Jump to content

Учение о Троице в Католической Церкви


 Share

Recommended Posts

Мир Вам, дорогие братья и сестры из Католической Церкви!

Хочу задать вопрос про то, как Католическая Церковь учит о Троице. И речь пойдет не о Филиокве, а о том, что Католическая Церковь понимает под сущностью или субстанцией.

В Православной Церкви преобладает мнение о том, что сущность - это лишь общая природа (вид), а ипостась - это конкретное. Таким образом Отец и Сын являются ипостасями общей сущности (природы), также как и Иоанн с Павлом - ипостаси одной человеческой сущности. 

Так, Бог исповедуется единым не в силу одной сущности, а в силу одной воли, действия, единства происхождения… Все это в лучших традициях Отцов каппадокийцев.

Однако, например, у Фомы Аквинского мы встречаем иное понимание слова «природа» и «сущность». У него сущность зачастую представляется как нечто конкретное. Например, когда он говорит о том, можно ли одному Лицу воспринять 2 человеческие природы. Ведь по идее человеческая природа должна быть одна на всех людей. Если человеческая природа исчислима - следовательно, тут речь уже о конкретном. 

Или когда католики говорят, что в Евхаристии мы вкушаем Тело и Кровь Христа вместе с Душой и Божеством, под Божеством понимается не умозрительное общее, а нечто конкретное, как и Душа и Тело Христа.

В лютеранском учебнике догматики я вообще прочитал, что «говоря о людях, мы употребляем аксиому: сколько людей, столько и сущностей (Quot personae, tot essentiae). Однако к Богу эта аксиома неприменима, поскольку существуют три различные божественные Личности, но все же при этом есть лишь одна божественная Сущность, или Бог.» Согласно Православию, на всех людей существует только одна природа/сущность. Предположу, что такая триадология перенята лютеранами из католицизма.

Поэтому, вопрос. Действительно ли существует такая разница в триадологии или я что-то не понял или не знаю?

Link to comment
Share on other sites

На протяжении первых веков своего существования Церковь стремилась более подробно сформулировать свою троическую (тринитарную) веру как для того, чтобы углубить свое собственное веропонимание, так и для того, чтобы защитить веру от заблуждений, искажавших ее. Это было делом древних вселенских соборов, с помощью богословских трудов отцов Церкви, поддерживаемых чувством веры христианского народа.

-251- 170

Для того чтобы сформулировать догмат о Троице, Церковь должна была разработать подобающую терминологию с помощью понятий философского происхождения: «сущность», «лицо» или «ипостась», «отношение» и т.п. Это не значит, что она подчинила веру человеческому разумению, но она дала новый, неслыханный смысл этим терминам, призванным отныне означать также непостижимую тайну, «далеко выходящую за пределы всего, что мы можем себе представить по мере человеческой»1.

1SPF 2.

-252-
Церковь употребляет выражение «сущность» (иногда то же самое передается при помощи слов «существо» или «природа»), понимая под ним Божие бытие в его единстве: термин «лицо» или «ипостась» означает Отца, Сына и Святого Духа в их реальном различии друг от друга; термин «отношение» — чтобы указать, что это различие состоит в их взаимной соотнесенности.

Догмат о Святой Троице

-253- 2789, 590
Троица едина. Мы не исповедуем трех богов, но единого Бога в трех лицах: «Троицу единосущную»1. Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом: «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе»2. «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество»3.

1II Константинопольский собор 553 г.: DS 421;2XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 530;3IV Латеранск. Соб. 1215 г.: DS 804.

-254- 468, 689
Божественные Лица реально различны между Собой. «Бог един, но не одинок»1. «Отец», «Сын», «Дух Святой» — не просто имена, обозначающие виды Божественного бытия, ибо они действительно различны между Собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто есть Отец или Сын»2. Они различны между Собой Своими изначальными отношениями: «Отец рождает, Сын рожден, Святой Дух исходит»3Божественное Единство Троично.

1DS 71;2XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 530;3IV Латеранск. Соб. 1215 г.: DS 804.

-255- 240
Божественные Лица пребывают во взаимоотношении между Собой. Реальное отличие лиц не разделяет Божиего единства и поэтому состоит исключительно в их межличностных отношениях: «В относительных именах Лиц Отец соотносится с Сыном, Сын с Отцом, Святой Дух с Обоими; когда говорят об этих трех Лицах, имея в виду Их соотношение, тем не менее веруют в одну природу или сущность»1. Действительно, «все едино [в них] там, где речь не идет о противостоянии отношения»2. «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне»3.

1XI Толедск. Соб. 675 г.: DS 528;2Флорентийск. Соб. 1442 г.: DS 1330;3Флорентийск. Соб. 1442 г.: DS 1331

 

-256- 236, 684
Обращаясь к константинопольским оглашаемым (катехуменам1), св. Григорий Назианзский, известный также под именем св. Григория Богослова, предлагает им следующее сжатое изложение троической веры:

84

Прежде всего, берегите для меня этот благой залог, ради которого я живу и борюсь за него, с которым желаю умереть, который позволяет мне переносить все скорби и пренебрегать всеми радостями: я имею в виду исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа. Ныне вверяю вам его. Во имя этого исповедания я сейчас погружу вас в воду и вознесу оттуда. Даю вам его как спутника и покровителя всей вашей жизни. Даю вам единое Божество и Державу, единое в Трех и содержащее Трех отличным друг от друга образом. Божество без несоразмерности сущности или природы, без высшей степени, которая превозносит, или низшей степени, которая снимает. (...) Это бесконечная соприродность трех бесконечных. Бог весь и всецело. Каждый рассматриваемый в Себе (...) Бог в Трех Лицах, рассматриваемых вместе (...). Еще не начал я думать о Единстве, как Троица омывает меня своим сиянием. Еще не начал я думать о Троице, как Единство мною вновь овладевает2.

1Прим. пер.: см. № 1230 и далее;2Проповеди 40, 41.

Катехизис Католической Церкви

Такова наша вера, уважаемый Тигран.)

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Есть трактат Боэция "О двух природах"  (или еще называется "Против Евтихия и Нестория")

https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anitsija-manlija-torkvata-severina-boetsija-uteshenie-filosofskoe/5

Это классика. Рассказывается и про природу, и про лицо.

Аквинат, приступая к учению о св. Троице ссылается прежде всего на определения Боэция.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

On 5/25/2023 at 7:24 AM, Марион said:

Есть трактат Боэция "О двух природах"  (или еще называется "Против Евтихия и Нестория")

https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anitsija-manlija-torkvata-severina-boetsija-uteshenie-filosofskoe/5

Это классика. Рассказывается и про природу, и про лицо.

Аквинат, приступая к учению о св. Троице ссылается прежде всего на определения Боэция.

Большое спасибо! 
 

Но, буду честен, труд сложный.

Тему с субстанциями и субсистенциями вообще не понял. Сначала он пишет, что три субстанции, одна субсистенция Троицы. Затем он пишет, что все-таки одна субстанция.

Фома вообще говорит про 3 субсистенции. 

Edited by Tigran1245
Link to comment
Share on other sites

On 5/25/2023 at 12:51 AM, Neta said:

Церковь употребляет выражение «сущность» (иногда то же самое передается при помощи слов «существо» или «природа»), понимая под ним Божие бытие в его единстве: термин «лицо» или «ипостась» означает Отца, Сына и Святого Духа в их реальном различии друг от друга; термин «отношение» — чтобы указать, что это различие состоит в их взаимной соотнесенности.

Спасибо Вам!

Однако, остается вопрос. Что понимается под словом «сущность» и «природа»?

Является ли это индивидуальной природой? Как, например, пишет Фома про индивидуальную человеческая природу Христа. То есть чем то реальным и конкретным?

Или же идет речь не о индивидуальной природе, а о общей? Как например, у всех 7 миллиардов людей одна и та же общая природа человека.

Link to comment
Share on other sites

Природа или естество, или сущность - неизменяемые свойства человека. Иисус Христос - по своей сущности, Бог вочеловечившийся, обладает обеими природами нераздельно, неслиянно и в полноте. 

Один и Тот же Христос Господь, Сын Единородный, Которого мы должны признать в двух естествах, без смешения, без изменения, без разделения, без отделения. Различие естеств отнюдь не упразднено их союзом, но скорее свойства каждого сохранены и объединены в одну и ту же личность и в одну и ту же ипостась» (DS 301-302. Денцингер-Шёнмецер, Собрание Символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали)

Более полно можно почитать в Катехизисе Католической Церкви, раздел III. Истинный Бог и истинный человек, 464 - 478. 

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Нашел подробную статью о том, чем отличается латинское учение о Троице от греческого: https://www.catholic.com/encyclopedia/trinity

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...