Jump to content

Св. Франциск Ассизский в православной и католической иконографии и живописи


Neta
 Share

Recommended Posts

84b977591310ec7b604f428bed1508e7.jpg

 

Богоматерь с Младенцем (поясная, с предстоящим Франциском Ассизским)

XV век, Греция.

 

 

 

8a8d040d199c65a98378cffd53b2786f.jpg

 

Святые апостол Андрей, равноапостольная царица Елена, мученица София и Франциск.

Георгий Панайотов, Болгария.

35f4dad73ad5e57bfc6bb57793bee574.jpg

 

Св. Франциск письма архимандрита Зинона (Теодора).

 

2f681e88a9c47e598db120fa0eef1066.jpg

 

Св. Франциск проповедует птицам письма Александра Столярова. Германия.

 

4cfa99bc9562a1db860c61261b100404.jpg

 

Свв. Франциск и Серафим Саровский.

Виви Руоттинен. Финляндия.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Глубокоуважаемая Нета, часть представленных Вами икон православные, часть - католические. Расскажите пожалуйста как обстоят дела с прославлением Св. Франциска Восточными Церквями. Буду очень Вам признателен.
Link to comment
Share on other sites

Пока что я выложила только православные иконы. :)

В православных церквах по-разному относятся к св. Франциску. В РПЦ, в основном, негативно, "благодаря" расхожим и не очень грамотным статьям. Но есть и здравые рассуждения. Например, С. С. Аверинцева "Цветики милые братца Франциска",

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/cvet_mil.php

 

Архимандрит Августин (Никитин). "Св. Франциск Ассизский и русские символисты"

 

https://spbda.ru/news/a-1006.html

 

"Жизнь и деяния св. Франциска в оценке русской православной мысли".

 

https://www.mesoeurasia.org/archives/2218#more-2218

 

Link to comment
Share on other sites

Пока что я выложила только православные иконы. :)

В православных церквах по-разному относятся к св. Франциску. В РПЦ, в основном, негативно, "благодаря" расхожим и не очень грамотным статьям.

 

Глубокоуважаемая Нета, Восточная Церковь не исчерпывается РПЦ. Судя по представленным Вами иконам, в некоторых Восточных Церквях Св. Франциск канонизирован. Или это не так? Буду очень Вам признателен, если Вы это для меня проясните.

Link to comment
Share on other sites

Нет, Александр. Св. Франциск не был канонизирован ни одной православной Церковью. Это технически невозможно - отделённым православным канонизировать католика. Как и Католическая Церковь не может канонизировать никого из отделённых православных, например преп. Серафима Саровского. Но отдельные люди могут келейно почитать и непрославленного святого. Видимо, православный иконописец почитает св. Франциска, вот он его и написал.
Link to comment
Share on other sites

=Это технически невозможно - отделённым православным канонизировать католика=

 

это вполне возможно, Чехословацкая церковь канонизировала Гуса, РПЦ канонизировала Ефросинью Полоцкую, РПЦЗ канонизировала слуг царской семью, среди которых был лютеранин и католик... Если очень хочется, то православные всё могут

Link to comment
Share on other sites

Гус всё же не католик, а отлучённый от Церкви гусит. :) Что касается Алоизия Труппа, то в РПЦЗ был по этому поводу скандал, и они, если не ошибаюсь, убрали его из синодика. А что не так с Ефросинией Полоцкой?
Link to comment
Share on other sites

Нет, Александр. Св. Франциск не был канонизирован ни одной православной Церковью. Это технически невозможно - отделённым православным канонизировать католика. Как и Католическая Церковь не может канонизировать никого из отделённых православных, например преп. Серафима Саровского. Но отдельные люди могут келейно почитать и непрославленного святого. Видимо, православный иконописец почитает св. Франциска, вот он его и написал.

Мне кажется, что Св. Франциск жил в то время, когда окончательного и безповоротного разрыва между Западной и Восточной Церквями ещё не произошло. Или это не так?

А Вы случайно не знаете, каково отношение ПЦ к Адельгейде Бургундской. Я знаю, что её именем называют некоторых православных христианок.

Link to comment
Share on other sites

Характерна греческая икона 15 века. К сожалению, не знаю истории ее происхождения.
Link to comment
Share on other sites

Характерна греческая икона 15 века. К сожалению, не знаю истории ее происхождения.

А как это возможно? Неужели личное мнение иконописца?

Link to comment
Share on other sites

Что возможно, не поняла вас?
Link to comment
Share on other sites

Guest levushkan

Гус всё же не католик, а отлучённый от Церкви гусит. :) Что касается Алоизия Труппа, то в РПЦЗ был по этому поводу скандал, и они, если не ошибаюсь, убрали его из синодика. А что не так с Ефросинией Полоцкой?

 

Ян Гус и Иероним Пражский были канонизированы Сербской православной церковью как "Констанцские мученики". О том, что в 1452 Чешская гуситская церковь была официально признана Константинополем в качестве православной.

Link to comment
Share on other sites

Что возможно, не поняла вас?

На иконе Св. Франциск изображен именно как Святой.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется, что Св. Франциск жил в то время, когда окончательного и безповоротного разрыва между Западной и Восточной Церквями ещё не произошло. Или это не так?

А Вы случайно не знаете, каково отношение ПЦ к Адельгейде Бургундской. Я знаю, что её именем называют некоторых православных христианок.

Ну, окончательного разрыва в 13 веке действительно ещё не было. Но ввиду активного почитания св. Франциска у католиков, прославление православными мне представляется совершенно невероятным. А про св.. Адельгейду совсем ничего не знаю.

Link to comment
Share on other sites

Ну, окончательного разрыва в 13 веке действительно ещё не было. Но ввиду активного почитания св. Франциска у католиков, прославление православными мне представляется совершенно невероятным. А про св.. Адельгейду совсем ничего не знаю.

Замечательная Святая Западной Церкви

https://ru.wikipedia....%D0%B8%D0%B8%29

Я вообще не понимаю растаскивание Святых по национальным и конфессиональным квартирам.

Link to comment
Share on other sites

Что возможно, не поняла вас?

На иконе Св. Франциск изображен именно как Святой.

 

Как воспринимает иконописец, так и пишет.

Link to comment
Share on other sites

Ну, окончательного разрыва в 13 веке действительно ещё не было. Но ввиду активного почитания св. Франциска у католиков, прославление православными мне представляется совершенно невероятным. А про св.. Адельгейду совсем ничего не знаю.

Замечательная Святая Западной Церкви

https://ru.wikipedia....%D0%B8%D0%B8%29

Я вообще не понимаю растаскивание Святых по национальным и конфессиональным квартирам.

Ну, она святая неразделённой Церкви, хоть и канонизирована католиками. В середине прошлого века православный епископ Иоанн Максимович (РПЦЗ) включил в списки святых много европейских неразделённых святых, прославленных католиками. Возможно, и св. Адельгейда была в их числе.

Link to comment
Share on other sites

Как воспринимает иконописец, так и пишет.

Ну не может же он написать кого угодно и как угодно? Какие-то правила существуют. И, сколько я знаю, Святыми обычно изображаются канонизированные Церковью.

Link to comment
Share on other sites

Художник может все. :)

Тем более, что в неканоничных икон православных иконописцев много.

Link to comment
Share on other sites

Ну, она святая неразделённой Церкви, хоть и канонизирована католиками. В середине прошлого века православный епископ Иоанн Максимович (РПЦЗ) включил в списки святых много европейских неразделённых святых, прославленных католиками. Возможно, и св. Адельгейда была в их числе.

А с какого момента существует этот водораздел. Есть ли всеми принятая дата?

Link to comment
Share on other sites

Характерна греческая икона 15 века. К сожалению, не знаю истории ее происхождения.

Может, она униатская?

Link to comment
Share on other sites

Униатская в Греции? Хотя спорить не буду. Есть же францисканцы восточного обряда. :)
Link to comment
Share on other sites

Глубокоуважаемая Нета, мне особенно понравилась последняя икона: Св. Франциск Асизский и Св. Серафим Саровский. Для меня эти Святые являют собой идеал святости.

Мне кажется, что они очень близки внутренне друг другу, хотя при жизни общаться им не довелось.

В связи с этим у меня возник вопрос: как францисканцы относятся к Св. Серафиму?

Link to comment
Share on other sites

Характерна греческая икона 15 века. К сожалению, не знаю истории ее происхождения.

 

XV в. - Флорентийская уния. Возможно, написал кто-то из принявших Унию. Так же, возможно, икона была написана в одном из греческих монастырей Италии, которые никогда не разрывали общения с Католической Церковью.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется, что они очень близки внутренне друг другу, хотя при жизни общаться им не довелось.

 

Чем же они близки? Я не поспорить, честно :). Но интересно что Вы увидели общего.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...