Перейти к содержанию

Иерархия добродетелей


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Я мало об этом знаю, но слышал, что в теории выделяют четыре основных естественных добродетели:

благоразумие, умеренность, справедливость, мужество.

 

1. Есть ли другие "классификации"?

2. Можно ли говорить о какой-то иерархии этих добродетелей? М.б. не на все времена, м.б. есть главная, основная, ключевая добродетель для каждого века, для каждого времени? Тогда какая для сегодняшнего?

3. И вообще, кому что есть сказать на эту тему? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я мало об этом знаю, но слышал, что в теории выделяют четыре основных естественных добродетели:

благоразумие, умеренность, справедливость, мужество.

 

1. Есть ли другие "классификации"?

2. Можно ли говорить о какой-то иерархии этих добродетелей? М.б. не на все времена, м.б. есть главная, основная, ключевая добродетель для каждого века, для каждого времени? Тогда какая для сегодняшнего?

3. И вообще, кому что есть сказать на эту тему? :)

Не любовь, случайно, главная?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В древнее время спрашивали: одна ли добродетель или их много? Изучима ли добродетель или нет? Стоики утверждали, что добродетель одна. Они говорили, что кто имеет одну добродетель, тот имеет и остальные добродетели, потому что все они теснейшим образом связаны. Добродетель, действительно, одна, если иметь в виду единство действующей воли, закона деятельности и характера, вырабатываемого нравственной деятельностью. Потому и выразился ап. Иаков: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (2:10). Почему? Потому, что согрешивший в одном повреждает единство своей воли, разрушает целость нравственного своего характера, преступает единый закон и единую святую волю Законодателя (Иак. 2:11). Но добродетелей много, если принять во внимание множество различных предметов человеческой деятельности, множество сторон и моментов, переживаемых человеком в своем усовершенствовании. С этой точки зрения, добродетель дробится. В одном отношении человек может быть более добродетельным, в другом - менее, или даже порочным; один только начинает добродетельную жизнь, и его добродетели еще слабы, разрознены и немногочисленны, а другой уже усовершенствовался, и его добродетели крепки, полны и закончены. Единая, по существу, добродетель раздроблена до крайности у католических богословов, особенно у казуистов и иезуитов. В этом отношении они противоположны стоикам.

 

Это пишет профессор Олесницкий. Ему вторит Г. Шиманский, отмечающий, что главными христианскими добродетелями являются вера, надежда и любовь. Почитайте, кстати, Шиманского: думаю, Вам будет интересно.

 

Определенный интерес может представлять и статья в Википедии о кардинальных добродетелях. Здесь вы найдете информации о классификациях добродетелей у античных философов, к которым восходит и названная Вами классификация, принадлежащая Фоме Аквинскому.

 

В творениях святых отцов можно встретить наряду с перечислением восьми главных страстей (чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) и список противоположных им добродетелей: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. Безусловно, та классификация имеет некоторые вариации, носящие, впрочем, скорее терминологический характер.

 

Да и евангельские заповеди блаженств некоторые отцы Церкви (например, св. Иоанн Златоуст) рассматривали как иерархию добродетелей.

 

Фактически к подобным классификациям можно отнести и "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника. Это сочинение состоит из тридцати слов, каждое из которых описывает очередную ступень на пути восхождения к христианскому совершенству.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это пишет профессор Олесницкий. Ему вторит Г. Шиманский, отмечающий, что главными христианскими добродетелями являются вера, надежда и любовь. Почитайте, кстати, Шиманского: думаю, Вам будет интересно.

 

Определенный интерес может представлять и статья в Википедии о кардинальных добродетелях. Здесь вы найдете информации о классификациях добродетелей у античных философов, к которым восходит и названная Вами классификация, принадлежащая Фоме Аквинскому.

 

Открывая тему, я имел в виду именно кардинальные добродетели. А так-то понятно, что любовь :).

Шиманского и Википедию почитаю :).

Что добродетель одна - это ерунда. Из четырёх кардинальных у меня с двумя всё замечательно, с одной плохо, и ещё с одной вообще никак. Тогда как же она одна?

 

Владимир, а по пункту номер два? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, списки эти в значительной степени произвольны символичны.

Почему пунктуальность нигде не упомянута? Понятно, мне её не достичь. Потому что негде про неё читать. А такая обширная и важная добродетель, как честность? А любимая Амтаро решимость?

 

Что касается добродетелей богословских (вера, надежда, любовь), то я сомневаюсь, что их можно классифицировать как добродетели в словарном смысле. Если насчёт теологической любви могут быть какие-то спекуляции, то насчёт теологической веры и теологической надежды - точно никаких. Это не качества, а решения. Они в области целеполагания, а не в области свойств.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается добродетелей богословских (вера, надежда, любовь), то я сомневаюсь, что их можно классифицировать как добродетели в словарном смысле. Если насчёт теологической любви могут быть какие-то спекуляции, то насчёт теологической веры и теологической надежды - точно никаких. Это не качества, а решения. Они в области целеполагания, а не в области свойств.

 

Думаю, вера как раз целиком в области свойств. Впрочем, все три. Не могу понять как можно "решиться" на любовь, веру, или надежду.

Это именно неотъемлимое состояние, качество - какой человек: верующий, любящий, надеющийся. И как раз все остальное, в том числе и упомянутое выше, есть производное этих трех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И даже язык :).

Любящий, верующий, надеющийся - это причастия, отглагольные формы. Это то, что человек делает, а не то, чем он является.

Вера, скажем так, идентична моему решению верить. У меня сам момент обращения был таким. Я решила, что хочу верить, и с этого момента верила... Не знаю, может, у кого-то другой опыт. И с надеждой (религиозной) то же самое.

А на работу не опаздывать я каждый месяц решаю. Ну, если исповедуюсь в этом, да? И каждый день опаздываю. Потому что это свойство, которого нельзя приобрести прямым решением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я могу объяснить, почему благоразумие :). Нравится мне фраза, что благоразумие - царица добродетелей. Не помню только, кто сказал.

Без благоразумия все добродетели в глупости превращаются. Особенно теологические.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дышащий, думающий, живущий - суть также отглагольные формы, не так ли?

Описать что-либо, наделенное жизнью, в принципе можно только так, ибо сама жизнь есть действие.

Вы решились верить. То есть вы сами определяли что есть истина, во что верить - правильно, во что - нет. То есть, вы и есть бог вашего мира. Мне жаль. Как жаль тех кто решает - вот этого любить -правильно, а того - нет. На это можно надеяться, на это - нет.

Бог не подчиняется законам твари, он их создает. Бог, могущий мановением пальца навести порядок в Израиле, восходит на крест. Рассудком невозможно постичь Его, в этом весь фокус. То, что постижимо рассудком не есть Бог. Оно есть ложный бог. И только на веру в этого ложного, постижимого рассудком бога - можно решиться.

Нет,конечно, я вовсе не против рассудка и здравого смысла вообще. Например, если я решаю приходить на работу на час раньше - обычно я прихожу, если Господь не решает иначе.

Но я категорически не согласен, что в какой-либо, кроме антропоцентричной, вселенной можно решаться верить, надеяться, любить. Живи я в такой вселенной, я бы предпочел умереть, ибо без этих трех жизнь просто бессмысленна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, поэтому думание, дыхание и жизнь это не свойства :).

 

Честно говоря, не понимаю связи между постижимостью Бога и решением верить :).

Естественно, Бог, в конечном счёте, источник всех благих решений. И всех добродетелей. Как уже сказала одна форумчанка, звёзды светятся потому, что Бог так хочет. Это совершенно ясно. Я говорю с точки зрения того, что именно происходит в звёздах. Или в людях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нравится мне фраза, что благоразумие - царица добродетелей. Не помню только, кто сказал.

Без благоразумия все добродетели в глупости превращаются. Особенно теологические.

Мне представляется, что с точки зрения благоразумия, гораздо практичнее было отправить Иисуса на крест, чем раздать все имущество и следовать за Ним, как он предложил благочестивому юноше. Не так ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, поэтому думание, дыхание и жизнь это не свойства :).

 

То есть, Вы ничем не отличаетесь от компьютера, на котором сейчас читаете эту строчку. Нет отличия в ваших свойствах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне представляется, что с точки зрения благоразумия, гораздо практичнее было отправить Иисуса на крест, чем раздать все имущество и следовать за Ним, как он предложил благочестивому юноше. Не так ли?

 

 

А с точки зрения мужества, куда мужественнее было бы отправиться в ад, чем просить прощения у Бога?

Может быть ложно понятое мужество, может быть ложно понятое благоразумие. Я уж молчу про веру, любовь и надежду...

 

То есть, Вы ничем не отличаетесь от компьютера, на котором сейчас читаете эту строчку. Нет отличия в ваших свойствах?

Я моюсь в ванне, компьютер не моется в ванне. Это не значит, что мыться в ванне - свойство :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с точки зрения мужества, куда мужественнее было бы отправиться в ад, чем просить прощения у Бога?

Может быть ложно понятое мужество, может быть ложно понятое благоразумие. Я уж молчу про веру, любовь и надежду...

Разумеется. Если понимать, а не принимать. В этом и суть.

 

Я моюсь в ванне, компьютер не моется в ванне. Это не значит, что мыться в ванне - свойство :).

Свойство, единственно отличающее, например, компьютер в водозащищенном корпусе от обычного.

Сыграем в игру. Опишите себя, не используя ни одной отглагольной формы.

Так, чтобы ваше описание было однозначным, чтобы под него не подходило никакое другое существо или предмет. Получилось? (Описание здесь можно не приводить, я поверю Вам на слово).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется. Если понимать, а не принимать. В этом и суть.

Если я правильно вас понимаю, вы имеете в виду, что существуют истинные добродетели, которые приходят непосредственно от Бога, и неправильные-ложные добродетели, которые формирует сам человек?

 

Сыграем в игру. Опишите себя, не используя ни одной отглагольной формы.

Чтобы совсем никто-никто под него, даже случайно, не подошёл? Ну это утопия.

А вообще описание, с разумной степенью уверенности подходящее конкретно и единственно мне, без единого глагола и отглагольной формы, я могу составить, конечно.

 

Ну это так, к слову было. Просто к вопросу об условности этих списков и перечней.

Я, кстати, считала, что кардинальных добродетелей выделяли семь, противоположных семи главным порокам. Но честности в этом списке всё равно нет, почему - неизвестно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, списки эти в значительной степени произвольны символичны.

Почему пунктуальность нигде не упомянута? Понятно, мне её не достичь. Потому что негде про неё читать. А такая обширная и важная добродетель, как честность? А любимая Амтаро решимость?

 

А разве пунктуальность это добродетель? Она может быть добродетелью, если это проявление справедливости. Или мужества :lol:. А сама по себе?

 

Конечно, произвольны. Например, почему воздержание-умеренность не относится к благоразумию? Это же благоразумие и есть. Честность - да, самостоятельная добродетель, к справедливости её никак не сведёшь. А вот решимость это как раз мужество (стойкость) в чистом виде, разве нет?

 

По поводу теологических я сейчас сначала Википедию почитаю :lol:. Вот даже подумать не мог, что в Википедии есть подобная статья. Надо же, до чего техника дошла :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вера, скажем так, идентична моему решению верить. У меня сам момент обращения был таким. Я решила, что хочу верить, и с этого момента верила... Не знаю, может, у кого-то другой опыт. И с надеждой (религиозной) то же самое.

 

Не, это не универсально. У меня вера возникла без всяких решений.

Давайте расскажу - мне тогда было 18 и я зачитывался Раджнишем. К христианству ни малейшего интереса не испытывал, читал всё о восточных учителях. По Гаутаме фанател (и сейчас очень люблю этого человека). Ни в какого Бога не верил и не собирался.

Однажды попалась под руку книжка Блаватской "Ходил ли Иисус в Индию?". Прочёл, был полностью убеждён - ну да, ходил, и вообще. Но стало интересно, что это за Иисус. Прочёл Евангелия - и был ПОТРЯСЁН. Причём такие вещи как грех/спасение я там вообще не заметил, тема Креста тоже не была воспринята никак, на чудеса как-то не обратил внимания - мало ли что там понапишут. Но ПОТРЯСЛА красота слов Иисуса. Вот, подумал, мудрец мудрецов и поэт поэтов, остальные и рядом не стояли. Расфанателся. Подберите приличный аналог этому слову. Влюбился? Но я тогда ещё не поверил, что Он Бог. Думал - один из Учителей, один из великих, но просто выше всех несопоставимо, несравнимо.

Ну а потом примерно в течении полугода, как-то постепенно поверил. Т.е. в какой-то момент понял, что верю уже некоторое время. И задним числом понимал, почему поверил - слова Иисуса очевидно неотмирны. Мир не мог произвести эти слова, значит - они не от мира. Но ведь само понятие неотмирности появилось для меня одновременно с этими размышлениями, т.е. это не плод ума и не плод размышлений.

 

Т.е. - никаких решений, никакого целеполагания. От меня тут ничего не зависело. Если такую веру можно считать добродетелью, то ни к каким другим она не сводится :). Вот куда воцерковляться - это да, сплошное целеполагание, головой придумал :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я могу объяснить, почему благоразумие :). Нравится мне фраза, что благоразумие - царица добродетелей. Не помню только, кто сказал.

Без благоразумия все добродетели в глупости превращаются. Особенно теологические.

 

Угу, царица. Все кругом благоразумные, все всё правильно понимают, почему не делают?

Благоразумие позволяет принять правильное решение, но и только. Потом же делать нужно. Нет, я бы мужество назвал царицей, если уж одну царицу выбирать :). Т.е. опять та же самая решимость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Можно ли говорить о какой-то иерархии этих добродетелей? М.б. не на все времена, м.б. есть главная, основная, ключевая добродетель для каждого века, для каждого времени? Тогда какая для сегодняшнего?

 

Таки меня интересует этот вопрос. Давайте спросим так - какой добродетели нашему времени больше всего нехватает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, пунктуальность сама по себе добродетель. Бывает, что со справедливостью всё в порядке, с благоразумием тоже, в том смысле, что сам всё понимаешь прекрасно, однако...

Потом же делать нужно.

Так можно и честность определить как частный случай справедливости. "Неверные весы мерзость перед Господом, а правильный вес угоден Ему".

 

Мужество Льюис считал царицей. Он говорил, что это не самостоятельная добродетель, а необходимое свойство всех добродетелей в крайних обстоятельствах :). Однако, если в спокойной мирной жизни - нафига мужество-то? Умеренность понятно зачем нужна, целомудрие тоже, а благоразумие чаще всего.

В общем, это дело вкуса :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так можно и честность определить как частный случай справедливости. "Неверные весы мерзость перед Господом, а правильный вес угоден Ему".

 

Мужество Льюис считал царицей. Он говорил, что это не самостоятельная добродетель, а необходимое свойство всех добродетелей в крайних обстоятельствах :). Однако, если в спокойной мирной жизни - нафига мужество-то? Умеренность понятно зачем нужна, целомудрие тоже, а благоразумие чаще всего.

В общем, это дело вкуса :).

 

Ну нет. Кого-то и справедливо обмануть, но это нечестно. Честность не сводится к другим добродетелям.

 

Ну как это нафига! Есть просто разные степени. Льюис называл это (я потом посмотрел) стойкостью, так лучше. Она нужна всегда, и без неё почти все остальные добродетели бесполезны, поскольку бессильны. Классический нерелигиозный пример (это чтобы без патетики) - женщина принимает решение похудеть, составляет себе рацион и график, а вечером того же дня съедает коробку шоколадных конфет. Что, она неблагоразумна? Как же, ест и плачет. То же и с курением, например. Именно нехватка стойкости-мужества-решимости не даёт нам расти, разве не так? Ведь в религиозной сфере всё то же самое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

целомудрие

 

А что такое целомудрие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем-то, тоже частный случай умеренности, разумное отношение к творению.

Я ошиблась, в вашем списке его нет. Есть справедливость.

Может, из семи добродетелей списка не было? Были семь даров Духа...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

C тем что вера, надежда и любовь это скорее решение, т е движение воли, а не свойства, я,конечно, согласна. Даже если они сопровождаются чувствами, т е принимаются в каком-то состоянии, все равно "я верую", "я люблю" и "я уповаю", это по-большому счету всегда решение, а не констатация факта. Ведь все состояния временны и они нам только в помощь или соблазн, а решения принимаются в вечности и для вечности.

Имхо, списки эти в значительной степени произвольны символичны.

Почему пунктуальность нигде не упомянута? Понятно, мне её не достичь. Потому что негде про неё читать. А такая обширная и важная добродетель, как честность? А любимая Амтаро решимость?

Наверное, пунктуальность это добродетель, но, пожалуй, одна из маленьких. Так же как и трудолюбие, например.

Благоразумие и мужество, это и впрямь великие добродетели, т е великий талант который может быть дарован человеку.

Умеренность это немного странное понятие имеющее скорее отношение к страстности натуры.

Решимость, т е иначе, смелость, я лично тоже очень уважаю.

А честность ... Если это свойство, т е человеку легче всегда говорить правду, чем что-то придумывать и выкручиваться и фантазировать, то это конечно хорошо, но, имхо, мужество и благоразумие куда важнее. Ведь как и все таланты человека, природная честность это лишь потенция, и не всегда коррелирует с правдой как с решением воли. Можно быть по природе честным человеком, но солгать в ключевой момент, или, наоборот, иметь склонность ко всяким маскам и обходным путям, но при этом с помощью все того же мужества, сказать правду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако, если в спокойной мирной жизни - нафига мужество-то?

 

Так никто нам этой спокойной мирной жизни не гарантирует. Сегодня она спокойная, а завтра, глядишь... А мужества-то и нет, не подготовились :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...