Перейти к содержанию

Подготовка к Всеправославному Собору


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Церкви "мирового православия" ведут напряженную дискуссию о возможных форматах созыва Всеправославного Собора

 

 

На очередном заседании осенней сессии Синода Болгарской патриархии 26 ноября был рассмотрен вопрос о возможной повестке дня грядущего Всеправославного Собора, сообщает портал "Религия в Украине" со ссылкой на официальный сайт Болгарской патриархии.

Как стало известно из обнародованной официальной информации, еще в 2011 году Константинопольский Патриарх Варфоломей направил письмо в адрес Болгарской патриархии, в котором информировал о проведенной работе по подготовке Всеправославного Собора. В письме сообщалось, что эта подготовка осложнена серьезными разногласиями между Поместными Церквами по двум вопросам: о механизме предоставления автокефалии и о согласовании диптихов, действующих в различных Поместных Церквах.

В письме Патриарха Варфоломея было предложено три возможных варианта дальнейшего развития событий. Первый вариант предусматривает продолжение работы подготовительных комиссий по поиску компромиссных решений упомянутых двух спорных вопросов. Второй вариант предполагает приостановку работы комиссий и отказ от идеи созыва Собора в обозримом будущем. Третий вариант предполагает исключение из повестки дня грядущего Собора двух спорных вопросов и скорейший созыв Собора. Константинопольская Церковь склоняется к третьему варианту. Патриарх Варфоломей считает возможным исключение из повестки дня Собора вопросов о механизме дарования автокефалии и о диптихах. Поскольку по всем остальным вопросам, включенным в повестку дня Всеправославного Собора, ранее уже были выработаны проекты документов, устраивающие все Поместные Церкви, то, при условии исключения этих двух вопросов, уже сейчас можно приступить к созыву Собора.

Синод Болгарской патриархии поддержал инициативу Вселенского Патриарха и высказался за исключение из повестки дня Собора двух "зависших" вопросов и, соответственно, за скорейший созыв Всеправославного форума. При этом болгарские иерархи заявили, что все вопросы на предсоборных всеправославных совещаниях и конференциях должны приниматься по принципу консенсуса, а не большинством голосов.

Наблюдатели отмечают, что такой ответ Болгарского Синода является определенным компромиссом. Исключение из повестки дня Всеправославного Собора двух спорных вопросов и скорейший созыв Собора, очевидно, являются проектом Константинополя. Такая стратегия была выработана после того, как в феврале 2011 года на очередной встрече Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези представители Поместных Православных Церквей не смогли прийти к единому мнению по проблеме автокефалии и диптихов. Отказ от рассмотрения этих двух актуальных вопросов хотя и позволит быстро созвать Собор, но не сможет снять той очевидной напряженности, которая существует сегодня в мировом православии.

Еще одним из возможных вариантов выхода из сложившейся кризисной ситуации (фактически четвертым, не указанным в письме) мог бы стать, по мнению Патриарха Варфоломея, пересмотр процедуры принятия решений на подготовительных комиссиях и предсоборных совещаниях. Ныне все решения принимаются только единогласно (консенсусом). В результате крайне сложно найти решение, которое бы устраивало все Поместные Церкви. Патриарх Варфоломей и солидарные с ним представители ряда других Церквей высказались за принятие решений на консенсусом, а большинством голосов. Категорически против этой инициативы выступил Московский патриархат. Вполне очевидно, что в случае перехода на новую процедуру принятия решений большинство голосов на предсоборных совещаниях окажется, скорее всего, за Константинополем. В результате могут быть приняты невыгодные для Москвы документы о приоритете Константинополя в деле создания дарования автокефалии и автономии, а также в вопросе о порядке диптихов Поместных Церквей. Все это заставляет Московский патриархат настаивать на сохранении принципа консенсуса.

Ответ, который направила в Константинополь Болгарская патриархия, свидетельствует о ее стремлении сохранить дружеские отношения как с Фанаром, так и с Москвой.

Из информации, обнародованной Синодом Болгарской патриархии, становится очевидным, что еще в минувшем году Патриарх Варфоломей обращался с аналогичными запросами во все Поместные Церкви. Однако содержание этой переписки другими Церквами не разглашалось. Понятно, что между Православными Церквами идет напряженная дискуссия о возможных форматах созыва Всесправославного Собора. Остается неизвестным, к какому из трех указанных вариантов развития событий склоняется сегодня Московский патриархат. Ясно лишь, что неуказанный в письме Патриарха Варфоломея "четвертый" вариант в Москве однозначно отброшен.

Напомним, РПЦ МП готовит новые поправки в свой Устав, которые усложняют предоставление автономии и автокефалии ее частям.

 

https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=97205

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 54
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Без этих вопросов собор бессмыслен - согласованные вопросы можно и в заочном порядке согласованно принять всеми поместными церквями отдельно. Думаю, собора просто не будет - зачем тратить деньги?

 

Вообще, странная инициатива. Соборы собирают именно для того, чтобы, помолившись, найти ответ на проблемный вопрос. Зачем собираться, чтобы проголосовать единогласно за заранее согласованные решения?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без этих вопросов собор бессмыслен - согласованные вопросы можно и в заочном порядке согласованно принять всеми поместными церквями отдельно. Думаю, собора просто не будет - зачем тратить деньги?

