Перейти к содержанию

О Мытарствах, Отцах Церкви и, собственно, Церкви


Sandra889
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Митрополит Макарий (Булгаков) был живой энциклопедией Восточных Отцов Церкви. Лично для меня достаточно одного только его признания учения о мытарствах Апостольским Преданием. А русскоязычные католики (обычно это конвертиты из православия) и интеллектуалы из православия (на форуме Слово) излишне доверяют протодьякону Андрею Кураеву, который мытарства не признаёт. Ну и напрасно.

Ну мы читали митрополита. Серафима Роуза тоже читали.

 

Окромя их читали православные же материалы (и это не один Кураев, который единственно упирает на баснословность жития Василия Нового), где ведущие фрагменты, якобы, свидетельствующие в пользу "мифа о мытарствах", объявляются позднейшими псевдоотеческими сочинениями.

 

Вы, кстати, вообще пока непонятно что доказываете. Что вообще есть "мытарства" в Вашем изложении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор о словах какой-то. Если душа не прошла мытарства, то значит она не прошла испытание огнём. Можно сказать, что она не проходила Чистилище, а шла в ад через мытарства. А если душа прошла испытание огнём, пострадав из-за простительных грехов, а потом попала в рай, то можно сказать, что она была в Чистилище. Какая разница как назвать среднее состояние перехода?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор о словах какой-то. Если душа не прошла мытарства, то значит она не прошла испытание огнём.

Знаете, пока это "если душа не прошла неизвестно что..."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только я не понимаю, зачем вообще искать подтверждения гипотезе о мытарствах, когда есть догмат о Чистилище?

Действительно, зачем вообще что-то искать, когда есть догмат. Roma locuta, causa finita... ^_^

 

Нет уж, спасибо. Меня полностью устраивает вариант суда, на котором будут двое - Он и моя совесть. Если заслужу ад, то исключительно своей виной, а не тем, что обо мне все забыли. На мой дилетантский взгляд, предпочитать вере в Чистилище православную концепцию посмертной судьбы - это мазохизм какой-то.

Наоборот. Предполагать, что молитвы других людей могут спасти меня от ада - это значит оставлять дополнительный шанс для моей совести. Реальный частный суд, подозреваю, будет не так забавен, как виртуальные мытарства. Если бы кто-то считал, что молитвы других людей могут ввергнуть в ад, тогда было бы так, как вы говорите.

Собственно, как раз спасительность молитв других людей никто не отрицает - более того, мы регулярно просим святых о молитве за нас. Однако господствующее мнение в Католической Церкви (насколько я понимаю, более-менее логически выводимое из догматов) таково, что судьба человека решается в момент смерти, и после этого момента никто не может изменить его судьбу. Однако что из себя представляет этот момент, и сколько он продлится в объективном или субъективном времени, видимо, не очень понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут дело не в том, что предпочитать, а что Истина...

Не как мы думаем (ибо мы можем заблуждаться), а как на самом деле!

В этом существенная разница.

 

Из историй людей, переживших (клиническую) смерть, в т.числе и из Предания (история воина Таксиота, например) следует, что, по крайней мере, нечто похожее на мытарства существует.

 

Лично я ещёне понимаю, как мытарства исключают Чистилище. Может быть ведь и то и то.

 

В общем, главное, наверное, уповать на Бога, молиться, в т.числе после смерти, и понимать, что своими делами не оправдаемся, но только милосердием Божьим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот. Предполагать, что молитвы других людей могут спасти меня от ада - это значит оставлять дополнительный шанс для моей совести.

 

В моем примере двое грешили одинаково, но в ад пошел только один, потому что за второго после смерти молились, а за него нет. Это справедливо?

 

Тут дело не в том, что предпочитать, а что Истина...

Не как мы думаем (ибо мы можем заблуждаться), а как на самом деле!

 

Истина в догмате. Вопросы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марина, а почему ты говоришь только о молитвах других людей? Здесь меня сейчас забросают помидорами :), но я верю истории Икскуля, где его - полуагностика с неисповеданными грехами - на мытарстве спасла молитва к Богородице. Кстати, он потом монахом стал.

 

Имхо, как я понимаю, губительно надеяться на оправдание собственными добрыми делами. Фишка, наверное, в том, чтоб человек на мгновение позабыл о Боге, либо уповая на свои добрые дела либо, наоборот, отчаявшись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марина, а почему ты говоришь только о молитвах других людей? Здесь меня сейчас забросают помидорами :), но я верю истории Икскуля, где его - полуагностика с неисповеданными грехами - на мытарстве спасла молитва к Богородице. Кстати, он потом монахом стал.

 

Имхо, как я понимаю, губительно надеяться на оправдание собственными добрыми делами. Фишка, наверное, в том, чтоб человек на мгновение позабыл о Боге, либо уповая на свои добрые дела либо, наоборот, отчаявшись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос: как догмат о Чистилище отвергает мытарства? И кто сказал, что с мытарств за "недоискупленные" грехи загрести могут не в Чистилище?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос: как догмат о Чистилище отвергает мытарства?

Сандра, а Вы-то можете сказать: что такое мытарства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне понравилось то, что говорил священник Даниил Сысоев: "Для меня все высказывания о. Андрея и его сторонников против мытарств - пустой звук просто потому, что я своими собственными глазами видел как демоны реально атакуют умирающих христиан. Любое слово спорит со словом, но кто опровергнет жизнь?"

 

Я ему верю. Душа, выходя из тела, видит не пустой коридор, в конце которого её встречает улыбающийся добренький Иисус с распростёртыми объятиями, а кучу демонов, которые сделают всё, чтобы не дать душе взойти на Небо. А Иисус, будучи правосудным Богом, может им это позволить, если есть за что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мытарства - это aerial toll-houses, воздушные "таможни", "заставы" на пути к Небу, находящиеся в "нейтральном пространстве", и не на Небе, но и не в аду, а где-то "посередине", по дороге снизу вверх. На этом пути и на этих "таможнях" на душу посягают демоны (они имеют право там появляться, поскольку это "нейтральное пространство", для всех), пытаясь припомнить все её грехи, в особенности неисповеданные, заставить отчаяться, ЗАБЫТЬ О БОЖЬЕМ МИЛОСЕРДИИ и всеми правдами и неправдами её заполучить. "Мешают" им в этом сопровождающие душу в пути на Небо Ангелы, но они лишь могут припомнить добрые дела в ответ на обвинения. Если таковых не хватает, Ангелы бессильны и спасти душу может только вопль к Богу (её собственная молитва или чья-то за неё).

Как я понимаю.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ МОМЕНТ: могут ли на "мытарстве" загрести не в ад, а в Чистилище? Думаю, что могут. И что, скорее всего, так оно и может быть (ИМХО, моё ИМХО, прости, Господи).

 

З.Ы. Впрочем, у меня вообще специфический взгляд, точнее, надежда на всё это, что Господь всемогущ и помиловать может даже не из Чистилища, а и из ада. Очень в это верю и надеюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В моем примере двое грешили одинаково, но в ад пошел только один, потому что за второго после смерти молились, а за него нет. Это справедливо?

Нет. Вообще что кто-то пошёл в рай - это несправедливо. Вдвойне несправедливо, если не только Адамово непослушание унаследовал, но и сам своей волей порядочно наследил. А это мы все не упустим.

Я так думаю, что молящиеся близкие - это бонус. Ну если у кого-то богатые близкие, вы же не возмущаетесь. А тут то же самое, но в духовном плане. Справедливо, несправедливо, это жизнь :).

 

Марина, а почему ты говоришь только о молитвах других людей? Здесь меня сейчас забросают помидорами :), но я верю истории Икскуля, где его - полуагностика с неисповеданными грехами - на мытарстве спасла молитва к Богородице. Кстати, он потом монахом стал.

А то Богородица не человек :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мытарства - это aerial toll-houses, воздушные "таможни", "заставы" на пути к Небу, находящиеся в "нейтральном пространстве", и не на Небе, но и не в аду, а где-то "посередине", по дороге снизу вверх. На этом пути и на этих "таможнях" на душу посягают демоны (они имеют право там появляться, поскольку это "нейтральное пространство", для всех), пытаясь припомнить все её грехи, в особенности неисповеданные, заставить отчаяться, ЗАБЫТЬ О БОЖЬЕМ МИЛОСЕРДИИ и всеми правдами и неправдами её заполучить.

 

... Если таковых не хватает, Ангелы бессильны и спасти душу может только вопль к Богу (её собственная молитва или чья-то за неё).

Как я понимаю.

А Вам, простите, нигде не говорили, что после смерти невозможно грешить, равно и совершать дела спасения?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А причём тут грешить после смерти? На мытарствах вспоминают грехи (и добрые дела) ДО неё.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А причём тут грешить после смерти? На мытарствах вспоминают грехи (и добрые дела) ДО неё.

