Перейти к содержанию

духовное и материальное


Irenko
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Но и аскетизм просто ради свободы тоже красив, и не только христианский. Помните у Пелевина в Затворник И Шестипалый цыплята гайки поднимали, чтобы научиться летать? А им мешали сильные руки, отрывали от земли, мешали учиться полету :). Очень красиво :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красиво - это когда ты от этих вещей не зависишь. Когда в любой момент, что Он позовет, ты бросишь все, возьмешь крест и последуешь за ним. Но что мешает ждать этого зова не в пещере, а в уютном доме со стиралкой и посудомойкой и тараканами? Боязнь, что не услышишь зова из-за работающего телевизора?

 

ЗЫ А откуда ты знаешь, что я его знаю?

Изменено пользователем Irenko
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красиво - это когда ты от этих вещей не зависишь. Когда в любой момент, что Он позовет, ты бросишь все, возьмешь крест и последуешь за ним. Но что мешает ждать этого зова не в пещере, а в уютном доме со стиралкой и посудомойкой и тараканами? Боязнь, что не услышишь зова из-за работающего телевизора?

 

Так они дома и ждали. А как услышали зов - пошли в монахи. Всё правильно :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Египет дал монашество и очень скоро ушел в ересь. Не потому, что дал монашество, а потому, что гнушался земного. Не просто пытался уйти от "собирания себе сокровищ на земле", но именно гнушался земного, считая его плохим.

"Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти". У Павла много всего... такого :). Но я не настаиваю, что он прав. Просто контекст возникновения христианства был таким.

Иренко, сухая борная кислота, и много времени и терпения. :)

Рассыпьте ее в шкафу.

Лучше замешать с желтком и намазать в некоторых местах. И воду везде закрыть. Божьи твари не сумеют отпиться и помрут страшной, мучительной смертью.

Если где-то останется вода в свободном доступе, борная кислота бесполезна. Мне так объясняли. Мы тоже выводили борной кислотой. А здесь я даже не знаю... то ли выводить, то ли в свете хищных и крылатых тараканов просто расслабиться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясните, чем человек, вручную стирающий белье духовнее и ближе к Господу, чем нажимающий кнопку на автоматической стиралке?
Объяснить не смогу. А только так оно и есть. Но заставить себя всегда стирать вручную, попробовав стиралку - вряд ли смогу.

 

Вот поэтому люди и не летают как птицы - тяжёлые мы слишком.

 

Но уж давайте тогда до конца идти, вернемся в пещеры, будем совершенны...
Не вместим ... все. И правильно - пещеры тоже всех не вместят. А хорошо бы... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объяснить не смогу. А только так оно и есть. Но заставить себя всегда стирать вручную, попробовав стиралку - вряд ли смогу.

Я согласна, что пищевая составляющая поста очень важна. Не только по причине самодисциплины, но и... да, что-то более духовное пробуждается. Это на личном опыте. А в отношении стирки... был у меня период, когда я стирала руками после периода машинной стирки; сейчас период, когда мою руками посуду - тоже после автоматического мытья. Разницы особенной в духовности не замечаю. Может, я просто не так часто стираю?

 

Мытье посуды отнимает много времени и нервов. Правда, каждый раз, принимаясь за него, думаешь: "Ну вот, сейчас, во время монотонной работы, я наконец-то додумаю ту мысль,которую давно хотел. Досочиняю конец красивой истории. Домыслю важную вещь". А на деле после первой же тарелки мысли только о тарелках. Мне вот лучше всего думается, когда я иду. А вот когда драю унитазы - совсем не думается.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но уж давайте тогда до конца идти, вернемся в пещеры, будем совершенны...