Ну не мне тебе, русскому православному человеку, объяснять зачем выделяют деньги на официальные мероприятия. ;)

Но я с тобой тут согласен. Без решения этих главных вопросов собор бессысленен. Это всё что, если бы император Константин в своё время решил бы созвать собор в Никее, наложив вето на обсуждение арианства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Константинопольский патриархат ведет переговоры с Румынским патриархатом по поводу созыва Всеправославного собора

 

 

Делегация Константинопольского патриархата в составе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) и архиграмматевса Священного Синода архимандрита Варфоломея (Самараса) 10-12 декабря осуществила визит в Бухарест, сообщает 13 декабря "Седмица.Ру" со ссылкой на "Ромфеа".

Целью поездки стали переговоры с Румынским патриархатом, делегацию которого возглавлял митрополит Тырговиште Нифонт, по поводу созыва Великого Всеправославного собора.

Константинопольский патриархат призвал Румынский патриархат к сотрудничеству в подготовке собора.

По информации агентства церковных новостей "Ромфея", обе стороны договорились, что на Соборе будут обсуждаться только те темы, по которым между Церквами мирового православия нет разногласий.

В прошлом Румынская патриархия выражала несогласие с большинством предложений, выдвигаемых Константинопольским патриархатом на предсоборных совещаниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кошмар какой. Обсуждать вопросы, по которым нет разногласий... Ну и чего их обсуждать? Позорище.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх Филарет: решать вопрос автокефалии на Всеправославном Соборе без Церквей, на нее претендующих, противоречит традиции

 

 

Под председательством Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета 13 декабря 2012 состоялось заседание Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата. Синод рассмотрел сообщение Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета об обсуждении Поместными Православными Церквами проблемы созыва Всеправославного Собора и способа принятия решений как в процессе подготовки к Собору, так и непосредственно на Соборе.

По информации пресс-службы Киевской Патриархии, в синодальном постановлении подчеркнуто, что решение вопроса об автокефалии без участия и учета позиции Церквей, которые сейчас претендуют на признание собственной автокефалии (Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Македонской Православной Церкви, Черногорской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке) противоречит соборным традициям Православной Церкви, самому Священному Писанию, которое призывает выслушать стороны, прежде чем выносить суждения. Именно поэтому любое решение относительно автокефалии, вынесенное без участия указанных Церквей, не решит проблемы и останется безрезультатным.

Также было отмечено, что на рассмотрение соборов всегда выносились наиболее острые вопросы, волнующие церковную полноту. Такими, на данном этапе бытия Православной Церкви, очевидно является вопрос автокефалии и вопросы экуменизма. Без рассмотрения этих вопросов и принятия по ним решений, акцентируют в УПЦ КП, проведение Всеправославного Собора является нецелесообразным.

Относительно способа принятия решений Синод выразил убеждение, что соборные постановления должны опираться не на человеческие рассуждения большинства или меньшинства, исторический авторитет кафедр и их Предстоятелей, а на Божественное Откровение, Предание Церкви и Священное Писание, быть свидетельством правды – даже если против такой правды выступает некая часть или же большинство. Ведь окончательную силу соборным решением подает лишь их восприятие (рецепция) всей полнотой Церкви, как истинного воплощения воли Духа Святого и соборного разума.

Синод поручил Патриарху Филарету отправить письма Предстоятелям Поместных Церквей с изложением позиции УПЦ Киевского Патриархата по этим вопросам.

 

https://risu.org.ua/ru/index/all_news/orthodox/uoc_kp/50572

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чего-то я не понял, по какому поводу переживает Филарет, если вопрос об автокефалиях никто решать и не собирается?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делегация Константинопольского патриархата в составе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа)

О! Помнится как-то была тема о том, что сего человека отлучили, изгнали и т.д. и т.п. А оказывается, что это все утка была.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О! Помнится как-то была тема о том, что сего человека отлучили, изгнали и т.д. и т.п. А оказывается, что это все утка была.

Так это тогда еще и выяснилось - источником был греческий сайт, в сообщении которого опасения Синода, высказанные в адрес митрополита, совместили с текстом более раннего лишения сана какого-то другого клирика, т. е. текст пророчил митрополиту ту же участь. Но греческий язык наименне знакомый в нашем интернет пространстве изо всех иностранных языков. Может, вьетнамский еще хуже только знают...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чего-то я не понял, по какому поводу переживает Филарет, если вопрос об автокефалиях никто решать и не собирается?

Денисенко переживает по любому поводу, который дает ему формальную возможность обратиться к предстоятелям поместных церквей. В данном случае повод состоит в выражении согласия со снятием с повестки дня этого вопроса, так как его туда никто не приглашает. Это очень тонкий политический ход, выражать согласие. Не всякий умеет это сделать правильно. Это вроде того, как Винни-Пух учился говорить АГА Кенге, когда они решили похитить крошку Ру.

 

Вот и Денисенко говорит всем АГА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Глава РПЦ патриарх Кирилл (Гундяев) выступил против проведения в ближайшее время Вселенского собора.

