Перейти к содержанию

Про энергию и благодать (из проповеди Патриарха)


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека. Почему мы не можем долго молиться? Вот служба длится два часа — давайте каждый сейчас вспомнит, сколько минут он концентрированно, сосредоточенно молился? Наверное, мгновения, минуты, потому что духовный импульс, который развивается во время сердечной молитвы, только у великих святых длился часами и годами, как, например, у преподобного Серафима, который 1000 дней и ночей молился на камне. Но это особый духовный подвиг, совершавшийся гениями духовной жизни, людьми колоссальной внутренней энергии. Мы не обладаем такой энергией, и поэтому наша молитва, даже концентрированная, сосредоточенная, которая достигает Престола Божиего, часто очень кратковременна. Но когда мы приходим в храм Божий, происходит нечто очень важное, хоть и невидимое. Кто-то из нас молится, а кто-то в этот момент ослабел или рассредоточился, в мыслях ушел от молитвы. Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям. То же самое происходит в наших храмах. Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас.

https://www.patriarch...xt/4228251.html

 

Так какую энергию впитывают, по мысли Патриарха Кирилла, иконы и храмы: внутреннюю энергию молящихся или Божественную (нетварную?) энергию? Или это одна и та же энергия, передающаяся по цепочке от Бога к человеку и от человека к иконе? И вообще, какую богословскую оценку можно дать представлению о "зарядке" предметов благодатью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удачнее всего тут выразился Дмитрий:

 

В православный храм как зайдёшь, так сразу начинается паламизм, прямо с порога. Только и слышишь что паламизм: вот эта икона пропитана благодатью, а вот на меня вчера сошла благодать, а вот потом отнялась от меня благодать... И тому подобный паламизм. Особенно вдохновляет идея пропитывания. Если зарядить в поисковик словосочетание "пропитан благодатью", выскакивает более миллиона ярчайших примеров паламизма, что говорит о полной и безоговорочной победе этого учения в кириллическом секторе интернета. Всё пропитано благодатью здесь, всё! И воздух, и иконы, и масло лампадное, и души человеческие.

 

А благодать ведь это божественные энергии, я ничего не перепутал? Кураев называет всё это "священным материализмом" (и очень хвалит как одну из богословских побед Православия), а мне кажется, это просто паламизм как он есть.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как часто бывает, что приходя из неверия или оккультного язычества в Церковь мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру всё, что впервые увидим, услышим или прочтём. Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И, как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие "благочестивые" объяснения и оправдания. Вот один из таких моментов.

 

Намоленая икона. Что это такое? Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что эта икона, которуюнамолили. Но, что это может означать? Для оккультиста в данном случае всё очень просто - люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самой иконе и, впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося. Так, например, объясняются случаи чудотворений от икон.

 

Само-собой, такое объяснение для православного сознания не может быть приемлемым. Но и попытки дать христианское объяснение термину совершенно неудовлетворительны. Вот на одном из иконописных сайтов, мне пришлось увидеть такое объяснение:

 

"Намоленная икона - это священное изображение, как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, Икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы.

И молитва получает определенный отклик - Икона становится источником благодати - особого действия Божиего в мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной."

 

По сути сказано, что икона должна быть качественной, годной. Что перед такой иконой легко молиться. Что от такой иконы молитва получает отклик, икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствуют оную благодать и называют икону намоленной.

 

Насколько удовлетворителен данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог. А в данном объяснении Бога как бы и нет. Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать и некая избранная группа это чувствует.

 

Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть иконы, которые способствуют молитве. Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны.У кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то иконы "усредненного стиля" XIX-го века. Тем паче, странно воспринимать аргумент "возле такой иконы задерживаются прихожане храма", это уже довод в пользу популярности, но не обязательно благодатности. Но общеизвестно, что популярность, вещь весьма часто сомнительная.

 

Но, так или иначе - при чем здесь "намоленность"?

 

Итак, очевидно, что "намолить" икону нельзя. Что же, до икон, способствующих молитве, то, в конце-концов, есть хорошее русское слово - молитвенность.

 

https://bizantinum.livejournal.com/50858.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, объяснение Патриарха ближе как раз к оккультному?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, это прикладной паламизм в его развитии, я не шучу. Тут, конечно, могли бы быть сделаны какие-то оговорки. Скажем, Дунаев считает, что Палама с его учением о реальном различии сущности и энергии был позднее смягчен, и что все эти константинопольские каноны надо понимать не в смысле утверждения такого различия. А кто-то там полагает, что "паламизм" вообще выдумали для утверждения размываемой православной идентичности в новейшее время. Но, так или иначе, если утверждать реальное различие сущности и энергий, мы вводим разделение в Боге.

