Перейти к содержанию

Рецепция соборов и критерии ортодоксальности


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В соседней закрытой теме был затронут немаловажный вопрос о критериях, по которым можно было бы определить православность того или иного собора, того или иного церковного писателя. Острота проблемы заключается в том. что католическая сторона упрекает православную в субъективизме, т.е. de facto в отсутствии объективных критериев, поскольку ссылка на современную практику Церкви основана, по мнению католиков, на априорной предпосылке о собственной православности отдельно взятого человека. В свою очередь некоторые православные пытаются указать католикам, что те. в свою очередь, исходят из априорной же предпосылки о безошибочности Папы.

 

Озвучивая свое понимание вопроса, Jaime, в частности, написал:

 

Просто я раньше, видимо - по глупости, наивно полагал, что православность устанавливается иначе. Берется Евангелие. Читается. И это и есть эталон Православия. Затем читаются апостольские послания. Они, естественно, совпадают с Евангелиями. Затем - писания апостольских мужей. Они соответствуют Евангелиям и посланиям апостолов - значит православны. Затем читаем творения св. отец (до момента разделения)... ну и т.д. На основе прочитанного устанавливаем веру Святой Православной Католической Церкви, её догматы. И уже исходя из этого и определяем, является ли тот или иной деятель православным или нет.

 

В этой реплике мое внимание особенно привлек тот факт, что Jaime в качестве отправной точки для своих рассуждений избрал именно Св. писание, а не Предание или какое-либо к нему относящееся положение.

 

Кроме того, считаю необходимым хотя бы вкратце обсудить проблему априорных предпосылок в целом, безотносительно того, к какой сфере эти предпосылки относятся: возможно ли обойтись без априорных предпосылок-аксиом (ну уж это-то вряд ли), что может приниматься в качестве таковых и на каких основаниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одна из априорных предпосылок - правота догматических решений Церкви. Если мы верим словам Спасителя, что врата ада не одолеют Церковь, то мы должны Её верить. Отсюда встаёт вопрос - о какой Церкви говорил Христос и где Она сейчас?

А спорить о первичности Писания и Предания смысла, думаю, нет. Они находятся во взаимосвязи. И в конце концов, Писание , которые мы читаем есть продукт Церкви. Церковь утвердила 4 Евангелия, Она признала их аутентичность, поэтому Предание не может противоречить Писанию, равно как и Писание находится в согласии с церковным Преданием, которое существовало до его написания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этой реплике мое внимание особенно привлек тот факт, что Jaime в качестве отправной точки для своих рассуждений избрал именно Св. писание, а не Предание или какое-либо к нему относящееся положение.

 

Кроме того, считаю необходимым хотя бы вкратце обсудить проблему априорных предпосылок в целом, безотносительно того, к какой сфере эти предпосылки относятся: возможно ли обойтись без априорных предпосылок-аксиом (ну уж это-то вряд ли), что может приниматься в качестве таковых и на каких основаниях.

 

Лично у меня никаких априорных предпосылок нет и никогда не было. Я не верил априори ни во Христа, ни в "ватиканский догмат". Христианином я стал в результате длительных размышлений. Но я не люблю публичных исповедей, да и тема не о том... И безошибочность Папы также не является для меня априорной - она прямо вытекает из Писания и творений св. отцов Церкви. Я знаю во что я верю, и знаю, почему я верю именно так, а не иначе. И если бы кто-либо из "православных" смог бы неопровержимо, на основании святоотеческого Предания доказать мне ошибочность католического вероучения и истинность точки зрения "Православия" - я не колеблясь перешел бы обратно в РПЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

А разве "а-приорные" предпосылки не исходят из Св. Писания? Мне кажется, что есть ода важная и единая априорная предпосылка- св. Писание. И не имею виду "сола скриптура". Ведь и Предание должно согласовываться с Писанием.

 

Разве не так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не всегда так. Писание писано не обо всём.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А разве "а-приорные" предпосылки не исходят из Св. Писания? Мне кажется, что есть ода важная и единая априорная предпосылка- св. Писание. И не имею виду "сола скриптура". Ведь и Предание должно согласовываться с Писанием.

 

Разве не так?

Jaime в своем диалоге с отцом Владимиром, очевидным образом, говорил об изначальном отсутствии у него априорности "моя церковь права, потому что она православная" или "это правильно, так как это сказано Папой", а вовсе не отрицал, что цепь рассуждений должна иметь начальное звено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы уж простите за глупые вопросы: а как же то что Церковь не может учить того, чего невозможно найти в св. Писании? А разговоры о : "материальной полноте" библии в вопросах веры?

 

Или тогда получается, что Св. Писание - это, в некоей мере, основное "свидетельство" откровения?

Изменено пользователем romanm
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...