Jump to content

Неканонические тайны Розария


 Share

Recommended Posts

«Иисус возвращается усталым после трудового дня…» Как в молитве Розария может быть отражена моя повседневная жизнь

«Иисус возвращается усталым после трудового дня…» Как в молитве Розария может быть отражена моя повседневная жизнь

Размышляя о «неканонических тайнах» Святого Розария типа «Иисус убирает в доме» или «Иисус шагает с работы усталым», мы видим Бога погруженным в нашу повседневную жизнь.

Разве молитве Розария должна быть свойственна исключительно известная нам неизменная форма и только ее одной следует придерживаться? По моему мнению, Розарий, как и другие молитвы Церкви, рождаются по вдохновению Святого Духа, а Дух едва ли можно удержать в раз и навсегда принятых жестких рамках. Содержание имеет приоритет перед формой. Порой молитва Розария может показаться кому-то из вас слишком трафаретной, механистичной, а потому скучной. У кого-то могут возникать «проблемы с Розарием». Но, может быть, стоит подойти к этой молитве несколько иначе? При всём том я далек от того, чтобы предлагать некую альтернативу привычной, традиционной форме чтения Розария. Я всего лишь даю маленькую подсказку, как сделать эту молитву по-настоящему «своей» и расширить с ее помощью пространство наших личных отношений с Христом.

Евангелие входит в нашу жизнь через молитву Розария

На протяжении нескольких недель мы регулярно – по понедельникам и четвергам – ездили из Люблина в Замостье, чтобы проводить там евангелизацию, а по дороге всякий раз читали Розарий. И когда очередь доходила до третьей светлой тайны (проповедь Царства Божия и покаяния), кто-то из присутствующих добавлял: «В Замостье». Разумеется, в канонической версии Розария о Замостье не сказано ничего, однако же всем нам понравилось это ее «расширение» или актуализация. Меня вдруг осенило: мы не вспоминаем о какой-то тайне, локализованной в Святой Земле, причем две тысячи лет назад. Нет, эта тайна разворачивается на наших глазах, здесь и теперь, в регионе Замостья. Через молитву Розария мы не только приобщились к миру Евангелия, но и привнесли этот «мир Евангелия» в контекст нашей реальности. Достаточно было лишь добавить: «В Замостье».

Тайны, которые происходят сегодня

Иоанн Павел II в своем Апостольском послании о Святом Розарии утверждал следующее: «[Читать Розарий] значит вспоминать о Христе вместе с Марией. Созерцание Марии – это, прежде всего, воспоминание. Однако необходимо понимать это слово в библейском смысле ‘памяти’ (zakar), которым определяются дела, совершенные Богом в истории спасения. Библия рассказывает о спасительных событиях, кульминация которых – Сам Христос. Эти события – не просто прошлое; они являются также сегодняшним днем спасения».

Так может быть и нам стоит размышлять не только о посещении Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы, но и посещении Ею беременных Анны или Каролины? Когда-то Дева Мария поспешила к Своей находящейся в положении родственнице, чтобы прожить вместе с ней оставшиеся до родов месяцы. Но в наши дни пригласить Марию в свою жизнь может каждая христианка, ждущая ребенка.

А вот сцена, в которой Иисус «потерялся». Не знаю, как у кого, а в моей жизни он «теряется» регулярно. Наверное, всякий раз, когда я читаю тайну, в которой Иисуса предполагается «найти», мне нужно добавлять: «В моей жизни». Может быть, вместо того, чтобы представлять, как Мария с Иосифом ходят из конца в конец по древнему Иерусалиму в поисках «Великой Пропажи», было бы полезно включить этот евангельский эпизод в канву моей экзистенции, попросить Марию и Иосифа «походить» по моим повседневным реалиям, помочь мне в них найти Иисуса?

Неканонические части Розария

Сколько всего имеется тайн Розария? Официально 20, хотя до 2002 г. их было всего 15. Иоанн Павел II добавил 5 «светлых тайн», отражавших узловые моменты земного служения Иисуса.

Итак, канонических тайн Розария 20, хотя «неканонических» может быть намного больше. До поры до времени я не догадывался об их существовании, но однажды кто-то сказал мне, что, читая Розарий, вспоминает воскрешение Лазаря. Я перебрал в уме все тайны Розария, но не припомнил среди них «тайну воскрешения Лазаря». Нет такой тайны среди канонических тайн, но разве кто-то может запретить нам отправиться вместе с Марией ко гробу Лазаря, чтобы стать там свидетелями его воскрешения? Или, сидя на траве, увидеть, как Иисусу удается накормить большую толпу народа пятью хлебами? А еще тайна воскрешения Лазаря может обернуться тайной «воскрешения» Беаты или Кароля…

Или, может быть, нам вместе с Марией поразмышлять о тайне «Иисус сидит за одним столом с грешниками, преломляет с ними хлеб и делит чашу», прислушаться к тому, как Он беседует с ними? И эту тайну тоже можно сделать «нашей личной», и назвать ее «Иисус сидит за столом с Лукой, Марком, Агатой…».

Сокровенные тайны

Особую разновидность «неканонических тайн» составляют «сокровенные тайны». Это в полном смысле слова «тайные тайны», поскольку относятся к тридцати годам укрытой от глаз мира жизни Иисуса, о которой ничего не говорится в Евангелии. Но разве у вас нет желания спросить у Марии, что происходило в эти годы? У меня такое желание есть.

Итак, ничто не помешает нам взять в руки четки и, удобно устроившись в кресле, прочесть «сокровенные тайны» Святого Розария, его безымянную часть. Конечно же, я не призываю в данном случае дать волю легкомысленным фантазиям. Однако, размышляя о таких сокровенных тайнах как «Иисус убирает в доме» или «Иисус возвращается с работы усталым», мы видим Бога под новым и неожиданным углом зрения: как Того, Кто вошел в нашу повседневную обычную жизнь, и больше того, полюбил ее.

Лука Кахнович

Источник: Aleteia

Перевод с польского «Сибирской католической газеты»

Link to comment
Share on other sites

Ненужные и, возможно, вредные фантазии.

Дева Мария открыла нам через святого Доминика те тайны, о которых нам нужно размышлять и по которым молиться. Дай Бог ежедневно размышлять над этими тайнами, не добавляя никакой отсебчтины!

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

Традиционные тайны сконцентрированы на жизни, смерти и воскресении Христа, Который есть краеугольный камень нашего спасения. Это историческая и объективная основа нашего спасения. А помечтать, как Иисус сидит с нами за столом - это субъективное тешенье чувств.
  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

Ненужные и, возможно, вредные фантазии.

Дева Мария открыла нам через святого Доминика те тайны, о которых нам нужно размышлять и по которым молиться. Дай Бог ежедневно размышлять над этими тайнами, не добавляя никакой отсебчтины!

 

Что же в них вредного? Я не сомневаюсь, что традиционные тайны хороши и полезны, и что их достаточно, и что дай бы Бог над ними размышлять. Тем не менее, если всю вот эту самодеятельность не противопоставлять традиционным формам, чем она нехороша сама по себе?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Тем, что отвлекает от полезных размышлений и забивает мозги ерундой.
Link to comment
Share on other sites

Я, помнится, сто лет назад, будучи ещё православным, на кружке по изучению Писания взрывал участникам мозг предложениями подумать, например, об Иисусе как о плотнике. Хорошие ли он делал столы, дорогую ли брал цену и т.д. Но, что важно, не "изнутри", без попыток понять "внутреннее". Вот такие попытки - да, были бы, наверное, вредны. Думать предполагалось скорее даже не об Иисусе-плотнике, а о столах, которые Он делал. Были ли эти столы хороши, а если да, то почему. Так я помню, люди иногда от счастья аж сияли - такие там были прорывы познания :). Крышу иногда срывало, но как-то так по-хорошему :).
Link to comment
Share on other sites

Тем, что отвлекает от полезных размышлений и забивает мозги ерундой.

 

По мне, если уж что-то отвлекает нас от полезных размышлений, то дай Бог, чтобы это были чуть менее полезные размышления. На практике-то нас от полезных размышлений отвлекает другое.

Link to comment
Share on other sites

То есть, Андрей, на практике дай-то Бог нам отвлекаться от традиционных тайн Розария на нетрадиционные, а не на соседкину, я извиняюсь, талию. И даже не на оперу или футбол. Если уж отвлекаться.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Это уже неважно на таких продвинутых стадиях, о которых я и мечтать не могу. А на моём уровне разница есть.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Потом, человек так устроен, что ему нужно обязательно давать какой-то выход для его... скажем так, самобытности. Нельзя иметь правило на каждый чих, поскольку тогда и чихать не захочется. Правила-то хоть бы и правильные были, но нельзя иметь только правила, это противоестественно. Обязательно что-то должно быть без правил, в том числе и в духовной жизни.
Link to comment
Share on other sites

Хорошо, что св. Доминик жил давно. Если бы в наше время, остались бы мы без Розария.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Я, помнится, сто лет назад, будучи ещё православным, на кружке по изучению Писания взрывал участникам мозг предложениями подумать, например, об Иисусе как о плотнике. Хорошие ли он делал столы, дорогую ли брал цену и т.д.

Хорошие столы, я думаю. И цену не завышал. Вы знаете, когда-то, лет двадцать назад, я схлестнулся с сектантом, учившемся в одном техническом вузе; он сказал мне, что будь Иисус студентом, Он наверняка учился бы на "отлично", и это для моего собеседника было сильным стимулом в учебе. Мне навсегда запомнились эти слова, и, по моему мнению, подобные размышления действительно иногда могут принести пользу, побуждая, например, к более прилежному труду, однако совсем не обязательно связывать их с чтением розария.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

однако совсем не обязательно связывать их с чтением розария.

 

Необязательно, но почему нет. Полезно же.

 

И должны, обязательно должны быть такие вот необязательные вещи на выбор. Которые ты будешь делать, потому что нравится и хочется, потому что интересно. Нужно давать выход самобытности. Нельзя на всё иметь правило. Я вот о чём.

Link to comment
Share on other sites

И должны, обязательно должны быть такие вот необязательные вещи на выбор. Которые ты будешь делать, потому что нравится и хочется, потому что интересно. Нужно давать выход самобытности. Нельзя на всё иметь правило. Я вот о чём.

Так смотря как выражать эту самобытность. Вот в чем смысл размышления на тему "Иисус возвращается с работы усталым"?

Link to comment
Share on other sites

подобные размышления действительно иногда могут принести пользу, побуждая, например, к более прилежному труду

 

Не только. Сделать из бытовухи Служение - это очень католический подход. Если я правильно понимаю, в этом состоит идея Opus Dei и подобных движений.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Так смотря как выражать эту самобытность. Вот в чем смысл размышления на тему "Иисус возвращается с работы усталым"?

 

Здесь, видимо, что-то личное для человека, котоый это придумал. У меня было бы что-то другое.

Link to comment
Share on other sites

Здесь, видимо, что-то личное для человека, котоый это придумал. У меня было бы что-то другое.

Человек сильно уставал на работе, а потому мысль о том, что Иисус тоже уставал, грела его душу? А реальной духовной пользы при этом ноль?

Link to comment
Share on other sites

Здесь, видимо, что-то личное для человека, котоый это придумал. У меня было бы что-то другое.

Человек сильно уставал на работе, а потому мысль о том, что Иисус тоже уставал, грела его душу? А реальной духовной пользы при этом ноль?

 

Я не знаю, это его жизнь. Я не могу судить о том, есть ли здесь для него польза.

Link to comment
Share on other sites

Я не знаю, это его жизнь. Я не могу судить о том, есть ли здесь для него польза.

Не обязательно для него, а для кого бы то ни было.

Link to comment
Share on other sites

Я не знаю, это его жизнь. Я не могу судить о том, есть ли здесь для него польза.

Не обязательно для него, а для кого бы то ни было.

 

А Вы вообще исключаете, что такие вещи могут быть хоть кому-то полезными?

Link to comment
Share on other sites

  • 8 months later...

Хорошо, что св. Доминик жил давно. Если бы в наше время, остались бы мы без Розария.

Почему? Насколько я помню, 150 Радуйся, Мария - подобны 150 Псалмам.

 

Но, на самом деле, лучше лучшего - враг хорошего.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЕЩЕ ДВЕ ЧАСТИ СВЯТОГО РОЗАРИЯ???
Давно не открывала приложение Розарий в телефоне, обычно обхожусь, но вдруг в четыре часа ночи мне срочно понадобилось, бывает. 
Во вкладке "Выбрать Тайны" внезапно были обнаружены две новые части: "Мирные тайны" и "Утешительные тайны". Я в смятении и изумлении, кто-нибудь про такое слышал? Что это ещё на наши бедные головы? То, что нововведение рекомендовано епископскими Конференциями Германии и Австрии, настораживает максимально, оттуда всё вот это вот и расползается по всей Церкви. Конечно, казалось бы, по сравнению с благословениями однополых пар, новые тайны в Розарии это пустяк. Наверное. А может, и не пустяк.
Поговорите со мной про это, пожалуйста.

Текст и картинки Ирены Соборовой.

Источник: КАТОЛИКИ В РОССИИ The catholics in Russia

 

AlnEqDTbYrU.jpg?size=997x2160&quality=95

t22hr9bRI60.jpg?size=997x2160&quality=95

0i-d5P3vBoM.jpg?size=997x2160&quality=95

TwJZ0hChQOs.jpg?size=997x2160&quality=95

i51CCBo86Jg.jpg?size=997x2160&quality=95

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Все тайны не стала копировать. У кого есть приложение в смартфоне, посмотрите сами.

Не знаю, что сказать. Просто сейчас захотелось быть консервативной-консервативной католичкой, прям, традиционалисткой. 🤔

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Пошли дурака Богу молиться...

Уводят от конкретики.

А ведь конкретика это самое главное в том, что сделал для нас Иисус на земле.

Edited by Helena
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...