 

Заявление о нецелесообразности проведения в ближайшее время Вселенского собора глава Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл сделал в Москве во время встречи с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили). "РПЦ вместе с другими православными церквями будет двигаться по пути укрепления православного единства, но с определенной осмотрительностью, чтобы поспешные попытки провести собор без должной подготовки не привели к осложнениям в межправославных отношениях. Мы глубоко убеждены, что собор должен готовиться таким образом, чтобы содействовать укреплению православного единства, а не создавать новые линии напряжения в отношениях между церквями",— заявил патриарх Кирилл. Илия II был более лаконичен: "Мы пришли к единому мнению о том, что проводить собор нет смысла, пока не будут урегулированы все вопросы, стоящие перед православными церквями".

Больше читайте тут: https://www.unian.net/news/549187-patriarh-kirill-protiv-provedeniya-v-blijayshee-vremya-vselenskogo-sobora.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие вопросы они все никак не могут урегулировать? Интересно просто...

Вот на Соборе бы и урегулировали... :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илия II был более лаконичен: "Мы пришли к единому мнению о том, что проводить собор нет смысла, пока не будут урегулированы все вопросы, стоящие перед православными церквями".

Тогда смысл сразу появится? Интересно, какой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие вопросы они все никак не могут урегулировать?

 

Все вопросы сводятся к одному - кто из них главный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В каком порядке кого поминать? :)

Ну действительно, это главное задание, которое заповедал нам Иисус...Логично... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Мы пришли к единому мнению о том, что проводить собор нет смысла, пока не будут урегулированы все вопросы, стоящие перед православными церквями".

 

всегда думал, что соборы для того и проводят, чтобы урегулировать вопросы, стоящие перед церквами...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

всегда думал, что соборы для того и проводят, чтобы урегулировать вопросы, стоящие перед церквами...

 

В данном случае для каждой ПЦ собор будет иметь смысл, если на нем удастся решить ее проблему. И в подавляющем большинстве этих проблем сводится к повышению собственного статуса (получение автокефалии, получение права раздавать автокефалии другим, получения более высокого места в диптихах). Обсуждать богословские проблемы до того, как будут улажены организационные и управленческие вопросы, довольно бессмысленно. А в нынешней, очень непростой, ситуации решить хотя бы один вопрос, связанный со статусами, без ссоры и раскола, не представляется возможным.

Некий небольшой смысл в соборе был бы, если удалось бы продемонстрировать миру единство (хоть бы и видимое). Собраться, поулыбаться друг другу, подписать какой-нибудь совместный документ ни о чем, в общих словах. Но для этого, до собора всем надо договориться никаких острых вопросов не поднимать. Это пытались сделать, но, по-видимому, безуспешно. Во-первых, нет взаимного доверия. Во-вторых, как, например, заставить Филарета не обращаться на Собор с вопросом об автокефалии? Он, похоже, настроен решительно.

Ну есть и еще много проблем. Кого приглашать, кого нет. И т.д. и т.п.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Глава Константинопольской православной церкви (КПЦ) Вселенский патриарх Варфоломей призвал предстоятелей всех православных Церквей мира подготовиться к Всеправославному собору, который, по его мнению, должен состояться в 2015 году.

Патриарх, признаваемый в православном мире "первым среди равных", просит всех православных лидеров собраться в Стамбуле в марте этого года, чтобы запланировать проведение Всеправославного собора уже на следующий год.

Всеправославный собор, как отмечается в заявлении патриарха Варфоломея, должен стать "серьезным усилием на пути к достижению единства православного мира", предусматривая усиление сотрудничества среди поместных православных Церквей, сообщает портал "Седмица.ru".

Между тем понимание первенства в православном мире в Константинопольском патриархате и в других православных Церквах (прежде всего - в Русской) заметно отличаются, так как сегодня налицо попытки КПЦ трактовать первенство чести Константинопольского патриарха как первенство власти в православном мире.

По информации агентства AsiaNews, Константинопольская патриархия опубликовала заявление, в котором подвергла критике Московский патриархат за его позицию по вопросу о первенстве Константинополя в православном мире. Фанар (район Стамбула, где расположена Константинопольская патриархия. - Прим. NEWSru.com.) обвиняет Русскую церковь в "софистике" при изложении аргументов против той трактовки первенства Константинополя, которая характерна для патриарха Варфоломея.

 

https://www.newsru.co...rtholomeus.html

 

см. также https://religii.rbc.ua/rus/konstantinopolskiy-patriarh-sozyvaet-soveshchanie-dlya-podgotovki-10012014115800

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между тем понимание первенства в православном мире в Константинопольском патриархате и в других православных Церквах (прежде всего - в Русской) заметно отличаются, так как сегодня налицо попытки КПЦ трактовать первенство чести Константинопольского патриарха как первенство власти в православном мире.

 

Равеннские документы, ктороые назвали критерием нахождения в Православии евхаристическое единство с Константинополем, подписали, кажется, все ПЦ, кроме РПЦ? Значит, все во всём согласны, кроме наших. Помню, тогда еще Константинополь прокомментировал отказ РПЦ подписать документы в выражениях по типу: мы никого силой в Православии не удерживаем. Т.е. все остальные поддержали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Равеннские документы, ктороые назвали критерием нахождения в Православии евхаристическое единство с Константинополем, подписали, кажется, все ПЦ, кроме РПЦ? Значит, все во всём согласны, кроме наших. Помню, тогда еще Константинополь прокомментировал отказ РПЦ подписать документы в выражениях по типу: мы никого силой в Православии не удерживаем. Т.е. все остальные поддержали.

