Jump to content

Умер Анатолий Чистов


Drogon

Recommended Posts

23 июля отошел ко Господу Анатолий Чистов, магистр истории Гейдельбергского университета, работник прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, член Ассоциации Una Voce Russia с 2005 г.

fM-NBGRJu2c.jpg

 

Заупокойная Месса по Анатолию Чистову будет совершена в кафедральном соборе Непорочного Зачатия в четверг, 26 июля, ок. 11:00. Просим молитв.

Link to comment

+

Упокой, Господи, светлую душу Толи!

Не забуду наших встреч с ним осенью 2006 года в храме Непорочного Зачатия. Это был действительно светлый и чистый человек, немного чудаковатый, не совсем от мира сего. Помню, как-то он мне сказал - "Ты знаешь, я совсем не боюсь смерти. То, что нас ждёт там - гораздо лучше того, что мы имеем сейчас". И теперь, я уверен, Толик находится там, где гораздо лучше, чем здесь.

Будем молиться за упокой его души и будем просить его молиться за нас. Мы всё равно через некоторое время будем все вместе.

R.I.P., дорогой брат!

Вечная тебе память!

Link to comment

Анатолий раньше много писал на прежних форумах - на Заглобе и особенно на Христианстве. Я поискал его старые постинги и некоторые из них, наиболее, как мне кажется, интересные, объединил под несколькими рубриками.

Вот что он писал о монашестве, о котором много помышлял сам:

 

Призвание вобще имеет божественную природу. Ad hunc statum quidam christifideles specialiter a Deo vocantur - "К этому статусу некоторые верующие особым образом призываются Богом". Реализовать призвание - значит ответить Богу "да". Но... Мало кто из из катехуменов а позже неофитов мысленно не примерял на себя хабит или сутану,тягу к посвящёной жизни чувствуют многие, однако не все в состоянии ответить это самое "да" Богу.Надо прежде всего молиться о распознании призвания в себе, молиться о том, что бы Бог открыл свои планы относительно этого, молиться о том, чтобы "укорениться" в Церкви.В конце концов в этом деле желательно и духовное руководство священника ( желательно опытного). И само собой последнее слово будет за Церковью, это не просто "Здрасте. вот он я".

 

Стоит ещё добавить, что позиция "уйти из мира", "затвориться в монастыре" - это неправильная позиция. Типа ах меня любимый(любимая) бросил (карьера не сложилась, жизнь не удалась, внешняя непривлекательность) - пойду ка я в монастырь, раз больше ничего не осталось. Нельзя бежать от мира, в противном случае он настигнет и в монастыре .Лично я понимаю такой "уход" как дар Божий, дар возможности много молиться, много общаться с Богом, посвящать Ему свой труд не особенно заботясь о насущном (семья, кров, пропитание).

 

Про музыку на Мессе

Более того, можно подумать что вся без исключения молодёжь у нас спит в обнимку с гитарой и без гитары ну просто никуда.Без гитары будто до них просто не дойдёт что к чему. Ораторий целыми вечерами "медитирует" под этот инструмент на тему "люблю Тебя,люби меня"...прямо какая -то "Хари Кришна махамантра".Но это ещё полдела. Вот когда процессия, в составе которой 4 епископа,выходит из сакристии в неф, с алтарным крестом и кадилом, и тут вступает этакая капелла бандуристов.Вау!Нет уважаемые, можете меня здесь в очередной раз освистать и оплевать,но это выглядит просто дико.Было видно как люди на лавках переглядывались между собой с удивлёнными лицами.

Всё это (трынди - брынди), ИМХО,существенно упрощает и утрирует восприятие литургии. Она становится неким привычным мирским действием. Отсюда и Бог кажется уже не Отцом Небесным, а неким симпатичным приятелем.И т.д. и т.п. Там где шутят с литургией, вскорости продают храмы под лабазы и кинотеатры.

