Перейти к содержанию

Антикатоличество и антизападничество


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Абсолютна ли взаимосвязь между антикатоличеством и антизападничеством? И вообще существует ли она (аналогично - между западничеством и филокатоличеством)? Не объясняется ли враждебное отношение к католикам, которое можно встретить, наверное, чаще среди русских православных, именно столь же враждебным отношением к Западу, прививавшееся русскому человеку особенно в годы советской власти? А с другой стороны, насколько справедливо утверждение, что именно русские православные (в смысле члены Русской Православной Церкви) - наиболее ярые, скажем так, латинофобы?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется да, эта связь есть и она очевидна.

Есть конечно и исключения, но статистически так оно и есть.

Причем без всякого сомнения ,имхо, антизападничество первично, а антилатинство вторично.

(как впрочем для филокатоличества прозападничество, зачастую, тоже первично)

 

Во всяком случае так оно для России. Для эмигрантов там немного другое. Там подключаются эффекты землячества и усложняют отношение. Т е тутошние православные русские эмигранты как правило чистые западники (потому и уехали из России), но при этом антикатолики (надо же держаться корней и сохранять идентичность, особенно в эмиграции, где кроме ПЦ и языка другой связи с корнями нет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, а бывают католики-антизападники или католики-славянофилы? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, а бывают католики-антизападники или католики-славянофилы? :)

Бывают. Вон, Марион почитайте. :)

Я сама хоть и не анти-западн..(не знаю как в женском роде это правильно написать чтобы прилично звучало), но и про-западной мою позицию уж точно не назовешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но глубоких познаний или кстати глубокого антилатинизма почти не замечено

А что Вы понимаете под глубоким антилатинизмом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут вопрос двоякий. Есть у меня друзья - из РПЦ. Во многом они большие католики чем все мы тут. Их интересует только спасение, а не наши диспуты. Пять детей. Молитва с утра, и в течении всего дня. Причем он полковник ФСБ, она архитектор. Бог мозгами пару не обидел. Давеча после Рождества с Кураевым все вместе водочку откушали.

Так вот я в их окружении единственный католик.

Вот звонит мне глава семьи с вопросом - а есть ли у тебя Фома Кемпийский в бумаге и Победоносцева? Есть, говорю, а тебе-то зачем. Ваши же его в прелести обвиняют.

- Ну - да. пора уже и самим мнение составить,что же есть прелесть латынянская. А сам ржет.

Ну даю ему почитать. через неделю звонок.

- Слушай, а может ты мне объяснишь в чем тут прелесть?

Замираю у трубки в ступоре.

А тебе твои попы что не объяснили?

-Да мои попы то же прелести не видят. Только все повторяют, ну если такой-то писал, что есть, значит поаккуратней...

Все же святой Кольбе был прав. СМИ крутят миром...

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютна ли взаимосвязь между антикатоличеством и антизападничеством?

Котлеты отдельно, насекомые отдельно. Не все католики живут на Западе, и не весь Запад католический(скорее даже меньшинство).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Котлеты отдельно, насекомые отдельно. Не все католики живут на Западе, и не весь Запад католический(скорее даже меньшинство).

Но в сознании простого народа он разве не с католичеством ассоциируется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в сознании простого народа он разве не с католичеством ассоциируется?

Нет, чаще всего с Америкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Европа как раз с католичеством ассоциируется. Америка непонятно с чем. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, чаще всего с Америкой.

Так а с каким вероисповеданием? Мне здесь представляется показательным свидетельство арх. Михаила (Мудьюгина) в его статье "Кафолики и католики":

 

"Летом 1975 года гостем Русской Православной Церкви был тогдашний глава Евангелическо-Лютеранской Церкви архиепископ Финляндский Маррти Симойоки. Когда он в сопровождении русских и финских церковных деятелей выходил из храма Киевского Покровского женского монастыря, его внимание пыталась привлечь одетая во все черное средних лет женщина. Стоя в монастырском дворе, она с горящими от возбуждения глазами, указывая на выходящего высокого представителя одной из протестантских Церквей, воскликнула: "Не слушайте его, он католик и приехал сюда, чтобы поработить нас Римскому Папе!" Как выяснилось позднее, финский гость, не знающий русского языка, принял фанатичный демарш "усердной не по разуму" прихожанки за восторженное приветствие. Когда же ему разъяснили истинный смысл "приветственных" слов, он смеялся до слез, узнав, что его, "ортодоксального лютеранина", приняли за паписта, за "агента" той Церкви, в антагонизме к которой возникла и развивалась та Церковь, к которой он в действительности принадлежал и даже возглавлял".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Европа как раз с католичеством ассоциируется. Америка непонятно с чем. :)

Именно поэтому понятие "Запад" сейчас чаще всего связывают с США, а про Европу вспоминают потом и по ходу дела. После ВМВ центр западного мира сдвинулся на другой берег Атлантики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в сознании простого народа он разве не с католичеством ассоциируется?

