Перейти к содержанию

Бог-Личность?


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Влияние песрсонализма на богословие (полагаю, не только православное) отрицать невозможно. В некоторые пособиях по догматическому богословию термины "личность" и "лицо" употребляются как взаимозаменяемые. Однако "личность" - термин, как я понимаю, сравнительно поздний и совсем не тождественный каппадокийскому термину "лицо". Лицо - это ипостась *первая сущность у Аристотеля) разумной природы (кстати, кто первый дал это определение?). Понятие личности - набор индивидуальных качеств-идиом в их проявлении, правильно? Тогда вопрос: можно ли говорить именно о личности Христа как Бога воплощенного в богословском контексте?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос на пять!

Мое субъективное мнение - термин личность можно использовать в гомилетике или апологии низшего уровня допустимо. Но в догматике есть лица. и только лица.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же касается [слова] «лицо», «личность»,—то ему чрезвычайно трудно подобрать подходящее определение. В самом деле, если мы признаем, что всякая природа имеет личность, то, пытаясь провести различение между «природой» и «личностью», мы запутаемся в клубке неразрешимых [трудностей]. Если же мы не будем при­равнивать «личность» к «природе», нам придется решать, на какие природы распространяется личность, то есть каким природам подобает иметь личность, а какие несов­местимы с названием «личности».

 

Но одно-то уж во всяком случае очевидно, а именно: что подлежащим «личности» является природа, и ни о чем кроме природы «личность» сказываться не может...

 

Итак, поскольку личность есть только у субстанций, причем разумных; поскольку всякая субстанция есть природа; и поскольку, наконец, личность присуща не уни­версальному, а только индивидуальному, постольку опре­деление личности найдено: «Она есть индивидуальная субстанция разумной природы (naturae rationabilis individua substantia)». Однако этим определением мы обоз­начили то, что греки зовут upostasis (ипостась). А ведь слово «лицо» (persona) произошло совсем иначе: оно про­изведено от тех личин [или масок], которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных друг от друга людей. [Слово] persona образовано от [глагола] personare (громко звучать) с облеченным ударением па предпоследнем слоге. А если [произносить его] с острым ударением на третьем слоге от конца, сразу станет видна его связь со словом sonus (звук). И это не удивительно: ведь полая маска непременно должна усиливать звук.

 

''У греков также есть слово, обозначающее [театраль­ную] маску; prosoepon, оттого что она накладывается па лицо перед глазами: para tou pros tous oepas tithesthai. А так как гистрионы, надев маски, представляли в тра­гедиях и комедиях индивидуальных людей, отличаю­щихся дрлт от друга,— Гекубу или Медею, Симона или Хремета,- поэтому-то и прочих людей, которые узнают­ся каждый благодаря определенным своим чертам (formа), латиняне стали называть «лица» (personae), а греки — prosoepa.

 

Однако греки гораздо более четко обозначили индиви­дуальную субсистенцию (subsistentia) разумной природы, назвав ее upostasis, у нас же не хватает слов для обозначения, и потому мы сохранили переносное назваг ние, именуя «лицом» (persona) то, что они зовут upostasis(ипостась).

 

Боэций "Против Евтихия и Нестория", еще трактат называется "О двух природах"

 

https://uchebalegko.r...%80%D0%B8%D1%8F

(Распознание текста ужасное, греческие термины все я привел в латинской транскрипции)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у меня тут возникла дискуссия с првавославными на эту тему. и я обнаружил, что в обоснование того, что Бог личностен ничего кроме сугубо католических источников привести не могу

А какие на этот счет существуют источники, авторитетные для всех? Если можно с цитатами. Я товарисча тогда в эту тему сразу отправлю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Библия подойдет? ;)

а где именно в Библии написано слово "личность",?

 

Денис Кальвинист thanx

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А должно быть написано именно это слово? Из самого Писания вам не понятно, что Бог везде выступает как Личность, а не какая-то неведомая сила. Попробуйте ориентироваться на слово "лицо", которое употребляется в отношении Господа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А должно быть написано именно это слово? Из самого Писания вам не понятно, что Бог везде выступает как Личность, а не какая-то неведомая сила. Попробуйте ориентироваться на слово "лицо", которое употребляется в отношение Господа.

мне все понятно, если Вы обратили внимание, в головном посте спрашивалось про авторитетные для обеих Церквей источнки. Полагаете, Ваше мнение относится к таковым?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе уточнить, что Бог, не 1 личность, а 3.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе уточнить, что Бог, не 1 личность, а 3.

Вот я тоже как-то всегда так думал, однако

 

Ратцирнгер "Введение в Христианство":

Личность не может быть в абсолютно единственном числе. Поэтому в понятие личности необходимо включить преодоление единственного числа. В то же время мы должны сказать, что исповедание Бога как Личности, которая существует в Трех Лицах, взрывает изнутри наивное антропоморфное понятие о личности. В зашифрованном виде здесь говорится о том, что личный характер Бога бесконечно превышает человеческую личность, так что понятие личности, сколь много ясности оно ни вносит, оказывается всего лишь недостаточным уподоблением.

