Jump to content

Сохраняется ли связь души с телом после смерти человека?


 Share

Recommended Posts

Мир Вам, братья и сестры!

Вопрос: с точки зрения католицизма сохраняется ли связь между душой и телом человека после смерти? Являются ли душа и тело после смерти одной ипостасью? 
 

Чей собственностью является тело после смерти и кто вправе им распоряжаться?

 

Заранее благодарю за ответы!

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Из Катехизиса КЦ:

364- 1004

Тело человека участвует в достоинстве «образа Божия»: потому-то оно и есть человеческое тело, что одушевлено духовной душою, и человеческая личность вся в целом предназначена стать в Теле Христовом храмом Духа.

2289

«Единый телом и душою, человек по телесному своему состоянию вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают своей наивысшей степени и возносят свободную хвалу Творцу. Следовательно, человеку не положено презирать телесную жизнь, но, наоборот, он обязан ценить и чтить свое тело как сотворенное Богом и предназначенное воскреснуть в последний день».

365

Единство души и тела столь глубоко, что следует рассматривать душу как «форму» тела; это значит, что благодаря духовной душе тело, составленное из материи, есть живое человеческое тело; дух и материя в человеке — не две соединенные природы: союз их создает единую природу.

366, 1005, 997
Церковь учит, что каждая духовная (нематериальная) душа сотворена непосредственно Богом, — она не «произведена» родителями. Церковь также учит нас, что душа бессмертна: она не погибает, отделившись от тела в смерти, и вновь соединится с телом при воскресении мертвых.

  • Like 2
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Последний вопрос немного непонятен. В этом мире распоряжаться или в ином?

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, Neta said:

Из Катехизиса КЦ:

364- 1004

Тело человека участвует в достоинстве «образа Божия»: потому-то оно и есть человеческое тело, что одушевлено духовной душою, и человеческая личность вся в целом предназначена стать в Теле Христовом храмом Духа.

2289

«Единый телом и душою, человек по телесному своему состоянию вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают своей наивысшей степени и возносят свободную хвалу Творцу. Следовательно, человеку не положено презирать телесную жизнь, но, наоборот, он обязан ценить и чтить свое тело как сотворенное Богом и предназначенное воскреснуть в последний день».

365

Единство души и тела столь глубоко, что следует рассматривать душу как «форму» тела; это значит, что благодаря духовной душе тело, составленное из материи, есть живое человеческое тело; дух и материя в человеке — не две соединенные природы: союз их создает единую природу.

366, 1005, 997
Церковь учит, что каждая духовная (нематериальная) душа сотворена непосредственно Богом, — она не «произведена» родителями. Церковь также учит нас, что душа бессмертна: она не погибает, отделившись от тела в смерти, и вновь соединится с телом при воскресении мертвых.

Тут говорится о статусе тела при жизни и нет ни слова о том, сохраняется ли тело в ипостаси человека и как тело человека после смерти. 
 

 

2 hours ago, Neta said:

Последний вопрос немного непонятен. В этом мире распоряжаться или в ином?

Этот вопрос связан в том числе с темой трансплантации. Почему мы не можем принудительно ее осуществлять. 

Является ли тело после смерти простой вещью (как телефон, машина или ручка), которую можно использовать близким/государству?

Либо же тело продолжает быть частью человеческой ипостаси (если да, то как именно, если оно отдельно от души?), и, следовательно, к нему нельзя относиться как к простому имуществу, но как к человеку? (Примерно эту мысль видел у некоторых православных) 

Либо третий вариант. Тело является отдельной от души ипостасью, но как-то сохраняет достоинство именно как тело человека…

Edited by Tigran1245
Link to comment
Share on other sites

Трудные вопросы. Выпуск 20. Что происходит с душой при пересадке органов?

ВОПРОС:
Что мы подразумеваем, когда говорим о воскресении мертвых? Что происходит с душой, когда человеческий орган пересаживают от умирающего человека? Одобряет ли Церковь донорство органов? Если тело является как бы «сосудом» души, и его часть продолжает жить в другом человеке несмотря на смерть первого, то получается, что душа умершего находится в состоянии греха?
И еще: можете ли дать какой-нибудь совет, как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?

ОТВЕТ:
Произнося в символе веры слова «Верую в воскресение мертвых», мы утверждаем, что в конце времен Христос вернется в историю и воскресит наши тела. Для Него нет ничего невозможного – ведь Бог создал небо и землю из ничего.
Господь воскресит наши тела и в том случае, если их часть станет частью тела другого человека посредством пересадки органов, – человека, который тоже в свою очередь умрет и возвратится в прах. Воскресение, в которое мы верим, -- это «сотворение заново» из ничего, новое сотворение того же самого тела, в котором мы жили на земле, тела, обладающего тем же генетическим кодом.
Церковь положительно относится к донорству органов. Вот что говорит об этом Катехизис Католической Церкви: «Пересадка органов соответствует нравственному закону и может быть достойна похвалы, если физический и психологический риск, который берет на себя донор, пропорционален искомому благу для пациента». (2296). Трансплантация органов морально неприемлема, если донор или его законные представители не дали на то согласия, полностью отдавая себе отчет в происходящем. Морально неприемлемо непосредственно приводить к инвалидности или к смерти человеческую личность - даже если это делается для того, чтобы продлить жизнь других людей.
Душа человека, отдавшего свой орган, не находится в состоянии греха, если пересадка соответствует нравственному закону. Наоборот – донорство является актом добродетели.
Пересаженный орган усваивает характеристики тела, в которое он был пересажен. С богословской точки зрения, пересаженный орган не относится больше к душе донора, но к душе того, кому была произведена пересадка.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Tigran1245 сказал:

Мир Вам, братья и сестры!

Вопрос: с точки зрения католицизма сохраняется ли связь между душой и телом человека после смерти? Являются ли душа и тело после смерти одной ипостасью? 
 

Чей собственностью является тело после смерти и кто вправе им распоряжаться?

 

Заранее благодарю за ответы!

Не совсем понятно, что значит "одной ипостасью". Вообще ипостась - слово несколько коварное, его к месту и не к месту употреблять не стоит.

Связь между душой и телом человека после его смерти, безусловно сохраняется. Воскресение Христово и взятие на небо Девы Марии это подтверждают.

Католическая вера в понимании человека как единства души и тела опираются в конечном счете на понимание, которое восходит к Аристотелю. Душа после смерти, пребывая в отделении от тела, находится в несколько ущербном, даже по сравнению с земной жизнью состоянием. Можно сказать, душа по своей природе требует для себя тела. Мы его получим после Воскресения. Наоборот, Платон понимал тело как гробницу души, после смерти душа уходит на небо и пребывает там в отделенном, своем истинном состоянии. 

В то же время не имеют значения, скажем, вот эти частицы, вот эти молекулы, вот эти органы тела. Некоторых органов по воскресении точно не будет. А молекулы и частицы тела "уходят и приходят" даже в течении жизни тела на земле - в силу хотя бы обмена веществ. То есть потеря частиц тела в силу естественного разложения в могиле или какого-то отъема части тела - не фатальна и будущему воскресению помешать не может. 

Чья собственность тела? По-моему, прежде всего Божия, коль скоро и человек - Божий. Но тело дано ему в пользование и распоряжение.

Медицинские опыты возможны. А вот глумление - недопустимо.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, Марион said:

Не совсем понятно, что значит "одной ипостасью". Вообще ипостась - слово несколько коварное, его к месту и не к месту употреблять не стоит.

Имеется ввиду то, что тело - по прежнему тот же человек. И прикосновение к этому телу, например = прикосновение к этому человеку. Ну и соответсвенно связь с душой у него сохраняется.  

5 hours ago, Марион said:

Связь между душой и телом человека после его смерти, безусловно сохраняется. Воскресение Христово и взятие на небо Девы Марии это подтверждают.

Такая связь, конечно, сохраняется. То, что Бог воскресит именно наши тела для наших душ - это понятно.

5 hours ago, Марион said:

В то же время не имеют значения, скажем, вот эти частицы, вот эти молекулы, вот эти органы тела. Некоторых органов по воскресении точно не будет.

Каких, например?

5 hours ago, Марион said:

Чья собственность тела? По-моему, прежде всего Божия, коль скоро и человек - Божий. Но тело дано ему в пользование и распоряжение.

Медицинские опыты возможны. А вот глумление - недопустимо.

В определенном смысле мы все в собственности Бога: и душой, и телом.

Вопрос. Если, допустим, человек умер и не хотел при жизни, чтобы его органы были трансплантированы другим (в юридическом документе он это не указал), его родственник, который теперь по закону владеет телом умершего, решает его органы пожертвовать больнице. 

Грешит ли родственник или нет? И почему?

Link to comment
Share on other sites

 
Цитата

 

В то же время не имеют значения, скажем, вот эти частицы, вот эти молекулы, вот эти органы тела. Некоторых органов по воскресении точно не будет.

Каких, например?

 

Например, связанных с функцией размножения. Или обмена веществ.

Edited by Марион
Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, Марион said:
 

Например, связанных с функцией размножения. Или обмена веществ.

А как же Христа обрезали, если не должно быть этих органов у совершенных людей?

Link to comment
Share on other sites

Я полагаю, что всё, что от Бога совершенно и говорить о более высоком совершенстве бессмысленно. Мы созданы по Образу и Подобию и у нас нет ничего лишнего или избыточного, а если у кого и есть, то это патология какого-либо формата. Что будет после, узнаем когда попадём туда, а здесь надо жить и выполнять свою земную миссию, нести свой крест, грешить и расплачиваться за это. Думаю, всё будет прекрасно там, как, этого никто не знает и не узнает пока туда не попадёт. Как вам такой подход к этой, для меня странной и непонятной теме? 🙂

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Tigran1245 сказал:

А как же Христа обрезали, если не должно быть этих органов у совершенных людей?

Так это же разные события. Обрезание означало приложение младенца к народу Божию, то есть, евреям. А на небе ни женятся, ни замуж не выходят, как говорит нам Писание. 

Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, Tigran1245 сказал:

А как же Христа обрезали, если не должно быть этих органов у совершенных людей?

Так это там, на небе, не должно быть. А не здесь. Христос уподоблялся людям, которые здесь - во всем, кроме греха.

Link to comment
Share on other sites

On 8/2/2023 at 7:27 AM, Марион said:

Так это там, на небе, не должно быть. А не здесь. Христос уподоблялся людям, которые здесь - во всем, кроме греха.

Как же так, если Христос имел природу, которая была до грехопадения?

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
В 04.08.2023 в 21:14, Tigran1245 сказал:

Как же так, если Христос имел природу, которая была до грехопадения?

Тем не менее Его телесность была приведена в соответствие с той "нормой", которую имеют большинство людей. Он умалил себя. Он не желал выделяться из них, и если даже мог, то все же не демонстрировал в обычной жизни сверхспособности, не летал, не перемещался мгновенно и т.д. Лишь в редкие минуты он демонстрировал свои умения - например, через хождение по воде - в той мере, в какой Он желал открыть себя.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...