Перейти к содержанию

Спящий Бог: проповедь монаха РПЦ Диодора Ларионова


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

С адаптацией для католических читателей

 

Спящий Бог

 

Поражает в Евангелии насыщенность текста, умещающая в коротком эпизоде или короткой фразе целый архетипический мир. Так, в Мф. 8.22-23 (всего две строчки) мы видим архетип духовной жизни христианина. Господь говорит юноше: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов», а потом садится в корабль с учениками и плывёт по Геннисаретскому озеру. Начинается буря, но Он спит. Тогда они в страхе будят его: «Господи, спаси нас! Погибаем!» А Он, пробудившись, упрекает их в маловерии и запрещает буре, после чего водворяется великая тишина. И все удивляются и говорят: «Кто Он, что и море, и ветры повинуются Ему?»

 

Здесь мы имеем дело, во-первых, с вступлением на путь исполнения заповедей Христовых, который требует от человека глубочайшего самоотречения. Окружающий мир, говорит Христос, это живые мертвецы, которым до заповедей Божиих нет абсолютно никакого дела. Хочешь спастись, садись в лодку и уплывай вместе со Мной. Интересно, что мертвецы, погребающие своих мертвецов, — это не только неверующие люди, далёкие от Церкви. Это любой человек, для которого жизнь здесь, в этом мире, является главным средоточием интересов и главным предметом беспокойства. А потому даже «ученый богослов», исследующий проблемы генезиса христианства, формирование патристической традиции и влияние на оную со стороны «неоплатонизма» и «аристотелизма», реконструирующий «системы» Максима Исповедника или Дунса Скота, или же конструирующий собственную богословскую систему ради того, чтобы богословие, наконец, стало понятно современному миру — даже он нередко (я бы сказал в подавляющем большинстве случаев) трудится и старается не для Царства Небесного, не для иного мира, а лишь потому, что таковы его интересы и увлечения, обслуживающие исключительно круг вопросов, важных для мира сего и его отношений — ведь наука очень часто есть определённого рода страсть, которая поглощает внутренний мир человека, делает его узником нездоровой и часто неконтролируемой активности собственного сознания. Питая жажду своего ума к познанию вещей этого мира (а логические связи и методология, интересующие любую серьёзную науку — это по сути дела и есть связи и отношения, нужные исключительно этому миру и для жизни в этом мире), учёный богослов не хочет садиться в лодку: он предпочитает побыть пока на берегу. Но дело не только в богослове и не в науке. Каждый делает такой выбор. Вот, ты работаешь в приходской стенгазете. Ты очень нужен на приходе, ты просто необходим, без тебя всё дело развалится, и твой приходской ксендз (и без того испытывающий множество «скорбей»), останется без помощника, будет очень переживать и расстраиваться. А потому ты, жалея его, остаёшься на берегу и не садишься в лодку. Или ты работаешь в епархиальном управлении: у тебя столько дел, всё на тебе, ты тащишь не только всё делопроизводство, но и выполняешь часть обязанностей твоего епископа, которому часто некогда или он много болеет, а потому ты не садишься в лодку. Возможно, ты евангелизатор и весь твой день расписан по часам: сегодня лекция в Польском доме, завтра — во Доме Средних Веков, после завтра — интервью на радио «Мария»...

 

О какой лодке можно говорить? Не бросить же такое ответственное дело, как проповедь католичества! Ты уверен, что делаешь всё верно, а потому тоже не садишься в лодку, ты предпочитаешь побыть мертвецом, поскольку ты почему-то решил, что так лучше для Церкви. А уж если ты возгорелся пафосом «защищать католичество», принялся обличать апостасию и писать в ЖЖшке на темы нападок на РКЦ, то тебе про лодку лучше вообще не напоминать: ты ведь уверен, что Церковь в опасности, Церковь захвачена масонами (модернистами и т.п. — нужное вставить), а потому тебе просто необходимо быть на берегу, — ведь без тебя и твоих комментариев и постингов католическую церковь одолеют врата адовы... Вот так, разными путями и по разным причинам все эти люди пришли к одному и тому же: приняли решение остаться мёртвыми и посвятили жизнь погребению своих мертвецов. Евангельский юноша, который опечалился от призыва Христа, тоже имел свои причины: он очень любил папу, а любить родителей — это хорошо, даже заповедь такая есть в Ветхом Завете, которой Христос не отменял. И вот юноша хотел только похоронить отца, а потом уж прийти и сесть в лодку, но Господь так жестоко ему ответил: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» — и этим в одну секунду разрушил всю созданную им самим для своего покоя и оправдания мифологию религиозной жизни.

