Перейти к содержанию

Евхаристический реализм


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Субстанции вещей тоже даны нам эмпирически, в данном случае - умозрительно.

 

Если Вы называете "субстанцией вещи" то понятие, то представление об этой вещи, которое есть в Вашем или моём сознании - то, пожалуй, можно сказать и так, что субстанция тоже дана эмпирически. Но чем отличается представление о хлебе от представления о лопате? Невозможно ответить на этот вопрос, не ссылаясь на какие-либо определенные признаки хлеба и лопаты. А определенные признаки хлеба или лопаты - это качества, воспринимаемые органами чувств (напрямую, если речь идёт о зрительном, осязательном и т.п. восприятии, или с помощью приборов/реактивов, если речь идёт о физических/химических качествах). Если абстрагироваться от всех определенных признаков, на вопрос, чем отличается хлеб от лопаты, будет невозможно ответить. Слова "хлеб" и "лопата" лишатся определенного значения. Получится дыр бул щыл, или, в лучшем случае, глокая куздра. Другими словами, "субстанция хлеба", оторванная от эмпирически воспринимаемых качеств хлеба, не дана нам даже и умозрительно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 344
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

И кстати, не заражённое позитивизмом (то есть здоровое) сознание как-то изначально понимает, что если наш ум и мир созданы одним и тем же Творцом, то уж наверно Он создал наш ум способным к адекватному познанию мира. Тем более, мы созданы по Его образу и подобию. С чего бы при этом миру быть непознаваемым?

 

Наивное сознание, действительно, склонно считать, что вещи таковы, какими кажутся. Но даже школьного курса образования достаточно, чтобы узнать - в огромном количестве случаев это не так.

 

Если вещь не такова, какой кажется, то это значит только то, что мы пока что не всё о ней знаем. Если бы мир не был познаваем, то школьный курс был бы вообще не нужен.

 

Так ведь всё, что мы о вещи узнаём - это что до сих пор она, в таком-то взаимодействии (с нами, с другими предметами), проявлялась таким-то образом. В дальнейшем, проведя какие-то ещё эксперименты, рассмотрев вещь в ходе каких-то ещё взаимодействий, мы узнаем о её функционировании что-то ещё - может быть, совершенно неожиданное и существенно корректирующее наши прежние о ней представления. Но и об этих новых знаниях мы тоже не будем иметь право сказать, что они являются окончательными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Вы называете "субстанцией вещи" то понятие, то представление об этой вещи, которое есть в Вашем или моём сознании - то, пожалуй, можно сказать и так, что субстанция тоже дана эмпирически. Но чем отличается представление о хлебе от представления о лопате? Невозможно ответить на этот вопрос, не ссылаясь на какие-либо определенные признаки хлеба и лопаты. А определенные признаки хлеба или лопаты - это качества, воспринимаемые органами чувств (напрямую, если речь идёт о зрительном, осязательном и т.п. восприятии, или с помощью приборов/реактивов, если речь идёт о физических/химических качествах). Если абстрагироваться от всех определенных признаков, на вопрос, чем отличается хлеб от лопаты, будет невозможно ответить. Слова "хлеб" и "лопата" лишатся определенного значения. Получится дыр бул щыл, или, в лучшем случае, глокая куздра. Другими словами, "субстанция хлеба", оторванная от эмпирически воспринимаемых качеств хлеба, не дана нам даже и умозрительно.

 

Ну как же, есть как минимум ещё цель, назначение. Вы же не будете отрицать, что оно первично по отношению к любому набору качеств и, конечно же, отлично от них.