 

Несомненно, что в России во многом антикатоличество основано на антизападничестве. Поскольку Русская Православная Церковь всегда была тесно связана с государством и государство использовало ее как идеологический пропагандистский аппарат, то и антизападная гос. идеология, и антикатолическая полемика сплавились в единое целое.

Под Западом, кстати, в России понимают и Европу и Америку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые православные вполне способны к двухходовкам в рассуждении: "католичество породило протестантизм, а протестантизм - это Америка". Так что очень даже нетрудно заставить католичество отвечать за всё.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые православные вполне способны к двухходовкам в рассуждении: "католичество породило протестантизм, а протестантизм - это Америка". Так что очень даже нетрудно заставить католичество отвечать за всё.

 

Некоторые и не на такое способны. Если Бидолаха почитать, так Папа Римский в главе окатоличенных китайцев готовит захват всей азиатской части России от Тихого океана и до Урала. Причем исключительно ради снабжения Ватикана нефтью... Ватикан, он же прорву нефти ежегодно требует :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня Америка почему-то не запад. Видимо я путаюсь в географии. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня Америка почему-то не запад. Видимо я путаюсь в географии. :)

 

Политически Америка запад. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, а бывают католики-антизападники ? :)

Cмотря, что иметь ввиду под антизападником. может это ко мне подходит, если антизападник - это тот, кто не в восторге от современой ситуации в западной Европе. :D

Что касается философии, то весьма трудно представить кактоика антизападника, Такие становятся православными на западе.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается философии, то весьма трудно представить кактоика антизападника, Такие становятся православными на западе.

Это как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается философии, то весьма трудно представить кактоика антизападника, Такие становятся православными на западе.

Это как?

Очень просто: становятся православными. Таких немного, но я лично знаю католиков, перешедших в православие. Но это прежде всего потому, что больше привлекает литургия, ментальность...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего не понял.

 

Я, например, не представляю, как это " западник" или "антизападник" "с точки зрения философии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антизападничество реже стимулирует антипротестантизм нежели антикатоличество.

Ну во-первых, история, в свете которой воспринимается запад, это католичество. Даже те кто не интересовался историей целенаправленно , тот все равно воспитывался на книжках Дюма и тому подобной беллетристике, которая прочно закрепила за Западом образ католических храмов, капуцинов, иезуитов и т п. Протестантизм в этом смысле как ни крути а просто отпочкование от католичества.

 

Во-вторых, у католиков есть Ватикан, т е политический центр с названием и локализацией. Трудно ненавидеть врага если у него нет центра. К тому же наличие Ватикана облегчает возможность любить и восхищаться отдельными католиками, считая при этом католичество ложью и врагами.

 

В-третьих, протестанты они очень разные.

Если протестанты новые и либеральные, с их семинарами, концертами с выкриками "Господь любит тебя" в сознании людей занимают примерно такую же роль как сети по распространению гербалайф, амвей и пр и пр и их "образовательными" семинарами, социализацией для неустроенных теток, и приемами маркетинговой технологии. Это конечно все Западное, но не слишком церковь в сознании граждан. К этому скорее отношение как к назойливым мухам чем как к врагам.

 

Если протестанты слишком похожи на католиков (вроде лютеран). Т е имеют свои храмы, похожие на католические, своих священников и службу похожую на мессу. То они в массе своей воспринимаются как просто не-до-католики в плохом и в хорошем смысле. Т е они не столь безнадежны как католики (ведь русские принцессы, все были изначально лютеранками ), у них нет Ватикана и иезуитов, и никакого соблазна и опасности для русского человека они не несут. Они не опасны и не интересны.

 

Есть еще и баптисты. И не каждый в России знает что они тоже протестанты и "произошли" от Лютера на Западе. Они скорее со староверами ассоциируются и воспринимаются как вполне себе традиционное русское религиозное меньшинство. В них есть исконно русский протест официальной церкви и уважаемая народом строгость нравов, консерватизм и прочее. Т е эти с Западом вообще не ассоциируются. И отношение к ним чаще уважительное. К тому же русские баптисты (и пятидесятники) не миссионерствуют, а представляют скорее закрытые сообщества проживающие в сельской местности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т е тутошние православные русские эмигранты как правило чистые западники (потому и уехали из России)

 

Вовсе не обязательно, особенно, если взять первую, "белую", волну эмиграции. Они могут ненавидеть и "советский мир", и "западный мир".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что такое "антизападничество"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Европа как раз с католичеством ассоциируется. Америка непонятно с чем. :)

А о какой ассоциации речь? Если мы говорим о религиозной ассоциации, то лично у меня Америка ассоциируется с белым пресвитерианством и черным баптизмом.

 

А в культурном отношении ни с какой конфессией вообще не ассоциируется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...