Перейти к содержанию

Преподобный Сергий Радонежский


Гость Макс Али-хан
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вообще создается впечатление, что формального причисления к лику святых в Православной Церкви не было. Возможно ли такое?

Конечно, до XVI века не было. Там же написано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 122
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Конечно, до XVI века не было. Там же написано.

 

Да... Написано, конечно. И я, вроде,читать умею. Википедию в том числе.

 

Просто думал, может кто факты какие знает интересные или ссылки. О развитии его почитания на Руси. О том насколько версия об Исидоровой канонизации может быть подтверждена. Наконец, какой же все таки Папа, когда и в каком документе установил почитание Сергия Радонежского...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объединил две темы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже речь идет о Папе Пии XII:

 

https://thebananarepublican.blogspot.ru/2010/03/ven-pope-pius-xii-st-sergius-of.html

https://thebananarepublican.blogspot.ru/2009/09/post-1054-common-saints.html

(Палама тоже во святых!)

 

Ссылка на Acta Apostolicae Sedis 1940

 

Также обсуждение здесь

К сожалению, вся информация только на английском :( Переведите, пожалуйста, вкратце, кто может!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также обсуждение здесь

Что-то у меня не открывается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня все открывается.

 

Привожу старттопик:

 

Apparently Pope Pius XII allowed Russian Catholics to venerate certain Russian Orthodox saints who lived after 1054 A.D., a date which many scholars argue did not represent the final separation between the East and West. Here are some of the perntinent texts with my emphasis provided:

 

St. Sergius of Radonezh, Abbot (A.D. 1314-1392), was one of these Russian Orthodox saints allowed in the Russian Catholic calendar.

 

Quote

When in 1940 the Holy See authorized a liturgical calendar for the use of the few Russian Catholics it included, among other Slav modifications of the Byzantine calendar, the feasts of some thirty Russian saints, twenty-one of whom had not previously figured in any calendar in use today among Catholics. These last all lived after the trouble between Rome and Constantinople in 1054. Their admission to Catholic recognition is a further example of the Holy See's practical judgement that the separation of the Eastern Orthodox Church was not fully consummated till long after the excommunication of the patriarch Cerularius of Constantinople in that year, and in any case the consummation became complete in different places at different times. The choice of these saints, as Father Cyril Korolevsky has remarked (in Eastern Churches Quarterly, July 1946, p.394), "based upon impartial judgement, does not exclude the possibility of still other Russian saints being admitted when more progress has been made in the study of Slav hagiography".

 

According to Father Korolevsky this has no connexion, whether direct or indirect, with canonization. "When a dissident Eastern church [or part thereof] comes into the Catholic Church she brings into it all her rites and all her liturgy; so also her menology or liturgical calendar. Only what is directly or indirectly against faith is excluded --- but this does not prevent the need for there being well-chosen critical standards for the moral, historical and hagiographical aspects, so that the inclusion or exclusion of certain saints in a Catholic calendar can be decided upon, and so that the position of others can be submitted to fresh examination in accordance with developments in hagiographical studies." This is of course true. Nevertheless, from the point of view of the Church's present practice, it would canonically seem to be a case either of equivalent ("equipollent") canonization or of confirmation of cultus.

 

- Butler's Lives of the Saints, Thurston & Attwater Edition, Vol. III (July-Sept), pgs. 639-640

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще информация, со сканами "Жития святых"(?). Автор традиционалист, оспаривает католичность св. Сергия: "Русские "святые" схизматики включены в католический календарь"

 

Мол-де Сергий, живущий триста лет спустя после раскола и крещеный в раскольничьей Церкви, не мог не знать об ее отступлениях от Римского католичества.

Изменено пользователем Марион
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Acta Apostolicae Sedis 1940 по ссылке, я что-то ничего не нашел. Может там несколько томов ли какие-то приложения еще есть...

 

Но как минимум со времен Павла VI в римском календаре Сергий Радонежский действительно есть (25 сентября, Sergius of Radonezh, abt.). Когда точно и при каких обстоятельствах он туда внесен, мне пока неясно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще информация, со сканами "Жития святых"(?). Автор традиционалист, оспаривает католичность св. Сергия: "Русские "святые" схизматики включены в католический календарь" Мол-де Сергий, живущий триста лет спустя после раскола и крещеный в раскольничьей Церкви, не мог не знать об ее отступлениях от Римского католичества.

 

что-то я не прослеживаю логику в рассуждении этого "традиционалиста"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще информация, со сканами "Жития святых"(?). Автор традиционалист, оспаривает католичность св. Сергия: "Русские "святые" схизматики включены в католический календарь"

 

Мол-де Сергий, живущий триста лет спустя после раскола и крещеный в раскольничьей Церкви, не мог не знать об ее отступлениях от Римского католичества.

Вот и у вас свой Исаак Ниневийский появился :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и у вас свой Исаак Ниневийский появился :)

 

Исаак Сирин и католический святой тоже, и пожалуй самый почитаемый католический святой в восточно-католических церквях Ближнего Востока

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понимаю, о. Олег относится у УГКЦ, поэтому полагаю, что относительно него Ваше "тем более" - мимо. По поводу Вас не знаю: в любом случае, Вы можете почитать кого угодно, против чего лично я не возражаю. Но позволять навязывать себе всю эту околесицу, все эти "русские символы" и прочие имперские рюшечки вокруг св. Сергия, ни о. Олег, ни я, ни любой другой католик не обязаны. Собственно, никто не обязан подпитывать воспаленное сознание любителей вычленять. Пусть себе дальше вычленяют среди своих собратьев по ролевым играм. Вчера у них Невский был Покоритель Папистов, сегодня Сергий - Игумен Всея Руси, завтра Сталин окажется Защитником Матроны. Наличие св. Сергия в мартирологе еще не дает повода нам обязательно вестись на этот бред. Если отец Сергий и оказался в нашем мартирологе, то уж явно не в качесте "символа России на протяжении многих веков", как бы кому-то этого не хотелось.

Тогда расскажите свой, католический вариант его жития и подвига и служения.

Слабо?

 

Есть такой вариант.

 

 

Louis-Albert Lassus O.P (доминиканский ордин). Le staretz Seraphim de Sarov: Joie et lumiere (1984) Старец Серафим Саровский. Радость и свет.

 

 

Интересно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть такой вариант.

 

Louis-Albert Lassus O.P (доминиканский ордин). Le staretz Seraphim de Sarov: Joie et lumiere (1984) Старец Серафим Саровский. Радость и свет.

 

 

Вита, есть вариант чего? Св. Сергий Радонежский и старец Серафим Саровский - это два разных человека, между которыми почти 400 лет!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исаак Сирин и католический святой тоже, и пожалуй самый почитаемый католический святой в восточно-католических церквях Ближнего Востока

Когда-то читал об этом, но, увы, запамятовал только вы сейчас напомнили об этом,. св Исаак ,получается, собрал все 4 чемпионских пояса :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
Вот тут - https://saints.sqpn.c...gius-of-moscow/ - пишут, что канонизирован в Католической Церкви папой Николаем V аж в 1449 году. Но поскольку ссылок никаких, за достоверность информации не ручаюсь...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Ко всему вышеперечисленному некоторые, например, считают, что Сергия причислил к лику святых митрополит Исидор Киевский на соборе, посвященном решению вопроса о поездке во Флоренцию.

 

Вот тут - https://saints.sqpn.c...gius-of-moscow/ - пишут, что канонизирован в Католической Церкви папой Николаем V аж в 1449 году.

 

Все складывается! 1449 год - это вскоре после Флорентийского собора. Откуда Папа вообще мог знать о Сергие? Ответ - от митрополита Исидора!

Св. Сергия причислил к лику святых митрополит Исидор Киевский, как местного святого. А потом сообщил Папе. Грамота Ионы Дмитрию Шемяке это только подтверждает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А до митрополита Исидора официального почитания Сергия Радонежского не было? Ведь мощи были обретены еще в 1422 году. Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А до митрополита Исидора официального почитания Сергия Радонежского не было?

 

А разве было?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если рассказ об обретении его мощей вполне историчен, то, я думаю, почитание было. Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О каком почитании идет речь? Если об официальном общерусском церковном почитании, то это одно дело...

Но для этого, как минимум, нужно утверждение Митрополитом. А в истории с мощами я митрополита не вижу.

Большое стечение богомольцев - вижу. духовенства какое-то - вижу. Даже Юрия Димитриевича - вижу. Митрополита - не вижу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Голубинский фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом.

Голубинский считает, что общецерковное прославление было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.

Но если Сергий канонизирован в Католической Церкви папой Николаем V в 1449 году (если это так) значит общецерковное прославление произошло раньше Ионы.

Но, по видимому, не намного.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 лет спустя...

Бенедикт и Сергий — апостолы возрождения

Бенедикт и Сергий — апостолы возрождения

Принято, сравнивая западных и восточных святых, ставить рядом Сергия Радонежского и Франциска Ассизского. Мне же кажется, что с гораздо большим основанием можно видеть в Сергии небесного брата святого Бенедикта — по судьбе, характеру духовности, влиянию на монашество и Церковь в целом. Зачем вообще сравнивать? Чтобы лучше понять далёкое – через близкое, чужое – через родное. Сравнение не имеет смысла, если оно искусственно, надумано; если же исходит из глубинного родства – может принести пользу.

Человек, ищущий Бога, уходит от мира в пустыню – эта история совершенно архетипична, и мы наблюдаем её вновь и вновь. «Жажда одиночества, тишины, свободы – это и есть жажда «освободить» время от загромождающих его мертвых тел, сделать его тем, чем оно должно быть, – вместилищем, чашей вечности…» — объяснял о. Александр Шмеман.  Так вышел из своего города в неизвестность Авраам. «Его первой молитвой на протяжении этих дней и дорог было молчаливое внимание, постоянная обращённость к Богу», — пишет об Аврааме о. Жак Лёв.  Так ушёл в пустыню Иоанн Креститель. Так поступил перед началом проповеди Царства и сам Иисус. Так продал наследство и поселился в пустыне молодой египтянин Антоний…

Так, оставив учёбу в слишком светском Риме, ушёл в горы Субиако в начале VI века юноша из христианской семьи, носящий имя Благословенный, Benedictus. Несмотря на молодость, он имел основания бежать от славы чудотворца – разбитый его старой служанкой чужой кувшин восстановился по его молитве. Глубокая молитва отмечает уже его юность, она станет частью девиза основанного им ордена. После трёх лет одиночества при тайной поддержке единственного монаха из монастыря неподалёку,  который делился с юным отшельником скудной пищей, Бенедикта случайно обнаруживают священник и пастухи. Последние становятся его кормильцами, а Бенедикт – их духовным наставником.  Адальбер де Вогюе пишет: «Искушение, героический отказ, духовное влияние не ближнего – три этих факта объединились в цикл, которому суждено было повториться».

Подобным образом через восемь столетий – срок больший, нежели отделяющий нас от Сергия, – уйдёт в лес, но без столь явно известного нам повода, юный боярский сын Варфоломей с братом Стефаном; так же ища абсолютного уединения вне монастыря, куда уйдёт вскоре не выдержавший Стефан. И через несколько лет одиночества, искушений, молитвы снова произойдёт по евангельскому слову: «не может укрыться город, стоящий на верху горы», и к выстоявшему и духовно опытному Варфоломею, принявшему монашеский постриг под именем Сергия, начнут стекаться ученики.

Бенедикта же с его славой духовного наставника позвали монахи одного из местных монастырей, лишившиеся аббата. Здесь его ждали предательство – слишком требовательного настоятеля попытались отравить, чудесное избавление – на этот раз кувшин с отравленным вином после привычного начертания креста, наоборот, разбился, —  и тихий, тайный уход.

Таким же уходом отреагирует Сергий на зависть вернувшегося к нему в монастырь брата, считавшего, что по старшинству ему надлежит быть настоятелем. Оба настоятеля, Бенедикт и Сергий, вместо какого-либо выяснения отношений предпочли немедленно молча и скрытно уйти. Удивительно свидетельство биографа Бенедикта, папы Григория Великого: у него при этом было «спокойное лицо, и душа его была покойна». О последующем периоде жизни в созерцании святой Григорий говорит: «Он жил сам с собой под взглядом Бога».

Бенедикт повторит уход ещё раз, уже из первого своего монастыря в Субиако, чтобы избежать столкновения со смертельно завидующим ему местным священником Флораном, — только после этого ухода основан знаменитый монастырь Монте-Кассино на месте языческого храма – и тут Бенедикт не боится столкновения, разрушает алтарь и срубает священные деревья. Сергий же вернётся на Маковицу, в будущую лавру. Удивительно близка практика обоих настоятелей.

Монашеское Правило Бенедикта трезво, конкретно, практично, учитывает людское несовершенство, ведёт к святости не жёсткостью и принуждением, но увещаниями, заботой, молитвой на фоне труда, дисциплины и первенства молитвы. «Устав Св. Бенедикта написан для монастыря, в котором живут несовершенные монахи. Он предполагает, что в этом монастыре будут иметь место и жалобы, и дурное поведение. Он собирается узнать человеческую природу, работать с ней, и сделать людей лучше. … Св. Бенедикт понимал, что пишет Устав для обычных людей. … Св. Бенедикт учит нас, как быть практичным, умеренным, стойким. Он делится с нами своим здравым смыслом», — пишет брат Бенет Твидтен, OSB в предназначенном для облатов комментарии к Правилу.

И когда читаешь Ключевского: «Жизнеописатель, сам живший в братстве, воспитанном Сергием, живыми чертами описывает, как оно воспитывалось, с какой постепенностью и любовью к человеку, с каким терпением и знанием души человеческой. … Читая эти рассказы, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства», — рядом с образом Сергия встаёт образ Бенедикта.

Вот что пишет тот же историк о значении сергиева монастыря: «Так воспиталось дружное братство, производившее, по современным свидетельствам, глубокое назидательное впечатление на мирян. Мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество, и если его не встречали здесь словами «прииди» и «виждь», то потому, что такой зазыв был противен Сергиевой дисциплине. Мир смотрел на чин жизни в монастыре Преподобного Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие. … Надобно припомнить людей XIV века, и быт и обстановку, запас их умственных и нравственных средств, чтобы понять впечатление этого зрелища на набожных наблюдателей. Нам … трудно уже воспроизвести слагавшееся из этих наблюдений настроение нравственной сосредоточенности и общественного братства, какое разносили по своим углам из этой пустыни побывавшие в ней люди XIV в. Таких людей была капля в море православного русского населения. Но ведь и в тесто немного нужно вещества, вызывающего в нем живительное брожение».

Русский XIV век – это пора медленного восстановления после монгольского нашествия, и всего лишь пятый век с момента появления на Руси первых христиан. V-VI века Бенедикта Нурсийского – это время после завоевания Рима варварами. Хотя монашество на христианском Западе развивалось с середины IVвека и связано с такими именами, как Евсевий Верчелльский и Павлин Ноланский, Мартин Турский и Иероним, Августин и Иоанн Кассиан, отцом западного монашества считается именно Бенедикт. Бенедикт Анианский и Ромуальд, Бруно и Бернар; камальдулы, картузианцы, цистерцианцы, трапписты – всё это ветви от единого корня святого Бенедикта, его Правила и его ордена. Более полутысячи лет бенедиктинские монастыри были основными центрами культуры в Западной Европе; не случайно американский историк Томас Вудс назвал свою книгу «Как католическая церковь создала западную цивилизацию» — и бенедиктинцы были в авангарде этой работы. Роль, подобную Монте-Кассино, сыграла в истории Руси Троице-Сергиева Лавра: около 40 монастырей было основано учениками святого Сергия, от Галиции до Вологодчины, и из них, в свою очередь, вышли основатели ещё более 50 обителей. Не зря святого Сергия зовут «игумен земли Русской».

Ни Бенедикт, ни Сергий не оставили богословских или художественных произведений. Но богатый плод дали их духовные наследники: от монахов Беды Достопочтенного, Алкуина и Ансельма Кентерберийского, автора Salve Regina и Alma Redemptoris mater Германа Калеки – до облатов Томаса Мора, Романо Гвардини, Жака Маритена, Йозефа Ратцингера; до Андрея Рублёва и Даниила Чёрного – духовных «внуков» святого Сергия.

После гибели империи, слома всей народной жизни и самого государства – восстановление духовных сил и христианской жизни, сохранение культуры и цивилизации. Таковы оказались плоды наставничества Бенедикта и Сергия. В чём корни духовной силы этих святых, действующей сотни и тысячи лет? Оба – явные харизматики, люди глубокой молитвы, начавшие с радикального ухода от мира. Чудотворцы, воскресавшие мёртвых;  визионеры – Бенедикт видел весь мир, собранный в единый солнечный луч в сверхъестественном свете, Сергий – Богородицу с Петром и Иоанном и множество птиц, предвещавших множество его учеников; провидцы, предсказавшие свою смерть – Бенедикт за шесть дней, Сергий за шесть месяцев; оба заслужили славу миротворцев. И одновременно оба – наставники большой трезвости, умеренности, практичности, дисциплины, сдержанности; смиренные и трудолюбивые. Ora et labora, молись и трудись – вот завет обоих. Только так придёт мир.

Сергей Сабсай

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...