Перейти к содержанию

Иорданская и крещенская вода


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Собственно сабж. В рекомом православии действительно эта разница есть (18 - иорданская, 19 - крещенская) или это народное христианство с полуязыческими суевериями?

Вариации на эту тему я слышал давно. Но в этом году я для родных, которые считают себя православными, пошел святить воду и этот вопрос всплыл с новой силой. Причем обсуждали ее не такие невоцерковленные как мои родные, а регулярно посещающие литургию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вред и бред, как выражался герой одной детской книги. Как в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления совершается один и тот же чин водоосвящения: чин великого освящения воды, - поэтому никакой разницы между водой, освященной 19 января и освященной накануне нет и быть не может. Более того, если мы обратимся к Типикону, являющимся для Русской Православной Церкви богослужебным уставом, то увидим, что он предполагает лишь однократное освящение воды - вечером, накануне праздника. Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам. В этом обычае, согласно которому духовенство в этот день должно исходить "на источники" или "на иордань" и там совершать освящение, конечно же, ничего плохого нет, но он стал, к сожалению, поводом для суеверий, когда различают "иорданскую" и "крещенскую" воду или, как еще выражаются, "сочельничную". Увы, есть даже безграмотные попы, поддерживающие это суеверие. Сам был свидетелем, когда у нас о. Н., желая взять себе домой бутылочку св. воды, просил, чтобы на ней написали, что это именно "сочельничная вода", дабы дома не перепутать.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вред и бред, как выражался герой одной детской книги. Как в Крещенский сочельник, так и в самый день праздника Богоявления совершается один и тот же чин водоосвящения: чин великого освящения воды, - поэтому никакой разницы между водой, освященной 19 января и освященной накануне нет и быть не может. Более того, если мы обратимся к Типикону, являющимся для Русской Православной Церкви богослужебным уставом, то увидим, что он предполагает лишь однократное освящение воды - вечером, накануне праздника. Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам. В этом обычае, согласно которому духовенство в этот день должно исходить "на источники" или "на иордань" и там совершать освящение, конечно же, ничего плохого нет, но он стал, к сожалению, поводом для суеверий, когда различают "иорданскую" и "крещенскую" воду или, как еще выражаются, "сочельничную". Увы, есть даже безграмотные попы, поддерживающие это суеверие. Сам был свидетелем, когда у нас о. Н., желая взять себе домой бутылочку св. воды, просил, чтобы на ней написали, что это именно "сочельничная вода", дабы дома не перепутать.

 

А какой разбавлять лучче? (шучу). Сама постановка вопроса гибельна, ИМХО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам...

или "чисто украинский" :) Правда в среде греко-католиков (а я служил в деревнях, не только в городе) еще не слышал о "разной" воде. Подход преобладает практический: в Навечерии освящаем воду (сравнительно - очень мало) для причащения на "Щэдрый вечир", на само Богоявление ( :) мнооого, на реке или роднике, проруби и т.д) - на целый год. А некоторые ухитрялись и в Навечерие набрать на год :)

С уважением, о.Олег

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Что до освящение воды в сам праздник Крещения, то это чисто русский обычай, неведомый иным Поместным Православным Церквам...

или "чисто украинский" :) Правда в среде греко-католиков (а я служил в деревнях, не только в городе) еще не слышал о "разной" воде. Подход преобладает практический: в Навечерии освящаем воду (сравнительно - очень мало) для причащения на "Щэдрый вечир", на само Богоявление ( :) мнооого, на реке или роднике, проруби и т.д) - на целый год. А некоторые ухитрялись и в Навечерие набрать на год :)

С уважением, о.Олег

 

В этом-то и вопрос, который у меня вызывает определенное недоумение. Что считать Великой Агиасмой? Естественно, крещенскую воду, независимо от времени ее освящения - в Навечерие или в сам Праздник. Но тогда вопрос - если кто-то где-то разделяет воду, освященную в Навечерие и воду, освященную в день Праздника, не является ли это профанацией Великой Агиасмы как таковой? Я мало знаком с этой обрядовой стороной Восточной Церкви, поэтому мой вопрос, имхо, закономерен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом-то и вопрос, который у меня вызывает определенное недоумение. Что считать Великой Агиасмой? Естественно, крещенскую воду, независимо от времени ее освящения - в Навечерие или в сам Праздник. Но тогда вопрос - если кто-то где-то разделяет воду, освященную в Навечерие и воду, освященную в день Праздника, не является ли это профанацией Великой Агиасмы как таковой? Я мало знаком с этой обрядовой стороной Восточной Церкви, поэтому мой вопрос, имхо, закономерен.

у Вас, если правильно понимаю, не "вопрос", а "вопросы". :) И оба имхо закономерны.

Освящение в Навечерие или в сам день Празника - одно и то же. Да и приписано совершаться единожды в Навечерие. Но практика исторически сложилась - дважды. Но - одно освящение. Для Церкви, думаю, это не проблема - Евхаристия, например, совершаеться ежедневно и это всегда Тело и Кровь Христова. А для людских умов... может быть проблемой некого суеверия или недопонимания.

Как уже писал - у нас этого суеверия мне не встретилось. Но встречал нечто другое - вылавливание капель воска от свечи (используем в Чине Иорданского Освящения) и, даже, некие "чародейства" по этому поводу :( Правда... в горах близким мне священникам встречались люди, принимающие Причастие... для поставления Евхаристии в улей (что-бы пчёлы хорошо роились :( :( ), поэтому описаные проблемы с верой или, скорее, невежество... наверное являются таковыми, но вызывают снисходительную улыбку: тут присутствует некоторая неправильность восприятия, но это скорее грех неосознаный и нетяжёлой материи. Индивидуальный подход нужен, конечно, но тут я ещё спокоен за верующего. Тоесть - был до сего момента :) Ошибаюсь?

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще интересно. В праздник Крещения ведь освящают целые источники, водоемы. И что, сколько дней или часов эта вода потом должна считаться святой? Или ровно год, до следующего освящения?:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще интересно. В праздник Крещения ведь освящают целые источники, водоемы. И что, сколько дней или часов эта вода потом должна считаться святой? Или ровно год, до следующего освящения? :)

 

Вроде бы сутки. Но кто-то говорил мне (не помню), что до отдания Крещения. Хотя сомневаюсь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде бы сутки. Но кто-то говорил мне (не помню), что до отдания Крещения. Хотя сомневаюсь

Сутки начиная с момента окончания чина освящения или с третьего погружения креста в воду?:) И как это научно объяснить? А как быть, если дот отдания? Некоторые литургисты считают, что отание происходит на литургии, а некоторые - на девятом часе. А кроме того в разных храмах эти службы совершаются в разное время.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

Какая интересная тема. :)

А в учении Православной церкви как-то закреплено освящение водоемов и воды в кране?

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая интересная тема. :)

А в учении Православной церкви как-то закреплено освящение водоемов и воды в кране?

Да, в Типикон включена цитата Златоуста о том, что в полночь освящается вода вообще везде: "Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят" https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon/48_5

Один мой друг мне рассказывал, что у его знакомых как-то не было возможности набрать в храме (то ли в советское время было дело - не помню уже) - и они набрали из-под крана. И вода не портилась!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они набрали из-под крана. И вода не портилась!

 

Хлорка и не такие "чудеса" творит. А родниковая вода долго не портится не зависимо от даты забора. Думаю не надо всё в одну кучу и привязывать сакральность ко всему .Для сакральности всё же без священника и чина освящения воды/ источника не обойтись.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они набрали из-под крана. И вода не портилась!

 

Хлорка и не такие "чудеса" творит. А родниковая вода долго не портится не зависимо от даты забора. Думаю не надо всё в одну кучу и привязывать сакральность ко всему .Для сакральности всё же без священника и чина освящения воды/ источника не обойтись.

 

Вот, кстати, неверующие пользовались тем, что реально взятая зимой в морозы вода долго не портится и на этом основании доказывали, что ничего сакрального в освященной воде нет. Т.е. "не портится" не доказательство, что вода освященная. Брали не в день крещения, а скажем через три дня и даже в кране и ставили и она не портилась точно также. А потом показывали эту воду верующим. Это в России. Я жила в Узбекистане. Там и освященная портилась. Морозов то нет. Поговаривали, что в храмах обогащали воду серебром, что бы она дольше не портилась. Не знаю насколько это правда или фейк. :) Я тогда брала воды в храме, но долго не хранила.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...