Перейти к содержанию

На Великий пост


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Пятница – 23.02.2018

„Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”. (Мф 5,23-24)

Из труда блаженного Аэльреда, аввы, Зерцало любви (книга 3,5)

Пример братской любви дан во Христе

Ничто так не побуждает нас возлюбить врагов, в чём, собственно, и есть вершина братской любви, как волнующее созерцание предивного долготерпения Христа, ради которого сей "прекраснейший из сынов человеческих" подставил лицо Своё, исполненное благодарения, оплеванию безбожному. И позволил неправедным закрыть очи Свои, объемлющие весь мир владычным взором. Спину Свою позволил подвергнуть бичеванию, главу же, приводящую в смятение враждебные силы, позволил увенчать колючим тернием. Прежде Сам Себя приговорил сносить презрение и хулы, а затем терпеливо переносил крестные муки, прободение членов гвоздями, копием, испробовал желчь и уксус, - и во всех сих страстях пребыл кроток, спокоен и мирен. В довершение же сего "как овца ведён был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих". Кто же из слышащих сей дивный голос, исполненный сладости, любви и покоя: "Отче, прости им", не объемлет тотчас же всеми силами сердца неприятелей своих? "Отче" - возопил - "прости им". Возможно ли было придать более благости и любви сей молитве?

Он же придал более! Ему недостаточно было молитвы, Он желал ещё и оправдывать. "Отче - рек - прости им, ибо не ведают, что творят". Ибо много грешат, но мало разумеют. Пригвождают ко кресту, но не ведают, Кого пригвождают, "ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы". Потому Иисус говорит: "Отче, прости им". Эти люди полагают, - Он - преступник, нарушивший Закон, присвоивший Себе достоинство Бога и совращавший народ. Я скрыл от них истинный облик Мой, не прозрели Моего величия, потому "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят".

Если человек стремится любить себя самого, - не следует ему позорить себя никакими недозволенными плотскими удовольствиями. Но чтобы не поддаться умственному развращению, следует обратить все чувства к сладости тела Господня. И чтобы приобрести совершенную сладость братской любви, следует заключить в объятья истинной любви также и неприятелей своих. Впрочем, чтобы сей Божий огонь не угас, охлажденный неправедностью, - надлежит неизменно устремлять взор души к кроткому долготерпению возлюбленного Господа и Спасителя.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Суббота – 24.02.2018

„Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного”. (Мф 5,44-45)

Из Пастырской Конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes II Ватиканского Собора (9-10)

О глубочайших вопросах, которыми задается человечество

Современный мир предстает одновременно могучим и бессильным, способным к лучшему и к худшему, и перед ним открывается путь к свободе или рабству, к прогрессу или регрессу, к братству или ненависти. Кроме того, человек начинает осознавать, что его задача - верно направлять те силы, которые он сам вызвал к жизни и которые могут либо угнетать его, либо служить ему. Потому- то он и вопрошает сам себя.

В действительности тот разлад, от которого страдает современный мир, связан с другим, более глубоким разладом, коренящемся в сердце человека. Ибо в самом человеке противоборствуют различные стихии. С одной стороны, он в качестве сотворённого существа ощущает свою многообразную ограниченность; с другой стороны, он чувствует себя неограниченным в своих желаниях и призванным к высшей жизни. Влекомый многими вожделениями, он постоянно принужден выбрать какое-то из них и отказаться от других. Мало того: немощный и грешный, нередко он делает то, чего не хочет, а что хотел бы сделать – не делает. Поэтому он страдает от разделения в самом себе: из-за этого разделения возникают столь острые и столь многочисленные раздоры в обществе.

Правда, весьма многие люди, жизнь которых заражена практическим материализмом, закрывают глаза на драматическое зрелище этого состояния или не могут задуматься над ним, поскольку их удручает нужда. Многие полагают, что смогут обрести успокоение во многообразии предлагаемых им толкований реальности. Кое-кто ожидает, что настоящее и полное освобождение рода человеческого осуществится лишь человеческими усилиями и питает убеждение в том, что будущее господство человека на земле исполнит все желания его сердца. Есть и такие, кто, отчаявшись найти смысл жизни, превозносят дерзновение тех людей, кто, считая человеческое существование лишенным всякого смысла, стремится придать ему всю полноту смысла, опираясь лишь на собственный разум.

И тем не менее перед лицом современного развития мира всё больше становится тех людей, которые либо задают, либо с новой остротой переживают самые основополагающие вопросы: что такое человек? Каков смысл страдания, зла, смерти, которые продолжают существовать, несмотря на столь значительный прогресс? К чему все эти победы, приобрётенные такой ценой? Что человек может дать обществу, чего он может от него ожидать? Что произойдёт после этой земной жизни?

Церковь же верует в то, что Христос, умерший и воскресший за всех, через Духа Своего подаёт человеку свет и силу, чтобы тот мог ответить своему высшему призванию, и, что нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы им спастись. Подобным образом верует она в то, что ключ, средоточие и цель всей человеческой истории находятся в её Господе и Учителе. Кроме того, Церковь утверждает, что во всех изменениях есть немало неизменного, имеющего своё самое глубокое основание во Христе, Который вчера, сегодня и вовеки Тот же.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Воскресенье – 25.02.2018

Слово святого Льва Великого, папы (Слово 51,3-4.8)

Закон дан был чрез Моисея, благодать же и истина явились чрез Христа

Господь пред избранными свидетелями явил славу Свою и облик плотской, разделенный Им с иными, столь просиял, что Лик Его уподобился сиянию солнца, одежды же убелились как снег.

Преображение Христово всего прежде совершилось ради того, чтобы из сердец учеников изгнано было искушение креста и чтобы уничижение вольно принятых страданий не возмутило веры тех, кому явлено было великолепие сокрытого достоинства.

С не меньшей заботой Господь Преображением утверждал основание надежды Святой Церкви, с тем, чтобы все Тело Христово познало, сколь велика сила дарованного ей преображения и дабы все члены его могли уповать причаститься к славе, которою прежде воссияла Глава.

О сем рек и Сам Господь, говоря о величии пришествия Своего: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их". О том же проповедует святой апостол Павел: "Полагаю, что горести века сего недостойны грядущей славы, которой должно явиться в нас". И ещё: "Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе".

Чудо преображения, явленное ради утверждения апостолов и ради того, чтобы они обрели всякое познание, подаёт нам ещё один урок.

Ибо вот, во время сие явились Моисей и Илия (то есть, Закон и пророки), беседующие с Господом, дабы в присутствии сих пяти мужей исполнилось воистину то, о чем было речено: "При словах двух свидетелей, или при словах трёх свидетелей состоится всякое дело".

Есть ли что крепче и неизменнее слова, в звучании коего слышен трубный глас Ветхого и Нового Заветов, и в учении Евангелия согласно сливается пение хора древних обетований?

Ибо делаются нераздельными страницы двух Заветов и Тот, о Ком прежние знамения прорекали прикровенно, на Кого указывали под покровом тайны, является теперь, видимый воочию и зримый в сиянии нынешней славы. Ибо, как сказал святой Иоанн: "Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа". В Нём осуществилось обетование, содержавшееся в пророческих образах и исполнилось всё то, к чему устремлялись предписания Закона, ибо Он Своим присутствием подтверждает истину предзнаменования, и благодатью делает возможным исполнение заповедей.

Итак, благовестие да утвердится в вере всех христиан и никто да не устыдится креста Христова, коим искуплен был мир. По той же причине да не убоится никто претерпеть ради справедливого дела, и не усомнится в обретении обещанного воздаяния, ибо таковой человек получит отдых через труд, и жизнь через смерть. Коль скоро Христос понёс на Себе все слабости нашей нищеты, - с Ним вместе мы превозможем то, что попрал Он, и обретём всё, обетованное Им, - если только пребудем в вере и любви к Нему.

