Перейти к содержанию

О. Дим.Смирнов о Царстве Небесном


Amtaro
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Многие привыкли видеть в прот. Димитрии Смирнове церковного политика, парадоксально высказывающегося по ряду вопросов общественной жизни. Но он ещё и опытный пастырь, часто учащий совершенно в духе святоотеческого Предания. Я выбрал из его интервью 4 ответа, которые очень близки моему пониманию того, что происходит с нашими душами:

 

Что такое благая кончина? Это когда душа перейдет в Царствие Божие?

– Нет. Это когда душа попадет в руки Божии, потому что Царство Божие внутри нас есть.

– Это если человек приобрел его в земной жизни...

– Лучше сказать, стяжал. Потому что приобрел – это уже есть некий конечный результат, а стяжание – это процесс.

– Но кончина есть некий итог, который мы подводим.

– Да, только не мы подводим, а Бог подводит под жизнью человека такую черту. Но спасение – это все равно процесс. Либо человек находится в этом движении, либо он уснул в смерть, и тогда этот процесс остановился.

– Когда человек находится в духовном движении в земной жизни, это движение продолжается после смерти тела?

– Думаю, да, хотя знать нам об этом не дано.

======

Особенно важны, как мне кажется, первый и последний ответы. Первый - потому, что многие неофиты - как православные, так и католики - считают, что Бог по тщательном взвешивании всех за и против определяет куда поместить душу - в рай или всё-таки в ад. В то время как душа сама себя помещает туда или не туда в течение жизни.

А второй ответ, хоть он и очень осторожный (а о. Димитрий , как правило, весьма осторожно отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью), показывает православным один из аспектов учения о Чистилище.

 

Всё интервью можно прочитать здесь - https://www.blagovest...=2&s=7&id=45759

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А второй ответ, хоть он и очень осторожный (а о. Димитрий, как правило, весьма осторожно отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью), показывает православным один из аспектов учения о Чистилище.

По факту сказано: может быть, но нам этого знать не дано. То есть, признание того, что мы многого не знаем, и отказ от домысливания. А в РКЦ - учение о Чистилище. ИМХО, разные категории, совсем разные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да. Но "может быть" - это и есть осторожное признание. А Католическая Церковь не домысливает. Мы не знаем никаких подробностей, знаем лишь, что очищение души продолжается и после смерти тела.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да. Но "может быть" - это и есть осторожное признание.

Может быть. А может и не быть. Осторожное признание чего?

 

А Католическая Церковь не домысливает. Мы не знаем никаких подробностей, знаем лишь, что очищение души продолжается и после смерти тела.

Откуда мы это знаем? Нет, я серьёзно, мне бы тоже хотелось, чтобы это было так, но мои личные хотелки не всегда совпадают с Божьим Промыслом, увы. Где сказано что-то мне в утешение на эту тему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда мы это знаем? Нет, я серьёзно, мне бы тоже хотелось, чтобы это было так, но мои личные хотелки не всегда совпадают с Божьим Промыслом, увы. Где сказано что-то мне в утешение на эту тему?

 

См. FAQ - https://catholichurch.ru/index.php/topic/391-%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотрел. Мнения Григория Великого и Амвросия Оптинского, безусловно, авторитетны, но там о чистилище не сказано ни слова.

Григорий Великий:

Господь говорит в Евангелии: «Ходите, пока есть свет» (Иоанн, 12, 95); и через пророка сказано: «Во время благоприятное я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (Исх., 49, 8). Так же говорит апостол Павел: «Вот, теперь время благоприятное; вот, теперь день спасения» (II Кор., 6, 2). Соломон говорит то же: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай: ибо в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклес, 9, 10). И Давид говорит: «Велика милость Его к нам» (Пс. 116, 2).

Из всех этих изречений можно видеть, что человек предстанет на судилище таким, каким он выйдет отсюда. Но можно верить в то, что для некоторых не тяжких прегрешений еще до суда существует очистительный огонь, ибо истина глаголет: «Если кто скажет хулу на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф., 12, 32). Из этого речения можно понять, что некоторые грехи могут быть прощены в этом веке, а другие в будущем; ибо если отрицается возможность прощения относительно одного греха, то, следовательно, относительно других сказано, что они могут быть прощены.

В Православии имеется в виду, что окончательный Суд над живыми и мёртвыми будет по второму пришествию Христа. Но и по смерти человека никаких отсрочек не предусмотрено: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9,27). Где душа находится до Второго пришествия - нам не ведомо, а строить домыслы - не принято. Мы надеемся, что по нашим молитвам и по молитвам Церкви участь грешных душ может быть облегчена (от самого умершего это вообще уже никак не зависит), но никаких чистилищ мы не знаем. Из того, что есть по данной ссылке, я такого тоже не обнаружил (документы РКЦ на эту тему не смотрел, к святоотеческому наследию они не относятся).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотрел. Мнения Григория Великого и Амвросия Оптинского, безусловно, авторитетны, но там о чистилище не сказано ни слова.

 

А о чем там сказано?

 

В Православии имеется в виду, что окончательный Суд над живыми и мёртвыми будет по второму пришествию Христа

 

Спасибо, Кэп!

 

"человекам положено однажды умереть, а потом суд"

 

Еще раз спасибо!

 

Но и по смерти человека никаких отсрочек не предусмотрено

 

Каких отсрочек, отсрочек от чего?

 

Мы надеемся, что по нашим молитвам и по молитвам Церкви участь грешных душ может быть облегчена (от самого умершего это вообще уже никак не зависит), но никаких чистилищ мы не знаем

 

Кто эти вы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Классика диалога. Ну да Сергий не даст себя сбить, верю :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то я не вижу отличий между тем, о чем пишет Амвросий Оптинский, и католическим учением о чистилище.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что их нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то я не вижу отличий между тем, о чем пишет Амвросий Оптинский, и католическим учением о чистилище.

Отличие здесь, в постановке вопроса:

– Когда человек находится в духовном движении в земной жизни, это движение продолжается после смерти тела?

– Думаю, да, хотя знать нам об этом не дано.

О духовном движении самого человека после смерти я ничего не нашёл ни у Амвросия Оптинского, ни в других источниках. Только по молитвам за него. ИМХО, "чистилище", всё-таки, порождение некоторой мечтательности католиков. Хорошо бы, конечно, иметь возможность "работы над ошибками", но только "в чём Застану, в том и Сужу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классика диалога. Ну да Сергий не даст себя сбить, верю :)

Так мы же спорим не ради спора? :) Да и вообще не спорим. Нравится кому "Чистилище" - ну и пусть будет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго вечера!

 

Дмитрий

 

Некоторая разница есть.

По ссылке на аббата Поля читаю:

 

явилась душа недавно умершего человека, излучавшая сияние и восходившая на небо: "Я провела всего несколько часов в чистилище, — воскликнула она, в награду за благочестивое чтение Розария".

Параллели про чтение "лотосовой сутры" напрашиваются сами собой.

Вот еще одна история, из "Японских легенд о чудесах":

 

"Во время правления государя Сиракабэ человек по имени Хи-но Кими, происходивший из уезда Мацура провинции Хидзэн, что в Цукуси, неожиданно умер и попал в страну царя Эмма. Царь проверил его дела и нашел, что смерть была преждевременной. Поэтому он отправил его обратно. По пути назад [Хи-но Кими] увидел в море котел — это был ад. Кто-то черный, похожий на пень, то всплывал на поверхность, то снова погружался в кипящую воду. Всплыв, он сказал Хи-но Кими: “Подожди! Мне есть что сказать тебе!” — и снова скрылся в кипятке. Всплыв еще раз, он сказал: “Подожди! Мне есть что сказать тебе!” Так повторялось три раза, а на четвертый он сказал: “Я - Мононобэ-но Комаро из уезда Харихара провинции То:томи. В прошлой жизни я много лет был ответственным за доставку очищенного риса и беззастенчиво отнимал у крестьян то, чем они владели. Из-за этих грехов я и принимаю ныне эти муки. Прошу тебя переписать "Сутру лотоса", чтобы искупить мои грехи”». Вот затем, в частности, и нужен судья: чтобы никто не умер раньше положенного срока. Хи-но Кими возвращается в мир живых и подаёт по начальству доклад об увиденном. Донесение отложили в долгий ящик — на двадцать лет. Позже, при участии праведного чиновника Сугано-но Мамити, дело дошло до государя Камму, тот призвал знающего монаха, расспросил, не устарела ли ещё эта бумага. Монах ответил: наши сто лет равняются одним адским суткам, так что время не упущено. Государь учинил расследование, данные о злоупотреблениях подтвердились. Тогда он распорядился переписать «Лотосовую сутру» и провёл её чтения, причём присутствовал на них сам во главе сановников и чиновников — всего созвал столько должностных лиц, сколько иероглифов в сутре. И всё это ради спасения Комаро. "

 

Есть предположения, что "функцию" чистилища в восточных религиях выполняет реинкарнация. Там, где она признается особенно бессмысленной (как в буддизме), на первый план в качестве "чистилища" выходит идея "чистых земель" (места-состояния "недоблаженства" - где есть масса времени для выполнения духовных практик и откуда уже нельзя выпасть в круговорот перерождений - но еще и не окончательного освобождения ). Идея "чистых земель" и небесного покровительства, в результате которого "по молитвам" в эти края могут попасть и простые и немудрящие миряне, чрезвычайно популярна в Китае и Японии.

На Ваш взгляд, это все те же "предвосхищения" христианских истин, характерные для нехристианских религий; и в этом "предвосхищении" им уступает православие?

 

Что касается примера Амвросия Оптинского, этот пример, на мой взгляд, частный, к тому же из монашеской практики (что особый случай) и символическо-визионерских, обобщающих выводов тут делать просто нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О духовном движении самого человека после смерти я ничего не нашёл ни у Амвросия Оптинского, ни в других источниках. Только по молитвам за него.

Вы правы, в этом можно увидеть отличие. Однако это мне всегда было непонятно: что значит "только по молитвам"? Выходит, что оправдание томящегося после смерти в аду грешника является исключительно внешним по отношении к нему самому, чисто юридическим актом, приговором умилостивившегося Судьи. Или же происходит очищение помимо его участия, что также абсурдно. Типа "без меня меня женили". Остается предположить только одно: некий процесс самосовершенствования с участием самого человека там все-таки продолжается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Остается предположить только одно: некий процесс самосовершенствования с участием самого человека там все-таки продолжается.

 

И сдать в макулатуру все увещевания раннехристианских авторов на тему, что по смерти нет покаяния?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем противоречие, Алексей? Речь идет только о покаявшихся перед смертью. Перечитайте Амвросия Оптинского.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир М

 

Остается предположить только одно: некий процесс самосовершенствования с участием самого человека там все-таки продолжается.

 

Под человеком Вы в данном случае разумеете душу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается примера Амвросия Оптинского, этот пример, на мой взгляд, частный, к тому же из монашеской практики (что особый случай) и символическо-визионерских, обобщающих выводов тут делать просто нельзя.

Не годится Амвросий Оптинский - пожалуйста, Послание восточных патриархов 1723 г.:

 

Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них.

Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

 

Находим отличия от чистилища здесь.

 

Под человеком Вы в данном случае разумеете душу?

Да, конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Параллели про чтение "лотосовой сутры" напрашиваются сами собой.

Что же из этого? Можно вообще провести целый ряд параллелей между христианством и языческой мифологией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выходит, что оправдание томящегося после смерти в аду грешника является исключительно внешним по отношении к нему самому, чисто юридическим актом, приговором умилостивившегося Судьи. Или же происходит очищение помимо его участия, что также абсурдно. Типа "без меня меня женили". Остается предположить только одно: некий процесс самосовершенствования с участием самого человека там все-таки продолжается.

 

Согласен.. В момент смерти, состоя из души и тела, человек делает выбор - обращается ко Христу или нет. Затем следует смерть тела и человек становится одной душою, а дух не может менять принятое решения. И если он обратился ко Христу, то он так и остается обращенным к Нему. Но если он не успел принести достойного покаяния, то он, прежде, чем попасть в рай, должен быть очищен. И он, несомненно, в этом очищении участвует. Он же не чурбан бесчувственный, он живая душа. Он это очищение ощущает, он стремится к Господу. Странно говорить,что он совсем уж не причем...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перечитайте Амвросия Оптинского.

Вы об этом?

"Ежели человек погрешил, то по правосудию Божию должен понести мучение или томление, — покаявшимся временное, а не покаявшимся — вечное..."

ИМХО, это сказано о "мытарствах" (фольклор, возможно), которые, вроде как, на 40-й день завершаются каким-либо определением дальнейшей участи души до Второго Пришествия. Вообще, теоретически, существует Рай, куда Христос ведёт верных своих, и ад, откуда Он выводил души праведников. Всё, никаких "Чистилищ", ни духовных, ни химических нигде не упомянуто. То есть, на своём могильном камне можно будет прочесть только два возможных маршрута: или ошуйю, или одесную. Ну, а там уже прямо, прямо, прямо, никуда не сворачивая...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не годится Амвросий Оптинский - пожалуйста, Послание восточных патриархов 1723 г.:

Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них.

Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

И здесь никакой активности со стороны умершего, полный пассив и надежды только на молитвы живых и снисхождение Господа к ним по любви Божьей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выходит, что оправдание томящегося после смерти в аду грешника является исключительно внешним по отношении к нему самому, чисто юридическим актом, приговором умилостивившегося Судьи. Или же происходит очищение помимо его участия, что также абсурдно. Типа "без меня меня женили". Остается предположить только одно: некий процесс самосовершенствования с участием самого человека там все-таки продолжается.

 

Согласен.. В момент смерти, состоя из души и тела, человек делает выбор - обращается ко Христу или нет. Затем следует смерть тела и человек становится одной душою, а дух не может менять принятое решения. И если он обратился ко Христу, то он так и остается обращенным к Нему. Но если он не успел принести достойного покаяния, то он, прежде, чем попасть в рай, должен быть очищен. И он, несомненно, в этом очищении участвует. Он же не чурбан бесчувственный, он живая душа. Он это очищение ощущает, он стремится к Господу. Странно говорить,что он совсем уж не причем...

Именно в момент смерти? Не раньше? :huh:

Как выглядит процесс "очищения"? Исповедь и покаяние в нераскаянных грехах? :huh: Или принудительные работы? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Именно в момент смерти? Не раньше? :huh:

 

Не позже.

 

Как выглядит процесс "очищения"?

 

В свое время узнаете. Очень надеюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В свое время узнаете. Очень надеюсь.

Добрый Вы, Дмитрий :) . В своё время мы все узнаем. Но Вы-то можете поделиться знаниями о "Чистилище" здесь и сейчас, католик всё-таки. Я же Вас не буду пытать с пристрастием, не в "Чистилище" (картина "Допрос коммунистов", Борис Владимирович Иогансон), а у Вас есть случай спасти мою душу. Добрые дела Вам засчитываются? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...