Перейти к содержанию

Нарушение поста


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вчера была суббота. Вы в субботу поститесь?

нет, я про пятницу. но скорее всего я то сообщение уже после полуночи писала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... даем возможность людям - самим или с помощью духовника - выбирать себе более существенные упражнения, посильные, но уж тогда исполнять задуманное и к тому же приобретать сверхдолжные заслуги.

Разве на форуме не писали где-то, что Католическая Церковь всегда говорит только о сверхдолжных заслугах святых и всегда во множественном числе? Поэтому я немало удивлен написанному Вами: выходит, можно говорить о моей личной отдельно взятой сверхдолжной заслуге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

выходит, можно говорить о моей личной отдельно взятой сверхдолжной заслуге.

 

Вашей - не знаю... А моей - точно можно :lol: .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так, по обычаю от воздержания свободны больные, путешествующие за пределами своего города и т. п.

С путешествующими не все так ясно, ввиду того, что Папа осудил вот это мнение (см. старт-топик): "Совершенно освобождаются от обязанности поститься путешествующие верхом, каким бы образом они ни предпринимали путешествие, даже если это путешествие не является необходимым, и даже если они совершают его в один день".

 

В связи с этим всякая диспенсация путешествующим в наше время может показаться не уместной, поскольку сейчас путешествия совершаются в куда более комфортных условиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

К слову: перевел вот заметку из "Католицького Оглядача" с сайта львовской Святодуховской семинарии.

 

- - -

 

В последнее время появилось очень много различных церковных календарей и статей в печатных и интернет-изданиях, касающихся правил поста в Украинской Греко-Католической Церкви. Очень часто эти предписания кардинально разнятся между собой и вносят среди верных дезориентированость. Предлагаем вниманию читателей список постных дней в УГКЦ в том виде, в каком они размещены в официальном «Благовестнике Верховного Архиепископа УГКЦ». Это именно те предписания касательно поста, которые обязывают верных УГКЦ. Всё прочее является проявлением самодеятельности частных лиц, а не церковными постановлениями.

 

Извлечение из издания «Благовісник Верховного Архиєпископа УГКЦ (1966 р. Б.)»:

 

Постные дни в УГКЦ – следующие:

 

1) К воздержанию от употребления мясных блюд – во все пятницы всего года, за исключением загальниц [сплошных недель] и выпадающих на пятницы дней Господних и Богородичных праздников. В эти дни разрешается употреблять молочные блюда.

 

2) К воздержанию от мясных и молочных блюд – в первый день Четырехдесятницы, т. е. Великого поста, и в Великую Пятницу.

 

3) К воздержанию от мясных блюд и к посту, т. е. воздержанности в количестве пищи: в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в следующие праздники: Воздвижения Честного Креста и Усекновения Честной Главы св. Иоанна Крестителя. Разрешенное количество пищи в эти дни ограничена одноразовой трапезой досыта (блюда с молоком или без молока) с дополнительным скромным подкреплением соответственно местным обычаям.

 

4) Церковь обязывает: к воздержанию от мясных блюд – детей, завершивших 14-й год жизни; а к посту – всех, кто завершил 21-й год жизни и вплоть до завершения 59-го года жизни.

 

5) Исключения из этого закона: больные душевно и телесно, кормящие матери, а также те, кто не вполне распоряжается своей персоной ввиду принятых на себя обязательств.

 

6) Епископы, отцы [приходские] настоятели и исповедники могут при необходимости уделять диспенсации от этого закона в соответствии с нашим обрядом.

 

7) Освобождены от поста:

 

a) нищие, живущие милостыней;

b ) больные и немощные, восстанавливающие здоровье;

c) беременные женщины и матери, кормящие младенцев грудью;

d) тяжело работающие;

e) те, кто не может легко достать постной пищи;

f) люди, окончившие 59 лет жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О как. Впервые слышу, что от постов освобождают по старости. )
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К воздержанию от употребления мясных блюд – во все пятницы всего года, за исключением загальниц [сплошных недель]

А Масленица (Сырная седмица) относится к сплошным?

