Перейти к содержанию

Один из смертных грехов


Amtaro
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Почему Церковь считает пропуск без уважительной причины воскресной Мессы смертным грехом? Казалось бы - ну ладно, проспал, решил отдохнуть, съездить на рыбалку, просто отоспаться. Что тут такого? Ведь это не отречение от Христа, не убийство, не блуд, не воровство. Почему же Церковь решила, что пропуском без уважительной причины воскресного богослужения человек наносит своей душе такой сильный вред, что выводит его из состояния благодати?

Во-первых потому, что человек предпочитает нечто иное Христу, Который пролил за Него кровь и Который дал заповедь вкушать Его Тело и пить Его кровь для приобретения вечной жизни. Если у человека есть нечто важнее вечной жизни - то пока человек недостоин вечной жизни. Церковь не раздаёт свои Дары всем направо и налево, а лишь своим членам и тем, кто действительно хочет этих Даров. Если человек безразличен к Жертве Христа и предпочитает Ей нечто иное, то такое предпочтение уже выводит человека из состояния благодати. Это - строго говоря, начало измены.

И во-вторых - потому, что с пропуска воскресной службы часто начинается отпадение человека от Церкви. Не надо думать, что враг рода человеческого дремлет и не воздействует на нас. Одного из его главнейших устремлений - отвратить человека от Дома Божьего. Он будет постоянно внушать мысли о ненужности службы, о срочных делах в воскресенье, будет всячески приучать христианина к пропуску церкви пока тот не привыкнет. А когда привыкнет - то , собственно, дьявольская цель достигнута. Человек выкинул сам себя из корабля спасения. Он сам лишил себя спасительных средств. И теперь он может совершить любой грех, который не будет раскаян, ибо человек сам себя лишил возможности тАинственного покаяния.

 

Я открыл эту тему потому, что такие вопросы периодически возникают у людей, недавно приобщившихся Церкви. Некоторые на время остывают от храма, думая, что первоначальный жар неофита должен продолжаться всю жизнь. Это не так, но они хотят тех же ощущений, которе испытывали сразу после обращения. И не получая ощущений, охладевают и надолго уходят из Церкви. Иные на кого-то в храме обижаются и тоже перестают ходить в церковь. У третьих постоянно находятся срочнейшие дела в воскресенье с 10 до 12, у четвёртых иные мотивы. А результат один - человек теряет Царствие Божие, которое есть Церковь по учению святых отцов. И иной раз навсегда.

Да не будет ни с кем из нас ничего подобного!

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 70
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Да, вопрос насущный, и часто болезненный. Что считать уважительной причиной пропустить воскресную Мессу? Было время, когда я посещала храм каждый день, потому что работала недалеко. Сейчас не всегда получается по многим причинам: недомогания, добираться неблизко, а средств иногда нет. Или внуков не на кого оставить, потому что их родители на работе. Жду, пока достроят храм в Адлере, тогда можно будет ходить пешком на каждую Мессу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что главный водораздел - хочет человек быть в храме на службе, или нет. А причины, указанные тобой, Наташа, по-моему, вполне уважительные.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я пришла к выводу, что для нашего настоятеля единственная уважительная причина пропуска воскресной Мессы - если ты умер :)

В редких случаях - болезнь.

Причем, участие в субботней вечерней Мессе (которая считается воскресной), если в воскресенье ты решил пройтись по магазинам/в гости/ на пикник/ море/ дача - тоже не считается. Он убежден, что все эти дела можно сделать после Мессы :) и субботняя Месса - это только для экстраординарных случаев, а не потому что я в воскресенье занят. "Для всего остального находишь время, а для Бога нет".

Поэтому иногда приходится идти на исповедь только с этим - не была в воскресенье на Мессе. И когда начинаешь говорить это вслух, то причины, по которым отсутствовала, выглядят как "отмазка".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, мнение вашего настоятеля относительно субботней вечерней Мессы - весьма экстраординарно, Люси. :) Эта Месса целиком воскресная и полностью заменяет утреннюю Мессу. Так что я бы на вашем месте не стал заморачиваться и исповедоваться в том, что не является грехом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я и не заморачиваюсь уже :) Это поначалу у нас было с ним недопонимание по этому вопросу.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому иногда приходится идти на исповедь только с этим - не была в воскресенье на Мессе.

Надо быть честной :) В субботу-то я тоже не была. Поэтому - исповедь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя в последний раз я вообще не поняла. Я отсутствовала в городе. В другом городе есть приход. Я даже была там, но в субботу вечером у них не было Мессы (была только утром в10-30 молитва за усопших - из объявления на дверях). В воскресенье - также в 10-30 молитва за усопших. В 11-00 какая-то встреча, и еще одна после обеда. Я даже удивилась, что не было Мессы в расписании. К себе я вернулась в 18-30, пока бы добежала до храма, Месса уже закончилась (вечером в воскресенье Месса в 18-00). На что мне было сказано - ну и что? Надо было все равно прийти. Я вот думаю - в чем смысл? Ведь на Мессу я не попала бы в любом случае, а прийти в возможно уже закрытый храм после дороги мне не хотелось. Вот такие вот дела. Что на это скажете, Амтаро?

Просто это напоминает мне формальность. Надо и все. А формально я не хочу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот до сих пор не понимаю, почему это смертный грех. Что грех вообще, понятно. Почему сразу смертный-то?

Сразу скажу, что хожу всегда, даже больная, за 6 лет пропустила "обязательную" Мессу раза четыре, по-моему, и не потому, конечно, что не хотела идти... Ну у меня и возможностей больше, семьи нет, болезни переношу легко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот до сих пор не понимаю, почему это смертный грех. Что грех вообще, понятно. Почему сразу смертный-то?

А тут все просто. Вы бы сознательно и добровольно нарушили заповедь, которую Церковь считает крайне важной и прямо предписывает ее соблюдение: "В воскресенье, а также по другим заповеданным праздникам верные обязаны участвовать в Мессе".

 

Серьезность греха тут образуется вследствие открытого презрения к церковным установлениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут все просто. Вы бы сознательно и добровольно нарушили заповедь, которую Церковь считает крайне важной и прямо предписывает ее соблюдение: "В воскресенье, а также по другим заповеданным праздникам верные обязаны участвовать в Мессе".

 

Серьезность греха тут образуется вследствие открытого презрения к церковным установлениям.

 

Не могу согласиться с таким обяснением.

Тяжесть греха определяется соответствием или несоответствием церковному правилу? Но почему Церковь приняла строгое правило именно по этому поводу, а не по другим? Церковь установила строгое правило потому, что счимтает этот грех достаточно серьёзным. Т.е. первична здесь тяжесть греха, наличие/отсутствие правила здесь вторично, оно только информирует нас о тяжести греха. Теоретически должно быть так.

 

Или Вы думаете, что всё дело в принятом правиле, и здесь уместна отсылка к цитате про неудобоносимые бремена? :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что грех вообще, понятно. Почему сразу смертный-то?

 

Тут можно зайти с другой стороны. Какой грех мы называем смертным? Тот, после которого обязательно исповедаться. После пропуска воскресной Мессы нужно исповедаться. Потому и смертный :).

 

Во всяком случае глазами православного это выглядело так :). У православных исповедь - обязательное условие допуска к причастию для мирян что бы там ни было, хоть ты на коленях простоял всю неделю. (Священников это не касается, т.е. изначальная традиция Церкви сохраняется и у православных, но только применительно к священникам, не к мирянам.) Ну и вот, на взгляд православного ситуация выглядела так: у католиков могут причащаться без исповеди те, кто ходит каждое воскресение, не пропускает. Для таких сделано исключение, они освобождены от обязательной исповеди каждый раз, как священники. А остальные - как у нас (православных) :).

 

Если посмотреть на ситуацию под этим углом, вопрос о тяжести греха вообще снимается :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или Вы думаете, что всё дело в принятом правиле, и здесь уместна отсылка к цитате про неудобоносимые бремена? :)

Да, я думаю, что дело в принятом правиле ("грех становится крайне грешен посредством заповеди"). Дело в том, что заповедь обязательного ежевоскресного посещения Мессы - это именно церковная заповедь. Она согласуется с заповедью о почитании дня Господнего, но является отдельной и непосредственно не входит в число 10 заповедей.

