Перейти к содержанию

«Притча о добром самарянине». Век XXI


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

23 сентября осужденная участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, отбывающая наказание в Мордовии, заявила о том, что начинает голодовку и отказывается от работы в швейном цехе колонии. В прессе появилось письмо Толоконниковой, в котором она описывает массовые нарушения прав осужденных женщин на производстве, в частности – недопустимые условия работы, превышение рабочего дня, антисанитария, травля и издевательства, пытки, приводящие к инвалидности.

Комментирует протодиакон Андрей Кураев:

 

- Прежде всего я хотел бы отметить, что насколько омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, настолько ее поведение после ареста вызывает у меня уважение. Ее отказ застукивать других, ее верность собственной позиции, с которой я не согласен, — демонстрирует нам человеческую цельность.

Мы не раз на страницах нашей литературы, публицистики встречаем восхищенные отзывы наших врагов о героическом поведении наших солдат, офицеров и генералов. Отзывы французов, турок, германцев, даже фашистов, которые отдавали должное мужеству наших воинов даже в совершенно безнадежных ситуациях. Мы с радостью приводим свидетельства, что даже враги признавали это. Интересно, что мне неизвестно ни об одном аналогичном свидетельстве советского офицера – летописца Великой Отечественной войны, что советские офицеры с таким же уважением относились к отчаянному мужеству своих врагов. Но, пусть это останется в стороне.

 

Мы с восторгом пересказываем эпизод гибели наполеоновской гвардии в битве при Ватерлоо, и тот нецензурный ответ, который гвардейцы дали англичанам на предложение сдаться. Но вот вопрос: можем ли мы эти этические стандарты перенести на наших собственных недругов? Да, Толоконникова сознательно является оппонентом Церкви – не Церковь считает ее своим врагом, а она себя таковым считает. Но по гражданским этическим понятиям – и дореволюционным, и тем, которые в советское время у нас формировались, она достойно ведет себя в тюрьме. Разве не можем мы в этом смысле выразить ей некую человеческую солидарность?

 

Потратимся на сострадание

 

Критики этого обращения и те, кто заявляет, что «тюрьма – не курорт», кажется, напрочь вычеркнули из своей памяти беседу доктора Гааза и святителя Филарета (Дроздова). Придется ее напомнить.

Было заседание Московского городского комитета помощи заключенным, созданного по инициативе доктора Гааза. На нем обсуждался вопрос смягчения условий тюремного содержания. Когда он был поставлен, святитель Филарет сказал: а зачем? Дескать, людям тяжело, но «тюрьма – не курорт», и они должны выстрадать ранее совершенные свои злодеяния. Доктор Гааз ответил, что не все пребывающие в тюрьмах действительно виноваты.

Митрополит Филарет сказал:

«Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина…

Гааз вскочил и поднял руки к потолку.

— Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли.

Вокруг тяжелое, испуганное молчание. Гааз осекся, сел и опустил голову на руки.

Митрополит Филарет глядел на него, прищурив и без того узкие глаза, потом склонил голову на несколько секунд.

— Нет, Федор Петрович, не так. Я не забыл Христа… Но, когда я сейчас произнес поспешные слова… то Христос обо мне забыл» (Ф.А. Кони «Федор Петрович Гааз»)

Поэтому не стоит участвовать в апологии тюремных порядков, какими бы они ни были. Мне кажется, что перед нами такая вот евангельски чистая ситуация: человек кричит о его боли, просит о помощи, причем, не только себе – а тысячам людей, оказавшихся в такой тяжелой ситуации. Должны ли мы при этом корчить гримасы и говорить: «Нет-нет-нет, до тех пока нам на стол не положат экспертное заключение в трех экземплярах с печатью о том, что там действительно есть нарушения и проблемы, мы не будем тратиться на сострадание»?

 

Притча о добром самарянине: литургическое украшение или жизнь?

 

Когда евангельский самарянин проходил мимо избитого человека, он же не стал исследовать: а может это тот самый футболист, который только заявляет, что ему больно, а на самом деле ему не больно, а он просто штрафной у судьи выпрашивает. Он не стал спрашивать: «Слушай, а может тебя правильно избили, ты пацанам долг вовремя не вернул?» Он не стал требовать, чтобы этот иудей принял веру самарянскую. Он просто пришел и помог.

И мне кажется, тут самое время вспомнить горькие слова, которые часто говорят по поводу нашей общинной жизни: православные Евангелие целуют, но не читают. Такое впечатление, что притча о добром самарянине – это просто литургическое украшение соответствующего дня года, когда этот эпизод Евангелия читается, а в остальное время об этом стараются не вспоминать.

Реакция на это письмо из колонии показывает в тысячах комментариях в моем блоге, и в других, нравственное нездоровье множества людей, которые считают себя православными. Я не буду говорить о каких-нибудь сталинистах – не нам их судить. Они для Церкви чужие. А вот то, что те, для кого слова Евангелия должны быть дороги и значимы, реагируют так – это очень странно.

 

Кому нужна правда

 

Проблема состоит в том, что батюшки, которые бывают в тюрьмах, правды не скажут. Их просто перестанут туда пускать. У них есть оправдание – если они начнут говорить правду, то им перекроют кислород, и они не смогут помогать заключенным хотя бы в малом. Чтобы узнать правду, нужно спрашивать людей, которые вышли из этой колонии, отбыв там свой срок.

Если общественная реакция на такие выступления будет пугливой, то может заключенным в колониях и станет только хуже. Но если будет оказываться давление общественного мнения на эту систему, то есть надежда что-то исправить. Если эти факты будут иметь подтверждение, то, как минимум будут вынуждены сменить руководство колонии, а может и что-то более серьезное.

Я бы сказал еще следующее. Представьте себе, что такое письмо легло бы на стол Папе Римскому Франциску. Как вы думаете, его реакция была бы такой же, как у отца Всеволода Чаплина? Мне так не кажется. Поэтому для меня это уже вопрос о чести нашей Церкви. И я думаю, что, второй раз наступая на те же грабли, мы получаем граблями по лицу Церкви. Потому что выбор слишком предсказуем и однозначен: каждый раз наш епископат становится плечом к плечу с чиновниками с большими погонами и толстыми кошельками, не замечая реальной боли маленьких людей. И это становится системой. И люди это замечают. И у определенной части общества рождается чувство нравственной солидарности даже с хулиганскими антицерковными выходками.

 

Правмир.ру

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Накажут?

Я думаю, не накажут. У меня такое впечатление, что о. диакон Кураев - в системе.

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется, Чаплин высказался в том духе, что так ей и надо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудно сказать. Но это какой-то уже другой Кураев, нежели тот, что писал на католиков какие-то злые вещи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудно сказать. Но это какой-то уже другой Кураев, нежели тот, что писал на католиков какие-то злые вещи.

Я, конечно, могу ошибаться, но полагаю, что если бы диакона Кураева хотели заставить замолчать, то это давным-давно уже произошло бы. Вон в другой теме написано, как одного священника наказали всего-навсего за чтение проповеди по бумажке. И если он (д. Кураев) продолжает вот так публично рубить правду-матку сплеча, то, очевидно, с большой уверенностью, с сознанием того, что ничего ему за это не будет. Не похоже на то, чтобы он чувствовал себя на лезвии бритвы.

Мне так кажется, что о. диакон Андрей - это "придворный правдоруб". Есть же разные придворные должности. Например, придворный шут, в обязанности которого входит открыто, в гротескной форме говорить то, что сам царь (король, князь, патриарх) не может себе позволить по политически-дипломатическим соображениям. Иногда нужен и правдоруб, чтобы все говорил царю в лицо (до поры до времени). Например, при Иване Грозном одно время эту должность исполнял протопоп Сильвестр.

Изменено пользователем Юрий
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если бы диакона Кураева хотели заставить замолчать, то это давным-давно уже произошло бы. Вон в другой теме написано, как одного священника наказали всего-навсего за чтение проповеди по бумажке.