 

и выпадающих на пятницы дней Господних и Богородичных праздников.

Любых, даже не двунадесятых или великих, таких как Положение пояса Богородицы во Влахерне (31 августа ст. ст.)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О как. Впервые слышу, что от постов освобождают по старости. )

 

В Москве перед Постом священники всегда говорят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quod scripsi, scripsi. Освобождение от поста "по старости" по завершении 59-го года жизни - норма латинского канонического права, вероятно, в нормативы УГКЦ она перекочевала оттуда. Про загальницы не скажу, не знаю (я вообще узнал это слово, как и "сплошная седмица", в процессе перевода), но сдается мне, что Масленица - это то же самое, что седмица после недели о мытаре и фарисее, а значит, загальница. Собственно, со ссылкой на Римский епископский синод УКГЦ того же 1966 года находим следующий список загальниц:

 

1. Від Христового Різдва до навечір'я Богоявлення.

2. Від неділі Митаря й Фарисея до неділі Блудного Сина.

3. Від неділі Пасхи до Томиної неділі.

4. Від Зіслання Святого Духа до неділі Всіх святих.

 

Собственно, https://www.cerkiew.net.pl/Wiadomosci/wiadomoscjedna.php?polaczenie=wiad_1422743719&cerkiew=cerkiew

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сдается мне, что Масленица - это то же самое, что седмица после недели о мытаре и фарисее, а значит, загальница. Собственно, со ссылкой на Римский епископский синод УКГЦ того же 1966 года находим следующий список загальниц:

И Масленицы в их числе нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Масленицы в их числе нет.

 

А, ну да. Я думал, "від неділі Митаря й Фарисея до неділі Блудного Сина" - это и есть Масленица, а потом понял, что нет. У этой загальницы, кстати, есть забавная история: согласно цитируемой мною книге (o. Катрій Юліян ЧСВВ, Пізнай свій обряд. — Львів: Свічадо, 2004), "Головна її причина це постійне ворогування греків і вірмен, яких греки вважали за єретиків. Вірмени цього тижня постили у п'ятницю й суботу: у п'ятницю — на спомин посту Ниневитян, а в суботу — в пам'ять святого Сергія Стратилата. Греки у своїй ненависті до вірмен навіть видумали байку, нібито вірмени постять того тижня в суботу в пам'ять пса Арцивурія, якого єпископ Сергій нібито посилав перед собою до кожної місцевости, куди сам мав прийти, і того пса з'їли вовки. Тому, щоб не мати нічого спільного з постом вірмен, греки ввели цього тижня загальницю. Другим мотивом цієї загальниці є те, що свята Церква, приготовляючи вірних до Великого посту, дозволяє вживати м'ясні страви цілий тиждень наче наперекір гордому фарисеєві, що хвалився своїм постом двічі в тиждень. І про цю загальницю говорить святий Теодор Студит: "Подібно і в часі тижня підготовного до покути, — каже він, — у якому читаємо святе Євангеліє про митаря і фарисея, дозволяється на всякого роду страви, як це ми прийняли від наших святих Отців, що були перед нами, щоб у той спосіб знехтувати ту безбожну догму під усяким оглядом нечестивого Петра єпископа вірмен". Причем согласно Уставу Білеческого київського митрополита Георгія (1069-1072), есть мясо в пятницу на этой седмице дозволяется "тільки там, де є вірмени, проти яких ця загальниця була установлена" (к 1966 году епископский синод УГКЦ, вероятно, не рассчитывал уже найти где-либо на земле место, где армян нет).

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Масленицы в их числе нет.
А, ну да. Я думал, "від неділі Митаря й Фарисея до неділі Блудного Сина" - это и есть Масленица, а потом понял, что нет...

