Перейти к содержанию

Православное и католическое нравоучение


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ну, конечно, мы индивидуально прощаем сами себе свои грехи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, конечно, мы индивидуально прощаем сами себе свои грехи.

Ты сказала..

Я этого не говорила. Я исповедую и простительные грехи, все, которые Бог мне покажет при подготовке к исповеди.

 

Если помнишь, по ККЦ католик вообще обязан исповедоваться не менее 1 раз в год.

Раз в месяц - это рекомендации отцов. Не говоря уже про - перед каждым Причастием.

 

Ты же знаешь - есть волшебная фраза - "Больше грехов не помню"... :) (шучу)

 

Был со мной такой случай - листочек на исповедь взяла другой, не посмотрела. В голове - чистый лист, в руках - тоже. Пришлось говорить то, что вспомнила.

Но исповедь была действительна. Потом, правда все равно еще раз ходила через какое-то время. Вот так... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, конечно, мы индивидуально прощаем сами себе свои грехи.

Если бы исповедь перед причастием была необходимой, а не просто желательной или целесообразной, то ее практиковали б от самого момента основания Церкви неукоснительно. А этого нет.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

О. Цыпин случайно не перепутал пробабилизм с лаксизмом?

 

 

Иезуитская казуистика получила широкую известность благодаря крайней «икономии», основанной на принципиальной терпимости к греху и тяготеющей к этическому релятивизму. В духовнической практике это оборачивалось предельной снисходительностью, поисками теоретического оправдания греховных деяний, а также готовностью легко отпустить любой, в т. ч. и самый тяжкий, грех. Отсюда и особая популярность иезуитских духовников в великосветском обществе католич. стран XVII и XVIII вв. (...)

 

Казуистика, и в особенности пробабилизм, подвергалась жесткой критике как своего рода апология имморализма не только протестантскими, позже также старокатолическими (напр., И. Й. Дёллингером (1799-1890)), но и католич. писателями, в частности Б. Паскалем (1623-1662) в «Провинциальных письмах», Ж. Мабильоном (1632-1707). Особенно последовательным критиком был бывш. иезуит Пауль фон Хёнсбрёх (1852-1923), к-рый упрекал представителей пробабилизма и казуистики в целом в использовании софистических приемов и находил в нем коренное извращение христ. морали.

 

https://www.pravenc.ru/text/1319882.html

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Есть такая брошюра - "Дневник кающегося". В ней отразилась существующая у нас тенденция рассматривать как грех достаточно безобидные вещи:

 

"«заполняли» свободное время чтением газет, журналов, пустых книг и пр.;

играли в карты и держали карты дома..."

 

И вообще там много чего интересного.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...
Как-то я пообещал написать о лютеранском епископе Мартенсене. Вот о нем статья в Википедии. В рамках данной темы следует сказать о его труде "Христианская этика", издававшемся до революции в переводе на русский язык под названием "Христианское учение о нравственности". Эта книга однажды попалась мне у нас в семинарии, и я ее немного полистал. Прочитав параграф, посвященный евангельским советам, я поразился: впечатление было такое, будто передо мной наш семинарский конспект по нравственному богословию! Критикуя католическое учение о сверхдолжных заслугах, Мартенсен (то же читаем у Олесницкого, Шиманского и др.) пишет о том, что советы являются формой долга, но применительно не ко всем, а только к отдельным лицам. Я предположил, что этическое учение этого лютеранского автора, вероятно, оказало существенное влияние на наших моралистов, и в поисках подтверждения своей мысли обратился к статье проф. Бронзова "Нравственное богословие в России в течение XIX-го столетия". Но, к своему удивлению, я обнаружил, что о Мартенсене там сказано совсем немного, а влияние его Бронзов констатирует только у Пятницкого и протопресвитера Янышева, без каких-либо подробностей..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Феофан Затворник:

 

"Мир с Богом в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. «Оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом», говорит апостол (Рим. 5:1). В другом месте говорится, что «Бог мир во Христе примирил Себе... и дал апостолам слово примирения», которые и молят всех: «примиритеся Богу» (2Кор. 5:19–20). Мир сей свидетельствуется ощущением благоволения Божия, созерцанием в духе светлого лица Божия, сознанием отъятия и изменения гнева Его на милость, веселовоззрением на небо. Прежде был будто меч над главою, и обратиться к Богу, и подумать о Нем было страшно; а теперь со святым дерзновением входят во внутреннейшее за завесу. Сподобившись сего мира, надо заботиться и о том, чтобы пребывать в нем. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Условие к миру с Богом апостол Иоанн поставляет такое: «аще сердце наше не зазрит нам» (1Ин. 3:21). Если нет ничего на совести, можно иметь дерзновение и доступ к Богу в чувстве мира; а если есть, то мир нарушается. Бывает что на совести – от сознания греха. Но по тому же апостолу мы никогда не бываем без греха, и это так решительно, что тот уже лжец, кто иначе думает и чувствует (1Ин. 1:8). Следовательно, нет минуты, когда бы кто не имел чего на совести – вольного или невольного, а потому нет минуты, когда бы не возмущался его мир с Богом. Отсюда следует, что всенеобходимо очищать свою совесть, чтобы быть в мире с Богом. Очищается же совесть покаянием. Следовательно, непрерывно должно каяться. Ибо покаяние смывает всякую скверну с души и делает ее чистою. «Аще исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши и очистит нас от всякия неправды» (1Ин. 1:9)."

 

Как данный пассаж можно оценить с точки зрения католического нравоучения, особенно выделенную фразу? Получается, всё, что человек ни делает, либо грех, либо с грехом пополам. Не возникает ли тут ассоциаций с осужденным в РКЦ мнении протестантов о том, что святые в самих своих добродетелях грешили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе я думаю это вполне можно истолковать ортодокслаьно, что люди и правда постоянно грешат хотя бы и самыми мелкими вениальными грехами, но этим НЕ отрицается, что паралельно с этим совершаются и морально хорошие вещи. "Возмущается мир с Богом" можно понять как то, что вениальный грех не разрушают этот мир полностью но подрывают его, ослабляют и могут постепенно сделать для человека более легким и полное его(мира) нарушение в виде смертного греха.

 

Но, с другой стороны, да отче, вы правы, тут возможно и другое толкование. Возможно в этих словах и крипто-кальвинизм узреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следовательно, нет минуты, когда бы кто не имел чего на совести – вольного или невольного, а потому нет минуты, когда бы не возмущался его мир с Богом.

По-моему, вполне ортодоксальное заявление.

с осужденным в РКЦ мнении протестантов о том, что святые в самих своих добродетелях грешили

Что это за мнение, можно подробнее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что это за мнение, можно подробнее?

Надо будет посмотреть в анафематизмах Тридентского собора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это самый конец одиннадцатой главы Декрета об оправдании (Денцингер, 1539):

 

Unde constat, eos orthodoxae religionis doctrinae adversari, qui dicunt, iustum in omni bono opere saltem venialiter peccare (can. 25; cf: DS 1481s), aut (quod intolerabilius est) poenas aeternas mereri; atque etiam eos, qui statuunt, in omnibus operibus iustos peccare, si in illis, suam ipsorum socordiam excitando et sese ad currendum in stadio cohortando, cum hoc, ut in primis glorificetur Deus, mercedem quoque intuentur aeternam (can. 26 31), cum scriptum sit: 'Inclinavi cor meum ad faciendas iustificationes tuas propter retributionem' (Ps 118, 112), et de Moyse dicat Apostolus, quod 'aspiciebat in remuneratione(m)' (Hebr 11, 26).

 

Не знаю, может, еще где-то повторяется в виде анафематизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...