Перейти к содержанию

Беспоповство: жизнь без Евхаристии


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

К стыду, Если о скопцах меня просвещал профессор кафедры религиоведения МГУ, то о хлыстах почитай и не знаю ничего. Есть приличная статья для просвещения?

 

Не знаю на сколько они качественны и достоверны, но на сайте Якова Кротова есть несколько статей:

https://krotov.info/libr_min/02_b/ar/sov_1869.htm

https://www.krotov.info/history/19/55/panchenko.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 59
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Вставлю еще пару копеек. У нас в Витебске та часть города, где компактно селились старообрядцы в народе получило название "Москали", теперь уже не столько с этническим, сколько именно с конфессиональным оттенком. Там сейчас есть молельня, сохранилась и пара старых кладбищ.

Несколько снимков с кладбищ можно посмотреть здесь:

https://facciadipietra.livejournal.com/2379.html#cutid1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, хлысты и особенно скопцы - это вообще песТня... :mellow: Старообрядцы-беспоповцы нервно курят в сторонке.

Ну, хлыстов и скопцов сравнивать со старообрядцами,даже беспоповцами, вряд ли стоит. Это все равно, что сравнивать лютеран с анабаптистами и меннонитами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжим наши игры-с.

 

РЯБИНОВЦЫ - откололись от самокрещенцев (которые, как мы уже видели, прежде того откололись от нетовцев). Главной особенностью рябиновцев было мнение, что нельзя молиться на иконы, на которых присутствует что-либо или кто-либо, кроме объекта поклонения или почитания. Например, нельзя молиться на икону "Вход Спасителя в Иерусалим", так как там Господь восседает на осле, а это значит - молиться ослу. Так что приемлемых для них икон было очень мало. Для замены икон рябиновцы делали простой восьмиконечный крест из рябины (они почему-то были свято уверены, что истинный Крест Христов был изготовлен из рябины), причем без изображения Христа на нем. Рябиновцы отличались "готичным" стилем молитвенных помещений: стены молелен и рамы икон (если таковые имелись) покрывались черным лаком или краской. Никаких особых наставников у них не было. Пения не было - ибо не пристало петь во время Антихриста. Молитва у них была только одна - Иисусова. Когда рябиновец умирал, его не отпевали, но после погребения клали земные поклоны за упокоение его души.

 

ДЫРНИКИ (ДЫРОМОЛЯИ) - тоже откололись от самокрещенцев. Наставников у них тоже не было. Характерная особенность дырников - отвержение икон, но не в принципе, а потому, что все существующие иконы для них были "нечистыми". Написанные после Никоновской реформы - потому что не было истинного священника, который бы их освятил. Написанные до Никоновской реформы - потому что они "осквернились", проходя через руки еретиков и "опоганились" их молитвами. Поэтому дырники молились просто на восток: летом под открытым небом, а зимой - в направлении проделанной в стене избы дыры, проделанной строго на восток. Это была именно незастекленная дыра, а не окно, ибо молиться Богу "через стекло" или "через стенку" считалось кощунственным. На время между молитвами дыру затыкали специальной затычкой.

Дырники стали знамениты после того, как В. Соловьев упомянул их в своем авторском предисловии к "Трем разговорам".

 

СРЕДНИКИ - и они откололись от самокрещенцев. Как мы уже видели, каждый из этих беспоповских толков имеет свою "фишку", свой оригинальный "конек". Средники не исключение. Их конек - то, что они вместо воскресенья празднуют среду (вернее, сдвигают времяисчисление: среду считают за воскресенье, четверг - за понедельник, и т.д.) По их словам, во время Петра I, при перенесении празднования нового года с 1 сентября на 1 января, в летосчислении от сотворения мира была сделана ошибка на восемь лет и передвинуты самые дни недели, так что нынешняя среда была прежде воскресеньем. В остальном мало отличаются от самокрещенцев.

 

ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ - самое интересное согласие старообрядцев-беспоповцев-безбрачников. Это были этакие хиппи среди беспоповцев. :) Мы уже видели, что многие согласия безбрачны, ибо полагают, что с прекращением священства больше некому венчать. Но если другие согласия и толки сделали из этого строго-аскетическое заключение, что теперь всем надо стремиться к целомудрию (и вообще при Антихристе нечего плодиться), то любушкинцы пришли к диаметрально противоположному заключению: "Free love!!!" Раз уж законных священников больше нет, то теперь позволяется жить на земле и вступать в половое сожительство по любви и согласию, ожидая освящения этого сожительства в будущей жизни от Самого Христа. То есть если по любви - то греха нет и все законно. Вместе с этим дисциплина у любушкинцев была более либеральной: позволялось чаепитие и распитие спиртного. И приходящих из других согласий они не перекрещивали.