так логично и не может быть "загальниці" (когда разрешено употреблять в пищу и мясо в постные дни) после Мясопустного воскресенья (carne vale). А Маслянная (у нас называют "запусты") в Церкви - имхо старание Церкви (как там "совет политикам" Жванецкого "не сумел предотвратить - возглавь!") дать правильное напрямление народным обычаям. Как с январскими "календами" (Рождество), например.

С уважением, о.Олег

Изменено пользователем о.Олег
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грех может быть не в том, что человек что-то съест, а в том, что он намеренно нарушит церковные правила. Если кто в пятницу решит, что сегодня четверг, и съест мясное, не будет греха; а если кто в четверг подумает, что сегодня пятница, и всё равно съест мясное - будет грех, хотя на самом деле не пятница, а четверг.

у меня случай был :) - мальчик, который прошол у меня на приходе в деревне Катихизацию, вопрошал о возможности в пятницу вечером проводить дискотеки (начинал так зарабатывать себе на жизнь) в нашем сельском клубе. Аргументировал тем, что в нашем обряде вечером в пятницу уже начинается субота, а значит - можно! :)

(я попросил его быть "судьёй" в этом вопросе: подошли вечером в пятницу к первой встретившейся нам молодой компании, поздоровались и... в разговоре я просто их спросил "какой сегодня день", а все вежливо ответили, что пятница. Вопрос у "судьи" отпал :) )

С уважением, о.Олег

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так грекокатолики едят мясо на Сырной седмице?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так грекокатолики едят мясо на Сырной седмице?

традиционно - нет, не едят. На то мясопустное воскресенье, чтобы перед Пасхой объестся мяс :) Но обязательства (в смысле "ты должен - иначе грех") нет.

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

традиционно - нет, не едят.

Так что, выходит, на Масленицу постятся строже, чем Великим постом? :blink: Ведь в многодневные посты воздержание от мяса приписывается только в понедельник, среду и пятницу. Или на практике постятся строже?

 

Но обязательства (в смысле "ты должен - иначе грех") нет.

В смысле мясо можно есть во все дни Сырной седмицы, кроме пятницы, или и в пятницу тоже?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

традиционно - нет, не едят.

Так что, выходит, на Масленицу постятся строже, чем Великим постом? :blink: Ведь в многодневные посты воздержание от мяса приписывается только в понедельник, среду и пятницу. Или на практике постятся строже?

 

Но обязательства (в смысле "ты должен - иначе грех") нет.

В смысле мясо можно есть во все дни Сырной седмицы, кроме пятницы, или и в пятницу тоже?

на практике, равно как и в теории, всё замыкается на воле человека постить так или иначе. Даже не знаю, как объяснить-то... Припомнился случай обсуждения темы (на Заглобе или здесь - не помню точно) "забирания из католических Святцов праздника Николаю Чудотворцу" (и других), хотя на самом деле он никуда не делся.

Гм...

Просто мы с Вами говорим сразу о двух вещах: о существовании традиционного Поста и о обязанности так поститься. Первое (традиционный Пост без мяса от карнавале и, через маслянную с всеми неделями Поста и Страстную неделю до Пасхи) - существует и все охочие могут так постится.

Ваш покорный слуга именно так и стараюсь.

Припомнилось даже: священник один знакомый уверовал глубоко почувствовал присутствие Бога, когда на его новом приходе (священник в Пост отошол к Господу и он временно по-соседски окормлял верных) перед Страстной Седмицей женщина подошла с просьбой благословить принимать в пищу только воду (весь Пост на хлебе и воде - благословил прошлый священник).

Но, важно: могут не значит, что их (или - меня, например) обязали.

Обязали к минимальному пощению в еде. Остальное - личное пощение. В еде это пощение принимает разные формы. Чаще - именно (традиционно) от мяса. Также часто (мои дети, например) от шоколада/конфет. У меня ещё, например, некоторое время назад была практика отказываться от кофе. Правда... я спать перестал :)

Не знаю, насколько понятно пишу - тоесть: пост никуда не девался со всеми своими традиционными предписаниями. И непоститься - нельзя. Но то - как поститься в еде выбирает верующий (сам и/или по настановлению).