 

"Делегация Московского патриархата покинула одно из первых заседаний комиссии в Равенне, не согласившись с участием в нем представителей так называемой "Эстонской апостольской церкви", созданной в 1996 году Константинопольским патриархатом на канонической территории Русской церкви. В результате участники заседания приняли итоговый документ, определяющий их общий взгляд на природу власти во Вселенской церкви, в отсутствие представителей Русской церкви . Последующие заявления со стороны Московского патриархата о том, что без подписи крупнейшей поместной Православной церкви равеннский документ легитимным считаться не может, были отвергнуты членами комиссии как с православной, так и с католической стороны".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

"С радостью возвещается, что, по приглашению Его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Кира Варфоломея, с 6-го по 9-е марта на Священный Собор в Фанаре соберутся Предстоятели всех Православных Автокефальных церквей, чтобы обсудить вопросы, относящиеся ко всему под небом Православию, особенно же связанные с порядком созыва Святого и Великого Собора, подготовка которого подходит к завершению.

 

В течение двух дней 4-5 марта в Патриархии, под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Пергамского Иоанна, соберется Комиссия по Подготовке Священного Собора для составления программы заседаний и проекта Послания Предстоятелей, которые в Воскресение Православия будут сослужить во Всесвященном Патриаршем Храме Святого Георгия, выражая и явным образом единство Православия.

 

Во время торжественной сей Божественной Литургии в великий праздник Православия от Патриаршего Амвона будет зачитано Послание Предстоятелей к полноте Святейших их Церквей и ко всему миру.

 

Патриархия, 3 марта 2014 года

От главного Секретаря Святого и Священного Синода"

 

https://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1871&tla=ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕСВЯТЕЙШЕСТВА ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА КИРА ВАРФОЛОМЕЯ К СОБРАНИЮ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ

 

(Фанар, 6 марта 2014 г.)

 

Блаженнейшие всечестнейшие во Христе Братья, Предстоятели Святейших Православных Церквей со всеми почтенными сопровождающими Вас,

 

Добро пожаловать в придвория нашей Церкви, мученического и исторического Вселенского Патриархата, смиренного сего во Христе служителя единства всех нас. Из глубины сердца благодарим за труды любви, которая привела вас сюда: вы с усердием откликнулись на наше приглашение.

Славу и хвалу воссылаем в Троице покланяемому Богу нашему, что сподобил нас, — кому поручена благодатью и милостью Его ответственность руководить Поместными Автокефальными Православными Церквами, — вновь сойтись и на еще одно собрание наше, шестое по счету со времени зарождения сего благословенного обычая в 1992 году, немного спустя после восшествия на Трон Константинополя нашей Мерности. «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе», — возглашаем мы вместе со священным Псалмопевцем. Сердце наше исполнено радости и веселия, когда мы принимаем вас и объемлем каждого из вас в любви нелицемерной, с глубочайшим почитанием и с упованием, что наше собрание принесет полезные плоды.

Воистину велик, благословен, и, можно сказать, историчен сам факт нашей встречи! Дыхание Утешителя собрало нас; и очи всех людей, церковных и внецерковных, напряженно обращены к сему Собранию в ожидании слова назидания и утешения, в котором так нуждается современный человек.

Это увеличивает и углубляет нашу ответственность, вынуждая нас ревностно взыскать в горячей молитве помощь Свыше для предлежащих нам трудов, без которой мы «ничего не можем творить» (см. Ин. 15, 5). Посему и мы смиренно молимся Устроителю Церкви Господу, чтобы Он преизобильно благословил труд наш и управил бы Духом-Утешителем сердца, помышления и решения наши во исполнение святой Его воли, во укрепление и возрастание в более тесное единство всех нас, и во славу Святого в Троице Бога.

Вспоминая предыдущие Ассамблеи Предстоятелей Православных Церквей, каждая из которых, божественной благодатью, увенчалась полным успехом, мы, исполненные благодарности, приводим на память преставившихся и окончивших блаженный путь свой участников этих собраний: Предстоятелей, приснопамятных Патриархов — Парфения и Петра Александрийских, Игнатия Антиохийского, Диодора Иерусалимского, Алексия Московского, Павла Сербского, Феоктиста Румынского, Максима Болгарского, и Архиепископов — Хризостома Кипрского, Серафима и Христодула Афинских, Василия Польского, Дорофея Чешского и Словацкого, вклад которых в успех состоявшихся Ассамблей был чрезвычайно конструктивным, показав и нам, их преемникам, пример для подражания и вверив нам сокровище, которое мы должны хранить. Вечная им память!

Мотивы, которыми мы руководствовались в нашей инициативе по созыву настоящего Собрания, уже известны вам из пригласительного Послания, направленного вашей любви. «Отвне нападения, внутри страхи», — написали мы, вторя словам Апостола (2 Кор. 7, 5). Святая наша Церковь, пребывая в мире, всегда потрясается историческими смутами, порой весьма разрушительными. В таковые критические моменты, через которые мы проходим, смуты сии особенно ощутимы в географических местностях, где зародилась, развивалась и укреплялась христианская Церковь — в древнеславных старейших Патриархатах Святейшей Православной Церкви. Там господствует насилие, часто во имя религии, угрожая жизни всех верующих во Христа, независимо от их вероисповедования. Со скорбью и с великим беспокойством мы видим, как преследуются христиане, разрушаются и оскверняются священные храмы, берутся в заложники и убиваются священнослужители, монахи, и даже архиереи. Так, например, давно были взяты в плен и пропали без вести Митрополиты Павел Алеппийский, принадлежащий старейшей Антиохийской Патриархии, и Yuhanna Ibrahim из Сирояковитской Церкви.

Пред лицом сего явления, угрожающего и самому существованию Православных Церквей, мы призываем возвысить голос протеста нашего, не как разрозненных индивидов или Церквей, а как цельной единой Православной Церкви во всей вселенной.

Однако в нашу эпоху преследование веры во Христа не ограничивается вышеупомянутыми формами открытого преследования. Велика также и опасность, происходящая от стремительного обмирщения обществ, некогда бывших христианскими: Церковь Христова там вытесняется на периферию общественной жизни, основополагающие духовные и этические принципы Евангелия искореняются из жизни людей. Православная Церковь, конечно же, никогда не поддерживала насильственного насаждения людям евангельских начал, полагая свободу человеческой личности превыше всяких объективных правил и ценностей. Не в природе и не в моральной установке Православия — принуждать кого-либо в какой бы то ни было форме. Православная Церковь подходит к вопросам этической жизни человека как глубоко личным для каждого человека; и разрешаются они в личном и свободном контакте каждого верующего со своим духовником, а не с мечом закона. Однако, это ни в коей мере не освобождает Церковь от обязанности воплощать в современном мире евангельские начала, даже когда они вступают в конфликт с идеологической установкой того или иного государства.

Наша Православная Церковь характеризуется своей приверженностью древнему преданию, и должна пребывать таковою всегда, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (Евр. 13, 8). Но история движется вперед, и Церковь в каждую эпоху должна прислушиваться к проблемам человека. Приверженность преданию Церкви не означает окаменение Церкви, безразличие к проблемам данной эпохи. Проблемы нашей современности отличаются особой напряженностью, и мы должны относится к ним с вниманием.

Одна из них вызвана стремительным развитием технологий и построенной на них глобализации. Православная Церковь всегда была универсальной в своем мышлении и устроении. Ее миссия всегда заключалась в том, чтобы найти подход и объять в тело Христово «все народы», независимо от расы, цвета (кожи) и других физических особенностей. Однако, Православная Церковь, применяя такой универсальный подход, всегда бережено почитала национальные особенности каждого народа, его мышление и традиции. Сегодня технологический прогресс объединяет народы и это, несомненно, имеет благотворные последствия для распространения знаний и информации. При этом он становится каналом для пропаганды и для косвенного насаждения некоторых моделей цивилизации, которые не всегда сообразуются с традиционными особенностями народов. Использование достижений технологии не должно применяться безрассудно, когда не осознаются связанные с ними опасности. Церковь должна проявить трезвое внимание к сему вопросу.

Сопряжена с этим и тема стремительного развития научных достижений, которому во многом поспособствовал технический прогресс, особенно в области биотехнологий. Возможности современной науки дошли до того, что стало возможным вмешательство в самую сокровенную сущность природы, когда генетическое программирование может способствовать исцелению болезней, поднимая при этом серьезные этические вопросы, на которые Церковь может и должна ответ. Должно признать, что Православная Церковь не проявила особой восприимчивости к данной проблеме. В течение нашей предыдущей Ассамблеи в 2008 году было решено основать Межправославную Комиссию по Биоэтике, которая, по инициативе Вселенской Патриархии, собралась на Крите для первого заседания. Однако реакция братских Церквей не поспособствовала продолжению усилий. Надеемся, что сие возобновится в ближайшем обозримом будущем, дабы был услышан голос Православия в отношении столь важной темы.

Внимая текущим экзистенциальным проблемам человека, Православная Церковь должна продолжать прилагать усилия и к защите природной окружающей среды. Первой из всех в христианском мире, кто указал на критическую ситуацию в данном вопросе, была Вселенская Патриархия. Начинание сие было продолжено еще Патриархом Димитрием, блаженным предшественником нашим, в 1989 году, через серию международных научных симпозиумов под нашей эгидой. Православная Церковь долго оставалась единственным христианским голосом по этой серьезной теме. Сегодня и другие христианские церкви и конфессии придают должное значение сему критическому вопросу. Однако, внося свой вклад, проистекающий из ее литургической и аскетической традиции, Православная Церковь, как никто другой способствует разрешению сего кризиса, который из-за корысти и эвдемонизма современного человека грозит катастрофой всему творению Божьему.

Наконец, Святейшая наша Церковь должна прислушиваться со вниманием и состраданием к проблемам человечества, порожденным экономической инфраструктурой современного мира. Все мы становимся свидетелями негативных последствий в отношении достоинства и выживания человеческой личности из-за экономического кризиса, поразившего скорбью человечество во многих регионах земли, и особенно в странах, считающимися экономически «развитыми». Безработица среди молодежи, увеличение числа малоимущих, неуверенность в завтрашнем дне — все сие говорит о том, что современное человечество далеко отстоит от претворения в жизнь Евангельских идеалов, за что и мы несем ответственность, когда наши пастырские попечения исчерпываются лишь заботой о «духовном», и мы забываем, что человек нуждается в пропитании и элементарных материальных средствах, чтобы мог он жить в достоинстве, как личность — образ Бога. По этим вопросам голос Православия должен быть услышан, чтобы признали в Православии хранителя Истины и верного приверженца Евангельских принципов.