 

Есть, кстати, категория людей, любящих рассуждать о том, что же это за лодка такая, а потому никак не могущих в неё сесть. Иной раз им кажется, что за лодку себя выдаёт монашество или священство, якобы отрицающие под предлогом Евангелия все остальные «пути» и призывающее к уходу из мира и девству чуть ли не насильно. «Эпизод с мертвецами» монашество якобы использует в своих целях — чтобы склонить к этой жизни людей, у которых «нет призвания»... И вот начинаются рассуждения о призвании или не призвании, о возможностях спасения «в миру» по Эскриве, о преимуществах жизни в браке и т.п. — и все эти рассуждения остаются бесплодными. Однако ответ на вопрос о лодке очень прост: лодка — это заповеди Божии, данные всем христианам в Евангелии. Сесть в неё очень просто: начни исполнять эти заповеди, и тут же увидишь, как вздымается буря. Вот тут и поймёшь сразу, что ты в лодке. Более того, Господь так милосерден к людям, что сажает часто в лодку и помимо нашего собственного желания, как бы говоря: «только не выходи из неё, а просто потерпи».

 

Поднимаются волны и для тебя открывается прекрасная возможность распрощаться с мертвецами мира сего: возлюби евангельские добродетели — радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23) — и тогда уподобишься тем, для кого нет закона (ибо закон только для мёртвых), но кто распял плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24) и уподобился Христу. И тогда станешь христианином, независимо от своего внешнего положения, статуса и любых обстоятельств.

 

Ну хорошо, вот ты весь в сомнениях, неуверенно залезаешь в эту лодку, садишься у весла. И теперь ты ждёшь непонятно чего. То ли поощрения и одобрения, то ли какого-то чуда — ведь, по твоим представлениям, всё должно сразу завертеться вокруг тебя (а как же, ты же совершил такой великий подвиг!), поэтому тебе нужны немедленные результаты. Мол, я сел в лодку, Господи, всё оставил, от всего отказался, — давай мне теперь награду! Но к твоему удивлению, Господь сажает тебя в лодку, а сам «засыпает»! Вроде бы Он с тобой вместе в лодке, а вроде Его и нет, и ты как будто один. И тут начинается второй этап: испытание бурей. Только ты отплыл от берега, попрощался с мертвецами, тут же начинает дуть сильный ветер, вздымающий волны, которые захлёстывают твою лодку и угрожают потопить её. Ты мечешься: ропот и недовольство с одной стороны («Позвал меня, а сам спит! И как можно спать в такой момент!!!») сменяются страхом (ведь волны-то велики и слишком опасны). Ты не выдерживаешь накатывающих волн, бросаешься к Христу и начинаешь «будить» Его: «Господи, спаси меня, погибаю!» Какое-то время проходит в этих усилиях: на этом этапе многие, не дождавшись «пробуждения» Господа, высаживаются на берег. «Всё-таки обманул» — звучит в их подсознании упрямая мысль, превращающая их снова в соляные столбы. И эти омертвевшие души, как ни странно, на берегу снова «оживают»: принимаются за бурную деятельность, снова строчат в ЖЖшках, рукополагаются в священников, становятся терциариями, начинают проповедовать, миссионерствовать, зазывать в Церковь Божию окружающий мир. Ну и что, что они мертвы — зато они кое-чего понимают и знают о жизни, особенно о жизни в Церкви. Ох, сколько интереснейших историй они могут рассказать!

 

К сожалению, в самой лодке в самый разгар бури остаётся не так много народа. Остаётся малая часть, которая решила терпеть в лодке любую бурю. Остаётся только тот, кто готов был пойти ко дну, когда самая большая и страшная волна поднялась над его головой — но знал, что рядом Бог, и уж если идти ко дну, то вместе с Ним, пусть и спящим.

 

Так проходит второй этап и наступает третий: неожиданно, в самый отчаянный момент Бог вдруг «пробуждается». Одним мановением руки Он останавливает бурю: стихают все ветры и волны. Водворяется невероятная тишина — такая, будто никакой бури вообще никогда не было. Он обращает к тебе Свой божественный, кроткий и смиренный лик — и ты моментально узнаёшь в Нём своего Бога. От тебя уходит навсегда даже тень какого-либо сомнения. Это внутреннее преображение сопровождается тремя дарами, которые ты получаешь от Христа. Эти три дара — вера, познание и богословие.