 

Если абстрагироваться от всех определенных признаков, то и будет то, что мы называем субстанцией. Можем ли мы отличить... ну а если и не можем, что это меняет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ведь всё, что мы о вещи узнаём - это что до сих пор она, в таком-то взаимодействии (с нами, с другими предметами), проявлялась таким-то образом. В дальнейшем, проведя какие-то ещё эксперименты, рассмотрев вещь в ходе каких-то ещё взаимодействий, мы узнаем о её функционировании что-то ещё - может быть, совершенно неожиданное и существенно корректирующее наши прежние о ней представления. Но и об этих новых знаниях мы тоже не будем иметь право сказать, что они являются окончательными.

 

Это Вы математикам расскажите, набравшись храбрости :). Про познание через эксперимент, про вот это всё. Николай, я допускаю, что наши представления в области философии и теологии не окончательны :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как же, есть как минимум ещё цель, назначение. Вы же не будете отрицать, что оно первично по отношению к любому набору качеств и, конечно же, отлично от них.

 

Если абстрагироваться от всех определенных признаков, то и будет то, что мы называем субстанцией. Можем ли мы отличить... ну а если и не можем, что это меняет?

 

1. Цели могут быть разными (у разных людей или у одного и того же человека, но в разное время), притом что вещь остаётся той же самой. Или Вы имеете в виду не цель любого пользователя, но цель изготовителя? Если говорить о хлебе, то субъективные цели пекаря могут быть самыми разными (он любит свою работу, он работает в пекарне, потому что здесь хорошо платят, он работает в пекарне, потому что это возможность остаться и натурализоваться в стране пребывания, как было у второстепенного персонажа одного популярного романа, и т.д.). Важно, что во всех этих случаях пекарь реализует некий замысел, проект, проще говоря - рецепт, по которому выпекается хлеб. Этот рецепт, конечно, входит в число существенных признаков хлеба. Но, опять же, исчезновение субстанции хлеба, о котором говорит ваша догматика, вовсе не подразумевает, будто бывшее делается не-бывшим - будто гостия перестаёт быть сделанной тем пекарем и по тому рецепту, по которому она была сделана.

 

2. "Если абстрагироваться от всех определенных признаков, то и будет то, что мы называем субстанцией" - в таком случае и получается, что 1) субстанция - это слово, не имеющее определенного смысла, 2) субстанция, не имеющая определенных признаков, не имеет ничего общего с хлебом - который именно определенными признаками и характеризуется, именно благодаря определенным признакам и отличается от любой другой вещи.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так ведь всё, что мы о вещи узнаём - это что до сих пор она, в таком-то взаимодействии (с нами, с другими предметами), проявлялась таким-то образом. В дальнейшем, проведя какие-то ещё эксперименты, рассмотрев вещь в ходе каких-то ещё взаимодействий, мы узнаем о её функционировании что-то ещё - может быть, совершенно неожиданное и существенно корректирующее наши прежние о ней представления. Но и об этих новых знаниях мы тоже не будем иметь право сказать, что они являются окончательными.

 

Это Вы математикам расскажите, набравшись храбрости :). Про познание через эксперимент, про вот это всё.

 

А причём тут математика? Само собой разумеется, что человек, в уме конструирующий определенные структуры, знает то, что сам сконструировал. Но имеют ли эти конструкции что-либо общее с внешним миром? Это уже совершенно другой вопрос, и он-то решается именно эмпирически.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Если абстрагироваться от всех определенных признаков, то и будет то, что мы называем субстанцией" - в таком случае и получается, что 1) субстанция - это слово, не имеющее определенного смысла, 2) субстанция, не имеющая определенных признаков, не имеет ничего общего с хлебом - который именно определенными признаками и характеризуется, именно благодаря определенным признакам и отличается от любой другой вещи.

 

1) С чего бы?

2) Тот же вопрос, с чего бы. Это тоже Ваше произвольное утверждение.

 

Николай, если Вы решили избрать общим критерием всего экспериментальную проверку, то это всего лишь Ваше решение, никого кроме Вас оно не связывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А причём тут математика? Само собой разумеется, что человек, в уме конструирующий определенные структуры, знает то, что сам сконструировал. Но имеют ли эти конструкции что-либо общее с внешним миром? Это уже совершенно другой вопрос, и он-то решается именно эмпирически.

 

Думаю, многие вещи в математике никогда не получат экспериментальной проверки. Вот и пойдите расскажите математикам, что эта часть их науки не имеет связи с миром. Набравшись храбрости, поскольку она Вам пригодится :). Ещё раз: экспериментальная проверка как глобальный критерий всех вещей - это Ваше решение, оно никого ни к чему не обязывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А причём тут математика? Само собой разумеется, что человек, в уме конструирующий определенные структуры, знает то, что сам сконструировал. Но имеют ли эти конструкции что-либо общее с внешним миром? Это уже совершенно другой вопрос, и он-то решается именно эмпирически.

 

Думаю, многие вещи в математике никогда не получат экспериментальной проверки.

 

Экспериментально проверяются не построения математиков сами по себе (естественно, что внутри самой математики свои, отнюдь не эмпирические критерии), а соотнесенность их построений с тем миром, в котором мы обитаем. Допустим, математик построил определенную геометрию. Но подходит ли эта геометрия для описания мира, в котором мы живём? Может быть, опыт покажет, что она, в том или ином аспекте, применима. Может быть, опыт покажет, что к нашему миру она не может быть применена. Жили бы мы в другом мире, может быть, была бы применима. А в этом - нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) С чего бы?

2) Тот же вопрос, с чего бы.

 

Опишите субстанцию хлеба - так, чтобы было понятно, что Вы описываете именно субстанцию хлеба, а не субстанцию лопаты или какой-то ещё вещи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) С чего бы?

2) Тот же вопрос, с чего бы.

 

Опишите субстанцию хлеба - так, чтобы было понятно, что Вы описываете именно субстанцию хлеба, а не субстанцию лопаты или какой-то ещё вещи.

 

Не могу. А почему Вы спрашиваете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экспериментально проверяются не построения математиков сами по себе (естественно, что внутри самой математики свои, отнюдь не эмпирические критерии), а соотнесенность их построений с тем миром, в котором мы обитаем. Допустим, математик построил определенную геометрию. Но подходит ли эта геометрия для описания мира, в котором мы живём? Может быть, опыт покажет, что она, в том или ином аспекте, применима. Может быть, опыт покажет, что к нашему миру она не может быть применена. Жили бы мы в другом мире, может быть, была бы применима. А в этом - нет.

 

Это что, новый общий критерий всего - применимость? Вместо экспериментальной проверяемости? Хрен редьки не слаще, как говорят у нас, у философов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, оба варианта евхаристиологии (есть ведь такое слово?) - лютеранский и католический - оба имеют практическое применение. У вас ведь нет Дарохранительниц? А у нас есть. И Адорации есть. Вот вам и практическое применение :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экспериментально проверяются не построения математиков сами по себе (естественно, что внутри самой математики свои, отнюдь не эмпирические критерии), а соотнесенность их построений с тем миром, в котором мы обитаем. Допустим, математик построил определенную геометрию. Но подходит ли эта геометрия для описания мира, в котором мы живём? Может быть, опыт покажет, что она, в том или ином аспекте, применима. Может быть, опыт покажет, что к нашему миру она не может быть применена. Жили бы мы в другом мире, может быть, была бы применима. А в этом - нет.

 

Это что, новый общий критерий всего - применимость? Вместо экспериментальной проверяемости? Хрен редьки не слаще, как говорят у нас, у философов.

 

Я ни о каких "общих критериях всего" вообще не говорил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) С чего бы?

2) Тот же вопрос, с чего бы.

 

Опишите субстанцию хлеба - так, чтобы было понятно, что Вы описываете именно субстанцию хлеба, а не субстанцию лопаты или какой-то ещё вещи.

 

Не могу.

