Перейти к содержанию

Латинизация византийского обряда


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Даже если на аналое лежит распятие?

Где видел - там, кажется, не лежало никаких распятиев на аналое. Впрочем, может просто не заметил.

 

А какой смысл класть рядом две одинаковых доски? Я смысла не вижу.

Смысла наверное нет - но и принципиального протворечия теории вроде как тоже нет.

(Хотя - а что, двойной благодати от почитания двух икон вместо одной не получится?, опять, же принцип дублирования ответственных элементов, как в авиации, альпинизме и в прочих серьезны сферах... А вдруг одна из икон неправильно освящена была, или не по канонам написана)

 

Разве бывают триптихи, на каждой части, которого изображен, например, св. Николай? И субиконки на иконе разве бывают одинаковыми?
Нарисуют, освятят - так будет, дело техники. Общей православной теории иконопочитания это как-то будет принципиальным образом противоречить?

 

Что до устава о поклонах, нет ли у вас ссылки на этот самый старообрядческий Устав?

Если загуглить, то например вот:

https://nasledie.russ...mustav_1910.pdf

https://oldorthodox.narod.ru/ustav.htm

https://lib.pravmir.r...1862#part_22546

https://rudocs.exdat....?page=4#9461523

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 70
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Хотя - а что, двойной благодати от почитания двух икон вместо одной не получится?

Не получится.:)

 

А вдруг одна из икон неправильно освящена была, или не по канонам написана

А греки, я слышал, иконы вовсе не освящают. И что теперь?

 

Но давайте все же с метаниями закончим (хотя к заявленной теме это и не имеет никакого отношения). Я правильно понял, что метания - это, попросту говоря, вставание на четвереньки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не нравится мне слово "Голгофка". Может, ещё Страсти Христовы назвать "Страстишками"? Осторожнее бы выражаться
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иконы не освящают! Их могут благословлять для использования в молитве. Иконы освЕщают светом от свечей. Смотрите Деяние 7 Вселенского Собора
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не нравится мне слово "Голгофка".

 

Ну, это ласковое название, не уничижительное.

 

Иконы не освящают! Их могут благословлять для использования в молитве.

 

Вообще говоря, по принятому у нас словоупотреблению (у нас - это, в данном случае, у латинских католиков, говорящих на русском языке), предметы, предназначенные для церковного употребления, как раз освящают, тем самым отделяя их от употребления мирского. Это и иконы, и облачения, и евхаристические сосуды, и т. д. А благословляют - то, что можно использовать в быту: автомобиль, квартиру, праздничную пищу...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не нравится мне слово "Голгофка". Может, ещё Страсти Христовы назвать "Страстишками"? Осторожнее бы выражаться

Речь идет о деревянной композиции, устанавливаемой в православных храмах, вот такого типа:

https://www.shigri.ru/productions/cross/kresty_i_golgofy_24122.html

https://andreevhram.ru/%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D0%B1%D1%8B%D0%BB-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82/

 

Официально это назвается "Крест рукописный с предстоящими и резной голгофой. Артикул 24122."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А греки, я слышал, иконы вовсе не освящают. И что теперь?

Ну стало быть, для греков все пропало, ибо уже несколько сотен лет они прикладываются к иконам безо всякого благодатного эффекта. Разве что на чистом плацебо-эффекте польза какая получается...

 

Но давайте все же с метаниями закончим (хотя к заявленной теме это и не имеет никакого отношения). Я правильно понял, что метания - это, попросту говоря, вставание на четвереньки?
Фактически - да. Быстрый переход в партер и обратно, без отбития головой в пол. Возможно, упор на руки и не обязателен - но видимо, так техничнее.

И кстати, почему ж отношения не имеет - имеет, и наипрямейшее. Коль скоро в УГКЦ вознамерились избавиться от латинских наслоений и вернуться к первоистокам - то как там у них насчет "метаний" - есть ли вообще такая практика, собираются ее восстанавливать, как неотъемлимую часть византийского обряда в его первоначальном варианте?

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А греки, я слышал, иконы вовсе не освящают.

 

Дикари-с... На самом деле есть такое понятие, как "освятить употреблением": предмет, единожды употребленный для религиозных целей, уже не должен употребляться профанным образом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Икона отличается от предметов религиозного употребления и не освящается, так как свята по подобию первообразу. Символические иконы без подобия можно освящать, а с подобием не имеет смысла.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иконы не освящают! Их могут благословлять для использования в молитве. Иконы освЕщают светом от свечей. Смотрите Деяние 7 Вселенского Собора

Старообрядцы тоже. Среди древних русских чинов нет чина освящения икон.

Так и Отцы говорят:

"Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. ...Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. ...То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение"

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё: https://kiprian-sh.livejournal.com/310589.html

 

Иконы не могут рассматриваться в одном ряду ни с таинствами (так как "ниже" таинств и не содержат благодати таинств, о чём свидетельствует св.Фома Аквинский), ни с обычными предметами культа, типа святой воды (так как иконы "выше" этих предметов). Икона между таинствами и неиконными предметами культа. Иначе говоря, посередине. Если обычные предметы культа освящают, то иконы, как и кресты, НЕ освящают, так как они уже святы через соотнесённость с первообразом. Повторю, что речь идёт об иконах в строгом смысле слова, то есть о несимволических иконах, об иконах с подобием первообразному. Практика же "освящения" икон имеет смысл благословения такого-то образа для молитвы, а не сообщения ей святости, как будто до "освящения" этой святости у иконы не было. Благословляя икону, мы отделяем её для молитвы, то есть одобряем. А воде мы сообщаем святость через молитву освящения, через крест или через икону (Распятого, например).

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот насчет платочков: фото из московской церкви св. Людовика, 1947 год.

 

5dbadec1422f.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Вот насчет платочков: фото из московской церкви св. Людовика, 1947 год.

Данное фото о приверженности к платочкам никак не говорит - в 1947 г все старушки примерно так выглядели, да и видно. что холодно в помещении. В нынешние времена никаких платочков в этом самом соборе св.Людовика в Москве не просматривается.

 

И кстати, куда там девали вот эти добротные неубиваемые лавки, и почто заменили их на то хлипкое барахло, которое там стоит сейчас?

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Сие, собственно, видно уже и из самого их названия, которое есть вполне латинское. Пишут также, что самый чин пассий составлен был митрополитом Петром (Могилою), который был, конечно, хорошо знаком с латинским богослужением. (В этом контексте не вполне ясно, как чин пассий попал в УГКЦ, если он сформировался в дезунитской среде уже после Св. Унии).

 

украинские епархии присоединились к унии уже после смерти Могилы, Львовская если не ошибаюсь в 1700 году

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

"Метание" же, в вашей православной традиции, - это именно малый земной поклон.

У меня в греческом Большом часослове в примечании написано, что метания бывают великие и малые; если просто указывается "метания" без уточнения их рода, то имеются в виду малые, без коленопреклонения, а когда написано "великие метания", тогда нужно кланяться до земли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Метание" же, в вашей православной традиции, - это именно малый земной поклон.

У меня в греческом Большом часослове в примечании написано, что метания бывают великие и малые; если просто указывается "метания" без уточнения их рода, то имеются в виду малые, без коленопреклонения, а когда написано "великие метания", тогда нужно кланяться до земли.

да - именно так. Так и говорил kajum

С уважением, ОООО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Метание" же, в вашей православной традиции, - это именно малый земной поклон.

У меня в греческом Большом часослове в примечании написано, что метания бывают великие и малые; если просто указывается "метания" без уточнения их рода, то имеются в виду малые, без коленопреклонения, а когда написано "великие метания", тогда нужно кланяться до земли.

Да, в самом деле, так и написано? А это не издержки перевода с греческого, и под "метанием" в данном случае не подразумевается ли просто "поклон"?

 

А там не разъясняется ли в доступной форме, что же именно представляют собой "малые метания", и чем они отличаются от "малых", или "поясных" поклонов? А "великие метания" - чем отличаются от "великих поклонов"?

 

А вот что пишут по поводу этих "метаний" в отечественных православных источниках:

https://www.liturgica.ru/bibliot/poklony.html

 

Земные поклоны бывают великими и малыми. Малый, наиболее часто встречающийся в церковной службе земной поклон, имеет также название «метание». Впрочем, раньше метанием назывался всякий земной поклон, как об этом свидетельствует инок Никодим в своих «Статиях»: «А еже в старопечатных книгах во святые посты в церковной службе поклоны земныя творити указуется, сие вдревлеписмянных и харатейных, греческих и славянороссийских метании написано суть. А идеже в печатных без поклонов, ту в писмянных без метаний явствуется, ибо поклоны земныя вместо метаний, метания же вместо земных поклонов в писании приемлются. О чем и в житии святаго Златоустаго, списанным трудолюбнейшим Георгием, архиепископом александрийским, свидетельствуется, яко «егда сотворь (бывый ученик Златоустаго Прокл) метание (святому Златоусту, на стране, поклонься) до земли» ... В службе церковней употребляемыя поклоны земныя нарицаются метании, по словенски же поклоны, овыя именуются великие, овыя же излегка, инии же поясныя. Великия же, еже главою с коленопреклонением на землю, излегка же есть единеми руками с коленопреклонением колен, до земли главою не касатися. Поясныя же еже и не преклоняя колен, ниже досязая руками праха, но право стоя в пояс благочестиво поклоняются». (Статия 4, показание 18, 1915 г., No 20).

0 различии великих и малых поклонов пишет и священномученик протопоп Аввакум, поучая свою духовную дщерь, боярыню Морозову: «Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи; егда же великий (поклон) прилучится, тогда главою до земли».

Среди новообрядцев метания, видимо, прочно забыты. В прошлом веке П.И. Мельников-Печерский, писатель, известный своими произведениями о старообрядчестве, счел необходимым объяснять своим читателям: «Метание — слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, — особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его — полы своего платья, по полу постланной» («В лесах», ч.1, гл. 11).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, в самом деле, так и написано?

Именно так.

 

А это не издержки перевода с греческого, и под "метанием" в данном случае не подразумевается ли просто "поклон"?

Ну понятно, что в данном контексте греч. metanoia означает не "покаяние", а род поклона. Но я все же не совсем понял, что за издержки в моем переводе.

 

А там не разъясняется ли в доступной форме, что же именно представляют собой "малые метания", и чем они отличаются от "малых", или "поясных" поклонов? А "великие метания" - чем отличаются от "великих поклонов"?

Нет, уточняется только что малые метания совершаются dia tes kephales - головой.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так Вы можете просто и доходчиво сформулировать, как технически выполняется:

1) "Малый" или "поясной" поклон

2) "Малое метание", которое "dia tes kephales"

3) "Великое метание"

4) "Великий" или "земной" полкон

5) "Малый земной поклон", упомянутый в вышепроцитированной статье, который, как утверждается, "имеет также название «метание»?

 

И как Ваш греческий часослов стыкуется с мнением инока Никодима, протопопа Аввакума и П.И. Мельникова-Печерского? Почему они трое в один голос утверждают одно, а в греческом часослове написано совсем другое? Кто прав-то? А может, современные греки так же, как и в РПЦ, напрочь забыли и забили на древнее благочестие, и попросту халтурят с этим своим "малым метанием"? Считают же на полном серьезе некоторые даже кадровые прихожане РПЦ, что "земной поклон" - это когда надо нагнуться либо присесть так, чтобы достать рукой до полу"... Издержки малограмотности и наплевательского отношения к собственным благочестивым традициям, что у паствы, что у клириков.

У староверов же вроде бы есть некий "поклон головой" - но он прописан отдельно, и вовсе не заменяет собой "метание".

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...