Перейти к содержанию

Патриарх УГКЦ?


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В случае с УГКЦ я даже не знаю какая ещё самостоятельность у них может быть. Так что патриарший титул в практическом плане вряд ли что добавит. Де факто вл.Станислав патриарх, хоть и именуется Верховным архиепископом. Жа и подчиняются ему митрополиты.

вл Святослав :)

Патриархат - это претензия на окормление всех христиан греко-византийского обряда на всей Украине. Вполне в русле унийно-экуменической политики УГКЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю все же РПЦ.

Путин с нами всего-то 20 лет, а "патриархат" не дают значительно дольше, лет 50 если я ничего не путаю.

Если точнее - с 1975 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В случае с УГКЦ я даже не знаю какая ещё самостоятельность у них может быть. Так что патриарший титул в практическом плане вряд ли что добавит. Де факто вл.Станислав патриарх, хоть и именуется Верховным архиепископом. Жа и подчиняются ему митрополиты.

вл Святослав :)

Патриархат - это претензия на окормление всех христиан греко-византийского обряда на всей Украине. Вполне в русле унийно-экуменической политики УГКЦ.

Ну так УГКЦ и так окормляет всех украинских греко католиков причём не только на Украине, но и во всей диаспоре. В одной Канаде 8 епархий, включая одну митрополию.

Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так УГКЦ и так окормляет всех украинских греко католиков причём не только на Украине, но и во всей диаспоре. В одной Канаде 8 епархий, включая одну митрополию.

Закарпатские (русинские) греко-католики самостоятельны.

Ну а кроме того, когда я говорил о христианах греко-византийского (или восточного) обряда, я имел в виду и всех православных Украины.

УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, ЕПУЦ, СЦУ, ПЦУ - тысячи их!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем цель?

Катехизис у них свой - что еще?

1000019964.jpg

Кстати насчет катехизиса.

В католическом катехизисе (на этой картинке), если мне не изменяет память, написано что иметь другие катехизисы вполне нормальная ситуация.

Так что на наличие своего катехизиса Католическая Церковь смотрит одобрительно. (другое дело его содержимое, тут могут быть варианты).

Не просто "нормальная ситуация" - крайне желательно, чтобы в епархиях и поместных Церквях выходили катехизисы, ориентированные на особенности местного религиозного уклада и при этом связанные с ККЦ как со своим исходным нормативным и генеральным источником.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не РПЦ, а Путина. :)
Думаю все же РПЦ.
Думаю, всё же оба варианта пальцем в небо))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шевчук просил недавно у Франциска патриарший статус, но не дали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во Львовской, Ивано-Франковской и Волынской областях между униатами (западенцами) и латинянами (остатками поляков) противоречия столь глубоки и традиционно столь непримиримы, что, думаю, у Ватикана нет желания обострять их введением патриаршества в УГКЦ - поляки категорически против этого, а их влияние в Риме традиционно сильное.

 

Так что не смотря на землячество Шевчука и Франциска, вряд ли стоит ждать униатского патриаршества в этот понтификат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... украинские грекокатолики ничтоже сумняшеся, в присутствии кардинала Андре Вент-Труа и прочих латинян, поминали арх. Святослава как патриарха.

https://www.youtube.com/watch?v=r2ljCt0snnI

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

В небольшом волынском городе Брест в 1596 г. был подписан договор о заключении союза между православной и католической церковью. Киевская митрополия установила церковное общение с Римом, тем самым войдя в состав католической церкви. С одной стороны, это послужило появлению новой институции – Киевской Униатской Церкви. Хотя, конечно, сами греко-католики не согласятся с такой концепцией. После периода правления кардинала Любомира Гузара общепринятая историография УГКЦ относит себя к Х веку и крещению князем Владимиром Руси. Официально греко-католическая церковь считает себя «церковью Владимирова Крещения», а Берестейскую Унию лишь одним из этапов развития, когда было установлено сопричастие с Римом.

 

Но даже если принять такую точку зрения, то все равно договор четырехсотлетней давности в Берестечке нельзя считать рядовым событием. Это был эпохальный исторический поворот, давший импульс новому типу религиозной культуры, который историки характеризуют как Ecclesia Unita в противовес конфессиональным концептам Ecclesia Romana и Ecclesia Graeca.