  • Like 1
Link to comment

Про покаяние

А мне кажется, что одного без другого не бывает.Примирение с Богом возможно только после чистосердечного, полного, индивидуального исповедания грехов с намерением больше не грешить.И не факт что до 2 ВС в храм приходили с лёгким сердцем, не страдая от совершённых грехов, а просто плакались патеру в исповедальне и таким образом очищались.Естественно прежде чем идти на исповедь нужна подготовка к ней, с осознанием всех своих грехов и величия Божьего Милосердия. Так было всегда и до последнего Собора в частности. А название "Таинство Покаяния" по - моему подразумевает и примирение тоже.Даже между людьми, не говоря уже о Боге, никто не попросит прощения, что бы примириться, искренне не осознав при этом свою неправоту и вину?

 

А вот просто главка из ненаписанных Толей мемуаров церковного сторожа. Написано эмоционально, временами с некоторыми перехлёстами, из которых видно, как ревностно Анатолий относился к Божьему дому - храму.

 

Видите ли, братия и сестры, мне уже несколько лет приходится заниматься удалением неадекватов из храма на уровне моей непосредственной служебной обязанности, так что хотелось бы прокомментировать прочитанное...

Сейчас такое время, когда у абсолютно здорового человека может внезапно снести голову,в силу ряда причин или без оных. Сейчас много людей не ведущих себя не откровенно чуднО, а скажем так, несколько странновато. Много просто пьяных, бомжей и т.д.

Вот ряд примеров того, что творит эта братия...У бомжей не застревает например покакать в конфессионале, залезть в сакристию большой часовни и пытаться утащить чаши и патены, лечь на первую лавку в главном нефе и обблеваться во время адорации, прийти в неф днём и мирно посикать на колонну, курить в туалете развалившись на полу.Один такой несчастный бездомный по которому кишели вши, пришёл и уселся в притворе перед концертом, потом отошёл в тамбур, одним махом выпил поллитровочку сел на пол и обкакался, пришлось тащить волоком за забор по льду. Когда их просишь выйти они грозяться плюнуть туберкулёзной слюной, иногда бросаются с палками и прочими травмоопасными предметами. Они проникают в такие места навроде крыши машинного отделения органа или подвала курии, воруют копилки с пожертвованиями.Одна такая дама украла на позапрошлое Рождество от вертепа коробку с игрушками для приютских детей.Или отрывают унитазы в туалете прямо с анкерными болтами вместе.

Пьяные это то же та ещё сказка. Один гражданин в изменённом состоянии сознания рвался недавно, во время концерта, поиграть вместе с органистом на органе, пришлось вызывать наряд. А вот ещё один пришёл днём и начал проходить Крестный Путь очень своеобразным способом, около каждого стояния он вставал на колени, бился лбом об пол и громко кричал "Sieg heil!". Два неких красавца лет под 50 приходят довольно часто и усаживаются на лавочки перед началом Мессы.Когда начинается Месса один постоянно выкрикивает матерные богохульства, а второй стыдит его и призывает покаяться и обратиться ( тоже матом ). Естественно оба в хлам. Пьяные юноша (русский) и девушка (француженка) тоже веселились весьма изысканно, он стоя гадил на газон, а она в одежде залезла в прудик и плескалась там ничего не соображая. 2 раза за руку ловил воров.Я просто всего уже не упомню, так только самые незабвенные чудеса.

Неадекваты. Я всякое тоже видел. И "первых и последних с альфой и омегой" которые приносят в сакристию ключи от "царствия небесного", тех кто возомнил себя Иудой Искариотом, и дам забирающихся в конфессионал и одевающих столу чтобы начать исповедь, и бабушек приводящих в храм десять собачек, что бы собачки тоже помолились. Сюда на полном серьёзе обращаются психически нездоровые люди с просьбой переправить их "на Запад". Они ночью расхаживают вдоль забора с пением гимнов или, одевшись в пончо играют на окарине какие то мотивы Анд сидя на парапете храма в час ночи. Они рассказывают ИМЕННО МНЕ, И ДОВОЛЬНО ЧАСТО, про видения Святых и про контакты с НЛО. Но больше всего приходиться общаться с "пророками" и пламенными проповедниками. Это как говориться, НАШ клиент и НАШ профиль.

