Перейти к содержанию

Христианские темы в творчестве Н. Рериха


Кот Ярема
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Гость Алексей 1976

Потому что уверена, что не всяким методами можно бороться за истинную веру. Цель не оправдывает средств.

 

Ответ совсем не по существу. Указание на то, что картины Рериха написаны не с христианских позиций, а также используются как инструмент в борьбе с христианством никак не может быть названо "неправильным средством", ибо нет в нём ничего неправильного.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут подмена.

Я отвечала в более широком контексте, т е на реплику

Я могу понять, что задевает меня, это очень просто. Умело или неумело, уместно или неуместно, умно или глупо, но я пытаюсь бороться за истинную веру.

За что же борешься ты, настойчиво отражая атаки на всякую гетеродоксию? Решительно не могу понять...

Что же касается конкретно картин Рериха, то что я хотела сказать я и сказала. И я даже не спорила с правомерностью твоих замечаний, но именно отметила их право как одного из возможных вариантов прочтения. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
А другие варианты прочтения чем нужны, важны, полезны?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ладно, фтопку в костер бы эти еретические творения Рерихов. Да и самих бы не помешало...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А другие варианты прочтения чем нужны, важны, полезны?

Во всяком случае не за тобой я оставляю право решать что важно и полезно для Христовой веры.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Зловредность этих картинок я наблюдал в реальной жизни. Некоторые из них - Богородица с окуультной символикой, "Сергий-строитель" и кажется другие, висят на стене у моего знакомого - рерихо-теософа. Он сам-то человек неплохой, и более того, не глух к проявлениям благодати православия. Но именно эта эклектика даёт ему возможность вместо решительного выбора примирить свою совесть. Он радуется тому, что Блаватская сказала (не знаю, правда ли) "я, мол, не в силах ругать православие, в отличие от западного христианства". Он считает, что раз Рерих рисовал Сергия Радонежского, то "нет противоречия", и даже наверное вывел бы отсюда, что и Сергий принял бы Рериха. Отсюда он может считать, что в храме ощущает несомненную благодать, но в шамбале ощутил бы эпицентр этой благодати. И уж совершенно явно полагает, что если добрые и мудрые теософы хвалят Христа и Сергия, то и христиане должны бы хвалить Блаватскую и махатм, но они ограничены и непродвинуты. Так-то ложь, "принимая" правду, противоборствует действию правды.

 

И всё это очень печально, а Анна вместо того ищет какие-то никому не нужные смыслы, как бы они ни были логически верны.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

А другие варианты прочтения чем нужны, важны, полезны?

Во всяком случае не за тобой я оставляю право решать что важно и полезно для Христовой веры.

 

Дурной и глупый ответ, в то время как вопрос оставлял возможность ответить по существу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И не пытайся поставить меня в позицию защитника Рерихов. То факт что твой метод прочтения текстов , картин и т п я считаю по меньшей мере сомнительным, еще не обязывает меня занимать противоположную позицию по оценки какого-либо конкретного текста или автора.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у меня вот есть причина для несколько особого отношения к "христианским мотивам в живописи Рериха". Делюсь практически интимными воспоминаниями :).

 

Когда я был подростком, то был у меня "выбор веры", чисто как у князя Владимира. В большой мере мое знакомство с христианством происходило через протестантизм - народ, кто в теме, должен знать замечательно чисто принимавшиеся передачи с Сайпана. И вот бродил я, как помню, весной, забирался на горочки повыше. В небе уже облака плывут, весенние, густые. и очень утешительно мне было представлять, что стоят на облаках ангелы и святые, такие же почти, как Рерих их рисовал (он тогда становился модным). И воображаемые эти вещи были одним из многих камушков, в конце концов перетянувших в церковное христианство.

 

Ну а потом появились и Агни-йоги, а я на них наплевал.

 

Это так, лирика. Не для дискуссии.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Метод прочтения картин можно обсудить в отдельной теме, тем более, что я даже не удосужился прочитать здесь хоть одну картину :)

 

А что касается твоей позиции, то интересно, её хоть кто-нибудь, кроме тебя, понимает? Я точно нет, потому и спрашиваю...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается твоей позиции, то интересно, её хоть кто-нибудь, кроме тебя, понимает? Я точно нет, потому и спрашиваю...

Я очень рада что пока еще, несмотря на несколько лет в виртуале, не отрубила все сложности и неоднозначности в оценках, так чтобы мою позицию можно было удобно проклассифицировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вот, в кои-то веки, абсолютно согласен с Алексеем. Нечего соблазнять людей, а то они картины посмотрят, а потом книжки читать начнут рериховские...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не очень понимаю, почему тема "Христианские мотивы в творчестве Пушкина" нормальна, а "в творчестве Рериха" нет.

Никто же не восхищается его ортодоксальностью. В принципе, можно и горы пообсуждать, но вот хочется обсуждать христианские мотивы, что на христианском форуме и понятно.

А дураков везде хватает. Вот, целый Леонид Кораблёв имеется, который пишет о древнеисландской магии, потому что католик Толкин писал об эльфах, и исландцы тоже писали об эльфах, сталбыть эльфы совместимы с католичеством, а как следствие, совместима и магия. Каскад ассоциаций не для среднего ума. И у этого оригинала куча последователей, между прочим.

Эзотерики же бояться - Конан Дойля не читать.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Тема, Маришкин, нормальна, но тогда нормальны и мои ответы.

 

Если суммировать, моя позиция такова - "Христианские темы в творчестве Н. Рериха - червячок, в котором крючок".

 

Интересно было бы попросить коллег и оппонентов суммировать свой подход так же кратко, а потом сравнить :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не очень понимаю, почему тема "Христианские мотивы в творчестве Пушкина" нормальна, а "в творчестве Рериха" нет.

Никто же не восхищается его ортодоксальностью. В принципе, можно и горы пообсуждать, но вот хочется обсуждать христианские мотивы, что на христианском форуме и понятно.

 

А Пушкин был родоначальником одного из теософско-эзотерических течений?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно было бы попросить коллег и оппонентов суммировать свой подход так же кратко, а потом сравнить :)

 

Картины Рериха красивы но безжизненны, кто бы ни был на них изображен. Моё ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Спасибо! Именно так я и хотел - кратко и афористично. Кто-нибудь ещё?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я был увлечён Рерихом в юности. И для меня он был неким шажком ко Христу (от изначально внедрённого в сознание атеизма). Во всяком случае, проглядывая его картины в теме, я испытал прилив добрых и тёплых чувств, в которых главное - благодарность за то, что он пробудил во мне вопрос о реальности мистического мира.

 

Я не согласен с тем, что его картины безжизненны. Но это иная жизнь - жизнь бактерий и грибков.

 

Но я целиком согласен с Алексеем - христианские мотивы в его творчестве - гробы повапленные: под видимостью христианских сюжетов скрывается гниль теософии и прочей блажи.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно было бы попросить коллег и оппонентов суммировать свой подход так же кратко, а потом сравнить :)

Я бы не сказала, что у меня есть какой-то подход :). Некоторый из картин Рериха мне нравятся, в том числе и из приведённых в теме.

Я также думаю, что одарённые люди часто наделены сильным религиозным чувством, и очень часто, увы, неверно направленным. Я говорила об этом в теме о Цветаевой. Но творческая интуиция позволяет им тонко чувствовать какие-то аспекты христианской веры и жизни. В этом плане мне бывает интересно знакомиться с христианскими мотивами в творчестве авторов-нехристиан.

Я надеюсь, что уже отучилась делать художников, в широком смысле слова, своими идолами, в широком смысле слова :). Хотя это у меня было. Но это инфантилизм.

 

А Пушкин был родоначальником одного из теософско-эзотерических течений?

Нет. Но, вы будете смеяться, Розочка тоже умерла :). Мне случилось читать как-то статью в Литгазете "Духовная брань поэта", как-то так она называлась. Где Пушкин представлялся едва ли не мучеником за русскую веру и культуру :). Так что для кого-то и Пушкин идол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Афоризмами я не умею, но мне лично кажется, что христианская тематика у Рериха это просто естественный (для человека воспитанного в христианской культуре) канал для выхода в надмирность. Ну какие же еще образы русскому человеку брать, или, точнее, как можно этот срез игнорировать русскому человеку если он захотел поговорить "о высоком"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не согласен с тем, что его картины безжизненны. Но это иная жизнь - жизнь бактерий и грибков.

 

Извините покорно, микроскопа под рукой не имею.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

(Это Хараиму)

 

Я тоже например не в силах презирать Данте, поэма которого стала для меня первым "учебником богословия", когда ещё православную литературу было трудно найти, а были только разоблачительные советские книжки (самый конец восьмидесятых). Конечно, он чистейшей воды католик, но он как бы мой первый учитель, не могу отречься.

 

(К католикам - конечно, я никак не хочу вас оскорбить сравнением, просто это к вопросу о механизме).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как бы мой первый учитель, не могу отречься.

 

 

Да-да, спасибо - именно это я имел в виду. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже например не в силах презирать Данте, поэма которого стала для меня первым "учебником богословия", когда ещё православную литературу было трудно найти, а были только разоблачительные советские книжки (самый конец восьмидесятых). Конечно, он чистейшей воды католик, но он как бы мой первый учитель, не могу отречься.

А ты еще немного потренируйся и у тебя получится. ;)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...