Перейти к содержанию

Церковь осуждения. Как быть с современной сакральной архитектурой?


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1_G8vH3XP8Xm-Z_9nxLojRQw.jpeg

 

«Освящая, епископ рыдал!» — шутят, давая оценку внешнему виду ряда новых храмов. Некоторым даже кажется, что эксперименты современных архитекторов потворствуют секуляризации и ослаблению веры.

 

В обсуждениях новых церковных зданий, легко обнаруживаемых на просторах интернета, нередки весьма «христианские» комментарии: «Архитектора?—?на костёр!», «Так строить нельзя!», «Церковь не может быть такой!!!», «Прости им, Боже, ибо не ведали, что творили!» и т.д.

Интерес вызывают вовсе не сами исполненные сарказма и радикализма реплики (хотя они, конечно, «рисуют» образ христианского поведения как чего-то лицемерного [2]).

 

Любопытно то, почему новые формы сакральной архитектуры пробуждают у большого количества верующих неприятие. Доходит даже до того, что отдельный приход или даже городское сообщество «разделяется» на тех, кто принимает новое здание, и на тех, кто его принять не может [3].

 

1_cvxErmAiu5_na2uutbB-CA-1000x750.jpeg

Церковь святого лика – первая в Турине, построенная в 21 веке. Возведена на территории бывшего крупного промышленного района, в котором почти 60 лет находились цехи Michelin, Teksid, Deltasider SpA, Pianelli & Traversa, а также различных сталелитейных заводов. Внешний вид чем-то напоминает какую-то деталь механизма, что-то с «зубчатой передачей» / Фотография: zeroundicipiu.it

 

К сожалению, рамки и формат этой статьи не предоставляют возможности полноценно осветить вопросы восприятия традиционных форм и современного искусства в обществе. Тем не менее, стоит сказать, что отказ от привычных решений в архитектуре церковных зданий, вне всякого сомнения, становится своего рода «вызовом», «громким заявлением», выделяясь просто в силу своей «инаковости».

 

«Чужеродность», отрицающая историзм и, до некоторой степени, традицию (если хотите?—?«школу»), рождает сомнения в намерениях и компетенциях художника, архитектора. Кажется, именно это «подозрение» в «непрофессионализме», «неискренности», «неверии» и других «не-» современных художников – и перерастает в общественное осуждение.

 

1_uyJQRtB20-MSiq8eDjjMhQ-1000x667.jpeg

 

В плане основной неф церкви представляет из себя семиугольник, который окружают семь башен. Семь?—?число, постоянно встречающееся в этой церкви и отсылающее к семи дням Творения, семи добродетелям, семи печатям в «Книге жизни», семи ангелам, семи чашам, семи Церквям из Апокалипсиса и т.д. Фотография: worldarchitecturenews.com

 

Эту «теорию осуждения» можно доказать «от обратного» на примере «с холодильником». Наверняка у многих из вас на нём висят рисунки младших членов семьи. Помещены они на самое «видное и доступное» место не случайно, но вовсе не по той причине, что исполнены мастерски и с «глубоким пониманием». Рисунки помещены туда как свидетельство любви к ребёнку и ценности общего опыта конкретной семьи. Ребёнок как художник не может быть заподозрен в неискренности, а требовать от него художественной выправки никто не станет. Таким образом, семья «принимает» творчество ребёнка, потому что принимает и самого ребёнка, и разделённый с ним общий опыт.

 

1_CodzjFqAbluHu7V9tBuBSg-1000x750.jpeg

 

Здание, с одной стороны, визуально напоминает о «промышленных, профанных, корнях» местности, а с другой стороны?—?насыщено христианскими символами, «неочевидность» которых связывается с «неочевидностью» и Христова Рождества и Страстей Господних, появившегося на свет и умершего в «неочевидном», «неподобающем» Ему месте. Так, например, рядом со зданием преднамеренно оставлена, будучи окруженнённой стальной спиралью с тонкими иглами?—?«терновыми шипами»?—?башня-дымоход (через которую сейчас отводится отработанный воздух из систем вентиляции и кондиционирования церкви). Спираль «уводит» ко кресту, расположенному на верху. tripadvisor.com

 

Но что случается с произведениями того же ребёнка, если его опыт и искренность уже можно подвергнуть сомнению в силу, скажем, возраста? Случается осуждение [4]. Нередко даже и скандал. Неужели никогда не фыркали вы сами (или не помните, как фыркали ваши собственные родители), заглядывая в комнату к подростку, «оформленную» по его вкусу?

