Перейти к содержанию

Просветите меня про лютеран


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Может, и у вас есть вопросы к католикам?)

 

В разное время какие-то вопросы, конечно, возникали, как без этого? И в будущем - если будут вопросы, я их, конечно, задам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 86
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

А как сами себя лютеране называют? Я - лютеранин, я - евангелик и т.д?

Самое правильное - Евангелическая Церковь Аугсбургского исповедания. В результате объединения в Германии церквей Аугсбургского и Гельветинского исповеданий здесь просто чаще говорят Евангелик, Евангелическая Церковь. Лютеранином лютеранин чаще себя называет, чтобы обозначить свою конфессиональную принадлежность для прочих христиан или иноверцев - многие слышали о Лютере (с вашей легкой руки, господа католики), но редко те, кто не в теме, слышали про Аугсбург. В Германии и Австрии, например, если сказать "лютеранин", могут с первого раза и не понять, а если сказать евангелик - поймут. В России евангелик будет ассоциироваться с какой-то американской сектой, а лютеранин - со Скандинавией ;-).

Я чаще говорю "лютеранин", чтобы отделить себя от баптистов и гельветинцев, которых, как ультраконсеватор ;-) считаю, как бы сказать, более дальними родственниками, чем католики.

Кстати, если говорить о католиках и протестантах в Австрии, то еще неизвестно, кто тут ортодокс ;-)

Христианин - конечно. Но так-то мы и католиков считаем самыми настоящими христианами, в большинстве их, во всяком случае. И православных, и баптистов, и коптов, и всех, кто признает Христа своим личным Спасителем.

Изменено пользователем Peleda
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я чаще говорю "лютеранин", чтобы отделить себя от баптистов и гельветинцев, которых, как ультраконсеватор ;-) считаю, как бы сказать, более дальними родственниками, чем католики.

А кто такие гельветинцы? Кальвинисты? И именуют ли они себя, равно как и баптисты евангелическими церквами? Т.е. существуют евангелические церкви иных исповеданий? И еще вопрос. Какова, с Вашей точки зрения, степень родства православных с лютеранами?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще вопрос. Какова, с Вашей точки зрения, степень родства православных с лютеранами? :)

В чем конкретно? К примеру, в нашей церкви Символ Веры читается так, как он был написан изначально, без Филиокве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще вопрос. Какова, с Вашей точки зрения, степень родства православных с лютеранами? :)

В чем конкретно? К примеру, в нашей церкви Символ Веры читается так, как он был написан изначально, без Филиокве.

 

Это интересно. Насколько я понимаю, это в Вашем приходе какая-то местная особенность (то ли церковная юрисдикция, то ли конкретная община с конкретным пастором решили ввести в службу элементы восточного обряда ). Вообще-то в Книге Согласия Никейско-Константинопольский Символ веры приведен с Filioque, и так используется во всех лютеранских богослужениях, о которых я читал, которые видел, и в которых сам участвовал. Единственное известное мне исключение - это Украинская лютеранская церковь, которая служит по византийскому обряду. У них-то, естественно, Символ веры читается без Filioque

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я чаще говорю "лютеранин", чтобы отделить себя от баптистов и гельветинцев, которых, как ультраконсеватор ;-) считаю, как бы сказать, более дальними родственниками, чем католики.

А кто такие гельветинцы? Кальвинисты? И именуют ли они себя, равно как и баптисты евангелическими церквами? Т.е. существуют евангелические церкви иных исповеданий? И еще вопрос. Какова, с Вашей точки зрения, степень родства православных с лютеранами? :)

 

Раз уж на часть Вашего вопроса взялся ответить не уважаемый Peleda, а ещё один наш единоверец, то осмелюсь и я предварить его ответ на другую часть Вашего вопроса.

 

1. Гельветинец - это, очевидно, сторонник Гельветического исповедания веры, то есть реформат. В обиходе реформатов можно называть и "кальвинистами", хотя это не совсем правильно. Церковь-то у них именно Реформатская, а Жан Кальвин - лишь один из наиболее крупных их богословов. Такого значения, как Лютер для ЕЛЦ, Кальвин для реформатов не имеет. У истоков этой традиции не только Кальвин, но и Цвингли, и Буллингер, и другие.

 

1.1. О реформатских вероисповеданиях. В отличие от лютеран, у которых все вероисповедные документы сведены в единый сборник, Книгу Согласия, у реформатов такого сборника никогда не было. У них есть разные (но не противоречащие друг другу, а говорящие примерно об одном и том же) вероисповедные документы, которые писались в несколько разное время, и в разных странах; в зависимости от того, где именно они писались, они играют неодинаковую роль в жизни Реформатских Церквей разных стран. Так, для реформатов англосаксонского мира (по большей части известных под названием "пресвитериане") особо важную роль играет Вестминстерское исповедание, принятое в XVII веке. Для немецких и швейцарских реформатов более важны (второе) Гельветическое исповедание и Гейдельбергский катехизис. А ещё были Бельгийское исповедание, Исповедание шотландцев, Галликанское исповедание, и т.д., даже Исповедание Кирилла Лукариса - Патриарха Константинопольского, принявшего реформатскую веру. Все эти Исповедания, повторюсь, говорят примерно об одном и том же, и являются вероисповедными документами Реформатской Церкви.

 

2. В широком смысле слова все протестантские Церкви могут называть евангелическими. Собственно, изначально "евангеликами" себя называли лютеране. Отсюда, кстати, наиболее распространенная форма наименования наших Церквей вплоть до наших дней - Евангелическо-лютеранская (вторая часть названия добавляется для того, чтобы не путали с другими протестантами). Реформаты тоже вполне могут себя называть евангеликами. Собственно говоря, Евангелическая Церковь Германии - это федерация земельных Церквей, объединяющая лютеран и реформатов.

 

Другое дело, что в современном мире именно евангеликами чаще всего называются движения и деноминации, так или иначе восходящие к Пробуждениям XVIII-XX веков в англосаксонском мире. Их характерные черты - особое внимание к личному опыту покаяния/обращения/рождения свыше, к субъективному переживанию этого опыта. Я бы сказал, что наиболее ярким выражением евангелической духовности (именно в этом, более узком смысле слова) является очень знаменитый, очень популярный гимн Amazing Grace. Евангелики в узком смысле слова могут образовывать новые отдельные деноминации, а могут оставаться в более старых протестантских деноминациях, превращая их в евангелические изнутри, или, по крайней мере, создавая в их рамках евангелические движения. Поэтому евангеликами в узком смысле слова могут быть баптисты, методисты, харизматы, пятидесятники, но также и реформаты, и англикане, и лютеране.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто такие гельветинцы? Кальвинисты? И именуют ли они себя, равно как и баптисты евангелическими церквами? Т.е. существуют евангелические церкви иных исповеданий? И еще вопрос. Какова, с Вашей точки зрения, степень родства православных с лютеранами? :)

По сути первого вопроса n-vilonov уже ответил весьма полно. Добавлю только, что объединение с реформатами оно формально и организационно, реального причастного общения быть не может, из-за разного понимания сути причастия. Здесь достаточно четко разделяют "лютеранский" пастор и "гельветинский". В нашем приходе это сведено к тому, что гельветинка только одна пасторша, но за пять лет мне ни разу не доводилось видеть её ведущей службу, в лучшем случае выступала в роли диакониссы. И слава Богу!

Степень родства с ортодоксами, та же, что и с католиками. Т.е. для нас не проблема, если кто-то из вас причастится у нас, поскольку вы понимаете "Кто в Чаше". А для вас - проблема... ;-).

Изменено пользователем Peleda
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в смысле - "я лютеран люблю богослуженье", И.С.Бах и т.д., то есть

вообще-то Бах был кальвинистом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лютеранином был Бах. Исследователь его творчества игумен Петр Мещеринов даже назвал его последним лютеранином. "Бах был лютеранином. Вообще в этой лекции можно было бы рассуждать о нем как о последнем лютеранине. Последнем, потому что, на мой взгляд, именно в Бахе воплотилось все положительное и ценное, что было в лютеранстве, и Бах подвел творческий итог этому явлению. Вскоре после Баха лютеранство закончилось, и, к сожалению то, что мы имеем теперь, имеет только формально-историческое отношение к тому лютеранству, первоначальному протестантизму. (источник)

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лютеранином был Бах. Исследователь его творчества игумен Петр Мещеринов даже назвал его последним лютеранином. "Бах был лютеранином. Вообще в этой лекции можно было бы рассуждать о нем как о последнем лютеранине. Последнем, потому что, на мой взгляд, именно в Бахе воплотилось все положительное и ценное, что было в лютеранстве, и Бах подвел творческий итог этому явлению. Вскоре после Баха лютеранство закончилось, и, к сожалению то, что мы имеем теперь, имеет только формально-историческое отношение к тому лютеранству, первоначальному протестантизму. (источник)

 

 

 

Да, я как-то читал тексты Мещеринова о Бахе и лютеранстве. Его любовь к Баху несомненна, а вот его знания (говорю именно о знании, а не с оценками спорю) о лютеранстве - сомнительны. Начать с того, что он смешивает лютеранскую "ортодоксию" и пиетизм, в то время как это категорически разные явления. Лютеранская "ортодоксия" - это период, (с конца XVI по начало XVIII века), когда был создан основной корпус классического лютеранского богословия (не вероисповедных документов - они приняты раньше, в течение XVI века, а именно многотомных догматик). Иначе говоря, это период расцвета лютеранской схоластики. Этот расцвет действительно закончился в первой половине XVIII, что, впрочем, не означает, что наследие этого периода не востребовано. Богословие "конфессионального" лютеранства, начиная с XIX века, и вплоть до нашего времени, строится именно на возвращении к наследию лютеранской схоластики.

 

Пиетизм же возникает в XVII веке (ключевые имена здесь - Арндт, Шпенер, Франк), и развивался именно как критическое, отчасти даже оппозиционное движение по отношению к официальной церковной жизни. Именно лютеранские пиетисты стали родоначальниками того стиля протестантской духовности, которую чаще всего называют "евангелической" - первостепенное внимание к личному, субъективному опыту "обращения", "рождения свыше", и последующего "освящения". Пиетизм вышел за конфессиональные рамки лютеранства; из него выросли моравские братья, методисты, а через методистов - многочисленные "пробуждения" в англосаксонском мире. Так что именно из этого корня растут и "движения святости", и пятидесятники, и харизматы. Но и пиетизм в узком смысле слова, как движение (точнее, совокупность нескольких движений) внутри Евангелическо-лютеранской Церкви тоже вполне жив. Например, к числу пиетистских движений относятся известные в скандинавских странах (и регулярно приезжающие в Россию) лестадианцы. Опять же, прошу обратить внимание - я их не рекламирую (и вообще отношусь к ним довольно критично, примерно как многие здешние католики-форумчание - к вашему движению Неокатехумената), а просто сообщаю, что они вполне себе существуют, и не думают прекращаться, вне зависимости от суждений о.Петра Мещеринова

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Уважаемые друзья лютеране, а что можно почитать на русском из лютеранского богословия кроме текстов КС и собственно Лютера? Есть ли переводы лютеранских схоластов и других теологов? Спрашивая о лютеранских богословах я подразумеваю под этим понятием не любого кто в соответствующей церкви состоял, а тех кто был по исповеданию лютеранином.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые друзья лютеране, а что можно почитать на русском из лютеранского богословия кроме текстов КС и собственно Лютера? Есть ли переводы лютеранских схоластов и других теологов? Спрашивая о лютеранских богословах я подразумеваю под этим понятием не любого кто в соответствующей церкви состоял, а тех кто был по исповеданию лютеранином.

Роберт Колб "Христианская вера"

Мартин Хемниц "Господне причастие"

А вообще, можете посмотреть здесь: www.lhfmissions.com

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О.Пётр Мещеринов, вероятно, исходит из того, что раннее лютеранство — это что-то типа православия, но только на Западе. Поэтому для него Бах как бы даже православный... А вот после Баха начинается такой протестантизм, который не нравится православным. Наверное, так?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые друзья лютеране, а что можно почитать на русском из лютеранского богословия кроме текстов КС и собственно Лютера? Есть ли переводы лютеранских схоластов и других теологов? Спрашивая о лютеранских богословах я подразумеваю под этим понятием не любого кто в соответствующей церкви состоял, а тех кто был по исповеданию лютеранином.

 

На русский язык переводилось довольно много произведений лютеранских богословов. Правда, следует иметь в виду, что схоласты XVII века остались почти не переведенными. Возможно, я заблуждаюсь, но мне известно только одно переведенное на русский язык произведение классика лютеранской схоластики XVII века Иоганна Герхарда: "Объяснение истории страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа" Но это, как ясно из названия (полностью оно звучит как "Объяснение истории страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, согласно четырем евангелистам, представленное таким образом, чтобы можно было побудить нас познать любовь Христову и счастливо возрастать сообразно внутреннему человеку") не догматическое, а девоциональное произведение, предназначенное для созерцания страстей Господа Иисуса Христа. О том, чтобы кто-либо переводил Калова, Квенштедта, и др., мне вообще ничего не известно.

