Владимир М. Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 ПРОКЛЯТИЕ ПРЕСТУПНИКА ПСАЛМАМИ – СУД БОЖИЙ В ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В 1912 году профессор церковного права Московского университета Александр Алмазов (1859–1920) выпустил на русском языке книгу под названием «Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьего в Греческой Церкви», где содержались выписки из греческого номоканона 1528 года и греческого рукописного сборника 1542 года. Внимание исследователя привлек особый церковный чин, существовавший в Византийской Церкви по крайней мере с XIII по XVII век, носивший название «Псалмокатара» (в переводе с греческого буквально «проклятие псалмами») и применявшийся в отношении преступников – как церковных, так и уголовных, скрывающихся от правосудия. <...> Целью же рассматриваемого обряда является не только отлучение проклинаемого от Церкви и «предание его в руки диавола», но и призвание на него всевозможных пагуб вплоть до физической и духовной смерти. Классическая псалмокатара совершалась обычно в храме после литургии. Для ее совершения требовались семь священников – как при таинстве елеосвящения (то есть врачевания). Число священников связывалось, вероятно, с числом основных Даров Святого Духа, которых также признается семь. Но если в чине елеосвящения священник призывает на болящего один из Даров Святого Духа, то в чине псалмокатары все происходит ровно наоборот. Роль священников здесь – лишить проклинаемого последовательно всех Даров Святого Духа. Как же совершался этот мрачный обряд? По окончании литургии священники выходили на середину храма, вынося заранее приготовленную священную утварь. А именно – сосуд с уксусом, негашеную известь и семь черных смоляных свечей. Положив в сосуд с уксусом кусок извести в объеме куриного яйца, священники возжигали смоляные свечи и начинали молитвы. Под воздействием уксусной кислоты известь кипела и шипела, наполняя пространство храма ощутимым смрадом, черные свечи в руках священников нещадно коптили – все это должно было производить большое впечатление на присутствующих, замечает Алмазов. Как, впрочем, и сами «молитвы», по очереди произносимые священниками: так называемый «тропарь Иуды» («Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает света омраченный») и определенные фрагменты из Псалтири. К примеру: «Суди, Господи, обидящыя мя… Да будет путь их тма и ползок… Да приидет ему сеть… да объимет и, и в сеть да впадет в ню» (Пс. 34); «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. Да будут дние его мали… да будут сынове его сири, и жена его вдова… Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится» (Пс. 108); «Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление» (Пс. 139). В рукописном греческом сборнике 1542 года из собрания Ватиканской библиотеки излагается еще более впечатляющий чин проклятия. Судя во внешнему виду этой тетрадки, замечает Алмазов, она, несомненно, была в большом употреблении. Здесь мы видим уже не перевернутый обряд елеосвящения, а по сути – настоящую «черную мессу» (вернее – «черную литургию»). К проклятию начинали готовиться уже за вечерней службой. К совершению «литургии» полагалось приготовить известную уже нам священную утварь, а созывать на службу народ полагалось ударами в било левой рукой. Священники, приступающие к служению, должны были вывернуть свои одежды наизнанку и переменить обувь с левой ноги на правую. Устав предписывал во время Великого Входа зажечь черные свечи, влить уксус в сосуд с известью и в клубах черного дыма и распространяющегося смрада читать псалом: «Суди Господи обидящыя мя». Затем полагалось погасить свечи, опустив их в сосуд с уксусом, разбить сам сосуд, причем «все это сделать так, чтобы никто не понял, что делается». Устав обращал внимание и на другой важный момент: если целью обряда полагалась смерть проклинаемого, его следовало помянуть в числе мертвых, если же только страшная болезнь – в числе живых. Считалось, что проклятый по такому чину спустя несколько дней должен почернеть, вспухнуть, рассесться и подпасть гневу Божию, проще говоря – умереть. При этом тело умершего не должно было подвергнуться тлению. В отличие от Русской Церкви, где нетление тела считается свидетельством святости, в Греческой Церкви нетленность считалась признаком особой греховности преступника (то есть грешного настолько, что даже земля его не берет). Не подвергнувшийся тлению мертвец становился вуркалаком (вампиром) – так учили свою паству греческие священники. https://vz-z-z-hobbit.livejournal.com/545892.