Перейти к содержанию

Спасительность догмата о Непорочном Зачатии Богородицы


Amtaro
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Но если кто-либо мог прожить без греховных действий, то есть без греха даже до 15 лет - это означало бы ненужность прихода Спасителя. Ведь если можно спастись своими силами - Спаситель не нужен.

 

Кто-то может "без греховных действий", подавляющее большинство нет. Мы с тобой даже крещёные, я вот, в младенчестве. :)

Спаситель всем нужен, потому как все умирают - младенцы, праведники, грешники. А без Него там только ад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 398
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Кто-то может "без греховных действий", подавляющее большинство нет. Мы с тобой даже крещёные, я вот, в младенчестве. :)

Спаситель всем нужен, потому как все умирают - младенцы, праведники, грешники. А без Него там только ад.

Ну так если кто-то мог спастись без Спасителя - своими личными усилиями - значит, выходит, это было возможно до Его прихода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты прям будто не слышишь.

Никто не может спастись без Спасителя личными усилиями, даже те, кто не грешит, младенцы например.

 

Что касается нашей темы: я верю, что Мария не грешила без всякого "предочищения", но при особом содействии Божественной благодати. И католики так же верили, новое учение появилось лишь около XII века и долгое время вызывало много споров и критики. Даже Фома Аквинский с ним не соглашался.

 

Теперь понятное дело, рассуждать на темы новых догматов вы можете лишь в положительном ключе, сомневаться - грех. А поскольку среди вас есть люди знающие историю, источники - но не желающие их искажать и подгонять под искомое... Таких живых, мыслящих людей вы часто теряете, а мы приобретаем.

В общем, сами себе проблем насоздавали... Зачем? (риторический вопрос)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается нашей темы: я верю, что Мария не грешила без всякого "предочищения", но при особом содействии Божественной благодати. И католики так же верили, новое учение появилось лишь около XII века и долгое время вызывало много споров и критики. Даже Фома Аквинский с ним не соглашался.

Фома Аквинский не соглашался с идеей Непорочного Зачатия. Но он исповедовал свободу Божьей Матери от первородного греха. Только освобождение от него, по Фоме, происходит не одномоментно с зачатием (так что никогда его действие не распространяется на Марию), а в промежутке между зачатием и рождением Девы Марии. Так что у Фомы явно присутствует эта самая идея "предочищения".

 

Если же даже предочищения от первородного греха не было, то личная безгрешность Богородицы становится необъяснимой.

 

а) наследственный грех и личный грех соотносятся как причина и следствие. Отсутствие следствия говорит и об отсутствии причины;

 

б) изобилие благодати, необходимое для свободы от любого греха, даже самого малого, в принципе не может быть предоставлено человеку в состоянии первородного греха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если же даже предочищения от первородного греха не было, то личная безгрешность Богородицы становится необъяснимой.
Я сейчас скажу быть может глупость, но хотелось бы услышать оценку этой глупости Вами, Максим, и отцом Владимиром.

 

Мне представляется "предочищение Богородицы" являением отчасти естественным (как результат многовекового возделывания народа Израиля и появления в его недрах "цветка" Марии), а отчасти чудесным (насколько чудесной была сама история Израиля). Т.е. "предочищение" действительно содержит в себе участие Святаго Духа, но только не применительно персонально к Деве Марии, а к созданию тех условий, в которых она смогла появиться. А вот личная заслуга Богородицы в том, что она эти условия, которые для неё были созданы, использовала.

 

Таким образом, решается вопрос и о том, почему именно Богородица (первый в истории Израиля момент, когда культурно-религиозные условия позволили прорасти зароненному в древности в израильском народе зерну), и наличие "чудесного" элемента, участия Святаго Духа в возделывании этого цветка (ограждение Израиля, помощь Израилю, сверхъестественное участие Господа Бога в возникновении, развитии и жизни Израиля). ИМХО сугубое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. "предочищение" действительно содержит в себе участие Святаго Духа, но только не применительно персонально к Деве Марии, а к созданию тех условий, в которых она смогла появиться. А вот личная заслуга Богородицы в том, что она эти условия, которые для неё были созданы, использовала.

 

...первый в истории Израиля момент, когда культурно-религиозные условия позволили прорасти зароненному в древности в израильском народе зерну

 

...ИМХО сугубое.