Я думаю, что жить в пещере - это еще не совершенство. Совершенство - это когда человеку безразлично, где ему жить: на улице, в пещере или роскошном коттедже. Где бы он ни был, совершенный христианин всегда стремится лишь исполнять волю Божию. Так и в отношении пищи. Помните, я в какой-то теме уже ссылался на св. Франциска Сальского, приводящего в пример св. Бернарда? Однажды св. Бернард хотел налить себе в стакан то ли воды, то ли вина, но по невнимательности налил масла и выпил содержимое стакана, ничего не заметив. Такое безразличие в пище, согласно Франциску, выше любого поста.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совершенство - это когда человеку безразлично, где ему жить: на улице, в пещере или роскошном коттедже.

 

Хорошо рассуждать, что мне безразлично, где жить, живя при этом в роскошном коттедже. И совсем другое, живя на улице в тридцатиградусный мороз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть направление, которое считает, что не надо сваливать в пустыню и мучить себя физически. Лучше жить с минимум аскезы, но с таинствами. Таинства всё сделают сами без наших заслуг. Это позиция Николая Кавасилы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...но при этом как-то слышала проповедь о св. Марии Египетской, которая в жизни причащалась всего два раза...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясните, чем человек, вручную стирающий белье духовнее и ближе к Господу, чем нажимающий кнопку на автоматической стиралке? Вот сестры матери Терезы именно так и делают. Но уж давайте тогда до конца идти, вернемся в пещеры, будем совершенны...

Не удержусь, процитирую Макса Шелера ("Ресентимент в структуре моралей"):

 

Христианская аскеза сделала для себя идеалом достижение максимального наслаждения приятным от минимума приятных и притом по-настоящему полезных вещей. Должна была возрасти способность извлекать высшее наслаждение даже из самых простых общедоступных вещей, природы и т. д. — и вследствие такого возрастания возникли заповеди добровольной бедности, послушания, целомудренности, созерцания мира и божественного; так что при минимальном количестве приятных и полезных вещей — «механизмов приятности» — достигалась та же степень наслаждения, какой более слабая жизнь может добиться только при их большем количестве. Если полезная вещь считается здесь всего лишь вспомогательным средством для наслаждения, то и большую способность к наслаждению демонстрирует тот, кто с меньшим количеством приятных вещей может получить столько же наслаждения, сколько другой — с большим количеством. Было ли это выражением сознательной воли или нет, но христианская аскеза повышала способность наслаждаться, стимулируя саму жизнь.

 

При этом Шелоер противоставляет христианской аскезе аскезу "современную" - то есть отказ от наслаждения сущими благами в рамках светской, секулярной системы ценностей.

 

Современная аскеза выработала идеал, по своему этическому смыслу прямо противоположный христианскому — «идеал» минимума наслаждения при максимальном количестве приятных и полезных вешей... Изобилие приятных раздражителей в буквальном смысле уничтожает функцию и культуру наслаждения, и чем более пестрым, веселым, шумным, возбуждающим становится окружающий мир, тем более безрадостно выглядят люди. Очень веселые вещи, на которые, не зная, что с ними делать, смотрят очень печальные люди — вот «смысл» «культуры» развлечений наших больших городов.

.

...Все, что может быть названо в полном смысле слова «полезным», есть лишь средство для приятного. Приятное — основная ценность, полезное — ценность производная. Смысл цивилизации, ориентированной на полезное (N?tzlichkeitszivilisation), или всякой цивилизации постольку, поскольку она производит полезное, — наслаждение приятными вещами. Окончательная ценность полезных вещей зависит от меры, в какой их обладатель способен ими наслаждаться. Если труд, создающий эти вещи, ослабляет способность наслаждаться ими, то они его не «стоят». Можно и нужно подчинять наслаждение более высоким ценностям — витальным ценностям, духовным ценностям культуры, «святому»; подчинять наслаждение пользе абсурдно, ибо это все равно, что средство ставить выше цели!.

 

Тем не менее правило предпочтения современной морали состоит в том, что полезный труд якобы лучше наслаждения приятным.