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Отец Владимир, там в ЖЖ ссылка на источники, Вы можете как-то оценить их надёжность? А то ведь и правда жуть, натуральная чёрная месса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Звучит несколько похоже на латинский чин отлучения от Церкви, в котором тоже гасят свечи, а также захлопывают книгу Евангелий. (Многие, наверно, вздрогнули, когда во время заупокойной службы по Иоанну Павлу II ветер захлопнул Евангелие, лежавшее на гробе.) 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Звучит несколько похоже на латинский чин отлучения от Церкви, в котором тоже гасят свечи, а также захлопывают книгу Евангелий. А чем ещё похоже, кроме захлопывания Евангелия? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 1 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Отец Владимир, там в ЖЖ ссылка на источники, Вы можете как-то оценить их надёжность? А то ведь и правда жуть, натуральная чёрная месса.Я полагаю, что ссылка на проф. Алмазова должна внушать доверие. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 1 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 Вот сама книга Алмазова. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 1 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2019 А чем ещё похоже, кроме захлопывания Евангелия? Как раз Евангелие греки не захлопывают. (Впрочем, латиняне тоже это делали только в Средние века, в Pontificale Romanum XX в. этого нет.) Но свечи гасят: собственно, латинское отлучение от Церкви состоит в том, что епископ зачитывает соответствующее постановление, после чего он сам и ассистирующие ему пресвитеры бросают наземь свечи, которые до сих пор держали в руках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 То есть, чёрные антисвечи не жгут, вонючим антиладаном не коптят, одежды не выворачивают, с левой ноги специально не встают? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 2 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2019 Нет, ничего такого, конечно. Это уже восточная экзотика :-D. У нас - в лучшем случае срезание кончиков пальцев при "деградации", то есть извержении из священного сана. (NB: хотя с сакраментальной точки зрения печать священства неизгладима, клирик может быть исторгнут из своего состояния, что по сути равно лишению всех причитающихся ему привилегий и запрету осуществлять соответствующее служение. И да, для этого существует особый чин, хотя кончики пальцев, при рукоположении помазанные Св. Миром, отрезали только в Средневековье, и то, кажется, не везде. В основном же чинопоследование состоит из того, что с исторгаемого последовательно снимают элементы епископского, священнического или диаконского облачения.) Интересно, что в Pontificale Romanum друг за другом приведены чинопоследования извержения из всех степеней - от архиепископа до prima tonsura (то есть, собственно, последним чином клирик лишается принадлежности к сословию клириков по старому каноническому праву). И вот этот последний чин завершается рубрикой: "По совершении сего служители светской власти принимают извергаемого под свое попечение, и все расходятся". Я, может, завтра переведу всё - там не очень много - и опубликую. Глядишь, пригодится... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 3 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2019 Не, сегодня не переведу - там оказалось больше, чем я ожидал. Пока что скажу, что с кончиками пальцев (больших пальцев и ладоней - при низложении епископа, больших и прочих пальцев - при низложении пресвитера) выходит интересно. Рубрика Римского Понтификала предписывает взять "ножик или стеклышко" (cultellus aut vitrum) и слегка - leviter - поскрести им по пальцам низлагаемому. Очень интересно, когда именно появилось это уточнение, что leviter... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 17 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2019 Обещанный переводъ - водъ: https://vk.com/@unavoce-forma-nizlozheniya Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евстафий Новичек Опубликовано 17 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2019 Обещанный переводъ - водъ: https://vk.com/@unavoce-forma-nizlozheniya Интересно. Не знал, что "понтификальный" употребляется в значении "архиерейский" вообще (безотносительно Папы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 17 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2019 В тему о странных обрядах прошлого: "Еще более страшным и кощунственным должно быть признано так называемое «сакраментальное расстрижение», практиковавшееся в русской и сербской церкви. Известен случай такого расстрижения еп. Варлаама Смоленского в царствование имп. Александра I. Осужденного вывели в полном облачении из алтаря, после чего у западных дверей с него снимали одну за одной священные одежды с возгласами «анаксиос» и наконец жезлом изгоняли из храма. Все это напоминает по своей структуре «черную мессу» с ее действиями наизнанку." (Архим. Киприан (Керн). Православное пастырское служение.