Перейти к содержанию

"Особое служение" православного епископа


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Беседа "ЭхаМосквы" с о. Всеволодом Чаплиным дарит столь много нам открытий чудных, что она достойна нескольких постов

 

«Совершенно особое место у епископа, он ходит в золотых ризах, он отделен особым пространством в храме, у него есть трон. И вот это нормально, вот это еще раз говорит о том, что у церкви есть особое служение. Вот я не епископ, я могу бегать по церковному двору в подряснике, а вот епископ уже не может. А, может быть, ему хочется побегать в casual style, но он уже не может. И поэтому есть в церкви разное служение». https://echo.msk.ru/p...s/1468446-echo/

 

 

Теперь мы знаем, что причина существования в церкви разных служений – это наличие штанов разного цвета.

 

И ведь какой универсальный аргумент, способный оправдать любое социальное неравенство! Этот сановник кушает на золоте, потому что у него «особое служение».

А этот даже и не знает, какая у него зарплата, потому что «это нормально».

Вот тому барину телохранители создают особое пространство при любом движении его тушки в пространстве – «это еще раз говорит о том, что у нее есть особое служение».

 

А вот апостолы, выходит, не могли нести особого служения церкви – потому что у них не было ни тронов, ни золотых одежд. И ходили они в самом что ни на есть casual style своей эпохи. Я даже сомневаюсь, была ли у апостола Павла отдельная вип-каюта на корабле. Нет в моей памяти и свидетельств о том, что апостол Иоанн совершал «вечерю любви» в «особом пространстве», огражденном позолоченной решеткой.

 

Надо понять, что о. Всеволод говорит вовсе не об алтаре, а о манере ограждать епископскую кафедру, стоящую посреди храма, решетками – чтобы прихожане не мешали сложным перестроениям духовенства и кордебалету епископских иподиаконов; причем все эти перестроения вокруг кафедры ни малейшего отношения к таинству Причастия просто не имеют – отчего службы простого священника спокойно обходятся без них.

 

А вот на епископской службе да – в «особое пространство» особый юноша на особо позолоченном подносе выносит особую расческу, чтобы преемник апостолов смог прилюдно расчесать свою особую бороду…

 

Исследователи сего вопроса пишут:

«В литературе, адресованной священникам, можно встретить и такие рекомендации: «При открытых дверях или во время стояния посреди храма священник служащий не должен в виду всех заниматься убранством и благоустройством своей головы и лица; все это и подобное должно заблаговременно упорядочить в стороне» (Михайловский 1890: 8–9). Симптоматично, что прилюдное символическое расчесывание волос гребнем посреди храма во время богослужения служило частью ритуального облачения епископа. Уход за собой во время богослужения был допустим только в контексте обряда, как его составная часть, в противном случае, будучи «мирским» делом, расценивался как оскорбление священнодействия. Прилюдные манипуляции священников с волосами во время богослужений чреваты их ошибочным толкованием со стороны прихожан. В 2000 году во время экспедиции в Гдовский район Псковской области мы были свидетелями следующей картины. На почитаемом месте Пещёрка шел молебен. Присутствующие на нем женщины сидели. В какой-то момент священник, продолжая стоять к прихожанкам спиной, решил поправить волосы: он снял резинку со своего «хвоста» и тряхнул головой. Эффект был удивительный: все женщины встали со своих мест и начали креститься, вероятно, полагая, что манипуляции с волосами указывают на какое-то важное место в богослужении».https://www.georghram..._svyashhennika/

 

Помню, как молодой о. Всеволод издевался над этим нашим дивным ритуалом и предлагал варианты особой молитвы для сего священнодействия… Но сейчас наш «церковный министр по делам общества и государства» (это его самохарактеристика в цитируемой передаче) и эти гардеробно-парикмахерские действа, наверно, готов апологетизировать и возводить в ранг "духовных скреп".

 

Конечно, у Церкви есть особое служение. Но вот почему оно должно выражать себя именно в тронах и золоте?

И у врачей есть особое служение. Поэтому они тоже должны восседать на тронах и ходит в золотой парче? Не стоит ли разработать особый чин встречи главврача, входящего в больницу?

И как же скучна школьная жизнь, где «встречный обряд» при входе учителя в класс ограничивается лишь вставанием учеников с мест (эх, сейчас даже хлопать крышками парт при этом перестали).

 

Ну ничего – мантии для судей в софринских мастерских уже шьют, так и что и остальных «слуг народа» мы еще научим, что значит быть Византией после Византии.

 

Забыл еще о. Всеволод вспомнить, что "особое пространство" для митрополитов не только в храме. С недавних пор они в аэропортах обслуживаются через депутатские залы. Как и сам о. Всеволод (как член ВЦС)

 

***

 

епископ, который не читал про "особое пространство" у Чаплина:

187672_600.jpg

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/738340.html

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кураев все более превращается в мелочного брюзгу. У него и раньше это было, но сейчас - просто зашкаливает. При том, что интеллектуальный уровень его эпистолярного творчества заметно оскудевает.

Содержательно же в данном тексте - ничего нового. Какой-то перепев пуританизма-нестяжательства. Ну и еще немного идущей от перестройки "борьбы с привилегиями".

Изменено пользователем Марион
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восхваляя Сталина, Чаплин предает забвению тот факт, что Ленин, будучи аморальным политиком, должен был пользоваться услугами аморальных людей. Одним из них был Сталин. Когда летом 1917 г. Сталин помогал Ленину отвертеться от немецких денег, он был симпатичным грузином, а когда Сталин нагрубил Крупской, то он стал слишком грубым человеком. Ленин только в конце жизни понял жестокую правду политической борьбы: аморальный политик смещается наиболее аморальным учеником. Изменено пользователем Harib
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Содержательно же в данном тексте - ничего нового.

Так оно не новое, оно - наболевшее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее - истасканное. И вызывает не более чем скуку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видели бы они нашего епископа в куртке рассекающего по двору и по Москве. :)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее - истасканное. И вызывает не более чем скуку.

Может, дело в том, что все это имеет место не в Вашей Церкви?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, дело в том, что все это имеет место не в Вашей Церкви?

Может, коль скоро все это имеет место не в моей Церкви, было бы ожидаемо, если бы я подхватил эту самую критику в духе "Ага! Вот как у них все запущено!"

Но этого делать не буду.

Во-первых, потому что эти же самые аргументы могут во многом быть выдвинуты (и выдвигаются) против моей Церкви.

А вот апостолы, выходит, не могли нести особого служения церкви – потому что у них не было ни тронов, ни золотых одежд. И ходили они в самом что ни на есть casual style своей эпохи. Я даже сомневаюсь, была ли у апостола Павла отдельная вип-каюта на корабле. Нет в моей памяти и свидетельств о том, что апостол Иоанн совершал «вечерю любви» в «особом пространстве», огражденном позолоченной решеткой. - говорит Кураев

почти дословно повторяя мысль, сказанную Савонаролой 500 лет назад

С внешней стороны она прекрасна, эта церковь их, с ее украшениями и позолотою, с блестящими церемониями, роскошными облачениями, с золотыми и серебряными светильниками, с богатыми дароносицами, с золотыми митрами с драгоценными каменьями.., но в первоначальной церкви дароносицы были деревянные, а прелаты были золотые.
- https://az.lib.ru/s/shellermihajlow_a_k/text_0040.shtml

Правда Савонарола произносит затем довольно неплохую проповедь, призывая вспомнить о Боге, Кураев же такой "мелочью" не заморачивается. Окропив свою лекцию мертвой водой (это бывает нужно), он забывает затем про живую воду.

Во-вторых, я все же учитываю, в какой интенции ведет свое обличение о. Андрей.