 

Теперь о том, что, собственно говоря, есть. Помимо Лютера, целый ряд значимых богословских текстов которого переведен на русский ("О свободе христианина", "О рабстве воли", "Лекции по Посланию к Галатам", "О соборах и церквах" и ряд других), довольно неплохо представлен на русском языке "второй Мартин" - крупнейший лютеранский богослов второй половины XVI века Мартин Хемниц. Из его произведений были переведены и изданы фондом "Лютеранское наследие" (кстати, список изданного, и некоторое количество электронных книг можно найти на их сайте) "Господне причастие", "Ключевые вопросы богословия" (Loci Theologici), "Энхиридион", "Исследование Тридентского собора", "Молитва Господня", возможно, что-то ещё. Практически все перечисленные книги полностью или частично выложены в сети на разных сайтах.

 

Переведены на русский (также фондом "Лютеранское наследие") некоторые книги крупного представителя конфессионального лютеранства XIX века Карла Фердинанда Вильгельма Вальтера (в особенности отмечу "Закон и Евангелие") - есть в качестве электронной книги на сайте "Лютеранского наследия". Переведена, и доступна на разных сайтах в сети довольно сухая и унылая "Христианская догматика" Д.Т. Мюллера (конфессионального богослова первой половины XX века; фактически, это учебник догматики). Переведено некоторое количество книг известного конфессионального богослова и публициста середины XX века Германа Зассе ("На том стоим", "Сие есть Тело Мое", возможно, ещё какие-то - их тоже можно найти в сети, в том числе и на Лютеранском наследии).

 

Современного богослова, Роберта Колба, Вам уже назвали.

 

Ещё есть, и тоже доступна в сети в разных местах, неплохая книжка Джина Эдварда Вейза "Духовность креста", об основных особенностях лютеранского исповедания веры. Автор - современный церковный публицист, консервативный лютеранин (я бы сказал, что этот человек - лютеранский аналог Сергея Худиева :)

 

Кроме того, переводили на русский язык кое-что из наследия очень известного шведского богослова и христианского писателя XX века, епископа Бу Йертса (как минимум, богословскую книгу "Большая ложь и великая истина: пятнадцать глав об основных истинах христианской веры", и роман (тоже насыщенный богословским содержанием) "Молот Божий"). Некоторые статьи Йертса (например, "Христианин евангелическо-лютеранского исповедания") выложены и в сети.

 

Это что касается "ортодоксов". Из числа менее ортодоксальных лютеранских авторов следует назвать, конечно, Дитриха Бонхёффера. Его переводили на русский довольно много. Лично я бы на первое место (из того, что он успел закончить) назвал бы трактат "Жизнь в христианском общении". Эта книга тоже выложена в сети.

 

Идём далее :) Пауль Тиллих вопиюще не ортодоксален, так что судить о лютеранском исповедании веры по его сочинениям я бы не стал. Тем не менее, сам по себе он - очень интересный христианский философ, и религиовед. Целый ряд его произведений переведены на русский, и даже могут быть найдены в сети. А вот тоже весьма интересного Вольфхарта Панненберга, насколько я понимаю, ещё практически не переводили.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О.Пётр Мещеринов, вероятно, исходит из того, что раннее лютеранство — это что-то типа православия, но только на Западе. Поэтому для него Бах как бы даже православный... А вот после Баха начинается такой протестантизм, который не нравится православным. Наверное, так?

 

Возможно. Мне сложно судить, каковы предпосылки о. Петра, но не исключаю, что Вы правы. Почему-то среди православных встречается такая точка зрения, что Лютер-де выступил против "злоупотреблений" Римской Церкви, но из-за того, что не знал восточно-православной традиции, "сбился с пути". А последователи Лютера, в этой концепции, усугубили его ошибки. С реальностью эта схема связана, на мой взгляд, очень слабо (например, Лютер выступал не столько против "злоупотреблений", сколько против всего схоластического богословия Римской католической Церкви, как оно развивалось начиная с XII века - "Гейдельбергские диспутации" гораздо больше дают для понимания стоявших перед ним вопросов, чем пресловутые "95 тезисов"), тем не менее, кто-то находит ее убедительной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О.Пётр Мещеринов, вероятно, исходит из того, что раннее лютеранство — это что-то типа православия, но только на Западе. Поэтому для него Бах как бы даже православный... А вот после Баха начинается такой протестантизм, который не нравится православным. Наверное, так?

 

Что касается конкретно И.С. Баха, то никаких расхождений с лютеранской ортодоксией у него, насколько я знаю, никогда не было. Он весьма почитается лютеранами ( в ряде лютеранских Церквей как святой). Таким образом, я не думаю, что он мог быть "православным" в смысле какой-либо особой близости к византийской (восточной) православной традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю всех за ответы.

Почему-то среди православных встречается такая точка зрения, что Лютер-де выступил против "злоупотреблений" Римской Церкви, но из-за того, что не знал восточно-православной традиции, "сбился с пути". А последователи Лютера, в этой концепции, усугубили его ошибки.

Вот кстати интересно считали ли так же в древности. В России к лютеранам с тех пор как они появились куда больше веротерпимости проявляли чем к католикам, хотя конечно веротерпимость эта была весьма ограничена.

Изменено пользователем Корнилий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю всех за ответы.

Почему-то среди православных встречается такая точка зрения, что Лютер-де выступил против "злоупотреблений" Римской Церкви, но из-за того, что не знал восточно-православной традиции, "сбился с пути". А последователи Лютера, в этой концепции, усугубили его ошибки.

Вот кстати интересно считали ли так же в древности. В России к лютеранам с тех пор как они появились куда больше веротерпимости проявляли чем к католикам, хотя конечно веротерпимость эта была весьма ограничена.

 

Насколько я понимаю, православные авторы XVIII-XIX веков к лютеранам относились по-разному. Кто-то резко отрицательно высказывался, а кто-то даже воспринимал влияние (например, хорошо известно о влиянии Иоганна Арндта на св. Тихона Задонского). Что касается веротерпимости, то, насколько я понимаю, правовой статус у лютеран и католиков (я про католиков латинского обряда говорю - у греко-католиков ситуация была гораздо хуже) был одинаковый. Лютеране из "лютеранских" семей могли исповедовать свою веру, строить свои храмы, у них была официально признанная, и пользующаяся покровительством государства церковная организация. Однако православным переход в лютеранство был запрещен, и карался судебным порядком. В смешанных семьях (лютеранско-православных) дети должны были быть крещены в православии. То есть, как и католицизм, лютеранство было загнано в Российской империи в этноконфессиональную клетку, и не имело возможности распространяться. При этом, конечно, у католиков были еще дополнительные сложности, в связи с преследованиями поляков, а у клетки, в которой находились лютеране, были золотые прутья, из-за того что прибалтийские немцы считались, в полную противоположность полякам, опорой престола.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

n-vilonov, я скорее про допетровские времена, о том насколько православие являлось основой для законов в последующие времена мне трудно судить. В те времена лютеранам в отличии от католиков было разрешено открывать для себя церкви, хотя конечно любая проповедь среди православных была запрещена.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

n-vilonov, я скорее про допетровские времена, о том насколько православие являлось основой для законов в последующие времена мне трудно судить. В те времена лютеранам в отличии от католиков было разрешено открывать для себя церкви, хотя конечно любая проповедь среди православных была запрещена.

 

А, понятно. В допетровские времена, насколько я помню, государственная церковь изо всех сил противилась любому проникновению иноверцев. Лютеранские церкви в Москве в XVII веке несколько раз сносили под давлением патриарха. Но и обойтись без немецких специалистов (в первую очередь, военных) правительство не могло. Поэтому, снеся церковь в одном месте, затем шли навстречу немцам, и позволяли им построить церковь в другом месте. У католиков в XVII веке просто не было такого лобби при правительстве московского царя.

 

Что касается преследований за переход православных в иную конфессию, то именно в XVII веке они отличались наибольшей свирепостью. Когда несколько русских восприняли и стали проповедовать протестантские идеи (дело было, кажется, в 1680-е годы), их казнили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

n-vilonov, я скорее про допетровские времена, о том насколько православие являлось основой для законов в последующие времена мне трудно судить. В те времена лютеранам в отличии от католиков было разрешено открывать для себя церкви, хотя конечно любая проповедь среди православных была запрещена.

 

А, понятно. В допетровские времена, насколько я помню, государственная церковь изо всех сил противилась любому проникновению иноверцев. Лютеранские церкви в Москве в XVII веке несколько раз сносили под давлением патриарха. Но и обойтись без немецких специалистов (в первую очередь, военных) правительство не могло. Поэтому, снеся церковь в одном месте, затем шли навстречу немцам, и позволяли им построить церковь в другом месте. У католиков в XVII веке просто не было такого лобби при правительстве московского царя.

 

Что касается преследований за переход православных в иную конфессию, то именно в XVII веке они отличались наибольшей свирепостью. Когда несколько русских восприняли и стали проповедовать протестантские идеи (дело было, кажется, в 1680-е годы), их казнили.

Ну тут всё логично. Если мы не признаём за еретиками возможности спасения то надо пресекать на корню любые их прозелитские старания. Тут и иноземцев надо ставить в такие условия что бы они в нашу веру переходили. Другое дело что еретиками они могут и не быть, но тогда это уже мы в заблуждении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лютеранам и кальвинистам доставалось не раз - про злоименнах лютеры и кальвини писали часто и преследовали оных тоже нередко

Ну с притеснением католиков это всё равно не сравнимо. По этому и интересно, это было только по политическим соображениям или протестантов считали ближе к православию чем католиков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

n-vilonov, я скорее про допетровские времена, о том насколько православие являлось основой для законов в последующие времена мне трудно судить. В те времена лютеранам в отличии от католиков было разрешено открывать для себя церкви, хотя конечно любая проповедь среди православных была запрещена.

 

А, понятно. В допетровские времена, насколько я помню, государственная церковь изо всех сил противилась любому проникновению иноверцев. Лютеранские церкви в Москве в XVII веке несколько раз сносили под давлением патриарха. Но и обойтись без немецких специалистов (в первую очередь, военных) правительство не могло. Поэтому, снеся церковь в одном месте, затем шли навстречу немцам, и позволяли им построить церковь в другом месте. У католиков в XVII веке просто не было такого лобби при правительстве московского царя.

 

Что касается преследований за переход православных в иную конфессию, то именно в XVII веке они отличались наибольшей свирепостью. Когда несколько русских восприняли и стали проповедовать протестантские идеи (дело было, кажется, в 1680-е годы), их казнили.

Ну тут всё логично. Если мы не признаём за еретиками возможности спасения то надо пресекать на корню любые их прозелитские старания. Тут и иноземцев надо ставить в такие условия что бы они в нашу веру переходили. Другое дело что еретиками они могут и не быть, но тогда это уже мы в заблуждении.

 

Так я и не углубляюсь в обсуждение сравнительных достоинств и недостатков православия и лютеранства. Равным образом, я не отрицаю, что существуют такие мировоззрения, для которых преследования иноверцев вполне логичны. Я просто стараюсь ответить на Ваши вопросы. Я не думаю, что тогдашние православные церковники лютеран считали ближе, чем католиков. По крайней мере, у меня нет никаких оснований так считать. И даже если бы считали, это вовсе не означало бы (следуя той же самой логике, о которой Вы говорите), что "близких", но отличающихся по вере не нужно преследовать. Вспомните о судьбе староверов во второй половине XVII века, хотя, казалось бы, уж кто ближе, чем они? Явно не католики и не лютеране ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не думаю, что тогдашние православные церковники лютеран считали ближе, чем католиков. По крайней мере, у меня нет никаких оснований так считать. И даже если бы считали, это вовсе не означало бы (следуя той же самой логике, о которой Вы говорите), что "близких", но отличающихся по вере не нужно преследовать. Вспомните о судьбе староверов во второй половине XVII века, хотя, казалось бы, уж кто ближе, чем они? Явно не католики и не лютеране ...

Ну преследование староверов было из-за огромной популярности древлеправославия среди русского народа. Даже стрельцы которые старообрядцев репрессировали относились к самому старообрядчеству с большим сочувствием. Не было бы преследований церковная реформа просто бы провалилась.

 

Подумал над вашими словами. Возможно что к протестантам относились лучше еще потому что они чаще становились православными. Мол если мы покажем им наше хорошее отношение и правую веру то они с радостью будут обращаться. Это конечно не про лютеран, а вообще про протестантов. Хотя это конечно не строгое размышление у меня нет подтверждения моей интуиции.

Изменено пользователем Корнилий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...