Перейти к содержанию

Ветхозаветные пережитки в Церкви


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

На форуме Кураева нашел неплохую подборку цитат из различных церковных постановлений, молитв и т.д., причем вопрошающему никто по существу так ничего и не ответил.

 

Понятие ритуальной нечистоты, как известно, имело большое значение в Ветхом Завете. В книгах Моисея содержится целый ряд предписаний, касающихся чистоты и нечистоты. Казалось бы, с установлением Нового Завета они утратили свою силу. Апостол Павел пишет:

 

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. (Рим. 14: 14).

 

Но на практике все несколько иначе. Вот некоторые примеры.

 

Книга Левит содержит правила, определяющие отличия чистых и нечистых животных. В частности:

 

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.(Лев. 11: 1–8). И т.д.

 

В Евангелии же сказано:

 

…не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. (Мф. 15: 11).

 

На апостольском соборе, описанном в Книге Деяний, было решено:

 

…угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. (Деян. 15: 28 – 29).

 

Тем не менее, понятие чистой и нечистой пищи в христианстве не исчезло. Так, например, после раскола Церкви православные среди прочего упрекали католиков в скверноядении.

 

«И то, что они совершают, иудействующе, составляет следующее. Уже сами опресноки вменяются им в заблуждение, и то, что они едят удавленину, и что бреются, и что соблюдают субботы, и что скверноядят, и что монахи ядят мясо и свиной тук и всю кожу вплоть до мяса [т. е. сало], и что в первую седмицу постов и в мясопуст одинаково совершают масленницу [или одинаково ядят сыр], и что ядят мясо в среду, а в пятницу ядят сыр и яица, в субботу же постятся весь день". (Михаила, Святейшего Архиепископа Константинополя Нового Рима и Вселенского Патриарха, Кирулария, к Петру, Святейшему Патриарху Фе?поля, великой Антиохии. (1054)).

 

 

«Ты спрашивал, благородный князь, как были отторжены латиняне от святой соборной и правоверной церкви. <…> Грехи же их суть следующие. <…> Пятое же - есть нечистое и мясо отреченных животных. Шестое же - есть их монахам свиное сало [вместе] с кожей». (Послание Никифора, митрополита Киевского, к князю Владимиру, сыну Всеволода, сына Ярослава).

 

 

«По средневековым правилам нельзя вкушать рыбу без чешуи (сома, осетра, угря), раков и иные морепродукты (креветок, кальмары), нельзя есть телятину и мясо зайцев, бобров, белок (векшину), конину, ослину, собачатину, мясо некоторых птиц и проч., употребление свинины допустимо, если она приготовлена на огне (прошла через огонь; информант – Денисов Н. Г.). Запрещается есть кровь: в мясе при готовке не должно оставаться крови. Запрещалось есть молозиво. Безусловно, эти правила, по крайней мере некоторые из них, имеют византийские корни. В Византии запрещалось употребление мяса белки, ворона, ласточки, летучей мыши, аиста, коршуна, а вот черепокожные (креветки и кальмары) в пищу греками употреблялись и употребляются. В Византии и на Руси изначально к поганой пище причислялась удавленина, мертвечина и звероядина. После вкушения нечистой пищи, кроме очистительной молитвы полагалась епитимия (это было актуально по причине вынужденного общения с татарами)».

(Крылов Георгий, протоиерей. Понятие «скверна» («погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве).

 

 

У Лескова читаем:

 

«Что значит "скверноядство"? Это то, если человек ест что-нибудь "скверное", т. е. "непоказанное ему для употребления в пищу". Скверное это не у всех одно и то же: в старой Руси скверным почиталась телятина и теперь многими почитается за "скверно" - угорь, налим, минога, раки и устрицы, мясо козы, зайца, голубя и черепахи и т. д. В Сибири на огромных пространствах, где кочуют "народцы", нет ни посевов, ни убойного скота, имеющего раздвоенные копыта и отрыгающего жвачку, а потому кочевники употребляют в пищу всё, что можно съесть, и между прочим мяса "животных, не показанных" по требнику, а именно: "медвежью говядину, соболей и белок".

Дикари ели эту пищу всегда, с тех пор как живут, и пока они не были окрещены Иннокентием Кульчицким, им и не представлялось, что это "скверно". Впрочем и св. Иннокентий, зная местные условия жизни, взысканий за эту "скверность" не налагал. Но теперь настала пора извлечь из этого выгоду.

Сибирские духовные положили очищать "скверноядущих" дикарей особою молитвою, а за прочтение её наложили "новый ясак" с таксациею: 1) за ядение медвежьей говядины - одна цена, 2) за ядение лисьего и собольего мяса - другая, и 3) за белок и иных меньших зверков - третья.

За всё это пошли сборы очень прибыльные, но и хлопотливые, так как надо было "следить за скверноядцами, и настигать их", и тут их "обкладывать и очищать молитвою", чтобы они потом вновь начинали "скверно есть" наново.

 

По требнику, какой ныне находится в употреблении, нет разделения разных видов "скверноядства". "Молитва о скверноядных" читается так: "Владыко Господи Боже наш, Иже в вышних живый и на смиренныя призираяй: приклони ухо Твоё и услыши нас, молящихся Тебе и подаждь прощение твоему рабу имя рек скверно ядшему, и вкусшему мяс или каковых любо (sic) брашен нечистых ихже снести отрекл еси в законе святем Твоём, - сих же неволю причастившагося прости и сподоби его неосужденно причаститися страшных таинств честнаго Тела же и Крове Христа Твоего, яко да избавится прочее всякаго нечистаго восприятия и деяния, яко напитаваяся Божественными Твоими таинствы и наслаждаяся святыя Твоя и тайныя трапезы и бессмертных таинств и сохраняемый с нами во св. Твоей Церкви восхвалит и прославит Имя Твоё вышнее во вся дни живота своего (Требник, гл. 52). (Прим. автора.)». (Н.С. Лесков. Сибирские картинки XVIII века»).

 

 

«Скверноядение в разных видах с сознанием

Оно состоит: а) В принятии пищи или питья, которые запрещены в законе Божием; это например, чайка или молоко от животных, имеющих нераздвоенные копыта (Лев.гл.11). Подобная пища называется в слове Божием «осквернением душ» (Лев.,11,44). Но, без сомнения, как запрещенная она вредна и для здоровья; например, мясо свиней, которые не жуют жвачки и по природе нечистые животные, самая трудноваримая пища; от него происходят нечистые соки, б) В принятии пищи и питья вместе с собаками или кошками (с одной тарелки), затем — из неомытых и скверных сосудов (Лев. 11:23), из такой муки или соли или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного: в таком случае освящаются по чиноположению церковному, и сосуды и хлебные припасы оскверненные и сами люди скверноядшие. в) В ядении и питье вместе с такими людьми, которые почитаются нечистыми, например, идолопоклонник и вообще некрещенный, а также еретик (1Кор. 5:11). <…>, г) В принятии пищи, которая хоть сама по себе не запрещена законом Божиим, но осквернилась, быв принесена в жертву идолам (1Кор. 11:28). Наконец: д) в ядении и питье среди бесстыдных песен, пляски и музыки, которые нарочито придуманы и употребляются по найму или домашним образом для удовольствия во время стола (Ис.5,12 снес 7 всел.22). — Для нас же с тобой, православный христианин, скверноядение во всех этих видах, кроме вреда здоровью, несвойственно в высшей степени еще и потому, что мы приступаем к божественной трапезе Христовой, что и обыкновенная, домашняя трапеза наша должна напоминать нам ту духовную трапезу!»

(Е. Попов. Нравственное богословие для мирян).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другие примеры.

 

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. (Лев. 12: 1 – 5).

 

 

В первые времена христианства, по-видимому, это установление не считалось актуальным. По крайней мере, в Апостольских постановлениях сказано:

«…ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность».

 

Тем не менее, существуют молитвы, называемые «Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча». В них читается следующее:

 

«…Владыко Господи Боже наш, родивыйся от пречистыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, и яко младенец в яслех возлегий, и яко детищь восприемлем бывый: сам и сию рабу Твою, днесь родившую сие отроча, помилуй, и прости вольная и невольная ея прегрешения... Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огради, и соблюди от всякаго наития невидимых духов. …и очисти ю от телесныя скверны, и различных ей находящихся утробных стужений… Призри с небесе, и виждь немощь нас осужденных, и прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшымся ей, и зде обретающымся всем, яко Благ и Человеколюбец Бог прости: яко един имаши власть оставляти грехи: молитвами Пресвятыя Богородицы, и всех святых Твоих, аминь».

 

Значит, признается, что родившая женщина нуждается в очищении от скверны. Интересно, что в молитве содержится просьба о прощении не только родившей, но и прикоснувшихся к ней.

 

«Иная убо творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель. И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до четыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотворити, и тому быти под запрещением священных правил». (Стоглав).

 

Об истечении семени во сне Апостольские установления говорят, что оно не оскверняет. Однако разные Отцы Церкви по-разному высказывались об этом; их мнения суммированы в Алфавитной синтагме Матфея Властаря.

 

Во всяком случае, существует т.н. Правило от осквернения, включающее прочтение известных молитв, в частности, следующей:

 

«Господи Боже наш, Едине Благий и Человеколюбче, Едине Святый и на святых почиваяй, Иже верховному Твоему апостолу Петру явивый видением, ничтоже скверно, или нечисто мнети, от Тебе сотворенных на пищу и в наслаждение человеком, и сосудом Твоим избранным, апостолом Павлом вся чиста чистым заповедавый: Ты Сам Владыко Пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Твоего имене, и знамением Честнаго и Животворящаго Креста, благослови и очисти мя, раба Твоего (имя), осквернившагося от всякаго неприязненнаго духа, от всякаго мечтания и гада ядовитаго, от всякаго беззакония и от всякия лести, от всякаго потвора и от всякия суеты, и от всякаго недуга, и всякия язи, и от всякаго противнаго злодейства диаволя. И ныне недостойнаго мене раба Твоего сподоби по Твоему милосердию служити пречистым Твоим Тайнам. И прежде очисти ми душу и тело от всякия скверны, и остави всякое прегрешение, вольное и невольное, еже согреших во вся дни живота моего, делом, словом и помышлением, во дни и в нощи, и до нынешняго часа. И даждь ми, Господи, служение сие страшное небесных Чинов, и причастие пречистых Твоих Таин, не в суд, ни во осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святаго пришествие, и живот присносущныя радости, егоже уготовал еси истинным Твоим служебником. Сохрани мя, Владыко Всесильне, от всякаго греха и злобы, соблюди нескверна и непорочна от всякия проказы противнаго диавола: и даждь ми, Господи, служити Тебе в преподобии и правде до последняго дне и часа и скончания моего: Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

Интересно, причем здесь «ядовитые гады»?

 

 

Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста. (Лев. 15: 19 – 24).

 

Опять-таки, в Апостольских постановлениях сказано, что «течение кровей» не оскверняет.

 

«Въ тотъ день откроется источникъ дому Давида и живущимъ въ Іерусалим? для омовенія гр?шника и нечистоты (menstruatae). <…> Н?тъ ничего бол?е нечистаго, ч?мъ женщина во время очищеній, она д?лаетъ нечистымъ всё, къ чему ни прикоснется; однако и ея нечистота омывается крещеніемъ Христовымъ». (Блаженный Иероним. Толкование на Книгу пророка Захарии).

 

Однако 2-е правило свт. Дионисия Александрийского напротив гласит: "О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой".

 

Также:

 

«Кающиеся женщины требуют большего исследования. Ибо они впадают в большие грехи - ересь, колдовство, даже в магию и другие пороки более мужей. Ибо оскверняют и в обычных своих месячных истечениях, при неведении о том, мужей своих, и убийства совершают бесчисленными способами при зачатии». (Номоканон Иоанна Постника).

 

https://kuraev.ru/smf/index.php?topic=633072.0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть, на мой взгляд еще один ветхозаветный пережиток, не упомянутый автором процитированных мной сообщений с форума Кураева, - воздержание от супружеского ложа накануне причащения. Я так понимаю, связано это опять же с представлением о ритуальной нечистоте имевшего супружескую близость (ср. Исх 19:15). Что интересно, обычай такого воздержания не чужд и Западной церкви. Так, св. Франциск Сальский, ссылаясь на Втор 15:1-3, пишет, что не подобает просить об уплате супружеского долга в день причащения, хотя большого греха в этом и нет. Хотелось бы узнать, существовали ли раньше в Католической церкви какие-либо официальные предписания на этот счет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В тему.

 

Говорят, среди неисчерпаемых тем в русском религиозном дискурсе есть и такая — можно ли во время месячных приходить в церковь и причащаться. Одни говорят: конечно, нельзя, потому что святые отцы не велели и вообще пакость. Другие говорят: конечно, можно, и вообще пора кончать с этим варварством и нетерпимостью.

 

По этому поводу в свое время высказался папа Григорий Великий в известных ответах Августину Кентерберийскому. Я уже имел честь упоминать эти ответы, приведенные Бедой в «Церковной истории англов» (1. 27). Вообще там есть интересные вещи, которые в то время редко оговаривались.

 

Письмо Григория (по-ученому — Libellus responsionum, или тетрадка с ответами) было написано между 601 и 604 годами, то есть незадолго до его смерти. С точки зрения церковного права, это чистой воды декреталия. Каноническую рецепцию этих ответов подтверждает их наличие в нескольких правовых сборниках.

 

 

Вопрос Августина: Следует ли крестить беременную женщину? Когда она родит, через какое время ей можно входить в церковь? И через сколько дней родившийся [ребенок] может принять таинство священного крещения, чтобы смерть не опередила его? И еще: через какое время муж этой женщины может сочетаться с ней плотским соитием? Если же у нее случится менструация, можно ли ей входить в церковь и принимать таинство священного причастия? А муж, совокупившись с женой, может ли входить в церковь, не омывшись водой? А подходить к таинству священного причастия? Все это стоит знать непросвещенному народу англов.

 

Отвечает Григорий: Я не сомневался, брат мой, что ты будешь спрашивать об этом, и считаю, что мне следует дать ответ. Думаю, тебе хочется, чтобы мой ответ подтвердил твои собственные мысли и высказывания [по этому поводу]. Почему нельзя крестить беременную женщину, если плотское размножение не является грехом перед всемогущим Богом? Когда наши предки согрешили в раю, они утратили дарованное им бессмертие по справедливому суду Бога. Но всемогущий Бог не пожелал, чтобы человеческий род полностью исчез из-за своего преступления — ведь человек по причине своего греха лишился бессмертия — и потому в благом милосердии оставил ему способность производить потомство. Так как же можно отказать в благодати священного крещения из-за того, что осталось в человеческой природе как дар всемогущего Бога? Нелепо думать, будто бы таинство, в котором уничтожается любой грех, несовместимо с даром благодати.

 

Спустя сколько дней после родов женщина сможет войти в церковь, на этот счет тебе известно ветхозаветное повеление: после рождения мальчика ей следует воздерживаться 33 дня, девочки — 66 дней. Но это не следует понимать буквально (quia in mysterio accipitur). Если в самый час родов женщина придет в церковь, чтобы воздать благодарность, никакой грех не ложится на нее: грешны плотские удовольствия, а не страдания. Удовольствие получают от совокупления, а от родов — только боль. Потому-то первой матери всех людей и было сказано: «Ты будешь рожать в мучениях». Если мы запретим родившей женщине приходить в церковь, то даже постигшее ее наказание сочтем за грех. А в случае смертельной опасности никоим образом не запрещено крестить родившую женщину или ее [ребенка] в тот же час, когда она родила, а он родился. Живым и находящимся в сознании благодать священного таинства надо даровать с осторожностью, но тем, кому угрожает смерть, — без малейшего промедления. Если хоть немного промедлить с таинством искупления, то искупать будет уже некого.

 

К супружескому сожительству мужа нельзя допускать, пока родившегося [ребенка] не отнимут от груди. У супругов появилась дурная привычка, когда женщины пренебрегают кормлением своих детей и отдают их для этого другим, что, по-видимому, вызвано одной только невоздержанностью. Не желая воздерживаться, они не хотят и потомство кормить грудью. Поэтому и те женщины, которые по дурной привычке отдают своих детей другим для вскармливания, не должны сожительствовать с мужьями, пока не наступит время очищения. Ведь и без всяких родов супругам запрещено сожительство при менструации, так что священный закон даже карает смертью мужа, который спит с женой во время месячных. Однако не следует запрещать женщине во время месячных приходить в церковь, так как побочные явления человеческой природы не нужно считать грехом. Женщина страдает помимо своей воли, и несправедливо запрещать ей входить в церковь. Ведь нам известно, что женщина, страдавшая кровотечениями, смиренно подошла к Господу сзади и коснулась края его одежды, и немедленно исцелилась от своего недуга. Если ей в состоянии кровотечения удалось коснуться одежды Господа, почему страдающей от месячных нельзя войти в церковь? Ты можешь возразить: Ее-то заставила болезнь, а мы говорим о заурядном явлении. Так подумай, дорогой брат: все, что мы испытываем смертной плотью по природной немощи, является следствием греха, и мы по справедливости получили это от Бога. По немощи нашей природы мы испытываем голод и жажду, страдаем от жары и холода, от усталости. И что нам остается, если не утолять голод пищей и жажду — питьем, спасаться от жары на прохладе, прикрываться одеждой от холода, отдыхать при усталости, в общем, искать средство от всякой немощи? У женщины истечение крови во время месячных — тоже немощь. Если одна страдающая женщина прикоснулась к одежде Господа и поступила правильно, то почему нельзя всем больным, страдающим от природного изъяна, получить то, что было даровано одной из этих больных?

 

Запрещать в такие дни женщине принимать таинство святого причастия также не следует. Достойно похвалы, если она сама из благоговения решится не делать этого, но если и решится, не нужно ее за это осуждать. Добрым людям свойственно в некотором смысле признавать за собой грех там, где никакого греха нет, так как наши поступки часто безгрешны, но их причина связана с грехом. Например, когда мы принимаем пищу, то не совершаем грех, но чувство голода возникло из-за греха, который совершил первый человек. Женская менструация происходит по естественной причине, и никакого греха в ней нет. Но сама человеческая природа настолько обезображена, что кажется оскверненной помимо нашей собственной воли. И от греха по [божественному] приговору произошел порок, который человек признает за собой. Человек, согрешивший по собственной воле, невольно должен нести бремя греха. Поэтому пусть женщины сами решают: если они во время месячных не осмелятся подойти к таинству тела и крови Господа, их разумное решение достойно похвалы; но если по привычке, усвоенной вследствие благочестивой жизни, влечение к таинству победит, то, как мы уже сказали, их не следует за это порицать. Если в Ветхом Завете говорится о действиях человека, то в Новом внимательно рассматриваются не столько внешние проявления, сколько внутренние помышления человека, которые караются метким суждением. Например, закон запрещает есть много всего такого, что считалось нечистым, а в Евангелии Господь говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, — именно это оскверняет человека». А немного дальше добавлено такое пояснение: «Из сердца исходят дурные помышления». Из этого вполне очевидно следует, что нечистым всемогущий Бог называет происходящее от нечистых помышлений. По этому поводу апостол Павел говорит: «Для чистых людей все является чистым, а для оскверненных и неверующих ничего чистого нет». Получается, что любая пища чиста для того, чья совесть чиста; и если женщина с чистой совестью страдает из-за своей природы, стоит ли приписывать ее страдания нечистоте?

<a name="cutid1-end" style="text-decoration: underline; color: rgb(48, 62, 74); font-family: Arial, sans-serif; line-height: 19.6000003814697px; background-color: rgb(255, 255, 255);" target="_self">

 

Дальше идет пространное рассуждение о том, через какое время после полового акта можно посещать церковь. У Григория там настоящий полет мысли, есть и несколько трудных для меня мест, поэтому не буду утруждать себя переводом. В общем, Григорий упирает на интенцию мужа, переспавшего с женой. От этой интенции зависит степень греха, в который он впал. Если он с ней спал из тупой похоти, это одно дело, если ради деторождения — совсем другое, само собой. В том случае, если его намерения были чисты, можно из уважения к святому месту помыться и сразу на причастие (если в церковь можно, то и причащаться без проблем). В любом случае, стоит малость отойти от угара, ну и мысль устремить гор?.

 

Оригинал — Venerabilis Baedae opera historica, ed. C. Plummer, 1 (Oxonii 1896), 53–59 и Gregorii I papae registrum epistolarum, ed. P. Ewald / L. M. Hartmann, 2 (MGH Epistolae 2), 338–342

 

Есть и такой перевод на русский: https://krotov.info/a.../beda01.html#ii

 

Источник: https://smirennyj-otr....com/33071.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще о чистой и нечистой пище. В германских странах, особенно в Скандинавии, христиане долгое время не ели конины. Дело в том, что ни евреи, ни римляне - то есть те народы, обычаи которых легли в основу западной христианской культуры - конину не употребляли, а язычники-скандинавы, наоборот, употребляли, но в качестве ритуального блюда: конь был у них священным животным, посвященным Одину. Соответственно, отказ от конины был одним из культурных маркеров христианина. Сейчас, правда, употребляют вовсю.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так, св. Франциск Сальский, ссылаясь на Втор 15:1-3, пишет, что не подобает просить об уплате супружеского долга в день причащения, хотя большого греха в этом и нет.

Я думаю, что тут решение очень простое: именно уплатить, то есть вместо супружеской близости взять деньгами, зaплатив второй стороне соразмерную сумму. Тогда вообще никакого греха не может быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что тут решение очень простое: именно уплатить, то есть вместо супружеской близости взять деньгами, зaплатив второй стороне соразмерную сумму. Тогда вообще никакого греха не может быть.

А если бюджет семейный, т.е. общий? :D Это будет то же, что переложить деньги из левого кармана в правый.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так, св. Франциск Сальский, ссылаясь на Втор 15:1-3, пишет, что не подобает просить об уплате супружеского долга в день причащения, хотя большого греха в этом и нет.

Я думаю, что тут решение очень простое: именно уплатить, то есть вместо супружеской близости взять деньгами, зaплатив второй стороне соразмерную сумму. Тогда вообще никакого греха не может быть.

 

Извините, кто кому должен заплатить и сколько?

Какая сумма будет соразмерной? От чего зависит сумма, от физических данных супруга(ги)?

А что делать, если денег столько нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, если, скажем, вышеупомянутые предписания и мнения относительная греха "скверноядения" на сегодняшний день достаточно маргинальны, то отношение к супружеской близости перед причащением остается в Православной церкви достаточно строгим, а в правильниках продолжают печатать следующее наставление: "Иерей отнюдь да не дерзнет прикоснутися жене своей, ниже да будет спяй с нею на едином одре: смертне бо согрешит, и Страшному Божию суду повинен будет".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

"...меня всегда удивляло, как некоторые батюшки (и не только батюшки) так гордились своим доскональным zнанием богослужебного устава, что могли часами рассуждать о тех или иных особенностях богослужения в тот или иной церковный праzдник. Иz их раzговоров я сделал вывод, что нет ничего важнее церковной службы, но каково же было моё удивление, когда я нашёл, что Евангелие ничего не говорит о правильном порядке совершения служб - об этом во всех подробностях говорила книга Левит. Я был на распутье - кому доверять? Опытным батюшкам, или Евангелию? В конце-концов я понял, что батюшки (в отличие от Евангелия) - zдесь и сейчас, и поэтому к их словам надо прислушиваться в первую очередь. Чуть поzже, став священником, я понял, что книга Левит имеет огромное zначение для церкви, и что мы, по сути, до сих пор живём в ветхоzаветные времена с их культом храмового богослужения, а про Евангелие вспоминаем только на проповеди..."

 

/Иz дневников отца Z/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле одно другому не противоречит. Христос нигде не говорил, что нужно отменить устав и каждый волен служить как хочет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле одно другому не противоречит. Христос нигде не говорил, что нужно отменить устав и каждый волен служить как хочет.

Если ты под уставом имеешь в виду требования к ветхозаветному богослужению, то о них достаточно ясно сказано в Новом Завете.

"Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил ", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже ". Отменяет первое, чтобы постановить второе." (Евр 10:5-9)

 

Впрочем, и так понятно, что ветхозаветные жертвы отменены. Также и в целом о предписаниях Моисеева закона сказано, что "это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол 2:17). Конечно, это не означает, что служить надо харизматично, кто во что горазд, но зачем же впадать в крайности? Собственно, об одной из таких крайностей и говорится критически в процитированном выше посте.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что проблему крайностей можно решить принятием на соборе двух уставов, для приходских церквей и для монастырей. И тогда проблема количества кафизм и тропарей на всенощной должна исчезнуть.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...