Неформалы.Большей частью это детки лет 14 - 20. Готы, например, совокуплялись в туалете во время органного концерта. Любители жанра "АНИМЭ" явились в количестве человек 30 в нелепых костюмах с бутафорским оружием и тоже лезли в храм во время Мессы. Они явно получали удовольствие от эпатажа нашей приходской публики. Какие то волосатые молодые люди с перевернутыми крестами на шеях, с пентаграммами на майках лезли к Причастию, при этом находясь в состоянии явного наркотического опьянения. Один псих из группы велосипедистов, отдыхавших на территории, зашел с велосипедом в притвор, и разгнавшись от дверей нефа, прыгнул с парапета через другого дурачка который лежал в этот момент в метре от лестницы и фотографировал прыжок снизу.

Я могу написать целую книгу о таких явлениях. Но я для себя сделал один вывод от которого уже не отступлюсь. Все эти друзья мешают проведению богослужений и оскорбляют религиозные чувства прихожан, глумятся над храмом и Католической Церковью. Поэтому я считаю себя свободным от ненужных церемоний и свободным в выборе средств удаления этих лиц. Всякие там "сю-сю" о том что несчастные грешники со слезами покаяния пришли к Боженьке просто безосновательны. Они приходят сюда ПОПИСАТЬ, ПОКАКАТЬ, ВЫПИТЬ В ТЕПЛЕ, ЧТО НИБУДЬ УКРАСТЬ ИЛИ СЛОМАТЬ, ГДЕ ТО СПРЯТАТЬСЯ И КАК - НИБУДЬ НАГАДИТЬ. Им на фиг не нужна ни Церковь, ни Бог. Конечно больных людей это не касается, но в целом это так. Поэтому гнал и буду гнать, и бороться буду всеми подручными средствами.

 

Как армяно-католики Пасху встретили

Из года в год день Пасхи Господней в нашем приходе омрачает одно преотвратительное явление. Жутко смотреть на то, что остаётся во дворе и на улице перед храмом после литургии у армяно – католической

общины!

Сразу оговорюсь, дабы не быть заподозренным в националистических настроениях, что питаю самые лучшие дружеские чувства по отношению к армянскому народу, среди которого прожил несколько лет, что называется «и в горе и в радости». Я действительно очень люблю армянскую литургию, древний грабар и не менее древнее Предание. Так что с этим всё в порядке, но…

В нашем приходе много разных национальных католических общин со всего света. Для богослужений они используют как главный неф, так и многочисленные часовни в крипте. Все подчиняются одному правилу – после Мессы убраться и вынести за собой мусор. Конечно это общины довольно небольшие, не такие крупные как армяно – католическая, поэтому им проще, однако то что я увидел вчера просто потрясло моё воображение.

1.Освящённые пасхальные яйца

Освящённые пасхальные яйца, эти символы телесного воссоздания во Христе, символы радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью валялись вчера, битые и раздавленные, целыми кучами во дворе храма. К сожалению я не видел, каким способом совершено подобное. Такое впечатление, будто яйцами этими кидались или играли ими в весёлую игру « раздави ногами побольше пасхальных яичек ». Скорлупа толстым слоем покрывала газоны перед храмом и тротуар Малой Грузинской улицы. Второй день мы оттираем плитку от яичного желтка, которым кстати густо была вчера намазана главная лестница. Битые и давленные яйца были вчера везде, даже в туалете. Сразу у центральных ворот на территории стояла целая сумка с яйцами по которой кто – то прошёлся, а рядом лежала целая полуметровая куча скорлупы и яиц. На заборе тоже лежали яйца и скорлупа, которые валились на газоны и на тротуар сотнями, по ним ходили прохожие и глумливо усмехались, навроде какая у этих католиков странная Пасха.

Дело не в том, что я перетрудился выгребая всё это за братьями – армянами, нет! Просто с освящённой пасхальной пищей так не поступают! Ни один нормальный христианин – католик не будет попирать освящённое ногами! Ни один не будет, извините за выражение, намеренно гадить перед церковным зданием и тем самым позорить Святую Католическую Церковь в глазах людей других конфессий. Стыдно!

