Перейти к содержанию

XIV Далай-Лама


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Мой вопрос предельно прост: как присутствующие здесь католики, христиане других конфессий и все остальные люди доброй воли относятся к фигуре господина Тенцина Гьятцо (урожденного Лхамо Дондупа), он же нынешний (Четырнадцатый) Далай-Лама.

Ясно, что для ламаистов он - перевоплощение бодхисатвы Авалокитешвары и все такое. Также ясно, что для многих тибетцев в изгнании он - политическая фигура, символ былой независимости Тибета и т.д.; в этом я их понимаю и всецело уважаю их позицию. Но меня интересует взгляд христиан на него не как на символ Тибета, а именно как на религиозного деятеля мирового масштаба.

Я понимаю, что для либерал-секуляристов и многих атеистов Далай-Лама является чем-то наподобие милой плюшевой панды. Он представитель религии - но религии как бы очень либеральной и толерантной: тут тебе и возможность прожить жизнь заново путем реинкарнации, и разнообразие духовных путей, и толерантность даже к демонам (переделанным в "гневных божеств"). К тому же сам Тенцин Гьятцо вполне толерантно относится к ЛГБТ-идеологии и абортам.

А что думаете вы, дорогие форумные братия и сестры?

Как вы относитесь к восхищению многих католиков Далай-Ламой?

Что вы думаете о решении Папы Франциска не встречаться с ним?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я это, например, вот к чему. Я знаю в Латвии одного политика местного значения, который называет себя "неотамплиером и масоном", открыто говорит о себе как о члене масонской ложи. Несколько лет назад он организовал в Риге международную масонскую конференцию на тему "как бороться со зловредным влиянием Католической Церкви". При этом в соцсетях он постоянно пишет о своем восхищении и верности "Его Святейшеству Далай-Ламе", выставляет картинку Далай-Ламы в своем профиле и т.д.

Да а во Франции воинствующие секуляристы громко протестовали против визита Папы, а насчет визита Далай-Ламы - молчание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К тому же сам Тенцин Гьятцо вполне толерантно относится к ЛГБТ-идеологии и абортам.

А об этом что-то говорится в каких-либо традиционных библейских текстах? Считается ли это грехом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня больше волнует увлечение католиков буддийскими практиками.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

во Франции воинствующие секуляристы громко протестовали против визита Папы, а насчет визита Далай-Ламы - молчание.

Если бы во Франции большинство составляли буддисты, то они тоже протестовали бы. :) А так-чего напрягаться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.

Ясно, что для ламаистов он - перевоплощение бодхисатвы Авалокитешвары и все такое.

Что вы думаете о решении Папы Франциска не встречаться с ним?

Он отказался от своей божественности. Папа всё сделал правильно, благополучие китайских католиков важнее встречи с одним буддистом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно, что для ламаистов он - перевоплощение бодхисатвы Авалокитешвары и все такое.

 

У меня, кстати, такое впечатление, что он сам не шибко в это верит. С официального сайта (цитата, видимо, по автобиографии:

 

"Считается, что Его Святейшество является реинкарнацией каждого из предшествующих тринадцати Далай-лам Тибета (первый родился в 1351 г. н.э.), которые в свою очередь считаются проявлением Авалокитешвары, или Ченрезига, Бодхисаттвы сострадания, держащего белый лотос. На самом деле, он — семьдесят четвертое проявление Ченрезига в линии преемственности, которая берет начало от мальчика-брахмана, жившего во времена Будды Шакьямуни. «Меня часто спрашивают, действительно ли я верю в это, — пишет Его Святейшество. — Ответ дать непросто. Но в возрасте 56 лет, обдумывая свой опыт в настоящей жизни, я, будучи буддистом, без труда соглашаюсь с тем фактом, что духовно связан как со всеми тринадцатью предшествующими Далай-ламами, так и с Ченрезигом и с самим Буддой Шакьямуни»."

 

В каком-то интервью он, отвечая на тот же вопрос, говорил, что чувствует "особенную близость" с такими-то и такими-то из своих предшественников (а с другими, вероятно, нет), т. е. тоже не дал прямого ответа.

 

Что вы думаете о решении Папы Франциска не встречаться с ним?

 

Тут дело такое, что я отношусь к этому решению неоднозначно. С одной стороны, я в принципе не вижу смысла во всех этих протокольных встречах с высокопоставленными язычниками. С другой - никто в Ватикане особо и не скрывал, что отказ от ранее запланированной встречи - это радостный прогиб под пекинский коммунистический режим. С третьей - учитывая, что в заложниках у КНР находятся сотни тысяч, если не миллионы, китайских католиков, может быть, и разумно было бы не провоцировать очередную волну репрессий ради пары экуменических селфи и строчки-другой в папском твиттере.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К тому же сам Тенцин Гьятцо вполне толерантно относится к ЛГБТ-идеологии и абортам.

А об этом что-то говорится в каких-либо традиционных библейских текстах? Считается ли это грехом?

 

Вы про библейские или про буддиские спрашиваете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы про библейские или про буддиские спрашиваете?

Про буддийские, конечно. Пардон за опечатку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про буддийские, конечно. Пардон за опечатку.

Вот это вопрос сложнейший, так как этих текстов - целый далай (то есть океан). Думаю, тут надо спрашивать у самих буддистов - но, разумеется, не у неграмотного крестьянина из Ладакха или Амдо, а у старого ученого ламы. Или, по крайней мере, у университетского профессора - специалиста по буддизму.

Не следует забывать и то, что мировой буддизм вообще-то бывает двух основных видов: теравада и махаяна, от которой отпочковалась ваджраяна. Отношение в этих вертвях вполне может быть и разным...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так все-таки, по мнению Далай-ламы, гомосексуальные отношения недопустимы, но только для буддистов, типа остальным можно. https://www.sfgate.com/news/article/Dalai-Lama-Speaks-on-Gay-Sex-He-says-it-s-wrong-2836591.php

А Тхеравада к гомосексуализму относится терпимо, и является грехом в тех же случаях, что и гетеросексуальные отношения: прелюбодеяние, насилие и т.п. См. https://www.buddhanet.net/homosexu.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что думаете вы, дорогие форумные братия и сестры?

 

Ну вообще-то, главнее, что и думают и как к нему относятся российские укоренённые буддисты (Тыва, Бурятия, Калмыкия) - а я просто уважаю их выбор и их позицию. Вообще удивлён и восхищён подвигом Итигэлова (много об этом написано). В общем не всё так просто; и да простят мне фанатичные католики - ещё не известно кто более праведен в реальной повседневной жизни: буддист или католик.

 

Как вы относитесь к восхищению многих католиков Далай-Ламой?

 

Спокойно. Частное мнение надо уважать.

 

Что вы думаете о решении Папы Франциска не встречаться с ним?

 

Не доволен. Св. Иоанн Павел II так бы не поступил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем не всё так просто; и да простят мне фанатичные католики - ещё не известно кто более праведен в реальной повседневной жизни: буддист или католик.

Вопрос поставлен совершенно и вопиюще бессмысленно. Это то же самое, что сказать: "ещё не известно кто более праведен в реальной повседневной жизни: один человек или другой человек". Сравнивая состояние буддистов и католиков, важно не то, "кто более праведен". Есть негодяи среди католиков и есть добрые люди среди буддистов. И католик может попасть в ад, и буддист, не по своей вине не познавший Христа, по величайшему милосердию Божию имеет шанс спастись (разумеется, тоже через Христа, а не как иначе). Важно то, какими средствами для спасения своей души в Вечности располагает один и другой.

Это как два человека, идущие по пустыне; у одного в кармане болтается один-единственный перочинный ножичек, а у другого полный комплект для выживания плюс запас воды и пищи на долгое время. Который из них имеет больший шанс выжить?

У буддиста, как и у любого другого язычника, есть лишь одно-единственное средство - заложенный неведомым ему Богом в его сердце общечеловеческий естественный закон, говорящий через совесть и позволяющий различать добро и зло. Об этом законе писали Цицерон ("recta ratio") и св. Апостол Павел. Это уже хорошо - но этого мало. Ибо этот закон, как любой механизм, частенько заедает и дает сбои - особенно если его не подпитывать живительным маслом Истины.

Католик имеет святое Крещение, смывшее первородный грех и сделавшее его сыном Божиим по благодати (кстати, напомню, что часто слышимое выражение "буддисты и мусульмане тоже дети Божии" - некорректно, ибо так можно называть только крещеных). Он имеет другие наделенные колоссальной силой Таинства, особенно Покаяние, Миропомазание и Соборование. Он, наконец,знает истину о Боге, грехе, Вечности и спасении. У него есть Священное Писание и Предание, по которым он может сверять и настраивать свою внутреннюю совесть, как мы сверяем и настраиваем свои наручные часы по точным атомным часам. Ну, и самое-самое главное - мы имеем возможность вкусить Плоть и Кровь Самого Бога для оставления грехов и жизни вечной.

У буддиста ничего этого нет, поэтому он находится в заведомо более уязвимом положении, и ему объективно намного труднее обрести спасение своей души. Тот факт, что многие буддисты по жизни лучше, чем многие католики, в этом смысле является очень слабым утешением.

 

Спокойно. Частное мнение надо уважать.

Ничего подобного. Разве частные мнения, скажем, про евреев, высказанные в "Майн Кампф", тоже надо уважать?

Нет никакой моральной обязанности уважать чужие частные мнения, особенно если они заведомо ложны. :) Вот что надо уважать (причем без исключений) - это человеческое достоинство другого человека, даже если он Ваш непримиримый оппонент. Eсли мой собеседник несет полную чепуху, я не обязан питать какое-либо уважение к его чепухе. А вот к нему самому, такому же созданному по образу и подобию Божию человеку, как я - обязан.

 

Не доволен. Св. Иоанн Павел II так бы не поступил.

Боюсь, что многие неоднозначные поступки св. Иоанна Павла II имели не столько духовную, сколько политическую подоплеку, основанную на борьбе с коммунизмом. В частности, и встречи с Далай-Ламой, и нежелание сразу прикрыть Меджугорскую лавочку, по-моему, вписываются в этот контекст. Но, слава Богу, мы его любим не за это, и не за это его причислили к лику святых. :)

Изменено пользователем Юрий
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вне зависимости от причн, побудивших Папу отказаться от встречи с далай-ламой (а О-М вкратце их обрисовал), мне приятно, что Понтифик решил не встречаться с верховным языческим жрецом. Смысл в такой встрече может быть только один - католическая миссия. Не думаю, что она стояла на повестке дня встречи.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой вопрос предельно прост: как присутствующие здесь католики, христиане других конфессий и все остальные люди доброй воли относятся к фигуре господина Тенцина Гьятцо (урожденного Лхамо Дондупа), он же нынешний (Четырнадцатый) Далай-Лама.

Ясно, что для ламаистов он - перевоплощение бодхисатвы Авалокитешвары и все такое. Также ясно, что для многих тибетцев в изгнании он - политическая фигура, символ былой независимости Тибета и т.д.; в этом я их понимаю и всецело уважаю их позицию. Но меня интересует взгляд христиан на него не как на символ Тибета, а именно как на религиозного деятеля мирового масштаба.

Я понимаю, что для либерал-секуляристов и многих атеистов Далай-Лама является чем-то наподобие милой плюшевой панды. Он представитель религии - но религии как бы очень либеральной и толерантной: тут тебе и возможность прожить жизнь заново путем реинкарнации, и разнообразие духовных путей, и толерантность даже к демонам (переделанным в "гневных божеств"). К тому же сам Тенцин Гьятцо вполне толерантно относится к ЛГБТ-идеологии и абортам.

А что думаете вы, дорогие форумные братия и сестры?

Как вы относитесь к восхищению многих католиков Далай-Ламой?

Что вы думаете о решении Папы Франциска не встречаться с ним?

 

Попробую ответить, как "христианин другой конфессии" :)

 

Насколько я понял, Ваш вопрос - не только об отношении к Далай Ламе XIV, но и о буддизме вообще. Меня, как, думаю, и других, высказывавшихся в этом треде, порой раздражает отношение к буддизму немалого числа западных (да и российских) интеллигентов, которые не просто с неофитским пылом кидаются в буддизм, но при этом еще демонстрируют острую неприязнь и высокомерие по отношению к христианству (высокомерие это, конечно, основано на невежестве - легко считать глупой и примитивной веру, с которой знаком на уровне воскресной школы для детей, или не знаком вовсе). Но было бы несправедливо сам буддизм, как таковой, обвинять в глупости поверхностных людей.

 

ИМХО, для того, чтобы говорить о диалоге между христианами и буддистами, нужно осознать одну вещь - буддизм не является аналогией "авраамических" религий. Не является он и "языческой религией". Ближайший аналог (не по содержанию учений, а по целям, по способам обоснования, и т.п.) буддизма в средиземноморском и европейском мире - неоплатонизм. Будда - не конкурент Христа, потому что он - конкурент Сократа. Роль религии буддизм стал играть, на самом деле, потому, что заполнил собой вакуум в тибетской и дальневосточной культуре - христианства-то там в период распространения буддизма не было.

 

Собственно религиозное в буддизме я считаю несостоятельным - иначе бы я был не христианином, а буддистом. Достижение нирваны - это, ИМХО, не спасение, а очередная иллюзия, подлинное же спасение - в принятии мира от Христа, следовании за Христом и уподоблении Ему. В этом отношении христианам у буддистов учиться нечему.

 

Однако в буддизме есть чрезвычайно много полезного с точки зрения понимания того, чем является эмпирически данный мир, эмпирически данный человек, и с точки зрения обучения аскетике. Я думаю даже, что христианство гораздо более бы выиграло, если бы училось логике, философии, психологии у буддистов, а не у эллинских философов.

 

Так что я очень позитивно отношусь к Далай Ламе XIV хотя бы потому, что он предлагает разграничивать буддистскую науку (в первую очередь, это психология), буддистскую философию, и собственно буддистскую религию. По вопросам философии и психологии общение с традиционными буддистскими учеными должно быть, я думаю, крайне интересно и для ученых, и для философов, и для религиозных деятелей, и для всех "людей доброй воли" Запада.

 

Да, кстати, "толерантность" буддизма в вопросах нравственности - это очень сильное преувеличение. Прелюбодеяние вполне себе входит в число "неблагих деяний". Да и реинкарнации для буддизма - источник не столько надежды, сколько ужаса.

 

Что касается Папы Франциска, то его отказ встречаться с Далай Ламой продиктован, разумеется, чисто политическими причинами. Не будучи римским католиком, не берусь оценивать, правильно ли это, или неправильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ближайший аналог (не по содержанию учений, а по целям, по способам обоснования, и т.п.) буддизма в средиземноморском и европейском мире - неоплатонизм. Будда - не конкурент Христа, потому что он - конкурент Сократа.

Буддизм в чистом, философском виде, буддизм медитирующего под деревом бо Гаутамы - да, верно. Однако "практический" буддизм и "народный" буддизм, каким мы его видим сегодня в традиционно буддийских странах - именно что языческая религия. Особенно же это видно в тибетском буддизме, где и поклонение разнообразным богам ("лха"), и молитвы им ("монлам"), и молитвенные флажки и молитвенные мельницы, и тонко разработанные ритуалы в храмах ("лхакханг"), и элементы древней языческой религии бон, и жертвоприношения масла ("мар") и пива ("чанг"), и ритуальные танцы под звуки труб, барабанов, литавр и кимвалов, и многометровые "иконы" ("тханка"), и фаллические символы на стенах жилых домов в Бутане... Если это не языческая религия, то что такое языческая религия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ближайший аналог (не по содержанию учений, а по целям, по способам обоснования, и т.п.) буддизма в средиземноморском и европейском мире - неоплатонизм. Будда - не конкурент Христа, потому что он - конкурент Сократа.

Буддизм в чистом, философском виде, буддизм медитирующего под деревом бо Гаутамы - да, верно. Однако "практический" буддизм и "народный" буддизм, каким мы его видим сегодня в традиционно буддийских странах - именно что языческая религия. Особенно же это видно в тибетском буддизме, где и поклонение разнообразным богам ("лха"), и молитвы им ("монлам"), и молитвенные флажки и молитвенные мельницы, и тонко разработанные ритуалы в храмах ("лхакханг"), и элементы древней языческой религии бон, и жертвоприношения масла ("мар") и пива ("чанг"), и ритуальные танцы под звуки труб, барабанов, литавр и кимвалов, и многометровые "иконы" ("тханка"), и фаллические символы на стенах жилых домов в Бутане... Если это не языческая религия, то что такое языческая религия?