 

Детям моим на Катехитической школе в постное настановление цитируют Св.Иоана Злотоуста:

"Цінність посту полягає не тільки в утриманні від їжі, а й у відмові від гріховних звичок. Бо той, хто зводить свій піст до утримання від м`яса, просто-напросто перетворює його на жарт. Нехай постять не тільки уста, а й око, і вухо, ноги і руки, й усі частини нашого тіла. Руки нехай постять, не тягнучись за багатством. Ноги нехай постять, не біжучи до заборонених розваг. Очі нехай постять, не витріщуючись жадібно на те, що їх приваблює. Найбільш безглузда річ — постити, утримуючись від м`яса, і водночас дозволяти своїм очам живитись тим, що заборонено. Ви не їсте м`яса? То нехай постять і ваші вуха. Для них піст — це заборона дослухатися до наклепницьких чуток. Нехай також постять і уста, не провадячи нечистих розмов. Бо що доброго в тому, що ми утримуватимемось від риби і птиці, але кусатимемо і пожиратимемо своїх братів"

С уважением, о.Олег

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Четверть россиян соблюдают в той или иной степени Великий пост, сообщил известный социолог Михаил Тарусин. "По данным наших ведущих социологических центров, пост соблюдают около 25% от числа опрошенных. Но из них строгий пост держат не более 5-7 процентов. Еще около 15% держат пост частично", – заявил он в эфире программы "Вечность и время" на телеканале "Спас".

 

Примерно таковы же данные "Левада-центра": 20% опрошенных накануне Поста собирались отчасти соблюдать положенные ограничения, 5% намеревались поститься по всем правилам, но только на Страстной, и, наконец, 2% сказали, что будут держать пост все семь недель. За последние 10 лет доля тех, кто в той или иной мере соблюдает налагаемые Постом ограничения, выросла на 5%.

 

Как в свою очередь отметил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, некоторые считают, что пост в пище – "это все отжившее, мало интересное современному человеку, нужно от этого отказаться, главное – быть хорошим человеком, а остальное – ерунда".

 

"Иногда читаешь статьи иных священнослужителей, некоторых православных публицистов, в этих статьях все чаще проводится появившаяся в эмигрантской богословской среде мысль о том, что попытка связать пищу и духовное состояние человека – это чушь какая-то, это устаревшее воззрение, которое не должно быть для современного человека приемлемым", – заявил священник. Он напомнил, что многие святые говорили: "То, что ты ешь, определяет то, как ты думаешь, а телесная чистота в отношениях с другим полом определяется тоже отчасти тем, как ты ешь".

 

Вместе с тем о необходимости некоторых изменений в традиционной практике поста говорят не только те, кто вообще пост считает ненужной обузой. Некоторые критики указывают, что прежде пост означал выбор еды более простой и дешевой, высвобождая время и деньги для более богоугодных целей. Сейчас это не совсем так. Кроме того, современный человек значительно чаще вынужден есть вне дома, не им и не специально для него приготовленную еду – раньше такой проблемы не существовало. Поэтому, заявляют они, следовало бы пересмотреть церковные уставы, и, не отказываясь от поста как от практики, приспособить требования к современности.

 

"Как бы вы прокомментировали данные социологов и слова о. Всеволода? Нуждаются ли, на ваш взгляд, в пересмотре традиционные установления о том, что дозволено и что не дозволено в пост?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодежного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

 

Данные социологов, на мой взгляд, свидетельствуют о том, какая часть общества считает себя православными, придерживается традиционных установлений. Но, возможно, не все эти люди воспринимают пост смысле в духовном.