 

Благодаря первому дару ты обретаешь тишину ума и сердца, мир помыслов и страстей. И этот мир освобождает твои природные способности от рабства, даёт им свободу действовать согласно своему предназначению, данному Богом.

Второй дар открывает твоё зрение — ты начинаешь видеть и понимать причины вещей и событий, понимать устроение мира: как внешнего мира материальной реальности, так и внутреннего мира душевной жизни человека. Но видишь ты это не мирским зрением, не в концепциях научного познания (которое обеспечивает твой рассудок лишь материальными средствами и связями, формирующими виртуальный мир воображения, на основе которого происходит моделирование внешней реальности в науке), а духовным зрением, обнаруживая в мире действие Промысла Божия. Иными словами, в материальном мире ты видишь только действующего Бога — весь этот мир предстаёт перед тобой как результат Его промысла и единый организм, созданный для славословия Его премудрости.

И третий дар, богословие, возводит твой ум на высоту этой премудрости, а саму премудрость сводит в твоё сердце. Ты начинаешь видеть, как Дух Божий действует в Церкви, как Он ведёт её в историческом пути к эсхатологическому пределу мира, как взращивает Церковь, словно свою дочь, подавая ей духовную пищу и питие в таинствах. Тогда ты видишь Церковь не глазами мирского человека, видящего лишь человеческие страсти и оценивающего их согласно критериям своих собственных страстей, а глазами духовного человека, для которого Церковь и мир предстают в преображённом виде. Ибо человек, испытавший преображение души в таинстве богословия, видит мир не в том состоянии, в котором он существует во времени, а в эсхатологическом измерении, то есть согласно состоянию после конца времён, с «новым небом и новой землёй, когда прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21, 1). Эсхатология — это мост, через который богословие входит во время, в эту жизнь, преображая её.

 

И тогда происходит последний этап, о котором говорит евангельский эпизод. «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» Присутствие и действие бесконечного и независящего от времени Бога в конечном мире, который ограничен пространством и временем, разрушает ограниченность тварного мира, преображает естество, и воспринимается как чудо.

 

«Спящий Бог» вдруг оказывается источником пробуждения в вечность.

 

Слух о чуде докатывается и до «католических» мертвецов, оставшихся на суше. Они радостно подхватывают эту весть и начинают торговать ей, будто своим собственным имуществом: они трубят о чудесах на всех перекрёстках, но используют эту возможность для того, чтобы оправдать свой отказ сесть в лодку. Становясь горячими сторонниками божественных чудес, мертвецы никогда не замечают, что эти чудеса не имеют к ним никакого отношения, что они — результат чужого, не их опыта; что эти чудеса, как украшаемые гробницы пророков, становятся первыми обличителями на страшном суде. Церковь — это подобие некоего торжища, в котором каждый пытается продать и купить то, что, по его мнению, приносит облегчение. Для кого-то это продажа чудес, для кого-то похороны отца. По этому торжищу ходит в виде странника и Господь Иисус Христос. Он зовёт следовать за Ним туда, где погибнешь, если не имеешь веры. А если оставаться на суше, то можно жить спокойным мертвецом. Но тогда придётся забыть о вечности.

 

https://mondios.live...AZzvL3u6xxc8G34

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну выложили длиннющее размышление некоего монаха. И что? Обсудить то что предлагаете, Денис?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично с вами я ничего не хочу обсуждать. Не нравится тема - не читайте. Я вас за руку что-ли сюда затащил?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О как!

Ну а с другими что обсуждать хотите?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другими и обсужу. Вы-то тут при чем?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот не поленилась, прочла. Давнее типа эссе, а не проповедь, 2012 года. В комментах автор говорит, что он пытался сформулировать свое кредо. Конечно, он тяготит к академическому богословию, но соловьевского размаха мысли нет, получилась конъюнктурщина какая-то.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другими и обсужу. Вы-то тут при чем?

Видите ли, форум открыт для всех. И если вы не хотите чтобы кто либо читал ваши творения их нужно прятать под замок в ЖЖ . А на форуме иные правила. Та4 что вы хотели тут обсудить?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То бесконечный Спрол, то православные монахи...

Мамо..