Чтобы все сие могло иметь место, возлюбленные о Господе Братья, необходимым является одно условие — единство нашей Церкви и способность сформулировать единое слово современному человеку. Этим предлежит заняться настоящему Собранию нашему, всем нам вверена ответственность за единство Святейшей нашей Церкви.

Как известно, Православная Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей, которые действуют в рамках, положенных Священными Канонами и руководящими Томами об автокефалии и которые обладают в полноте правом самоуправления без всякого вмешательства извне. Это устроение, которое завещали нам Отцы наши, есть благословение, которое нам надлежит хранить как зеницу ока. Чрез таковое устроение избегается всякое уклонение в чуждое Православной экклезиологии понимание, допускающее всемирное господство какой бы то ни было Поместной Церкви или ее Предстоятеля. Православная Церковь есть «кинония» (соучастное общение) автокефальных и самоуправляемых Православных Церквей.

Однако в этом пункте как раз возникает серьезный вопрос: как и каким образом выражается «кинония» Православных Церквей? Исторический опыт показал, что автокефальные Церкви часто ведут себя как самодостаточные Церкви, как бы говоря остальным Церквам: «ты мне не надобна» (1 Кор. 12, 21). Вместо того, чтобы искать сотрудничества с другими Православными Церквами по вопросам, относящимся ко всему Православию в целом, они действуют самочинно, развивая двусторонние отношения с неправославными, иногда даже в духе некоего антагонизма. Другие автокефальные Церкви вырабатывают свою собственную позицию относительно неправославных, не принимая активного участия во «всеправославно» установленной деятельности. Принятые соборно и «всеправославно» постановления, случалось, не соблюдались некоторыми Церквами, как было не так давно, несмотря на то, что они их сами подписали. И что мы можем сказать о тех случаях, когда самоуправно ставятся под сомнения канонические нормы между братскими Церквами, что порождает искушения и порой вносит распри в их кинонию-общение. Все сие выявляет необходимость в некоем [регулирующем] органе, учрежденном официально или неофициально, который решал бы все возникающие расхождения и проблемы во избежание разделений и распрей.

Из всего этого становится явным главенствующая значимость соборности в Церкви. Соборное учреждение изначально являлось основной чертой жизни Церкви. Каждое расхождение или сомнение относительно веры и канонических установлений выносилось на суд Собора. Характерный пример — установка Василия Великого по вопросу повторного крещения еретиков и раскольников. Он воспринял строго обязывающее предание по сему вопросу от предшественников в Каппадокии: вопрос должен решаться синодом епископов, которые учиняют преданную им традицию (каноны 1 и 47). Соборы, как верховная инстанция, решали все проблемы о расхождениях между Церквами или внецерковные вопросы, и решению Соборов полностью повиновались все доселе несогласные между собою (« да превозмогает мнение большего числа избирающих» 6 правило 1 Вселенского Собора).

Таковое синодальное устроение хранилось и хранится более или менее благочестно внутри автокефальных Церквей, но отсутствует всецело в межцерковных отношениях. И это является источником больших проблем. Из-за этого создается впечатление, что Православие — множество Церквей, но не Единая Церковь. Сие никак не соответствует Православной экклезиологии и представляет собой отклонение и источник бед. Нам нужно укрепить синодальное учреждение и вне пределов каждой из наших Церквей. Мы должны развить сознание единства Православной Церкви, и сие возможно достичь только через синодальность.

Более чем пятьдесят лет назад, когда приснопамятный Вселенский Патриарх Афинагор, отличавшийся широтою видения, предпринял первые шаги к единению Православия, был учрежден институт Всеправославных конференций, благодаря которым созрели решения, принятые всеми Православными, по вопросу отношений с неправославными. Для всех Православных Церквей сии постановления рассматривались как обязательные, которые должны воплощаться в жизнь как «внутреннее право» каждой из них. Сегодня эти постановления ставятся под сомнение или вовсе подвергаются критике — самочинно и противозаконно — некоторыми внутри Православных Церквей, кто берут на себя дерзновение, подобающее лишь вселенским соборам, оспаривать сии постановления, производя тем самым нестроения в среде верующих. К сожалению, в некоторых Церквях церковные власти с терпением относятся к таковым явлениям, игнорируя непредсказуемые последствия для единства их паствы. Но, соборные постановления должны быть признаны всеми, ибо только таким образом хранится единство Церкви.

Усилия Всеправославных Конференций к единению Православия не исчерпали себя. На ранней их стадии было решено, что необходимо созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви, что и было официально провозглашено всему христианскому миру. Началась подготовка сего великого исторического события. Тематика Собора была ограничена десятью вопросами, из которых восемь уже прошли стадию разработки и были предложены на обсуждение для грядущего Святого и Великого Собора. Разработка остальных двух тем — порядок провозглашения автокефалии какой-либо Церкви и порядок поминовения Церквей в священных Диптихах — наткнулась на серьезные сложности, потому было решено большинством Православных Церквей-Сестер, чтобы не создавать препятствий к созыву Святого и Великого Собора, ограничиться уже разработанными вопросами (один из них связан с провозглашением автономии какой либо Церкви и нуждается в дальнейшем обсуждении на Всеправославной Предсоборной Конференции).

«Всеправославно» уже разработанные темы содержат в себе некоторые положения, которые должны быть пересмотрены и сообразованы с предыдущими эпохами, отличавшимися иными условиями и положением, отражая их и гармонируя с ними. Таковыми являются, к примеру, вопросы общественных условий современного мира, отношений Православной Церкви с неправославными христианами, экуменического движения и т.д. Эти тексты должны быть пересмотрены специально созданной для этой цели Межправославной Комиссией, дабы они были представлены Святому и Великому Собору сообразованными с сегодняшней реальностью.

Это то, что касается тематики Собора. Очевидно, все предусмотренные темы Собора относятся к вопросам внутренней жизни и организации нашей Церкви. Наши предшественники, кто определяли тематику Собора, по праву рассудили: если Православная Церковь не упорядочит все свои внутренние проблемы, она не сможет обратиться к миру с истинной и подлинной проповедью. Мир ожидает, что содержание Святого и Великого Собора несомненно охватит вопросы, занимающие людей нашей эпохи в их повседневной жизни, и потому необходимо, чтобы Собор сей обратился бы к миру с жизненно важным для современному человечества Посланием. Хотелось бы, чтобы Послание сие, тщательно разработанное специальной Межправославной Комиссией и сообразованное с суждениями Отцов Собора, стало бы голосом Православной Церкви, обращенным к современному миру, словом утешения, отрады и жизни, которое так ждет современный человек от Православной Церкви.

Однако устроение Святого и Великого Собора требует и определенных организационных директив, над которыми предлагаем задуматься и вынести решение в течение настоящей Ассамблеи, ибо мы, как никто другой, уполномочены на это и наделены ответственностью. Так, надо продумать и прийти к заключению, как организовать Святой и Великий Собор, как будут правильно представлены на нем Святые автокефальные Православные Церкви в согласии с принципами нашего экклезиологического предания. В течение первого тысячелетия истории нашей Церкви, когда было в силе учреждение Пятиначалия древнейших Патриархатов, считалось совершенно необходимым представительство древних Патриархий, даже если число их представителей невелико. Акцент делался не на число присутствующих, а на гарантию представительства всех Апостольских Престолов. В течение второго тысячелетия по Р. Х. прибавились и другие Патриархии и автокефальные церкви, когда подразумевалось, что их статус будет провозглашен каким-либо грядущим Вселенским Собором (для тех, кто был лишен таковой возможности ранее). По аналогии с древним преданием, таким образом, хотелось бы, чтобы так было и с грядущим Святым и Великим Собором, где все признанные на сегодняшний день автокефальные Православные Церкви были бы представлены тем числом представителей, которое мы установим, если возможно, на сем Собрании нашем.

Другая тема организационного характера, которую мы должны рассмотреть, касается того, как будут приниматься решения Святого и Великого Собора. Справедливости ради для каждой автокефальной Церкви, независимо от числа ее представителей, необходимо, чтобы каждая из них располагала всего одним голосом при принятии заключительных решений, который будет представлен ее Председателем во время голосования. Критически важным является вопрос: будут ли заключительные решения выноситься на основании большинства голосов, участвующих в Соборе Церквей, или как результат единомыслия. Если, выбирая из двух, критерием поставить древнюю каноническую традицию Церкви, то канонический чин предусматривает, что главенствующим в принятии решений, несомненно, является «голос большинства» (6-е Правило 1 Вселенского Собора). Сей принцип действовал в древней Церкви и в вопросах вероисповедания, хотя во многих из великих Соборов (таких, как 3 й Вселенский и другие) принимали участие и те, кого впоследствии Собор объявил еретиками и отступниками Церкви, и они составляли меньшинство в голосовании. Во всяком случае, относительно вопросов канонического характера, несомненно, чин, предписанный в предании, указывает нам придерживаться принципа большинства при голосовании, когда принимаются заключительные постановления. Однако сей принцип не исключает и присно желанного единомыслия. Нам надлежит принять решения по данному вопросу.

 

Возлюбленные во Христе Братья,

Настоящее Собрание наше имеет кардинальное значение. Его проведение совпадает с тем историческим моментом, когда Церковь испытывает мощные потрясения, когда поставляется на суд и сама способность ее понести спасительную свою миссию. Уже ничто не воспринимается как данность, как это было в другие эпохи. Все может меняться моментально. Благодушное бездействие чревато катастрофой. Никакие государственные власти, никакое богатство или могущество не способны укрепить Церковь, и никакое из современных обществ не примет проповеди Евангелия без сомнений и возражений. В наше время мы должны убедить людей, что обладаем словом жизни, благовестием надежды и что живем мы любовью. Для этого сами мы должны стать подлинными и достойными доверия.

Чтобы убедить мир, необходимо основное условие: то есть прежде всего наше собственное внутреннее единство. Прискорбно и чревато для репутации Православной Церкви, когда те, кто вне Церкви, нас часто видят разделенными и пребывающими во взаимных тяжбах. Мы обладаем и учим совершеннейшей экклезиологии, но порой отказываемся применять ее на деле. В нашей Церкви есть точно установленный порядок, определенный Священными Канонами Святых Вселенских Соборов. Однако иногда у нецерковных людей создается о нас впечатление, что мы доходим до споров, кто из нас «первый». У нас есть синодальное учреждение в качестве верховного авторитета, с которым все должны сообразовываться. По халатности или из-за извращенного понимания целесообразности, за которым часто скрывается эгоистичная защита своих интересов, мы позволяем себе попирать синодальные постановления, в лице некой части нашей паствы, присваивая себе непогрешимость веры. В общем, мы являем симптомы разложения. Пришло время отдать предпочтение проблеме единства: как внутри каждой Церкви, так и между Церквами.