 

Какие-то коррективы в свое меню постящимся, конечно, можно вносить в связи с имеющимся большим выборов продуктов, с теми климатическими условиями, в которых мы живем. Но пересматривать традиционные церковные уставы, в том числе относительно поста, нельзя. У них тысячелетняя история, и они универсальны. Не соглашусь с теми, кто считает, что сейчас поститься стало труднее – напротив, у нас есть все возможности поститься в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. Сейчас пост, на мой взгляд, даже легче соблюдать, нежели когда мы были ограничены в выборе продуктов, испытывали сложности с продовольственным обеспечением, а что-то и вовсе покупали по карточкам.

 

Не секрет, что некоторые люди воспринимают пост только лишь как диету, считая, что такое ограничение полезно для здоровья. При этом забывают о духовной составляющей Великого Поста. Но, если человек соблюдает пост именно в это время, даже и вне Церкви, это будет полезно все равно, так как направит его и укрепит.

 

Протоиерей Георгий КОЖЕВАТОВ, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске:

 

Почему-то у мусульман проблем с отказом от определенной пищи не возникает. А мы, христиане, хотим, чтобы было "слаще и мягче". Так не получится.

 

Конечно, главное во время Поста – воздержание от злых наклонностей, дурных привычек, пороков, борьба с ними. А "телесный пост" помогает нам в этом. В это время не так одолевают нас страсти. Нам не хочется сердиться, ругаться.

 

Давным-давно сказано: "Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины". У нас есть послабления для больных, немощных, в этом вопросе к каждому человеку индивидуальный подход. Но палку перегибать тоже нельзя. Если мы будем везде делать послабления, отказываться от традиций, мы потеряем смысл, веру, перестанем жить по-христиански.

 

К тому же я не соглашусь, что поститься сейчас стало труднее. Для нашей семьи, напротив, Пост – большая материальная поддержка. Мы существенно экономим на продуктах. А еще и тело становится легким, и мысли делаются более возвышенными, тебя не тянет на плохие поступки. В Пост мы также отказываемся от просмотра развлекательных передач. Как-то не хочется их смотреть, лучше уж почитать книгу.

 

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

 

Действительно, практика поста со временем претерпевает изменения. Не могу согласиться, что раньше поститься было легче, так как люди питались дома. А разве в школах они не ели? И разве путешествия из пункт А в пункт Б совершались быстрее, нежели сейчас? Нет. Люди также находились в поле, на работе, в дороге. А на каких предприятиях были такие условия для приема пищи, как сейчас? Говорить, что раньше было легче, значит, пытаться оправдать свою расслабленность. А современному человеку ограничивать себя действительно тяжело.

 

С тем, что пост претерпел изменения, я согласен. Раньше не было такой информационной активности. Сегодня пост – это не только физическое воздержание, но и отказ от потока информации. Вот это новшество поста действительно нужно отразить в Уставе. И призыв некоторых пастырей отказаться от просмотра новостей на время поста я считаю чрезвычайной полезным в духовном плане деянием.

 

А обсуждение оптимизации, модернизации диетических установлений, я считаю неактуальным. Я еще не встречал людей, которые бы тяготились тем, что не могут найти для себя меру поста. Среди прихожан, с которыми я общаюсь, каждый определяет для себя сам, что он может есть, а что нет. Если, например, их здоровье предписывает каких-то послаблений, их делают. Каждый конкретный вопрос решается в частном порядке.

 

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

 

Важно, чтобы наша внутренняя духовная жизнь, наша религиозность имела и какое-то правильное внешнее выражение. И как раз пост – традиционный, от церковного опыта, опыта жизни миллионов христиан пример воздержания. Можно ли есть мясо, колбасу и при этом оставаться христианином? Конечно, можно. Но возникает вопрос: "если ты не можешь следовать за святыми в малом, во внешнем, что от тебя ждать в дальнейшем"? Внутреннее ведь намного труднее. Еще апостол Павел сказал: "И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего".

 

С другой стороны, мы должны трезво смотреть на вещи, и понимать: монастырский устав Поста, который прописан в наших книгах, не во всем применим для человека работающего. Трудно на тяжелой работе, допустим, практиковать сухоядение, вкушая пищу без масла. Или съедать в день лишь по куску хлеба. Так что не стоит переносить практику монахов, да еще и живших в теплом климате (в Палестине, Египте, на Ближнем Востоке) в наши северные места. Если мне не изменяет память, еще Ломоносов шутливо укорял преподобных Отцов Египетских в том, что они прописали в правилах поста вкушение смоквы, сушеных фиников и прочего, что никогда не росло у нас на севере.

 

Поэтому, думаю, нужно трезво смотреть на вещи, соотносить пост со своими возможностями, советоваться со своим духовником. А что касается того, что в пост нужно есть более дешевую пищу – об этом говорили еще в древности. Кстати, в более ранней практике пост – это полное воздержание от пищи. В общем, нужна золотая середина.

 

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:

 

Данные социологов свидетельствуют: для многих наших сограждан церковный пост – событие немаловажное. Если постится четверть населения, это уже немало. Люди пытаются хотя бы с внешней стороны приобщиться к православной культуре, к религии.

 

Конечно, хотелось бы, чтобы в эти дни больше людей ходило в храмы на исповедь, причастие, задумывалось об изменениях в своей жизни, о покаянии и сокрушении греха, – это, увы, делает меньшая доля, нежели та, что выдает нам здесь статистика. Тем не менее, число соблюдающих Великий Пост радует.

 

Отец Всеволод Чаплин прав – иногда люди, чуть больше окружающих знающие о богословии, православных традициях, начинают делать скоропалительные выводы о Посте, не проникаясь глубиной этого делания. Они отрицают фундаментальные вещи, ссылаясь на некие аргументы. Но "физический пост" должен быть одухотворен постом духовным. Поэтому хочется, чтобы было поменьше скоропалительных суждений, не подкрепленных внутренним опытом.

 

Все последние церковные документы регламентируют нюансы, возникающие во время поста, благословлением духовника. Конечно, есть профессии, требующие большой физической нагрузки. Есть также люди болящие, коим требуются некоторые скоромные продукты. Эти вопросы обычно каждый решает со священником, так что в пересмотре традиционных установлений о Посте, на мой взгляд, надобности нет.

 

Священник Стефан ДОМУСЧИ, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова:

 

Мне кажется, основная проблема – мнение многих нецерковных людей, что пост может быть действенным вне прямой связи с духовной и богослужебной церковной жизнью. Нельзя сказать, что это некая сформулированная позиция: просто людям надо с чего-то начинать, и они начинают с еды. Люди стараются не вкушать определенные виды пищи, – быть может, не участвовать в каких-то развлекательных мероприятиях, но при этом они редко начинают больше молиться, чаще исповедоваться и причащаться. Поэтому пост для них оказывается бесплодным. Часто они не выдерживают его и срываются – в нем отсутствует духовная основа. Ограничивать себя в пище проще, нежели соблюдать "духовный пост".

 

Я не согласен, что из изречений богословов эмигрантской среды можно сделать такие выводы. Они действительно акцентировали внимание на духовной стороне поста, но, во-первых, не в ущерб посту пищевому, а, во-вторых, это было связано со средой, куда они попали – в светское государство, жизнь которого никак не связана с православием.

 

Христос сказал: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст". Православная традиция настолько многообразна, что при желании можно найти слова святых, которые подходят именно тебе. Очевидно одно: условия жизни современного человека не такие же, как у палестинского монаха. Мы еще как-то сумели адаптировать богослужебный, монашеский Устав, сделав его приходским (например, по богослужебному Уставу Всенощная должна идти всю ночь, но у нас она ни в одном храме так долго не длится). К сожалению, адаптации Постового Устава к приходскому почти не произошло.

