Перейти к содержанию

О почитании католиками православных святых


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

О молитве святым перенесла в новую тему
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...
  • Ответов 54
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Поскольку сейчас идут дни молитв за Церковь в России по ходатайству свв. Владимира, Ольги и Олафа, несколько слов о почитании русских святых, только не в латинской, а в византо-католической традиции. Этого вопроса касались уже многие и неоднократно, так что я напишу только об одном аспекте, литургическом.

 

 

Читая месяцеслов русских византо-католиков в литургических книгах Recensio vulgata, а именно в составе «Иерейского молитвослова» (Рим, 1950), я обратил внимание на знаки Типикона, то есть на статус той или иной праздничной даты. В греко-православном Типиконе все праздники делятся на великие, средние, малые и такие памяти святых, которые вообще не имеют никакого знака. Из русских памятей византо-католического месяцеслова только одна дата имеет статус великого праздника (крест в круге) – Покров Богородицы (1 октября). Все остальные – средние, малые или же без знака. Следующая ступенька после великого праздника – праздник со всенощным бдением (средний бденный праздник). К таковым изо всех русских памятей в византо-католическом месяцеслове относится только одна единственная – св. Владимира Киевского (15 июля), а все остальные имеют статус пониже.

 

 

Не нужно думать, что литургическая комиссия (в которую входил о. К. Королевский, оставивший подробные мемуары «Книга бытия моего») как-то особо выделила св. Владимира; просто сохранились ровно те же самые знаки праздников, что и в Типиконе русской православной традиции (я установил это, сверяя византо-католический месяцеслов с дореволюционным российским изданием Типикона). В таком случае, сегодня, при переводе традиции «на язык» латинского обряда Novus Ordo, происходит возвышение праздника в честь св. Ольги. Таково моё впечатление. В восприятии священников и мирян-католиков праздничные даты Ольги и Владимира равновесны. И это правильно.

В качестве примечания: к «русским памятям» Покров относят потому, что этот праздник существует только в восточно-славянской (русской, украинской, белорусской) православной традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если тут хотят доказать правильное почитание всяких послераскольных Сергиев Радонежских, То почему АМтаро отрицает возможность почитания в качестве Католических святых дораскольных Юстиниана и Феодосия? Тем более после Флорентийской унии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут, по моему мнению, принципиальная разница. Кто мешал или что мешало Вселенской Церкви прославить Юстиниана? Ничего не мешало. Однако он не был прославлен. Факт прославления его греками дезунитами нп делает его святым для католиков.

Преподный же Сергий, хотя и жил буквально накануне Флорентийской унии, вряд ли мог быть тут же прославлен Католической Церковью в силу ряда причин. Поэтому вполне возможно его почитание католиками. Хотя не думаю, что любой человек, живший до унии и впоследствии канонизированный на востоке, должен почитаться и у нас. К каждому случаю нужно подходить индивидуально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведу фрагмент из переписки (оригинал – на французском) двух деятелей Русского католического апостолата. Священник Кирилл Королевский, вместе с шестью другими членами литургической комиссии составлявший месяцеслов для русских византо-католиков, пишет доминиканцу Христофору Дюмону 12 июля 1947 г.:

 

 

«Рутены были очень радикальными. За исключением Базилианца Игнатия Кульчинского (1694-1741), который в Specimen Ecclesiae Ruthenicae (Рим, 1733), опубликованном в то время со всеми возможными одобрениями людей, которые вообще не были компетентными в этих делах, принимает шестьдесят пять Святых, которые не полностью из России Западной, но также из Северной России и даже Великой России, ее преемники были гораздо более суровыми. Они двигались от упрощенного принципа: Россия является частью "греческой церкви", и, поскольку греческий раскол восходит к 1054 году, всё, что после 1054 года, должно быть отвергнуто навсегда. На самом деле, если вы посмотрите на последние книги русин, вы увидите Владимира, Ольгу, Бориса, Глеба, Иосафата Полоцкого и всё. (…)

Все поспешили признать, что в книге, предназначенной в первую очередь для русских католиков, необходимо принять некий ряд русских святых. Со своей стороны, я бы пошел дальше: наши книги предназначены не только для русских, но и для всех тех, кто придерживается византийского обряда на славянском языке, кроме рутенов… Поэтому я хотел бы, чтобы сербские и болгарские святые были включены в дискуссию, чтобы их было как можно больше».

 

(Письмо 635 в четвёртом томе «Книги бытия моего» Кирилла королевского; перевод не мой). Specimen Ecclesiae Ruthenicae белорусского греко-католического архимандрита Игнатия Кульчинского доступна для скачивания на books google , рекомендую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...