 

1_mC4uAjqqmaAkcmDHFN_VGA-430x600.jpeg

 

Главный алтарь церкви стоит на оси «лицом» к городу. На алтарной стене?—?Пресвятой Лик Христа с Туринской Плащаницы. Внутреннее пространство легко освещается естественным светом благодаря световым люкам в куполе и полых башнях. Фотография: zeroundicipiu.it

 

«Осуждаемые» решения в архитектуре тоже могут свидетельствовать о несоответствии опыта архитектора опыту конкретного сообщества, а в случае с сакральной архитектурой?—?под «подозрение» попадает и вопрос «благонадёжности в вере».

Примечательно, что и многие святые во время своей жизни были весьма осуждаемы за свои «смелые» изречения только и только потому, что окружение считало их «неискренними».

 

Так было, например, с Терезой из Лизьё [5], открыто заявлявшей о своём желании «стать святой». Окружение понимало это как желание быть почитаемой, в то время как опыт веры самой Терезы озвучивал в этих словах всецелое намерение быть близко Богу, быть неразрывно с ним связанной.

 

Итак, хотя и очевидно, что «намерения» художника не всегда плохи, а осуждение?—?не всегда справедливо, выраженный в новой архитектуре манифест «чуждого» опыта всё равно продолжает вызывать подозрения и толки.

 

1_4ql-IAnDMATkX-2h6QcGGg.jpeg

 

Лавки-ящики и деревянная отделка?—?тоже способ напомнить о промышленном прошлом райна. Фото: gettyimages.co.uk

 

1_p_sJDAQuiIhdlWUDsd9hmw.jpeg

Пресвятой Лик Христа выполнен из камня и стилизован под «пиксели»: новое, «цифровое» видение окружающего мира на многочисленных экранах и в распечатанных фотографиях?—?часто лишает его «глубины», но даже и в этот «плоский мир» архитектор желал «впустить Христа». Фотография: gettyimages.co.uk

 

Примечательно, что и Церковь, говоря о «допустимом» в сакральном искусстве, ставит вопрос не об определённой его форме, а о значимости интенции художника, выражающей «должное» почтение святому: «Церковь никогда не считала какой-либо художественный стиль своим собственным, но признавала художественные стили всякой эпохи согласно характеру и положению различных народов и требованиям различных обрядов, создавая на протяжении веков сокровищницу искусства, которую надлежит хранить со всяческой заботой. Современное искусство, а также искусство всех народов и стран, должно обладать в Церкви свободой выражения, если оно с должным благоговением и должной честьюслужит священным храмам и священным обрядам, чтобы благодаря этому оно могло присоединить свой голос к тому дивному песнопению славы, которым величайшие мужи воспели католическую веру за прошедшие века» [6].

 

Тем не менее, говоря о Литургии (а именно для неё создаётся церковное здание в первую очередь), Церковь настаивает на том, что «…вводить какие-либо новшества надлежит лишь тогда, когда этого требует подлинная и несомненная польза Церкви, причём следует позаботиться о том, чтобы новые формы неким органическим образом вырастали из уже существующих. По мере возможности нужно также проследить за тем, чтобы не возникало значительных различий в обрядах между регионами, соседствующими друг с другом» [7].

 

1_-lZdHzIIZMrtZ7dTvwdSuA-750x1000.jpeg

 

Вид на церковь снаружи. Фотография: tripadvisor.com

 

Важно, что, если так можно выразиться, «функция» (т.е. Литургия, живой опыт) служит основанием, «образом-парадигмой» [8] облику церковного здания. Вопросы иеротопии [9], т.е. сотворения сакральных пространств,?—?новая и весьма интересная область серьёзных научных исследований. Но и без научного взгляда многими здание церкви интуитивно понимается как знак присутствия и действия Христа (Мистического Тела Христова) на земле, т.е. знак «живого опыта христианина». Эта интуитивность рождает такие же внутренние «требования» к церковным зданиям. Подобные «требования» могут разделяться более крупными общинами, а могут быть исключительно индивидуальными.

 

Скажем, если верующий понимает христианство в первую очередь как необходимость самозабвенного служения ближнему, то дорогое здание, изобилующее различными украшениями, закономерно покажется ему бестолковым: пустой тратой средств, которые можно было бы пожертвовать нищим. Самым оптимальным зданием церкви для такого христианина будет экологическая, энергоэффективная и недорогая в строительстве конструкция, лишённая ненужных украшательств.

