Jump to content

"Зулейха открывает глаза": режиссер сериала призвал оппонентов "отпустить прошлое"


Марион
 Share

Recommended Posts

Режиссер сериала "Зулейха открывает глаза" Егор Анашкин отметил, что фильм не имеет отношения к политике, и призвал оппонентов проекта "отпустить прошлое".

 

Ранее в СМИ появилась информация о том, что партия "Коммунисты России" собирается требовать от телеканала "Россия-1" прекращения показа, а исполнительница главной роли актриса Чулпан Хаматова рассказала телеканалу "Дождь" о поступающих в ее адрес угрозах. При этом писательница Гузель Яхина, чей роман "Зулейха открывает глаза" лег в основу сериала, сказала ТАСС, что не намерена вступать в дискуссию с критиками проекта.

 

"Наша история к политике никакого отношения не имеет, она о людях. Те, кто сейчас, увидев фрагмент, пытается судить о целом, - мне кажется, это неправильно и несправедливо, потому что наша история - история о прощении, о том, как простая татарская женщина нашла в себе силы и мужество простить своего врага, полюбить его и продолжить жить дальше. Жить бесконечно негативом - это ужасно <...> Я считаю, что нужно уметь отпустить прошлое и продолжить жить настоящим, и к этому же самому призываю наших оппонентов", - сказал Анашкин ТАСС.

 

По словам режиссера, он рад, что история не оставила зрителей равнодушными. Собеседник агентства подчеркнул, что с уважением относится к тем, кому картина не понравилась, и призывает критиков с уважением отнестись к тем, кто дает положительный отзыв о проекте.

 

 

В основу сюжета романа легла семейная история Яхиной. В 1930 году семью ее бабушки раскулачили и отправили из татарской деревни в Сибирь. Ранее Яхина в интервью в программе "Просто о сложном", выходящей в Яндекс.Эфире, рассказала, что критика романа ее задевает. Яхина также подчеркнула, что "не выворачивала наизнанку татарскую жизнь", наоборот, писала о несчастной женщине.

 

О сериале

Идея перенести роман Яхиной на телеэкран появилась с момента его публикации. В 2017 году телеканал приступил к работе над экранизацией.

 

Ранее в беседе с корреспондентом ТАСС Яхина отметила, что в картине есть авторская атмосфера, материал имеет все шансы стать отдельным творческим произведением. Писательница считает, что режиссер Егор Анашкин ("Кровавая барыня", "Деньги") сделал великолепный фильм с совершенно потрясающими сценами в формате большого кино.

 

Главные роли в сериале исполнили Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Евгений Морозов, Александр Баширов. По данным Mediascope, рейтинг премьерной серии составил 6,8%, доля аудитории - 20,5%.

 

https://tass.ru/kultura/8264851

 

Сериал пока не смотрю, книгу не читал, поэтому какого-то отзыва делать не буду.

Скажу только, что бурление в Сети, возникшее по поводу сериала, нешуточное, я что-то такого давно не помню. Шум будет пожалуй погромче, чем в свое время с "Левиафаном" или "Матильдой".

Link to comment
Share on other sites

Не смотрел и не буду, но с год назад читал книжку. Книжка так себе. Сюжет примитивный, персонажи картонные. Уровня рассказов Джека Лондона, но на менее увлекательном материале.

 

Никакой антисоветчины в книжке не припомню. Ужасы сталинизма там были, но, поскольку действие происходит именно в том времени и месте, было бы странно, если бы их там не было. Акцент при этом не на них. Ужасы традиционного общества (татарского) показаны ещё более жоско. Традиционная семья - это когда муж ежедневно бьёт за просто так, а тёща и того хуже. И человеческое достоинство героиня обретает, выдавливая из себя по капле традиционные представления и встраиваясь в общество модерна (сталинское). Главный мужской персонаж до конца жизни (вроде) остаётся честным большевиком, чужд всякой неправде (разве что вспыльчив по-мужски, но ему и положено) и вообще - человек замечательный. В общем, книжка вполне могла бы быть написана в советские 60-е, даже в какие-то моменты, возможно, имела бы шанс с купюрами пройти через цензуру.

Link to comment
Share on other sites

Не, ну с Джеком Лондоном я зря сравнил, он поинтереснее. У него были какие-то там, я не помню, сюжетные повороты, интрига. Давайте считать это сравнение авансом писательнице.
Link to comment
Share on other sites

Создателей сериала «Зулейха открывает глаза» попросили лично извиниться перед российскими муфтиями

 

В духовном собрании мусульман России посчитали ошибкой упоминание имен представителей исламского духовенства среди перечисленных в фильме жертв репрессий.

 

Муфтий Альбир Крганов потребовал от авторов телеэкранизации романа Гюзель Яхиной о событиях 30-х годов извинений перед мусульманским сообществом. В картине в качестве имен политических заключенных были использованы имена российских представителей мусульманского духовенства. Некоторыми, по мнению Крганова, которое приводит ТАСС, это было воспринято как оскорбление, а оплошность и возможная историческая недостоверность, несмотря на то, что речь идет о художественном произведении, требует объяснений перед лицом как мусульман в целом, так и уважаемых богословов. В сериале были перечислены имена председателя Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджуддина, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и татарского богослова XIX века Шигабутдина Марджани. Ранее в одной из сцен фильма член СПЧ Александр Брод усмотрел намек на оскорбление чувств верующих из-за кадров с любовной сценой в молельном доме. Действие сериала «Зулейха открывает глаза» повествует о раскулачивании в татарской глубинке и человеческих взаимоотношениях. Режиссер проекта Егор Анашкин отмечал, что во время работы авторы проводили консультации с музейными сотрудниками и историками.

 

Актриса Чулпан Хаматова, которая сыграла главную роль, ранее сообщила о поступающих в ее адрес оскорбительных выпадах.

Edited by Helena
Link to comment
Share on other sites

В книжке не было никаких любовных сцен в молельном доме.
Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

Книгу дочитал все же до конца.

Персонажи картонные, точнее не скажешь. Сюжет - невнятный, плохой косплей на Солженицына и Шаламова, но у последних по крайней мере жизни побольше. Лучше уж их почитать.

Единственное, в чем оригинальность произведения - это типа феминистическая повесточка, когда женщина "освобождается от патриархальных оков". Не совсем, правда, понятно, до чего дошла главная героиня в своем "освобождении" (книга обрывается резко, по сути выглядит как незаконченная), но раз уж авторша утверждает что освобождается - пускай освобождается.

То есть Зулейха, открывающая глаза - тот же тренд, что и Манижа, выскакивающая из патриархального облачения. Художественной ценности мало, важно - идейное содержание.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...