2.Окурки

Окурки тоже в неисчислимом количестве валялись повсюду. Эти люди не стесняясь курили на ступенях храма ( где так же и чистили яйца ), о чем свидетельствовали буквально сотни « бычков » растоптанных на главной лестнице. Что касается Малой Грузинской улицы, тут «ни в сказке сказать, ни пером описать». Клумбы тополей, бордюры, тротуар – кругом окурки. Кроме того на обочинах валялись битые коньячные бутылки и пластиковые стаканчики. Всё это естественно вперемешку с освящёнными пасхальными яйцами и пластиковыми бутылками из под напитков. Это происходит не только на праздник Пасхи, но и каждое воскресенье тоже, хотя курить на территории прихода запрещено.

3.Сопутствующий (он же «пасхальный») мусор

Третий вопрос, актуальный так же и для рядового времени литургического года – семечки. Наши прихожане из армян лузгают их в таком количестве, что под шелухой тротуара не видно.

Так же и упаковки от любой еды летят прямиком на пол. Пакеты от чипсов, печенья, соков и т.д., всё это разлетается по тротуару и газонам, подгоняемое ветерком. Количество выплюнутых жвачек на площади перед собором вырастает во много раз.

 

Я уже не говорю о воспитании или уважении к «труду уборщиц», не уважайте, не надо, переживём! Но ведь можно элементарно сообразить где ты находишься и Чей это дом? Видимо здесь дело в другом. Воскресный поход в храм воспринимается как посещение некого этнического клуба друзей по интересам. Это слишком ничтожная проблема для обращения за помощью к правящему епископу, но и на увещевания своих пастырей они не реагируют тоже. Что же делать то?

Хоть демонстрацию прихожан собирай с транспарантами: «Не смейте гадить перед храмом!». Не хотелось бы, чтобы из-за такой пустяковой проблемы в приходе возникала какая – то рознь, но активное ворчание в приходской среде уже слышно. Глядя на всё это свинство люди возмущаются, и по – моему совершенно справедливо. Я бывал на больших богослужениях как в Эчмиадзине так и в Панике, но нигде люди так себя не ведут! Попробовал бы кто – нибудь бросить окурок, ну скажем, на ступенях церкви Святой Рипсимэ…Там бы быстро объяснили что к чему. Причём сами же прихожане. Так почему же можно свиничать здесь? Потому что это не своё, не родное? Печально всё это. Но делать что – то надо.

 

А вот самое неожиданное - ибо Анатолий был весьма традиционным католиком, настороженно относившийся к новым литургическим формам -

Про НК - Во напустились то, во напустились! Идея то хорошая была - обновление катехизации и укрепление в вере.Ну оригинальные они маленько, не есть же их поедом .Ну конечно я с ними сталкивался и каждый день сталкиваюсь.Есть среди них вполне милые люди.И вобще...Правую руку теперь не буду мыть до окнца дней.Мне её сам Кико Аргуэльо пожал за качественное исполнение служебных обязанностей :)

==========

На форуме "Христианство" Анатолий написал массу интересных, информативных сообщений, в основном о традиционной Мессе, особенностях и тонкостях её служения. У меня есть архив того форума, но чтобы его перерыть потребуется очень много времени. Если попадутся толины сообщения - обязательно их вывешу.

  • Like 1
Link to comment

Потрясен новостью. :-(

 

Знаком с Анатолием был весьма "шапочно", тем не менее - воспринимал его как некую органичную часть нашего кафедрального собора.

 

Вечный покой даруй ему, Господи, и да сияет ему Свет вечный. Да покоится в мире.

Link to comment
  • 2 weeks later...
Заупокойная Месса по Анатолию Чистову в экстраординарной форме состоится в субботу, 11 августа, в 17:00 в Большой часовне кафедрального собора. Сердечно приглашаем всех, кто сможет прийти.
Link to comment
  • 1 month later...

Когда Толик умер, я еще не зарегился на форуме. Я знал его, был и на похоронах.

 

Человек выдающихся знаний и таланта, он, увы, помер, не успев "наследить" публикациями. И вообще страшно, когда помирает человек в 41 г., мать ревет у гроба, что пережила сына...

Link to comment
Guest
This topic is now closed to further replies.
×
×
  • Create New...