 

1_MQNqULVCbBZhEeeZS386VA.jpeg

 

Строительству этой церкви предшествовали широкие дебаты, разделившие как туринское духовенство, так и верующих. Фотография: en.wikigogo.org

 

Если же верующий понимает христианство как воплощение Божьей славы и величия, то, разумеется, он будет стремиться «привнести всё самое дорогое и лучшее» в Божий храм, не будет чураться самых дорогих и замысловатых решений. Немыслимо дорогой по меркам конкретной общины готический собор посреди степи Казахстана [10]?—?почему «нет»? Это же так красноречиво, так прекрасно!

 

Тем, кто мыслит христианство в первую очередь как непреложный закон, исполненный во Христе и исполнение которого Христос требует от верных Себе, – им, наверное, будет сложно воспринять здание, полностью лишённое «непреложности» в наследовании традиционных форм.

Тем, кто видит в христианстве в первую очередь завет Новой жизни, «новое дыхание» в постоянном обновлении во Христе, для них, вероятно, традиционные решения могут показаться скучными, «пахнущими нафталином» и мало что сообщать об устремлённости к жизни вечной, т.е. в принципе быть мало понятными в своём формализме [11].

 

1_BEGujuJrR4aOozN1PbqDUw-1000x305.jpeg

 

Дон Карло Карлеварис (Don Carlo Carlevaris), например, высказывался против самой возможности выделить 12 миллионов евро для такого строительства, поскольку в Турине куда более остра проблема бедности. Фотография: edificisacri.compagniadisanpaolo.it

 

«Доминирующие требования» конкретных общин к церковной архитектуре складываются и выделяются под влиянием разных социальных, политических и исторических факторов [13].

 

Но если раньше процесс их формирования и закономерной «кристаллизации» в конкретных зданиях проходил сравнительно неспешно, то с ускорением коммуникационных процессов и технологических возможностей эти отдельные «позиции-требования» стали быстро смешиваться и утрачивать «доминирующее» единство.

 

Как бы избита эта фраза не была, но мир становится многополярным, в том числе?—?и мир христианства.

Сегодня в одном приходе могут быть собраны люди диаметрально разных взглядов, некоторые из которых любят «богослужения под гитару», а другие?—?убеждённо настаивают на необходимости «прекратить безобразие» и вернуться к экстраординарной форме римского обряда, латыни и григорианскому хоралу.

 

В такой обстановке «присоединить свой голос к тому дивному песнопению славы»[14] становится не так-то просто, потому что от единовременно звучащих песнопений, да ещё в разной тональности, может закружиться голова.

 

Прошедшие среди священников Турина слушания по вопросу строительства церкви прошли с такими результатами: «за» строительство проголосовало 52%, «против» — 48%. Всего голосовал 431 избиратель.

 

Но как же быть?

 

Обыкновенно люди решают этот вопрос уходом в «радикализм» (причём не только «консервативный», но и «реформаторский»). Кажется, это в большей степени вопрос закономерности, потому что позволяет хоть как-то определиться конкретному человеку с помянутым «тоном и песнопением». Не давая оценки этому способу, скажу лишь, что далеко не всем он кажется приемлемым.

 

На мой взгляд, нужно учиться слушать и понимать. Этого умения необходимо требовать не только от архитекторов, но и от самих себя?—?тех, кто оценивает сакральную архитектуру. Конечно, такой подход требует усилия, обременяет «потребителя», но кто сказал вообще, что христианство?—?это «история про потребление»?

Тем более, что сделать это усилие и постараться понять,?бывает очень интересно! Напоминает изучение нового языка: сначала ничего не ясно, а потом сам не замечаешь, как слушаешь или читаешь взапой. При этом «понимание» современной сакральной архитектуры вовсе не означает, что она начнёт нравиться. Это означает лишь то, что вы сможете относиться к ней спокойнее, что она не будет иметь власти над вами и вашим гневом, перестанет «угрожать» вашим убеждениям.

 

Ольга Щедрина

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В изобразительном искусстве выделяют три направления: живопись, ж...повись и выж...пись. На холодильнике, конечно, может висеть кривоватый рисунок пятилетки. Но совсем не обязательно отнестись с умилением к взрослому жлобу, который ввалится к вам в комнату, обдерет обои и на оставшихся стенах плохо вымытой кистью намалюет голую бабу, а потом скажет, что это-де его "искренность" и "живой опыт". Ах, да, мы же христиане и никого не должны осуждать - ну, конечно, кроме епископов святой жизни Яна Павла Ленги и Атаназия Шнайдера, построивших тот самый "немыслимо дорогой" собор посреди степи. Их, конечно, осуждать можно. ("Посреди степи" - это в городе с полумиллионным населением, фактически столице католичества в стране, но это уже детали.)

