Перейти к содержанию

Убийство на войне: грех или нет?


Tigran1245
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вообще для представителя народа Божия характерен довольно широкий допустимый диапазон поведения. От предания себя в руки врагов, подобно Христу или св. Серафиму Саровскому до вступления в бой с врагами - подобно опять же Давиду или св. Жанне д'Арк, или св. Георгию. Главное, вполне возможны случаи, когда христианин берет меч в руки, и это не является грехом.

 

Я бы добавил, что это не просто диапазон допустимого поведения, но и на каждом из этих путей можно стяжать святость. Мартин Турский - святой и Людовик Святой - святой.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот кстати, в Европе одно время было такое движение - люди специально ехали в Аль-Андалус с целью принять мученичество. План был такой - приехать в Толедо, встать на площади перед главной мечетью и громко вслух исповедать Христа Богом. И быть немедленно умученным. План срабатывал всегда, т.е. их умучивали. Церковь это, вроде, не запрещала, но ни один из этих людей не канонизирован. Среди первых францисканцев тоже было популярно поехать в мусульманские страны проповедовать. Живым вернулся, насколько я знаю, один Франциск (и ещё святой Антоний, который не смог сойти с корабля из-за лихорадки). Тоже ни один не канонизирован. А вот среди военных канонизированы о довольно многие. То есть людей, уходивших в монастыри, канонизировали, выбравших войну бывало тоже, а вот избравших мученичество самоцелью или нарочитым средством проповеди иноверцам - ни одного.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для католиков, все понятно и разъяснено Католической Церковью относительно поведения христиан во время войны. Не вижу никаких оснований для вольнодумства, чтобы еще что-то фантазировать помимо того, что уже истинно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот кстати, в Европе одно время было такое движение - люди специально ехали в Аль-Андалус с целью принять мученичество. План был такой - приехать в Толедо, встать на площади перед главной мечетью и громко вслух исповедать Христа Богом. И быть немедленно умученным. План срабатывал всегда, т.е. их умучивали. Церковь это, вроде, не запрещала, но ни один из этих людей не канонизирован. Среди первых францисканцев тоже было популярно поехать в мусульманские страны проповедовать. Живым вернулся, насколько я знаю, один Франциск (и ещё святой Антоний, который не смог сойти с корабля из-за лихорадки). Тоже ни один не канонизирован. А вот среди военных канонизированы о довольно многие. То есть людей, уходивших в монастыри, канонизировали, выбравших войну бывало тоже, а вот избравших мученичество самоцелью или нарочитым средством проповеди иноверцам - ни одного.

 

Так может быть это от того, что люди, занимающиеся канонизацией исходили из политических целей, не из христианских?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что вполне справедливо, кто первый нанес удар - тот и агрессор.

В поединке Давид сумел нанести удар первым и убить Голиафа. Давид получается агрессор?

 

Другая ситуация. Война уже шла, это был эпизод войны. К тому же это был поединок по обоюдной договоренности, где обе стороны открыто продекларировали свои намерения. Это как если бы две страны друг другу объявили войну и сошлись бы в чистом поле, подальше от гражданских объектов. Увы, так никто не воюет лет 200 уже.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так может быть это от того, что люди, занимающиеся канонизацией исходили из политических целей, не из христианских?

 

У Вас ложное противопоставление - христианские цели и политические. Политические цели могут быть (или не быть) христианскими, а христианские в определенных ситуациях - и политическими.

 

По существу - цели были, я думаю, скорее педагогическими.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самоубийство как грех против Бога не принимаем. Но добровольное убийство самого себя в целях пожертвования есть добродетель, если это вообще можно назвать самоубийством. Например, офицер обязан застрелиться, чтобы данные о местонахождении союзников не попали в руки противника. И это будет подвиг. Или, например, множество мучеников в первые века христианства обрывали свою жизнь сами, чтобы не быть обесчещенными. Не скажу за католиков, но такое мнение в православии.

У св. Фомы сказано: смысл заповеди "не убий" состоит в том, что человек не должен убивать по своему произволению, но лишение жизни другого возможно, если так велит Бог (propria auctoritate). Ибо сам Бог этой заповедью не отнимает у Себя власти умертвлять: “Я умерщвляю и оживляю” [Втор 32:39]. “Возмездие за грех – смерть” [Рим 6:23]. Но то, что законно для Бога, законно и для Его служителей в соответствии с тем, что им поручено Богом (например, охранять порядок, закон, блюсти мир, наказывать виновных и т.д.). “Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду” [Притч 8:15]. И еще про правителей: “Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга” [Рим 13:14].

 

И если законно убивать только по воле Божьей, то законно и себя убивать только по воле Божьей или по велению Святого Духа, как это было в случае с Самсоном (Si ergo hominem non licet occidere, nisi auctoritate Dei: ergo nec seipsum, nisi vel auctoritate Dei, vel instinctu spiritus sancti, sicut dicitur de Samsone).

В этом же ключе Фома упоминает историю, приводимую Августином - с девственницами, которые покончили с собой:

"Но, говорят, многие святые женщины, избегая во время гонений преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла их и утопила; и хотя они умирали таким образом, их мученичество, однако, весьма почитается католической церковью" ("О граде Божьем", I, 26)

 

Thomas Aquinas, Collationes in decem praeceptis.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самоубийство как грех против Бога не принимаем. Но добровольное убийство самого себя в целях пожертвования есть добродетель, если это вообще можно назвать самоубийством. Например, офицер обязан застрелиться, чтобы данные о местонахождении союзников не попали в руки противника. И это будет подвиг. Или, например, множество мучеников в первые века христианства обрывали свою жизнь сами, чтобы не быть обесчещенными. Не скажу за католиков, но такое мнение в православии.

У св. Фомы сказано: смысл заповеди "не убий" состоит в том, что человек не должен убивать по своему произволению, но лишение жизни другого возможно, если так велит Бог (propria auctoritate). Ибо сам Бог этой заповедью не отнимает у Себя власти умертвлять: “Я умерщвляю и оживляю” [Втор 32:39]. “Возмездие за грех – смерть” [Рим 6:23]. Но то, что законно для Бога, законно и для Его служителей в соответствии с тем, что им поручено Богом (например, охранять порядок, закон, блюсти мир, наказывать виновных и т.д.). “Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду” [Притч 8:15]. И еще про правителей: “Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга” [Рим 13:14].

 

И если законно убивать только по воле Божьей, то законно и себя убивать только по воле Божьей или по велению Святого Духа, как это было в случае с Самсоном (Si ergo hominem non licet occidere, nisi auctoritate Dei: ergo nec seipsum, nisi vel auctoritate Dei, vel instinctu spiritus sancti, sicut dicitur de Samsone).

В этом же ключе Фома упоминает историю, приводимую Августином - с девственницами, которые покончили с собой:

"Но, говорят, многие святые женщины, избегая во время гонений преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла их и утопила; и хотя они умирали таким образом, их мученичество, однако, весьма почитается католической церковью" ("О граде Божьем", I, 26)

 

Thomas Aquinas, Collationes in decem praeceptis.

 

Согласен.

 

Другой вопрос, как определить, когда правители выносят приговор о, например, казни согласно с волей Бога, а когда - нет? И виновен ли солдат, выполняющий преступные приказы, если он считает, что это согласно с волей Бога?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...