Перейти к содержанию

Прощание с Чаплиным


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU - Протоиерей Всеволод Чаплин, покинувший в четверг решением Синода пост главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, объясняет свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом.

 

"Я уже много лет пытаюсь сказать Святейшему патриарху, что та тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти, нам нужно более прямо говорить с обществом, нам ни в коем случае нельзя заискивать перед такими явно бросающими вызов православию структурами, как нынешние власти Украины. Нам вообще нужно говорить пророчески, а не оглядываться каждый раз на то, кто что подумает и скажет, и не бояться поссориться с сильными мира сего", - сказал отец Всеволод в четверг порталу "Интерфакс".

 

Вторая сфера его принципиальных разногласий с патриархом Кириллом - это нынешнее церковное управление.

 

"Многие решения принимаются бессистемно, без консультаций с профильными синодальными учреждениями, в коридоре, наскоро. Так нельзя. Система, которая так работает, обязательно будет делать ошибки", - убежден отец Всеволод. Он сказал, что много раз предупреждал об этом.

 

"Убежден, что и церковное управление, и тональность церковной позиции должны быть реформированы. Если уж и говорить об эффективности тех или иных церковных структур, то надо прежде всего обратить внимание на огромное количество безгласной челяди, которая окружает Его Святейшество, и на штат, который сформирован без всякого обсуждения", - заметил собеседник агентства.

 

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Как сообщалось в четверг, Синод учредил Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ путем слияния Информационного отдела и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Такое решение принято "в целях оптимизации работы и повышения эффективности, а также исключения параллельных процессов в деятельности синодальных учреждений". Новую структуру возглавил руководитель Информационного отдела Владимир Легойда.

 

Сам Чаплин сказал что "никогда не держался за эту должность".

 

"Считаю, что тот объем работы, который весьма и весьма эффективно осуществлялся в созданном и возглавлявшемся мной отделе, в нашей Церкви был беспрецедентен. Рад вздохнуть полной грудью и иметь, как хочется надеяться, некоторое количество свободного времени", - признался отец Всеволод.

 

Себя он назвал свободным человеком, который теперь имеет гораздо больше свободы. "Никто не отнимет у меня моей позиции, моего голоса, моего права спорить с кем угодно, будь то патриарх, высокие государственные чины или общественно-медийные авторитеты. Буду теперь это делать в полный голос", - пообещал священник.

 

Отвечая на вопрос о том, оставлена ли за ним должность настоятеля храма Святителя Николая на Трех горах, отец Всеволод сказал, что пока его от нее не освобождали.

 

Касаясь своих перспектив, отец Всеволод сказал, что сегодня утром ему "давались какие-то туманные обещания дальнейших назначений", но он считает их "лукавыми и направленными на то, чтобы снять остроту ситуации".

 

"Однако в этой ситуации лучше сказать правду, чем бесконечно ждать каких-то благ", - резюмировал священник.

 

https://www.interfax.ru/russia/487050

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да неужели? Мои поздравления православным. :)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев пишет, что Чаплин своими высказываниями подставлял МИД РФ, так что причина отставки, похоже, коренится в этом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну он реально последнее время совсем с катушек слетел.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот это да! Сильно поссорился с патриархом, вероятно?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев пишет, что Чаплин своими высказываниями подставлял МИД РФ, так что причина отставки, похоже, коренится в этом.

Ну таки да - своим дурацким высказыванием про "Священную войну, которую РФ ведет в Сирии" он дал отличный пас исламистким пропагандистам, которые это все тут же радостно подхватили и широко донесли до умов исламской общественности как наглядное подтверждение тезиса, что клятые крестоносцы по указке своих одиозных попов снова рвутся на Ближний Восток чтобы убивать мусульман.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот это да! Сильно поссорился с патриархом, вероятно?

Скорее стал не угоден власти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну он реально последнее время совсем с катушек слетел.