 

Понятно, что нарушение любой Божественной или церковной заповеди является грехом, но тут важен вопрос - смертным или простительным. Если я правильно помню, до издания Кодекса 1917 г. обязанность присутствия на каждой воскресной Мессе эксплицитно не проговаривалась. И только с принятием соответствующей нормы возникло и строгое обязательство.

 

Сейчас я с ходу не назову работы канонистов, где я об этом читал. Может, найду потом.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас я с ходу не назову работы канонистов, где я об этом читал. может, найду потом.

 

Ну тогда здесь лучше смотреть под тем углом зрения, о котором я сказал в следующем посте. Это позволит снять вопрос о тяжести греха и свести всё к чистой дисциплине. Также мы уходим от необходимости отвечать на цитату о неудобоносимых бременах.

 

Нет, я всей душой за дисциплину, честное слово. Но мысль о том, что тяжесть греха определяется каноном, а не наоборот, мне трудно принять на уровне подхода. Такой подход сам нуждается в обоснованиях, и я боюсь, что обоснавать его будет непросто.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также мы уходим от необходимости отвечать на цитату о неудобоносимых бременах.

А я честно, говоря, ее не понял. То есть что неудобоносимое имеется в виду. Заповедь, повелевающую оторвать зад от дивана и ступать в церковь ведь нельзя считать неудобоносимой только на том основании, что заду этого не хочется.

Нет, я всей душой за дисциплину, честное слово. Но мысль о том, что тяжесть греха определяется каноном, а не наоборот, мне трудно принять на уровне подхода. Такой подход сам нуждается в обоснованиях, и я боюсь, что обоснавать его будет непросто.

По-моему, это как раз элементарный подход. 100 лет назад, сознательно ради удовльствия плотно покушав в один из рядовых постных дней, вы совершили бы смертный грех. Сейчас можно было бы говорить, максимум, о простительном грехе. Изменился только канон, но вслед за ним изменилась и кваливикация греха.

 

Если сылка на канон кажется сухой, то достаточно, на мой взгляд иметь в виду, что следование канону - послушание Церкви и наоборот. Т.е. на самом деле вопрос находится исключительно в моральной, а не канонической плоскости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если сылка на канон кажется сухой, то достаточно, на мой взгляд иметь в виду, что следование канону - послушание Церкви и наоборот. Т.е. на самом деле вопрос находится исключительно в моральной, а не канонической плоскости.

 

Послушание Церкви является безусловным благом, но не думаю, что этот вопрос может находится в моральной плоскости - Церковь не есть нечто внешнее по отношению к нам.

 

Чем-то внешним по отношению к нам можно считать церковных канонистов, наши отношения с ними лежат в моральной плоскости. Но тут Ваш подход снова нуждается в обоснованиях :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понял почти ничего. На суждения канонистов (по памяти) я сослался для выяснения вопроса, когда установлено соответствующее строгое обязательство.

 

Но обязательство, поститься ли в определенные дни или посещать церковь по воскресеньям каждый раз и непременно, устанавливают не канонисты, а церковные власти.

 

Остальное, повторю, просто не понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему Церковь считает пропуск без уважительной причины воскресной Мессы смертным грехом?

Ну вот нормальный ответ.Большое спасибо.Еще можно на 6 главу Иоанна сослаться.

А то раньше все какие то натянутые иудействующие аргументы от католиков слышал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно помню, до издания Кодекса 1917 г. обязанность присутствия на каждой воскресной Мессе эксплицитно не проговаривалась. И только с принятием соответствующей нормы возникло и строгое обязательство.

Уточнил: впервые каноническая норма об обязательном посещении церкви в воскресный день, действительно, была введена на общецерковном уровне Кодексом 1917 г.

 

Но обязательное к принятию учение о том, что пропуск без уважительной причины воскресной Мессы является смертным грехом четко было сформулировано значительно раньше - Папой Иннокентием XI.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, это как раз элементарный подход. 100 лет назад, сознательно ради удовльствия плотно покушав в один из рядовых постных дней, вы совершили бы смертный грех. Сейчас можно было бы говорить, максимум, о простительном грехе.

Пардон. Однократное нарушение поста было смертным грехом?

 

Вообще, конечно, да. Если бы случаев, когда нарушение церковной нормы рассматривалось как смертный грех, было больше, правило об участии в воскресной Мессе под страхом смертного греха не выглядело бы так странно.

Вспомнилось ещё правило пятничного поста. Я помню, какой холивар вызвал на старом форуме вопрос о тяжести его нарушения, и не призываю к этому холивару возвращаться :). Но такое чувство, что большинство верующих, и священников тоже, не считают смертным грехом нарушение пятничного поста. Видимо, всё-таки по-человечески сложно принять, что за простое нарушение какой-то дисциплинарной нормы отправляют в ад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что на это скажете, Амтаро?

Просто это напоминает мне формальность.

Согласен. Повторю, что я бы не исповедовался в таких случаях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но такое чувство, что большинство верующих, и священников тоже, не считают смертным грехом нарушение пятничного поста. Видимо, всё-таки по-человечески сложно принять, что за простое нарушение какой-то дисциплинарной нормы отправляют в ад.

Ну, учитывая, что в большинстве епархий конференции епископов отменили обязательность физического поста в пятницу, естественно, это не есть смертный грех.

С посещением Мессы нечто иное - то, о чём я писал в старттопике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я читала старттопик :). Просто я не совсем согласна.

Конечно, вся аргументация верна, но в своей первой части она соответствует любой Мессе, даже будничной, однако у католика нет обязанности предпочитать будничную Мессу всем своим делам :). А во второй части она соответствует любому греху, в том числе и простительному. Понятно, что если я буду всё время пропускать вечернюю молитву, то скоро привыкну совсем не молиться, но это не значит, что пропуск вечерней молитвы смертный грех. Сам по себе он вообще не грех. Эта аргументация очень хорошо иллюстрирует важность заповеди о посещении Мессы в целом, но не объясняет, по крайней мере для меня, почему грех неучастия в воскресной Мессе - смертный.

А стараясь быть честной, я и другому это объяснить не могу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, Маришкин. Постараюсь объяснить подробнее.

Воскресная Месса - та Месса, которую пропускать нельзя. Ибо участвуя в Ней мы участвуем в Воскресении Христовом, в Его Распятии, в Его спасительном подвиге. Воскресная Месса - это главная Месса недели. Раньше, в первые века, собственно, только и служилась воскресная Евхаристия. Будние евхаристии стали служиться, по мнению ряда литургистов и историков, довольно рано, но позднее воскресной. И они не являлись обязательными для всей общины. А воскресная Евхаристия , помимо своего сакрального и спасительного значения, есть ещё и соблюдения заповеди Господней о дне покоя. Один день в неделю обязательно должен быть посвящён Господу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слушайте, уважаемые :) благодаря вам я улучшаю свою духовную жизнь, честное благородное!

Ведь полезла таки в Катехизис, чтобы прочитать про третью заповедь.

 

 

Обязанность почитания воскресенья

 

Заповедь Церкви определяет и уточняет Закон Господень: "В воскресенье и в другие дни предписанных праздников верные обязаны участвовать в Святой Мессе. Тот выполняет обязательство участия в Святой Мессе, кто участвует в ней там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером".

2180

Воскресная Евхаристия - основа и утверждение всей христианской жизни в вере. Поэтому верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник снял с них обязательство. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех.

2181

Участие в общем совершении воскресной Евхаристии - это свидетельство принадлежности и верности Христу и Его Церкви. Верные подтверждают так свое общение в вере и любви. Они вместе свидетельствуют о святости Бога и о своей надежде на Спасение. Они поддерживают друг друга под водительством Святого Духа.

2182

"Если из-за отсутствия священнослужителя или по какой-либо другой серьезной причине участие в совершении Евхаристии невозможно, верным настоятельно рекомендуется участвовать в литургии Слова, если таковая совершается в приходской церкви или в другом освященном месте, согласно распоряжению епархиального епископа, или же посвятить приличествующее время молитве, в одиночку или в семейном кругу, или же, если это возможно, в собрании нескольких семей".

2183

 

Амтаро, Вы Катехизис, наверное, на память знаете?

Еще мне не понятно следующее - если их священник снял с них обязательство.

 

т.е. нужно какое-то специальное разрешение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...