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 18 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2019 А это-то, собственно, вполне соответствует по своей структуре западному обряду. Слова "страшный и кощунственный" оставлю на совести архимандрита Киприана. На мой взгляд, обряд этот, проводимый к тому же публично, имеет глубокую педагогическую значимость как для духовенства, так и для мирян. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 18 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2019 Интересно. Не знал, что "понтификальный" употребляется в значении "архиерейский" вообще (безотносительно Папы). Это довольно архаическая практика. Латинским словом pontifex, в первом значении относящимся к члену коллегии, следившей в Древнем Риме за осуществлением языческого культа, кто-то когда-то стал переводить еврейское слово, обозначающее первосвященника ветхозаветного Храма. Кто именно - не скажу точно, но это было еще до широкого распространения христианства, а потом вошло, например, в Вульгату. Соответственно, когда понадобилось латинское слово, которое обозначало бы епископа, одним из таких терминов стало слово "pontifex" в значении "первосвященник". Поэтому Римский Папа - не просто понтифик, а Верховный Понтифик (Pontifex Maximus или Pontifex Summus, хотя даже и этим словосочетанием эпизодически назывались и другие видные епископы), или просто Potifex Romanus. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 16 мая, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2019 Трудные вопросы: о «проклинающих Псалмах» Как объяснить присутствие в Священном Писании «проклинающих Псалмов», ведь они противоречат христианству, которое отвергает ненависть и зло и призывает прощать даже врагов? Действительно, существуют Псалмы, в которых содержатся проклятия и ругательства в адрес врагов. На первый взгляд они противоречат христианской заповеди о любви и прощении и выражают жажду возмездия. Эти тексты Священного Писания всегда были непросты для толкования, поэтому некоторые стихи из таких Псалмов даже были исключены из Литургии часов: дело в том, что наличие определенных фраз в официальной молитве Церкви для кого-то могло послужить оправданием, чтобы применять их в адрес обидчиков или тех, кто совершает зло. Святой Фома Аквинский предлагает в «Сумме теологии» следующее объяснение: «Проклятия как таковые, которые встречаются в Священном Писании, можно объяснить тремя способами. Во-первых, речь идет не о чаянии, а о предсказании. В этом смысле, например, ?да будут низвергнуты грешники в ад? означает, что они ?будут низвергнуты?. Во-вторых, речь идет и о чаянии, но в том смысле, что желание устремлено не к наказанию виновных, а к справедливости того, кто наказывает, согласно словам из Писания: ?Возрадуется праведник, когда увидит отмщение?. Ибо даже Бог, наказывая, не радуется ?погибели грешников?, но радуется Своей справедливости, потому что ?Господь праведен, любит правду?. В-третьих, речь идет о желании устранить вину, а не наказать. Иными словами, о стремлении к тому, чтобы грехи были уничтожены, а все люди спаслись». В первом значении, предложенном святым Фомой, «проклинающие Псалмы» были истолкованы, например, святым апостолом Петром в отношении Иуды. Действительно, он применяет к Иуде написанное в Псалме: «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деян 1,20). Во втором значении – то есть как желание справедливости – можно процитировать 139 (138) Псалом: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут, Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия - всем святым Его». В этих строках речь идет о завоевании язычников для веры: их обращение представлено посредством образа победы, триумфа, который обычно включал завоеванных правителей в узах и оковах. Честь и слава народа Божия – быть избранным в качестве служителей Божественного спасения и Божественного суда против демонов. Молиться с помощью таких Псалмов можно, но только в соответствии с христианским духом, как говорил святой Августин, то есть воспринимая описания жестоких наказаний как пророчество, но ни в коем случае не как призыв к возмездию, что полностью противоречило бы духу Евангелия. https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2019-05/trudnye-voprosy-o-proklinayushih-psalmah.html 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 21 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2021 Какая интересная тема! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти