Перейти к содержанию

Скатертью дорога


Oleg-Michael
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Священник Константин Симон, теперь уже бывший член ордена иезуитов, наконец, оформил свое каноническое положение в соответствии с убеждениями и перешел под омофор Московского Патриархата. Чин "присоединения к православию" над ним совершил архиепископ Петергофский Амвросий. В последние годы проректор Папского Восточного института в Риме (тоже, надеюсь, бывший) неоднократно приезжал в Россию, где смущал верных своими выступлениями и интервью. Теперь всё встало на свои места, с чем можно и поздравить всех заинтересованных лиц.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я помню, как он приезжал к нам в Санкт-Петербургскую духовную академию с лекцией. Вот, наше интервью, которое мы у него после этого взяли.

 

- Профессор, какова цель Вашего приезда в Санкт-Петербург?

 

- Цель - прочитать доклад и познакомиться с духовной академией и православной жизнью Петербурга. Я здесь был только один раз в начале 90-х годов.

 

- Отец Константин, какие святые места Вы уже успели посетить в Санкт-Петербурге? Удалось ли Вам ощутить дух русского благочестия? Что удивило Вас больше всего?

 

- Я уже посетил Свято-Иоанновский монастырь на Карповке, часовню Ксении Петербургской, Исаакиевский и Казанский соборы, Спас-на-Крови.

Должен сказать, что на меня произвел очень глубокое впечатление этот визит. В первый раз, когда я был в Ленинграде, Казанский собор был еще музеем религии и атеизма. Мне тогда не удалось попасть туда. В этот визит я был глубоко потрясен от того, что увидел. Такая живая религиозная жизнь здесь в Петербурге. Я был глубоко потрясен, как православные посещают свои святыни и храмы. Не говоря уже про Ксению Петербургскую и Иоанна Кронштадтского.

 

В мой первый приезд в Ленинград в 1973 году было немыслимо посещать такие святыни. Еще один раз я был в Ленинграде в 1990 году в течение очень ограниченного срока. Я мало бывал в Петербурге, очень часто в Москве.

 

- Профессор, сегодня вы выступили для студентов Санкт-Петербургской духовной академии с лекцией. Чем обусловлен выбор именно этой проблематики доклада?

 

- Мне кажется важным, чтобы православные знали, какое произошло изменение отношения к Православной Церкви. Конечно, я не могу быть согласен со всеми изменениями, которые произошли в Католической Церкви после Второго Ватиканского собора. Особенно в богослужении, мне кажется, Католическая Церковь очень много потеряла. Но в отношении к православным и другим христианским вероисповеданиям это был большой шаг вперед. Сегодня католики не должны заниматься прозелитической деятельностью среди православных. Православные для католиков - Церковь-сестра. Нет уже в Католической Церкви такой цели обратить православных в католицизм. Те группы, которые в России занимаются такой деятельностью, делают это в противоречии с Католической Церковью и самим Ватиканом.

 

- Эта эволюция взглядов затронула только католическое священноначалие, или она в том числе произошла и в сознании простого верующего католика?

 

- Я жил в нескольких европейских странах: в Бельгии, Германии, Франции и Италии. Откровенно говоря, я никогда не слышал от французских или бельгийских католиков злого слова в адрес православия. Менталитет очень поменялся. Я не слышал таких слов, как "схизматики", раскольники. Этого уже не слышно в католической среде.

 

- И все-таки, может быть, сохраняются еще какие-то стереотипы и заблуждения о православии в западном католическом мире? Или все мифы уже преодолены?

 

- Может быть, существует еще такое мнение, что в советское время Церковь Московской Патриархии сотрудничала с режимом и потеряла доверие у народа из-за этого. Я слышал такие мнения особенно в Германии. Но это говорят обычно люди, которые непосредственно не соприкасались с жизнью православных. На Западе у каждого свое мнение, и каждый желает опубликовать его. Но мысли, которые звучали раньше, что православные - христиане второго сорта, не посещают храм, что у них только внешняя набожность, уже не слышны в католическом мире.

 

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы православно-католического диалога в современном секулярном мире?