Да ну. Его высказывания не радикальне чем у Жириновского. А Жириновский, на минуточку, бывший вице-спикер парламента и руководитель партии, в которой состоит губернатор Смоленской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну. Его высказывания не радикальне чем у Жириновского. А Жириновский, на минуточку, бывший вице-спикер парламента и руководитель партии, в которой состоит губернатор Смоленской области.

О том, что Жириновский - шут гороховый, прекрасно знают даже зарубежные СМИ, никто никогда не будет цитировать его как авторитетный источник в плане внешней политики России, а Чаплин вещал как официальный представитель самой многочисленной ПЦ в мире. Мусульман конечно должно было впечатлить что 100 млн. "крестоносцев" якобы планируют новую "священную войну".

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О том, что Жириновский - шут гороховый, прекрасно знают даже зарубежные СМИ, никто никогда не будет цитировать его как авторитетный источник в плане внешней политики России, а Чаплин вещал как официальный представитель самой многочисленной ПЦ в мире. Мусульман конечно должно было впечатлить что 100 млн. "крестоносцев" якобы планируют новую "священную войну".

 

То же самое можно сказать и о Чаплине. Тем более что он даже не епископ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То же самое можно сказать и о Чаплине. Тем более что он даже не епископ.

Лично мне совершенно безразлично по какой именно причине уволили Чаплина, я просто рада что теперь даже случайно не увижу его милое лицо в новостях. Хотя версия предлагаема Кураевым все же кажется вполне правдоподобной.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня забавляет то что уволенные у нас как-то сразу представляют себя оппозицией.

Выпнут ли за неуемную глупость какой-нибудь выходки, или за непрофессионализм и ли за потерявшую всякий стыд вороватость, а всегда оказывается что за принципиальную позицию. Оказался недостаточно чуток к невысказанным пожеланиям начальства, не там где надо раж проявил, облажался, и автоматически перешел в оппозицию.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня забавляет то что уволенные у нас как-то сразу представляют себя оппозицией.

Выпнут ли за неуемную глупость какой-нибудь выходки, или за непрофессионализм и ли за потерявшую всякий стыд вороватость, а всегда оказывается что за принципиальную позицию. Оказался недостаточно чуток к невысказанным пожеланиям начальства, не там где надо раж проявил, облажался, и автоматически перешел в оппозицию.

 

Думаете, возьмут его в оппозизионеры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаете, возьмут его в оппозизионеры?

Если будет двигаться в направлении: "Я уже много лет пытаюсь сказать Святейшему патриарху, что та тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна" возьмут конечно. Они ребята не привередливые. Было бы возмущение "системой" и "тональностью диалога с государством", а там уж хоть Сопчак, хоть Чаплин, да кто угодно.

Хотя конечно, не привередливость, если не сказать не брезгливость, это черта отнюдь не только "оппозиции".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаете, возьмут его в оппозизионеры?

Если будет двигаться в направлении: "Я уже много лет пытаюсь сказать Святейшему патриарху, что та тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна" возьмут конечно. Они ребята не привередливые. Было бы возмущение "системой" и "тональностью диалога с государством", а там уж хоть Сопчак, хоть Чаплин, да кто угодно.

Хотя конечно, не привередливость, если не сказать не брезгливость, это черта отнюдь не только "оппозиции".

 

Да ну, это ж какая будет антиреклама. Не совсем же они дурные. Не возьмут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем Чаплин это делает? Осторожно, конспирология!

 

Мотивы, по которым патриарх решил расстаться с о. Всеволодом Чаплиным, в меру своего разумения и знания я изложил на прошлой неделе.

 

Но остается два вопроса:

 

Почему именно сейчас партнеры патриарха по симфонии решили донести до него свои мысли, которые и привели Святейшего именно к такому решению?

 

И - почему о. Всеволод сразу сказал патриарху нечто самое болезненное и обидное для него?

