Neta Опубликовано 1 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2015 Интересно, если бы не было реформации, как бы развивалась церковная история? Как вы думаете, протестантизм как-то повлиял на католичество в плане благовестия? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 1 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2015 А что значит в плане благовестия? Ты имеешь в виду миссионерства? Ну, вероятно, не было бы иезуитов, без которых трудно представить католическую миссию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 2 ноября, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 И это тоже. И доступность Писания, например, и желание спасения ближнему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Католики всегда желали спасения ближнему. А насчёт доступности Писания - соглашусь. Ещё усилилась социальная деятельность Церкви. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 За доступность Писания надо всё же благодарить не Лютера, а Гутенберга. Сразу скажу, что это неправда, будто до Реформации Библию не переводили на т. наз. "народные языки". Да, не было отношения к любому переводу как к точной передаче оригинала, они рассматривались скорее как вспомогательные средства для толкования. Только утвержденный Церковью латинский перевод - Вульгата - можно было использовать в богословской дискуссии наравне с греческим и древнееврейским текстами; и это глубоко правильно, поскольку кто их знает, этих переводчиков, что они там напереводят (говорю как переводчик :-)). Но сами переводы вполне себе существовали - при том, что плюс-минус любой грамотный человек читал прежде всего на латыни. А что мы понимаем под "социальной деятельностью"? Благотворительность? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 (изменено) Прежде всего Реформация стимулировала дальнейшее развитие католического богословия (Тридентский собор), а также способствовала появлению некоторых новых форм благочестия, таких как культ Сердца Иисуса. Что касается богословия, то в принципе появление любой масштабной ереси приводит к выработке более точных догматических формулировок. Можно сказать, что и здесь Господь обратил зло во благо. Изменено 2 ноября, 2015 пользователем Владимир М. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 А что значит в плане благовестия? Ты имеешь в виду миссионерства? Ну, вероятно, не было бы иезуитов, без которых трудно представить католическую миссию. Те же люди реализовали бы себя в других орденах и в других условиях. Прежде всего Реформация стимулировала дальнейшее развитие католического богословия (Тридентский собор), Говорят (с), за Тридентскую унификацию тоже нужно благодарить в первую очередь Гутенберга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Я тоже передала бы все лавры Гутенбергу.Включая распространение лютеранства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Юрий Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Интересно, если бы не было реформации, как бы развивалась церковная история? Как вы думаете, протестантизм как-то повлиял на католичество в плане благовестия?Интересно, а есть ли книги в жанре "альтернативной истории", основывающиеся на таком варианте? Где действие происходит в мире, в котором Реформации не было? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Говорят (с), за Тридентскую унификацию тоже нужно благодарить в первую очередь Гутенберга. Ну, so-so. С одной стороны, вряд ли она была бы возможна без Гутенберга; с другой - вряд ли была бы необходима без Лютера. Ведь булла "Quo primum" ликвидировала богослужебный "плюрализм" только за предшествующие 200 лет (то есть, выходит, с 1357 года - ну, с запасом взяли), а все обычаи более древнего времени оставляла в неприкосновенности. То есть запрещено было лишь то, что могло содержать в себе следы протестантизма. С другой стороны, практика пошла намного дальше, и, как уже бывало прежде, на местах стали отдавать предпочтение римскому обычаю перед своим локальным, даже если тому было куда больше двух веков. Или вот, например, в католической Англии до Реформации господствовал так называемый Сарумский обряд (от Sarum - Солсбери). Но во время гонений будущие английские священники учились на континенте, там перенимали Римский обряд и с ним же ехали для подпольного служения обратно на острова. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 (изменено) Интересно, а есть ли книги в жанре "альтернативной истории", основывающиеся на таком варианте? Где действие происходит в мире, в котором Реформации не было?Не слишком серьезно, и по теме вскользь. Небольшая зарисовка А. Бушкова "Тиара над Россией". Собственно, данная альтернативная история касается того, что Россия. приняв католичество, поможет Европе раз и навсегда разделаться с лютеранской ересью, и не будет ни "протестантской этики", ни "духа капитализма" и т.д. Изменено 2 ноября, 2015 пользователем Марион Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Юрий Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 не будет ни "протестантской этики", ни "духа капитализма" и т.д.