 

Популярные сайты и календари транслируют именно монастырскую норму. Слава Богу, сейчас там стали делать пометку "по монастырскому уставу". Иначе получалось: для беременных, пожилых, школьников – для всех была одна норма. Конечно же, это не так.

 

Еще в советское время женщина, пожаловавшись священнику, что не может есть в столовой на заводе постную еду и вынуждена есть скоромную, услышала: "Все ешь. Главное, людей не ешь". Это же не выдумка западных богословов, это реальность советского времени. Священник так сказал из человеколюбия.

 

Мне кажется, нам просто нужно все расставить по своим местам: пища и богослужение – средства для достижения определенной цели. Человек должен стать хозяином самому себе в своих взаимоотношениях с богом, с ближними, суметь отказаться от обуревающих его страстей, научиться любить других. Конечно, соблюдать уставы и традиции важно, но не менее важно помнить, что они – средства для достижения цели. Не случайно Христос сказал: "Суббота для человека, а не человек для субботы".

 

Церковный устав – это святыня, которую мы храним. Ее никто не должен подвергать осмеянию. В то же время человек с его жизненной ситуацией часто оказывается важнее формальных правил.

 

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

 

В наше время, когда любой натуральный продукт может быть заменен неким постным суррогатом, который по вкусу, цвету и запаху не отличается от скоромной пищи, возникает вопрос: "а зачем вообще нужен пост?" Может быть, действительно, вопрос о пище уже не актуален, и стоит найти иные способы самоограничения, не гастрономические? Когда говорят: "давайте признаем, что связи между меню и духовным состоянием нет", может, следует согласиться?

 

Нет. Как бы нам ни казалось, что мы многое испытали, и все понимаем лучше, нежели наши предки, нужно вспомнить изречения Святых Отцов. Они прямо указывали на связь духовного состояния человека с той пищей, которую он ест. Причем говорили, конечно же, не о том, что духовное состояние определяется именно пищей. Это было бы передергиванием учения Церкви об аскезе, о Посте. Речь о том, что человек, преодолевая один из своих основных инстинктов, духовно совершенствуется. Если мы на этом низменном уровне бытия человека способны преодолеть себя, значит, у нас появилась точка опоры, чтобы начать преодолевать себя и в духовном плане. Но не наоборот. Нельзя сначала преодолеть духовные пристрастия, а потом отказываться от какой-то пищи.

 

Эти идеи не новы: человек всегда стремился найти возможности обойти Божьи заповеди и как-нибудь это оправдать. Адам и Ева могли делать все, что хотели, но только не есть плоды дерева познания добра и зла. А когда Адам все же нарушил заповедь, сослался на слова жены. Так что уже первый человек пытался найти оправдание своему отказу от выполнения Божьей заповеди.

 

Говорить о пересмотре традиций Поста с тем, чтобы оправдать невыполнение тех или иных заповедей Божьих, установлений, канонов, конечно, смешно. Давным-давно Святые Отцы заметили, что чревоугодие приводит к блуду. И не случайно Пост предполагает воздержание не только гастрономическое, но и в супружеских отношениях. Думаю, и история от первого человека до сегодняшнего дня, и весь опыт, накопленный Церковью, свидетельствуют: нельзя не только пересматривать традиции Поста, нужно как величайшую святыню эту традицию сохранить, передать следующим поколениям, и воспользоваться ею для духовного преодоления самого себя. Для того, чтобы быть с Богом.

 

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

 

О том, что поститься стало большее число людей, мне говорят и мои прихожане, многие из которых работают в сфере торговли. На время Поста им приходится пересматривать ассортимент продаваемой продукции. Так что такая тенденция, действительно, наблюдается.