Он, к сожалению - "потерявшийся миссионер" (так сам о. Андрей охарактеризовал в книге "Вызов экуменизма" о. А. Меня, но теперь это все более и более приложимо к о. Андрею). Понятно, что миссионер должен разговаривать "на одном языке" с обращаемыми, снисходить до них, но он же должен оставаться и самим собой, то есть верным слугой и пастырем своей Церкви. А если он начинает "рисоваться" (что о. Андрей всегда любил), заниматься миссионерским нарциссизмом, забывать главную цель проповеди и вообще опускаться до уровня обращаемого не только "стилистически", но и "семантически" - он и становится "потерянным".

О. Андрей пытается найти подходы ко креаклам и хипстерам, прамезанно-хамонной публике - и вместе с этим вполне перенимает их риторику и их взгляды. Отсюда и фактическая идейная капитуляция и перед Пусси Райот, и перед "ЯШарли" (кровь меняет очень многое... Эти безбожники своей кровью отстаивают право христиан не прогибаться под исламским террором.). А потому его придирки, в том числе и порою резонные, немногого стоят.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восхваляя Сталина, Чаплин предает забвению тот факт, что большевизм всеяден. Большевизм берет на вооружение то, что выгодно на текущий момент. В годы первых 20 лет советской власти Сталин боролся с великорусским шовинизмом и с религией. Накануне войны он частично реабилитировал русское имя, вспомнил великих русских полководцев, а в ходе войны частично реабилитировал церковь.

Когда Сталин в 1943 г. возвращал армии погоны, вспоминал ли он тех офицеров русской армии, которые погибли, потому что не пожелали снять погоны?

Изменено пользователем Harib
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видели бы они нашего епископа в куртке рассекающего по двору и по Москве. :)

 

fQh-TeQLlKQ.jpg

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Больштнство православных вполне нормальные и очень приличные люди. А говорят от их лица господа вроде Чаплина.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • 4 недели спустя...

Вот это особенно понравилось в комментах у Кураева. Комментируя его слова в ответ на сентенции Чаплина: "И у врачей есть особое служение. Поэтому они тоже должны восседать на тронах и ходит в золотой парче? Не стоит ли разработать особый чин встречи главврача, входящего в больницу?" один человек написал:

 

"Почти так и было во времена Мольера - врачи были любимой мишенью его сатиры. Они носили особые, придававшие им важность, тяжелые костюмы и головные уборы, образовали замкнутую касту со своими обычаями и ритуалами, чванно переговаривались на непонятной пациентам латыни и с бешенством воспринимали любое недоверие, критику или насмешку. Мольера французские врачи, его современники, люто ненавидели.

Почему?

Ответ прост. Потому что в XVII веке они почти ничего не умели лечить. Поэтому и приходилось пускать пыль в глаза.

А когда медицина стала могущественной - врачи превратились в скромных вежливых людей".

 

То есть, по аналогии, нынешняя церковная важность и пышность это не от "особого служения", а как раз от отсутствия истинного служения, от духовного бессилия и пустоты. Что-то ж надо показывать, вот и показываем "золотые унитазы".

 

https://priestal.livejournal.com/568285.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Епископская самореклама

 

https://www.youtube....h?v=E-9Cok0gqEM

8-30: "епископам вверяется проповедь Евангелия по всему миру".

 

Не епископам, а апостолам. Епископы привязаны каждый к одному своему городу и в этом смысле являлись антиподами апостолов. Ни один из епископов не имеет право на апостольское - "на мне лежит забота о всех церквах". Одна из причин глубочайшего и многовекового миссионерского кризиса православия именно в этой претензии епископов на преемство апостольско-миссионерского служения. Преемство не просто в управлении общиной и в руководстве таинствами, а в совершении всемирной миссии.

Многие ли епископы в истории покидали свои дворцы и шли с проповедью в "земли язычников"? Но, восседая на тронах среди льстецов, они веками считали себя исполнителям "Великого Поручения", тем самым не давая его исполнить другим.