 

Однако, с другой стороны, в жизни простых верующих фактически ничего не изменилось. Большинство адептов новой церкви в то время, скорее всего, даже не поняли, что произошла смена культурной парадигмы. Ведь для большинства верующих вопросы канонического подчинения и догматики сугубо вторичны перед ритуалом. А богослужебная сторона униатской церкви осталась без изменений – православный византийский обряд. Даже формула «вас и всех православных христиан» осталась в греко-католической литургии, демонстрируя, что на бытовом уровне никаких изменений не произошло.

 

«Мост единства»

 

Первоначальным основным акцентом была идея единства. Это видно даже по самому названию – Униатская церковь, то есть объединенная. Термин «греко-католическая» появился уже позднее, в конце XVIII века, с подачи австрийской императрицы Марии Терезии. На протяжении всего XVII в. между Униатской и Православной частями Киевской митрополии велись переговоры по объединению. На повестке дня православного митрополита Петра Могилы даже была идея создания объединенного Киевского патриархата, который был бы одновременно в церковном общении и с Римом, и со Стамбульским патриархом.

 

Фактически еще четыре столетия тому назад украинские иерархи были по сути вдохновлены идеей экуменизма – движения за единство церквей. Украина должна была стать мостом, соединяющим христианский Восток с Западом. В силу уникального географического расположения, близости к различным центрам религиозной культуры и историческому опыту проживания в конфедерации Речи Посполитой, это место было идеальным для подобного религиозного эксперимента. Объединиться древнему Риму и Новому Риму было бы очень сложно в силу как назревших культурных отличий, так и сформированных традицией особых мнений о собственном величии каждого.

 

Но идея состояла как раз в том, чтобы сначала объединились между собой составные части Православной и Католической церквей – Униатская и Православная части Киевской митрополии. Это бы установило сопричастие между ними, а значит через них между Римом и Стамбулом.

 

Национальная церковь

 

Однако проект объединенного Киевского патриархата так и не был реализован. И православные пошли своим путем, а униаты – своим. Первых довольно скоро поглотил Московский патриархат и начал постепенно переваривать. Унифицировались практики московской и киевской церквей. Вернее, особенности первой доминировали, а второй стирались. Поменялся даже богослужебный язык. Церковно-славянский с украинским произношением был заменен таким же, но только с русским акцентом.

 

Иной была ситуация у греко-католиков. Им повезло больше. Они оставались под властью Речи Посполитой, а потом и Австро-Венгрии. Но это были иноверные им сообщества, а потому украинцам-униатам было легче сохранить свою национальную идентичность, поскольку она до европейской весны народов во многом заключалась в особенностях религиозного вероисповедания. Даже несмотря на то, что поляки всячески пытались ассимилировать украинцев, именно восточный обряд оберегал их от латинизации и полонизации, при этом вхождение в юрисдикцию Католической церкви делало униатов как бы своими. Они тоже были частью большой вселенской церкви и были подвластны Папе Римскому, но из-за особенностей обрядовой культуры могли сохранять идентичность. Таким образом униатство стало уникальным феноменом, который помог западным украинцам сохранить свою национальную идентичность и устоять перед ассимиляцией со стороны поляков.

 

Во многом именно благодаря усилиям греко-католической церкви и ее священников проходили процессы национального возрождения. Без сомнения, главный творческий кружок национальной интеллигенции, положивший начало этно-культурному возрождению украинства – «Руська трійця» (в украинском языке термин «руська» относится к Киевской Руси, а все, что относится к России, описывается прилагательным «российский» – прим. авт.), состоял из трех греко-католических священников – Маркиана Шашкевича, Якова Головацкого и Ивана Вагилевича.

 

Греко-католическая церковь наиболее полно сохранила национальную идентичность своей паствы. И если посмотреть на украинскую диаспору, то самыми патриотическими будут именно униатские эмигранты.

 

Помощь и влияние

 

То, что значительная часть украинцев – около пяти миллионов в самой Украине и еще столько же в диаспоре – являются прихожанами греко-католической церкви, приносит определенные дивиденды. Во-первых, это возможность организации помощи Украине. Папа Римский Франциск выделяет миллионы евро на благотворительные программы для беженцев с Донбасса в рамках проекта «Папа для Украины», поскольку в этой стране есть его паства.