 

В этом выражается специфический современный аскетизм, который был одинаково чужд как средневековью, так и античности, и движущие силы которой — важная составная часть внутренних сил, приведших к становлению современного капитализма. В известном смысле он — прямая противоположность другой «аскетической» форме жизни, а именно евангельской, имевшей целью укрепление жизненных функций, в том числе и повышение способности наслаждаться.

 

 

Современный аскетизм выражается в том, что наслаждение приятным, связанное с полезным, постоянно отодвигается — настолько, что в конечном счете приятное оказывается в подчинении у полезного. При этом движущей силой современного человека труда и пользы является ресентимент, направленный против более развитой способности наслаждаться и искусства наслаждения, а также зависть и вражда, выступающие против более богатой жизни, которая одновременно всегда есть более развитая способность наслаждения. В результате современный человек переоценивает приятное и наслаждение им из «хорошего» в «плохое» по отношению к полезному — а ведь оно есть не более чем «ордер» на получение приятного. Создается чрезвычайно сложный механизм производства приятных вещей, кипит, никогда не затихая, работа по его обслуживанию — и все это без перспективы на то, чтобы, в конце концов, насладиться этими приятными вещами. А поскольку труд ради пользы как не знающее границ влечение уже психологически вырос из ослабленной способности наслаждаться и ее остатки постепенно им поглощаются, постольку те, кто больше всех занимается полезным трудом, завладевая внешними средствами наслаждения, как раз меньше всех и способны наслаждаться; между тем витально более одаренные группы, которым именно желание наслаждаться не позволяет конкурировать с трудом других, наоборот, постепенно лишаются средств, способных доставить им истинное наслаждение. Таким образом, современная цивилизация стремится к тому, чтобы бесконечно производимые и накапливаемые ею приятные вещи никому — в конечном счете — не пригодились. Спрашивается, зачем это беспредельное производство приятных вещей, если тип обладающего ими человека, вынужденного самого себя извести, чтобы их создать, наслаждаться ими не может; а тот, который мог бы наслаждаться, ими не обладает?

 

Насколько лихорадочно создаются все новые и новые приятные вещи, насколько много вкладывается в работу серьезности и энергии — а ведь это жертвование жизненной силы, — настолько же горячо отвергается наслаждение произведенными с таким трудом вещами как якобы «дурное». Все это придает современной цивилизации «комичный» и даже «гротескный» характер.

 

Возвращаться в пещеры не надо.

Это будет не столько математическое отматывание исторической эпохи вспять, сколько физическая деградация, усугубляющая общий духовный уровень.

А вот поменять ориентиры и отношения к близлежайшим вещам в мире айфонов, в мире техники - можно и нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, это очень уж спорно. Выглядит как очередная попытка ретроспективно "оправдать" христианскую аскетику, исходя из современных ценностей.

Даже из популярного христианского чтения (поучений аввы Дорофея или тех же анекдотов о св. Бернарде) очевидно, что христианская аскетика стремилась к подавлению способности наслаждаться, а не к её развитию. Опять же, если взять легенды о том, что якобы Иоаким и Анна смогли зачать непорочную Богородицу, потому что были в преклонных летах и не способны к наслаждению... Я в упор не вижу, как сюда вчитать смысл, который видит Шелер.

Изменено пользователем Marishkin
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, это очень уж спорно. Выглядит как очередная попытка ретроспективно "оправдать" христианскую аскетику, исходя из современных ценностей.

 

А эпикурейцы разве не этим же занимались?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень может быть, что примерно этим. То есть я не специалист, но у меня тоже возникла ассоциация с эпикурейцами, когда я читала пост Мариона.