Ибо когда мы исполняем заповеди, либо переносим невзгоды, - неизменно должен звучать в ушах наших предостерегающий глас Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Понедельник – 26.02.2018

Наставление святого Иоанна Златоустого, епископа (Наставление 3,24-27)

Моисей и Христос

Сыны Израиля видели чудеса. И ты также узришь их, и даже большие и прекраснейшие тех, что видели иудеи, бежавшие из Египта. Ты не видел фараона, тонущего со всем войском его, но видел диавола, и силы его во всеоружии, тонущими в волнах. Они перешли море, ты выведен из смерти. Они были изведены из Египта, ты - вырван из рабства греху. Евреи оставили инородное пленение, ты же - много более печальную неволю греха.

Желаешь ли иного доказательства тому, что ты украшен дарами, многократно превосходящими то, чего сподобился Израиль? Вот, они не могли вынести вида источающего сияние лица Моисеева, хотя он и был их сотоварищем в невзгодах, ты же зришь Лик Христов во славе Его. Сам святой Павел громогласно заявляет об этом, говоря: "Мы же все, открытым лицом, взираем на славу Господню".

У Израиля был тогда Христос, шедший вместе с ним. Но сколь более истинно Он сопутствует ныне нам? Ибо в то время Господь сопровождал их благодатью, данною Моисею, ныне же сопутствует нам не только благодатью Моисеевой, но и нашим собственным послушанием. Они, оставив Египет, оказались посреди безлюдной пустыни, тебя же по смерти ожидает небо. Их превосходнейшим вождём и владыкою был Моисей, нашим же вождем и владыкою - новый Моисей, Сам Бог.

Чем же славен Моисей? Он был, по слову Писания, "муж смиреннейший из всех, живших в мире". И сие можно приписать, без всякого опасения, без боязни совершить ошибку, нашему Моисею - Богу, ибо Он носит в Себе сладчайшего Духа Святого, всего более Ему внутренне единосущного.

Моисей во время свое воздевал руки к небу, откуда низводил манну, хлеб ангельский. Наш же Моисей, воздеянием рук низводит нам пищу, пребывающую вовек. Моисей ударял в скалу, изводя из неё потоки вод, Сей же, прикасаясь к престолу, ударяет о трапезу духовную, и изводит из нее потоки Духа. Посему посреди сего стола есть как бы источник, дабы приходящие отовсюду стада напоять его спасительными водами.

Коль скоро мы обладаем столь превосходным источником и непревзойдённым изобилием жизни, от трапезы же изливается на нас бессчётное благо, обогащающее дарами духовными, - приступим к ней, в чистоте совести и искренности сердец, дабы обрести нам благодать и милость во время благопотребное.

Благодать и милость Единородного Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого и в Котором Отцу и Духу Животворящему да будет слава, сила и честь во веки веков. Аминь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Вторник – 27.02.2018

Из толкований святого Августина, епископа, на Псалмы (Пс 141,4-6)

Страдание всего Тела Христова

"Господи! к Тебе взываю, внемли голосу моления моего". Все мы можем взывать так. Не говорю я сие, но - весь Христос. Собственно говоря, Христос сказал так по плоти, ибо, пребывая на земле, молился, ходя во плоти, и взывал к Отцу как человек, и, когда молился, вся Плоть Его источала капли Крови. Ибо так речено в Евангелии: "Иисус молился прилежно, и был пот Его, как капли крови". Что же есть сие источение Крови из всего Тела, как не страсти мучеников всей Церкви?

"Господи! к Тебе взываю, услышь меня! Внемли гласу моления моего, когда взываю к Тебе". Ты полагаешь, что труд сего призывания совершен, коль скоро говоришь: "К Тебе взываю"? Воззвал, - но не полагай, что пребываешь в безопасности. Если минуло страдание, исчерпано и призывание; если же гонения на Церковь и Тело Христово пребудет до скончания времён, следует говорить не только: "К Тебе взываю, услышь меня!", но и: "Внемли гласу моления моего, когда взываю к Тебе".

"Да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твоё, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя". Каждый христианин должен будет признать, что приведённые выше слова следует отнести к Самому Главе. Ибо когда день уже клонился к вечеру, Господь испустил на Кресте дух Свой, дабы сей вскоре возвратился. Итак, не соделал сего против воли Своей. Но и наш прообраз в сем наличествует некоторым образом. Ибо что было пригвождено ко Кресту, как не то, что Он воспринял от нас? И как бы могло свершиться, чтобы Бог Отец отвратился от Единородного Сына Своего и оставил Его, Того, Кто воистину - Бог Единый с Ним? И все же, пригвождая ко Кресту немощи наши, "сораспинаясь - говорит апостол - с ветхим человеком нашим", Он вопиял гласом того же ветхого человека: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?"

Итак, жертва вечерняя - Страсти Христовы, Крест Господень, Жертва спасительная, всесожжение, угодное Богу. Сия жертва вечерняя Воскресением обращается в дар утренний. Итак, молитва, исходящая из сердца верного непосредственно к Богу, восходит как дым от святого алтаря. И нет ничего прекраснее благоухания Господня, и подобное же благоухание исходит от всех, кто верует.

И посему "ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Среда – 28.02.2018

Из трактата святого Иринея Лионского, епископа, Против ересей (IV, 14,2-3; 15,1)

Посредством образов Израиль научается бояться Бога

и пребывать в повиновении Ему.

Так и вначале Бог создал человека по Своей благости, избрал патриархов ради их спасения и приготовил народ, чтобы неученого научить следовать Богу, пророков же поставил на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом. Он сам ни в ком не нуждается, но нуждающимся в Нем дает общение Свое: угодивших Ему устрояет, как архитектор, дело спасения, не видевшим в Египте даёт от Себя вождя, странствующим в пустыне дает самый годный Закон, вступившим в добрую землю доставляет достойное наследие, и для обращающихся к Отцу заколает тельца упитанного и дарит им первую одежду, и разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения.

И посему Иоанн говорит в Откровении: "голос Его - как шум вод многих". Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат, и велик. И Слово, приходя к нам, всем независтно доставляло пользу повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный Закон.

Так, Он предписал народу иудейскому создание скинии и устроение храма, и избрание левитов, жертвы и приношения, уставы и всё прочее служение Закона.

Сам Он ни в чём этом не нуждается, ибо всегда преисполнен всех благ, имея в Себе всякий сладостный аромат и все курения благоухающие, прежде чем был Моисей; но Он обучал народ, склонный возвратиться к идолам, разнообразными средствами призывания, настрояя его быть постоянным и служить Богу, и посредством второстепенного призывая к первостепенному, то есть посредством образов - к истине, посредством временного - к вечному, посредством плотского - к духовному, посредством земного - к небесному, как и сказано Моисею: "ты всё должен сделать по образцу того, что видел на горе".

Он (Моисей) в продолжении сорока дней изучал слова Божии, небесные начертания, духовные образы и прообразования будущего, как и Павел говорит: "они пили из последующего камня, камень же был Христос". Потом, по приведении сказанного в Законе, он прибавил: "всё это происходило с нами, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков".

Ибо посредством образов они (Иудеи) научались бояться Бога и пребывать в повиновении Ему. Итак, Закон был для них и средством научения, и пророчеством будущего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Четверг – 01.03.2018

Из толкования святого Илария, епископа, на Псалмы (Пс 128,1-3)

Об истинном страхе Божием

"Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его"!

Как часто Святое Писание говорит о страхе Божием, - столь же часто следует обращать внимание на то, сей страх никогда не сам по себе самодостаточным побуждением к вере, но предполагает наличие множества иных истин и на них указует, ибо, взирая на них, возможно уразуметь существо и совершенство его. И сие видно из того уже, что говорит Соломон в Книге Притчей: "Если ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости, и приклонишь сердце твоё к размышлению, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень".

Посмотрим, какие ступени могут привести к самому сему страху Божию.

Прежде следует призвать премудрость, и вверить разуму служение воли, а затем - открывать и исследовать сию премудрость. После надлежит пытаться уразуметь, что есть страх Божий. Он ни в чем не схож с чувством, означаемым сим именем страха.

Ибо страх зиждется на переживании тревоги, опасения, порождаемых слабостью человеческой, боящейся страдания, ей угрожающего, и не желающей принять его. Подобная тревога приходит, сотрясая нас при многих происшествиях, таких, как: угрызения совести, сила и право поставленного выше нас, нападение сильнейшего, болезнь, встреча с диким зверем, и всяческое зло, грозящее нам.

Подобному страху не стоит научаться, ибо с ним мы зачастую встречаемся в слабости природы нашей. Нам не следует также ожидать того, чего надлежит нам бояться, ибо всё, ввергающее нас в опасность, порождает страх.

О страхе же Божием сказано так: "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас". Итак, страху Божию должно учиться, ибо приобретён он может быть лишь учением. Ибо он - не то же, что страх, но расположен в пределах ведения. Он не происходит равно от тревог, мучающих человека, но приобретается соблюдением заповедей, творением благих дел, безвинной жизнью и познанием истины.

Для нас же страх Божий целиком заключён в любви, и совершенная любовь являет полноту сего страха. Присущи любви нашей к Богу равно и покорность Его заповедям, послушание велениям Его и верность обетам, нами принесённым. В Священном Писании говорится: "Ныне же, Израиль, чего требует от Тебя Господь, Бог Твой, как не того, чтобы ты убоялся Господа Бога твоего, и ходил всеми стезями Его, возлюбил Его и соблюдал заповеди Его всем сердцем твоим и всею душою твоею, и будет благо тебе".

Путей же Господних много, хотя Он Сам есть Путь. Но когда Он говорит о Себе, именуя Себя так, то указует, чего ради усвояет сие имя: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня".

Итак, надлежит вопрошать о множестве путей и размышлять о многих же из них, дабы познанием многих обрести единый, ведущий в жизнь вечную, обрести его. Ибо есть пути и стези, указанные Законом, пророками, благовестием, апостолами и, наконец, различными заповедями, и блаженны ходящие ими во страхе Божием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Пятница – 02.03.2018

Из трактата святого Иринея Лионского, епископа, Против ересей (IV,16,2-5)

Завет с Богом

Сам Моисей говорит народу во Второзаконии: Господь, Бог наш, поставил с вами завет на Хориве. Не с отцами нашими поставил завет сей, но с нами.

Почему же Господь не положил завета отцам? Потому что "закон не положен для праведника"; а отцы были праведны, имея силу Десятисловия, написанную в их сердцах и душах, ибо они любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему; почему не было нужды вразумлять их вразумительными письменами, так как они в себе самих имели правду Закона.

Но когда эта правда и любовь к Богу исчезла в Египте, то необходимо Бог по многому благоволению Своему к людям явил Себя посредством голоса и с силою вывел народ из Египта, дабы человек опять стал учеником и последователем Божиим; и поражал непослушных, дабы не презирал Создавшего их, и питал манною, дабы принимали разумную пищу; как и Моисей говорит во Второзаконии: "и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек".

Он заповедал любовь к Богу и внушал справедливость к ближним, чтобы человек не был несправедлив и недостоин Бога, а предъустроял человека посредством Десятисловия в дружбу Свою и в согласие с ближним; это, конечно, было полезно для самого человека, так как Бог ни в чем не нуждается от человека.

Это доставляло славу человеку, восполняя то, чего у него не доставало, то есть, - дружбу Божию, а Богу ничего не доставляло, ибо Бог не нуждался в любви человека.

У человека же не доставало славы Божией, которой он никак не мог получить иначе, как через повиновение Богу. И посему Моисей опять говорит им: "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, люби Господа твоего, слушай глас Его и прилепляйся к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих".

Приготовляя человека к этой жизни, Господь Сам изрёк ко всем одинаково слова Десятисловия; и потому они остаются также и у нас, получив чрез плотское пришествие Его расширение и приращение, а не разрушение.

Заповеди рабства Бог дал отдельно чрез Моисея народу, пригодные к его образованию и вразумлению, как сам Моисей говорит: "И повелел мне Господь научить вас постановлениям и законам".

Эти последние, которые были даны им в рабство и как знамение, Он отменил новым заветом свободы. Естественные же, благородные и для всех общие заповеди Он расширил и умножил, независтно и щедро даруя людям через усыновление познать Бога Отца и любить Его всем сердцем и без противления следовать Его слову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Суббота – 03.03.2018

Из трактата святого Амвросия, епископа, О бегстве от мира (разделы 6,36; 7,44; 8,45; 9,52)

Припадём к Богу, единому истинному благу

Где сердце человека, - там и сокровище его. Ибо не навык Бог отказывать в даре благом просящим Его о том.

Коль скоро благ Господь, наипаче же - к уповающим на Него, - припадём к Нему всею душою нашей, всем сердцем и всею силою, - да пребудем в сиянии света Его, зря славу Его и насыщаясь благодатью сокровища небесного. Потому, к Тому же Благу вознесём сердца наши, в Нём пребудем и станем жить, к Нему припадём, ибо Оно превосходит всякое разумение и всякие ожидания, и почиет в мире вечном и ненарушимом. И мир сей превосходит всё, что можно было бы вообразить и представить.

Благо сие проникает всю действительность, Им все мы живы и от Него зависимы. Оно же, будучи Божиим, не имеет высшего себя. Ибо никто не благ, как Бог. Посему всякое благо - Его, и все Его - благо, и оттого сказано нам: "Отверзаешь руку Твою - насыщаются благом". Ибо по благости Божией всё, что было даровано нам, - благо, без малейшей примеси зла. И именно таковое благо обетовано верным в словах Священного Писания, когда в нём говорится: "Будете вкушать блага земли".

Мы со Христом умерли. Смерть Христову носим во плоти нашей, дабы и жизнь наша в Нём явилась. Итак, не живём мы нашей жизнью, но - жизнью Христовой, жизнью беспорочной, чистой, смиренной и исполненной всяческой добродетели. Со Христом мы воскресли, в Нём живём, с Ним взойдём на небеса, дабы змий не обрёл на земле пяты нашей, и не мог жалить.

Бежим, устремимся отсюда! Можешь бежать духом, хотя и останешься плотью. Можешь быть здесь и одновременно пребывать со Господом, если только припадёшь к Нему душою своею, станешь поступать согласно замыслу Его, если не непосредственно ещё, то - верою вступишь на стезю Его и в Нем обретёшь укрытие. Ибо Он - прибежище и сила, как о том восклицает Давид, говоря к Нему: "Боже мой! На Тебя уповаю, и не постыжусь".

Бог есть прибежище. Но Он пребывает в небесах, и превыше небес, потому нам надлежит прибегать к Нему, туда, где мир, отдохновение от трудов, где мы станем субботствовать в торжестве великом, как речено о том Моисеем: "Субботы земные послужат в пищу вам". Ибо покоиться в Боге и созерцать радость Его, есть истинная трапеза, исполненная сокровищ и умиротворения.

Устремимся, как лань к источникам вод. Да возжаждет душа наша жаждою Давидовой. Кто есть сей Источник? Внемли речению: "Ибо у Тебя источник жизни". И к сему Источнику да воззовёт душа наша: "Когда приду и явлюсь пред лицо Божие!". Ибо источник есть Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Воскресенье – 04.03.2018

Из толкования св. Августина, епископа, на Евангелие от св. Иоанна (трактат 15,10-12.16-17)

Пришла Самарянка почерпнуть воды

"Приходит женщина". Образ Церкви ещё не оправданной, но той, что вскоре обретёт оправдание. Ибо таковую истину заключает в себе повествование.

Приходит, незнаемая, и видит Его, Он же заговаривает с нею. Посмотрим же, как, посмотрим, отчего, "приходит женщина из Самарии почерпнуть воды". Самаряне не принадлежали народу Израилеву, ибо были пришельцы. И то, что именно эта женщина пришла из чужеземной страны, имеет прообразовательное значение, ибо она носит в себе образ Церкви, которой надлежало явиться посреди язычников и быть чуждой Израилю.

Посему услышим в её голосе наш собственный, и себя самих в ней прозрим. И в ней же вознесём от себя благодарение Богу нашему. Она была образ, но не действительность, ибо действительность и упредила образ, и соделалась истиной. Ибо она уверовала в Того, кто для нас соделал её образом. Итак, пришла почерпнуть воды. Явилась просто черпать воду, как обычно делали это мужи и жёны. "Иисус говорит ей: дай Мне пить". Ибо ученики Его прежде пошли в город купить пищи. Она же на сие говорит ему: "Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются".

Видите чужеземцев: иудеи никогда не пользовались сосудами, бывшими у тех в употреблении. И, как жена имела при себе сосуд для черпания воды, удивлена была, что Иудей просит её дать ему пить, ибо не было сие у сынов Израиля в обычае. Сей же, искавший пить, жаждал веры самой жены сей.

Ибо вот, услышь, наконец, Кто просит напиться: "Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".

Просит пить и обещает питие. Ибо нуждается Тот, Кому должно принимать, хоть Он в то же самое время и всем обладает, Тот, Кто станет иных напоять. "Если бы ты знала, - говорит - дар Божий!". Дар Божий есть Дух Святой. Ныне слова, обращённые Им к жене, прикровенны, но вскоре проникнут в сердце её. По видимости, уже её наставляет. Ибо что может быть сладостнее и милее призывания: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "Дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".

Какую же воду подаст Он, как не ту, о которой речено: "У Тебя источник жизни"? Сколь же возжаждут "насыщенные от обилия дома Твоего"? Иисус обещает изобилие пищи и насыщение Духом Святым, но она ещё сего не разумеет. Но, не разумея, - что отвечает? "Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, дабы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". Нужда заставляла её совершать усилия, слабость же освобождала её от сего. Когда бы ей слышать: "Придите ко Мне все, труждающиеся и обременённые, и Я напитаю вас". Ибо сие говорил к ней Господь, дабы ей более не труждаться. Она же ещё не разумеет слов Его.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Понедельник – 05.03.2018

Проповедь св. Василия Великого, епископа (Проповедь 20, О смирении, 3)

Хвалящийся, - Господом да хвалится

"Мудрец да не хвалится мудростью своею, сильный да не превозносится силою, ни богатый - богатством своим".

Итак, что же есть истинная слава и чем человек обретает действительное величие своё? Се, слова Господни: "Хвалящий себя тем да хвалится, что Меня познаёт, что Я - Господь".

Достоинство человека, слава его и величие зиждутся на знании истинно великого, на припадении величию сему и взыскании славы у Господа славы, по речению апостола: "Хвалящийся хвались о Господе". Тот же апостол говорит, что: "Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением, чтобы было, как написано: " хвалящийся хвались Господом".

Ибо в том совершенство и полнота славы, когда кто-либо превозносится не ради праведности своей, ибо ведомо ему, что не имеет таковой в действительности, но оправдание свое зиждет лишь верою во Христа Господа.

Апостол Павел тем именно и хвалится, за ничто почитая праведность свою, но взыскуя той, что обрел во Христе, праведность, происходящую от Бога и рождаемую верою. Ею жаждет познать Христа и силу воскресения Его, равно и причаститься Страстям Его. И, в таковую праведность облекшись, желает унаследовать смерть Христову, дабы тем сподобиться некогда воскресения из мёртвых.

И здесь разрушается всякое высокомерие гордыни. Ничего тебе, человече, не оставлено, чем мог бы ты хвалиться. Вся слава твоя и всякая надежда - в том, чтобы умертвить всё твоё, и искать грядущей жизни во Христе. Ибо коль скоро начатки жизни сей есть у нас уже, мы и можем хвалиться и пребывать в надежде, живя целиком благодатью и даром Божиим. "Ибо Бог в нас совершитель и желания, и делания, согласно с волей (Его)". Он мудрость Свою, которую предназначил ко славе нашей, являет Духом Святым. Бог посылает нам силы в труде и мужество. "Я гораздо более был в трудах - говорит апостол - и мы были приговорены к казни, дабы нам не иметь надежды в самих себе, но в Боге, воскресителе умерших. Сей же исхитил нас и похищает от столь великой опасности смерти. В Нём надежда наша, что и впредь упасёт нас".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Вторник – 06.03.2018

Слово св. Петра Хризолога, епископа (Слово 43)

Постом испрашивают то, о чём возносят молитвы, и милосердие обретёт сие

Есть три вещи, братия, коими зиждется вера, устрояется благочестие и стоит добродетель. Сии суть: молитва, пост и дела милосердия. То, ради чего стучит в дверь молитва, то, о чём просит пост, и обретает милосердие. Молитва, дела милосердия и пост - сии три одно суть и даруют жизнь друг другу.

Ибо пост есть душа молитвы, жизнь же поста - милосердие. Да никто их не разлучит, коль скоро не ведает способа разделения. Если же кто- либо обладает одним из них, либо не имеет всей совокупности их, - ничего не имеет. Итак, кто молится, да постится, постящийся же да творит дела милосердия, да услышит просящего, желающего быть услышанным. И тем себя ради отверзет ухо Божие к слышанию, Бог же никогда не отвратится от голоса вопиющего.

Да разумеет пост постящийся. Да зрит алчущего тот, кто жаждет, дабы Бог видел, что и сам он алчет. Милосердие являет тот, кто и сам уповает на него. Взыскующий снисхождения да будет сам снисходителен. Каждый, желающий получить, да подаёт. Бессовестен и недостоин тот, кто другим отказывает в том, чего просит себе.

Человече, да сделается милосердие твоею природой! Тогда и ты вкусишь его так, как сам того жаждешь, лишь столько, сколько жаждешь, и так скоро, как только жаждешь. Итак, будь же сам милосерд к другим.

Итак, молитва, милосердные дела и пост да будут единою нашей защитою у Бога, единым ходатайством, единой триипостасной молитвой.

Утраченное по преступлениям нашим станем стремиться возвратить постом, им же принесём в жертву души наши; ибо ничего более достойного мы не можем даровать Богу, по слову пророка, говорящего: "Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого Ты не презришь, Боже".

Человек, принеси Богу жертву души своей, и возложи дарение поста, да соделаются жертвою чистой и живою, коя и Богу отдана, и с тобою пребудет. Если же некто откажет Господу в сем даре, - не будет оправдан, ибо никто не может не иметь в себе дара жертвенного.

Дабы пост и молитва были приняты, к ним должны присовокупиться дела милосердия. Иссякшее милосердие порождает иссушение поста. Что дождь земле, - то и милосердие посту. Ибо хотя пост научает сердце, очищает плоть, изгоняет грехи, сеет добродетель, - всё же, если исчерпаются живительные воды милосердия, - постящийся вовсе не соберёт плодов.

Ты, постящийся, помни, - когда постится милосердие, постится и пашня твоя; если же ты щедр в делах милосердия, - соберёшь в житницу себе изобилие. Посему, человече, смотри - не погуби сбережением, но приобретай расточением. Подавая нищему, подавай себе самому, ибо чего не оставишь другому, того и сам не обретёшь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Среда – 07.03.2018

Из книги св. Феофила Антиохийского, епископа, К Автолику (Книга 1,2.7)

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Если ты скажешь: покажи мне Бога твоего, - отвечу тебе: покажи мне своего человека, я же покажу тебе Бога моего. Итак, покажи, зрячи ли очи души твоей, и слышат ли уши сердца твоего.

Ибо видящие очами плотскими, замечают всё, происходящее в сей жизни земной, и открывают, в чём вещи разняться меж собою, как например свет и тьма, белое и чёрное, красивое и безобразное, лад и нестроение, соразмерность и несоразмерность, излишек и недостаток. То же следует сказать о том, что подмечает слух, то есть, звуки, каковые либо резки и неприятны, либо милы нам. Подобным же образом обстоит дело с ушами сердца и очами души, дабы они могли слышать и зреть Бога.

