоящей работе.

Отец Кирилл обратился Евангельскому тексту дня об исцелении в субботу (Мк 3, 1-6), отметив, что в логике любви соблюдение Закона должно стоять ниже спасения человека, однако, зачастую нам трудно распознать эту иерархию истин и следовать ей. Христос же в данном евангельском отрывке восстанавливает её, ставя в центр человека, больного, страдающего, нуждающегося в спасении. Также отец Кирилл обратил внимание на людей, которые молчат в ответ на вопросы Иисуса, и пригласил подумать, как часто мы поступаем так же: когда у нас есть возможность прямо говорить о проблемах и ошибках, мы часто не рискуем вступить в диалог, зато потом, в частной сфере, нам есть что сказать против другого. "В этом отрывке - вся суть состояния мира после грехопадения", - сказал священник. - "Это мир с нарушенной коммуникацией". В то время как человек сотворен по подобию Бога-Троицы, для общения. Отец Кирилл заметил, что восстановление этого общения происходит через покаяние и обращение. И подлинность этого обращения мы видим в том, как мы общаемся с другими людьми, в том числе - в Церкви.

В глобальном смысле можно сказать, что целью данного Синода является восстановление церковного общения. Мы все приглашены к подлинному диалогу, в котором можно говорить и слушать свободно и искренне, поднимая самые трудные вопросы. "Синодальная Церковь - это Церковь слушающая. В этих обсуждениях мы большую часть времени слушаем, а не говорим. И в этом мы следуем примеру того, как Сам Христос слушал людей, которых встречал", - заключил священник.

После совместного поклонения Пресвятым Дарам в тишине храма, когда у каждого было время для индивидуального размышления над вопросами первой части сводного отчета, участники встречи продолжили работу в малых группах в здании курии. Следуя методу духовной беседы, предложенному для всех этапов работы Синода, при помощи фасилитаторов, одним из которых стал Архиепископ Павел Пецци, участники встречи провели два круга деления в малых группах, отвечая сначала на те вопросы из документа, которые показались им наиболее близкими и актуальными для нашей поместной Церкви, а затем - реагируя на сказанное в первом круге. В каждой группе, помимо фасилитатора, присутствовал также секретарь, чтобы зафиксировать все выступления, выделить так называемые точки соприкосновения и представить их на общем собрании после окончания групповой работы.

Опыт общего собрания показал, что в совместных обсуждениях родились не готовые ответы, а ещё больше вопросов. Например, как нам помочь друг другу в том, чтобы мы все вместе были Церковью? Что значит делать совместный путь в условиях нашей пометной Церкви, где верующие рассеяны по большой территории, не везде есть храм и священник, не у всех есть регулярный доступ к таинствам? Приходы из глубинки нуждаются в отношении с большой поместной Церковью, чтобы открывать свои потребности, получать опыт, который поможет им в пастырской работе и в жизни, расширить их понимание Церкви.

Некоторые участники встречи подчеркивали, что люди, которых они встречают, переживают острую потребность в братстве. Ответом на эту потребность могут быть малые группы и общины, внутри которых люди могут в дружбе разделять свои вопросы и проблемы, помогая друг другу проживать веру неотрывно от реальности, признавать Христа в обстоятельствах повседневной жизни.

Другая точка встречи и отношений со Христом, которые созидают общину, – это служение бедным, которые есть как внутри наших общин, так и среди тех, кого мы встречаем. Участники встречи обсуждали конкретные инициативы в этой сфере, которые могут предприниматься на уровне епархии и приходов. Например, помощь Сестрам Матери Терезы или участие в программах "Каритас". Подчеркивалась особая значимость участия в делах милосердия для молодежи и для тех, кто недавно присоединился к Церкви.