Но я не припомню подобного направления в христианской аскетике. Очевидно, что в христианской аскетике много чего есть, если покопаться, но если в ней когда и присутствовал "условно эпикурейский" метод, то исключительно на вспомогательных началах. То есть понятно, что с практической точки зрения он неизбежен, но христианские авторы всегда говорили об удовольствии как о несовершенстве. Как мне кажется, в общем и целом, христианство всегда стыдилось самого понятия наслаждения, потому что основную цель духовной жизни видело в максимальном подавлении животного начала. Если оно и дозволяло наслаждения, то исключительно духовные. То есть успокоение совести при мысли о хорошо сделанной работе или наслаждение духовной беседой считалось "правильным", наслаждение вкусной пищей или купанием считалось неправильным (без кавычек). Вспомните пенитенциалий св. Колумбана :).

Наиболее... хм... последовательные авторы считали неправильными любые наслаждения, в том числе духовные, поскольку они отвлекают душу от покаяния и стремления к горнему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не потому, что дал монашество, а потому, что гнушался земного. Не просто пытался уйти от "собирания себе сокровищ на земле", но именно гнушался земного, счита его плохим. Был там такой уклончик. Не у святых из монахов, но очень у многих, чуть ли не у всех.

Ой, да все гнушались земного :). Крайний аскетизм - составная часть жизнеописания практически любого святого до определённого времени. Вот как Сергий Радонежский грудь матери по средам и пятницам не брал.

Честно говоря, я не очень понимаю, что такое монофизитство и как оно связано с аскетизмом. По-моему, они там в Африке уже сами не очень понимают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Христианство, тем не менее, это большая система :). Всё, что в ней однажды было, не исчезает бесследно. Это касается всех больших систем. Линия аскетики, направленная на унижение телесного, сработанная ещё рабами Рима, дошла в каком-то виде и до нас, и для людей, которые чувствуют себя по каким-то причинам неуютно в современной версии христианства, она сохраняет свою привлекательность.

 

Может рассматривается как свежее течение посреди " Eat Pray Love"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень может быть, что примерно этим. То есть я не специалист, но у меня тоже возникла ассоциация с эпикурейцами, когда я читала пост Мариона.

Но я не припомню подобного направления в христианской аскетике. Очевидно, что в христианской аскетике много чего есть, если покопаться, но если в ней когда и присутствовал "условно эпикурейский" метод, то исключительно на вспомогательных началах. То есть понятно, что с практической точки зрения он неизбежен, но христианские авторы всегда говорили об удовольствии как о несовершенстве. Как мне кажется, в общем и целом, христианство всегда стыдилось самого понятия наслаждения, потому что основную цель духовной жизни видело в максимальном подавлении животного начала. Если оно и дозволяло наслаждения, то исключительно духовные. То есть успокоение совести при мысли о хорошо сделанной работе или наслаждение духовной беседой считалось "правильным", наслаждение вкусной пищей или купанием считалось неправильным (без кавычек). Вспомните пенитенциалий св. Колумбана :).

Наиболее... хм... последовательные авторы считали неправильными любые наслаждения, в том числе духовные, поскольку они отвлекают душу от покаяния и стремления к горнему.

 

Такого направления, которое описано у Мариона, не припомню и я. А то, которое описываете Вы, существовало с первого века. От манихеев до альбигойцев и далее в протестантизм и брянчаниновщину наиболее... хм... последовательные авторы (тысячи их) считали неправильными любые наслаждения, Церковь борется с этим уже скоро 2000 лет тому как. Начиная с обличений апостола Павла и вплоть до Альбигойского Крестового похода Церковь боролась с этим внутри себя*, в более поздние времена внутри КЦ я ни о каких серьезных лжеаскетических движениях не слышал. Возможно, все точки над i окончательно расставил Франциск, назвавший собственное тело братом. Братом Ослом :). Что является идеально точным и окончательным ответом на вопрос, мне кажется. Хотя, флагелланты были позже, но им это быстро запретили.

