Solowhoff Опубликовано 18 января, 2015 Поделиться Опубликовано 18 января, 2015 Собственно сабж. В рекомом православии действительно эта разница есть (18 - иорданская, 19 - крещенская) или это народное христианство с полуязыческими суевериями?Вариации на эту тему я слышал давно. Но в этом году я для родных, которые считают себя православными, пошел святить воду и этот вопрос всплыл с новой силой. Причем обсуждали ее не такие невоцерковленные как мои родные, а регулярно посещающие литургию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 Вред и бред, как выражался герой одной детской книги. Как в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления совершается один и тот же чин водоосвящения: чин великого освящения воды, - поэтому никакой разницы между водой, освященной 19 января и освященной накануне нет и быть не может. Более того, если мы обратимся к Типикону, являющимся для Русской Православной Церкви богослужебным уставом, то увидим, что он предполагает лишь однократное освящение воды - вечером, накануне праздника. Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам. В этом обычае, согласно которому духовенство в этот день должно исходить "на источники" или "на иордань" и там совершать освящение, конечно же, ничего плохого нет, но он стал, к сожалению, поводом для суеверий, когда различают "иорданскую" и "крещенскую" воду или, как еще выражаются, "сочельничную". Увы, есть даже безграмотные попы, поддерживающие это суеверие. Сам был свидетелем, когда у нас о. Н., желая взять себе домой бутылочку св. воды, просил, чтобы на ней написали, что это именно "сочельничная вода", дабы дома не перепутать. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mitrich Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 Вред и бред, как выражался герой одной детской книги. Как в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления совершается один и тот же чин водоосвящения: чин великого освящения воды, - поэтому никакой разницы между водой, освященной 19 января и освященной накануне нет и быть не может. Более того, если мы обратимся к Типикону, являющимся для Русской Православной Церкви богослужебным уставом, то увидим, что он предполагает лишь однократное освящение воды - вечером, накануне праздника. Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам. В этом обычае, согласно которому духовенство в этот день должно исходить "на источники" или "на иордань" и там совершать освящение, конечно же, ничего плохого нет, но он стал, к сожалению, поводом для суеверий, когда различают "иорданскую" и "крещенскую" воду или, как еще выражаются, "сочельничную". Увы, есть даже безграмотные попы, поддерживающие это суеверие. Сам был свидетелем, когда у нас о. Н., желая взять себе домой бутылочку св. воды, просил, чтобы на ней написали, что это именно "сочельничная вода", дабы дома не перепутать. А какой разбавлять лучче? (шучу). Сама постановка вопроса гибельна, ИМХО Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
о.Олег Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 ... Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам...или "чисто украинский" Правда в среде греко-католиков (а я служил в деревнях, не только в городе) еще не слышал о "разной" воде. Подход преобладает практический: в Навечерии освящаем воду (сравнительно - очень мало) для причащения на "Щэдрый вечир", на само Богоявление ( мнооого, на реке или роднике, проруби и т.д) - на целый год. А некоторые ухитрялись и в Навечерие набрать на год С уважением, о.Олег 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mitrich Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 ... Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам...или "чисто украинский" Правда в среде греко-католиков (а я служил в деревнях, не только в городе) еще не слышал о "разной" воде. Подход преобладает практический: в Навечерии освящаем воду (сравнительно - очень мало) для причащения на "Щэдрый вечир", на само Богоявление ( мнооого, на реке или роднике, проруби и т.д) - на целый год. А некоторые ухитрялись и в Навечерие набрать на год С уважением, о.Олег В этом-то и вопрос, который у меня вызывает определенное недоумение. Что считать Великой Агиасмой? Естественно, крещенскую воду, независимо от времени ее освящения - в Навечерие или в сам Праздник. Но тогда вопрос - если кто-то где-то разделяет воду, освященную в Навечерие и воду, освященную в день Праздника, не является ли это профанацией Великой Агиасмы как таковой? Я мало знаком с этой обрядовой стороной Восточной Церкви, поэтому мой вопрос, имхо, закономерен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