 

Ну так дьякона наказать не получится, он и так уже за штатом. Разве что анафему какую-то на него провозгласить, но это все же более серьезный повод нужен :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев за штатом? За что, давно ли?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, потому что на пенсии. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев за штатом? За что, давно ли?

 

По-моему, с тех пор, как стал протодьяконом. А за что не вем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев был писателем, хотя и неоднозначным, но в целом неплохим. Сейчас же стал каким-то блоггером-занудой, а писателем быть перестал. Что-то я не знаю новых книжек, вышедших из-под пера о. Андрея.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь было, было... "Протестантам о Православии", "Как делают антисемитом", "Сатанизм для интеллигенции" и многие, многие другие. "Писучий" был апологет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всему свое время, я так думаю. По мне, лучше он пусть так пишет, чем как тех книгах протестантов и католиков причесывал весьма недалеким образом.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, чтоб жизнь малиной не казалась. :)

 

НЕ НАША КАНОНИЗАЦИЯ

 

протодиакон Андрей Кураев прокомментировал НСН намерения католической церкви причислить к лику святых Папу Римского Иоанна Павла II…

«Критерии святости православной церкви и католической далеко не совпадают, — рассказал НСН протодиакон и профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. — Я, безусловно, признаю суверенное право католической церкви самой решать, кого она считает образцом и святым. С одной стороны, у меня крайне позитивное отношение к нему, как к человеку советской эпохи. Скажем, до 1990 года. И он тогда был моложе и остроумнее, и как-то более соответствовал своему времени. А вот то, что происходило с ним в последующие 15 лет, когда мир постоянно менялся, а Папа в Ватикане не менялся, мне кажется, это время определённого диссонанса. Он продолжал оставаться антисоветчиком и антикоммунистом, в то время, когда для христианского мира появились гораздо более серьёзные проблемы. И, как писала по этому поводу одна французская газета, Иоанн Павел II, прежде всего, поляк, а уж потом Папа, по совместительству», — заявил НСН Андрей Кураев.

 

По мнению протодиакона, в памяти православного русского человека останутся такие больные точки и воспоминания о римском понтифике, как разгром православных епархий на Западной Украине, при его молчаливой поддержке.

 

«За годы всех этих событий и последующей своей жизни Иоанн Павел II так и не нашёл времени и сил, чтобы дать нравственную оценку этим насильственным действиям, которые совершались его единоверцами», — заявил НСН профессор Московской духовной академии.

 

Напомним, богословская комиссия Ватикана провела расследование жизни и деятельности папы римского Иоанна Павла II и нашла достаточно оснований для возведения понтифика в ранг святых. Иоанна Павла II канонизируют уже 27 апреля 2014 года.

 

https://nsn.fm/2013/10/01/andrej-kuraev-ioann-pavel-ii-by-l-prezhde-vsego-polyak-a-potom-uzhe-papa/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, сглазили... Опять пошел фигню молоть...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, чтоб жизнь малиной не казалась. :)

Ну, с другой стороны, как представитель и в определенной степени по-прежнему рупор РПЦ Кураев по-другому и не мог высказаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рупор-то рупор, но не заметил, как сам остался в прошлом, кстати, имея католическую награду за миссионерские труды. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудно сказать. Но это какой-то уже другой Кураев, нежели тот, что писал на католиков какие-то злые вещи.

Нет - это тот самый Кураев.

Просто он понимает в какие страшные масштабы отпадения от Церкви людей и роста антиклерикализма в обществе сулит тут курс, который приняло последние годы священноначалие. Ему, как миссионеру, больно на это смотреть. Наверное, он понимает, что шансев изменить ситуацию почти нет, но все же считает своим длолгом пытаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ему просто кто-то разрешает "пытаться". ИМХО. Я не верю, что он говорит без согласования. И не верю ему самому ни на грош.

Просто выпускание давления и пара. Иначе давно бы уже ему рот прикрыли..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...