 

АРИСТОВЦЫ - откололись от федосеевцев в начале 19 века, под предводительством купца Аристова. Откололись по двум вопросам. Во-первых, объявили брак совершенно ненужным и поэтому позволили свободные отношения полов. Кто с кем хочет, тот с тем и живет. Однако, в отличие от любушкинцев, мужчины и женщины аристовцев держались друг от друга обособленно и не ели и не пили вместе. И даже молились оба пола порознь. Во-вторых, Аристов запретил любую лояльность к светской власти как к еретической и служащей антихристу. За царя, понятное дело, не молились. Икон у них не было: каждый имел при себе свой индивидуальный створчатый медный образок, перед которым и молился. За своих умерших аристовцы не молились, ибо считали себя a priori спасенными: представ пред страшным Судией, без суда и расспроса пойдут в вечные блаженные обители.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако!.. Всё маргинальнее и маргинальнее :blink: :) :(.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, не совсем к месту вспомнила, что эпатажный Герман Стерлигов в своём ЖЖ писал, что, мол, брак, венчанный РПЦ МП - это "фу", заключённый в загсе - "фу" вдвойне, а единственный ритуал, после которого молодых можно считать состоящими в браке - это благослов(л)ение родитетелей.

 

Неужто и он беспоповец?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только вот... Как бы это сформулировать поделикатнее... Если у них заключать брак в ПЦ нельзя (было), своих священников нет, а невенчанный брак не признаётся, как они размножались как они до сих пор не вымерли?

 

А очень просто. Брачные согласия признают/признавали брак, повенчанный духовными наставниками. Безбрачные согласия:

или (а) просто позволяют/позволяли своим членам сожительство де-факто,

или (б) тех, кто заключают брак в ЗАГСе или просто сожительствуют, на время исключают из общины. Но детей их крестят и водят в моленную. Так продолжается вплоть до достижения возраста, когда природа затихает, угасает и уже не требует своего. Тогда на мужа и жену, ставших дедом и бабкой, налагают епитимию и вновь принимают в число полноправных членов общины. В некоторых общинах сожительствующие ходят в моленную, но их не допускают в ее переднюю часть; они сидят в задней части за специальной перегородкой. В результате в "основной" части моленной находятся только старики, дети и немногочисленные неженатые/незамужние взрослые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, не совсем к месту вспомнила, что эпатажный Герман Стерлигов в своём ЖЖ писал, что, мол, брак, венчанный РПЦ МП - это "фу", заключённый в загсе - "фу" вдвойне, а единственный ритуал, после которого молодых можно считать состоящими в браке - это благослов(л)ение родитетелей.Неужто и он беспоповец?!

Да, можно сказать и так. Но он принадлежит к очень специфическому толку беспоповства - в этом толке состоит только он (и предположительно его жена и дети), и никто больше.

Впрочем, он не верит в полное отсутствие валидных епископов и священников. Он говорит, что они, наверное, где-то есть, но он не знает где.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть и такие беспоповцы, которые считают, что на самом деле апостольское преемство и священство пресеклось лишь у них, зато у поповцев (вариант: у никониан) оно сохранилось, - но у тех всякие нововведения и ереси, зато у беспоповцев полнота истины и чистота обрядов. Но в таком случае это непоследовательно: ведь если так, надо побыстрее бежать к тем, у которых Таинства сохранились, или хотя бы через них возобновить Таинства у себя - то есть, в конечном счете, стать поповцем.

 

Мне кажется, что определённая логика у них есть, если учесть то, что это у католиков в основном такой сильный акцент на таинствах, а у православных часто бывает, что таинства либо "уравновешены" личной аскетикой (как у исихастов, обвиняемых в своё время в некотором уходе от таинств Церкви), либо "замещены" личной аскетикой (как у "катакомбников", "кавказских" имябожников, которые "причащаются Именем Божьим").

 

Эти беспоповцы не видят смысла идти к "еретикам" за таинствами, так как у "еретиков" эти действительные тайнства "в суд и осуждение". Получается, что только хуже будет, если принять от них таинства. Поэтому они сидят у себя и аскетствуют, "духовно" причаствуясь "таинствам".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что определённая логика у них есть, если учесть то, что это у католиков в основном такой сильный акцент на таинствах, а у православных часто бывает, что таинства либо "уравновешены" личной аскетикой (как у исихастов, обвиняемых в своё время в некотором уходе от таинств Церкви), либо "замещены" личной аскетикой (как у "катакомбников", "кавказских" имябожников, которые "причащаются Именем Божьим").

Тогда да, Вы правы. С их точки зрения, наверное, это так и выглядит. Но нам это кажется чем-то странным, даже диким.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый беспоповец должен раз в год исповедоваться наставнику, который никакой не священник, а по статусу такой же простой мужик ("большак"), хоть и в подряснике. И этот факт заносится в "исповедальную книгу", чтобы вести учет, кто практикующий, а кто нет.

 

"Являясь на исповедь, не забудьте взять с собой Вашу Книжку исповедника, где будет сделана отметка о прохождении Вами исповеди в текущем, 2013 году!" https://www.staroverec.lv/index.php?a=news&m=28&l=1

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Являясь на исповедь, не забудьте взять с собой Вашу Книжку исповедника, где будет сделана отметка о прохождении Вами исповеди в текущем, 2013 году!"

Кстати, сам по себе этот принцип не плох. Похожая традиция в прошлом имела место в Католической Церкви в Эльзасе, только это были не книжки, а специальные "пасхальные карточки". Это были карточки с изображением Чаши и Гостии, иногда и Воскресшего Христа, и числом соответствующего года. Каждый год дизайн изображения был другим - иногда они были очень красивые, настоящие произведения искусства. На оборотной стороне карточки было напечатано: "На Пасху такого-то года исповедался и Причастие принял"... далее приходской настоятель от руки вписывал имя и фамилию прихожанина и расписывался. Это служило как бы необязательным, но похвальным доказательством того, что человек в тот год исполнил соответствующие две заповеди Церкви. Когда человека хоронили, эти карточки (а также все карточки-закладки с изображениями святых из его личного миссала) было принято класть ему в гроб. Однако в гроб их клали не всегда, и сейчас есть люди, которые их коллекционируют (их здесь можно иногда купить на блошиных рынках).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Извиняюсь за поднятие старой темы, но уж мочи нет ответ дать хочу.

 

Я думал, что за 70 лет соввласти беспоповцы в России/СНГ вообще вывелись...

Живее всех живых! :) Исчезли только специфические маленькие согласия вроде немоляк или мелхиседеков.

Кстати, не совсем к месту вспомнила, что эпатажный Герман Стерлигов в своём ЖЖ писал, что, мол, брак, венчанный РПЦ МП - это "фу", заключённый в загсе - "фу" вдвойне, а единственный ритуал, после которого молодых можно считать состоящими в браке - это благослов(л)ение родитетелей.

 

Неужто и он беспоповец?!

Он не беспоповец и не старообрядец вообще. Он считает что после учреждения патриаршества православие на Руси прекратилось, а в остальном известном ему мире и раньше. Старообрядцы для него еретики.

 

А у них есть претензии к поповцам по чистоте обряда?

Есть претензии к допустимости принятия священства от еретиков.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он не беспоповец и не старообрядец вообще. Он считает что после учреждения патриаршества православие на Руси прекратилось, а в остальном известном ему мире и раньше. Старообрядцы для него еретики.

Так Стерлигов себя не относит ни к какой общине и, считая себя, как я понимаю, православным, фактически является внеконфессиональным христианином, так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так Стерлигов себя не относит ни к какой общине и, считая себя, как я понимаю, православным, фактически является внеконфессиональным христианином, так?

Скорее его можно определить как православного раскольника (хотя наверно из моих уст это для вас забавно звучит :) ).

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он не беспоповец и не старообрядец вообще. Он считает что после учреждения патриаршества православие на Руси прекратилось, а в остальном известном ему мире и раньше.

А чем ему патриаршество не угодило?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем ему патриаршество не угодило?

Вот его исповедание веры, а по сути сборник перлов

https://www.sterligoff.ru/veroispovedanie/

На освободившееся место митрополита Московского и Всея Руси был поставлен послушный годуновский пес Иов, который вскоре безропотно принял рукоположение в патриархи Московские и Всея Руси от греческого лжепатриарха Иеремии. Так русские в 1597 году, спустя 150 лет после впадения греков в ересь, объединились с еретиками греками и отступили от православной веры. Вместе со всеми прочими ересями греков русские признали и антихристианскую масоретскую редакцию раввина Акибы, которая до сих пор в так называемой “московской патриархии” принимается за “священное писание”.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть по Стерлигову миллионы людей не крещены на самом деле? Смело. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть по Стерлигову миллионы людей не крещены на самом деле? Смело. :)

Я скорее не понимаю почему он сам не крестится, так уж хочет умереть без крещения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так не у кого креститься? Вроде я так поняла. Но это страшно на самом деле. ..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так не у кого креститься? Вроде я так поняла. Но это страшно на самом деле. ..

Ну если уж по его мнению вокруг христиан нет, можно и самому креститься. Есть святоотеческие примеры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам себя? А как же формула?

А что не так с формулой?

Вот нагло скопипастенные мной примеры из пролога

 

[Месяца сентября, в 24 день].

Святая равноапостольная Фекла ученица святаго апостола Павла, понужде сама крестися, потом же послана святым апостолом Павлом учити люди иныя крести;

 

[Месяца того же в 15 день].

Святыи мученик Порфирии сам ся крести во имя Отца и Сына и Святаго Духа;

 

[Месяца того же в 29 день].

Святыи мученик Дада сын Савория царя перскаго сам ся крести;

 

[Месяца декабря в 11 день].

Святыи мученик Филимон, сам ся крести;

 

[Месяца марта, в 22 день].

Святая мученица Дросида, дщи Трояна царя, сама ся крести.

 

[Месяца июня в 10 день].

Преподобныи Феофан, сам ся крести. и потом умоли блудницу от блуда и крести ю.

 

[Месяца июля. в 17 день].

 

Святая великомученица Марина сама ся крести

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В западной традиции формула " Я крещу тебя.." .В восточной - " Крещается раб Божий ..." Мне казалось, что это подразумевает совершителя Таинства и того, над кем оно совершается.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...