 

Марина, а Вы могли бы попробовать как-то обосновать мысль о том, что "Христианство стыдилось наслаждения"? Вы упоминаете только пенитенциалий св. Колумбиана, но там ничего подобного нет. Осуждается неумеренность, это да. Но где там Вы увидели отрицание наслаждения? Я сейчас не стал перечитывать, может я что-то забыл? Насколько я помню, церковные правила наказывали как раз за крайний аскетизм. За гнушание супружеской жизнью сразу отлучали, за самооскопление в иные времена можно было и на костер попасть, и т.д. Альбигойцев вон жгли, с богумилами в Византии тоже не церемонились. С чего Вы взяли вообще о гнушании наслаждением?

 

 

* хотя, насчет внутри - неоднозначно. "Вышли от нас, но не были наши" - это как раз об одном аскетическом движении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если оно и дозволяло наслаждения, то исключительно духовные. То есть успокоение совести при мысли о хорошо сделанной работе или наслаждение духовной беседой считалось "правильным", наслаждение вкусной пищей или купанием считалось неправильным (без кавычек). Вспомните пенитенциалий св. Колумбана :).

 

Кстати, а вот какой возник к Вам вопрос. В современном постхристианском мире полным-полно аскетов. Высокого уровня профессиональный фигурист, марафонец, балерина - разве не аскеты? Каторжный физический труд по 12 часов в сутки, ни грамма лишнего не съешь, в соревновательный период ограничения на секс. Просто в хорошую погоду по улице прогуляться - не хватает, порой, ни времени, ни сил. И ради чего это? Ради чисто духовного наслаждений. Тут и не без гордыни, но и много хорошего в такой любви к своей работе.

 

Аскетизм ли это и чем он отличается от монашеского? (отличия есть, но интересно, что скажете Вы :))

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аскетизм не ради Христа — вреден. Самолюбование, гордыня...Поэтом я против того,чтобы детей отдавать в спорт, балет и тому подобное...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, это очень уж спорно. Выглядит как очередная попытка ретроспективно "оправдать" христианскую аскетику, исходя из современных ценностей.

Даже из популярного христианского чтения (поучений аввы Дорофея или тех же анекдотов о св. Бернарде) очевидно, что христианская аскетика стремилась к подавлению способности наслаждаться, а не к её развитию.

Здесь "наслаждение" следует понимать не в гедонистическом ключе. а в онтологическом. Как земную проекцию небесного "блаженства".

Одного и то же счастья живущий праведно сумеет достичь, в силу правильных интенций и расположения собственного существа, через меньшее количество подручных средств, чем живущий менее праведно, которому для достижения подобного эффекта приходится механически "стимулировать" свое счастье.

Отсюда следует, что счастье не в деньгах и не во множестве обладаемых вещей..., хотя и не обязательно в их отсутствии :)

Изменено пользователем Марион
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заменить "наслаждение" на "радость" и все станет более менее на свои места.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не есть, жить в пещере, разводить на себе насекомых, уничтожать и портить свое тело, которое есть храм Духа Святого?

Вообще-то одной из особенностью аскетизма является именно пристальное внимание к телу, к телесности.

 

Антиаскетическим идеалом является не только пресыщенность излишествами, но и, с другой стороны, телесный комфорт. А телесный комфорт это как раз-таки ситуация когда тело максимально незаметно, никак себя не проявляет, ничем не досаждает и не раздражает. Оно умеренно сыто, выспавшееся, ему не жарко и не холодно, здорово так что человек не знает где у него какой орган, т е эта ситуация когда тела как бы и нет, когда им можно принебречь и, забыть о нем и, так сказать, воспарить чистым духом.

 

Есть ли в этом уважение к телу бОльшее чем уважение аскета, денно и нощно занятого своим телом, подчиняющего его духу, пекущемся, ни о разделении, отделении от тела, но о единстве души и тела, в котором тело полностью подчиняется Духу?

Изменено пользователем Ana
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще цитата в тему о смысле христианского аскетизма:

 

Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем 2Кор.4.10
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...