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тема в межконфессиональном разделе. Интересно, как автор представлет себе католиков в его интерпретации Вселенской церкви. Написано 8 лет назад. За прошедшее время взгляды автора несколько поменялись, правда, не радикально. Заметен его интерес к западному христианству, конкретно, к иезуитам. Непонятно, что из этого получится. Но многие начинали с отрицания и неприятия.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот не понял, почему люди, увлечённые защитой веры, евангелизаторством, библеистикой и т.д. - считаются не садящимися в лодку. Они что, заповеди исполняют меньше других? Ясно же, что это два несвязанных вопроса - исполняет ли человек заповеди и интересуется ли он чем-то ещё помимо. Ну вот человек защищает 24 часа в сутки правую веру от модернизма/консерватизма. Ну, видит в этом свой долг. Ну и почему г-н Ларионов считает, что у такого человека непременно всё плохо с исполнением заповедей?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот не понял, почему люди, увлечённые защитой веры, евангелизаторством, библеистикой и т.д. - считаются не садящимися в лодку. Они что, заповеди исполняют меньше других? Ясно же, что это два несвязанных вопроса - исполняет ли человек заповеди и интересуется ли он чем-то ещё помимо. Ну вот человек защищает 24 часа в сутки правую веру от модернизма/консерватизма. Ну, видит в этом свой долг. Ну и почему г-н Ларионов считает, что у такого человека непременно всё плохо с исполнением заповедей?

 

Потому что в конечном итоге это не так уж и важно. Тот, кто не возненавидит отца и мать... - это вот об этом.

Сверхценные идеи, которые затмевают саму возможность предаться Богу полностью и безоговорочно. Идеи, кажующиеся очень правильными и положительными, тем не менее связывают наш ум, сердце и душу материей, обязанностями, мирской жизнью.

 

Думаю, что автор говорил о том, что даже можно 24\7 служить умирающим в больнице, отдавать все свое состояние на благотворительность и милосердие... и тем не менее быть мертвым, погребающим своих мертвецов.

 

Заповеди Христовы толкают нас к тому, чтоб двигаться только в сторону Бога, а не оставаться на месте, даже под очень благовидным предлогом. Тем не менее, только после обретения Христа тогда можно творить дела. Как апостол Павел сначала был озарен светом и просвещен, а потом уже апостольствовал и проч.

 

Мир и вся, яже в нем, яко не сущая,

преобидевше любве ради Христовы.

 

 

Господь сказал Матфею: «Следуй за Мною!». И он, оставив все, последовал призыву. Поначалу Святой был грешником, но сделался одним из величайших друзей Божьих; ибо когда Христос заговорил с ним изнутри, он оставил все внешние вещи и последовал за Ним. В этом заключено все: чтобы воистину следовать за Богом, надобно полное отрешение от всего, что не есть Бог, в чем бы оно ни заключалось, — от всего, что только человек ни обретал бы вокруг себя, при себе и в себе, живое или мертвое, от своего Я или от чего-то из своего.

 

Ибо Бог хочет наше сердце (Ср. Пс. 50, 19)

 

Много таких, которым их внешние упражнения — настоящее благо: все им дается легко — молитвы, посты, бдения и аскеза, они имеют к ним тем больше страсти, чем меньше в этом Бога. Такая страсть может быть столь велика, что Бог совершенно отворачивается от них, ибо эти люди совершают труды свои по своей воле, чувствуя себя великими, хотя их Я — ничто, а Бог — все.

 

«Оставьте все мыслимые и немыслимые труды и всякое желание познавать и всецело отдайтесь единению с Богом, превышающему всякое разумение».

 

https://dominicanes-u.../blog-post.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Потому что в конечном итоге это не так уж и важно. Тот, кто не возненавидит отца и мать... - это вот об этом.

Сверхценные идеи, которые затмевают саму возможность предаться Богу полностью и безоговорочно. Идеи, кажующиеся очень правильными и положительными, тем не менее связывают наш ум, сердце и душу материей, обязанностями, мирской жизнью.

 

Думаю, тут дело не в идеях. Затмевают возможность предаться не идеи как таковые. Думаю, на свете не так уж много идей, способных помешать человеку отдаться всецело исполнению заповедей. И уж конечно к числу этих самых вредоносных идей не относится увлечение библеистикой или написание в фейсбуке постов в защиту обновленчества/традиционализма. Просто если человек хочет, чтобы что-то отвлекло его от исполнения заповедей, он что-нибудь всегда найдёт. Тем не менее, эти же идеи сами по себе хороши - что плохого в увлечении библеистикой? Злоупотребление не отменяет употребление, нездоровый интерес к библеистике не дискредитирует здоровый.

 

В общем я думаю, это два независимых вопроса - хорош ли человек в исполнении заповедей и увлекается ли он фейсбук-библеистикой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что автор говорил о том, что даже можно 24\7 служить умирающим в больнице, отдавать все свое состояние на благотворительность и милосердие... и тем не менее быть мертвым, погребающим своих мертвецов.

 

Эту мысль нет смысла обсуждать в виду её очевидности. Разве что стОит отметить, что принадлежит она апостолу Павлу, а не монаху РПЦ Диодору Родионову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, тут дело не в идеях. Затмевают возможность предаться не идеи как таковые. Думаю, на свете не так уж много идей, способных помешать человеку отдаться всецело исполнению заповедей. И уж конечно к числу этих самых вредоносных идей не относится увлечение библеистикой или написание в фейсбуке постов в защиту обновленчества/традиционализма. Просто если человек хочет, чтобы что-то отвлекло его от исполнения заповедей, он что-нибудь всегда найдёт. Тем не менее, эти же идеи сами по себе хороши - что плохого в увлечении библеистикой? Злоупотребление не отменяет употребление, нездоровый интерес к библеистике не дискредитирует здоровый.

 

В общем я думаю, это два независимых вопроса - хорош ли человек в исполнении заповедей и увлекается ли он фейсбук-библеистикой.

 

Господь сказал Матфею: «Следуй за Мною!». И он, оставив все, последовал призыву. Поначалу Святой был грешником, но сделался одним из величайших друзей Божьих; ибо когда Христос заговорил с ним изнутри, он оставил все внешние вещи и последовал за Ним. В этом заключено все: чтобы воистину следовать за Богом, надобно полное отрешение от всего, что не есть Бог, в чем бы оно ни заключалось, — от всего, что только человек ни обретал бы вокруг себя, при себе и в себе, живое или мертвое, от своего Я или от чего-то из своего.

 

Вот из Таулера.

 

Можно рефлексировать над этим отрывком из Евангелия, которое он цитирует. Или о призвании других апостолов.

А ведь можно подать это под другим углом: а что если у того же Матфея на попечении были дети-инвалиды, умирающая мать на руках, благотворительность в пользу прозелитов и геров, и др.?

 

И он оставляет умирающих и идет за Христом.

 

И ныне для многих такое бы показалось безумным. Как так? Жестоко!

Для многих христианская жизнь, богообщение свелось к социальному служению. Не об

том ли постоянно говорит Франциск? О экологии, бедняках, удержании зарплаты и т.д.?

 

Но в конечном итоге Господь ревнив, «Бог есть огнь поядаяй».

Он требует всего человека к себе. Никакой предог, сколь бы он ни казался нам "христианским", человеколюбивым, евангельским, не может встать между Богом и человеком. Об этом Таулер и говорит выше.

 

К современной парадигме "быть хорошим человеком" это не стыкуется. Дела отрицать не следует, как о том учит Тридент. Но в первую очередь следует вера, безоговорочное предание себя Богу. Если нужно бросить семью, пожилых умирающих родителей, за которыми нужен уход, сирот и убогих, зависящих от тебя - нужно бросить. Господь дает пропитание птицам. Неужели забудет о людях?

 

Пустыня, скит начинается не в лесу, не в горах. Скит начинается в сердце, в душе. Путь в сердце - путь в скит. Таулер как раз про это.

 

А в таком контексе мало что важно, кроме Бога. Но к сожалению, как о том говорил Ратцингер, Бог для современных людей стал неким символом социальной справедливости и знаменем нашего комфорта. Этакий добренький старец с бородой, который всех любит и никого не наказвает. Или Иисус-бро, ратующий за прова всех обиженных и оскорбленных. Иисус гей-френдли?

 

Но Иисус обещал нам вражду. Продай одежду и купи меч.

 

Обратите внимание, насколько сдвинулась парадигма. С одной стороны сильнейшная тенденция к некому пиетизму, который на самом деле не подлинное богообщение, а работа с внутренними идолами, как о том говорит Шид, а с другой стороны ложное человеколюбие, убирающее даже любые намеки на противодействие злу, ереси, апостасии и разложению.

 

Пока что я только формулирую все это для себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бог и намерения целует.(с)

 

К - контекст. Златоуст это говорит о радости Пасхи. К чему эта фраза тут?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне кажется, я поняла, о чем текст, и мне нравится.