 

А вот уход от "пищевого Поста", попытка заменить его духовным мне кажется не совсем правильным. Мы всегда представляем торжество как пир. Образ пира – один из самых древних библейских образов. Даже Царство Небесное представляют в виде пира. Основные моменты жизни человека, например, рождение, смерть, торжество, скорбь, всегда связывались с принятием пищи. Если в языческие времена смерть сопровождалась тризной – "беспробудным" вкушением сытной пищи с целью избавиться от страха смерти, в христианское время на поминальной трапезе рекомендовался отказ от мясной пищи и употребления алкоголя.

 

Если кому-то трудно определить по составу продуктов, постные они или нет, может, действительно, не стоит простаивать подолгу у прилавка, "вычисляя", яичная ли это вермишель. Но в целом предпочтение более скромной пищи все равно определяет наш настрой. Согласитесь, странно, если человек говорит, что постится, а сам при этом ест ветчину, запивая ее коньячком.

 

К тому же отрыв плоти от души не такое уж христианское мироощущение. То, как человек питается, в какой-то степени определяет его мировоззрение. Даже пословица "Полное брюхо к ученью глухо" подтверждает: объедаться – не значит становиться духовным. Поэтому мы всегда стараемся настраивать наших духовных чад на то, что пища во время поста должна быть скуднее, чем обычно. Это полезно и для здоровья. Хотя, конечно, мы не настаиваем на чересчур строгом соблюдении Поста. Да, мы отказываемся от мясной пищи, но если по состоянию здоровья кому-то необходима молочная, делается послабление. Помню, когда я учился в семинарии, нам Великим Постом давали рыбу – видели, что семинаристы ослабевали. Так что задача нанести вред здоровью во время Поста, конечно же, никогда не ставилась. Тем не менее, ограничения многое значат. Люди, которые по состоянию здоровья не могут полностью перейти на постную пищу, часто скорбят об этом. Для них было больше духовной радости, когда они могли выдерживать Пост.

 

Ну и, конечно, отказ от скоромной пищи никак не ограничивает духовную работу, которую мы обязательно планируем на Великий Пост. Хорошо бы в это время постараться победить также какую-то свою зависимость – алкогольную, табачную. А еще ограничить просмотр развлекательных передач. Во время Поста, мне кажется, гармоничным должно быть все.

 

https://religare.ru/2_106195.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"По данным наших ведущих социологических центров, пост соблюдают около 25% от числа опрошенных.

 

Уточним: около 25% опрошенных сказали, что соблюдают пост :). Это всё-таки не совсем то же самое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уточним: около 25% опрошенных сказали, что соблюдают пост :). Это всё-таки не совсем то же самое.

Ну а какова доля тех, кто говорит неправду, отвечая на вопросы социологов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А это смотря какой вопрос. Ну, и какие люди отвечают, разумеется. Есть целые методики, очень сложные, о том, как формулировать вопросы, чтобы получать релевантные ответы. Или, наоборот, не релевантные, а такие, какие надо получить. Обычно же человек говорит не то, что есть на самом деле, а то, что хочет, чтобы о нем подумали (несмотря на всю анонимность), так что задача социолога - некоторым обманом заставить респондента отвечать правду. Если грубо, то задавая вопрос "собираетесь ли вы поститься, как подобает русскому православному человеку", мы получим одни ответы, на вопрос "вы что, будете себя голодом морить, как средневековый фанатик" - другой, а релевантную картину можно получить, спросив "а что у вас сегодня на обед" (и сравнив, допустим, ответы в постный месяц и в непостный). Еще интересно было бы изучить динамику продаж в продуктовых магазинах.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Хорошее, правда относительно старое, интервью о. Петра (Мещеринова) о посте: https://www.pravmir.ru/mozhet-li-post-byt-vo-vred/
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слава Ісусу Христу!

писал о.Владимиру в личку, но там нет места :(

А какие ещё тезисы опротестовует Папа? Если можно - переведите.

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие ещё тезисы опротестовует Папа? Если можно - переведите.

О чем Вы, отче?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о старттопике, о лаксистских мнениях, осуждённых Александром 7, о Вашем личном ящике, в который не пропихнуть письмо :)

ОООО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...