Участники поделились также существующими опасениями касательно организации и хода Синодального процесса. Например, непониманием метода духовной беседы и его отличия от диалога в его традиционном христианском понимании, страхом подмены открытости в духе Христа толерантностью. Было место также переживаниям о том, что Церковь является слишком политической, недостаточно духовной, вопросам к литургической жизни поместной Церкви.

Члены одной малой группы поделились также размышлениями о таком подходе к пастырской практике, в котором, признавая, что Бог – главный автор нашего спасения, мы должны отказаться от привычных схем и не мешать Ему делать то, что Он желает. Дать пространство тем людям, которые хотят взять на себя ответственность за определенные дела в приходе. Не бояться потерять свой статус и авторитет, существующие в силу рукоположения, но обрести их заново в общении с прихожанами. Ещё раз подчеркивалась необходимость выслушивания каждого, особенно тех, чей голос мы обычно не слышим.

Ещё одна большая тема, которой коснулись участники встречи, это христианское единство. Что помогает нам признавать уже существующее единство во Христе? Одни подчеркивали, что диалог и общение начинаются с маленьких встреч между конкретными людьми, что экуменизм начинается с дружбы. Другие говорили о потребности в большем количестве экуменических встреч и инициатив в течение года.

Эти "точки соприкосновения" отражают те темы, которые согласились выделить в качестве ключевых все члены малых групп. При этом сами выступления участников охватывали и конкретные случаи из пастырской практики, и личные вопросы и сомнения, и плоды личного опыта веры и жизни в Церкви.

На следующей пастырской встрече, в марте, священнослужители, монашествующие и сотрудники-миряне Центрального региона Архиепархии продолжат работу над сводным отчетом генеральной ассамблеи Синода епископов, сосредоточившись над его второй частью.
 
 
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Немецкие епископы приостановили создание Синодального совета по просьбе Ватикана

По просьбе Ватикана немецкие епископы не будут голосовать на предстоящей пленарной ассамблее по вопросу о создании запрещенного "Синодального совета", что стало значительной неудачей для проекта "Синодального пути" в Германии.

Пресс-секретарь Конференции епископов Германии (КЕГ) Маттиас Копп подтвердил 17 февраля, что епископы исключили из повестки дня своей встречи в Аугсбурге голосование по вопросу подготовки Синодального совета — смешанного органа из мирян и епископов, который, по задумке немецких реформаторов, и должен был бы управлять Церковью в Германии. Это произошло после того, как Конференция епископов в тот же день получила письмо из Ватикана.

"В этом письме содержится просьба, чтобы Генеральная ассамблея - в том числе из-за предстоящих дискуссий между представителями Римской курии и представителями Конференции епископов Германии - не голосовала по поводу устава Синодального комитета", - сообщил Копп немецкому агентству католических новостей.

Исключение голосования по Синодальному комитету из повестки дня епископов знаменует собой, пожалуй, первый с 2019 года случай, когда давление Ватикана заставило КЕГ отказаться от продвижения так называемого Синодального пути.

Из всех пунктов Синодального пути Ватикан особенно критиковал идею Синодального совета. В январе 2023 года главы трех ватиканских департаментов направили в КЕГ письмо, в котором критиковали предложенный совет как несовместимый с католической экклезиологией, подчеркивая, что ни епископы, ни так называемый Немецкий Синодальный путь не имеют полномочий на его создание.

Совсем недавно Папа Франциск написал частное письмо четырем немецким мирянкам, в котором описал все подобные "синодальные" подвижки, как угрожающие увести Церковь Германии "все дальше от общего пути Вселенской Церкви".

Как указано в письме Ватикана, представители КЕГ и Римской курии, как ожидается, продолжат серию встреч по поводу немецкого Синодального пути. Первая из них состоялась в июле в Риме, и тогда же немецкие епископы, участвовавшие в октябрьской ассамблее Синода по синодальному пути, встретились с руководством Ватикана.

Остается надеяться, что немецкие епископы все же подчинятся Риму и не допустят раскола.

По материалам Catholic News Agency

Источник

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...