Чаплин сказал патриарху, что тот - "коллективный проект" и что скоро его ждет отставка (см. https://diak-kuraev.l...om/1051898.html). Ну то есть почти цитата из Гоголя: "я тебя породил, я тебя и убью".

 

Такой заход за красную черту и в самом деле означает или психический срыв (версия, озвученная "Радонежом"), или старт новой избирательной кампании, согласованный с прежним "коллективом".

 

И этот коллектив вовсе не "чаплин-кураев-иларион". Это много более влиятельные люди. Причем они не носят ряс. Это те, за взаимодействие с кем синод благодарил Чаплина, увольняя его.

 

Итак, допустим, что Чаплин остается рассудительным человеком, сказавшим сказанное им, будучи в трезвом уме и здравой памяти.

 

Где может таиться известная ему сила, могущая прервать славное течение нынешнего понтификата?

 

Только в Кремле и его окрестностях.

 

Может ли быть что-то, неустраивающее жителей тех мест в нашем патриархе? Ведь он безусловно лоялен и союзен власти.

 

Это так. Но иногда услужливый друг мешает больше, чем откровенный недруг. Не раз за два последних года я говорил, что (к моему сожалению) реальный волевой и действенный импульс к переменам в церковной жизни может придти лишь из кабинетов высшей госвласти. И этот импульс зародится тогда, когда тамошние политтехнологи придут к следующим выводам:

 

1. Время стабильности позади. Баланс сил столь хрупок, что даже маленькая бабочка может переломить хребет верблюду.

 

2. Тандем Путин-Патриарх стал работать не в ту сторону: уже не церковный лидер делится своей харизмой с Национальным Лидером, а наоборот.

 

То есть если нарочитая опора госвласти на патриархию начнет тянуть вниз рейтинг самой власти - заржавевшую скрепу подвергнут принудительному ремонту. Если имиджевый негатив Патриарха в столично-городской среде (жизненно важной для элиты) своей аурой станет затрагивать лик президента - возможно понуждение к смене имиджа или... самого патриарха.

 

Есть и более частные недовольства.

Главное - провал украинского направления. Триумфального крестного хода по всей Украине не получилось. Православное большинство украинцев, которое, казалось, должно было поддержать своего московского патриарха, равно как и наконец-то вспомнившего про них московского царя, эту поддержку отнюдь ее оказало. Полагаю, что патриарх его команда уверяли кремлевских собеседников, что на вверенном им участке работы все будет позитивно-восторженно и на Украине будет "триумфальное шествие стрелковской советской власти" под колокольный звон. Но колокола зазвонили иначе...(вот только на днях киевский митрополит Онуфрий разрешил не поминать в молитвах московского патриарха: "Митрополит Онуфрій згадав про те, що в Румунії за службою священик поминає тільки свого єпископа, а вже єпископ — Патріарха. “Якщо десь сьогодні гостро стоїть питання, то можна й утриматися від поминання Патріарха”, — зазначив він, бо це “буде виправдано ікономією”. https://www.religion....arxiyi-upc.html

 

Вторым "общим местом" для пересудов в "своем кругу" стал нарочито роскошный стиль жизни Первосвятителя, тем более выпуклый на фоне нарочитой же скромности папы Франциска. И тут вопрос не в личных чертах, а, простите, в профессионализме. Просишь денег? - Так и выгляди нуждающимся или хотя бы скромно-воздержным.

 

Третий раздражитель - это постоянный поток просьб о выделении денег на церковные проекты. При том, что проверить трату этих средств не разрешалось, а соразмерной социальной отдачи не чувствовалось.

 

Наконец, стиль общения патриарха с подчиненными теми же самыми подчиненными после того, как они стирали со своих ликов святейшую слюну, пересказывался их омологам в светских кабинетах. И это тоже стирало позолоту со Святейшего образа.

 

В общем - "накопилось".

 

Есть ли признаки замирания симфонии?

Полагаю, что - да.