Я все же не соглашусь, что, не будь Реформации и протестантизма, и останься вся Европа католической, то не возник бы воспетый Максом Вебером "дух капитализма". Ведь либеральная экономика во многом основывается на парадигме номинализма, который был реакцией на аристотелевский томизм в рамках вполне себе католических университетов. Одним из ранних теоретиков денежной экономики был номиналист Буридан (Сорбонна, 1-я половина 14 в. - т.е. за двести лет до Лютера), а очень либеральная австрийская школа экономики (фон Мизес, Хайек...) частично зиждется на трудах католических контрреформаторов - поздних схоластов Саламанкской школы. Да, может быть, "дух капитализма" возник бы немного позже, но все же, я думаю возник бы - другим путем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 не будет ни "протестантской этики", ни "духа капитализма" и т.д.Я все же не соглашусь, что, не будь Реформации и протестантизма, и останься вся Европа католической, то не возник бы воспетый Максом Вебером "дух капитализма". Ведь либеральная экономика во многом основывается на парадигме номинализма, который был реакцией на аристотелевский томизм в рамках вполне себе католических университетов. Одним из ранних теоретиков денежной экономики был номиналист Буридан (Сорбонна, 1-я половина 14 в. - т.е. за двести лет до Лютера), а очень либеральная австрийская школа экономики (фон Мизес, Хайек...) частично зиждется на трудах католических контрреформаторов - поздних схоластов Саламанкской школы. Да, может быть, "дух капитализма" возник бы немного позже, но все же, я думаю возник бы - другим путем. Юрий, а в Венеции в позднем и среднем средневековье был "дух капитализма"? Они там были довольно набожными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Юрий Опубликовано 2 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2015 Юрий, а в Венеции в позднем и среднем средневековье был "дух капитализма"? Они там были довольно набожными.Этого я не знаю: надо смотреть, на каких принципах основывалась их экономика... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 3 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2015 а в Венеции в позднем и среднем средневековье был "дух капитализма"? Они там были довольно набожными.Капиталистические отношения существовали задолго до Нового времени и Реформации. И в эпоху античности, и в итальянских городах-коммунах. Были они и в общинах наших староверов. Но речь идет именно о духе капитализма, который сумел приобрести глобальное значение и корни которого по Веберу уходят в т.н. "протестантскую этику". Вот и вопрос, приобрел бы он то значение, которое приобрел, не будь Реформации и последующей ей специфики. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
den Опубликовано 3 ноября, 2015 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2015 Не слишком серьезно, и по теме вскользь. Небольшая зарисовка А. Бушкова "Тиара над Россией". Собственно, данная альтернативная история касается того, что Россия. приняв католичество, поможет Европе раз и навсегда разделаться с лютеранской ересью, и не будет ни "протестантской этики", ни "духа капитализма" и т.д.И останется "дух феодализма"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 3 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2021 Жалко, что история не знает сослагательного наклонения... Я думаю, с доступностью чтения Библии на родном языке возросли всякие ереси и умножились.Так что, это палка о двух концах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Доступность Библии на родном языке не имеет отношения к протестантизму. Католические учёные перевели Библию на все языки мира. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гостья Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Жалко, что история не знает сослагательного наклонения... Я думаю, с доступностью чтения Библии на родном языке возросли всякие ереси и умножились.Так что, это палка о двух концах. А если читать не на родном языке, то ересей не возникнет, потому что лучше понимать будут? Лучше конечно знать язык оригинала в совершенстве, но многим ли это доступно? Учитывая что Писание писалось на разных языках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Тамара, иным лучше вообще не читать Библию, а слушать её в Церкви с толкованием священника. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Тамара, иным лучше вообще не читать Библию, а слушать её в Церкви с толкованием священника.Именно так. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гостья Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Тамара, иным лучше вообще не читать Библию, а слушать её в Церкви с толкованием священника. А где гарантия, что священник толкует правильно? Даже в первые века у Отцов Церкви не по всем вопросом был достигнут консенсус. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Священник всегда толкует Слово в соответствии с учением Церкви. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Священник всегда толкует Слово в соответствии с учением Церкви.По крайней мере, должен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 4 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 4 июля, 2021 Ну да. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти