Перейти к содержанию

Палама и паламизм


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

 

 

А энергии и воли - это разве одно и то же ?

Природные, о которых и шла речь на 6 вселенском соборе , да.Ипостасные нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А вот имяславие - самый настоящий паламизм. Доведенный до крайности.

Имяславие - это возрожденное евномианство

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или все же при реальном различии два Бога? ;)

Вот именно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы не хотел уходить в дебри гносеологии, Володя. Мне кажется важнее выделить, что именно имел в виду Палама, формулируя постулат о Божественных нетварных энергиях. Присутствие образа Божия в Его творении всё же не означает идентификацию Бога и всех Его проявлений, как мне представляется.

А при чем здесь образ Божий в творении? Ты ведь соотнес паламизм с пантеизмом. Вот и обоснуй, почему отождествление энергий с Богом ведет к пантеизму, если, во-первых, при реальном различии сущности и энергий невозможно говорить о существенном присутствии Бога в творении, во-вторых, те отцы, которые, по-видимому, говорили о существенном пребывании Бога в творении, не факт, что говорили о Его ипостасном присутствии, а в третьих, становится непонятно, как мы можем говорить о вездесущии Бога, считая Его энергии чем-то отличным от Него Самого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие отцы говорили о существенном присутствии Бога в творении? Можно цитату?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие отцы говорили о существенном присутствии Бога в творении? Можно цитату?

Так ты признаешь, что Бог вездесущ? Как ты понимаешь Его вездеприсутствие? А цитату - пожалуйста, в соседней теме я ее уже, кстати, приводил:

 

Дух Святый действовал во-первых в ангельских и небесных силах, в тех, которые первые по Боге и окрест Бога (...) а потом действовал в отцах и в пророках (...) после же сего действовал в учениках Христовых (не скажу во Христе, в Котором Он пребывал не как действующий, но как сопутствующий равночестному), и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена — до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо, или по устроении (Деян. 3, 21), или как иначе должно назвать сие; как показывает первое очищение от болезней и духов, производившееся конечно не без Духа, также по совершении домостроительства дуновение Христово, которое, очевидно, было Божественным дохновением, и, наконец, нынешнее разделение огненных языков, которое и празднуем. Но первое было не ясно, второе явственнее, а нынешнее совершеннее; ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и, как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух.

(Свт. Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Володя, опять не о том.

Естественно, при сошествии огненных языков существенно присутствовал Св. Дух. Но св. Григорий не утверждает и не может утверждать, что Бог существенно находится в каждом своём творении. Если говорить, что Бог существенно присутствует, скажем, в дереве, то от этого можно прийти к выводу, что дерево - это бог. И т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если говорить, что Бог существенно присутствует, скажем, в дереве, то от этого можно прийти к выводу, что дерево - это бог. И т.д.

А как быть с причащением? Христос как, существенно соединяется с причастниками или нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как быть с причащением? Христос как, существенно соединяется с причастниками или нет?

Христос существенно присутсвует в Своём Теле. Но, прости, дерево или стол - это не Его Тело (прости , Господи!)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Христос существенно присутсвует в Своём Теле.

Я тебя не о том спрашиваю. Я спрашиваю, соединяется ли Своей Божественной сущностью Христос с тем, кто принимает Его Тело и Кровь в таинстве причащения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я тебя не о том спрашиваю. Я спрашиваю, соединяется ли Своей Божественной сущностью Христос с тем, кто принимает Его Тело и Кровь в таинстве причащения.

Объясни сначала что ты имеешь в виду под этим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имею в виду, что, причащаясь, христианин соединяется со Христом.Возникает вопрос, каким образом человек становится причастным Божеству. Соединяется ли с ним Бог существенно, в энергиях, реально отличных от Божественной сущности или еще каким-то образом. Если Христос соединяется с человеком по Своему Божеству существенно (а это наиболее, полагаю вероятный вариант ответа с твоей стороны, поскольку ты как католик вряд ли станешь говорить о причаствуемости лишь энергий, отличных от сущности), то почему же человек не становится при этом Богом? Наверное, в виду онтологического различия между тварным и нетварным, а значит, и ограниченной причаствуемости сущности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек не становится Богом потому, что Бог не клонирует себя. И Цель причащения иная.

Но я понимаю твой пример. Каким образом мы становимся причастными Божеству - мы не знаем. Эта тайна от нас сокрыта, попытки механистического объяснения мне представляются излишними и даже в чём-то кощунственными. Не потому, что мы оскорбляем величие Божие, а потому, что мы очень мало знаем об этих механизмах. И каждое объяснение нуждается в томах объяснений объяснений. Вот св. Палама высказал идею о нетварных энергиях, и после этого паламисты и неопаламисты исписали тома, объясняя, что он имел в виду и что они имеет в виду под тем, что он имел в виду.

Что это даёт уму и сердцу?

Чем это важно для спасения?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты признаешь, что отождествление энергий с Богом не ведет к пантеизму? Твое предположение тем более абсурдно, что католическое богословие признает различие сущности и энергий чисто мыслимым.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаю. Может, и не ведёт, а может и ведёт.

На примере нынешних паламистов мы видим, что скорее ведёт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаю. Может, и не ведёт, а может и ведёт.

Если ведет, то чтобы избежать пантеизма, тебе придется реально различать сущность и энергии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если мы различаем сущность и энергию, то тогда мы не можем сказать, что божественная энергия = Бог. Так?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если мы различаем сущность и энергию, то тогда мы не можем сказать, что божественная энергия = Бог. Так?

Нет, тогда мы не "не можем сказать", а можем не сказать. Однако и Палама, и его последователи тождество признавали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясни подробнее, как из признания тождества не вытекает допущения, что Бог является всем, где Он проявляется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ты признаешь, что Бог вездесущ? Как ты понимаешь Его вездеприсутствие?

Бог вездесущ, поскольку Он - причина, корень и основание всего сущего, и поддерживает все сущее в бытии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясни подробнее, как из признания тождества не вытекает допущения, что Бог является всем, где Он проявляется.

Точно так же, как и без допущения тождества энергий и Бога: человек, причащаясь, не становится четвертой ипостасью Троицы. Это объясняется непреодолимым расстоянием между тварным и нетварным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бог вездесущ, поскольку Он - причина, корень и основание всего сущего, и поддерживает все сущее в бытии.

Вопрос не в этом, а в том, что означает Его вездесущеие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом и ответ на вопрос - что Он все сотворил, и хотя все поддерживает в существовании, не сводится ни к одному из своих творений. Он наполняет все сущее силой Своего действия, но не Своей "размещенностью" где бы то ни было.

 

С "точки зрения творений" действие Бога может конечно, распадаться на многичисленные "энергии", согласно многочисленным творениям, но с необходимостью воспринятые в тварном модусе, они имеют и тварный вид, хотя и выдают присутствие Самого Бога. С "точки же зрения Бога" все это есть единый акт Его сущности. Самое несуразное - полагать многочисленные "энергии" в Боге как таковом, поскольку они могут обозначаться лишь в модусе тварного восприятия.

 

Я бы предложил такую формулу: энергии (и Фаворский свет в частности) есть Бог по содержанию, но тварное по виду, по образу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С "точки же зрения Бога" все это есть единый акт Его сущности.

Верно. Томистский тезис, но я не вижу причин православному с ним не согласиться.

 

Я бы предложил такую формулу: энергии (и Фаворский свет в частности) есть Бог по содержанию, но тварное по виду, по образу.

Вообще, энергия не субстанциальна, поэтому с точки зрения схоластического богословия вопрос о ее тварности/нетварности не вполне корректен. Но если уж и давать ответ на этот вопрос. то именно в предложенном Вами ключе: энергии одновременно тварны и нетварны.

