Перейти к содержанию

"Старая Месса" не была ничем плохим!


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

в Минске в советское время не было ни одного действующего католического храма, так что если где-то вы видели "дособорный алтарь" - это реконструкция, а не сохранение того, что было

Ну так в Минске "дособорные алтари" есть только в архикафедральном костеле и на Кальварии. В архикафедральном, понятное дело, новодел. Насчет Кальварии не знаю. Кстати, кальварийский костел был открыт и в советское время. Правда под конец его. Его власти разрешили открыть в 80ые годы (до этого все ездили в Красное под Минском). Этот костел так же, наверное, являлся и является (если за последние пару лет ничего не изменилось) единственным костелом в Беларуси после возрождения Церкви, где служили и служат спиной к народу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 273
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Ну так в Минске "дособорные алтари" есть только в архикафедральном костеле и на Кальварии. В архикафедральном, понятное дело, новодел. Насчет Кальварии не знаю. Кстати, кальварийский костел был открыт и в советское время. Правда под конец его. Его власти разрешили открыть в 80ые годы (до этого все ездили в Красное под Минском). Этот костел так же, наверное, являлся и является (если за последние пару лет ничего не изменилось) единственным костелом в Беларуси после возрождения Церкви, где служили и служат спиной к народу.

 

в Кальварийском костёле вполне возможно, что сохранился старый алтарь, так как хоть костел и был закрыт, но в отличии от Кафедрального и Красного не был "перепрофилирован" в спортзал или кинотеатр

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Европе сохранилось полно старых алтарей. Совершенно не обязательно выкорчёвывать старый алтарь, м. б. имеющий художественную ценность, чтобы поставить новый :). "Реформированный" алтарь прекрасно помещается перед старым. Не говоря уже о том, что никто не запрещает служить НО ad orientem, как делалось и делается в старых маленьких часовнях, или, например, у нас в Пензе. Хотя везде, где переходили на НО, старались, конечно, служить "лицом к народу".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Этот костел так же, наверное, являлся и является (если за последние пару лет ничего не изменилось) единственным костелом в Беларуси после возрождения Церкви, где служили и служат спиной к народу.

 

Верно, так служат и сейчас, даже в орнаты романского покроя облачаются по праздникам. Где-то в прессе я тоже читала, что алтарь остался старый.

 

456b2d8b30102f20cd7c6ae39b2f3f99.jpg

 

3f2c40528c7e80829eba50e5fb8478d3.jpg

 

a2677ded07627164d1574c80c892eac9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не могу утверждать что прям 100 и не меньше, но ситуацию "аншлаг" наблюдал своими глазами, вплоть до стоящих в проходах и за дверью часовни. К слову, пацанов (подростков) с 10-к за одним столом видел. Как и чаепитие в три захода.

 

Ох, простите, Auliner, я не очень поняла, что там за столы и чаепития? Это какое-то закрытое братство, туда, видимо, с улицы просто так не зайдешь, как в обычный костел или часовню?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, был большой праздник. А у меня "великое молчание" ... неделю уже молчал))) А тут еще три дня ни гу -гу. У них обычай в приходе. Кто может остается чай пить со священником после мессы. Вот как сейчас помню, зуд, поговорить аж под кожей, а пришлось молчать как та баба на чайник. За столом, но молчу. А чай с отцом там часто пьют. Иногда на исповедь забегут, и если время есть, чашечку кофе с исповедником выпьют)) Если время позволяет... Отца можно ругать за разное. Но он настоящий "приходской батюшка". Со своим приходом, как курица с яйцом..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот ссылка от о. Пеццути, где рассказ о Восточноевропейском FSSPX. Там и Белоруссия тоже есть. https://www.gloria.tv/?media=304588
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, граждане, я ерунду написал, а никто не поправил. А я, пока был в Ростове, мучился, а интернета там почти что и не было. Ну, ничего, поправлю себя сам. Так вот: разумеется, епископ, от которого нынешний критик традиционного богослужения Анри Мартен получил свое первое рукоположение, принадлежал не к РПЦ, как я написал, а к автокефальной ГрузПЦ. Это был Христофор (Цамалаидзе), занимавший в то время Маргветскую кафедру и сочетающий, как я понял, довольно-таки радикальный национализм с не менее радикальным экуменизмом (что, впрочем, не мешает ему ныне, будучи под запретом в ГрузПЦ за самовольное оставление страны в 1992 г., пребывать в общении с греческими старостильниками).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Единственное что реально напрягает в смысле "модернизма", это когда начинают смешивать вместе несочетаемые вещи. Был осенью в Вене (угу, как раз во время всем известных событий), был восхищен этим городом, но много плевался. Храмы тамошние прекрасны! И вот в таком храме:

 

abbdf85166f0.jpg

 

59b65009e629.jpg

 

перед алтарём лежат большие пластмассовые патиссон и тыква, рядом установлена перекособоченная авангардная кафедра из черного гранита, а на месте священника толстая девочка в белой майке играет что-то на гитаре тремя аккордами. Тьфу.

 

Но это уже не проблема собственно обряда. Потом, в старые красивые европейские храмы неокатехуменатчиков пускать нельзя, тут я согласен. Пусть строят здания, более соответствующие их эстетической концепции <_<.

 

(на фото аббатство Клостернойбург, девочка и кафедра были там, патиссон в другом храме)

 

Как говориться не по сеньке шапка..в такие храмы неокатехуменат запускать..

А размышлять над муками Христовыми , о Христовом Воскресении можно конечно и во время Новой мессы ,когда она служиться достойно..а на старой было всё еще более ритуализированно, и всё еще более детально расписано :когда священник делает малейшее движение и жест- что это значит , о чем размышлять и о чем в этот момент молиться, какие просьбы возносить к Богу.

С этой точки зрения Месса Новус Ордо на латыни тоже более привлекательна, потому что она не отвлекает от этих размышлений, можно на них более сосредоточиться за непонятными молитвами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Европе сохранилось полно старых алтарей. Совершенно не обязательно выкорчёвывать старый алтарь, м. б. имеющий художественную ценность, чтобы поставить новый :). "Реформированный" алтарь прекрасно помещается перед старым. Не говоря уже о том, что никто не запрещает служить НО ad orientem, как делалось и делается в старых маленьких часовнях, или, например, у нас в Пензе. Хотя везде, где переходили на НО, старались, конечно, служить "лицом к народу".

Вот именно. Никто старых алтарей не выкорчевывал, просто поставили новый алтарь перед ним и всё. И прекрасно можно служить и на старом алтаре, водрузив на новый Распятие ,если речь о Старом обряде . А там где новый алтарь не поместился ,там вообще так и служат на старом спиной к народу Новую Мессу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто старых алтарей не выкорчевывал

К сожалению, выкорчёвывали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Максиму , что сбросил мне тут адреса и явки, я сегодня-таки сездила в Мичиган на тридентскую мессу.

Откровенно говоря, меня как-то не впечатлило.

Нужно, наверное, обладать очень развитым чувством "сакрума", чтобы проникнуться этой 40минутной тишиной (эта месса, оказывается, не дольше обычной).

Если бы я не знала, что эта месса на латинском, я бы не догадалась, т к кроме чтений и короткой проповеди на английском, никакого текста не было слышно вообще. Пока священник всю мессу служил у алтаря, тишину в храме всю дорогу нарушали только тихое жужжание кондиционеров и как обычно неприлично-громкое поведение моего чада.

Так и надо в тишине размышлять и молиться . На английском все эти описания и примеры молитв наверное есть.

 

Например, начало:

При выходе священника из ризницы подумай, как Господь Иисус шел со своими учениками в Гефсиманский сад и молись:

 

"Господи Иисусе ,идущий с учениками в сад ,позволь ,чтобы и я в том же духе мог следовать за тобой и через жертву этой св. Мессы мог размышлять над жертвой Твой кровавой муки".

 

Когда священник отделяется от прислуживающих ,размышляй ,как Господь Иисус ,отделившись от учеников ,молится ,а они тем временем засыпают, и молись:

 

"Господи Иисусе ,не отдаляйся от меня молящегося, чтобы меня не охватывала сонливость и охлаждение в молитве ,прости мне мои грехи и небрежность в молитве".

 

Когда священник ставит чашу на алтарь слегка сбоку, подумай ,как Господь Иисус ,молясь ,говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" и молись:

 

"Господи Иисусе, отдали от меня чашу ,о которой святой псалмопевец говорит: "Из нее будут пить все грешники земли"".

 

Когда священник снова берет чашу и ставит посередине алтаря, вспомни,что Господь Иисус Христос ,принимая чашу ,сказал Богу Отцу: "Но впрочем да будет не моя, но твоя воля" и молись:

 

"Господи Иисусе ,свою волю отдаю Твоей воле, чтобы во всех жизненных делах была Твоя святая воля ,как на небе ,так и на земле ".

 

<...>

 

И так далее, все действия священника и то что они репрезентируют, расписаны до самого конца. Репрезентируется всё от Гефсиманского борения до самого воскресения и вознесения ,и выхода святых апостолов с проповедью в мир. И так следя за священником даже и в полной тишине и молясь или предлагаемыми молитвами или своими получаешь большую духовную пользу. (если не мешает ребенок, с орущими и шебуршащими детьми наверное лучше на тихих мессах не появляться :) )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошие частные молитвы. Это откуда?