 

 

18-05 "Человеческие силы не могут понести то, что несет любой из епископов, каждый из епископов".

 

Да что такого сверхчеловеческого совершает гомельский епископ сейчас?

Чем его труд тягче и неисполнимей, чем труд любого иного системного менеджера?

Почему он считает, что ему помощь Божия нужна более, чем многодетной матери?

 

Вот очень хочется подробностей о тяготах архиерейских трудовых буднях. Что там так сверхчеловечески неисполнимо и трудно? Работа со спонсорами? С госчиновниками? Разборки поповских взаимообид и исканий? Выбивание денег с приходов? Составление отчета в патриархию?

 

На 21 минуте Стефан говорит, что самое сложное в его епископской биографии было строительство храма в Турове. Храм со спонсорской помощью построен. "Господь послал человека, который за 2,5 года за свои средства построил этот собор". Что тут крестно-тяжелого-невыносимого для самого благополучателя?

 

Строительство храма в этих условиях есть чудо? А как тогда назвать строительство заводов и космодромов?

 

 

Но, может, так трудна "Проповедь Евангелия"? Но тогда почему тут стоит выделять епископов? Евангелие проповедуют и миссионеры, не облеченные архиерейским саном. А вот в проповедях того же владыки Стефана проблеска Божия откровения и сверхчеловеческой мудрости не видно. Для воспроизводимых им семинарских банальностей сугубой Божией помощи не нужно.

 

 

 

19-39 "Епископское служение всегда несло в себе тяжелые испытания. Крайне редко архиерейское служение сопровождается почетом и признанием"

 

На самом деле за 2000 лет церковной истории в большинстве веков епископы были окружены показным почетом, и их жизнь проходила "в шоколаде". Времена гонений были исключением. Кроме того, и в гонимой церкви епископы могут быть очень даже балуемы гонителями (таков статус епископов-этнархов с Османской империи и в послевоенном СССР). И уж в современной РПЦ все епископы носимы на руках социальными элитами.

 

Проповедь Евангелия и в самом деле может вызывать "раздражение и злобу падшего мира". Но в наши времена в нашей стране (и в Беларуси) критика епископов если и бывает - то вовсе не за верность Евангелию, а, напротив, за расхождение с ним. За расхождение цитируемый ими евангельских слов и их жизни.

 

 

***

 

Выношу из комментариев суждение Ирины Хужоковой:

"здравый смысл подсказывает, что заласканные, изнеженные, привыкшие к золоченым одеждам и вкусной еде существа, не в состоянии перенести не только жестокую казнь, но и недостаточно мягкую постель".

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/898494.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-первых, потому что эти же самые аргументы могут во многом быть выдвинуты (и выдвигаются) против моей Церкви.

Да, причем эта аргументация не зависит от степени роскоши которой пользуются клирики. Те же самые молнии праведного гнева я не раз слышала в Нотр Даме, против священников которые ходят в куртках, гоняют в футбол и т д. Им (тем кому подпевает Кураев) всегда мало. Т е на их придирчивый взор, клирики всегда слишком богаты и этим слишком непохожи на апостолов Христа.

Если у клирика нет супердорогих часов, найдутся глаза которые отметят что, например, обувь куплена в каком-нибудь бутике а не в вол-марте (как по мнению критик было бы достойно), до доллара будут знать стоимость машины или спортивного велосипеда, и так далее и тому подобное. Эта критика просто неизлечима "демократизацией" священства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но насчет кардебалета на ахрирейской православной службе это конечно да ... Я помню была в храме РПЦЗ когда туда епископ приезжал и едва сдерживала улыбку во время службы. Ритуальное расчесывание бороды я не запомнила, но трон и ритуальное переодевание точно были. Все это производило впечатление именно какого-то кардебалета. И такое внимание на службе к епископу моему католическому взгляду кажется смешным и странным. (Как всегда режет ухо чрезвычайно частое, прямо-таки назойливое упоминание имен патриарха и епископа на любой православной службе)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...