 

Однако, если бы Вас попросили описать, что такое хлеб, Вы бы, я полагаю, смогли это сделать. То есть, хлеб Вам известен, а "субстанция хлеба" - нет. Таким образом, хлеб - это одно, а "субстанция хлеба" - это другое. Считайте, если хотите, что в ходе Евхаристии "субстанция хлеба" исчезает (всё равно эта "субстанция" - пустое понятие, не имеющее конкретного содержания, что Вы сейчас и продемонстрировали). Хлеб (то есть, та совокупность качеств, которую люди называют хлебом) - остаётся. И, в то же самое время, оставаясь хлебом, он в ходе Евхаристии несомненно является и телом Христа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ни о каких "общих критериях всего" вообще не говорил.

 

Ну как же. В богословии свои критерии правильности, в математике свои, в физике и животноводстве свои. Богословским критериям (соответствие Преданию (в т.ч. Писанию), логическая непротиворечивость) учение о транссубстанциации соответствует. А Вы предлагаете его проверить на соответствие другим критериям - то ли это эмпирическая (экспериментальная?) проверяемость, то ли ещё что-то. Если Вы хотите мерить богословское учение небогословскими критериями, значит, это какие-то универсальные критерии, применимые вообще для всего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ни о каких "общих критериях всего" вообще не говорил.

 

Ну как же. В богословии свои критерии правильности, в математике свои, в физике и животноводстве свои. Богословским критериям (соответствие Преданию (в т.ч. Писанию), логическая непротиворечивость) учение о транссубстанциации соответствует. А Вы предлагаете его проверить на соответствие другим критериям - то ли это эмпирическая (экспериментальная?) проверяемость, то ли ещё что-то. Если Вы хотите мерить богословское учение небогословскими критериями, значит, это какие-то универсальные критерии, применимые вообще для всего?

 

Вопрос о наличии "трансцендентных субстанций" у вещей, данных нам в опыте - это, как таковой, не богословский вопрос. А то, что богословы в своё время зашли на чужое (хотя и смежное) поле - это бесспорный, но от того не менее прискорбный исторический факт. Всякое бывает - вот Папа Франциск со своим богословием вообще в предметное поле экономики и экологии зашёл - но это не сделало ни экономику, ни экологию богословскими дисциплинами, как бы ему того ни хотелось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) С чего бы?

2) Тот же вопрос, с чего бы.

 

Опишите субстанцию хлеба - так, чтобы было понятно, что Вы описываете именно субстанцию хлеба, а не субстанцию лопаты или какой-то ещё вещи.

 

Не могу.

 

Однако, если бы Вас попросили описать, что такое хлеб, Вы бы, я полагаю, смогли это сделать. То есть, хлеб Вам известен, а "субстанция хлеба" - нет. Таким образом, хлеб - это одно, а "субстанция хлеба" - это другое. Считайте, если хотите, что в ходе Евхаристии "субстанция хлеба" исчезает (всё равно эта "субстанция" - пустое понятие, не имеющее конкретного содержания, что Вы сейчас и продемонстрировали). Хлеб (то есть, та совокупность качеств, которую люди называют хлебом) - остаётся. И, в то же самое время, оставаясь хлебом, он в ходе Евхаристии несомненно является и телом Христа.

 

"Совокупность качеств" - это акциденции. Дары после пресуществления сохраняют все акциденции хлеба, это Вы сейчас очень верно заметили. В каком смысле мне неизвестна субстанция хлеба? В каком смысле она вообще должна быть известна? Умозрительно субстанция и акциденции различимы, одно через другое не описывается и не должно. Вы объявляете "субстанцию" пустым понятием - нуу, Ваше право.

Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о наличии "трансцендентных субстанций" у вещей, данных нам в опыте - это, как таковой, не богословский вопрос. А то, что богословы в своё время зашли на чужое (хотя и смежное) поле - это бесспорный, но от того не менее прискорбный исторический факт. Всякое бывает - вот Папа Франциск со своим богословием вообще в предметное поле экономики и экологии зашёл - но это не сделало ни экономику, ни экологию богословскими дисциплинами, как бы ему того ни хотелось.

 

Богословским является по факту любое поле, на которое зашли богословы :). Теология - царица наук! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но кстати, вопрос о субстанциях/акциденциях применительно к Евхаристии - сугубо практический. Так что - молодцы богословы. Правильно сделали, что зашли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Весь набор качеств" - это акциденции. Дары после пресуществления сохраняют все акциденции хлеба, это Вы сейчас очень верно заметили. В каком смысле мне неизвестна субстанция хлеба? В каком смысле она вообще должна быть известна? Умозрительно субстанция и акциденции различимы, одно через другое не описывается и не должно. Вы объявляете "субстанцию" пустым понятием - нуу, Ваше право.

 

Когда люди говорят о хлебе, когда люди представляют себе хлеб, когда люди учатся печь или пекут хлеб - в общем, во всех контекстах, когда имеется в виду хлеб - под хлебом подразумевается именно набор качеств. То, что у вас называется "акциденциями хлеба" - это и есть настоящий, реальный хлеб. Напротив, "субстанция хлеба" - это просто слово, которому Вы сами не можете приписать определенного значения, не можете его отнести (даже умозрительно) ни к какому конкретному предмету.

 

Если же эту пустую словесную шелуху отбросить, то и получается то, о чём учат у нас: хлеб остаётся хлебом, но, оставаясь хлебом, также становится телом Христа. Как это происходит? Нам это неизвестно и непонятно, да и не должно быть известно и понятно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богословским является по факту любое поле, на которое зашли богословы :). Теология - царица наук! :)

 

Даже сама структура слова "теология" ясно указывает, что у этой дисциплины есть определенное предметное поле. Конечно, любой богослов волен за рамки этого поля выйти - но, сделав это, он тут же, ipso facto, оставляет свою функцию богослова, и действует уже в каком-то ином качестве (философа, учёного - если он философ и учёный, политика, обывателя и т.д. и т.п.).

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

которому Вы сами не можете приписать определенного значения

 

Я могу. Откройте любой словарь на слове "субстанция" и там подставьте везде в нужных местах слово "хлеб". Хотите я сделаю? Или поверьте на слово, что я смогу. Потом идите к математикам и поговорите с ними про цифровую шелуху, по аналогии со словесной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богословским является по факту любое поле, на которое зашли богословы :). Теология - царица наук! :)

 

Даже сама структура слова "теология" ясно указывает, что у этой дисциплины есть определенное предметное поле. Конечно, любой богослов волен за рамки этого поля выйти - но, сделав это, он тут же, ipso facto, оставляет свою функцию богослова, и действует уже в каком-то ином качестве (философа, учёного - если он философ и учёный, политика, обывателя и т.д. и т.п.).

 

Это самое, я извиняюсь, Евхаристию Кто совершает? Самый что ни на есть богословский вопрос. И если для его решения понадобилось привлечь какой-то философский термин, этот термин тем самым становится богословским :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богословским является по факту любое поле, на которое зашли богословы :). Теология - царица наук! :)

 

Даже сама структура слова "теология" ясно указывает, что у этой дисциплины есть определенное предметное поле. Конечно, любой богослов волен за рамки этого поля выйти - но, сделав это, он тут же, ipso facto, оставляет свою функцию богослова, и действует уже в каком-то ином качестве (философа, учёного - если он философ и учёный, политика, обывателя и т.д. и т.п.).

 

Это самое, я извиняюсь, Евхаристию Кто совершает? Самый что ни на есть богословский вопрос. И если для его решения понадобилось привлечь какой-то философский термин, этот термин тем самым становится богословским :).

 

Так у нас спор идёт не о том, кто совершает Евхаристию. И даже вообще не о Евхаристии, как таковой. А, напомню, о "субстанции хлеба".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...