Бога видят те, кто способен видеть, то есть те, чьи очи духовные открыты. Ибо хотя все имеют очи, у иных они затуманены и потому сии не способны узреть свет солнечный. Из того же, что слепые не видят, как солнце светит, не следует, что солнце не светит, но что они поражены слепотой. Так и очи души твоей затмевают грехи и злодеяния твои.

Душа человека должна быть чистой, как зерцало, отражающее лучи. Если его поверхность покроется ржавчиной, - не увидеть в нём человеческого лица. Также, если в человеке есть грех, не может он узреть Бога.

Но если желаешь, ты можешь обрести исцеление. Доверься Врачу, Он же излечит очи души твоей и сердца твоего. Кто же Врач сей? Бог, Словом и Премудростью исцеляющий и животворящий. Он Словом и Премудростью сотворил всё, ибо "Словом были его утверждены небеса, и Духом Его - все воинства их". Премудрость Его всё превосходит. Ею Бог сотворил небо и землю, она повелела расступиться пропастям и ею соделалось то, что тучи пролили дождь.

И если, человек, ты разумеешь сие и живёшь в чистоте, святости и праведности, - можешь узреть Бога. Но прежде в сердце твоём должны поселиться вера и страх Божий. И тогда уразумеешь. Когда совлечёшься смертности и облечёшься в бессмертие, - тогда узришь Бога в той мере, какую заслужил. Ибо Бог восставит плоть твою к бессмертию вместе с душою и тогда, соделавшись бессмертным, узришь Бессмертного, если ныне в Него уверуешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Четверг – 08.03.2018

Из трактата Тертуллиана, священника, О молитве (разд. 28-29)

Жертва духовная

Молитва есть жертва духовная, отменяющая прежние жертвы. "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. - Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, крови же тельцов и козлов не хочу. Ибо кто требовал сего от рук ваших?".

О том, чего жаждал Бог, учит Евангелие: "Настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. Ибо Бог есть дух", и потому желает иметь таких поклонников.

Истинными поклонниками и истинными священниками являемся мы, ибо, молясь в Духе, в духе же и приносим жертву молитвы, угодную Богу и достойную Его, такую, каковой Сам Он взыскует и каковую предвидел.

Именно такую молитву, изливающуюся из глубины сердца, питаемую верою, пестуемую истиной, увенчанную братолюбием, молитву, все могущую испросить нам у Бога, надлежит нам возносить среди псалмов и гимнов пред престолом Божиим, вместе с сонмом благих дел наших.

Ибо в чём откажет Бог молитве, возносимой в Духе и истине, коль скоро Он Сам взыскует её? Мы читаем, слышим и веруем, - многочисленны доказательства её действенности.

Ведь даже и ветхозаветная молитва хранила нас от огня, диких зверей и голода, хотя не от Христа обрела она устроение своё.

Сколь же более может сотворить христианская молитва. Она уже не только ангела, изливающего росы, поставляет посреди пламени, заграждает пасти львам, приносит пищу крестьянскую изголодавшимся и благодать посланницу изгоняет всякое чувство боли, но тех, кто претерпевает испытание, крест и страсти, вооружает терпением, умножает благодать стойкости, дабы вера наша распознавала то, что Бог попускает, и разумела, что страдает за Имя Его.

Прежде молитва низводила кары, рассеивала воинства неприятелей и запрещала проливаться необходимому, долгожданному дождю. Ныне же молитва праведная утишает великий гнев Божий, бодрствует пред лицом неприятелей, и ходатайствует о гонителях. Можно ли удивляться, что ей по силам заставить дождь изливаться с небес, коль скоро она и огонь могла низводить на землю? Лишь молитвою можно превозмочь Бога. Но Христос не желал, дабы по молитве совершалось что недоброе, но снабдил её всякою силою, потребною на творение блага.

И оттого она способна возвращать с пути смертного души умерших, утверждать слабых, исцелять недугующих, утишать одержимых, отверзать врата тюремные и сокрушать узы невинных. Это она омывает вины, прогоняет искушения, удерживает гонителей, утешает малодушных, вдохновляет великодушных, направляет странников, усмиряет волнение вод, разбойников заставляет изумляться, питает нищих, водительствует богатыми, восставляет падших, падающих поддерживает, стоящих же предохраняет от падения.

Молитвы возносят все ангелы и всё творение, молятся стада и дикие звери, преклоняя колена свои. Всё, исходящее из стойл, и выползающее из нор, не без пользы возносит зев свой к небу, но молится, издавая звуки, кто какие навык. Даже и птицы, пробуждаясь от сна, взмывают ввысь, и, крестообразно раскладывая крылья вместо рук, говорят нечто, что выглядит подобным молитве.

Что же ещё можно сказать о сем священном действии Молился равно и Сам Господь, да будет Ему слава и сила во веки веков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Пятница – 09.03.2018

Из толкований св. Григория Великого, Папы, на Книгу Иова (книга 13,21-23)

Тайна возрождения нашего

Благословенный Иов, будучи образом Церкви Святой, говорит к нам то гласом тела своего, то гласом Главы его и, когда ведёт речь о членах Церкви, тотчас же возвышает слова свои, вознося их к словам, каковые произносит Глава. Посему читаем: "Претерпел я сие, хотя не было неправедности в руке моей, ибо чисты были помыслы мои к Богу".

Не имея неправедности в руках Своих претерпел Тот, Кто не совершил греха и в Чьих устах не было коварства, но Кто всё же страдал ради спасения нашего, прияв все Страсти Креста. Сам же Он пред всеми иными возносил чистые прошения к Богу и молился во Страстях крестных о гонителях Своих, говоря: "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят".

Что же более чистого можно помыслить, либо высказать в молитве, как если просят милосердия к тем, кто причиняет нам боль? Потому-то Кровь Спасителя нашего, Кою пролили обезумевшие гонители, станут затем пить верные, исповедуя Иисуса Сыном Божиим. О сей же Крови читаем написанное верно: "Земля, не покрой Крови Моей, и да не будет в тебе места, где бы скрылся вопль Мой".

Грешному человеку сказано: "Прах ты и в прах возвратишься". Прах сей, земля, не скроет Крови Спасителя нашего, ибо каждый грешник, пия цену спасения своего, исповедует ее, и прославляет, а равно проповедует, в меру сил, ближним своим.

Земля не скрывает Крови Христовой, ибо Церковь уже проповедала сию тайну спасения своего во всех концах земли.

Ещё обратим внимание на слова: "Да не будет в тебе места, где бы скрылся вопль мой". Ибо сама Кровь спасения, Кою приемлем, есть вопль Спасителя нашего. Посему и святой Павел говорит: "Вы приступили к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева". О крови жеАвеля речено: "кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли".

Кровь же Иисусова взывает сильнее, нежели Авелева, ибо кровь Авеля вопияла о смерти братоубийцы, Кровь же Господня испрашивает жизнь гонителям. Итак, чтобы таинство Страстей Господних не оказалось в нас напрасным, должно нам унаследовать то, что приемлем, и проповедать другим то, что сами мы почитаем.

Ибо вопль Христов тогда обретает в нас место, где бы ему сокрыться, когда язык наш молчит о том, что утверждено в сердце нашем. Итак, чтобы глас Его не был в нас сокрыт, надобно, чтобы каждый по силам своим проповедовал ближним тайну собственного возвращения к жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Суббота – 10.03.2018

Слово св. Григория Назианзина, епископа(Слово 14, О любви к нищим, 38.40)

Станем служить Христу в нищих

"Блаженны милостивые", - речено в Священном Писании, - "ибо они помилованы будут". Милосердие не есть, по меньшей мере, последнее из блаженств. "Блажен кто помышляет о бедном и нищем". И вновь: "Добрый человек милует и взаймы даёт". И, в другом месте: "праведник всякий день милует и взаймы даёт". Примем сие благословение, да назовут нас сострадательными, станем добры!