о.Олег Опубликовано 19 января, 2015 Поделиться Опубликовано 19 января, 2015 В этом-то и вопрос, который у меня вызывает определенное недоумение. Что считать Великой Агиасмой? Естественно, крещенскую воду, независимо от времени ее освящения - в Навечерие или в сам Праздник. Но тогда вопрос - если кто-то где-то разделяет воду, освященную в Навечерие и воду, освященную в день Праздника, не является ли это профанацией Великой Агиасмы как таковой? Я мало знаком с этой обрядовой стороной Восточной Церкви, поэтому мой вопрос, имхо, закономерен.у Вас, если правильно понимаю, не "вопрос", а "вопросы". И оба имхо закономерны.Освящение в Навечерие или в сам день Празника - одно и то же. Да и приписано совершаться единожды в Навечерие. Но практика исторически сложилась - дважды. Но - одно освящение. Для Церкви, думаю, это не проблема - Евхаристия, например, совершаеться ежедневно и это всегда Тело и Кровь Христова. А для людских умов... может быть проблемой некого суеверия или недопонимания.Как уже писал - у нас этого суеверия мне не встретилось. Но встречал нечто другое - вылавливание капель воска от свечи (используем в Чине Иорданского Освящения) и, даже, некие "чародейства" по этому поводу Правда... в горах близким мне священникам встречались люди, принимающие Причастие... для поставления Евхаристии в улей (что-бы пчёлы хорошо роились :( ), поэтому описаные проблемы с верой или, скорее, невежество... наверное являются таковыми, но вызывают снисходительную улыбку: тут присутствует некоторая неправильность восприятия, но это скорее грех неосознаный и нетяжёлой материи. Индивидуальный подход нужен, конечно, но тут я ещё спокоен за верующего. Тоесть - был до сего момента Ошибаюсь?С уважением, о.Олег Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 20 января, 2015 Поделиться Опубликовано 20 января, 2015 А вот еще интересно. В праздник Крещения ведь освящают целые источники, водоемы. И что, сколько дней или часов эта вода потом должна считаться святой? Или ровно год, до следующего освящения? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 20 января, 2015 Поделиться Опубликовано 20 января, 2015 Вроде, сутки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mitrich Опубликовано 20 января, 2015 Поделиться Опубликовано 20 января, 2015 А вот еще интересно. В праздник Крещения ведь освящают целые источники, водоемы. И что, сколько дней или часов эта вода потом должна считаться святой? Или ровно год, до следующего освящения? Вроде бы сутки. Но кто-то говорил мне (не помню), что до отдания Крещения. Хотя сомневаюсь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 20 января, 2015 Поделиться Опубликовано 20 января, 2015 Вроде бы сутки. Но кто-то говорил мне (не помню), что до отдания Крещения. Хотя сомневаюсьСутки начиная с момента окончания чина освящения или с третьего погружения креста в воду? И как это научно объяснить? А как быть, если дот отдания? Некоторые литургисты считают, что отание происходит на литургии, а некоторые - на девятом часе. А кроме того в разных храмах эти службы совершаются в разное время. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 18 января, 2022 Поделиться Опубликовано 18 января, 2022 (изменено) Какая интересная тема. А в учении Православной церкви как-то закреплено освящение водоемов и воды в кране? Изменено 18 января, 2022 пользователем Helena Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Vladimir Gennadevich Опубликовано 18 января, 2022 Поделиться Опубликовано 18 января, 2022 Какая интересная тема. А в учении Православной церкви как-то закреплено освящение водоемов и воды в кране?Да, в Типикон включена цитата Златоуста о том, что в полночь освящается вода вообще везде: "Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят" https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon/48_5Один мой друг мне рассказывал, что у его знакомых как-то не было возможности набрать в храме (то ли в советское время было дело - не помню уже) - и они набрали из-под крана. И вода не портилась! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 18 января, 2022 Поделиться Опубликовано 18 января, 2022 Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
black cat Опубликовано 19 января, 2022 Поделиться Опубликовано 19 января, 2022 они набрали из-под крана. И вода не портилась! Хлорка и не такие "чудеса" творит. А родниковая вода долго не портится не зависимо от даты забора. Думаю не надо всё в одну кучу и привязывать сакральность ко всему .Для сакральности всё же без священника и чина освящения воды/ источника не обойтись. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гостья Опубликовано 19 января, 2022 Поделиться Опубликовано 19 января, 2022 они набрали из-под крана. И вода не портилась! Хлорка и не такие "чудеса" творит. А родниковая вода долго не портится не зависимо от даты забора. Думаю не надо всё в одну кучу и привязывать сакральность ко всему .Для сакральности всё же без священника и чина освящения воды/ источника не обойтись. Вот, кстати, неверующие пользовались тем, что реально взятая зимой в морозы вода долго не портится и на этом основании доказывали, что ничего сакрального в освященной воде нет. Т.е. "не портится" не доказательство, что вода освященная. Брали не в день крещения, а скажем через три дня и даже в кране и ставили и она не портилась точно также. А потом показывали эту воду верующим. Это в России. Я жила в Узбекистане. Там и освященная портилась. Морозов то нет. Поговаривали, что в храмах обогащали воду серебром, что бы она дольше не портилась. Не знаю насколько это правда или фейк. Я тогда брала воды в храме, но долго не хранила. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти