Перейти к содержанию

Теодицея


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ну да, я же говорю, апелляция к чувству вины. Причём в данном случае - вины не за то, что я убила человека, а за то, что я перед фактом его смерти ещё смею разводить философию. Дмитрий, ну при всём уважении, вы сами не видите, что это ни в какие ворота не лезет?

 

В любом случае, сейчас у Него всё в порядке. Он воскрес и сидит одесную Отца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 112
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Марина, разве дело тут в чувстве вины? Оно тоже есть и его одного было бы достаточно. И одного чувства благодарности было бы достаточно. Но даже не в них ведь дело. Я скорее всего не смогу это сформулировать, если до сих пор не смог. Может быть кто-нибудь поможет.

Скажите пожалуйста, Вы видели смерть, при Вас умирал кто-нибудь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и вина, да. Я вижу в чем я виноват перед Христом. Я сделал нечто такое, что Ему пришлось пострадать и умереть. И я больше не хочу делать такое. Понятно почему не хочу и понятно почему делать все это нехорошо.

Ну а в чем я виноват перед иудейским богом? Если уж говорить о вине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажите пожалуйста, Вы видели смерть, при Вас умирал кто-нибудь?

 

При мне - нет.

 

Если мне не изменяет память, с такой же аргументацией Блез Паскаль утверждал недопустимость развлечений, увеселений. Поскольку Христос на кресте до конца времён, не будем веселиться перед крестом.

 

Ну и вина, да. Я вижу в чем я виноват перед Христом. Я сделал нечто такое, что Ему пришлось пострадать и умереть. И я больше не хочу делать такое. Понятно почему не хочу и понятно почему делать все это нехорошо.

Ну а в чем я виноват перед иудейским богом? Если уж говорить о вине.

Вы виноваты перед иудейским Богом вне зависимости от страданий Христа. Христос не обязан был за вас умирать. Более того, Бог мог спасти вас, не прибегая к этому средству. Христос решил пострадать за вас, потому что Он так захотел, а не потому, чтобы Его к этому принудила некая неизбежность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более того, Бог мог спасти вас, не прибегая к этому средству.
Как?
Христос решил пострадать за вас, потому что Он так захотел, а не потому, чтобы Его к этому принудила некая неизбежность.
Да, необходимости спасать нас у Него никакой не было, Он сам так захотел.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, ну ерунду я какую-то говорю. Ни при чем вина, ни при чем благодарность, ни при чем уместность.

Пусть сформулирует кто-нибудь поумнее, чем я :).

Я про то, КАК можно спросить с умирающего на Кресте? Не могу понять. Вот Ему очень больно и Он от этого умирает, а мы что, начнем спрашивать? А почему Ты сделал так, а почему эдак? Но это же невозможно. Вы не станете спрашивать потому, что не вспомните об этих вещах. Не потому, что виноваты или постесняетесь, а просто вопросы уйдут сами, вы не вспомните. Я же говорю, Крест не отвечает на теодицейные вопросы, он их уничтожает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы виноваты перед иудейским Богом вне зависимости от страданий Христа. Христос не обязан был за вас умирать. Более того, Бог мог спасти вас, не прибегая к этому средству. Христос решил пострадать за вас, потому что Он так захотел, а не потому, чтобы Его к этому принудила некая неизбежность.

 

Не может быть над Творцом никакой неизбежности.

 

Но в чем же я виноват перед Богом, если не верить, что Бог пострадал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, необходимости спасать нас у Него никакой не было, Он сам так захотел.

Нет. Он именно что мог спасти нас, не прибегая к Распятию. Как, я, конечно, не знаю. Например, взять и простить.

Он не был связан необходимостью. Распятие - не необходимость. Не неизбежность. Бог выбрал этот способ, потому что счёл его наилучшим.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в чем же я виноват перед Богом, если не верить, что Бог пострадал?

Мы виноваты перед Богом, потому что избрали зло в Адаме, и многократно обновили свой союз со смертью, совершая личные грехи. Ваша и моя вина не возникают в момент искупления. Преступление не возникает в момент наказания, даже если наказан Другой. Преступление возникает в момент его совершения.

(Но вообще-то, Бог не обязан был дарить нам вечное блаженство. Если бы Он не решил подарить его нам просто так, даже если бы мы не согрешили в Адаме, мы бы страдали без надежды на вечное блаженство, как страдают невинные твари. Я знаю человека, которого страдания невинных тварей подтолкнули к уходу из Церкви - об ту самую теодицею споткнулся.)

 

Пардон, но когда я читаю о недопустимости теологических вопросов перед лицом страдающего Христа, я думаю, что по части инструментария эмоционального давления христианство любой иудаизм способно переплюнуть. К сожалению, на мне это давление очень плохо сказалось, хотя вряд ли кто-то имел намерение мне повредить. Сама виновата.

Может быть, не следует слишком спекулировать обсуждением страданий Христа, щадя нервы людей излишне впечатлительных.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. Он именно что мог спасти нас, не прибегая к Распятию. Как, я, конечно, не знаю. Например, взять и простить.

Он не был связан необходимостью. Распятие - не необходимость.

Это сотворить человека, способного к грехопадению - не необходимость, и Бог ей не связан. Спасение человека - не необходимость, Бог не обязан его спасать. А Распятие в виде средства спасения как раз вполне может оказаться необходимостью.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. Он именно что мог спасти нас, не прибегая к Распятию. Как, я, конечно, не знаю. Например, взять и простить.
Простить это как - ангела с мечом от входа в сад эдемский отозвать? Так мы там ад устроим.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[Простить это как - ангела с мечом от входа в сад эдемский отозвать? Так мы там ад устроим.

Не аргумент. Искупление не принесло человечеству немедленного нравственного прогресса. По-моему, так вообще заметного нравственного прогресса не принесло. Даже те, кого Церковь канонизирует, зачастую достаточно жестоки и ограниченны, чтобы при желании устроить ад где угодно. Значит, есть какие-то инструменты, которые не позволяют им устраивать ад в раю, кроме ангела с мечом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не аргумент. Искупление не принесло человечеству немедленного нравственного прогресса.
А должно?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не верить в Бога, ставшгего человеком, чтобы умереть за людей, почему тогда этому богу нужно подчиняться? Чем он это заслуживает, чем он так хорош?

Мне здесь видится тот же механизм, что и в отношении маленького ребенка к матери. Мать может ребенка бить, держать его впроголодь, но попробуйте его у нее отобрать - малыш будет до последнего цепляться за мамку. В детских домах сколько угодно детей, у которых матери-алкоголички, лишенные родительских прав, и обращались эти матери со своими детьми хуже, чем тот гипотетический хозяин, лечащий собаку пинками. А дети плачут: "Хочу к маме" и ждут, что она за ними вернется. Потому что ребенок нуждается в матери - в эмоциональном, духовном плане. И эта потребность для ребенка затмевает даже потребности чисто материальные, такие, как пища, одежда, игрушки и т.п.

Возможно, так же и в отношениях с "трансцендентным богом". Ему нет нужды заслуживать подчинение. Люди поклоняются Ему потому, что чувствуют в этом потребность, потому что нуждаются в Нем, потому что без Него человек будет чувствовать себя как ребенок, потерявшийся в большом городе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть, не следует слишком спекулировать обсуждением страданий Христа, щадя нервы людей излишне впечатлительных.

 

Так а в Христианстве больше ничего и нет. Ничего не хочу знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (с). Не нравится - не ешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, серьезно, кроме "спекуляций на страданиях Христа" - что еще есть в Христианстве? Интересная архитектура, и всё. Без этих "спекуляций" Христианство становится всего лишь одной из Традиций, способом организации духовной жизни, т.е. разновидностью фэншуя. Ради этого не стоило бы новую религию затевать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне здесь видится тот же механизм, что и в отношении маленького ребенка к матери. Мать может ребенка бить, держать его впроголодь, но попробуйте его у нее отобрать - малыш будет до последнего цепляться за мамку. В детских домах сколько угодно детей, у которых матери-алкоголички, лишенные родительских прав, и обращались эти матери со своими детьми хуже, чем тот гипотетический хозяин, лечащий собаку пинками. А дети плачут: "Хочу к маме" и ждут, что она за ними вернется. Потому что ребенок нуждается в матери - в эмоциональном, духовном плане. И эта потребность для ребенка затмевает даже потребности чисто материальные, такие, как пища, одежда, игрушки и т.п.

 

В принципе, сравнение нехристианского трансцендентного бога с мамкой-алкоголичкой меня устраивает. Но и то, мы своего Бога называем Отцом потому, что Он тоже человек. А этот не человек, так как же он мамка.

 

Но тема началась с размышлений о ветхозаветной святости. Не могу поверить, что любовь к Богу у ветхозаветных святых стояла исключительно на привязанности, и что Бога они любили только из-за отсутствия других вариантов кого любить. Но ведь они не знали о Боге-Человеке! Не понимаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но тема началась с размышлений о ветхозаветной святости. Не могу поверить, что любовь к Богу у ветхозаветных святых стояла исключительно на привязанности, и что Бога они любили только из-за отсутствия других вариантов кого любить. Но ведь они не знали о Боге-Человеке! Не понимаю.

 

Зато они знали о грехопадении.