 

- Мне кажется, что это больше всего зависит от православных, насколько православные готовы вступить в такой диалог с католиками. Правда, у Католической Церкви есть некоторые пункты, которые она очень не хочет уступать, особенно примат власти Папы и нравственное богословие. В этих пунктах Католическая Церковь даже сегодня не хочет уступать. Это усложняет диалог с православными. Было бы желательно, по моему личному мнению, вернуться к состоянию отношений первого тысячелетия, когда власть папства так не подчеркивалась. Конечно, желательно вернуться к нейтралитету. Но я не могу говорить за всю Католическую Церковь и за Ватикан.

 

- Справедливо ли утверждение, что у восточного и западного христианства существуют общие вызовы современности, связанные с агрессивным антиклерикализмом светского мира? Станут ли эти вызовы фактором сближения перед лицом общих угроз?

 

- ??Конечно, существуют. Я не знаю, насколько в догматике, но в отношениях социальных тенденция к сближению будет усиливаться. Ваш Святейший Патриарх уже проявил добрую волю в этом отношении. Мне кажется, нынешний Папа более открыт к диалогу с православными, чем его предшественник. Он как европеец глубоко осознал значение секуляризации в современном мире и хотел бы развивать хорошие отношения между православными и католиками.

 

- Отец Константин, какова, по Вашему мнению, мера сближения? Какая форма близости является уже недопустимой? Одно дело образовательные, культурные и социальные контакты, другое дело молитвенное и евхаристическое общение. Есть ли границы, предел сближения?

 

- Конечно, есть границы. Мне кажется, хотя это мое личное мнение, что сегодня в нашем современном мире идея усиленного соединения потеряла уже смысл. Даже страны хотят самостоятельности, и каждый хочет быть самостоятельным человеком. Зачем заставлять православных принимать догматы Католической Церкви? Я не вижу причины. Православные после трудных лет гонений на Церковь должны осуществить свою идентичность, развиваться на своей почве.

 

- Насколько объективна потребность Православной и Католической Церквей к взаимосближению или все-таки это инициатива отдельно взятых личностей, как митрополит Никодим (Ротов) или ректор католического колледжа Руссикум Пол Майо, о котором Вы сегодня подробно рассказали?

 

- Я бы не сказал, что это политика частных лиц. Пол Майо представлял общее мнение Католической Церкви того времени. Он ощущал себя только как инструмент, исполнитель воли Ватикана. Что касается митрополита Никодима (Ротова), мне кажется, в это время было более открытое отношение к католикам, чем сразу после перестройки. Причины тому разные, в том числе развитие униатства на Западной Украине. Я знаю, что покойный Патриарх был очень оскорблен этим феноменом.

 

- Считаете ли Вы, что папская униональная политика дискредитировала себя? Дайте, пожалуйста, свою личную оценку унии.

 

- Уния, мы уже признаем, это не средство единения. Уния совсем дискредитирована как средство единения. Те, кто идут по этому направлению, идут против воли Святейшего отца и Ватикана.

 

- Отец Константин, областью Ваших научных интересов является история Русской Церкви, а на какой конкретно теме или периоде Вы специализируетесь?

 

- Я преподаю разные курсы введения в историю всех славянских церквей (Сербская, Румынская и т.д.), спецкурс по дореволюционной истории Русской Православной Церкви.

 

- Вы блестяще владеете русским языком. Много ли вам потребовалось времени и усилий его освоить?

 

- Я вообще самостоятельно занимался русским языком. С бабушкой я говорил по-украински. А с украинского можно легко перейти на русский. Это нетрудно. Потом я стал заниматься русской литературой. Я очень много читал.

 

- А каковы Ваши предпочтения в русскоязычной литературе?

 

- Гоголь.

 

- Какие международные образовательные проекты реализует Папский Восточный Институт?

 

- У нас сейчас очень живой проект сотрудничества с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в Москве. Я и другие профессора всегда участвуем в совместных симпозиумах. В прошлом году у нас был симпозиум про Толстого, а в этом году о примате папства. Желательно было бы развивать такое сотрудничество и с Санкт-Петербургской православной духовной академией. Я вижу здесь глубокую открытость. Я глубоко потрясен тем, как ваша академия хорошо развивается. Все студенты воспитаны. Я всегда говорил, что ваши православные студенты в Риме особенно отличаются от католиков воспитанием. У нас, у католиков, сейчас нет такого хорошего уровня воспитания, как у вас. Это большое обогащение для нашего института, когда православные посылают своих студентов учиться к нам.

 

https://pstgu.ru/news...10/10/20/25052/

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я помню, как он приезжал к нам в Санкт-Петербургскую духовную академию с лекцией.

 

Все помнят <_< . Я, кажется, даже переводил какие-то самые яркие места этого интервью, чтобы представить их в Конгрегацию Восточных Церквей. Не могу сказать, правда, были они в итоге отправлены или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне самому некоторые его высказывания показались тогда странными как для католика.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не то слово. А еще эта способность вещать от имени Святого Отца и Ватикана!..
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жалко, что этого козла вовремя не отлучили.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я слушал его лекцию в Свято-Тихоновский университет в Москве.Запись лекции Симон запретил.

И только после его визита в Санкт-Петербургскую духовную академию, благодаря интервью. Una Voce Rusia направило письмо в Конгрегацию Восточных Церквей. В ответ мы получили стандартное уведомление, что письмо получено.

 

Вот все и решилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1 Ин. 2, 19).
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Реакция у вас, братие, какая-то нервная и неадекватная, имхо. Он же не в сатанисты подался.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он же не в сатанисты подался.

 

А православные что у вас нелюди? вам их совсем не жалко?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А православные что у вас нелюди? вам их совсем не жалко?

 

Дык он теперь будет таким фруктом на древе Православия...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чин "присоединения к православию" над ним совершил архиепископ Петергофский Амвросий.

А на сайте академии об этом есть новость? Я сходу не нашел. Когда это произошло?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Дык он теперь будет таким фруктом на древе Православия...

 

То-то таким фруктам на древе Православия "Русская народная линия" и "Аntipapism" будут рады :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То-то таким фруктам на древе Православия "Русская народная линия" и "Аntipapism" будут рады :)

 

Дорогой Дрогон, а Вам не все равно, чему будет рада "Русская народная линия"? Свинья всегда грязь найдет, особенно сейчас...Очень многие из нас в процессе духовных поисков переходили в другую церковь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самые яркие, на мой взгляд, фрагменты из интервью:

— Вопрос о богослужении византийского обряда: возможно ли со всей мерой искренности и акривии совместить католицизм и восточный обряд? Ведь догматика, учение о Церкви, богослужебный чин, церковное искусство развиваются параллельно друг другу, в совокупности, и нет ли тут лично для Вас противоречия – в принятия догматики католической, а обряда православного?

— Знаете, раньше я служил в Руссикуме по восточному обряду. Но потом я убедился, что в Руссикуме нет того духа, который есть у православных. Один мой польский друг, который живет в Риме, несколько лет тому назад гулял по Городу и случайно заглянул в православный храм. И говорит мне: «Ну что ты ходишь всегда в Руссикум?» – «Потому что там служат по византийскому обряду» – «Но там все чужое. Там нет чувства намоленности. Там не прикладываются к иконам. Там сидят во время службы. А в православном храме в Риме делают поклоны, стоят на коленях, и в сердцах верующих откликается каждое произнесенное в алтаре слово…». И я стал ходить в православные храмы Рима. В православном храме есть ощущение присутствия Бога. В Руссикуме холодная среда, а в православных храмах все тепло. Вот разница! Хотя в Руссикуме всегда старались копировать атмосферу православного храма!

Все-таки мне кажется, что «русская католическая идея» (не надо преувеличивать ее масштабов, разумеется!) не удалась. Скопировав внешние приметы русского богослужения, они не смогли схватить того, что внутри – духа православия. И в этом, вероятно, и заключается ошибка «русской католической идеи». (...)

— Еще одна тема, затронутая в Вашей монографии– это тема русских католиков. Мало кто знает, что среди видных русских аристократических семей– Волконских, Голицыных, Барятинских, Батурлиных, Толстых были католики и сочувствующие католичеству. Я предполагаю, что их убеждения были серьезными, т.к. по законам Российского государства переход русских из православия в католицизм был запрещён. К примеру, князь М. А. Голицын, тайно принявший католичество при Анне Иоанновне, не был ни казнен, ни сослан, но, после допроса в тайной канцелярии, социальное уничтожен– обращен в шуты. Его участие в качестве главного действующего лица в придворной шутовской свадьбе, устроенной в «Ледяном доме», наглядно показали окружающим отношение двора к подобным идеологическим исканиям. Священник Алексей Зерчанинов в начале XX века отсидел каторгу за переход в католичество… Что этих людей приводило в католицизм?

— Я бы назвал две причины: протест против государственной Церкви, а еще важнее – связь с западной культурой, потому что они обычно воспитывались в западном духе. Большинство из них не хотели восточного обряда, они стремились к латинскому обряду как к обряду Запада, к обряду западной культуры. Им Запад был ближе, чем русская культура. Потом у многих аристократов было очень (мне не совсем ясно, почему) отрицательное мнение о православии и православном богослужении. Почему это так – это и исторический вопрос, и личный вопрос каждого из них.

Иезуитом стал Гагарин. Он никогда не проявлял желания служить по восточному обряду. Когда он появился как иезуит на Западе, у него были все отличия западного иезуита. Он даже не выглядел, как православный или русский человек, но – как настоящий француз, потому что работал до этого государственным деятелем на Западе и чувствовал себя намного ближе западной культуре. Хотя у Гагарина была очень странная смесь – он всегда защищал русскую политику не по поводу католицизма, но по поводу польского вопроса, отстаивая русскую позицию в этой борьбе. Он всегда защищал Россию от поляков, хотя они были для него «свои» (принадлежали к одной конфессии).

Или Голицын. Он стал миссионером в Америке и тоже чувствовал себя намного ближе ко всему западному, чем к восточному. Я цитирую в своей книге известного русского богослова отца Сергия Булгакова. Когда тот попал в Константинополь после революции и увидел греческое духовенство, он сказал: «Я таких не знаю. Мне намного ближе католическое духовенство, чем они». И даже сравнил их с исламскими муфтиями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам не все равно

 

Нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там сидят во время службы. А в православном храме в Риме делают поклоны, стоят на коленях, и в сердцах верующих откликается каждое произнесенное в алтаре слово…

 

Он не в курсе, что В православных храмах Элладской, Румынской, Антиохийской, Американской и других ПЦ тоже есть скамейки и они тоже сидят?

Такой аргумент как наличие-отсутствие скамеек в качестве выбора конфессии услышать не от юной девчонки или деревенской старушки, а от священника и монаха, а тем более проректора Папского института - по меньшей мере странно.

 

А насчет отклика каждого слова знаем - "я крокодила пред тобою" и подобные перлы...

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я преподаю разные курсы введения в историю всех славянских церквей (Сербская, Румынская и т.д.)

 

Вот румыны удивятся

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в принципе, Румынская Церковь может быть отнесена к славянской "подсемье". Богослужебным языком у румын был церковнославянский до начала XVIII века (когда его стали заменять греческим, в угоду князьям - турецким ставленникам, назначаемым султаном из числа фанариотов).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда не было Румынской ПЦ. Были Молдавская и Валашская - обе под омофором Константинополя.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, это формальности. Так можно сказать, что и Болгарской не было, и Сербской.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он не в курсе, что В православных храмах Элладской, Румынской, Антиохийской, Американской и других ПЦ тоже есть скамейки и они тоже сидят?

Может, когда узнает, в какие-нибудь старообрядцы подастся.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скамейки, вернее, отсутствие их, тут ни при чем. Ему стала близкой русская православная духовность. Это видно по его высказываниях. В общем, русофильская составляющая сыграла главную роль, как мне думается. Я тоже сначала возревновала. Но в конце концов, это его личный выбор.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[Может, когда узнает, в какие-нибудь старообрядцы подастся.

 

Какие, нафиг, старообрядцы, с его либерально-протестантизмом? "Русская народная линия", "Аntipapism" и какой-нибудь Антимодернизм.ру давно записали его в моденрюги. Ох, попади он в им лапы..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...