 

Да уж конечно ИМХО. Аркадий.

 

Селекцией можно выводить тычинки поизвилистей да хвостики подлинней. Никакие культурные условия, даже израильские, безгрешности не обеспечивают. Да и христианские культурные условия ее не обеспечивают.

 

Даже будучи оправданными, усыновленными Богу, живя уже в благодатном порядке, христиане периодически согрешают простительными грехами.

 

И это уже тогда, когда благодать пришла на смену закону. Что же говорить о ветхозаветных временах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже будучи оправданными, усыновленными Богу, живя уже в благодатном порядке, христиане периодически согрешают простительными грехами.

 

 

Так не все. А одна-единственная. И не селекцией, а, скорее, созданием тепличных условий. Другими словами, для Богородицы были созданы условия, которые были максимально приближены к условиям после Христа. Очень локально и путём колоссальных усилий Святого Духа. Чудесным образом был создан "колпак", под которым и появился Цветок. Но на сам Цветок никакого сверхъестественного воздействия не оказывалось.

 

Тогда решается и вопрос "зачем нужна была Жертва": чтобы тепличные условия, в которых появилась Богородица, стали климатическими условиями для всех людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так не все. А одна-единственная. И не селекцией, а, скорее, созданием тепличных условий. Другими словами, для Богородицы были созданы условия, которые были максимально приближены к условиям после Христа.

 

 

...Тогда решается и вопрос "зачем нужна была Жертва": чтобы тепличные условия, в которых появилась Богородица, стали климатическими условиями для всех людей.

А что это за "условия" такие таинственные? Сформулируйте, пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что это за "условия" такие таинственные? Сформулируйте, пожалуйста.
Ветхозаветный Закон. Ведь Богородица - исполнительница ветхозаветного закона: искренняя, честная, совершенная и целомудренная исполнительница. Т.е. она впитала в себя через благочестивых родителей, через предание своего народа и реализовала на практике все заповеди ветхозаветного закона.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветхозаветный Закон. Ведь Богородица - исполнительница ветхозаветного закона: искренняя, честная, совершенная и целомудренная исполнительница. Т.е. она впитала в себя через благочестивых родителей, через предание своего народа и реализовала на практике все заповеди ветхозаветного закона.

По сути, вы утверждаете, что можно не грешить, будучи соответствующим образом воспитанным.

 

Это чистой воды пелагианство.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сути, вы утверждаете, что можно не грешить, будучи соответствующим образом воспитанным.

Это чистой воды пелагианство.

Я тут почитала про это самое пелагианство. Получается, что утверждения про безгрешность Марии и есть это самое пелагианство, если только ее безгрешность не объяснена Божьим промыслом. (на мой сермяжный взгляд...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут почитала про это самое пелагианство. Получается, что утверждения про безгрешность Марии и есть это самое пелагианство, если только ее безгрешность не объяснена Божьим промыслом. (на мой сермяжный взгляд...)

Пелагианством утверждение о безгрешности Марии становится, когда, по Хараиму, безгрешность объясняется собственными усилиями в благоприятной для спасения обстановке (воспитание, закон, минимум искушений и проч.), а не особым действием Божьим в человеке, входящем в сотрудничество с волей - благодатью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сути, вы утверждаете, что можно не грешить, будучи соответствующим образом воспитанным.

 

Это чистой воды пелагианство.

Не знаю, что такое пелагианство, но я предполагаю (а не утверждаю), что можно не грешить, если условия, которые созданы для человека, являются моделью условий, которые создала Жертва Христа. Ведь признаём мы, что Ветхий Завет исполнен прообразов Христа и христианства. Так вот, возможно, был тот единственный случай, когда интерпретация этих прообразов в сознании Богородицы складывается именно в ту внутреннюю мотивацию, которая очевидна только для тех, кто принял для себя христианство. Не исключено, кстати, что эта её внутренняя трактовка Закона была ошибочна с точки зрения фарисеев, но истинна внутренним приятием.

 

На мой взгляд, нельзя говорить просто о воспитании, когда мы говорим о культурно-религиозных условиях. Прежде всего здесь приходится говорить о (да-да) мифе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, что такое пелагианство, но я предполагаю (а не утверждаю), что можно не грешить, если условия, которые созданы для человека, являются моделью условий, которые создала Жертва Христа.

Тот же вопрос: что это за условия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по Хараиму, безгрешность объясняется собственными усилиями в благоприятной для спасения обстановке (воспитание, закон, минимум искушений и проч.),

Не более, чем безгрешность христианина.

 

Ещё раз повторяю: на мой взгляд дело в том, что в восприятии Марии произошло то, что в принципе возможно только в восприятии человека, знающего как о свершившемся факте истории о Боговоплощении, Страстях и Воскресении. Если зёрна этого знания рассыпаны в Ветхом Завете (а ведь именно об этом постоянно говорит Христос во время Своего земного служения), то у Марии в результате её индивидуальных особенностей и условий своего мифологического существования, эти крупицы знания могли сложиться в те уникальные представления, которые и сделали возможными для неё приятие Христа во чрево.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тот же вопрос: что это за условия?

Вера в Боговоплощение, вольные Страсти и Воскресение Бога.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вера в Боговоплощение, вольные Страсти и Воскресение Бога.

Ведем дальше сократическую беседу. Каким образом эта вера влияет на возможность воздерживаться от греха?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ведем дальше сократическую беседу. Каким образом эта вера влияет на возможность воздерживаться от греха?

Собственно, таким, каким это было возможно для христианских праведников (прп. Сергия, предположим).

 

А Вы как себе представляете действие Жертвы Христа в людях на возможность воздерживаться от греха?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собственно, таким, каким это было возможно для христианских праведников (прп. Сергия, предположим).

Вы перефразировали свой предыдущий ответ. Хорошо, я перефразирую свой предыдущий вопрос: каким образом вера христианских праведников (преп. Сергия) в искупительную Жертву Христа влияет на их возможность воздерживаться от греха?

А Вы как себе представляете действие Жертвы Христа в людях на возможность воздерживаться от греха?

Да мы сейчас это выясним, как только добьем до конца логическую линию рассуждений о Ваших высказываниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, я перефразирую свой предыдущий вопрос: каким образом вера христианских праведников (преп. Сергия) в искупительную Жертву Христа влияет на их возможность воздерживаться от греха?

 

Образом смирения и кротости, осознанием цены своего спасения и поводом для покаяния.

 

Но для собственно спасения будет недоставать одного: физической причастности Телу и Крови Христа. А для воздержания от греха, достаточно. ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Образом смирения и кротости, осознанием цены своего спасения и поводом для покаяния.

Уточняю: то есть Сергию , если грубо, стыдно, что такая Цена уплачена за него, и он под влиянием этого стыда начинает воздерживаться от совершения грехов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уточняю: то есть Сергию , если грубо, стыдно, что такая Цена уплачена за него, и он под влиянием этого стыда начинает воздерживаться от совершения грехов?
Мне бы не хотелось так огрублять чувства верующего. Механизм влияния мифа на действие человека сложен и неоднозначен. Миф действует не только на осознаваемую часть нашей души, но и на бессознательное. И ещё неизвестно, какое из действий эффективнее.

 

Вряд ли я смогу точно и всесторонне описать свои представления о механизме действия Жертвы на сердце, ум и волю верующего. А Вы бы смогли дать такое описание?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли я смогу точно и всесторонне описать свои представления о механизме действия Жертвы на сердце, ум и волю верующего. А Вы бы смогли дать такое описание?

Понятно. Вы несколько смягчили мою намеренную грубость, но непринципиально.

 

У меня для Вас неприятная новость. Диагноз подтвердился. Аркадий, Вы, минимум, материальный пелагианин. Своими силами, своими чувствами, своими мыслями, своим воспитанием, своей привычкой, усвоением внешнего примера, сознанием ли, подсознанием ли, - в общем, чем-то из относящегося к природе человек не может противостоять греху. Для противостояния греху нужно особое Божье действие в природе, именуемое благодатью.

 

Полнота благодати даруется человеку в состоянии свободы от первородного греха, усыновления Богу, которое совершается вследствие Искупления грехов человеческих Христом.

 

Вне искупленного состояния Бог дарует человеку свою благодать для соблюдения естественного нравственного закона, вписанного в совесть, а также приводит человека благодатью к познанию Себя.

 

При этой помощи Божьей все люди в состоянии противостоять искушениям к совершению тяжких грехов. Но только "благодать освящения" может произвести совершенное внутреннее освящение и позволяет человеку, сотрудничая с Богом, постоянно откликаться на его призыв и принимать помощь, успешно и относительно долго противостоять искушениям к совершению простительных грехов. А такая благодать, "произошла через Иисуса Христа".

 

Отсюда и следует вывод: безгрешность Богородицы, превосходящая относительную "безгрешность" христиан, не может иметь место вне благодатного порядка. Тем самым и делается вывод о, минимум, предочищении Богородицы, от которого уже недалеко до католического догмата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. чем-то из относящегося к природе человек не может противостоять греху.

 

2. При этой помощи Божьей иудеи и язычники в состоянии противостоять искушениям к совершению тяжких грехов. Но только "вселённая благодать", она же "благодать усыновления", она же "благодать освящения" может произвести совершенное внутреннее освящение и позволяет человеку, сотрудничая с Богом, постоянно откликаться на его призыв и принимать помощь, успешно и долго противостоять искушениям к совершению простительных грехов. А такая благодать, "произошла через Иисуса Христа".

 

Максим, мы говорим на разных языках: Вы на богословском, а я - на философском. Давайте для начала приведём наши дискурсы в одну плоскость, если не возражаете.

 

Итак, я сказал о действии мифа на человека. Можно ли миф (в философском понимании) отнести целиком к природе, как Вы предположили в моём пелагианстве, это ещё надо выяснить. На мой взгляд, миф, который основан Самим Богом, содержит в себе нечто надприродное. Возможно это как раз то, что Вы именуете благодатью. Я пока не совсем понимаю, что такое благодать, скажу честно, потому и сам избегаю этого термина, и в другиз высказываниях стараюсь его не комментировать.

 

Это первое. Вторая трещина, в которую я попытаюсь втиснуть своё "квази-пелагианское" размышление - это слова "успешно и долго противостоять" в Вашем выступлении. Не надо забывать, что возраст Богородицы, когда произошло Благовещение, ещё не столь почтенен и велик, чтобы можно было говорить о "долгом" противостоянии. Не думаю, что в условиях иудейского воспитания детская развращённость была столь глубокой, а склонность ко грехам столь лёгкой, как в наше время. Поэтому мне кажется неправильным рассматривать период жизни Богородицы от Рождества до Благовещенья законченным периодом. А в течение какого-то периода те условия, которые были созданы для Богородицы, могли быть достаточными в её борьбе со грехами. Чудесность этих условий, подчёркиваю, я не отрицаю.

 

Ну а в момент Благовещенья, как понимаете, произошло то самое Чудо, которое заменило Богородице и крещение, и Причастие, и все возможные Таинства, которые Господь только может даровать человеку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-первых, даже когда речь идет об усыновленных Богу христианах, период, когда они не совершают простительный грех, как правило, не бывает равным годам. Что такое простительный грех? Беседа, например, с прилогами греха уже не безвинна. Каждый раз мы могли бы и не согрешать, но "статистически" получается так, что даже вполне добродетельный христианин грешит, минимум, раз в несколько дней (не случайно иногда простительный грех и именуется "повседневным"). Обычно же согрешаем каждый день, а то и не по разу. Богословие осторожно утверждает о невозможности не грешить простительно "в течение длительного времени". Можно было бы предположить, только для самых-самых великих святых Нового Завета "срок безгрешности" мог бы составлять относительно длительный отрезок, сопоставимый с годом. Но это чрезвычайно смелое допущение.

 

Второй момент: рассуждения о сроке тут в принципе напрасны. То, что возможно ("долго не грешить") в Новом Завете, когда на христиан распространяются последствия Искупления в их совершенной полноте, невозможно в той же совершенной степени в Ветхом. А Богородица, как и все, жила в условиях Ветхого Завета до совершения Искупления. Поэтому если не полагать, что на Нее действие Искупление распространилось совершеннее чем на других, то ее несогрешение невозможно как таковое.

 

Третье и уже "немагистральное" (это уже вообще другая проблема): Вы оговорились относительно Благовещенья. Что произошло в Благовещении? Очищение от первородного греха? Хронологически до Искупления? Тогда ничто не мешает ему произойти ранее в любой момент жизни Богородицы и даже в самый момент Ее создания (Непорочное Зачатие).

 

P.S. это то, что можно осмыслить, насколько это получается, богословски. Я и не понимаю, как о богословской проблеме можно говорить на ином языке в сравнении с привычным для богословия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...