 

Это отказ в передаче Исаакия.

Отмена назначения священника директором Херсонесского музея.

Мягкая позиция Минкульта в истории с новосибирским "Тангейзером".

Незадействование административных рычагов для приведения к молчанию меня.

Отказ в выделении ряда просимых грантов. Этот отказ мотивировался кризисной экономией. Однако, когда некоторые митрополиты напрямую обратились в администрацию за поддержкой своих проектов - средства они получили.

 

Добавим сюда протокольные мелочи: в патриарший день рождения не президент едет к имениннику с поздравлениями, а патриарх идет в правителю.

 

Итак, мотивы и признаки недовольства можно найти. Даже мне в моей глубокой отставке это несложно. Тем более это очевидно Чаплину.

 

Но все мы так или иначе недовольны друг другом. Что, однако же, не приводит к составлению "заговоров".

 

Так есть ли признаки того, что начал реализовываться новый "коллективный проект"?

 

Признак этого можно усмотреть в триумфе иеромонаха Фотия.

 

Погодите смеяться.

Электоральной победе митр. Кирилла в феврале 2009 года предшествовала как раз его победа в тоже телевизионном конкурсе. Нет, он не пел и не танцевал. Конкурс был не "Голос России", а "Имя России". Митрополит Кирилл в качестве такового имени представлял князя Александра Невского. Этому тандему и была присуждена победа.

 

А ведь на самом деле большинство набрало имя Сталина. Но в медведевском 2008 году это еще стыдно было объявить. Как бы то ни было, призыв "пора привыкать" к словосочетанию "патриарх Кирилл" был, пусть и в непрямой форме, озвучен еще до моей знаменитой статьи.

 

Я полагаю, что и победа о. Фотия при всех его талантах и личном обаянии была решена вовсе не телезрителями. Она была определена хозяевами эфира после первых же этапов как минимум.

 

При чем тут судьба патриаршего трона?

 

Дело в том, что во всех интервью поющего монаха спрашивают - как совмещается его монашеская жизнь с участием в шоу. И каждый раз он отвечает - "я это делаю за послушание. Меня на это благословил мой митрополит".

А кто этот митрополит, столь благоволящий молодым талантам? Это калужский митрополит.

Климент (Капалин).

 

В контексте прошлых патриарших выборов это 1) человек, за которого голосовало большинство епископов России (Кирилл победил голосами зарубежным выборщиков); 2) человек, находящийся в добрых отношениях с Собяниным (когда-то он был губернатором Тюмени, где епископствует младший брат владыки Климента).

 

В контексте будущих патриарших выборов его незаметность в последующие годы - это скорее плюс. С точки зрения политтехнологов обращение к нему может обнулить все негативные информ-тени, которые за последние три года сгустились вокруг патриарха Кирилла.

 

Если такая замена и предполагается, она, конечно, не будет сопровождаться соборными дискуссиями. Это проблема одного ужина патриарха с президентом.

 

Память о римском папе Бенедикте, мирно живущем и молящемся в Ватиканских садах, думаю, изрядно портит нервы нашему понтифику. И, напротив, вдохновляет новый "коллектив", проектирующий нового патриарха.

 

Я не могу сказать, что таков мой прогноз. Я не могу сказать, что таковы мои желания. Я не могу сказать, что митр. Климент в курсе такого "проекта". Просто мне кажется, что лишь в таком пазле брутальные суждения о. Всеволода находят логичное объяснение.

 

Но, может, и вправду, это был только нервный срыв и троллинг.

 

 

***

 

И еще - не знаю, связано это с только что сказанным или нет, но факт в том, что в патриархии началось движение. Наконец-то появились признаки здравой реакции на мои публикации.