Православная Церковь, к которой мы принадлежим по благодати Божией, не обладает иным органом, заверяющим ее единство, помимо синодальности. Потому, дальнейшее отложение созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви серьезно вредит ее единству. Мы несем за это великую ответственность. На протяжении всей истории ее после разрыва с Римом, Константинопольская Церковь всегда служила на благо единства Православия и неоднократно созывала всеправославные Соборы. Она и сегодня остро ощущает свой долг служения единству Православия. И, к счастью, она не одинока в этих стремлениях. Более чем пятьдесят лет назад остальные автокефальные Православные Церкви продемонстрировали свое желание созвать Святой и Великий Собор нашей Церкви. Уже настало время, «время не ждет». Мы можем бесконечно доводить до совершенства наши предуготовления. Довлеет нам и то, о чем уже мы договорились. Без траты времени давайте разрешим с любовью и согласно Священным Канонам все еще имеющие место расхождения в наших взаимоотношениях. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» единого в Троице Бога и страдавшего и воскресшего Господа за всех без исключения в мире, нуждающемся в проповеди любви Божией. Давайте как можно скорее подвигнемся на созыв Святого и Великого Собора, и предоставим Утешителю возглаголать, предавшись дыханию Его.

Все сие, возлюбленные в Господе Братья, — от братского сердца на начало заседаний Собрания нашего.

«Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Ефес. 3, 20-21).

 

https://www.patriarchate.org/documents/synaxis-2014-patriarchal-address-ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2016 году в Стамбуле пройдет Всеправославный собор

 

Всеправославный собор пройдет в 2016 году в Стамбуле, такое решение было принято на встрече глав и представителей всех поместных Православных церквей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона.

Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей как первый по чести православный иерарх, резиденция которого находится в Стамбуле, пригласил предстоятелей православных церквей встретиться в марте, обсудить деятельность подготовительного комитета Всеправославного собора и попытаться решить возникшие вопросы. Последняя такая встреча прошла в 2008 году, также в Стамбуле. Нынешняя встреча проходила с четверга по воскресенье.

"Всеправославный собор готовился более 50 лет, многократно эта подготовка прерывалась, но сейчас было принято решение о том, что этот собор пройдет. Пройдет он, если не возникнет препятствий, в 2016 году", - сказал митрополит Иларион, заявление которого по итогам встречи глав поместных Церквей распространила пресс-служба патриарха Московского и всея Руси.

Также установлено, что от поместных Церквей на Всеправославном соборе будут присутствовать по 24 архиерея, и все решения Собора будут приниматься после достижения единого мнения между Церквами. "Чрезвычайно важно, что решения на соборе будут приниматься консенсусом, то есть общим согласием - никакого голосования на соборе не будет", - сообщил по итогам встречи патриарх Кирилл, слова которого приводит его пресс-служба.

При этом каждая поместная Церковь на соборе будет иметь один голос. "То есть Церковь не может представлять два различных мнения - ее мнение должно быть сформулировано так, чтобы выражать общее мнение всего епископата, духовенства, верующего народа", - сообщил патриарх.

Митрополит Иларион заявил также, что на Всеправославном соборе будет председатель - им будет "первый среди равных" Вселенский (Константинопольский) патриарх, однако он будет сидеть в окружении предстоятелей других поместных Православных церквей. "Таким образом, внешняя картина собора не будет напоминать католический собор, где папа (Римский) сидит во главе, а все епископы в зале, а он будет отражать православное учение о Церкви, согласно которому поместные Православные церкви возглавляются равными по достоинству предстоятелями - патриархами, митрополитами, архиепископами", - отметил глава ОВЦС.

По оценке патриарха Кирилла, собор Православных церквей есть "событие исторической важности". "Таких соборов, состоящих из всех поместных Православных церквей, в истории практически не было", - отметил он.

В истории христианской церкви было семь так называемых Вселенских соборов, последний из которых прошел еще в VIII веке. Это были собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы вероучения, формировались канонические правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси.

"После XI века, когда произошло разделение между Востоком и Западом, на Западе продолжали собираться соборы - их там называли "Вселенскими", мы их, конечно, не признаем как "вселенские"; ну а на Востоке у православных - в силу, прежде всего, сложных политических обстоятельств, в силу арабского, а потом турецкого завоевания - таких соборов не было. Православная церковь как бы отвыкла от соборов. Конечно, в каждой поместной церкви есть свои соборы <...>, но на общеправославном уровне соборов нет", - отметил митрополит Иларион.

На совещании в Стамбуле присутствовали делегации 13 поместных Православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской.

 

https://www.newsru.com/religy/09mar2014/sobor2016.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До 2016 года все фигуранты наверняка по многу раз поссорятся, помирятся и опять поссорятся.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насчет "общего согласия" - т.е. ни одна важная проблема не будет решена.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...