Из "Золотого алтаря" ("Aukso altorius")-молитвенника 19 века. В чистом виде это конечно под Тридентскую мессу .

Но есть и приспособленные размышления для новой мессы на базе мыслей из "Золотого алтаря", там покороче ясно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда получается, что священник «на своей волне», а прихожане на своей. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из "Золотого алтаря" ("Aukso altorius")-молитвенника 19 века.

 

Так это же действительно прекрасно! Послушайте, а вот не взялся ли бы кто перевести это на русский? Хотя бы не весь молитвенник, а именно вот эти размышления?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД МУКОЙ ХРИСТОВОЙ ВО ВРЕМЯ МЕССЫ

(из “Золотого алтаря”)

 

 

Что означают литургические одеяния и принадлежности священника (согласно папе Иннокентию III ):

 

Гумерал (амикт), который священник одевает сначала на голову, потом на на шею под альбу – плат, которым воины закрыли глаза Иисуса, и, велели проречь, кто его ударил.

Альба – белое одеяние, в которое Христос был одет у Ирода.

Цингул для препоясания альбы – вервие, которым был связан Господь Иисус.

Манипул (узкий плат для рук) – вервие, которым были опутаны руки Иисуса.

Стула (узкий шарф на шею) – цепь, повязав которую, Иисуса вели к Пилату и на Голгофу.

Орнат с вышитым на нем крестом – столб, у которого был бичеван Иисус, и крест, который нес Господь на своих плечах.

Чаша – горькую муку Господню, начатую в Гефсиманском саду.

Покровец для прикрытия чаши – терновый венец Иисуса.

Велюм – накрываемый на чашу и покровец – плат, которым Вероника отерла окровавленное лице Иисуса.

Пурификатор (полотенце) на чаше – плат, которым была скрыта нагота Иисуса без риз и одежд.

Патена – доска, на которой тело Господа отнесено для погребения.

Корпорал , на который кладется освященная Остия – пелена, в которую был обвито тело Господне во гробе.

Бурса – конверт для корпорала, полагаемый на закрытую велюмом чашу – камень, которым был запечатан гроб Господа Иисуса.

 

Интенция перед Мессой . Читается перед выходом священника из ризницы.

 

Всемогущий Боже, жертвую эту Мессу для чести и славы Твоего всевышнего и святейшего Божества. Эта жертва воздается лишь Тебе, как единому Богу. Жертвую, чтобы возблагодарить Тебя, Господи, за все Твои благодеяния, излитые когда-либо на этот мир, и на меня, грешного. Жертвую, желая возместить за грехи всего мира, живых и усопших. Особенно жертвую за N.N. (здесь вспомни, за кого собираешься молиться), прося всем правым умножения Твоих святых милостей, грешникам – возвращения к Тебе, кающимся – прощения грехов, притесненным и угнетенным – утешения, заключенным - освобождения от уз язычников. Наконец жертвую, чтобы получить Твою благодать для спасения своей души, а особенно благодать, необходимую в час смерти. Жертвую за все дела святой Церкви с тем же намерением, с которым сам Господь Иисус пожертвовал себя Тебе, Боже Отче, умирая на кресте, а также в той интенции, в которой своего Сына пожертвовала Пресвятая Дева Мария, когда стояла под крестом в час Его смерти. Жертвую за души всех усопших, находящихся в чистилище, за которые я обязан молиться, которых никто не вспоминает, и тела которых погребены в могилах у этой церкви, а особенно те, за которые Ты, Боже, более всего желаешь, чтобы я молился. Тебе, мой Боже, сейчас искренне жертвую не только эту Мессу, но и все другие, которые в этом мире будут жертвоваться до Судного дня . Аминь.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо!! А еще? Особенно хочется продолжения молитв по ходу Мессы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяюсь. Давайте продолжение!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда получается, что священник «на своей волне», а прихожане на своей. :)

Так часто и было во время служения Тридентской Мессы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так часто и было во время служения Тридентской Мессы.

А в нынешней Мессе такого не случается? :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Андрей, в то время, когда Вы пришли в РПЦ, там были распространены аллегорические толкования литургии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Андрей, в то время, когда Вы пришли в РПЦ, там были распространены аллегорические толкования литургии?

Смотря, что вы имеете в виду под этим, Максим.

Если аллегории относительно богослужебных предметов - так они и сейчас распространены. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в нынешней Мессе такого не случается? :D

Не знаю. Думаю, что нет поводов для этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря, что вы имеете в виду под этим, Максим.

Ну там, малый вход - это выход Христа на проповедь, и всё такое. Просто я смотрю, аналогичные вещи для старой мессы тут стали неким откровением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...