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/1053924.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураева уже невозможно читать без смеха. Он настолько явно выдаёт свои обиженные желания за действительность, что это вызывает только смех. Ну а уж выдвижение Капалина как альтернативы Кириллу , увы, свидетельствует о понижении интеллектуальных способностей отставного патриаршего спичрайтера.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураева уже невозможно читать без смеха. Он настолько явно выдаёт свои обиженные желания за действительность, что это вызывает только смех. Ну а уж выдвижение Капалина как альтернативы Кирил

лу , увы, свидетельствует о понижении интеллектуальных способностей отставного патриаршего спичрайтера.

Тем не менее, кой-какие вещи подмечены точно. Например, то, что путинская симфония не работает на легитимацию светской власти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как она может работать, когда 90% русских Церковь по барабану?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем Чаплин это делает? Осторожно, конспирология!

 

 

И еще - не знаю, связано это с только что сказанным или нет, но факт в том, что в патриархии началось движение. Наконец-то появились признаки здравой реакции на мои публикации.

 

https://diak-kuraev.l...om/1053924.html

Противно читать. Совсем Кураев облиберастился...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как она может работать, когда 90% русских Церковь по барабану?

Я и говорю, что в таких вещах он прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А также, когда он утверждает, что Волга впадает в Каспийское море.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья, перейдем к конкретным вопросам и предложениям. Надо восстановить связь между местными общинами и процессом выбора священников и епископов. Предлагаю добиться следующего.

1. Кандидаты в настоятели и клирики конкретной общины должны предлагаться только этой общиной. Если кандидатов нет – то соседними общинами, в крайнем случае - епархией. Образовательный уровень должен учитываться, но гибко (зрелый мужчина, имеющий достаточно реальных знаний, часто гораздо лучше 23-летнего выпускника семинарии). Избрание настоятеля или клирика должно происходить на приходском собрании, открытом для участия любого православного христианина. Правящий епископ должен иметь право отвода кандидата - исключительно по каноническим основаниям, которые он должен представить приходскому собранию. Делать это он должен лично, без права делегирования такой возможности даже викариям.

2. Кандидаты в правящие или викарные архиереи конкретной епархии должны предлагаться только этой епархией, без исключений (если кандидатов нет, епархия не может считаться жизнеспособной местной церковью). Избрание епископа должно происходить на епархиальном собрании - с участием всего клира, а также двух мирян от каждой общины. После избрания Синод обязан утвердить это избрание или сделать отвод кандидата на строго канонических основаниях, объясненных церковной полноте (и, конечно, опубликованных).

3. При отстранении клирика или епископа от служения должна иметь место такая же процедура – представление строго канонических оснований собранию прихода или епархии, голосование там, учет этого голосования. Впрочем, в данном случае последним должно быть слово «надзирающей инстанции» - правящего архиерея или Синода.

Подобные идеи о выборности периодически всплывали в Межсоборном Присутствии, но были заблокированы без подробного обсуждения. Впрочем, предложения были довольно вялыми. На самом деле надо обеспечить полное исключение «внешних» назначений священников и епископов без воли общины.

 

Теперь о том, как этого добиться. Вопрос непростой – ведь придется менять Устав Русской Православной Церкви. Но начать надо с того, чтобы составить петицию о рассмотрении этих вопросов на ближайшем пленуме Межсоборного Присутствия, а также на об их всецерковном обсуждении. Петицию нужно опубликовать на change.org или в ином подобном месте (жду советов) и начать подписывать реальными именами. Если подпишет хотя бы 20-30 действующих священнослужителей из разных мест, их уже не передушишь индивидуальными репрессиями – система этого не выдержит. Авторитетные, известные миряне тоже были бы полезны как «подписанты». Выпуск такой петиции практически гарантирует рассмотрение вопроса – или моральную делегитимацию нынешнего церковного управления. На Межсоборном Присутствии многие будут за (о управлении им – чуть позже).

 

Прот. Всеволод Чаплин

 

https://pravoslav-pol.livejournal.com/35567.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О покойнике не принято говорить плохо. Так что я помолчу.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...