Когда у меня (анемия, хронический бронхит) шансов умереть от этой короны, как встретить динозавра, 50/50, многое предстает немножко в другом свете ;) В том числе и представление о том, насколько жива моя вера и, значит, я сама.

P.S. Любопытно, отчего это на всех форумах "межконфессионал" - самый скандальный раздел, а? B)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в конечном итоге Господь ревнив, «Бог есть огнь поядаяй».

Он требует всего человека к себе. Никакой предог, сколь бы он ни казался нам "христианским", человеколюбивым, евангельским, не может встать между Богом и человеком.

 

Денис, давайте подумаем, как это всё осуществилось в жизни, скажем, Фомы Аквинского. Оставил ли он написание богословских трактатов в пользу уединённой молитвы? Оставил ли он богословские диспуты ради молчаливой молитвы? Нет, не оставил. Встали ли эти трактаты между ним и Богом? Нет, не встали. Как же так получилось? Вопрос не риторический, они могли бы встать между, но не встали.

 

Или вот Максим Исповедник - мог бы молиться в уединении круглые сутки, а не лезть в борьбу и суету. Однако, его борьба не встала между ним и Богом. Как так вышло?

 

И ещё вопрос - как Вы понимаете цитату из Честертона (непонятно откуда она, Вы говорили, из каких-то малоизвестных писем), которая стоит у Вас в подписи? Как по-Вашему соотносятся в Католичестве Крест и толстая сигара?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бог и намерения целует.(с)

 

К - контекст. Златоуст это говорит о радости Пасхи. К чему эта фраза тут?

 

А что не так с контекстом? Следование за Христом и радость Пасхи никак не связаны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

P.S. Любопытно, отчего это на всех форумах "межконфессионал" - самый скандальный раздел, а? B)

 

Исторически так сложилось.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот не понял, почему люди, увлечённые защитой веры, евангелизаторством, библеистикой и т.д. - считаются не садящимися в лодку. Они что, заповеди исполняют меньше других? Ясно же, что это два несвязанных вопроса - исполняет ли человек заповеди и интересуется ли он чем-то ещё помимо. Ну вот человек защищает 24 часа в сутки правую веру от модернизма/консерватизма. Ну, видит в этом свой долг. Ну и почему г-н Ларионов считает, что у такого человека непременно всё плохо с исполнением заповедей?

Возможно тут авторский подход напоминает подход Канта в практической философии. Благо - только ради блага, а если по каким-то иным мотивам, то это уже гетерономия в этике. То есть "иначе незачот".

Так и здесь. Если нечто делается не в силу любви к Богу, а именно на этом заостряет внимание автор в случае богословов, проповедников, сетевых и приходских активистов и т.д., то это заслугами не считается, или заслуги минимальны. 1Кор 13:1-3, Мф 7:21-23 - похоже об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, давайте подумаем, как это всё осуществилось в жизни, скажем, Фомы Аквинского. Оставил ли он написание богословских трактатов в пользу уединённой молитвы? Оставил ли он богословские диспуты ради молчаливой молитвы? Нет, не оставил. Встали ли эти трактаты между ним и Богом? Нет, не встали. Как же так получилось? Вопрос не риторический, они могли бы встать между, но не встали.

 

Или вот Максим Исповедник - мог бы молиться в уединении круглые сутки, а не лезть в борьбу и суету. Однако, его борьба не встала между ним и Богом. Как так вышло?

 

С Аквинатом как раз любопытный пример, когда человек в себе смог соединить универитетские штудии, фундаментальное приведение философии Аристотеля под знаменатель христианской веры и живую веру душе. Это доказывает, что занятия в миру, или на работе, или в приходе могут сочетаться с верой, но так бывает, к сожалению, не всегда. Часто бывает так, что некоторое занятие, внешне совершенно благочествое, опустошает душу в силу того, что сам человек построил в себе неправильное расположение, расставил не те приоритеты для себя. То есть богословские диспуты и трактаты могут вести к Богу, а могут оказаться и заслоном. Вот о последнем автор и пишет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

...

 

С этим кто бы спорил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы с чем спорите? Что по мнению автора богословские диспуты и трактаты всегда заслоняют от Бога и надо бежать от них? Так автор до такого обобщения вроде как не снизошел. Ну а то, что такое бывает часто, что над деятелем в миру постоянно висит такая угроза - с этим тоже не поспоришь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...