 

В этой связи хотелось бы привести мнение известного современного русского патролога А.Г. Дунаева:

 

Относительно паламизма. Во-первых, я уже писал, что признаю все догматы Конст. Собора 1351 г. и формулы Синодика, хотя формально я не обязан этого делать, ибо КНП Соборы были поместными и никогда не признавались вселенскими (об этом писал даже вл. В. Кривошеин), а с формально-юридической и фактической точек зрения с богословской рецепцией этого Собора связан ряд больших трудностей (кстати, гораздо бОльших, нежели чем с рецепцией Собора 1691 г.). Во-вторых, ситуация богословски совершенно нормальная, когда принятые формулировки должны получить дальнейшие истолкования. С паламизмом этого сделано не было. Мои главные толкования паламитских формулировок (под которыми я понимаю не учение свт. Григория Паламы, которое менялось и в котором много неясностей, а догм. формулировки Соборов) следующие:

 

а) отличие сущности от энергий в Боге ad intra НЕ РЕАЛЬНОЕ, А МЫСЛИМОЕ (можно формулировать еще точнее и ближе к Геннадию Схоларию и Сильвестру Малеванскому: distinctio formalis cum fundamento in re, т. е. не безосновательное, чисто воображаемое, различие, flatus vocis, но которому отвечает некая действительность);

 

б) Бож. сущность (природа) является (совершенно) НЕПРИЧАСТВУЕМОЙ САМА ПО СЕБЕ, как таковая, но ПРИЧАСТВУЕМА ЧЕРЕЗ ЭНЕРГИИ (и со своими энергиями);

 

в) Фаворский свет является нетварным в такой же степени, в какой нетварным был и Иисус Христос, и в такой же степени он (свет) тварен (и именно поэтому он может быть видим как духовным зрением, так и тварными очами). Напомню, что в догматических формулировках не уточнено, что нетварный Фаворский свет является АБСОЛЮТНО И ТОЛЬКО НЕТВАРНЫМ -- то есть, что В НЕМ НЕТ АБСОЛЮТНО НИЧЕГО ТВАРНОГО. Я принимаю формулировки в свете communicatio idiomatum, согласно которому (взаимообщению свойств) мы можем называть Богочеловека равно и нетварным, и тварным. Анафема была провозглашена тем, кто считал Фаворский свет (ТОЛЬКО) тварным -- ко мне это не относится, ибо я согласен, что он нетварен.

 

Итак, никто не вправе требовать от меня (и от кого бы то ни было) признания паламизма вообще (хотя я его признаю), о котором ни слова нет ни в крещальном Символе веры, ни в постановлениях Вселенских Соборов, ни в катихизисах (официально принятых РПЦ), ни в классических догматиках, ни в современном богослужении РПЦ (уже много веков соотв. формулировки Синодика убраны, да и до того они имели хождение в своем целостном виде только в нескольких изданиях Постной Триоди наряду с хождением совсем других Синодиков), и уж тем более не имеет права навязывать мне те новомодные модернистские интерпретации (в духе В. Н. Лосского — его понимание учения об энергиях у каппадокийцев, у Пс.-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника уже подвергалась серьезной академической критике), которые меня не устраивают с богословской точки зрения — до того, как паламитское богословие не будет принято и истолковано на официальном церковном (Соборном) уровне (РПЦ и Вселенском). В современной общецерковной ситуации и при (лишь временно, надеюсь) недостаточном уровне богословского образования и догматической мысли в РПЦ (когда основная масса людей, и даже преподаватели, приобщается к православному богословию не через первоисточники, а через их интерпретацию в трудах представителей «парижской богословской школы» или их гораздо менее талантливых эпигонов) ждать такого истолкования придется, видимо, еще очень долго. А до того имеющиеся проблемы могут и должны исследоваться — в том числе (и прежде всего) на академическом уровне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно так же, как и без допущения тождества энергий и Бога: человек, причащаясь, не становится четвертой ипостасью Троицы. Это объясняется непреодолимым расстоянием между тварным и нетварным.

Мы не говорим ни о каких энергиях при причащении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...