 

ой, а я сперва не посмотрел а для Вас Ратцингер не авторитет :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

мне все понятно, если Вы обратили внимание, в головном посте спрашивалось про авторитетные для обеих Церквей источнки. Полагаете, Ваше мнение относится к таковым?

Полагаете, что Библия - не авторитетный источник для "обеих Церквей"?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полагаете, что Библия - не авторитетный источник для "обеих Церквей"?

а причем тут Библия? Вы Библию не цитируете. А Ваши интерпретации не являются авторитетными.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я пока что ничего не интерпретировала. Я предлагала вам почитать Библию.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. (Исход 3:14)

 

Открывая Свое сокровенное имя — Ягве, «Я есмь Тот, Кто есть», или «Я есмь Тот, Кто есмь», или также «Я есмь Тот, Кто Я есмь», — Бог говорит, Кто Он и каким именем следует Его называть. Это имя Божие таинственно, так как Бог есть тайна. В одно и то же время это откровение имени и как бы отказ от имени, и тем самым оно всего лучше выражает Бога так, как Он есть, бесконечно выше всего, что мы можем понять или сказать: Он есть «Бог сокровенный» (Ис 45, 15), Его имя неизреченно, и Он есть Бог, Который приближается к людям.

 

Открывая Свое имя, Бог одновременно открывает Свою верность, простирающуюся извечно и во веки веков, действующую как в прошлом («Я Бог отца твоего», Исх 3, 6), так и в будущем («Я буду с тобою», Исх 3, 12). Бог, открывающий, что Его имя — «Сущий», открывается как Бог, Который всегда присутствует возле Своего народа, чтобы спасти его.

ККЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор вообще не имет смысла, ибо основан на языковом недоразумении. По английски у Бога three Persons, по-латыни - Personae tres. Русское слово "личность" переводится на эти языки этими же словами. Различие слов "Лицо" и "Личность" примочка не на все языки переводимая. Или переводимая неоднокоренными словами...

 

Что там по-немецки, интересно, было написано у Й. Ратцингера во "Введении в христианство"?! ЧтО перевели "Личностью"? :(

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что там по-немецки, интересно, было написано у Й. Ратцингера во "Введении в христианство"?! ЧтО перевели "Личностью"? :(

А Вы русский текст почитайте, этого, имхо, довольно. Там он, на самом деле довольно много обсуждает языковой вопрос, поясняя и греческие и латинские термины и их происхождение и их обычные переводы. Так что контекста довольно, чтобы не нужно было обращаться к немецкому оригиналу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Бог - 1 личность, то как понять место Писания в котором гвоориться "Ибо Отец не судит никого, но отдал суд Сыну". Или чуть выше "И покажет ему еще большее так что вы удивитесь".

Врядли Бог- чревовещатель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Бог - 1 личность, то как понять место Писания в котором гвоориться "Ибо Отец не судит никого, но отдал суд Сыну". Или чуть выше "И покажет ему еще большее так что вы удивитесь".

Врядли Бог- чревовещатель.

А Если Бог один, то как понять место Писания в котором говориться "Ибо Отец не судит никого, но отдал суд Сыну". Или чуть выше "И покажет ему еще большее так что вы удивитесь".?

Врядли у Бога шизофрения. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно об этом я и говорю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Бог - 1 личность...

Бог - не одна Личность (Лицо), Он - одна сущность, природа или субстанция.

Личностен же Бог в том плане, что Ему подобает при одной сущности быть в трех Лицах.

исповедание Бога как Личности, которая существует в Трех Лицах

Выражение более чем странное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно об этом я и говорю.

 

Проблема в том, что Бога не стоит ограничивать той или иной моделью субъективности (как "личность") которой мы описываем человека

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На английском это так

 

6d696347c868.png

Бог - это всегда Лицо (Отец, Сын и Дух), однако этот же Бог существует в Трех Лицах, что подрывает антропоморфные модели субъективности. Думаю, что мысль Ратцингера ясна

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это же мысль Боэция из Utram Pater et Filius et Spiritus Sanctus de Divinitae Substantialiter Praedecentur

 

"Поэтому все, что присваивается божественной субстанции, должно быть общим для Троих, а то, что, все утверждаемое таким образом, присваивается (каждому) одному (из этих) Троих, которые собраны воедино, является чертой предикации касательно субстанции Божества. Таким образом, если утверждаем "Отец - Бог, Сын - Бог, Святой Дух - Бог", то Отец, Сын и Дух есть один Бог. Поэтому, если Божество есть их единой субстанцией, то и имя "Бог" можно присуждать Божеству по субстанции"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...