 

К тому же я понимаю стремление сэкономить на храме Божьем, тем более, что такие идеи присутствуют и в самом Евангелии, где звучат из уст ближайших учеников Христа (Мк. 14:4-5, а кто именно были эти "некоторые" - см. Ин. 12:4-6). Но совершенно не доказано, что "тяп-ляп, зато вау, как современно" по итогам выходит дешевле, чем построить нормальную церковь в традиционном стиле - то есть просто похожую на церковь! - с использованием доступных технологий и материалов. Я уже не говорю о ситуациях, когда вполне годное здание, а особенно - интерьер, уничтожают "ради современности", тоже, кстати, тратя на это немалые средства. По-английски есть для этого меткое словечко "wreckovation".

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После темы о прекрасных вышивках облачения клира, это следующий этап изменений к худшему...

К сожалению.

Мне как бывшей протестантке - это ужас, ужас, и еще раз ужас.

 

Но в принципе если нет другого выхода - лишь бы Месса была валидна.

Мы тут не избалованы храмами. :)

Остальное не суть важно.

 

Понимаю епископа, который рыдал, освящая..

Можно стоять всю Мессу, закрыв глаза, ища в сердце готику.... :)

Понимая, что Господь придет и сюда. :)

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне нравится :)

Мне тоже, признаться, зацепил немного интерьер. Выполнен в стиле 70-80-х годов - имхо, близко мне, в то же время выглядит монументально и торжественно.

Хотя с классикой, безусловно - никакого сравнения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да. Экстерьер несколько ...эээ... необычный, но интерьер вполне себе. Вкусовщина, конечно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да. Экстерьер несколько ...эээ... необычный

Как из фильмов про будущее когда-то... Вот оно, будущее и настало :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здание на картинках омерзительное, еще омерзительней только то, что на нем нет креста, причем все именно так и сделано что бы кресту не было на нем места. Именно в этом и состоит вся суть такой архитектуры.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ведь это богословие такое. Проповедь в камне: Вот типо христианство, храм, пойдем попоем, священника послушаем. Вот Креста только не надо, мы такие современные гуманистичные утонченные, образованные, а тут боль, кровь, гвозди, в руки, копья, бичевание. Грубо это все как-то, у нас тут понимаешь 21 век на дворе, это нам не надо нам как-нибудь так ,по-спокойней чтоб без крайностей. А в храм войдешь -- хорошо, солнышко светит сверху... Изменено пользователем wrobel
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, да: я в праведном гневе ( ;)) и не заметил, что там креста нет ни снаружи, ни, по сути, внутри (справа от "алтаря" торчит нечто такое Т-образное, но доминантой интерьера его никак не назовешь). Есть небольшой крестик на трубе-дымоходе, на этих фотографиях его не видно, но я нашел такую, где можно различить. М-м, отличная идея - чтобы Крест Христов был именно там, где отводится грязный воздух; спасибо что не на канализации.

 

Вот, кстати, нашлось и то, что у них вместо алтарного распятия. Сама фигура Спасителя (то ли стилизация под романскую эпоху, то ли вообще настоящая) у меня вопросов не вызывает, точнее, вызывает только один вопрос: что она здесь делает, ведь вокруг нет ничего, что хоть как-то бы ей стилистически соответствовало. А вот крест... ну, в общем, нету креста. Автору удалось сделать так, чтобы ничего нигде не перекрещивалось. Спрашивается, зачем? Боятся они его, что ли? Не получается у меня вставить картинку (может быть, оно и к лучшему), но суть в том, что Христос у них распят не на букве Т, как может показаться издалека, а как бы на двух повернутых друг к другу спинками буквах Г, а между ними сверху щель. Вот здесь это можно увидеть: https://www.gettyimages.com/photos/94595196

 

И насчет экономической составляющей. Стоимость работ, согласно сказанному в итальянской Википедии, составила около 30 миллионов евро (то есть немного меньше 40 млн в современных деньгах - евро с тех пор изрядно просел). Содержание этого архитектурного шедевра обходится в 50 тыс. в год в ценах 2005 г., то есть сейчас, наверно, больше, при том, что пожертвования прихожан составляют примерно 25 тыс. в год. И таки да, туринское "чудо", в отличие от карагандинского, стоит не "посреди степи". До ближайшей католической церкви 900 метров пешком, и в радиусе пары километров их еще штук пять. Так что необходимость строить что-то новое вообще была не вполне очевидна.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вон там какой крест огромный. Больше чем у Собора Святого Петра в Ватикане :)

 

94723408.3yWDMRII.tosantovoltoP3255217.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос - зачем? зачем надо изобретать эти новые ультрасовременные формы в строительстве храмов? Мне думается, для того чтобы привлечь молодежь. Чтоб только ходили, чтоб ИМ было интересно, комфортно, прикольно, клёво ( так выражается, например, один наш молодой прихожанин).