 

До паламизма мы знали одно реальное различие в Боге - между Лицами. Но Лица обладают одной природой. Ничего единого в отношении сущности и энергий нет. Поэтому мы вынуждены либо мысленно рассекать Бога, либо вульгаризировать идею различия сущности и энергий и представлять энергии в виде "священной радиации" от Бога. Ну а где есть священная радиация, там есть и наведенная священная радиация - та самая "пропитанность благодатью".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут, по моему мнению, встает вопрос о пределах допустимого. Совсем, можно сказать, недавно у нас на приходе произошел такой случай. Один из спонсоров, владелец, как я понимаю, или один из руководителей макаронной фабрики, принес на паре больших картонных листов красочную рекламу этих самых макарон с просьбой ее, эту рекламу, освятить ради благополучия бизнеса. Каким же чином, как вы думаете, друзья, было совершено освящение? Была прочитана молитва "на освящение всякой вещи"? Как бы не так! Никакой чин не потребовался. "Пусть побудет в алтаре до воскресенья", - сказал отец N. и возложил картонные листы на подоконник, что справа от престола в нижнем храме. В общем, потом эта реклама красовалась в алтаре еще неделю, наверное, чтобы максимально подзарядиться. Непонятно только, почему ее для большего эффекта не положили на сам престол, под антиминс, что бы на ней Св. Дары постояли? Ну а мне ответили, что, мол, сказано "по вере вашей будет вам", а человек так верит. Но что же это, вера или суеверие? Где грань? По-моему, в данном случае цитата вырвана из контекста...

 

И тут же уместно поставить вопрос о почитании вещественной святыни. Вот кстати, тут цитируется фрагмент из "Откровенных рассказов странника":

 

"Помните ли, что когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, – сила невинного состояния первого человека. Вот таинство натуры духовной!"

 

Вот и надевают у нас на головы паломникам шляпу Иоанна Кронштадтского, бьют по спине посохом какого-то старца, служат молебны перед креслом Иоанна Шанхайского. Как к этому относиться? С другой стороны, мы ведь читаем в Деяниях о том, как на болящих апостолы возлагали платки и опоясания, на что обычно ссылаются для оправдания подобных практик.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, объяснение Патриарха ближе как раз к оккультному?

 

Между оккультизмом и паламизмом нет противоречия. Оккультизм, встречаясь с паламизмом, пропитывается от него благодатью и тоже становится паламизмом. В частности, в приведённой цитате Патриарха изначально оккультизмом было всё, кроме последнего предложения. Внутреннее пространство храма, иконы и т.д. пропитываются у него внутренней энергией молящихся, особенно некоторых. Это оккультизм. Но поледнее предложение в цитате - чистый паламизм! И это не должно удивлять, Патриарх-то ведь православный. В последнем предложении, смотрите, храмы впитывают уже не энергию молящихся, но Божественную. Таким образом, я считаю, оккультизм предшествующих предложений приведённой цитаты благодатно преображается и вся цитата целиком становится паламистской.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, объяснение Патриарха ближе как раз к оккультному?

 

Между оккультизмом и паламизмом нет противоречия.

Да вроде выяснили различия. Паламизм глубоко покаянен. Магизм делит людей на посвящённых и профанов. Чего тень на плетень наводит?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да вроде выяснили различия. Паламизм глубоко покаянен. Магизм делит людей на посвящённых и профанов. Чего тень на плетень наводит?

 

То есть, паламизм - это глубоко покаянный магизм? Ну, можно, наверное, и с этой стороны посмотреть, я не спорю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да вроде выяснили различия. Паламизм глубоко покаянен. Магизм делит людей на посвящённых и профанов. Чего тень на плетень наводит?

 

То есть, паламизм - это глубоко покаянный магизм? Ну, можно, наверное, и с этой стороны посмотреть, я не спорю.

Ну можешь так считать. :) Главное метаноя, всё остальное термины. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

Разные источники благодати существуют для обеспечения непрерывности и уровня интенсивности поступления благодати. Да и в разных случаях могут быть удобны различные источники благодати. Вот, допустим, кто-то заболел. Он может сам помолиться о себе. Но продолжительно молиться - это трудно и требует постоянного напряжения. А, может, человек молиться не умеет хорошо. Есть выход: он может попросить друзей, родственников - будет обеспечена непрерывность поступления благодати. Благодать увеличивается, а больной может в это время элементарно отдохнуть, поспать.

Может выпить святой воды - довольно удобно, не требует каких-то особых прям личных духовных усилий, просто пьёшь с верой - а она освящена уже, у неё благодать особая, сильная - Иорданова. Интенсивность благодати здесь высокая. Не то, что у молитвы некоторых людей. На молитву факторы разные влияют: человек отвлекается, расслабленно молится и т. д.

А, может, у человека нет друзей живущих духовной жизнью, да и сам молиться не умеет. Хорошо, хоть есть материальные источники благодати. Воду святую попил, к иконе приложился, маслом освящённым помазал себя... У кого что есть, у кого что доступно.

 

 

Это было бы оккультизмом, если бы не было паламизмом. Но, как я предположил уже выше, противоречия между двумя этими явлениями нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это было бы оккультизмом, если бы не было паламизмом. Но, как я предположил уже выше, противоречия между двумя этими явлениями нет.

Эхм, а для чего католики при входе в храм обмакивают руки в святую воду, а потом крестятся? Просто так перекреститься нельзя, антипаламист Вы наш?

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эхм, а для чего католики при входе в храм обмакивают руки в святую воду, а потом крестятся? Просто так перекреститься нельзя, антипаламист Вы наш?

 

Эхм, дайте я попробую угадать. В месте контакта святой воды с кожей благодать проникает значительно глубже?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эхм, дайте я попробую угадать. В месте контакта святой воды с кожей благодать проникает значительно глубже?

Угадать что? Я Вас спросил то, что Вы должны и так знать, а не угадывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угадать что?

 

Ход Вашей мысли :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угадать что?

 

Ход Вашей мысли :).

Ну хотите, угадывайте. Помогать не буду: я Вас спросил для того, чтобы ответ узнать, а не чтобы Вы мои мысли угадывали.

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я Вас спросил для того, чтобы ответ узнать, а не чтобы Вы мои мысли угадывали.

 

Правильный ответ не для этой темы. Но если в двух словах - это символическое действие, жест. Хотите - в другой теме обсудим. А здесь только про оккультизм и паламизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
  • 2 недели спустя...

Кураевское словосочетание "священный материализм", несмотря на его парадоксальность (а может и благодаря ей), считаю удачным.

Встречается в частности в книге "Протестантам о православии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Мало говорить о Христе. Мало верить в Христа. Нужно пропитать себя благодатными энергиями Христа. Человеческие действия, призывающие в наш дольний мир энергии мира горнего, называются обрядами. Та самая развитая и пышная обрядность православия, в которую было выпущено столько ядовитых стрел в эпоху рассудочного просветительства, сегодня открывает свой над-педагогический смысл. Обряд – не просто проповедь в жестах и гимнах. Обряд есть освящение материи, освящение мира. Это вытравливание из мира коррозии смерти и новое насыщение его токами Истинной Жизни. Да, православие есть религия священного материализма. Да, наша главная религиозная задача – вовсе не перевоспитание мира, не моралистика и не построение философских систем. Главная задача Церкви, как понимает ее православная традиция, – простереть благодатный покров над миром человека. Наша главная жизнь – в обряде, в той практике, которая привлекает защиту Горних сил над нашим миром, отравленным энтропией и смертью". 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этой связи вспоминается моя личная встреча с диаконом (тогда еще) Андреем Кураевым. Я работала в то время в протестантском издательстве, а он зашел к нам купить наших книг и периодики. Завязалась дискуссия, довольно доброжелательная. Он не считал евангельские общины церковью, называл школой оглашения по типу первохристианской. В конце концов, признал значимость евангельско-христианского движения в проповеди Христа. Потом купил книги, что-то мы ему подарили, оставил мне свою рукопись лекции о валеологии - и удалился. Позже вышла его книга "Протестантам о православии". Я ее читала тогда, но сейчас уже плохо помню в частностях. Помню только свое разочарование. Как будто он чего-то недопонял. Или не захотел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня "Протестантам о православии" (+"Наследие Христа", под одной обложкой шли) - любимая книга Кураева. Хотя я читал ее с момента выхода пару-тройку раз всего, но она повлияла на меня. (Ну как повлияла - чтение книг Кураева в те годы по сути подтолкнуло меня к католичеству:))

По вопросу, что позитивно отличает православие (и католичество) от протестантизма - тема раскрыта неплохо.

Шпилек по адресу неопротестантов, как водится, навставлял. Но это его обычная фишка. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя сейчас Кураев - это не тот автор, у которого я буду "искать" или "черпать истину". Даже в "любимых" книгах.

Разве что - "находить подтверждение" каким-то истинам.

Или - ностальгировать, вспоминать время золотое... 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...