 

В тибетском буддизме (кстати, насколько я знаю, Далай Лама XIV предпочитает говорить не о "тибетском буддизме", а о "буддизме в традиции монастыря-университета Наланда") тоже есть сильная философская подкладка. Буддизм Цзонкапы, это, как и буддизм Гаутамы, есть определенная совокупность знаний о человеческом сознании, и техник работы с этим сознанием, с целью очищения от страстей (в этом отношении они достаточно эффективны) и, в конце концов, спасения (только в этом аспекте буддизм становится религией - и как раз здесь он перестает "работать").

 

При этом, выполняя не просто функции религии, но массовой религии, религии народного большинства, буддизм, конечно же, отчасти воспринял ранее существовавшую, а отчасти выработал своеобразную "народную религиозность". И вот эта "народная религиозность" (а для большинства адептов-мирян в странах традиционного распространения буддизм ею начинается и заканчивается), конечно, является чисто языческой по своему характеру. Но ведь и христианская "народная религиозность" (что католическая, что православная, что отличающаяся от них по форме, но тоже существующая, протестантская) тоже далеко не свободна от языческих проявлений. Видимо, это черта любой "народной религиозности".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это не языческая религия, то что такое языческая религия?

Учитывая что сам термин язычество очевидно ругательный и объединяет совершенно разные явления, будет разумно вообще ничего так не называть.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учитывая что сам термин язычество очевидно ругательный и объединяет совершенно разные явления, будет разумно вообще ничего так не называть.

Почему непременно ругательный? Вполне себе синоним политеизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему непременно ругательный? Вполне себе синоним политеизма.

По факту им называли наверное всех иноверцев кроме иудеев. Если как политеизм его использовать то я не понимаю почему император Юлиан политеист, а мы христиане нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По факту им называли наверное всех иноверцев кроме иудеев.

И мусульман, которых средневековые авторы считали еретиками, т.е., представителями экстремальной христианской ереси, - примерно как Свидетелей Иеговы в наше время.

 

почему император Юлиан политеист, а мы христиане нет

Именно потому, что мы не политеисты.

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(кстати, насколько я знаю, Далай Лама XIV предпочитает говорить не о "тибетском буддизме", а о "буддизме в традиции монастыря-университета Наланда")

 

Ну, это может быть вполне логично, поскольку в Тибете ведь много разных буддийских школ.

 

И мусульман, которых средневековые авторы считали еретиками, т.е., представителями экстремальной христианской ереси, - примерно как Свидетелей Иеговы в наше время.

 

По-разному, кстати. Ученые богословы - скорее да, вплоть до известного письма Папы св. Григория VII мусульманскому корольку Мавритании Анзиру (Назиру), где Святой Отец говорит, что мы и мусульмане "unum Deum, licet diverso modo, credimus et confitemur" ("единому Богу, хотя и разным образом, веруем и (Его) исповедуем"). А те, кто был ближе к реальности, данной нам в ощущениях, скорее склонны были называть мусульман paiens, т. е. буквально "язычники", pagani, как в "Песне о Роланде".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-разному, кстати. Ученые богословы - скорее да, вплоть до известного письма Папы св. Григория VII мусульманскому корольку Мавритании Анзиру (Назиру), где Святой Отец говорит, что мы и мусульмане "unum Deum, licet diverso modo, credimus et confitemur" ("единому Богу, хотя и разным образом, веруем и (Его) исповедуем"). А те, кто был ближе к реальности, данной нам в ощущениях, скорее склонны были называть мусульман paiens, т. е. буквально "язычники", pagani, как в "Песне о Роланде".

Ну, я думаю, что "Песнь о Роланде" - это не совсем хороший пример правильного понимания ислама: там отображено представление многих западных христиан о том, что мусульмане-де веруют в "нечестивую троицу", состоящую из Махунда, Термаганта и Аполлиона. Но мы-то знаем, что это не так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно потому, что мы не политеисты.

Забавно, но он в таком случае тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...