Мы виноваты перед Богом, потому что избрали зло в Адаме, и многократно обновили свой союз со смертью, совершая личные грехи. Ваша и моя вина не возникают в момент искупления. Преступление не возникает в момент наказания, даже если наказан Другой. Преступление возникает в момент его совершения.

Иными словами, они знали, что совершили преступление. Но Бог всё равно снова и снова выходил им навстречу, не давал разорваться связям, хотя люди со своей стороны делали всё возможное, чтобы эти связи разорвать. Он не был для них трансцендентным Богом - Он принимал самое непосредственное участие в их жизни, говорил с пророками.

 

Нет, умирающий на Кресте не нуждается в оправданиях. Христианство не отвечает на теодицейные вопросы, оно их уничтожает, лишает сиысла. Нелепо спрашивать у Того, Кого на твоих глазах медленно замучивают насмерть, И КТО ВОЛЕН В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ ЭТО ОСТАНОВИТЬ, но не останавливает, и ты знаешь, что всё это ради тебя - нелепо задавать Ему в этот момент теодицейные вопросы. Не то чтобы они получали здесь ответ, но сами вопросы исчезают.

 

Ну да. Скажите это женщине, у которой на руках умирает от рака в страшных муках крошечный ребенок (это реальная ситуация, не гипотетическая). Она глубоко верующая, и даже - преклоняюсь перед ею стойкостью и верой - обиды на Бога нет, вроде бы (не уверена, что я бы так смогла в такой ситуации). Но вот вопросы её терзают с утра до ночи. Вопросы о том, почему так страшно страдает младенец, у которого и личных грехов-то еще нет. Что ей ответить? "Стыдись! Как ты смеешь задаваться вопросами о страданиях какого-то орущего младенца, когда сам Христос страдал на кресте!"

Получается именно так, как написала Marishkin (к сожалению, у меня закончились лайки)

Ну да, я же говорю, апелляция к чувству вины. Причём в данном случае - вины не за то, что я убила человека, а за то, что я перед фактом его смерти ещё смею разводить философию.

Не уничтожает христианство теодицейные вопросы. Знаете, почему? Потому что

В любом случае, сейчас у Него всё в порядке. Он воскрес и сидит одесную Отца.

Крест не лишает Христа ни всемогущества, ни милосердия. Поэтому и теодицейные вопросы никуда не деваются.

И свести теодицею только ко кресту, ИМХО, не получится. Крест-это вершина, но корни лежат в грехопадении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ей ответить? "Стыдись! Как ты смеешь задаваться вопросами о страданиях какого-то орущего младенца, когда сам Христос страдал на кресте!"

 

Язык вырывать за такие слова.

 

Радка, я уже вижу, что мои слова можно понять и так. Просто не умею сказать лучше. Когда писал, чувство вины не имел в виду вообще, оно здесь не очень-то и при чем. Вот что я пытаюсь сказать: если бы та женщина пришла под крест, она бы не думала о вине, о благодарности, о справедливости и несправедливости, даже о милости. Она думала бы о Том, Кого видела бы перед собой. Он умирает и Его не о чем спросить, все вопросы уходят. Можно только быть или не быть с Ним, быть с Ним или отойти.

 

Но и когда мы не стоим под Крестом, а занимаемся теодицеей, я извиняюсь, на дому. Думая о Кресте, разве возможны сомнения, что Бог действительно сделал все, что мог? Он разделил полностью боль того ребенка и той матери. Что Он еще мог бы сделать? Если Он до такой степени не дал Себе поблажки, то явно же Он сделал все, что мог. Разве не так? А чего не сделал, того не мог, видимо. Достаточно для теодицеи?

 

Нехристианский бог не делает того, что может. Мы видим, что он не пытается разделить нашу боль, быть с нами в страдании. Сидит себе и блаженствует, судит, наказывает и одаряет. Так и я могу <_<.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чего не сделал, того не мог, видимо. Достаточно для теодицеи?

Дык вот мы и выходим на порочный круг теодицеи - либо не всеблаг, либо не всемогущ. Может Он сделать, чтобы ребнок не то, что выздоровел, но чтобы хотя бы так не мучился? Если может, то почему не сделает? А если не может, то Он не всемогущ? Как говорится, хрестоматийный случай.

И ответ найти невозможно. Получается, можно только принять для себя, что Бог - всемогущ и всеблаг, и что Он устрояет всё лучшим из возможных способов, даже если мы этого не понимаем. Вопрос веры.

И что в таком случае мешало ветхозаветным людям верить точно также? Что Бог делает все, что может и что Он действует наилучшим из возможных способов?

 

Нехристианский бог не делает того, что может. Мы видим, что он не пытается разделить нашу боль, быть с нами в страдании. Сидит себе и блаженствует, судит, наказывает и одаряет. Так и я могу <_<.

Ну так а кто решает, что бог может, а чего не может? Поклоняющийся нехристианскому богу тоже может сказать: "Он сделал все, что мог. А чего не сделал, того не мог, видимо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дык вот мы и выходим на порочный круг теодицеи - либо не всеблаг, либо не всемогущ. Может Он сделать, чтобы ребнок не то, что выздоровел, но чтобы хотя бы так не мучился? Если может, то почему не сделает? А если не может, то Он не всемогущ? Как говорится, хрестоматийный случай.

И ответ найти невозможно.

 

Ну как же невозможно. Ответ простой - не всемогущ. В контексте вопроса так. Бог, например, не может сделать так, чтобы раскаялся дьявол. Если это невсемогущество, то - невсемогущ.

 

Но на самом деле (с), мы, христиане, не находимся в этом порочном кругу. Нам не нужно обосновывать и умопостигать любовь Бога, мы ее просто видим глазами. Смотрим на Крест, видим любовь больше которой я не могу представить другой любви. Вопрос снят.

 

Сразу ведь говорю, Крест не отвечает на теодицейные вопросы. Ответ не появляется, сами вопросы уходят.

Если у Вас есть подобный опыт, вспомните или представьте. Вот перед вами умирает родственник или близкий человек, который (допустим) серьезно перед вами виноват. Вам было бы что с него спросить, он действительно виноват. Спросите? Не спросите. Стыд тут не при чем. Даже сострадание к нему ни при чем. Просто не спросите и даже не вспомните.

Почему? Не знаю как сказать, скажите Вы за меня. Может сказать так, что перед лицом смерти все эти вопросы теряют смысл и значение? Нет, не так. Ну, не знаю как это сказать. Попробуйте Вы скажите.

А тут еще и смерть не простая. Смерть героическая, святая, смерть за Вас. Какая уж тут теодицея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поклоняющийся нехристианскому богу тоже может сказать: "Он сделал все, что мог. А чего не сделал, того не мог, видимо".

 

Это я могу, это не могу, а это, извините, не обязан. Я хозяин мироздания и страдать не обязан. Вы согрешили, вы и страдайте, а я святой. Хороший такой святой бог, да.

 

Скажите, а в чем святость нехристианского бога? Каких грехов он не сделал? Колбасу в пост не кушал? Так он же бестелесный.

 

В чем святость нестрадавшего бога?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как же невозможно. Ответ простой - не всемогущ. В контексте вопроса так. Бог, например, не может сделать так, чтобы раскаялся дьявол. Если это невсемогущество, то - невсемогущ.

То есть, в контексте моего вопроса, Бог не может ни не допустить болезни, ни исцелить, ни уменьшить боль?

 

Но на самом деле (с), мы, христиане, не находимся в этом порочном кругу. Нам не нужно обосновывать и умопостигать любовь Бога, мы ее просто видим глазами. Смотрим на Крест, видим любовь больше которой я не могу представить другой любви. Вопрос снят.

Это он снят, пока мы рассуждаем абстрактно. А когда твой малыш у тебя на руках от боли корчится, то вопрос сразу опять появляется. В этот момент любви Бога глазами не видно. От слова "совсем". Её именно что приходится умопостигать и обосновывать. Или же просто верить, просто раз и навсегда разумом принять, как аксиому, что

Бог - всемогущ и всеблаг, и что Он устрояет всё лучшим из возможных способов, даже если мы этого не понимаем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это я могу, это не могу, а это, извините, не обязан. Я хозяин мироздания и страдать не обязан. Вы согрешили, вы и страдайте, а я святой. Хороший такой святой бог, да.

Вообще-то - да, не обязан. По крайней мере, с того момента, как человек свободно и добровольно пошел против Бога. Особенно в контексте того, что человек не просто согрешил, но и продолжает это делать с завидным постоянством.

 

Скажите, а в чем святость нехристианского бога? Каких грехов он не сделал? Колбасу в пост не кушал? Так он же бестелесный.

В чем святость нестрадавшего бога?

А святость разве заключается в страданиях? И о каком конкретно боге мы сейчас говорим? Ветхозаветный Бог до воплощения тоже не страдал. Он не был свят? Свят только Христос? Бог Отец не свят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем святость нестрадавшего бога?

А святость разве заключается в страданиях? И о каком конкретно боге мы сейчас говорим? Ветхозаветный Бог до воплощения тоже не страдал. Он не был свят? Свят только Христос? Бог Отец не свят?

 

Бог вообще-то один, Отец и Сын - одно.

 

Я говорю о Боге, каким Его мыслят нехристиане. Ветхозаветные иудеи не знали о предстоящем Воплощении, так что вопрос и о их Боге.

 

Не только в страданиях, святость много в чем может проявляться.

У нестрадавшего бога в чем она проявляется? Свинину не кушает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...