Пусть и ночь не прерывает милосердного делания нашего! Не говори: "Пойди и приди опять, и завтра я дам". Да ничто не станет преградою между решением твоим и совершением благого дела. Ибо милосердие не признаёт никакого промедления. "Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом твой"; и твори сие охотно и с радостью. "Кто творит милосердие, - да творит сие охотно" - говорит апостол Павел. Благое дело твое приобретёт двойную цену, если ты совершишь его быстро и охотно. Всё же, совершаемое в печали, либо по принуждению, - неугодно и лишено великодушия.

Следует радоваться, а не печалиться, когда мы творим благо. "Если сокрушишь преграды и предвзятость" - говорит пророк, то есть: скупость и подозрительность, колебания и роптание, что тогда случится? Дело великое и поразительное! Сколь же прекрасна будет плата за сие: "Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт". Кто же не станет ожидать света и здравия?

Посему, рабы Христовы, братья Его и сонаследники, если вы полагаете, что стоит послушать меня хоть немного, - станем приходить ко Господу, пока еще есть время, позаботимся о Нём и накормим, оденем Его и привлечем Его в объятья наши, почтим Его не трапезою лишь, подобно иным, или елеями, подобно Марии, не гробницею, подобно Иосифу Аримафейскому, ни также заботами о погребении, подобно Никодиму, лишь наполовину возлюбившему Господа, не золотом, наконец, ладаном и смирною, подобно тому, как сие сделали волхвы прежде всех тех, о ком мы ныне упомянули. Ибо Господь Вседержитель жаждет милости, а не жертвы, коль скоро сострадающее милосердие превыше великого множества тучных агнцев.

Сие то милосердие явим Христу в нищих, лежащих ныне простёртыми на земле, да примут нас, при отшествии нашем отсюда, в обители вечные, во Христе Самом, Господе нашем, Ему же слава вовеки. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Воскресенье – 11.03.2018

Из толкования св. Августина, епископа, на Евангелие от св. Иоанна (Трактат 34.8-9)

Христос есть Путь к свету, истине и жизни

Господь говорит кратко: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". В этих словах сокрыты одновременно обетование и повеление. Исполним то, что Он повелел нам, да не станем бесстыдно жаждать того, то нам обещано, и да не скажет Он нам на Судилище Своём: "Исполнил ли ты то, что Я повелел тебе, чтобы требовать обетованного Мною"? Что же Ты повелел, Господи наш? Скажет тебе: "Дабы ты следовал за Мною". Ты просил дать тебе житейский совет. О какой же жизни мы говорим, как не о той, о которой сказано: "У Тебя источник жизни".

Итак, исполним должное, и последуем за Господом. Порвём путы, не позволяющие нам следовать за Ним. Но кто же способен сокрушить сии узы, если не поможет нам Тот, к которому обращены слова: "Ты разрешил узы мои", и о Ком псалом говорит: "Господь разрешает узников, Господь восставляет согбенных".

Но за чем следуют уже освобождённые и восставленные, как не за Светом, Чьи слова: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме", "ибо Господь отверзает очи слепым" они слышат? Лишь позволим просветить нас, братия, имея веру как лекарство от болезней глаз. Ибо прежде плюновение Его смешано было с землёю, затем же помазаны были брением сим очи слепорожденного. Мы также от Адама рождены слепы, и потому нуждаемся, дабы Христос просветил нас. Смешал плюновение с землёю: "Слово стало плотию, и обитало с нами". Смешал плюновение с землёю, оттого и говорится: "Правда возникнет из земли". Он же Сам сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Истиною мы станем вовеки насыщаться, когда будем зреть Его лицом к лицу, ибо и сие обетовано нам. Ибо кто дерзнул бы ожидать того, чего Бог не соизволил бы обещать или дать?

Будем лицезреть. Апостол говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу" И апостол Иоанн пишет в своём Послании: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть". Се, великое обетование! Если любишь, - иди! Люблю, говоришь, но куда мне идти? Если бы Господь, Бог твой, сказал бы тебе: "Я есмь Истина и Жизнь", то, возжаждав истины и взыскуя жизни, ты бы несомненно устремился бы на поиски пути, которым мог бы придти туда и говорил бы себе: "Сколь велика истина, сколь велика жизнь, лишь бы знать, как могла бы достигнуть их душа моя".

Взыскуешь пути? Послушай Христа, прежде говорящего к тебе: "Я есмь Путь". Прежде чем указать тебе, куда, явил, как тебе следует идти. "Я есмь - сказал - Путь". Путь куда? "И Истина и Жизнь". Прежде указал, как тебе идти, затем открыл, куда. "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь". Пребывая с Отцом, Христос есть Истина и Жизнь, облекаясь плотью, делается Путём.

Не сказано тебе: "Трудись и ищи путь, дабы тебе обрести истину и жизнь". Не то речено тебе. Встань, ленивец, Путь Сам пришёл к тебе и пробудил тебя, спящего, ото сна, лишь бы воистину пробудил! Встань и ходи!

Может быть, ты действительно тщишься ходить, но боль в ногах не даёт тебе? Отчего же болят твои ноги? Возможно, они пускались бежать по избитой дороге, подгоняемые алчностью? Впрочем, Слово Божие исцеляло и хромых! Ах так, ноги здоровы, но самого пути ты не видишь. Ничего, Он просвещал и слепых!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Понедельник – 12.03.2018

Проповедь Оригена, священника, на Книгу Левит (Проповедь 9,5.10)

Христос Первосвященник - умилостивление наше

Первосвященник, оставляя народ, год за годом восходил на то место, где была скиния, и над нею херувимы, где находился также ковчег Завета и алтарь каждения, и куда никому нельзя было входить, кроме самого первосвященника.

Когда же я помыслю о моем истинном Первосвященнике, Господе Иисусе Христе, Он же, облечён плотию, пребывал с народом целый год, тот год, о котором Сам сказал: "Помазал Меня благовествовать нищим, проповедовать лето Господне благоприятное", - зрю, как единожды в год сей, в день умилостивления, восходит Он во Святое Святых, то есть, исполнив посланническое служение Своё, восходит на небеса и приходит к Отцу, испросить у Него умилостивления к людям и ходатайствовать о всех, верующих в Него.

Иоанн апостол, зная о сем умилостивлении, коим Христос примиряет нас с Отцом, говорит: "Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши".

Подобно сему и речение святого Павла, говорящего о Христе: "Сего Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру". Итак, день умилостивления пребудет с нами до скончания мира. В одном из установлений Божиих сказано: "Положит Аарон курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмёт крови тельца, и покропит перстом своим на крышку с востока".

Вот сколь точно и подробно определён был ветхозаветный обряд умилостивления Бога. Ты же, приходящий ко Христу, истинному Первосвященнику, собственною Кровию примирившего с тобою Бога и тебя с Ним соединяющего, не погружайся в кровь плотскую, но познавай наипаче Кровь Слова и Самому Сему Слову послушайся, когда говорит к тебе: "Сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая во отпущение грехов".

Не проходи напрасно, оставляя без внимания то, что Аарон совершал окропление с восточной стороны. Ибо милость приходит с востока. Оттуда является Муж, имя Которому - Восходящее Светило, Он же соделался Посредником между Богом и человеками.

Сие само по себе уже есть обращённое к тебе призывание, да неизменно устремляешь взор свой к востоку, откуда восходит Солнце правды, где всегда рождается для тебя свет, да никогда не будешь ходить во тьме, и день последний не настигнет тебя во мраке; да не проникнут внутренние твои ночь и мгла, но да пребудешь вечно в сиянии премудрости, нося в себе день веры и неизменно покоряясь свету любви и мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Вторник – 13.03.2018

Слово св. Льва Великого, Папы (Слово 10 Великим Постом, 3-5)

Любовь есть великое благо

В Евангелии от святого Иоанна Господь говорит: "По тому познают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". В Послании того же апостола мы читаем: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому, что Бог есть любовь". Посему все верующие купно да испытают совесть свою, да исследуют её, и даже самые чистые и благие намерения сердца своего да предадут справедливому суду, и если отыщут во глубине душ своих некоторые из плодов любви, да не усомнятся, что носят в себе Бога. Но чтобы им изо дня в день всё совершеннее и искреннее приуготовлять себя, ожидая принять столь великого Гостя, - да неизменно и всё более творят дела милосердия. Ибо если Бог есть Любовь, - то любовь делается ничем не ограниченной, ей невозможно полагать пределов, коль скоро и Божество не даст ничем ограничить себя.

Посему, возлюбленные, хотя для усовершения добродетели всякое время благоугодно, но, все же, обычные дни призывают нас к сему наипаче. Ибо если мы желаем праздновать Пасху Господню, явившись освященными духовно и телесно, - должно нам всего прежде стяжать сей дар благодати, заключающий в себе собрание всяческих добродетелей и покрывающей множество грехов.

Итак, коль скоро нам надлежит праздновать сию превысшую тайну, в коей Кровь Иисуса Христа омыла неправды наши, - станем приуготовлять всего прежде жертвы милосердия. Ибо о том же, что мы обрели по благости Божией, следует нам свидетельствовать перед должниками нашими.

Пусть и щедрость наша к нищим и недугующим преизобильно явится в нас, дабы из уст многих изливались слова благодарения Богу, и наш пост был пред лицом алчущих действенен. Никакое благочестивое дело не бывает столь угодно Богу, как если мы спешим на помощь нищим Его. Ибо повсюду там, где Он встречает нашу любовную заботу о нищих и убогих, зрит Он отражение собственной любви Своей.

Да не убоимся, что расходы, с этим связанные, истощат имение наше, ибо само уже делание благое есть великое сокровище, и щедрость не останется без средств там, где Христос и питает, и Сам насыщается. Ибо в каждом из благих деяний видна десница, в преломлении хлеба умножающая его, и расточением собирающая.

Итак, пусть тот, кто помогает другим, будет весел и покоен, ибо тогда стяжает себе более, когда менее для себя удержит. Ибо говорит апостол: "Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей" во Христе Иисусе, Господе нашем, живущем и царствующем с Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Среда – 14.03.2018

Послание св. Максима Исповедника, аввы (Послание 11)

Милость Господня к кающимся

Проповедники истины и все служители благодати Божией, от начала и до дней наших, разъясняли нам каждый в своё время, спасительную волю Божию, утверждая, что нет ничего, столь дорогого Господу и столь соответственного любви, как то, что люди обращаются к Нему, ведомые истинным покаянием.

Дабы явить сие наиболее достойным Бога образом, пресвятое Слово Бога и Отца (впрочем, Оно же и единое, исполненное бесконечной благости), уничижившись неизреченно и преклонившись к нам, благоволило поселиться посреди нас. Слово сие, дабы соединить нас с Богом и Отцом, когда ещё мы были неприятелями и врагами Богу, соделало, претерпело и высказало за нас всё, что надлежит творить нам самим. Итак, пребывая вдалеке от блаженной жизни в вечности, мы оказались призваны возвратиться к ней во Христе.

Ибо Он не только исцелил наши болезни силою чудес Своих, но понёс на Себе все наши немощи, нас мучившие, отменив и рабство смерти. Не имея Сам никакой вины, Он возвратил древний долг наш и не только избавил нас от многих безобразнейших неправд наших, но дал нам многообразное познание того, как мы можем уподобляться Ему посредством мудрой благожелательности и совершенной любви к другим людям.

Потому Он и сказал: "Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию". Ибо "не здоровые имеют нужду во враче, но больные". Пришёл Христос взыскать пропавшую овцу. Был Он послан к овцам, оставившим дом Израилев. В притче о потерянной драхме Он дал нам ясно видеть, что пришёл восстановить образ, покрывшийся разлагающимися и смердящими нечистотами греховными. И вот, Он сказал далее: "Истинно, истинно говорю вам, велика радость на небе об одном грешнике кающемся".

Ту же истину утверждают равно и другие притчи. Се, странник попал в руки разбойников. Его, лишённого всех одежд, раненного и полумёртвого, милосердный Самарянин не оставляет помощью, возливая на него вино и масло, и, усадив на вьючное животное, отвозит в гостиницу, и заботится о судьбе его. Оплатив уход за ним, обещает отдать всё, сверх сего издержанное, при возвращении своём.

Совершеннейший отец склоняется к блудному сыну своему, заключая в объятия того, кто, раскаявшись, возвращается к нему, и вновь окружает его сиянием славы отчей, не воспомянув ни одной из прежних сыновних вин.

Потому также, овечку, пропавшую из овчарни Божией, и блуждающую посреди гор и возвышенностей, находит Пастырь добрый. Не ругает её, не бьёт, но возвращает ко стаду, не жалея усилий. Разумеется, взваливает её на плечи и трогательнейшим образом присоединяет её к остальным.

Потому Христос и призывал: "придите ко Мне все, труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас". И далее: "Возьмите иго Моё на себя", ярмом именуя заповеди, либо также жизнь, послушную Благовестию. И великая тяжесть покаяния, кажущегося неудобоносимым, именует лёгким, говоря: "Бремя Моё легко и иго Моё благо".

Когда же Он наставляет вас о благости Бога и святости Его, говорит, повелевая: "Будьте святы и совершенны, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд". "Прощайте, и прощены будете". И наконец: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Четверг – 15.03.2018

Слово св. Льва Великого, Папы (Слово 15, О Страстях Господних, 3-4)

Размышление о Страстях Господних

Истинный поклонник Страстей Господних так воззрит очами сердца на Иисуса распятого, дабы в Плоти Его прозревать собственную плоть свою. Да содрогнётся, видя во Страстях Спасителя своего всё сущее на земле. Да рассыплются скалы сердец неверных и да восстанут те, кто был придавлен надгробным камнем смертности, отбросив тяжесть засовов греховных. Да явятся в месте светлом, - в Церкви Божией, знамения грядущего воскресения, дабы то, чему некогда надлежит совершиться во плоти, ныне уже обнаружилось в сердцах.

Никто из слабых не лишится причастия торжеству Креста, и нет никого, кто остался бы без помощи молитвы Христовой. Ибо если таковая явилась благодетельной преступным гонителям Его, - сколь совершеннее утвердятся ею те, кто обращается к Нему!

Ибо неведение изгнано и тяжести умалились, огненный же меч, преграждавший вход в обители жизни, угашен Святою Кровию Христовой.

При первых же лучах истинного Света рассеялась тьма древней ночи. Христианский народ приглашён к участию в преизобилии райском, и все возрождённые отныне могут возвратиться в утраченное Отечество, если сами не станут совращаться с пути, которым возмогла пойти даже и вера разбойника.

Итак, да не погрузимся, как бы в жару, без остатка, в дела временные, преходящие, так, что и не сможем всеми силами сердец стремиться уподобиться Спасителю нашему. Ибо Он всё соделал, и всё претерпел ради спасения нашего, дабы сила, бывшая во Главе, проникла равно и тело.

Ибо, разве восприятие естества нашего Божеством, в котором "Слово стало плотию, и обитало с нами", изъяло какого-либо человека из удела милосердия Его, - разве тех, что явились Ему неверны? И кто же лишится общей со Христом природы, если приемлет вновь Принимающего и возрождается тем же Духом, Коим и Сей был рождён? И, далее, кто не прозрит в Нём собственных своих слабостей? Кто не увидит, что проявлением убогой природы нашей проявлялось в том, что Он принимал пищу, нуждался во сне, печаловался в горестях, либо, сострадая, проливал слёзы?

Равно и ради исцеления старых ран сей природы и очищения её от грязи человеческой, Единородный Сын Божий стал также и Сыном Человеческим, дабы не знать никакого недостатка в истинном человечестве и в полноте Божества.

Сия-то плоть наша мёртвою почила во гробе, в третий день воскресла и взошла превыше всех высот небесных, воссесть одесную Отца. Итак, если пойдём стезёю заповедей, не стыдясь всего, соделанного Им ради спасения нашего во уничижении воспринятой плоти, - и мы восхищены будем причаститься славе Его, коль скоро воистину и несомненно исполнится обетование: "Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Я исповедаю пред Отцом Моим, сущим на небесах".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Пятница – 16.03.2018

Пасхальное Послание св. Афанасия, епископа (Послание 5, 1-2)

Пасхальная тайна собирает рассеянных в единстве веры

Дивно, братия мои, перемещаться от одного мира в другой, переходить от одной молитвы к другой, странствовать от одного торжества к другому. Время, в которое нам довелось жить ныне, приносит нам начало новое, а именно, - знание сей благословенной Пасхи, в которую Господь принесён был в Жертву. Разумеется, мы вкушаем от Жертвы сей, обретая в ней пищу жизни. Души наши возвеселились Кровию Его, как бы источником вод. И все же мы жаждем и неизменно пожираемы огнём. Но Он - посреди жаждущих напиться и по благости Своей призывает в день торжества всех, чьё внутреннее иссушено, по собственному слову Его: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей".

Станем припадать к Нему не тогда лишь, когда стремимся утолить жажду. Ибо сколько не станем просить о позволении припасть к Нему, - неизменно сие без труда обретаем. Благодать, в соединении с пасхальными торжествами, не умещается в каком бы то ни было одном определённом времени, но её сияющий луч не знает заката, и неизменно готов просветить умы жаждущих его. Благодать сия царит безраздельною силою во всех, чей разум просветлён, и кто день и ночь прилежно склоняется над святыми книгами. Они подобны человеку, коего именуют блаженным. Ибо речено в псалме: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его он размышляет день и ночь".

Бог, возлюбленные мои, предустановивший в начале сии торжества, даёт нам ныне ежегодно вновь воспоминать их. Он Сына Своего предал смерти ради нашего спасения, и сего же ради дарует нам торжество, предусмотренное ежегодным последованием дней. Торжество сие ведёт нас чрез приходящие отовсюду страдания нынешнего мира, Бог же посылает нам радость спасения, из него изливающуюся. Ибо Он собирает нас в одну общину, в которой единятся рассеянные по всей земле. Сим Он позволяет нам вместе молиться и возносить совместное благодарение, как это и надлежит делать в торжественный день. И именно сие есть чудо благости Его, - оно в том, что мы собираемы отовсюду на праздник этот, единящий верою бывших далеко по плоти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Суббота – 17.03.2018

Из Пастырской Конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes II Ватиканского Собора (37-38)

О человеческой деятельности и ее завершении в пасхальной тайне

Священное Писание, с которым сходится и опыт веков, научает человеческую семью, что человеческий прогресс, который является великим благом для человека, несёт однако с собой большое искушение: когда порядок ценностей нарушен и зло смешивается с добром, отдельные люди и организации заботятся только о себе, а не о других. Поэтому мир больше не является местом для подлинного братства, а возросшая мощь человека угрожает уничтожением уже самому человеческому роду. Итак если кто спросит, каким образом можно преодолеть это плачевное состояние, христиане исповедуют, что всякая человеческая деятельность, которая по гордыне и беспорядочному самолюбию ежедневно терпит неудачи, должна быть очищена и приведена к совершенству Крестом и Воскресением Христовым. Ибо человек, искупленный Христом и соделанный в Духе Святом новой тварью, может и должен любить всё, что сотворил Бог. Он принимает всё это от Бога, и видит и уважает как происходящее из рук Божиих. Воздавая за это благодарение Благодетелю он, пользуясь и наслаждаясь тварным в нищете и свободе духа, вводится в полное обладание миром, как ничего не имеющий, но всем обладающий. "Все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий".

Слово Божие, через которое всё начало быть, Само стало плотью и обитало среди людей на земле, совершенный Человек вошёл в историю мира, восприняв её и возглавив её в Себе. Он нам открывает, "что Бог есть любовь", и во то же время нас научает, что основной закон человеческого совершенства, и, следовательно, преобразования мира есть новая заповедь любви. Поэтому тех, кто верует в божественную любовь, Он заверяет, что открыт путь любви всем людям, и усилие к установлению всеобщего братства не напрасно. И Он увещает также, что этой любви нужно следовать не только в великих делах, но, прежде всего, в обычных условиях жизни.

Претерпев за нас всех грешников смерть, Он Своим примером научает нас, что надо нести также крест, который плоть и мир налагают на плечи ищущих мира и правды. Поставленный через Своё воскресение Господом, Христос, Которому дарована всякая власть на небе и на земле, уже действует в сердцах людей силою Духа Своего, не только вызывая жажду будущего века, но тем самым оживляя, очищая и укрепляя также те великодушные порывы, которыми человеческая семья старается сделать свою жизнь более гуманной и подчинить этой цели всю землю.

Но дары Духа Святого различны: одних Он призывает нести жаждою небесного жилища явное свидетельство и хранить его живым в человеческой семье, других же Он призывает отдать себя земному служению людям, уготовляя этим служением почву для Царства Небесного. В то же время Он даёт свободу всем, дабы, отвергнув себялюбие и собрав воедино для жизни человеческой все силы земные, люди стремились к будущему, в котором само человечество станет приношением, угодным Богу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЕЛИКИЙ ПОСТ- РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Воскресенье – 18.03.2018

Пасхальное Послание св. Афанасия, епископа (Послание 14,1-2)

Приуготовимся к приближающемуся торжеству не словами только, но делами

Весьма близко нам сие Слово, ставшее для нас всем - Господь наш, Иисус Христос, давший торжественное обетование пребыть с нами вовеки. Посему-то Он восклицал, говоря: "Се, Я с вами во все дни до скончания века".

Ибо Он Сам - не Пастырь лишь, Первосвященник, Путь и Врата, но одновременно Тот, Кто стал для нас всем. Он же явился нам равно Солнцем и торжеством, по слову апостола: "заклан за нас, Пасха наша".

Ныне уразумеем слова молящегося Псалмопевца: "Радость моя, спаси от обступивших меня". Вот единственная воистину неложная радость, если отвергнешь прочь всякое зло. Чтобы обрести таковую, нужно быть человеком правым и беспорочным, и разумом погрузиться в размышление о мире, источаемом страхом Божиим.

Именно таково было земное радование святых, коим каждая пора жизни являлась торжеством. Один из них, а именно блаженный Давид, не раз восставал в ночи, дабы возносить к Богу моления. Другой же, Моисей, ликовал, воспевая гимны и вознося славословия при победе над фараоном и всеми, угнетавшими евреев, возложившими на них бремя тяжкого труда. Многие равно в неустанном радовании исполняли служение Богу, подобно великому Самуилу, или блаженному Илии, кои праведностью жизни своей обрели освобождение и ныне торжествуют в небесах, в ликовании воспоминая земное своё странствие там, где уже могут отличить действительность от прообраза. Какими же стезями пойдем мы, воспоминая ныне пасхальное торжество? Какого обретём водителя, приступая к сему (горнему) миру? Без сомнения, будет это никто иной, как Сей лишь, Коего вы со мною вместе назовёте Господом нашим: Иисусом Христом, сказавшим: "Я есмь путь". Он Сам - Тот, о Ком святой Иоанн Креститель говорит: "взял на Себя грех мира". Он Сам очищает души наши, по слову пророка Иеремии: "Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим".

Прежде единственно кровь козлов и пепел тельцов, развеянный над нечистыми, могли очистить тело. Ныне же каждый обретает щедрое очищение благодатью Слова Божия. Если мы последуем за Ним, и станем держаться Его, то уже здесь, на земле, сможем вкушать от радости мира вечного, как если бы мы обрелись в преддверии обителей горнего Иерусалима. Учителями, научающими нас сей благодати, прежде были и ныне суть святые апостолы, последовавшие Вождю своему - Спасителю. Ибо сказали они: "Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою". Пойдём и мы за Господом, и встретим торжество Его не на словах только, но делами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...