А это что: "пытаясь припомнить все её грехи, в особенности неисповеданные, заставить отчаяться, ЗАБЫТЬ О БОЖЬЕМ МИЛОСЕРДИИ..."

 

"Если таковых не хватает, Ангелы бессильны и спасти душу может только вопль к Богу"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так думаю, что молящиеся близкие - это бонус. Ну если у кого-то богатые близкие, вы же не возмущаетесь. А тут то же самое, но в духовном плане. Справедливо, несправедливо, это жизнь :).

 

Вы меня не слышите. Речь не о разных сроках пребывания в Чистилище. Двое умерли, имея на совести по смертному греху. Их судьба не может различаться в зависимости от молящихся близких.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максиму Булаве:

ну, это моя вольная интерпретация. Просто я верю, что Бог может спасти всегда и везде. Даже вопреки всему.

 

Наверное, правильнее было бы написать не "вопль к Богу", а только - Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максиму Булаве:

ну, это моя вольная интерпретация. Просто я верю, что Бог может спасти всегда и везде. Даже вопреки всему.

 

Наверное, правильнее было бы написать не "вопль к Богу", а только - Бог.

ОК, значит, мы забываем, что вы перед этим написали.

 

Тогда тот же вопрос: что такое мытарства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы меня не слышите. Речь не о разных сроках пребывания в Чистилище. Двое умерли, имея на совести по смертному греху. Их судьба не может различаться в зависимости от молящихся близких.

Конечно, не слышу, я вас читаю. Если вы обратили внимание, я уже оговорила специфику католического подхода к вопросу о моменте решения посмертной участи. Давайте вынесем временно за скобки проблему протяжённости и событийного содержания этого момента, если трудно.

Тем не менее, никто не отрицает, что молитвы других людей (в том числе и особенно родственников) могут изменить посмертную судьбу человека до этого момента. Сподвигнуть его к покаянию, например. С точки зрения справедливости, как её описали вы, никакой особой разницы между посмертным вмешательством родственников в его судьбу и предсмертным нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джони, но ведь почему-то в Литании за усопших есть просьба "прежде всего за тех, кого никто уже не поминает". И если Церковь молится и призывает молиться об усопших, значит, в этом есть смысл (надежда)? Иначе какой смысл был бы в молитве, если участь на 10000%... решается независимо от неё?..
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем не менее, никто не отрицает, что молитвы других людей (в том числе и особенно родственников) могут изменить посмертную судьбу человека до этого момента.

 

Сподвигнуть к покаянию до смерти - это понятно. Но не так ведь, что одного из нераскаянных потом вызволят "по блату"? А вариант предлагается именно такой, что если после смерти оба в аду и сами уже не могут раскаяться, одного можно вымолить.

 

Джони, но ведь почему-то в Литании за усопших есть просьба "прежде всего за тех, кого никто уже не поминает".

 

Это души Чистилища. Чтобы их вызволили скорее. За тех, что в аду, молиться бесполезно. Просто мы не знаем, кто где, за редким исключением беатифицированных-канонизированных.

 

Все же просто. Вася умер в смертном грехе, попал в ад, Петя - с обыденными грехами, попал в Чистилище, это значит, он точно будет в раю рано или поздно. Коля успел получить отпущение и обыденных грехов и сразу отправился в рай. Нам неизвестна их судьба и мы молимся за всех троих. Коле не нужны наши молитвы, он сам молится за нас, Пете - нужны, чтобы он быстрее присоединился к Коле, Васе они уже не помогут. Все три судьбы решились в момент смерти, это точка невозврата.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сподвигнуть к покаянию до смерти - это понятно. Но не так ведь, что одного из нераскаянных потом вызволят "по блату"? А вариант предлагается именно такой, что если после смерти оба в аду и сами уже не могут раскаяться, одного можно вымолить.

Так то и то по блату, какая разница. С точки зрения справедливости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда вообще взято, что молитвы об упокоении имеют свойство этого покойника, только еще живого, подвигать к покаянию?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так то и то по блату, какая разница. С точки зрения справедливости.

 

Большая. Получается, можно тогда махнуть рукой и самому ничего не делать для своего спасения, грешить напропалую, не каяться - "а, меня все равно из ада вымолят". Личная ответственность на нуле: добрый Боженька простит, добрые родственники похлопочут. А сам не при делах вовсе. Помогли раскаяться до смерти - все-таки сделал выбор, а не в чистом виде на чужом горбу.

 

Откуда вообще взято, что молитвы об упокоении имеют свойство этого покойника, только еще живого, подвигать к покаянию?

 

Об обращении же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...