 

С той же целью концерты, в нашем храме с прекрасной акустикой, типа "Классика рока", где и электрогитары, и ударные, ну и орган немножко. Я была но одном таком - сидела с замирающим сердцем от страха, что щас начнут кирпичи из стен вылетать от этого грохота. ( Не примите меня за ретроградку - я на рок-концерты в Англию и Шотландию ездила, но то опен эйры или хотя бы стадионы). В храме я такую музыку слушать не хочу.

Изменено пользователем Petra
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, молодежь тут ни при чем. Архитектура, как и любое другое искусство, тоже развивается во времени. Меняются художественные приемы, вкусы и восприятие действительности. "Я художник, я так вижу". )
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в Европе прекрасные католические храмы веками стоят, хотя искусство развивалось постоянно, однако храмы-планетарии только сейчас начали строить в основном.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Европе архитектурные стили тоже менялись - от античности и до наших дней.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Готика,барокко, романский стиль - прекрасные внутри и снаружи, даже если несколько аскетичные варианты. Но кубик-рубик и планетарий, зачастую и внутри выхолощенные и мало напоминающие о том, что это Дом Божий - наф*г такое модерновое строительство!
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, молодежь тут ни при чем.

 

Совершенно верно, молодежь ни при чем, а "при чем" разве что специалисты по молодежи, застрявшие в 1970-х.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в Европе прекрасные католические храмы веками стоят, хотя искусство развивалось постоянно, однако храмы-планетарии только сейчас начали строить в основном.

 

Церковная архитектура (во всяком случаи на Западе) проходит те же этапы развития что и вся архитектура. Романский стиль сменился готическим, далее были барокко, классицизм и т. д. Церковные здания отражали архитектурный стиль свойственный конкретной исторической эпохе. Сейчас происходит то же самое. Использование современных архитектурных решений показывает что церкви это не музеи и что Церковь и сейчас вносит вклад в развитие архитектуры. Другое дело, что некоторые современные художественные формы, зачастую очень специфичны и трудно сочетаемы с сокральным искусством.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другое дело, что некоторые современные художественные формы, зачастую очень специфичны и трудно сочетаемы с сокральным искусством.

 

Да не "другое дело", а в том-то и главная проблема этих современных художественных форм. Впрочем, ошибкой было бы думать, что Церковь перенимала стиль, продиктованный эпохой. Наоборот - вплоть до XX века в архитектуре, как и во всевозможных других сферах, не Церковь мимикрировала под "современность", а светские деятели перенимали то, что могла им предложить Церковь. Церковь обращала мир, а не мир обращал Церковь. Романская архитектура - это во многом подражание постройкам аббатства Клюни (к тому же надо помнить, что многие ее черты продиктованы уровнем развития - или утраты - строительных технологий и являются вынужденными). Готическая - первое, о чем можно с уверенностью сказать, что мы имеем дело с осознанным воплощением в камне и стекле неких идей, а не просто "чтоб не рухнуло" - предначинается с соборов в Анже и Пуатье, а подлинное свое рождение обретает в соборе Санса и базилике Сен-Дени. Рождение барокко - это вообще, извините, базилика св. Петра в Риме. Разве что неоклассицизм сначала получил распространение "в миру" и лишь потом забрел зачем-то в Церковь, но ведь он, хотя и "нео-", был как раз совсем не нов.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Neta, а Вам самой нравятся эти опята на пагоде?
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Neta, а Вам самой нравятся эти опята на пагоде?

 

Петра, не все, что я выкладываю на форуме, должно мне непременно нравиться. Я же чисто поговорить. :)

А вот скажу я, что этот храм просто ужас-ужас, могут обидеться греко-католики. Так что я молча показываю вам картинки и даю ссылки.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это совсем не византийский стиль.Действительно, какая то пагода с луковками.

И зачем?

Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А туринская церковь - кто придумал, что жителям надо напоминать о заводе? Да его наверняка ненавидели. Так нет - теперь возвели храм, чтобы опять напомнить о кошмаре.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...