 

Во-вторых, это возможность влияния. Папа Иоанн Павел ІІ оказывал информационное и политическое давление на СССР, фактически заступаясь за свою паству. А сейчас президент Зеленский предлагает Путину Ватикан как место переговоров между Россией и Украиной. Кроме того, это возможность строить горизонтальные связи, налаживать мосты дружбы в самой большой религиозной организации планеты.

 

В-третьих, вхождение в универсум католической церкви дает свои привилегии. Украинские иерархи имеют возможность быть включенными в глобальную политику Святого Престола, а кардиналы из Украины участвуют в конклаве, на котором избирают Папу Римского.

 

***

 

Украинская греко-католическая церковь могла бы стать национальной конфессией украинцев по типу Армянской церкви. Она так же хорошо сохраняет, оберегает и приумножает национальную культуру и укрепляет идентичность своего народа. Она была бы отличным антиподом экспансионистской католической Польше и православной России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

— Были ли какие-то попытки общения непосредственно с УГКЦ со стороны руководства РПЦ?

 

— Нет. Для них мы остаемся просто препятствием, трудностью. У меня были маленькие встречи с русскими, и я сделал вывод: они уверены, что если ты русский, то должен быть православным. И наоборот — если ты православный, тогда ты действительно русский, или, в нашем случае, украинец. А если ты православный, то ты не католик. Все довольно просто. Для них католик — это латынник, латинской традиции. То есть «не наше». Это неправильно. И мы своим существованием эти простые постулаты отрицаем. Мы, видите, и православные по традиции, и католики, объединенные с Апостольской столицей в Риме. Как говорил Папа Римский во время празднования 1000-летия Крещения Киевской Руси, «православная вера, католическая любовь». Православными мы являемся в вере, католиками — в любви, в единстве.

 

— УГКЦ считают «церковью Галичины». Может ли быть статус патриархата у региональной церкви? Ведь поместная церковь должна охватывать всю страну.

 

Наш идеал — одна поместная церковь и один патриарх, который будет сидеть в Святой Софии в Киеве. Мы хотим вернуться к этому. Я об этом сказал и здесь, и в Риме: когда мы говорим о патриаршем строе для греко-католиков,мы не хотим, чтобы он стал формой отделения нас от православных братьев. Для нас патриархат — не завершение. Для нас это средство для достижения более серьезной цели — единства Киевской церкви, которая была вначале. Патриархат — это путь, а не венец мечтаний. Мы строим Патриарший собор в Киеве. Нам говорят: вот, вы строите собор на Левом берегу в противовес Софийскому на Правом. Нет. Мы не строим свой собор в качестве альтернативного христианского центра. Только как временный. До тех пор, пока единый патриарх не сядет в Святой Софии.

 

— На этих утверждениях основываются обвинения в ваш адрес в том, что вы хотите присоединить всех украинских христиан к Католической церкви.

 

Я хочу, чтобы церковь была единой. Это не означает, что все должны стать католиками или присоединиться к нам. Я хочу, чтобы все были в Христе одними. Когда патриарх Кирилл хочет общаться с патриархом Запада Папой, разве это означает, что он собирается «католичиться»? Нет, это означает, что они хотят быть вместе в Христе. По крайней мере, я на это надеюсь. В этом суть экуменизма — быть одним. Единство не может быть иным, нежели общение разных и равных. Это является идеалом церкви. Христос говорил на арамейском языке, но он не настаивал, чтобы все говорили на арамейском. Нас объединяет Христос, а не какие-то внешние вещи.

 

https://youtu.be/3rThZFp374k

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перевод краткий того, о чем говорит Любомир Гузар: «Иисус Христос основал одну Церковь - одну единую. И мы каждый раз, проговаривая символ веры, говорим: Веруем в единую Церковь! Значит мы - люди, через наши грехи поделили Церковь. Мы говорим, что в Украине 4 Церкви: 3 православных и одна греко-католическая, но это неверно. У нас одна Церковь, но разделенная, ибо Христос только одну Церковь создал. Мы - люди разделили эту одну, я конкретно говорю - Киевскую Церковь. А теперь, мы - украинцы, внутри нашего украинского общества, должны подумать: как вернуться к первоначальному единству? К той единой Церкви, которую учредил равноапостольный князь Владимир. Мы обязаны работать для единства Церкви. Митрополит Шептицкий занимался этим всю свою жизнь, и много для этого сделал. Его экуменическое мышление является нам указанием, что и как делать».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...